III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СТРОЕВЫЕ МАРШИ И ПЕСНИ В ИСТОРИИ ВОЕННОЙ МУЗЫКИ СЕЛА КИНЕЛЬ-ЧЕРКАССЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Бессонова К.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

9 мая 2016 год «Площадь Славы» села Кинель-Черкассы. Звучат удивительно красивые военные марши в торжественные минуты прохождения Парада Победы. Строгий ритм музыки, фанфарные возгласы труб, энергия движения, приподнятый тонус, движения людей в колонне «Бессмертного полка», шествие ветеранов и кадетских классов школ нашего села, ряды ветеранов учебно-авиационного центра ДОСААФ. Всё это слилось в одно – историю моей страны, историю многих судеб людей, кто под звуки военных маршей в военное и мирное время защищал рубежи нашей страны, для кого военные марши стали символом победы, пафосом воодушевления, патриотичности и возвышенности.

Военные марши в исполнении ветеранов учебно-авиационного полка ДОСААФ, в числе которых был мой прадедушка Поляков Николай Егорович, заинтересовали меня, поэтому я захотела узнать о военных маршах и песнях в истории лётных эскадрилий ДОСААФ моего села.

Актуальность моей работы состоит в том, что знакомство с историей военных маршей, звучащих на праздничных парадах, военные песни с экранов телевизоров, песни под гитару людей в военной форме позволяют глубже понять историю нашей страны, делают нас достойными гражданами великой страны России.

Цель моей работы – освятить роль и место военных маршей в истории села Кинель-Черкассы.

Задачи: собрать, проанализировать, изучить историческую и справочную литературу о военных маршах, исполняемых лётчиками УАЦ ДОСАФ в разное время, описать исполнение военных маршей солистами лётных эскадрилий села, описать исполнительскую деятельность в селе военных музыкантов, описать фестивали венно-патриотической музыки «Салют Победы», сформулировать выводы о значении военной музыки.

Методы решения поставленных задач: работа с литературой по теме, сбор информации, её анализ, обобщение, беседы, интервьюирование.

Планируемые результаты моей работы: систематизация информации о военных песнях и маршах в истории села Кинель-Черкассы, создание музыкальной игры «Угадай мелодию», с нотными примерами строевых военных маршей и песен в аудиозаписи (Приложение 1, 2).

Строевые марши и песни в истории УАЦ ДОСААФ села Кинель-Черкассы.

История строевых военных маршей и песен, исполняемых в моём селе, неразрывно связана с историей учебно-авиационного центра ДОСААФ.

На протяжении многих лет жители Кинель-Черкасс знали об авиации не понаслышке. Рядом с селом был расположен аэродром. Каких только самолётов не побывало на нём, начиная с грозных штурмовиков Ил-2, времён Великой Отечественной войны и заканчивая «Дельфинами» - Л-29, Чехословацкого производства. Но больше всего запомнились Кинель-Черкассцам «Мигари» - учебно-тренировочные МИГ-15 и боевые МИГ-17 (Приложение 3).

Начиная с 1960 года более двух десятков лет шумели они над селом. Кинель-Черкасский учебно-авиационный центр ДОСААФ готовил лётчиков для воздушного флота страны. Символично, что первым его начальником стал лётчик, Герой Советского Союза, подполковник Виктор Степанович Хальзов. В мае 1988 года Кинель-Черкасскому авиационному центру было присвоено звание Героя Советского союза В.С. Хальзова, в честь него названа одна из улиц нашего села (Приложение 3).

Именно с 1960 года, с момента создания лётных эскадрилий УАЦ ДОСААФ начинается история военных маршей и песен, исполняемых в моём селе. «Марш авиаторов» - один из самых известных и исполняемых военных маршей в авиации. Этот марш стал одним из самых любимых маршей учебно-авиационного центра ДОСААФ нашего села. Конечно, среди курсантов и офицеров лётного состава не было профессиональных музыкантов, курсанты разучивали свои партии «с голоса». Но многие из них учились в музыкальных школах, часто слушали классическую музыку, а также врождённая музыкальность, традиции хорового пения, позволяли курсантам, не знающим нот, чисто интонировать и исполнять эту песню чисто интонационно. Эта песня стала символом, гимном лётного состава учебного центра. Традиция «закрепления» «Марша авиаторов» за курсантами и лётчиками УАЦ ДОСААФ села Кинель-Черкассы во время прохождения парада Победы просуществовала до 1990 года, времени расформирования учебно-авиационного центра нашего села.

