III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
Орлов М.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 Введение

Удивительно, но среди огромного количества всевозможных видов конструкторов, а также готовых, даже начиненных сложными механизмами и микрокомпьютерами, моделей больше всего привлекает именно Лего. Все равно Лего!

Я точно знаю, что сегодня лего-конструированием увлечены не только ребята моего возраста (сейчас мне 10 лет), но и дети гораздо более младшего возраста, и, с другой стороны, уже совсем взрослые люди. К слову, с удивительным миром Лего меня более шести лет назад познакомила никто иной как моя родная бабушка. И, более того, именно она научила меня бережно и внимательно относиться к этому конструктору. Воспринимать его ни как бестолковую забаву, игрушку «на час» и тому подобное, а как бесконечную перспективу возможностей: от создания авторских моделей до нетрадиционного применения Лего, например, для создания анимации…

Именно в этом я вижу актуальность выбранной мной темы – формированию принципиально нового отношения к лего-конструированию. Не только как «простой игрушке», а как к чему-то гораздо большему, не имеющему границ источнику вдохновения и реализации идей.

Отсюда, кстати, возникает гипотеза: лего-констуирование – один из лучших способов развития современной личности, потому что это универсальный инструмент для творчества. Не важно – ребенка или взрослого!

Цель моей работы: С помощью изучения истории создания Лего, сравнения с другими видами конструкторов, а также собственного конструирования и иного прикладного использования Лего доказать выдвинутую мной гипотезу.

Предмет изучения: Лего-конструкторы.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения Лего

2. Сравнить Лего с другими видами конструкторов

3. Определить наиболее востребованные опции Лего-конструирования с помощью инструментов сети Интернет (поисковой системы Яндекс и видеохостинга YouTube)

4. Провести эксперименты

5. Обработать полученные данные и сделать выводы

Методы решения поставленных задач:

1. Поиск и анализ информации

2. Наблюдение

3. Исследование

4. Получение выводов

Мне кажется, моя работа будет иметь практическую значимость, поможет изменить отношение к лего-конструированию – научит воспринимать Лего не только как отличную развивающую игру, но и как универсальный инструмент для творчества без границ.

Глава 1. Все, что хотелось бы знать о Лего

1.1. История создания Лего

Эра Лего началась в далеком 1932-м году, когда рядовой плотник Оле Кирк Кристиансен открыл маленькое предприятие по производству бытовых изделий из дерева и, в том числе, деревянных игрушек. Спустя два года, в 1934-м году, Кирк зарегистрировал торговую марку LEGO, что означает с датского «leg» - «хорошо», а «godt» - «играю». С более древней латыни «lego» переводится как «я учусь».

До 50-х годов прошлого столетия фирма Кристиансена изготовляла в основной своей массе деревянные модели и блоки. Технологии совершенствовались, и вот блок с креплениями, похожими на маленькие округлые шипы, производства 1958-го года выпуска стал таким же, каким его знают современные дети!

К слову, примерно в это же время детали Лего стали делать из специальной «органической» пластмассы, абсолютно безопасной и нетоксичной. Вероятно, в том числе и поэтому лего-конструкторы такие дорогие.

Сегодня почти десять тысяч человек трудятся над созданием конструкторов на 37 предприятиях Лего. Ежегодно появляются все новые и новые наборы конструкторов и человечков на самые разные сюжеты. Совершенные конструкторы продаются в 130-и странах мира! В самой Дании в небольшом городке Биллунде с 1968-го года с успехом функционирует уникальный парк отдыха Legoland.

1.2. Отличие конструкторов Лего

от других видов конструкторов и техник моделирования

Как видно, из истории возникновения, к своему глобальному успеху Лего пришло не сразу. Конечно, сейчас каждый от мала до велика в любой точке нашей планеты с вероятностью 97% знает, что из себя представляют эти конструкторы, из каких основных элементов они состоят. Почему они так популярны, породив бесчисленное множество подобных аналогов-«подделок»?

Предположу, что секрет не только в исключительном качестве деталей, постоянном обновлении и усовершенствовании ассортимента, или классной рекламе. Все дело в сути, в том, для чего собственно это Лего создавалось.

