III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КРАЕВЕДЕНИЕ В ВОСПИТАНИИ.
Роева Д.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Введение

История, природа родного края, общение с ними, изучение всего этого способствует формированию экологической культуры, правил поведения в природе. Мы предоставляем возможность увидеть насколько прекрасна наша родная земля, которая окружает нас ежедневно. Не переставать удивляться и восхищаться ею, и пусть каждый внесёт посильный вклад по её сохранению и улучшению. Это является основой моей исследовательской работы.

Современная общеобразовательная школа ведет интенсивную работу по совершенствованию экологического образования, формированию экологического мышления, выработке у школьника активной жизненной позиции. Одним из путей повышения эффективности экологического образования является включение в содержание урока краеведческих материалов. Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это очень важно, так как учащиеся учатся не только приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций учителя, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя. Особый интерес для обучающихся представляют исследования, связанные с историей родного края.

Актуальность данной темы определяется введением краеведческого материала в учебные курсы по истории, географии, литературы и все растущим энтузиазмом к историческим истокам собственной малой родины подрастающего поколения.

Моя исследовательская работа раскрывает связь родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории села с историей нашей страны, и я признаю своим долгом, честью стать достойным наследником наилучших традиций родного края.

Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края.

Цель:

-глубже понять особенности природы во взаимосвязи с историей и культурой родного края.

Задачи:

- ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной

жизнью населения, участием и значением родного края в исторической, политической, экологической и культурной жизни России;

- формирование личностно - ценностного отношения к экологии родного села;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей учащихся.

Методика исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников), картографические, фотоматериалы, экскурсии. Объекты для краеведческого изучения – природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. Краеведческое изучение проводилось силами учащихся 6 класса. Работа выполнена коллективно. Сбор местного материала школьники осуществляли во время экскурсий. Изучали историю родного села на базе школьного музея.

1.Летопись села Большой Шурняк.

Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Елабужский район село Большой Шурняк. Его история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину. Моя малая родина – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.

Государственные архивы являются хранителями многовекового документального наследия. Каждое природоохранное ведомство имеет собственный архив, материалы, хранящиеся в нем можно отнести к фондовым.

Наиболее ранние сведения о деревне Шурняк относятся к началу ХVIII в. в « Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Елабужского уезда Вятской губернии за конец ХVIII в. Есть описания д.Бурняк …Владения старокрещенных татар. Число дворов 79, душ мужская 233, женская 195. Положение: имеет…по обе стороны речки «Шурняк» Крестьяне состоят на положенном окладе …промысел имеют хлебопашеством и скотоводством, к чему и радетельные завитка следственного, женщины сверх полевой работы упражняются в домашних рукоделиях; прядут лен, посконь и овечью шерсть, ткут холосты и сукна для своего употребления, а частично и на продажу. В конце ХУ111в. Близ д. Шурняк располагалось поселение, называвшееся «деревня равнины речки Шурняк», где значилось всего 12 деревень. Можно предположить, что на основе этого поселения в последствии возникла деревня Малый Шурняк, а деревня Шурняк стала называться Большой Шурняк. 9ноября 1859 г. по указу Вятской Духовно Консистории был открыт приход. При открытии прихода построена временная дере ванная церковь и освещена во имя святых апостолов Петра и Павла. Вместо этой деревянной церкви в 1868г. был построен каменный храм с одним престолом и освящен 11июня 1868г. во имя Святых апостолов Петра и Павла. В Ведомостях о миссионерских школах Елабужского уезда конца 19 начала 20в. в Вятской губернской земской управы за 1916 год и Вятской губернской земской управы за 1916 год и Вятского губернского отдела народного образования за 19-20 годы имеются следующие сведения из истории школы в церкви Большой Шурняк Черкасовской волости Елабужского уезда. Большешурнякская миссионерская школа Петрапавловского прихода благочинья священника с Бемышевского завода Сергея Сырнева была основана в 1892году. В школе училось 48 детей, в 1898г. 37детей. Имеются сведения о существовании Большешурнякской миссионерской школы на 1902 и 1912годы. В cентябре 1916года Елабужским уездным земством в числе трех училищ в районе с крещено - татарским населением было вновь открыто одно классное училище в деревне Большой Шурняк. Трудовые процессы включали в себя - плетение, рисование, резьбу по дереву. Обслуживала школа только Большой Шурняк. На четырех ее отделениях по спискам на 1 декабря 1919г. числилось 55 учащихся - 46 мальчиков и 9 девочек из них 7 русских мальчиков, остальные крещенные татары. На 1 отделении училось 15 мальчиков и 7девочек. На 2 отделении - 13 мальчиков и 2девочки. На 3 отделении - 12 мальчиков. На 4 отделении - 6 мальчиков. Учителей было двое: Круглов Михаил Федорович,1872 г.р., учительствует с 1897 г. в данной школе с 1918г. Смирнова Анна Семеновна 1888 г.р., учительствует с 1912 г.,в данной школе с 1918г. Большешурнякская школа находилась в ведении Черкасово Старо-Ятчинского районного отдела народного образования.Муниципальное образование Большешурнякского сельского поселения граничит с Мортовским, Дюм-Дюмским и Старо-Куклюкским сельскими поселениями Елабужского муниципального района и так же граничит с Удмуртией. Отдельные названия финно-угорского происхождения являются следами миграции русского населения из более северных уездов Вятской губернии. К ним можно отнести названия русских деревень Альнецкий (Качка), Анзирка, Дюм-Дюм, названия рек Каринка, Шурминка, Шурма, Шаран, которые легко связываются с названиями Заовражная Шаранга, Шурминская, Энзеринская волости Вятской губернии, Шаран, Шурминка, Каринка — на территории Кировской области и Удмуртии. По-видимому, таковыми "обулгарившимися потомками удмуртов" явля­ются некоторые жители деревень Большой Шурняк, Малый Шурняк. Этимология названий Большой Шурняк, Малый Шур­няк достаточно прозрачна, удмуртский шур "речка"+нлж "лог, овраг, лощина, балка" . Компоненты шур "речка" и нюк "овраг" широко распространены на территории Удмуртии и Кировской области. Посреди села и на самом деле течет речушка Шурняк, а река Вятка является главным памятником природы нашего края. На сегодняшний день в состав муниципального образования входят населенные пункты: село Большой Шурняк, деревня Умяк, деревня Верхний Шурняк, поселок Красная Горка, где расположена база отдыха. Центром муниципального образования является село Большой Шурняк, которое расположено в 50 км, от города Елабуга - это экологически чистая зона. На территории сельского поселения живут : 573человек. Подворье - 205 хозяйств. С 2007 года на 300 гектарах земли началось строительство экологического поселка «Народное предприятие – Родная Земля». В основном строятся дома. Планируется строительство школы, детского сада. Строительство одной усадьбы строятся на площади от 1 до 2 гектаров земли. Через территорию Большешурнякского сельского поселения проходит бывший Сибирский тракт – дорога Елабуга –поселок Лубьяны , после начинается Удмуртия, после Кировская область.