«Марш лейб-гвардии Преображенского полка» исполнялся курсантами и офицерами лётного состава в День защитника отечества, на праздничных мероприятиях. Для современного слушателя это – самый узнаваемый и самый известный военный марш. Поэтому он присутствовал во всех музыкальных подборках тематических аудиозаписей руководителей художественной самодеятельности УАЦ ДОСААФ. Без этого марша не обходились парады, церемонии награждения и концерты в летном центре. (Приложение 4). Одним из исполнителей этого марша был лётчик-инструктор, заместитель командира по лётной подготовке Константин Д.

Начиная с 1975 года в лётном учебно-авиационном центре села поводятся праздники военно – патриотической музыки, направленных на воспитание молодёжи в духе патриотизма, уважения памяти павших в боях с врагами нашей Родины, готовности в любую минуту снова встать на её защиту. Среди участников праздника курсанты, офицеры, лётчики-инструкторы лётного центра. В их исполнении звучат военные марши и песни «Марш авиаторов» на музыку Ю. Хайта, слова П. Германа, «Несокрушимая и легендарная» на музыку А. Александрова, слова О. Колычева, «Маруся» автор Л. Дербенёв, «Идёт солдат по городу» на музыку В. Шаинского, слова М. Танича, «Солдатушки, браво ребятушки». В исполнении вокально-инструментального ансамбля из числа курсантов и офицеров лётного состава учебного центра звучит героико-патриотическая музыка. Репертуар ансамбля разнообразен – от военных маршей до военных и лирических песен. Ежегодно такие праздники собирали около 100 человек из числа лётного состава ДОСААФ и жителей села.

Ежегодно, начиная с 1960 года, в день Победы 9 мая на «Площади Славы» нашего села зажигался Вечный огонь у мемориала Воинской славы. В утренние часы на площади выстраивались лётные эскадрильи в военных формах. Каждая из эскадрилий проходила торжественным маршем, исполняя свой маршевый репертуар, и занимала отведённое ей место по краям площадки. Затем в её центре демонстрировались воинские ритуалы развода караулов, почётного караула. Красочное исполнение воинских церемониалов проходило под музыку военных маршей, исполняемых духовыми оркестрами в аудиозаписи. Звучала музыка известных композиторов С.А. Чернецкого, Н.П. Иванова-Радкевича, С.А. Хайта. «Военные марши и песни помогали культурному, эстетическому воспитанию наших лётчиков. Они участвовали во всех парадах и ритуальных мероприятиях нашего села. Строевой смотр, встреча знамени, начальника, развод караулов, начало учебного года, принятие военной присяги. Военная музыка - это важный элемент музыкальной культуры нашего народа, это связь поколений, это история нашей страны, которую мы должны знать, чтобы стать достойными гражданами нашей великой страны», - так вспоминает Миноров Олег Минниадиевич, начальник УАЦ ДОСААФ о своих лётчиках.

Олег Минниадиевич, придавал особое значение военной музыке, исполняемой в лётном центре, как средству для укрепления воинской дисциплины, подъёму морального и боевого духа лётчиков. Во время награждения отличившихся курсантов, офицеров, лётчиков-инструкторов звучали инструментальные композиции фанфарно-героического и маршевого характера. При награждении значками отличия высшего офицерского состава лётчиков, как символами воинской доблести и славы, звучала аудиозапись в исполнении духовых оркестров - «Егерский марш», «Торжественный марш» Д.Д. Шостаковича, «Марш Красной Армии» Р.М. Глиэра.

В восьмидесятые годы по приглашению начальника центра УАЦ ДОСААФ Минорова Олега Минниадиевича с концертами приезжают такие музыканты и исполнители военно – патриотической музыки, как Военный оркестр Самарского Окружного Дома офицеров, духовой оркестр Дома Культуры «Россия» города Отрадный. В 90-х годах жители села и лётчики УАЦ ДОСААФ с незабываемым восторгом слушали выступление Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России под управлением Виктора Елисеева (Приложение 6). Оркестр и хор был одет в форму зелёного цвета. Выступление сочетало в себе прекрасную игру и великолепное исполнение произведений для солистов, хора и оркестра. Также звучали сочинения для хора с сопровождением. В том числе музыка Л. Бетховена, К. Вебера, Ф. Шуберта, Дж. Россини, Дж. Верди, К. Орфа., П. Чеснокова, Д. Бортнянского, С. Рахманинова.

История создания военных песен и маршей, исполняемых офицерами, курсантами и лётчиками УАЦ ДОСААФ села Кинель-Черкассы.

