III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОРОНЕЖСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
Невзорова С.С.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А все потому что, игрушки рождались в труде, а учил их выполнять великий мастер - природа. Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их - более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове - парики-прически из глиняных или деревянных бусинок…

Самые ранние игрушки были примитивны, обобщены. Из чего же их делали? Да из того материала что был под рукой: из веток, камня, плодов, цветов, хлебного мякиша, соломы, глины, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. В колыбель ребенку клали куклу – «оберег», считая, что она охраняет покой ребенка, его сон. Символические куклы сопровождали некоторые праздники и обряды: Масленица, Троица. А еще в старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты красивой куклой в современные годы? Самые древние игрушки России датируются 10-15 вв. и найдены на территории древних русских городов - Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. В дореволюционной России сложилось несколько центров изготовления игрушек, которые существуют и развиваются до сих пор. Там имеются специальные ремесленные мастерские, где работают мастера разных профессий.1

1. 1 Актуальность исследования: В последнее время меня заинтересовала тема народных промыслов, а точнее русская народная глиняная игрушка. Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что, она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа, своей области, своей малой родины.

Если попросить вспомнить известные игрушки, то любой назовет дымковскую глиняную игрушку, обязательно каргопольскую игрушку, не забудут о хлудневской и романовской игрушках, кожлянской и плешковской. Но никто не назовет воронежскую игрушку. Хотя это и неудивительно, ведь её сложно найти на выставках художественных промыслов, в галереях и арт-салонах, в продаже. Даже в Воронежском краеведческом музее никакого собрания воронежских глиняных игрушек в начале 1990-х годов не значилось.2

Я выполнила исследовательскую работу на тему «Воронежская глиняная игрушка»

1. 2

Целью моей работы является изучение особенностей образов народной игрушки Воронежской области.

1. 3

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить творчество народных мастеров Воронежской области;

  • учиться работать с информацией;

  • изучить технологию изготовления глиняной игрушки;

  • самостоятельно слепить игрушку и расписать её узорами;

  • изготовить буклет «Глиняная игрушка своими руками».

  1. 4

Методы исследования: обзор литературы, периодической печати, сайтов сети Интернет по теме исследования; интервьюирование.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1

Несмотря на это, такая глиняная игрушка существовала, с присущими ей сюжетами, своеобразными орнаментами и формами. К настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты. Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки и т.д. Это говорит о том, что игрушка изготовлялась локально, но не стала промыслом. Но она была! В статье коллекционера Н. Валукинского "Глиняные игрушки" за 1925 год представлена некая информация об исследованиях игрушки в Воронежской губернии: "В 1913 году удалось найти коллекцию игрушек чрезвычайно содержательных. Одна из них изображала пахаря за сохой, вторая – странника, третья – гончара за станком. Лучше всего выглядела барыня, из животных интересен олень, козел, корова, бык. Краски самые разнородные и удачно подобраны".

В настоящее время в Воронежской областимастером изготовления глиняной игрушкиявляется Арефьева Галина Ивановна

Галина Ивановна посвятила много лет изучению традиционной глиняной игрушки Воронежского края, провела большую исследовательскую работу.Умело сочетая традиционные принципы изготовления народной игрушки с авторским видением создала свою узнаваемую характерную звонкую игрушку.

2. 2

Сегодня у неё немало талантливых учеников, всерьез увлечённых искусством «потешного промысла», получившего право называться «арефьевским». Одна из которых проживает и работает в Калачеевском районе. И зовут её Ольга Николаевна Козинина. С 1996 года она занимается возрождением народной глиняной игрушки Воронежской области. Игрушки О.Н. побеждали на Международном фестивале в Италии. В газете «Калачеевские зори» за 2004г напечатана статья «Юные дарования», в которой говорится о выставке работ учеников О.Н. Козининой.3 Мне приятно, что 2 года я занимаюсь у знаменитого мастера.

