III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ТАЛАНТЫ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
Пушкарёва Д.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


1.Введение

Талантливый человек – талантлив во всем!

В каждом уголке страны есть талантливые люди, которыми гордятся земляки. В нашем поселке немало самобытных талантов.

Я очень люблю рисовать, занимаюся в художественной школе. На уроках нам рассказывают о великих художниках, чьи имена известны всеми миру. И мне захотелось узнать о творчестве вахтанцев – художниках.

Тема моего исследования звучит так: «Таланты моей малой родины».

Цель работы: знакомство с талантливыми художниками – вахтанцами.

Задачи :

  • познакомиться с талантливыми художниками нашего поселка;

  • выяснить, что способствует развитию таланта ;

  • собрать материал для альбома «Таланты моей малой родины»

Методы и приёмы исследования:

1.Наблюдение, проведение опроса, анализ.

2.Изучение теоретического материала

По теме своего исследования я выдвинула гипотезу:

природный талант в человеке развивается благодаря упорному труду.

Объект исследования – талант как выдающиеся способности.

Предмет исследования – талантливые люди-художники нашего поселка.

Практическая значимость моего исследования - собранный материал может быть использован на классных часах, уроках ИЗО, внеклассных мероприятиях.

2.1. Теоретическая часть

2.1.1. Талант – это…

Каждый из нас знаком со словами Ивана Андреевича Крылова «У всякого талант есть свой…» Мне стало интересно, а есть ли талантливые люди в нашем поселке Вахтан.

Для того чтобы выяснить откуда берутся таланты, я решила узнать, что такое талант, и какие определения таланта существуют в различных словарях.

В словаре Даля имеется такое определение:

«Талант – природный дар, дарования человека и способность к чему.»

Словарь Ожегова содержит следующее понятие:

« Талант - человек, обладающий, такими качествами, способностями.»

Энциклопедический словарь:

«Талант - выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области.»

Психологический словарь:

«Талант – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры.»

Философский энциклопедический словарь:

«Талант - это выдающиеся способности, необычная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность».

Мне кажется, что наиболее точное понятие приведено в Философском энциклопедическом словаре.

2.1.2. В каждом ли есть талант?

Изучив теоретическую литературу, я узнала, что талантливыми не рождаются, а становятся в процессе жизни, в процессе грамотного воспитания. Все здоровые дети до десятимесячного возраста равны по своему развитию, у них одинаковые задатки и возможности. Согласно исследованиям, проведённым в нашей стране, дети, акцент на развитие которых был сделан в возрасте от года до четырёх лет, становятся более способными, успешными во время учёбы в школе, а потом в жизни. Поэтому ребёнку обязательно необходимо помогать развивать талант, и именно родители являются первыми учителями для своего ребёнка. Нужно помнить, что упущенное время не вернёшь, а способности ребёнка не купишь ни за какие деньги. И если родители не будут создавать своему ребёнку условий для развития его способностей, сетуя на то, что природа его им не наделила, то это означает, что они оставляют своего ребёнка без талантов. Талант не существует сам по себе вне конкретной деятельности человека, его формирование происходит в процессе обучения и воспитания. Талант – это труд, вложенный ребёнком, семьёй, школой. Известно, что к 10-12 годам формирование таланта завершается. Поэтому школьные психологи должны путём диагностик и прогнозирования повлиять на динамику развития каждого обучающегося для раскрытия и реализации своих талантов.

Талант - это фора, выданная при рождении. Но если свой талант не развивать ежедневными тренировками, он так и останется на уровне "выдающихся способностей", но не более. Талант без трудолюбия - только надежда, только открытая дверь к великим результатам, но в эту дверь нужно войти: войти собственным трудом. Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - крепкая попа. способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом.

Талантливые люди действительно легче других достигают высоких результатов в самых разных областях. Связано это с тем, что талантливому человеку сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею - тому быстро учусь. Для талантливый людей чаще характерно свободное сознание и действенный подход. Скорее всего это связано с тем, что у любой деятельности есть примерно одинаковая структура. Как минимум - структура обучения. Я умею учиться, я в этом талантливый – значит, мне будет проще даваться все. Если хотите стать талантливым - учитесь учиться.