«Марш авиаторов». История его создания относится к 1931 году, когда с трибуны съезда комсомола, открывшегося в Большом театре СССР 16 января 1931 года, впервые прозвучал призыв к комсомольцам и молодежи нашей страны: «Комсомолец — на самолет!» Именно в те дни Ленинский комсомол принял шефство над Военно-Воздушным Флотом. Обращаясь к делегатам съезда, летчица Ромашковцева так закончила свое выступление: «Разрешите вас заверить, что наша авиашкола и впредь будет выпускать военных летчиков, которые будут твердо стоять на страже завоеваний Октября. Мы верны словам нашей любимой песни: Наш острый взгляд пронзает каждый атом, Наш каждый нерв решимостью одет, И, верьте нам, на всякий ультиматум Воздушный флот сумеет дать ответ…». А вот выступление кадрового военного летчика Чемоданова: «Пусть же с каждым месяцем растет и крепнет Военно- Воздушный флот, все чаще и мощнее пропеллеры советских самолетов режут воздух, громче звучит наша песня:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор.

Нам разум дал стальные руки — крылья,

А вместо сердца — пламенный мотор…»

После этих слов, как говорится в стенограмме, песню подхватил и запел весь зал. И сегодня мы с не меньшим волнением воспринимаем эту песню. Она вызывает у нас воспоминания о военных подвигах советских летчиков. А ведь маршу этому уже более шестидесяти лет!

Это одна из самых первых советских маршевых песен, родившаяся и впервые прозвучавшая тогда, когда авиации у нас в стране фактически не было. Была лишь мечта о создании своего мощного воздушного флота, которую еще только предстояло претворить в жизнь. Авторы песни —поэт Павел Герман(1894—1952) и композитор Юлий Хайт (1897—1966) — работали и жили тогда в Киеве. Первый сотрудничал в Бюро Украинской печати, второй учился на юридическом факультете Киевского университета.

Оба молодых человека были горячими патриотами своей Родины. Их уже знали по нескольким сочиненным совместно песням. Поэтому не удивительно, что их обоих пригласили в Политуправление армии, только что освободившей Киев от петлюровцев. Друзей привезли на аэродром, находившийся под Киевом, и предложили им создать песню о зарождающейся советской авиации. Наступающей армии требовалось прикрытие с воздуха, необходима воздушная разведка. И потому было принято решение создать авиаотряд из нескольких старых, хрупких, оставшихся еще от дореволюционного времени аэропланов, брошенных поспешно удравшим врагом. Они совершенно не годились для боевых операций, в лучшем случае разве что для несения патрульной службы. Надо было обладать большой фантазией и главное — верой в будущее, чтобы, наблюдая, как взлетают и приземляются эти «летающие гробы» (так их в шутку окрестили первые советские летчики), представить, что на смену старым «фарманам», «ньюпорам» «моранам» придет могучий советский воздушный флот. Вероятно, и фантазия и вера в будущее у поэта и композитора были, поскольку песню они написали очень быстро.

Первое публичное исполнение «Авиамарша» состоялось летом 1920 года на железнодорожном агитпункте Киевского вокзала. Исполняли ее сами авторы — Павел Герман и Юлий Хайт, обладавший в молодости хорошим драматическим тенором. А слушателями были красноармейцы, отправляющиеся на фронт. Несмотря на некоторое несовершенство текста (например, тавтологичность строки «Преодолеть пространство и простор»), песня понравилась. Бойцы требовали ее повторения. И так каждый день.

Вскоре Политуправление округа отпечатало текст песни отдельной листовкой, а затем в 1921 году она была издана в переложении для голоса и фортепиано. Листовку эту отыскать мне, к сожалению, не удалось. А вот клавир первого издания у меня имеется. «Песни революции. Все выше. Авиамарш», читаем на его обложке. А на первой странице, перед заглавием песни, — посвящение авторов: «Обществу друзей Воздушного Флота». Издание это, на первый взгляд, мало чем отличается от другого, выпущенного двенадцать лет спустя, в 1933 году. А между тем это очень примечательный выпуск.

Вопреки повсеместному и широкому признанию «Авиамарша», его долгое время не признавала и подвергала уничтожающей критике Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), утверждая, что в песне этой нет ничего общего с подлинным революционным песенным творчеством, что это «завуалированный фокстрот», который очень скоро будет забыт и вытеснен настоящими пролетарскими песнями. И вот в августе 1933 года, как бы закрепляя всеобщее признание достоинств «Авиамарша», приказом Революционного Военного Совета СССР песня «Все выше» была объявлена маршем Военно-Воздушных Сил страны. Так был положен конец всем наскокам на эту прекрасную песню. Во всех последующих изданиях и публикациях марша обязательно стали указывать: «Авиационный марш Военно-Воздушных Сил РККА». И до сегодняшнего дня «Авиамарш» остался единственной официальным приказом утвержденнойпеснейодного из родов войск и видов наших Вооруженных Сил.

