III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОЛШЕБСТВО ПЕСКА
Крашенинников И.А.
Автор работы награжден дипломом участника конкурса
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Объект исследования: использование песка в творчестве.

Предмет: способы использования песка в творчестве

Цель исследования: исследование использования песка в творчестве.

Гипотеза: если изучить различные способы использования песка в творчестве, то можно научиться самому и научить других, использовать песок для воплощения творческих идей.

Задачи:

  1. Изучить свойства песка

  2. Изучить способы использования песка в творчестве

  3. Научиться использовать песок в творчестве разными способами

  4. Исследовать мнение других людей к творчеству с использованием песка

  5. Научить своих знакомых использовать песок разными способами в творчестве

Методы исследования:

1. Самостоятельное размышление.

2. Изучение научной и публицистической литературы.

3. Работа с информацией из Интернета.

4. Наблюдение.

5. Совместная деятельность в кругу семьи.

Теоретическая значимость исследования: изучение новых способов использования песка в творчестве.

Практическая значимость исследования: научиться самому и научить своих знакомых использовать песок в творчестве.

Податливость песка, его природная магия притягивает с первых минут. Работа с песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. У песка уникальные свойства, и мастер помогает песку проявить его природу, а песок, отвечая взаимностью, помогает выразить его идеи и чувства.

Притягательность песка, конечно, в том, что это живой материал, он движется, «сам создает». Например, в отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга.

Отличительные особенности работы с песком:

- экологичность (песок – естественный природный материал, приятный на ощупь, самоочищающийся, легко пополняющийся);

- терапевтичность (песок успокаивает, расслабляет, массажирует; успешно работают с песком гиперактивные и импульсивные дети);

- динамичность (песок – сыпучий материал, способен быстро принимать различные формы, легко подвергается изменениям по нашему желанию; очень много тактильных манипуляций и заданий можно успеть выполнить за одно занятие и, при этом, нет тревожности, если что-то не получилось – всё легко меняется и исправляется на песочном столе).

Я сделал вывод, что есть такая необходимость в этой исследовательской работе, чтобы познакомить всех одноклассников и знакомых с множеством интересных идей использования песка в творчестве.

Свойства песка

Песо́к — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца (вещество — диоксид кремния).

1. Не сжимаемость. Это свойство позволяет использовать песок для того, чтобы располагать на нем основания. Если измерить давление определенного веса песка на дно стеклянного сосуда, то оно получится равным менее половины веса. При увеличении высоты столба песка, давление не увеличится. Это можно объяснить тем, что при взаимодействии песчинки образуют маленькие своды, которые распределяют давление не на дно, а на стенки сосуда. Это свойство легло в основу применения свай из песка и забивки в них шпуров.

2. Отсутствие сцепления (рассыпаемость). Это свойство сухого и чистого песка не позволяет песку удерживаться в плоскости по вертикали. Однако, естественная рассыпаемость очень мала, угол ее колеблется от 280 до 300. Мокрый песок, наоборот, обладает хорошей силой сцепления песчинок и передает давление на дно сосуда или контейнера.

3. Водопроницаемость. Слой песка любой глубины проницаем для большого количества воды. Это свойство песка используется при создании фильтров. Нужно отметить, что мелкий, слежавшийся песок пропускает воду только до определенной глубины.

4. Равномерность высыпаемости. Через определенное отверстие песок высыпается равномерно, с одинаковой скоростью, которая не зависит от высоты слоя и давления. Для того, чтобы песок высыпался полностью, строительному ящику или коробу придают конусообразный вид. На этом же свойстве песка основана работа песочных часов.

Способы использования песка в творчестве

1. Песочное рисование на световых столах (рис.1) – удивительное рисование на песке. Создание неповторимых шедевров только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art, т.е. «искусство песка». Песок – эта та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта «краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.

Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.

В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности.

2. Картины из песка в бутылках (рис.2)

Бутылки, в которые заключены картины, созданные песочной насыпью – популярный сувенир из жарких стран. Самые частые мотивы: пустыня, пальмы, верблюды, пирамиды, и прочие детали местного колорита. Корни этого искусства на Востоке. Тем не менее, секрет создания таких бутылочек был раскрыт, и теперь любой желающий, посвятив этому делу достаточно времени, сможет создавать не менее привлекательные шедевры.

Для создания такой картины необходимы:• цветной песок• бутылка интересной формы (желательно полностью прозрачная);• проволока из металла

Бутылку стоит тщательно вымыть и высушить. Песок насыпается в горлышко бутылки при помощи воронки. Стоит заранее обдумать нужную последовательность разноцветных слоёв, форму и толщину насыпей.

Каждый новый слой песка аккуратно разравнивается металлической проволокой, и трамбуется.

Естественно, для первых тренировок лучше работать с простыми сюжетами, после того, как Вы будете делать все манипуляции аккуратно и слаженно, можете приступать к сложным картинкам в песке.

Песок необходимо засыпать в бутылку до самого горлышка, а затем закрыть крышку тканью, пропитанной клеем. Обращаться с готовой картиной в бутылке стоит крайне бережно: при любом неаккуратном движении песочные слои могут деформироваться и картинка смажется.

3.Аппликация из цветного песка.(рис.3)

Материальную базу для создания таких картин составляют:

• картонная или бумажная основа под картинку

• однородный, чистый песок разных цветов

• инструменты: кисть, ножницы, ложечка

В рисунках стоит разделить картинку-основу на чёткие секторы, которые можно даже пронумеровать, подписав секторы номерами пакетиков с соответствующим цветом.