2.2. Практическая часть

2.2.1. Социологический опрос.

Я стала наблюдать за различными проявлениями человеческого таланта в школе, на кружках, спортивной секции, художественной и музыкальной школах, идя по дороге домой, расспрашивала родителей о талантливых людях, откуда берется талант, можно ли его развить упорным трудом.

Выполняя план исследовательской работы, я вместе с ребятами кружка «Мы – вахтанцы» провела анкетирование среди учеников 2-7 классов. В опросе принимало участие 74 ученика.

Вопросы анкеты:

  1. Как ты считаешь, есть ли у тебя талант?

  2. В каком возрасте ты заметил это?

  3. Кто помогает развивать тебе твои способности?

  4. Есть ли в поселке талантливые люди?

Результаты анкеты можно проследить в диаграмме. Приложение 1.

На вопрос: «Есть ли у вас талант?», ребята ответили так:

88% учеников считают, что у них есть талант,

12% учеников считают, что у них нет таланта.

На вопрос: «В каком возрасте вы заметили свой талант?» Приложение2.

15% (11 учеников)считают, что свой талант заметили в 10 лет;

12 %( 9учеников )свой талант заметили в 9 лет;

5% (4 ученика) талант заметили в 8 лет;

3% (2 ученика )талант заметили в 7 лет;

16% (12 учеников) в 6 лет;

5%(4 ученика) в 5 лет;

1% (1)ученик свой талант заметил в 4 года

42%(31)учеников затруднились ответить.

На вопрос: «Кто помогает развивать талант?» Приложение3.

9 учеников считают, что сами

65 ученика считают, что с помощью учителей, родителей, бабушек, дедушек.

На вопрос: «Есть ли в нашем поселке талантливые люди?»

Приложение 4.

69 ученика отвечают, что да

5 ученика ответили - нет

Анализируя анкетные данные можно сделать вывод:

оказывается талантливых людей достаточно много в нашем поселке. Каждый второй человек талантлив, 88 % считают себя талантливыми, а 12% никогда не задумывались об этом. Успехов достигли те, которых поддержали родители. И это я докажу вам на примерах.

Если не видеть своих талантов, то талант исчезнет, т.к. он развивается на основе задатков.

Люди, которые занимаются творчеством, мир для них становится богаче, чаще появляется вдохновение, хочется достигнуть чего-то большего.

В этом году я собирала информацию только о талантливых художниках поселка Вахтан. В следующем продолжу свой проект и расскажу о других талантах моей малой родины.

2.2.2. Талантливые художники моей родины.

Кочкуров Валерий Иванович

Родился в 1939 году в г. Хабаровске в семье кадрового военного .В 1969 году в г. Ташкент оканчивает Ташкентский политехнический институт по специальности: технология машиностроения,металлорежущие станки и инструменты. В1990 году переезжает с семьёй в посёлок Вахтан, как вынужденный переселенец. Имя Кочкурова Валерия Ивановича известно каждому вахтанцу, но мало знакомо другим жителям нашего района. Этот человек , живущий на шахунской земле, работал конструктором в АО «Крона». Но призвание свое нашел в живописи. Валерий Иванович как художник отличается глубокой самобытностью и незаурядностью, которые он щедро воплощает в своих произведениях. Вероятно, поэтому так многолюдно бывает в зале Вахтанского Дома культуры, где проходят выставки его работ . Валерий Иванович иллюстрировал стихи шахунских поэтов. Рисовать начал рано, конечно, это в первую очередь военная тема. Детские рисунки, в школе и в армии оформление газет, боевых листков и т.д. Серьёзно стал заниматься живописью и графикой после 1969 года. Большое влияние на становление В.И. Кочкурова, как художника, оказала природа, будь- то красота русского севера, или яркие краски Средней Азии, большая любовь к деревянному зодчеству Руси, старые баньки, церквушки, жилые дома. Последнее время В. И. Кочкуров работал маслом, акварелью, тушью, увлекался резьбой по дереву. О работах Валерия Ивановича можно говорить бесконечно. Приложение 5.