Но все-таки не приказ, а всенародное признание и любовь определили судьбу «Авиамарша». Популяризации его содействовало также исполнение этого произведения духовыми оркестрами. И одним из первых был сводный оркестрРККА, которым руководил с момента его создания замечательный советский военный дирижер и композитор Семен Александрович Чернецкий. Это была прекрасная форма пропаганды и распространения музыки и песен советских композиторов в те годы. Марши и песни, звучавшие на Красной площади в исполнении сводного духового оркестра в дни первомайских и ноябрьских парадов и демонстраций, транслировались по радио на всю страну и повсеместно подхватывались. Так донесся этот марш и до Калуги, где жил первый теоретик космонавтики Константин Эдуардович Циолковский. «Авиамарш» ему очень понравился, о чем свидетельствует стенограмма и дошедшая до наших дней запись речи основоположника советской космонавтики.

«Привет вам, — обращалсяЦиолковский к радиослушателям и участникам парада и демонстрации на Красной площади 1 Мая 1933 года. — Представляю себе Красную площадь столицы. Сотни стальных стрекоз вьются над головами идущих колонн. Низко, низко проплывают дирижабли — мечта моей юности, исполнение заветных моих фантазий, а пожалуй, и некий результат моих ранних работ. Стальным птицам теснее становится в воздухе, и это стало возможным у нас лишь теперь, в последние годы, когда и партия наша, и правительство наше, и трудовой народ наш, когда каждый трудящийся родины нашей советской, все, все дружно принялись за осуществление дерзновеннейшей мечты человечества — завоевание заоблачных высот… Наверное, оркестры на площади играют сейчас «Все выше и выше». Прекрасная музыка! Хорошие, замечательные, правдивые слова! Да, да, все выше и выше забираются большевики на пользу всего человечества для того, чтобы легче дышалось, радостнее жилось… Герои и смельчаки проложат первые воздушные трассы: Земля — орбита Луны, Земля — орбита Марса, Москва — Луна, Калуга — Марс…» Сбылась мечта великого ученого: советские летчики-космонавты первыми покорили космос. И неизменно провожает их в дальнюю дорогу и встречает на родимой земле этот нестареющий марш.

В архиве семьи композитора хранятся ноты, вернее, фотокопия страницы оркестровой партитуры «Авиамарша», на которой оставили свои автографы первые покорители космоса. И среди них — Юрий Гагарин, расписавшийся на ней вскоре после полета — 15 апреля 1961 года. Закончить рассказ об этой старейшей и вместе с тем вечно молодой песне советских авиаторов хотелось бы словами из книги космонавта-два Героя Советского Союза Германа Степановича Титова «Голубая моя планета»: «Когда думаешь о дальнейших перспективах космических полетов, невольно вспоминаешь песню: Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор… В известном смысле эти слова можно отнести ко всему нашему народу — творцу новой истории человечества».

«Марш лейб-гвардии Преображенского полка». Марш Лейб-Гвардии Преображенского полка впервые опубликован под № 54 в собрании «Сборник военных маршей всех полков Гвардии», составленном Антоном Дерфельдом-старшим и отпечатанном в издательстве Дальмаса в Санкт-Петербурге в 1815 году. Большинство маршей этого сборника опубликованы без указания авторства. Марш в стандартной форме, присущей этому виду музыкального произведения, с трио, в общей тональности Соль мажор. В этом издании марша присутствует оригинальная партия флейты, утерянная во всех последующих изданиях, и восстановленная только при переиздании сборника в 2015 году М. Чертоком. Также к ранним изданиям партитуры этого марша можно отнести его публикацию под № 30 в прусском каталоге маршей.

Неизвестны автор и точный год написания этого марша. Некоторые историки находят шведские корни в его происхождении, но веских доказательств этому нет. В Германии долго бытовало мнение, что марш написан около 1816 года Фердинандом Гаазе. Но в это время Гаазе после русского плена находился при дворе великого князя Константина Павловича, и вероятность написания марша, мгновенно ставшего общеизвестным, да еще и полковым в наипервейшем гвардейском полку – очень невелика.

Построение марша в кантовой форме говорит об отнесении времени его сочинения к 1-й четверти XVIII века. Косвенно подтверждает это и распространенное старое название – «Марш Петра Великого» или «Петровский марш».

Есть предположение о причастности к написанию этого марша военного капельмейстера преображенцев Егора Меллера.