4. Картины из песка на переворачивающихся подставках.(рис.4) Нет такого человека, который ни разу в жизни не видел бы завораживающую картинку из песка, в переворачивающейся подставке. При каждом перевороте песчинки вздымаются, и плавно оседают на дне, образуя каждый раз новую картину.

Сама картинка находится в рамке, заключённой в подставку. Внутри рамки (стеклянной либо пластиковой) – пространство, примерно на две трети заполненное глицерином и засыпанное небольшим количеством разноцветного песка. В картинке также есть свободное пространство, необходимое для свободного маневрирования песка.

5.Интерактивная песочница (рис.5) - уникальный и современный продукт на рынке интерактивного оборудования. В интерактивной песочнице используется технология дополненной реальности.

Как устроена интерактивная песочница?

Сенсор для определения глубины, подключенный к компьютеру, замеряет расстояние до песка, специальная программа обрабатывает полученные от сенсора данные и подает проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор, вулканов и многих других поверхностей. В итоге, песочница дает возможность своими руками создать собственный мир, который можно изменить в одно мгновение.

С помощью интерактивной песочницы через игру можно изучать:

• Цифры, буквы и цвета

• Флору и фауну

• Смену времён года

• Смену времени суток

• Строение Земли

• Изучение рельефа и климата континентов

• Строение и поведение водных объектов

• Географию

• Природоведение

• И многое другое

Практический опыт 1

Рисование на световом столе «Закат солнца»

Цель: нарисовать на световом столе закат солнца.

План:

  1. Отсутствие спец. светового стола заменяем на обычное стекло. Стекло укладываем на опоры. Подсветка под стекло – лампа.

  2. На стекло рассыпаем песок, равномерно распределяя его на поверхности.

  3. Включаем классическую музыку и создаем в комнате темноту.

  4. Рисуем закат солнца.

Результат: рисунок из песка закат солнца (рис.6)

Вывод: Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается». Картины плавно можно менять.

Практический опыт 2

Рисунок из песка в стеклянной форме

Цель: создать рисунок в виде волнистых цветных линий.

План:

  1. Подготавливаем прозрачную стеклянную форму и песок разных цветов.

  2. Насыпаем первый слой песка синего цвета и придаем форму волны. Утрамбовываем песок.

  3. Насыпаем второй слой песка желтого цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем.

  4. Насыпаем третий слой песка зеленого цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем.

  5. Насыпаем четвёртый слой песка красного цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем

  6. Насыпаем пятый слой песка белого цвета, сохраняя форму волны. Утрамбовываем

  7. Плотно закручиваем крышку.

Результат: рисунок в виде волнистых цветных линий. (рис.7)

Вывод: При создании рисунка требовалось быть внимательным. Так как при любом неаккуратном движении песочные слои рассыпались и рисунок смазывался и получался нечетким.

Практический опыт 3

Аппликация из цветного песка «Эпоха динозавров»

Цель: создать аппликацию из цветного песка «Эпоха динозавров»

План:

  1. Подготавливаем картинку – основу, песок нужных цветов, кисть, клей ПВА, ложечка.

  2. Выбирается первый сектор для прокраски, и аккуратно, не заходя за границы сектора, прокрашиваем кисточкой в клее ПВА.

  3. На клейкую зону насыпаем песок нужного цвета, а излишки сдуваем, либо аккуратно стряхиваем.

  4. По этому же принципу картинку закрашиваем песком до конца.

Результат: аппликация «Эпоха динозавров» (рис.8)

Вывод: Последовательности выбора секторов для засыпки стоит уделить внимание. Дело в том, что песчинки темных цветов могут приклеиться к секторам более светлых цветов, и картинка будет выглядеть неаккуратно. Чтобы избежать этого, следует сначала приклеить к картине песок темного цвета, а когда он подсохнет, переходить к светлым.

Заключение

Работая над проектом, я познакомился со свойствами песка; изучил способы использования песка в творчестве; научился разными способами работать с песком, воплощая свои творческие идеи; познакомил своих родителей и знакомых с интересными песочными идеями; научил своего четырехлетнего брата способам использования песка.

В процессе рисования песком на стекле вместе с братом я сделал вывод, что песочная анимация как нельзя кстати подходит очень активным детям. Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию, успокаивается и получает удовольствие. Рисунок в стеклянной форме и аппликацию из песка для брата я выбрал самую простую, для своих одноклассников я рекомендовал бы рисунки повышенной сложности.

Волшебство песка очень увлекает и затягивает, от своего труда я получил огромное удовлетворение. Непременно буду делиться полученным опытом с одноклассниками и друзьями и воплощать свои новые творческие идеи.

Список литературы

1. Д. Купер, Р. Теймз, М. Линкольн и др. Большая энциклопедия почемучек. – М.: Росмэн, 2002.- 200 с.

2. М. С. Голицын. Сокровища Земли. – М.: Астрель, 2004.- 406 с.

3. Картины из песка на сайте proapplikatsii.ru

4. Песочная терапия на сайте ndou195.ru›index. php…

5. Истории на песке на сайте infourok.ru

Приложение

Рис. 1. Световой стол

Рис. 2. Картина из песка

Рис. 3. Аппликация из песка

Рис. 4. Картина из песка на переварачивающейся подставке

Рис. 5. Интерактивная песочница

Рис. 6. Закат солнца

Рис. 7. Рисунок из песка

Рис. 8. Аппликация из песка