Глушков Юрий Леонидович

Родился 27 января 1946 года в п. Вахтан Нижегородской области. Детство и юность проходили в родном поселке. Закончил 9 классов. Затем армия . Служил в Германии. После службы вернулся в поселок Вахтан и устроился на работу в Дом Культуры «Красный Октябрь» художником – оформителем.

В 1974 году переезжает в город Качканар Свердловской области и работает на горно-обогатительном комбинате художником – оформителем. В этом же городе закончил строительный техникум по специальности-промышленное и гражданское строительство. В 1975 году закончил школу художников – оформителей при Свердловском художественном училище города Самара. С 1989 года работал на Куйбышевском комбинате бытовой рекламы. В данное время Юрий Леонидович проживает вновь в поселке Вахтан. Занимается своим любимым делом – рисует пейзажи, натюрморты, иногда портреты. Радует своими замечательными шедеврами жителей поселка и других городов. Приложение 6.

Колобянина Елена Леонидовна

Родилась в 1972 году в поселке Вахтан. Очень любила рисовать с детства. Когда закончила школу пошла учиться в Семеновское художественное училище. Любила рисовать портреты. Этот дар передал ей отец, который тоже очень хорошо рисовал, всегда поддерживал стремление дочери научиться рисовать, был ее помощником и наставником. Но в училище преподавали роспись по дереву. За три года обучения Елена Леонидовна научилась расписывать посуду, ложки, вазы, тарелки. После училища не стала работать по специальности. Но спустя многие годы ей очень захотелось что-нибудь нарисовать. Елена Леонидовна попробовала расписывать разделочные доски хохломской росписью. Ей это увлечение понравилось и она стала вновь рисовать. Вот уже много лет занимается любимым дело. Работы Елены Леонидовны видят не только жители поселка Вахтан, выставки проходят в Шахунье, Нижнем Новгороде, Семенове. Несколько лет назад она начала работать в художественной школе поселка, обучая ремеслу талантливых детей. Приложение 7.

Лебедева Алевтина Валентиновна

Родилась 2 февраля 1954 года в п. Вахтан в семье железнодорожников . Окончила Вахтанскую среднюю школу в 1971 году . Работала 4 года крановщицей на «Уралмаше в г. Свердловске. Но любовь к родным местам оказалась сильнее городской жизни . Вернувшись в родной посёлок , 20 лет проработала на художественной фабрике швеей . Творческие способности обнаружились с детства . С детства очень любила рисовать. В школе состояла в редколлегии. Участвовала в самодеятельности, сочиняла стихи, песни. Семья была большая , денег на все не хватало, поэтому приходилось рисовать на обратной стороне обоев. Но, несмотря на это, Алевтина Валентиновну поддерживала семья: старались обеспечить ее красками, кистями, бумагой. В основном привлекает Алевтину Валентиновну пейзажи родной природы, натюрморты. Ее картины выставляются не только в поселке, но и в городе Шахунье и Нижнем Новгороде. Весной 2015 года Алевтина Валентиновна стала победителем областного конкурса, посвященного 70-летию ВОВ с картиной «Враги сожгли родную хату» Приложение 8.

Пупышева Раиса Ивановна

Раиса Ивановна Пупышева из поселка Вахтан всю жизнь обучала детей разным видам рукоделия. Сначала 10 лет была педагогом дополнительного образования в доме пионеров ,потом руководителем кружков и методистом по работе с молодежью во дворце культуры. На работе не уставала ,а, наоборот ,отдыхала ,- признается Раиса Ивановна. Рукодельничать она начала еще в детстве, поэтому желание создавать красивые вещи пропитало насквозь ее организм. Семья была большая, 5 детей. Когда родилась младшая сестренка , захотелось нарядить ее во что-то красивое. Старенькая бабушка научила вязать . Главные ее увлечения- вязание крючком и роспись по дереву.

Когда Р.И. Пупышева на работе оформляла выставки картин местных художников, старалась почерпнуть максимум пользы от общения с авторами. Как правильно делать мазки, какие кисти и краски лучше использовать с такими вопросами обращалась она к В.И.Кочкурову и Ю.Л.Глушкову. Благодаря полученным советам и собственной настойчивости, неугомонная женщина освоила Городецкую, Хохломскую и Жостовскую роспись.