Прежде всего, Лего – это игрушка-конструктор. Кроме Лего существует с десяток других видов конструкторов1. Они окружают нас с самого раннего возраста, начиная с простейших пирамидок и кубиков. Конструкторы могут быть сделаны из пластика, металла, дерева, состоять из комбинированных материалов, даже включать в себя микрокомпьютеры и другие сложные механизмы и детали, состоять из нескольких цветов и т.д. Также, в одном случае подразумевается сбор модели в команде (два-три и более детей), а в другом это может быть индивидуальная игра (когда конструктор собираю только я один). Но всех их объединяет главное – конструирование, создание предложенной автором модели. Например, мозаики определенного узора в соответствии с предложенным авторами образцом.

Лего так же, как и остальные конструкторы, предлагает мне создать, то есть сконструировать определенную модель на определенный сюжет. К

_______________________________________________________________

1 Приложение I

деталям, для удобства сборки разложенным по пронумерованным пакетам, прилагается подробная инструкция… Почему же тогда, Лего так интересно и никогда не надоедает.

Думаю, ответ в универсальности лего-конструкторов. Я сам очень быстро понял, что каждый из наборов можно комбинировать друг с другом. Из Лего можно собрать такие объекты, как транспортные средства, здания, движущихся роботов. Все, что построено, можно потом разобрать, а детали использовать для создания, например, собственных авторских моделей и объектов.

Благодаря информации из популярной виртуальной энциклопедии Wikipedia узнал очень интересный факт: к 50-летию изобретения конструктора была выпущена коробочка с шестью разноцветными кубиками 2х4, то есть с восемью шипами каждый, которые можно соединить между собой 915 103 765 способами. То есть, это почти миллиард комбинаций!

Ни один из каких-либо других видов конструкторов и техник моделирования на сегодняшний момент не может «предложить» мне что-то подобное.

1.3. Лего-конструирование

как универсальный способ развития детей и взрослых

О пользе лего-конструкторов для развития можно говорить бесконечно. Это и:

  • развитие мелкой моторики рук, что оказывает непосредственное влияние на развитие речи и умственных способностей;

  • развитие и совершенствование структурно-логического мышления, что помогает выстраивать объемные конструкции, и, кроме того, разбираться в схемах, инструкциях;

  • развитие настойчивости, усидчивости и внимательности, ведь сборка различных деталей в одно целое – дело непростое;

  • наработка таких ценных качеств характера, как терпение, спокойствие, умение переносить неудачи;

  • стимуляция в игровой форме образного, логического мышления, развитие памяти;

  • реализация мыслей и фантазий, ведь конструктор не ограничен никакими рамками, поэтому можно легко сотворить самые разные формы и объекты;

  • обучение четким последовательным действиям – при необходимости соблюдать инструкцию;

  • возможность создавать неповторимые фантазийные проекты.

К слову, мне мои лего-конструкторы никогда не надоедают и позволяют примерить на себя роль великого изобретателя-конструктора. И, мне кажется, таких, представляющих себя инженерами-конструкторами – любителей лего, немало.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Методы и материалы исследования

Практическая часть моей работы представляет собой два основных блока:

Блок 1 – применение поискового метода для определения наиболее популярных и востребованных опций лего-конструирования при использовании инструментов сети Интернет (поисковой системы Яндекс и видеохостинга YouTube). Результаты применения методов представлены в диаграмме и сводной таблице.1

Блок 2 – проведение экспериментов на предмет подтверждения универсальности применения лего-конструкторов в нашей жизни.2

________________________________________________________________

1 Приложение II и III

2 Приложение IV и V

2.2. Определение наиболее популярных опций лего-конструирования

Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что конструкторы Лего это отнюдь не только качественный набор деталей и механизмов для развития детей. Еще раз повторюсь, что Лего любят и почитают люди всех возрастов, привычек, уровня образованности и так далее.

Более того, в подтверждение своей гипотезы (о том, что на собирании различных моделей заканчивается отнюдь НЕ весь интерес к Лего) я попытался проанализировать, что же мы «хотим» от Лего с помощью инструментов сети Интернет. К сети Интернет я обратился потому, что на сегодняшний день только этот источник информации мне видится наиболее исчерпывающим, а значит, максимально достоверным в своих результатах.