Во времена Петра I Преображенский марш, как и большинство других, исполнялся без слов. Однако, в статье «Материалы по истории русской военной музыки XVIII в.» утверждается, что марш возник «на основе старинной солдатской песни «Славны были наши деды». Что же появилось раньше – музыка или слова – спорят до сих пор, но исследователи склоняются в сторону его вокального происхождения. Следующий по времени известный текст принадлежит поэту и офицеру-преображенцу Сергею Марину. Преображенский марш со словами «Пойдем, братцы, за границу / Бить отечества врагов» он создал в 1805 году, будучи участником похода против Наполеона. С пением и игрой именно этой версии марша русские войска вошли в Париж. Интересные дополнения к истории этого текста можно найти в статье И.Ю. Фоменко «К истории создания Преображенского марша на слова С.Н. Марина» на книжной полке Форума.

«Знают турки нас и шведы» - еще один из поэтических текстов на музыку Преображенского марша. Его автор также неизвестен, но создан он, судя по всему, в ту же александровскую эпоху. Еще один текст на эту музыку опубликован в «Новейшем и полном песеннике». «Выступим-те братцы в поле, / полно нам в квартирах жить» - опять же без указания автора. На мотив «Преображенского марша» известна и еще одна солдатская песня «Многи лета», опубликованная в некоторых сборниках солдатских песен, например, Весселя и Альбрехта. А теперь несколько документов, касающихся непосредственно исполнения этого полкового и некоторых других маршей в Преображенском полку. «Полковой марш, общеизвестный под названием «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка» всегда игрался в полку. Когда утвержден за полком – полку не известно, по преданию, относится ко временам Державного основателя императора Петра Великого. Темп по метроному принят для встречи 108 и для церемониального марша от 112 до 118.

На запрос от 30 декабря 1913 г. № 298, играется ли этот марш в полку и в каких случаях, был дан ответ от 8 января 1914 года № 129: «Уведомляю, что означенный марш в полку играется на полковом учении при движении батальонов вперед. Свиты ЕВ генерал-майор князь Оболенский, полковой адъютант поручик Зуев».

Первый и самый известный Преображенский марш был настолько популярен, что являлся встречным маршем в двух прусских воинских частях, где исполнялся до 1914 г. А в России к началу ХХ века он был также маршем 10-го Новоингерманландского пехотного, 147-ого Самарского пехотного полков, Выборгского гарнизонного пехотного батальона и 2-й Туркестанской стрелковой бригады. Мотив «Преображенского марша» можно услышать в концертных произведениях И. Штрауса-сына и Э. Направника. Кроме того, Фердинанд Гаазе, будучи с 1830 по 1849 год капельмейстером Гвардейского корпуса, написал еще три марша Преображенского полка - в 1833, 1834 и 1837 годах. Кстати, второй из этих маршей, (написанный в 1834 году с гимном Львова в трио), прозвучал впервые в исполнении хора музыки Преображенского полка в день открытия Александрийской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Таким образом, на сегодняшний день известны четыре марша Преображенского полка.

Творческие портреты музыкантов, исполнителей военных маршей и песен в Кинель-Черкассах

13 сентября 2015 года Олег Кухта выступал с концертом в нашем селе.– «Кинель-Черкассы – это мое любимое место на земле», – признается Олег Валерьевич. – Здесь наша земля, наши люди, мои друзья, наш Кинель. На концерте, проходившем на стадионе «Урожай», Олег Кухта исполнил любимые Кинель-Черкассцами военные песни и марши: «Песня о русском штыке», «Баллада о солдате», Песня-марш «Песнь о вещем Олеге», «Русское поле», «Война», «Шинели», «Красный конь», «Не для меня», «Тамо далеко», «Рябина», «Дорогая», «Салют победы». (Приложение 5)

Олег Васильевич Кухтародился 27 декабря 1970 в с. Кинель-Черкассы Куйбышевской области. В 1974 году семья переехала в город Первоуральск Свердловской области. В Первоуральске окончил среднюю школу и музыкальную школу по классу фортепиано. В 1988 году после окончания школы поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище на факультет военной разведки. В 1990 — 1992 прошел срочную, а затем контрактную службу. Нес службу в Сербской Краине, где получил минно-взрывное ранение. В 1994 — 1996- продолжил учебу в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище и Новосибирском высшем военном командном училище. Служил в бердской бригаде ГРУ ГШ. Во время Первой чеченской кампании (1994—1996) был командиром группы специального назначения. Получил тяжёлое ранение при выполнении боевой задачи. Награждён Орденом Мужества, медалями. С 1999 года — старший лейтенант запаса войск специального назначения.