«У каждой – свои секреты, – рассказывает Раиса Ивановна. – Но больше всех меня измотала Жостовская роспись, самая сложная. Окончательно освоить ее помог интернет. Теперь только в этом стиле и рисую. Доски покупаю готовые, иногда их мне выпиливает сын. Многое зависит от красок и кистей, поэтому постаралась приобрести все хорошего качества, чтобы и сам процесс приносил удовольствие, и результат радовал. Самая сложная жостовская роспись . Окончательно освоить ее помог интернет.» Людям тоже нравится ,что делает Р.И.Пупышева. Приложение 9.

Лугинина Анна Васильевна

Анна Васильевна родилась в поселке Вахтан 20 мая 1977 года. В 1997 году закончила медучилище в г. Котельнич Кировской области. Получила специальность фельдшера. Рабатает по специальности в отделении скорой помощи. Анна Васильевна любимая жена и мама четырех детей.

С детства очень нравилось рисовать. Самым желанным подарком был новенький блокнот и фломастеры. В школе активно участвовала в работе редколлегии, рисовала плакаты и стенды.

Позже получилась творческая пауза. Последние несколько лет вновь решила заниматься любимым делом. Новымстимулом к рисованию оказалась любовь. Подарила будущему мужу рисунок ангелочка, который стал впоследствии семейным оберегом.

Анне Васильевне нравится рисовать русскую природу, портреты близких людей, особенно детей, пейзажи. Профессионального художественного образования не имеет, считает себя художником по призванию, поэтому ростоянно появляются новые идеи работ, новые задумки.Очень нравится рисовать пастелью, но недавно попробовала себя в написании работ маслом- это оказалось еще интересней.

«Постоянно учусь и Интернет мне в этом помогает»-говорит Анна Васильевна. Нравятся интернет-уроки художников – портретистов: Татьяны Артыковой, Игоря Сахарова, Олега Бойко.

«Первые мои зрители и судьи – это моя семья».В выставках пока не участвует, но мечтает об этом . Анна Васильевна рисует на заказ и для души. «Знаю точно, чтобы что-то получилось, надо не бояться результата, работать, а не сидеть, сложа руки. Тогда обязательно придет опыт, а если еще будет желание и любовь к своему занятию, то результат обязательно порадует вас».Приложение 10.

Вывод: рада тому, что познакомилась с такими уникальными людьми поселка Вахтан.У каждого своя история, свой путь художника , своя цель . Но каждый из них –талант! Этого они добились упорным трудом и огромным желанием посвятить частичку своей жизни любимому делу.

Заключение

Работая над темой исследования , я поняла, что мы должны знать, что рядом с нами живут люди, наделённые искорками таланта, художественными способностями, люди, которые стараются сделать светлее, ярче нашу обыденную жизнь в меру своих возможностей. Пророки ли они, провидцы ли? – это не столь важно. Но они – есть. И на том держатся наша душа, наша культура, наша красота, наше земное существование.

Результаты исследования:

  • узнала о местных талантливых земляках -художниках;

  • поняла, чтобы добиться какого –либо результата, необходимо трудиться, овладевать знаниями, добиваться поставленной цели.

  • В каждом человеке есть талант, главное вовремя его увидеть, развить .

4.Литература:

1. В.Даль. Толковый словарь живого великого русского языка. Изд-во «Цитадель» г. Москва. 1998

2. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов - Толковый словарь русского языка. Изд-во «Азы>, 1992

3.Большой психологический словарь Б.Мещеряков. В.Зинченко. Изд.-во «Прайм-Еврознаю> 2002

  1. Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

В каком возрасте вы заметили свой талант?

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Картины Кочкурова Валерия Ивановича

Приложение 6.

Картины Глушкова Юрия Леонидовича

Приложение 7.

Работы Колобяниной Елены Леонидовны

Приложение 8.

Картины Лебедевой Алевтины Валентиновны

Приложение 9.

Работы Пупышевой Раисы Ивановны

Приложение 10.

Картины Лугининой Анны Васильевны