В поисковую систему Яндекс я набрал запрос «лего», при этом исключил рекламный директ. Запрос выдал мне 163 000 000 результатов, при чем за месяц (с 01 по 24 февраля 2017 года) – более 5 000 000 результатов-упоминаний, из которых четко выделилось 4 «лидера» списка:

1 лидер – официальный сайт lego.com

2 лидер – сеть сертифицированных магазинов Lego

3 лидер – Игры Лего Онлайн

4 лидер - Видео, посвященные Лего

Видео меня особенно заинтересовало, и я обратился к другому популярному инструменту сети Интернет – видеохостингу YouTube, где получил следующие впечатляющие результаты. В поле поиска я набрал «лего-мультфильм». Видеохостинг предложил мне к просмотру 13 200 000 видео-анимаций, созданных как профессионалами по заказу корпорации Lego, так и непрофессионалами! То есть такими же, как я!

23 февраля 2017 года сузив запрос в поиске видеохостинга до варианта «лего-мультфильм на военную тематику на русском» я получил следующие результаты. Но, хочу принять во внимание, что предложенный топ-список посредством YouTube лего-мультфильмов, скорее всего, изменчив и не стабилен. Например, зависит от даты запроса – 23 февраля мы празднуем День защитников Отечества. И, вероятно, это повлияло на полученные результаты.

Итак, топ-3 лего-мультфильмов на военную тематику, снятых непрофессиональными мультипликаторами:

1. посвященные Сталинградской битве – 2 анимации – с количеством просмотров 4 839 203 и 2 379 977;

2. посвященные другим эпизодам Великой Отечественной войны – 3 анимации – с количеством просмотров 1 974 601, 1 009 037 и 278 804;

3. проект S.T.A.L.K.E.R. – 5 анимаций и более – с количеством от 100 000 до 1 000 000 просмотров.

2.3. Эксперименты

Запросы о Лего в сети Интернет, а также подробное изучение данной темы помогли мне провести собственные эксперименты.

Первый эксперимент: из 56-ти хаотично выбранных деталей Лего (из разных комплектов конструкторов) я решил создать 5 отличных друг от друга объектов.

Отмечу, что на сбор каждого объекта мне понадобилось не более 5-7-ми минут. Вывод: универсальность деталей лего-конструктора позволяет легко создавать все новые и новые модели. Все зависит только от широты собственной фантазии.

Второй эксперимент, технически более сложный, заключался в создании собственного лего-мультфильма.

В ходе сбора информации о Лего, мне стало известно, что на сегодняшний день созданием авторских лего-мультфильмов увлечены миллионы людей самых разных возрастов по всему миру.

Для лего-мульфильмов, в основном, применяется метод stop-motion, что в переводе на русский означает «покадровая съемка», то есть каждый фильм состоит из ряда фотографий, которые незаметно для глаза меняются и создают эффект плавного движения реальной жизни. Точно так же, например, снимаются кукольные мультфильмы.

Я, ввиду отсутствия навыков применения stop-motion, использовал обычную видеосъемку и собственный закадровый голос. Таким образом, на создание лего-мультфильма мне понадобились:

1. два съемочных дня;

2. подготовка, комплектование, расположение и использование реквизита (сбор и разбор объектов Лего в зависимости от сюжетной линии);

3. помощь друзей.

Мной было отснято более двух часов видеоматериала, из которого было «смонтировано» 3 серии продолжительностью 3 мин.20 сек., 7 мин.16 сек. и 7 мин. 22 секунды.

Бесспорный и очевидный плюс моего второго эксперимента заключается в полученном абсолютно новом опыте. Лего-конструирование помогло ощутить себя в совершенно новом, необычном для себя статусе – в роли аниматора-режиссера-оператора-актера! Было очень здорово!

Минус – надо признать, мой лего-мультфильм получился статичным. Я понял, что покадровая съемка или stop-motion, несмотря на всю свою трудоемкость, для создания лего-анимации дает более зрелищный, динамичный и тот самый «живой» эффект. Поэтому, возможно, в будущем буду применять именно этот метод.

