III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С БЕРЕСТОЙ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ
Смыслова Е.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Моё любимое место на земле – деревня Силач в Челябинской области, где живут мои бабушка и дедушка. Все своё свободное время: выходные, праздники и каникулы моя семья проводит там. Мой дедушка, Рафит Закирович Юсупов, коллекционирует предметы старины: прялки, тканые коврики, крынки, самовары, даже угольный утюг и многое другое. Так же он охотник. Сам делает чучела животных. Для своей коллекции он строит дом – музей. Дедушка очень интересный рассказчик. Он может рассказать много историй из своей жизни про жизнь в деревне, местные традиции, охоту и животных. Я его очень люблю.

Мне захотелось внести свою лепту в создание нашего семейного музея. И мы с педагогом решили сделать музейный экспонат, используя традиционные народные ремесла.

Поэтому, я с радостью отнеслась к предложению моего педагога, Натальи Николаевны, сделать кукольную композицию из бересты, используя забытую традиционную технику – термическую обработку бересты. В ходе работы пришла идея изменения формы кукол. В результате, была сформулирована основная проблема исследовательской работы – модернизировать традиционную технику обработки бересты. По словарю, модернизация – это изменение, переход от традиционного к современному, отвечающему новым требованиям.

Для решения поставленной проблемы нами была изучена литература и Интернет - источники по данной теме. Оказалось, что традиционные подходы к термической обработке бересты хорошо изучены и описаны: как определить качество поделочного материала, какую температуру задавать и какие инструменты использовать… А вот подходы к современному использованию термически обработанной бересты скудны и мало описаны. Таким образом, нам предстоит обобщить теоретический материал и предпринять попытку собственного подхода к изготовлению кукол из бересты.

Актуальность темызаключается в том, чтов наше время развитых технологий очень ценно возрождение забытых народных промыслов и их модернизация для применения в современном мире.

Объект исследования – термическая обработка бересты.

Предмет исследования – кукольная композиция из бересты с использованием природного материала.

Целью моей работы стала модернизация традиционной техники работы с берестой при изготовлении кукол.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю создания игрушки из бересты.

2. Изучить свойства бересты.

3. Приобрести навыки работы со специальными приборами и приспособлениями для изготовления кукольной композиции из бересты.

4. Подобрать материалы для декорирования.

Таким образом, гипотеза моей работы заключается в том, что береста может использоваться для изготовления игрушек и кукольных композиций.

Методы исследования и эксперименты – изучение, анализ истории художественной обработки бересты, метод наблюдения, практическое применение навыков в декоративно - прикладном творчестве.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в результате теоретической и практической работы данные, могут быть использованы для дальнейшего изучения техники термической обработки бересты с целью использования бересты в дизайне помещений.

  1. Теоретические основы работы

    1. Свойства бересты

Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь ногой – мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой останется береста. Береста – наружный слой коры берёзы. Отличается чистым белым наружным слоем с продольными чёрточками – чечевичками.

Береста использовалась людьми с давних времён, поскольку славяне знали об её удивительных свойствах: ею одевались, в неё обувались, расчёсывались, на ней спали и хранили продукты питания.

Люди давно заметили долговечность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний венец рубленой избы, чтобы в него не проникала сырость. Она была незаменима для изготовления домашней утвари: туеса, плетёные берестяные лукошки, короба. В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, позволившие ученым заглянуть в далекое прошлое. И конечно, из бересты делали художественные поделки - игрушки для детей.

Собирается береста топором или острым ножом с упавших стволов берёзы или высохших деревьев. После сбора кора остается прочной и невредимой ещё длительное время. Берёзе свойственна эластичность и прочность, красота и доступность. Чтобы береста сохраняла свою эластичность, её надо хранить в помещении с большой влажностью. Так же береста применяется в лечебных целях. На Руси говорили, что береста забирает боль и даёт здоровье.

Береста легко расслаивается, что дает различные цветовые оттенки и облегчает работу при вырезании деталей. Она хорошо держит клей. Так же береста поддаётся термической обработке при кипении воды, в результате которой она скручивается. Благодаря этому свойству бересты, из пластин собирают модули, которые сохраняют форму длительное время.

  1.  
    1. Использование бересты

Рассмотрим применение бересты в изготовлении игрушек.

В литературе сохранилась информация о детских берестяных игрушках – погремушки Шур-шар и Шаркунок. Они представляли собой коробочку из трёх (шести) пар одинаковых пластин и имели форму куба. Креплением служили скрученные в горячей воде концы пластин. Внутрь клали горох или камушки. Эти старинные игрушки – обереги появились в России и были очень популярны.

Используя это свойство бересты – скручивание при нагреве, мы решили сделать кукольную композицию для семейного дома-музея.

С куклами и всей композицией пришлось долго работать. И здесь большая помощь пришла не только от моего педагога, но и от всей моей семьи. Это было здорово! Папа делал раму, мама помогала делать сложную работу, дедушка выделил одну из своих рыбацких сетей, а бабушка дала мешковину. Младший брат поддерживал морально.