Красота простой и безыскусственной природы - неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников и композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней. Поэтесса нашего края Гульзада Хазиевна Ахтямова посвятила несколько своих стихов именно нашему селу и нашим рекам.

2. Природоохранная направленность экологического краеведения.

По официальным данным на территории села Большой Шурняк не существует экологических проблем, и окружающая среда вполне благоприятна для жизни. Но вдруг, в какой – то момент бросается в глаза грязный мусор, вылезающий весной из–под снега, засохшее деревце, неприглядные берега рек Шурняк, Вятка, загазованность атмосферы села. Река Шурняк, Вятка являются главными памятником природы нашего края.

Мы учащиеся 6 класса, интересующиеся экологией родного села, провели социологический опрос среди жителей села, и пришли к выводу, что на территории сельского поселения Большой Шурняк достаточно сложная экологическая ситуация.

Наше село не исключение и здесь, как и во многих районных центрах, наблюдаются признаки распространения городских форм и условий жизни на сельские поселения. Одной из форм проявления является увеличение количества автомобилей на душу населения, а это увеличение выбросов отработанных газов, шумового загрязнения. Не является исключением и биологическое загрязнения села: эпидемий гриппа; заболеваний домашних животных, не охраняемые скотомогильники. Водоемы села загрязнены бытовыми отходами, отходами сельского хозяйства. Не радуют и демографические показатели села: существенной проблемой остается общая смертность населения. Следует отметить негативную тенденцию роста смертности трудоспособного населения села. Среди молодого населения теряется статус семьи. Нравственное разложение человечества начинается с разрушения устоев семьи. Взаимоотношения между людьми должны разумно скрепляться нравственными нормами. Они - основа взаимоотношений. Забота о детях, больных, стариках, взаимопомощь, терпимость в отношениях друг с другом, не причинения зла другому – нормы, которые все реже занимают первые позиции.

И это только часть не исследованных проблем нашего села.

Исходя из этих данных мы и начали свою научно-исследовательскую работу касающегося экологическому образованию и воспитанию.

Опасение вызывают наши реки Шурняк, Вятка, озера и родники.

Река Вятка берет свое начало в одном километре к западу от ст. Перелом Иудейского района Удмуртии. согласно наиболее распространённой на сегодняшний день версии, название «Вятка» родственно древнерусскому слову вяче «больше», и образовалось путём присоединения суффикса -ка, свойственного русским названиям рек. Соответственно, название Вятка переводится как «бо́льшая». Такое название реке вполне могли дать первые древнерусские жители её берегов, добравшиеся до реки по её небольшим северным и западным притокам. Вятская земля постепенно осваивалась новгородцами, поэтому есть мнение, что имя ее означало «новгородская», а значит, и название «Вятка» может толковаться как «Новгородская река». Только в 1489 году Вятская земля присоединена к России. Из путешествий во второй половины ХII века в Предуралье имеется совершенно конкретное «известие Хлыновского летописца о первом населении Вятки россиянами». Татарское название Вятки — Нократ — представляет собой искажённое Новгород. В 1874 году началось регулярное судоходное движение на Вятке.