Заключение

В рамках работы над проектом, посвященном лего-конструированию как универсальному инструменту для творчества, и обработки полученных данных в ходе практической части мной были сделаны следующие выводы:

1. в первую очередь конструкторы Лего используются по их прямому назначению, то есть как наборы деталей и элементов для создания моделей объектов по предложенным в наборах инструкциям и, параллельно, способствуют нашему умственному и физическому развитию;

2. возможно, идею применения Лего как универсального инструмента для творчества неосознанно предложили сами разработчики и авторы лего-конструкторов. Согласно информации виртуальной энциклопедии Wikipedia с начала 2000-х годов корпорация LEGO значительно расширила поле своей деятельности – наиболее успешными проектами стали создание компьютерных игр и мультфильмов (в виде сериалов и полнометражных анимаций). Со временем созданием собственных «самодельных» лего-мультфильмов увлеклись и по-прежнему увлекаются миллионы людей самых разных возрастов во всем мире, причем делают их на высоком технологическом уровне;

3. предположу, что в будущем лего-конструирование станет еще более универсальным инструментом для творчества. В особенности, будет востребована его прикладная составляющая. Уже сегодня, используя основные детали и элементы Лего, мы создаем и применяем в быту небольшие многофункциональные емкости под различную домашнюю утварь, делаем подставки под книги и гаджеты…

Настоящим открытием для меня стала информация о том, что в 2013-м году был запатентован особый лего-кирпич – по внешнему виду ни чем не отличающийся от стандартного кубика Лего, но с составом и размером обычного глиняного кирпича. Это новейший строительный материал, который все чаще применяется для возведения каменных домов и коттеджей!

Таким образом, с полной уверенностью могу сказать, что если на начальном, ознакомительном, этапе мы воспринимаем лего-конструирование как качественную развивающую игру, то, в дальнейшем, отношение к Лего меняется, становится более серьезным. И мы начинаем четко осознавать, что этот вид конструирования настоящая творческая кладовая.

Библиографический список

1. Злаказов А.С. Уроки ЛЕГО-конструирования в школе: методическое пособие / А.С. Злоказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

2. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

3. Машины, механизмы и конструкции с электроприводом. ПервоРобот LEGO WeDo. Книга для учителя. – М.: ИНТ.

4. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду М.: ТЦ Сфера, 2012

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/LEGO

6. http://ideas4parents.ru/rub_mamina_shkola/lego/prosto-pro-lego/lego.html

7. http://womenmag.ru/articles/kakova-polza-konstruktorov-lego

8. http://www.domovodstvo.kiev.ua/index.php/sovetyroditelyam/56-fizicheskoevospitanie/2284-polza-konstruktorov-lego-v-razvitii-rebenka

9. http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/post205365692

10. http://stopmotion.ucoz.ru/index/interesnoe_o_stop_motion/0-11

11. http://lego-video.ru/lego-stati/prakticheskoe-primenenie-lego-voprosi-soveti-rasskazi.html

Приложение I

Виды конструкторов

(случайная выборка по типу материала)

бумажные

деревянные

резиновые

пластмассовые

металлические

магнитные

электронные

поролоновые

пластиковые

мозаика

классические конструкторы Лего

Приложение II

Результаты запроса «лего» в поисковой системе Яндекс сети Интернет

Лидеры выпадающего списка (без рекламного директа):

1 лидер – официальный сайт lego.com

2 лидер – сеть сертифицированных магазинов Lego

3 лидер – Игры Лего Онлайн

4 лидер – Видео, посвященные Лего

Приложение III

Результаты запроса «лего-мультфильм на военную тематику на русском» посредством видеохостинга YouTube сети Интернет

23 февраля 2017 г.

Описание, скрин выборочно

Кол-во анимаций

Кол-во просмотров

посвященные

Сталинградской битве

2

4 839 203

2 379 977

посвященные другим эпизодам Великой Отечественной войны

3

1 974 601

1 009 037

278 804

проект S.T.A.L.K.E.R.

5

от 100 000 до 1 000 000

Приложение IV

Результаты эксперимента I:

из 56-ти хаотично выбранных деталей Лего (из разных комплектов конструкторов) мной создано 5 отличных друг от друга объектов.

описание

фото

Станция 1

 

Летательный

аппарат 1

 

Летательный аппарат 2

 

Спутниковая тарелка

с пультом управления

 

Станция 2

с секретным входом

 

Приложение V

Результаты эксперимента II: создание лего-мультфильма

описание

скрин

гиперссылка

1 серия

 

https://www.youtube.com/watch?v=e2RuCOqInaI&t=127s

2 серия

 

https://www.youtube.com/watch?v=I78gqKuenGs&t=7s

3 серия

 

https://www.youtube.com/watch?v=zCGQBGFEPro