2. 3 Сведения о Воронежской глиняной игрушке

Детская игрушка-явление необычно яркое, самобытное, вечное. Глиняная игрушка лепилась и лепится во многих районах России. Ее происхождение уходит вглубь веков. В прошлом игрушка имела культовый смысл. Женские фигурки символизировали мать-природу, а изображения птиц, коней и прочих зверей отождествлялись с образами солнца, воздуха, земли, воды и других жизненных понятий. На территории Воронежского края не было мастеров, которые бы занимались исключительно лепкой игрушки. У нас, как и повсюду, изготовление посуды гончарами, сопровождалось изготовлением простой игрушки свистульки для себя забавы ради. К сожалению, наша игрушка не приобрела устойчивых приемов, большого числа образов и сюжетов. Но все-таки остались историко-этнографические данные о существовании воронежской глиняной игрушки, зарисовки 8 образов начала ХХ века.

Из книги Г.И. Арефьевой: «На Воронежской земле не осталось в живых ни одного мастера, носителя живых традиций, который передал бы нам все свое мастерство. Мы почти не знаем, или знаем приблизительно, по письменным источникам, как готовилась глина, при каких условиях шел обжиг, как приготовлялась природная краска и самое главное, какими техническими приемами владели наши предки-мастера. Мы можем только все это домыслить».

Игрушка лепилась локально в 9-12 местах гончарного промысла Воронежской губернии. Об этом сообщает Н. Валукинский, историк и исследователь Воронежского края от 1925 г. в статье «Глиняная игрушка» (Выпуск 1, сборник Воронежского историко-культурного музея). В 1975 году в Ленинградском издательстве «Искусство» вышел в свет знаменитый альбом И. Я. Богуславской «Русская глиняная игрушка» из коллекции Г. Костаки. И в этом альбоме под номерами 9 и 10 были показаны две наши воронежские барыни. Их отличают теперь уже известные и ни на какие другие стили и промыслы не похожие головные уборы, условно называемые капоры, со спирально закрученными концами. Спирали – это символ космической силы. Это же подтверждает воронежский краевед и коллекционер М. Болгов в статье «Исчезнувший мир воронежской глиняной игрушки», помещенной в интернете в разделе «Народное искусство». Он пишет, что им установлены следующие факты: на дореволюционной антикварной открытке № 18 из собрания «Императорского Московского и Румянцевского музея. Галерея типов Дашковского этнографического музея. Серия 1: Русское племя. Воронежская губерния». Изображены «великорусы – мужчина и женщина в крестьянских костюмах Воронежской губернии. А перед ними на полу – целая россыпь глиняных игрушек воронежских гончаров! Там и наши барыни в капорах и «рогатых» головных уборах, в кокошниках…».

В основе нашей воронежской игрушки – удлиненная круглая форма, полая внутри, которая, подчиняясь материалу, приобрела плавные, мягкие, округлые очертания. Игрушка имеет три или четыре точки опоры, в зависимости от образа. Характерная деталь игрушек – руки в виде лапы, которые крепко обнимают детенышей или птенцов. Такие же архаичные «руки – лапы» в изображении воронежской барыни из альбома И. Я. Богуславской. Своеобразный декор у наших игрушек, который наносится по влажной глине стеком. Это дополняет основную пластику формы, подчеркивает ее выразительность. Известно, что если у глиняной фигурки животного есть что-то такое, чего у реального животного нет, то это уже не просто игрушка для детей, а ритуальное изображение древнего духа. Например, у воронежского “козла” целые две бороды, и как-то по-особому заплетены рога, это образ духа нивы. Наши предки знали о его присутствии на засеянном поле, и когда косили урожай, то, соблюдая обряд, чтобы не поранить острой косой ноги своему духу нивы, всегда оставляли клочок поля нескошенным. А с наступлением холодов, когда дух нивы уходил в свое зимнее жилище, этот клочок поля скашивали и сжигали, и крестьянская нива тем самым от всяческих козней злых духов очищалась. Нанесенные на глиняную игрушку космические солярные знаки говорили о том же: это не просто “конёк”, “козлик”, “барынька” или “птичка”, а некое высшее существо, в этом образе воплощенное и используемое для всяческих ритуальных или магических действ.4

Основные сведения об игрушках из разных центров.