Ещё будучи курсантом выступал в художественной самодеятельности. В 1994 году стал победителем, а в 1995 году - первым обладателем Гран-при Всероссийского фестиваля солдатской песни «Виктория» (Когда поют солдаты). В 1999 году участвовал в международном конкурсе «Славянский базар», был награжден дипломом. В 1999 году после завершения военной карьеры стал солистом Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России. В 2005 году окончил Российский университет театрального искусства. В том же году ему было присвоено звание Заслуженного артиста Республики Северная Осетия-Алания, а в 2008 - Заслуженного артиста России. С октября 2011 года является солистом Образцово-Показательного оркестра внутренних войск МВД России. В 2012 году покинул Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России. Является членом Гильдии актёров кино России. Исполняет песни на многих языках мира.

    • Салют победы

Академический ансамбль песни и пляски внутренних войск МВД России под руководством Виктора Елисеева неоднократно гастролировал с концертами в Кинель-Черкассах. Кинель-Черкассцы с удовольствием слушали в исполнении знаменитого ансамбля «Марш нахимовцев», «Столичный марш», «Военный марш», «Гвардейский марш», — великолепные образцы маршевой музыки, с которыми неразрывно связаны важнейшие страницы отечественной и мировой истории. (Приложение 6)

Елисеев Виктор Петрович родился 9 июня 1950 г. в г.Москве. Отец - Елисеев Петр Федорович (1913 г.рожд.). Мать - Елисеева Серафима Евграфовна (1928 г.рожд.). Супруга - Елисеева Ирина Викторовна (1951 г.рожд.). Дочь - Александрова Юлия Викторовна (1972 г.рожд.). Во внутренних войсках МВД России с 1969 г. После службы рядовым солдатом в 1969-1971 г.г., он был хормейстером самодеятельного ансамбля своей части. Окончил Государственное музыкально-педагогическое училище им.Октябрьской революции (1965-1969 гг.) и Государственный музыкально-педагогический институт им.Гнесиных по классу хорового дирижирования (1969-1976 гг.)

В Академическом Ансамбле песни и пляски внутренних войск МВД России работает со времени его основания в 1973 г., начиная с должностей хормейстера (1973-1977 гг.), главного хормейстера-заместителя начальника ансамбля и дирижера (1977-1985 гг.). С 1985 г. является его начальником-художественным руководителем. Генерал-майор внутренней службы. С декабря 1995 г., оставаясь начальником Ансамбля, возглавляет Культурный центр МВД России. С 1998 г. преподает в Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского.

Талантливый музыкант В.П.Елисеев имеет большой опыт работы в профессиональном коллективе. Прекрасное знание возможностей хора, оркестра позволяет ему делать высококачественные аранжировки. Под руководством В.П.Елисеева коллектив проделал огромную работу по эстетическому воспитанию личного состава войск, членов их семей и широкой общественности, как в нашей стране, так и в странах ближнего зарубежья, объездив в гастролями необъятные просторы нашей Родины. Ансамбль неоднократно представлял российское национальное искусство за рубежом: Болгария (1977 г.), Чехословакия (1979, 1982, 1985 гг.), ГДР (1980, 1988 гг.), Венгрия (1982 г.), КНДР (1985 г.), Италия (1988, 1991 гг.), Германия (1991, 1992, 1993, 1995 гг.), Греция (1988 г.), Бразилия (1990 г.), Мексика (1991 г.), Швейцария (1990, 1992 гг.), ОАЭ, Кувейт, Оман, Катар (1989 г.), Испания (1996, 1997 гг.), КНР (1995, 1998 гг.), Турция (1993 г.), Израиль (1995, 1997 гг.) и многие другие страны, где выступления его пользовались неизменным успехом, что было отмечено прессой, радио и телевидением этих государств. Возглавляемый В.П.Елисеевым коллектив был удостоен высокой чести быть принятым в 1988 г. главой Римской католической церкви Иоанном Павлом II.