Мы хотели не только повторить эту забытую технику, но и внести что-то своё. Решили, что форма кукол будет приближена к человеческому телу – одну пару пластин, из которых собирается модуль, мы сделали в форме трапеции. Вторая выполняется в форме прямоугольников разных размеров, третья остаётся в форме одинаковых прямоугольников.

Много времени ушло на выбор бересты: по цвету и оттенку, определённой толщины, без изъянов (береста должна быть ровной без нароста). Ведь куклы должны быть красивыми!

Подбор материала для декорирования был выбран легко. Им стали морские звезды, ракушки, макароны, крупы, семена овощей и фруктов и т.д.

Для оформления фона композиции и нарядов мы с преподавателем решили использовать кружева, мешковину, рыболовную сеть…

Нелёгкая работа – вырезать из пластовой бересты по шаблонам.

Так же сложно было собирать модули в конструкцию с помощью большой иглы с толстой ниткой.

Очень интересным оказалось делать куклам лица из природного материала, придумывать причёски и наряжать их. На это ушло много времени и сил! Но результатом работы мы остались очень довольны.

  1. Практическая работа

    1. Организация рабочего места.

Прежде чем приступить к работе, нужно правильно организовать рабочее место. Зачастую от порядка или беспорядка на рабочем столе зависит желание работать и творить. Площадь для рабочей поверхности должна быть хорошо освещена. Свет должен падать с левой стороны.

  1.  
    1. Техника безопасности

При работе с берестой необходимо соблюдать требования техники безопасности.

Техника безопасности при работе с ножницами:

1. Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми;

2. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не использовать их при ослабленном центральном креплении;

3. Во время работы удерживать материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия;

4. Передавать ножницы колечками вперёд.

Техника безопасности при работе с электроприборами:

1. Перед работой с электроприбором проверить исправность шнура, при наличии неполадок – сообщить педагогу;

2. Включать и выключать электроприбор, держась за корпус вилки сухими руками;

3. Не оставлять включенным электроприбор без присмотра.

3.3. Экологическое обоснование проекта

2017 год был объявлен президентом России годом экологии. Кукольная композиция изготовлена из бересты и природного материала, что не оставляет сомнений в экологичности проекта.

Последовательность изготовления кукольной композиции представлена в технологической карте.

Технологическая карта

1 этап. Выбор образа кукол

2 этап. Разработка эскизов

3 этап. Подбор материалов и инструментов.

Материалы: пластовая береста,

природный материал, прочная нить,

мочало, мешковина рыбацкая сеть, кружево, ракушки, морские звезды.

Инструменты: ножницы, карандаш, электрическая плитка, выжигатель, кастрюля, шило, клей, мебельный степлер, отвёртка, шурупы, большая игла.

4 этап. Изготовление шаблонов 5 этап. Вырезание пластин из бересты

6 этап. Термическая обработка 7 этап. Сборка берестяных

берестяных пластин модулей для кукол

8 этап. Декорирование кукол природными материалами

Декорирование хвоста Русалочки Создание костюма принца

Сшила мешок из капронового чулка Использовала мешковину и природный длиной 38см, набила холофайбером. материал. Шляпа сделана из корзинки.

Обклеила чешуйками из бересты.

9 этап. Оформление замка

10 этап. Крепеж кукол. Финальное оформление кукольной композиции

Композиция «Русалочка» заняла достойное место в музее дедушки

Выводы

Мне очень понравилось работать над проектом. Я довольна результатом. Принц и Русалочка, выполненные в модернизированной технике работы с берестой, получились необычными, интересными и реалистичными.

Считаю, что с поставленной целью мы справились - нам удалось внести изменения в традиционную технику работы с берестой при изготовлении кукол.

Достижение цели стало возможным через:

1. Изучение литературы по истории создания игрушки из бересты.

2. Учет в работе физических свойств бересты.

3.Тщательный подбор материалов для декорирования.

В практической деятельности я приобрела навыки работы с приборами и приспособлениями для термической обработки бересты и её декорирования.

В заключении, следует подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что береста может использоваться для изготовления кукольной композиции, а также, что в традиционные техники работы с берестой можно вносить изменения.

Список литературы:

1. Клыков С.С. Работа с берестой. Пособие для учителей/ С.С. Клыков - Архангельск, 1995.

2. Кочев М.С. Учимся мастерить из бересты/ М.С. Кочев – Сыктывкар, 2000.

3. Кочев М.С. Секреты бересты/ М.С. Кочев - Сыктывкар, 2000.

4. Черныш И. Основы художественного ремесла. Поделки из природных материалов/И. Черныш. – М.: МСТ - Пресс, 1999.

5. Страна мастеров – материалы о прикладном творчестве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htt//stranamasterov/ru - (Дата обращения: 13.09.2016).

Приложение

Лекала для кукол

Русалочка

Голова

Туловище

Руки

Принц

Голова

Туловище

Руки

Ноги

Туфли