Игрушка

Содержание

Технология росписи

Цвета/яркость

Московские

Птицы, кони, бараны, погремушки, медведи, скоморохи-гудошники

орнаменты в виде полос, крестов, овалов и кругов

Темно бурый цвет

Орловские

Бабы, звери

Орнаменты из пятен и крестов

На буром фоне синие, черные, красные краски

Воронежские

Барыни

пересечение вертикальных, горизонтальных и диагональных линий

На светлом фоне коричневые и красные краски

Курские

Бабы, звери, всадники

пересечение вертикальных, горизонтальных и диагональных линий

На светлом фоне темно-фиолетовая, серая и желтая краски

Скопинские

Всадники и медведи

нет

Зеленая, желтая или коричневая краски

Вырковские

Миниатюрные изображения людей

нет

Светло коричневая полива, желто-зеленые затеки

Жбанниковские

Люди и звери

ряды и полосы «тропочкек-дорожечек», ряди и полосы, отпечатанные штампиком из губчатого гриба

оранжевая, темно-вишневая, черная краски

Липецкие

Военные, дамы, домашние животные, птицы, всадники

разбросанные полосочки

Желтая, Желто-зеленая с красными затеками полива – фон; серебряная краска (алюминий) - роспись

Абашевские

Всадники, дамы и птицы

детали, выполнены бронзой или алюминием

Красно-коричневая эмаль – фон; Бронза и алюминий – роспись......

Каргопольские

Люди и звери

Часто раскрашивается только лицевая сторона; три приема росписи:

-сплошная окраска отдельных частей;

-комбинация из пятен;

- сочетания прямых и волнистых линий и штрихов в виде своеобразного геометрического узора.

Розовая, зеленая. Сиренево-синяя. Желтая, оранжевая, красная краска

Филимоновские

Свистульки: барыни, солдаты, крестьяне, звери

Орнаменты, составленные из крестов, точек, полос, кругов, овалов, треугольников, звезд

Розовая, зеленая, сиренево-синяя, желтая, оранжевая, красная краска

Тульские

барыни, няни, кормилицы, монахи, военные, дамы

Белый, чуть розово-желтоватый фон; малиново-красные, зеленые, желтые, синие и фиолетовые краски

нежные пастельные тона – палевые, сиреневые, розовые, серые, зеленоватые, голубые.

Дымковские

барыни, няни, гуляющие и танцующие пары, ковалеры, птицы, звери

Роспись исполнялась по меловому грунту; красками малинового, зеленого, темно-синего, желто-оранжевого, голубого, сиреневого, палевого, желтого, красного цвета

Небольшие круги, овалы, полосы, клетки, очки, описанные теми же красками составляют разные узоры

2. 4 Секрет приготовления материала от О.Н. Козининой

Процесс приготовления «гадкого утенка» в «прекрасного лебедя» довольно трудоемкий проходит в несколько приемов. Сначала добывается глина, потом её надо замочить, развести до консистенции сметаны, процедить через мелкое сито. Затем начинается тяжелая физическая работа – глину необходимо отбить причем так тщательно чтобы внутри массы не осталось ни одного воздушного пузырька. «Сбитая» глина хранится в герметической таре. Чем дольше она так «томится», тем становится податливей и послушней. Такой процесс называется «мучить» глину5

2.5 Игрушка «Каляда» (вождение козы)