В 1995 г. трижды концертные группы Ансамбля выезжали в район выполнения внутренними войсками боевых задач по восстановлению конституционного порядка и разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики. В городах Моздок, Грозный, Ханкала, Осиновское и других населенных пунктах было дано 33 концерта. В период выполнения этих задач генерал-майор В.П.Елисеев проявил себя в боевой обстановке как волевой, мужественный офицер, грамотно организующий деятельность Ансамбля, чем в немалой степени способствовал успешному выполнению задач, поставленных перед коллективом командованием войск. Он стал инициатором выступления артистов в непосредственной близости от боевых действий, а когда этого требовала обстановка, сам выступал перед солдатами и офицерами войск, личным примером заряжая аудиторию на выполнение высокой патриотической миссии, поднятие морально-волевого настроя слушателей (в таких условиях прошли практически все выступления Ансамбля в феврале 1995 г.). Генерал-майор внутренней службы В.П.Елисеев постоянно организует концерты Ансамбля в госпиталях Министерства внутренних дел, внутренних войск, Министерства обороны, где артисты работали непосредственно в больничных палатах, стараясь охватить вниманием каждого тяжело раненого солдата, что несомненно помогло психологическому восстановлению военнослужащих. Особое место в жизни и работе генерал-майора В.П.Елисеева занимали: участие в инаугурации Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, подготовка и непосредственное участие в составе Ансамбля в праздновании 850-летия основания г.Москвы, участие в открытии Храма Христа Спасителя, в открытии часовен, построенных на территориях воинских частей и подразделений. Возглавляемый им коллектив - неизменный участник самых ответственных выступлений на главных сценах страны в рамках фестивалей и культурных программ: Московской Олимпиады (1980 г.), Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1986 г.), ежегодных торжествах, посвященных Дню Победы, и многих других.

За выдающиеся творческие успехи ансамблю под руководством В.П.Елисеева присвоено звание "Академический" (1993 год). В сентябре 1998 г. за заслуги в области культуры и искусства, решением Правительства Москвы в честь 25-летия коллектива на Площади звезд заложена именная плита - звезда Академического ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД России.

В.П.Елисеев награжден многочисленными правительственными наградами, является Лауреатом Государственных премий СССР и России в области культуры и искусства, а также премии МВД России. В 1988 г. ему присвоено почетное звание "Народный артист России". Он ведет большую общественную работу, являясь членом Общественного Совета МВД России и членом Правления Всероссийского хорового общества, постоянно приглашается для работы в Жюри Международных конкурсов. Он является Председателем жюри Международного и Всероссийского конкурсов солдатской песни в г.Сочи (1999 г.).

Фестиваль военно-патриотической музыки «Салют Победы!» проводимый в селе Кинель-Черкассы

На территории Площади имени «Ленина» в Кинель-Черкассах стартовал фестиваль военно-патриотической музыки «Салют Победы!», сообщила Кинель-Черкасская газета «Трудовая жизнь» за 2016 год.

Вечером, 9 мая солисты и творческие коллективы муниципального района Кинель-Черкасский начали шествие по центральной аллее села. Шествие началось у парка в центре села, а затем плавно перетекло к главной сцене села на Площади имени «Ленина».

В рамках фестиваля военно-патриотической музыки «Салют Победы!» съехались лучшие музыкальные коллективы и солисты со всего муниципального района. Они исполняли гимны и воодушевляющие песни, демонстрируя зрителям свое великолепное мастерство и слаженную технику исполнения.

Участников парада лично поприветствовал Глава района Алексей Попов. Он отметил масштабность события и его просветительскую направленность.

«Салют Победы!» — событие большого масштаба, объединяющее исполнителей военно-патриотической музыки и ценителей одухотворенной песни. Село может гордиться таким проектом, торжество неизменно проходит на высочайшем уровне и собирает известных исполнителей из нашего района.

Среди участников программы – солисты и творческие коллективы из РДК, КДЦ, СОШ №1, ДШИ. Честь представлять СОШ №2 досталась хору преподавателей в количестве 25 человек. Этот коллектив великолепно исполнил произведение для хора «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин» (Приложение 7). Именно этот коллектив открывал фестиваль «Салют Победы!». И понятно почему, ведь это гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник беззаветному народному патриотизму. Маршевый, мажорный, величественный характер мелодии. Умеренный темп, исполненный смешанным хором преподавателей передаёт радость и ликование, восторг подвигу народа.

В фестивале принимал участие фортепианный ансамбль «ДШИ». Казакова Дарья и Пряникова Анастасия. Они исполнили «Александр марш» Персиса (Приложение 7) Солистка Слинченко Екатерина исполнила «Ардаган марш» композитора Б. Бильзе и «Марш Лейб - гвардии Преображенского полка». Энергия движения, упругий ритм, эмоциональный подъём – пафос воодушевления, патриотизма, возвышенности, это те чувства, которые испытали слушатели во время фестиваля. Ведь мир этой музыки всегда был, есть и будет понятен и близок каждому человеку.

Финал фестиваля покорил всех своим масштабом. В исполнении всех участников фестиваля и зрителей была исполнена великая песня «День Победы». Весь праздник завершился праздничным салютом Победы!

Заключение

В процессе работы над темой я познакомилась с историей военных маршей и песен, историческими и социальными условиями, в которых формировалась военно - патриотическая музыка, как неотъемлемая часть музыкальной культуры нашего села.