Ряженье в обрядовом фольклоре Воронежской области представлено в течение всего календарного года: на Масленицу, на Троицу, на Петров день. В селе Титарёвка Кантемировского района записаны сведения об игровом «шествии с козой». К роготулине прибивали поперечную палку, на неё вешали «бороду», одевали козу, украшали. Две-три женщины водили козу от дома к дому и пели колядки. За женщиной шёл «хвост» из всех присоединившихся. Обходя деревню, колядовали и собирали подарки. Коза «брухалась», пугая детей. В святочной игре коза падала на землю, умирала, если ей не давали подарки. Касаясь рогами земли, коза как самое плодовитое животное должна была вызвать плодородие земли и передать силу своей плодовитости растениям. Последний обряд был записан в 1956году. В 2011 году фольклорная группа под руководством Саши Самотягиной воспроизвела этот красивейший игровой обряд вместе со зрителями на весеннем фольклорном празднике.6

2.6 Этапы изготовления глиняной игрушки:

  1. Делаем основу для козы

  2. Из основы лепим конус

  3. Делаем основу для девушек

  4. Лепим девушек

  5. Примеряем девушек к козе

  6. Приклеиваем девушек к козе

  7. Разглаживаем швы

  8. Разглаживаем влажной губкой неровности

  9. Делаем заготовки для рогов козы, фартука, рук девушек и булочек

  10. Приклеиваем рога к козе

  11. Приклеиваем руки

  12. Готово. Девушки держат козу

  13. Приклеиваем фартук.

  14. Раскрашиваем игрушку

3. ВЫВОДЫ

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Благодаря стараниям мастеров, которые тщательно изготавливали игрушки, можно узнать очень много интересного о технологии, по которой их создавали, и даже, иногда, о предназначении.

Каждое изделие народно-прикладного искусства несет в себе добро, радость, воспитывает эстетический вкус и уважение к национальной культуре.

  • Увидев и изучив настоящие работы мастеров, можно тоже научиться выполнять подобные работы в школе и дома. Наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться красотой всего, что нас окружает, получайте радость и пользу от сделанного своими руками. Глиняные игрушки имеют обобщённую форму.

  • В росписи игрушек присутствуют солярные знаки, которые несут глубокий символический смысл.

  • В древние времена игрушки использовались не забавы ради. Они были участниками древних обрядов.

  • Им приписывали особую силу: оберегать людей от всякого зла.

  • Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Результатом моего исследования стала игрушка, сделанная своими руками.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежи

4. ЛИТЕРАТУРА

  1. Арефьева Г. И «Воронежская керамическая игрушка»

  2. Богуславская И. Я. «Русская глиняная игрушка»

  3. «Калачеевские зори», 2004г

  4. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

  5. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.

Приложение 1.

Игрушки разных центров

 

Рис. 1. Воронежские барыни. Нач. XX в. Воронежская губерния. Белая глина, росписьАльбом И.Я. Богуславской "Русская глиняная игрушка

Приложение 2

Мастера Воронежской глиняной игрушки

 

2.1Галина Ивановна Арефьева – народный мастер Воронежской области, вот уже много лет возрождающая воронежскую "заманку", так называли в старину детскую игрушку.

 

2.2 Козинина Ольга Николаевнамастер изготовления глиняной игрушки

Приложение 3

Лепка игрушки «Каляда» (вождение козы)

 

3.1. Делаем основу для козы

Из основы лепим конус

 

3.2 Делаем заготовки для девушек

 

3.3 Девушки готовы

 

3.4 Приклеиваем девушек к козе

 

3.5. Разглаживаем швы

 

3.6. Разглаживаем влажной губкой неровности

 

3. 7.

Делаем заготовки для рогов козы, фартука, рук девушек и булочек

 

3.8.

Приклеиваем рога к козе

 

3.9. Готово. Девушки держат козу

 

3.10. Приклеиваем фартук.

 

3.11. Готовое изделие

 

3. 12. Готовое изделие в цвете

1 (4, 3)

2 (1, 4)

3 (3, 6)

4 (1,8)

5 (3,10)

6 (1, 11)