Я поняла, что строевые военные марши и песни играют огромную роль в воспитании патриотизма подрастающего поколения. Ведь военная музыка на праздничных и торжественных мероприятиях является символом нашего государства.

Исполнение военных маршей и песен лётчиками УАЦ ДОСААФ нашего села в 60-90-е годы, положило начало традиции проведения праздничных парадов Победы в селе с демонстрацией воинских ритуалов, развода караулов, почётного караула под музыку военных маршей.

Ведущую роль в развитии военной музыки моих односельчан, как части всей музыкальной жизни села сыграли военные музыканты, гастролирующие с концертами в нашем селе. Их просветительская, концертная, организаторская и воспитательная деятельность была направлена на формирование слушательской аудитории, духовно- нравственное воспитание населения.

Праздники военно-патриотической музыки, такие, как «Салют Победы» показали, что марши и военно-патриотические песни не потускнели от времени, а наоборот, с его ходом вперёд всё больше раскрывается её красота и сила воздействия на нас, ведь это история Родины, история музыкальной культуры, выраженная в звуках!

Приложение 1

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА «УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Цель игры: Приобщение учащихся к музыкальной культуре своей малой Родины и мотивация к изучению военных маршей и песен.

Описание игры: Игра в готовом виде состоит из аудиодиска с 10 музыкальными треками военных песен и маршей. 10 больших игровых карточек с нотными музыкальными примерами.

Правила игры: В игре могут принять участие от 2 до 6 человек. Участники садятся за один стол так, чтобы всем участникам игры были видны игровые карточки, разложенные на столе. Ведущий, используя аудиодиск с треками военных песен и маршей включает аудиозапись одного из 16 музыкальных треков. Задача участников игры как можно быстрее угадать мелодию, используя игровые карточки с нотными примерами. Кто из участников отгадает наибольшее количество мелодий, тот и становится победителем.

Приложение 2

Перечень музыкальных произведений на аудиодиске для музыкальной игры «Угадай мелодию»

1.«Бородино» песня-марш, исполняет Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР, дирижёр Николай Назаров

2. «Марш Преображенского полка», исполняет Образцовый военный оркестр Почётного караула Московского гарнизона

3. «Гром Победы раздавайся!» исполняет Мужской хор Института певческой культуры "Валаам" под упр. И.Ушакова

4. «Баллада о солдате» исполняет Эдуард Хиль

5. «Скобелев – марш», исполняет Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР, дирижёр Николай Назаров

6. «Марш Багратион» исполняет Центральный военный оркестр МО РФ под управлением А. Чердакова

7. «Марш авиаторов» исполняет Игорь Верник, Денис Майданов, Максим Аверин

8. «Марш памяти А.В.Суворова» исполняет Государственный Академический симфонический оркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов

9. «Егерский марш» исполняет Образцовый военный оркестр Почётного караула Московского гарнизона

10. «Марш Герой» исполняет Отдельный показательный оркестр Министерства обороны СССР, дирижёр Николай Назаров

рилодение

Приложение 3

Учебно-тренировочные «Мигари» УАЦ ДОСААФ в небе над Кинель-Черкассами

Герой Советского Союза В.С. Хальзов- начальник авиацтонного центра Кинель-Черкассс 1988 год на Параде Победы

Приложение 4

Звучание «Марша лейб-гвардии Преображенского полка в момент награждения летчиков УАЦ ДОСААФ 1975 год.

Учебно-авиационный центр села. Подготовка к празднику военно-патриотической музыки. 1975 год

Приложение 5

Олег Кухта. 13 сентября 2015 года. Во время интервью газете «Трудовая жизнь» с. Кинель-Черкассы

Олег Кухта с концертной программой на «Площади Ленина» села Кинель-Черкассы

Приложение 6

Концерт Академического Ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД РФ под управлением Виктора Елисеева в РДК села Кинель-Черкассы. 29марта 2005 года

Приложение 7

Фестиваль воено-патриотической музыки «Салют Победы». Сводный хор преподавателей СОШ №2э

«Славься» их опреы М.Глинки «Иван Сусанин»

Духовой оркестр ДК «Россия». Гость фестиваля «Салют Победы»

Участники фестиваля «Салют Победы»

Персис «Александр-марш»

Список использованной литературы и интернет ресурсов

  1. М.Черток «Русский военный марш». Москва «Канн» 2012;

  2. В.Тутнов «История военной музыки России». Москва, «Музыка» 2005;

  3. Е.Аксенов «Военная музыка России».Москва, военное издательство 2007 г;

  4. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907);

  5. http://www.kremlin-militalinry-tattoo.ru/.

  6. http://marsches.zbord.ru/viewforum.php?f=1.