Вятка когда – то была богата рыбой: лещ, плотва, линь, чехонь, сом, щука, окунь, судак и др. Вода на реке Вятка — не соответствует существующим нормам и показателям. Река Вятка мельчает, в нерестовый период её повсеместно перегораживают китайские рыболовные сети, а экологи не в состоянии бороться с браконьерами.

Твёрдые и жидкие загрязняющие вещества попадают из почвы в реки. Небольшие количества сваленных на землю отходов растворяются дождём и попадают в грунтовые воды, а затем в местные ручьи и реки. Жидкие отходы быстрее проникают в источники пресной воды. Растворы для опрыскивания сельскохозяйственных культур либо теряют свою активность при контакте с почвой, либо попадают в местные реки, либо выщелачиваются в земле и проникают в грунтовые воды. До 80 % таких растворов тратятся впустую, так как попадают не на объект опрыскивания, а в почву.

Время, требуемое для проникновения загрязнителей (нитратов или фосфатов) из почвы в грунтовые воды, точно неизвестно, но во многих случаях этот процесс может длиться десятки тысяч лет.

До 2009 года, каждый год жители нашего села вооружившись ножовкой и топорами, готовились к весеннему паводку. Улица Школьная была самой

проблемной зоной. Весной дворы жителей этой улицы всегда были на грани затопления. Эта улица расположена практически на берегу реки Шурняк . Река заросшая талой, что и являлось главной причиной заторов льда и выхода воды из берегов Шурняк, на сегодняшний день очищена.

Местная власть проводила очистку русла речки «Шурнячка» длиной более 4км.

Родник - маленькое чудо природы. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающая и полезная. Родник – это жизнь. Жизнь в постоянном движении и в драгоценной влаге. В нашем селе родников много. Все они не в лучшем состоянии, хотя уже ведется работа по восстановлению некоторых родников на территории села. Местные жители всеми силами помогают и тем, и другим, устраивая субботники, постоянно борясь за право существования чистой воды.

3.Без прошлого у нации нет и будущего.

Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт. С тех пор как началось осознание человечеством своего места в окружающем мире, оно пыталось определить свои исторические корни, обозначить этапы и перспективы своего движения в пространстве и времени. Реальными вехами развития становились материальные и духовные памятники его действительности. Со временем была осознана потребность сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных экспонатов.

Однако проблема «выживания» школьных музеев актуальна и сегодня. Многие из них, просуществовав несколько лет, закрывались: либо по причине недостающих кабинетов для организации учебного процесса, либо из-за отсутствия пополнения фондов, либо вследствие скудности материальных средств, выделяемых на нужды средних общеобразовательных учреждений.

Нашему же школьному коллективу удалось не только сохранить, но и пополнить музей экспонатами, который существует более 20 лет.

Создавая наш школьный музей, мы понимали, что основной его

социокультурной функцией является коммуникация - процесс общения, передачи информации, в «собирании под видом старых вещей душ отошедших» и в воспитании на этой основе живущих, образование в своей совокупности живой нити истории. С интересом учащиеся изучали историю села, школы и составили её летопись.

Профиль нашего музея - изначально военно-патриотический. Его девизом стали слова К. Рокоссовского: «Очень трудно научиться любить живых, если не умеешь хранить память павших». Мы в школе оформили «Книга Памяти» жителей села. Собрали информацию о ветеранах ВОВ.

Изучая возможности расширения своей деятельности, музей все чаще использует новые формы работы. Среди них большое место занимают праздники: военно-исторические, литературные, фольклорные.

В последние годы больше внимания стали уделять историю родного села, школы т.е. придали музейной работе многопрофильность. Вся работа строится таким образом, чтобы обучающиеся знали как можно больше о своей малой родине.

Сейчас работа краеведа сужена: мы не можем совершать экскурсии по историческим местам нашей Родины. Не всегда есть возможность посетить места родного края, но теперь на помощь приходит Интернет. Мы можем совершать виртуальные путешествия в любую точку земного шара. В связи с этим - мы хотим создать на базе своей школы виртуальный краеведческий музей под названием «Без прошлого у нации нет и будущего».

Таким образом, вместо механического соединения музея и обучающихся возникает творческое содружество, создается единая музейнообразовательная среда.

Заключение

Исследовательская работа позволила пополнить багаж знаний о природе края, расширить опыт исследовательской деятельности, содействовать в решении экологических проблем рек, озер и родников.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых нами, учащимися знаний и умений. Краеведение создает условия для работ исследовательского характера. Систематическое изучение природы в процесс краеведческих наблюдений воспитывает у нас активное природоохранительное отношение к ней.

Наблюдения многих природных явлений вызывало у меня любознательность и желание больше вникнуть в тайны природы.

Краеведение помогло увидеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма.

Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для краеведческого и экологического воспитания. Места, в которых мы живём, богаты историческими, этнографическими, археологическими памятниками. Мы, учащиеся, в большинстве своём уже поняли, что уничтожать природу – это всё равно, что рубить собственные корни. Моя задача – донести до ума и сердец всех ребят, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и человека.

Задача заключалось в том, чтобы научить нас, детей видеть прекрасное в природе, наслаждаться ею, научить беречь и умножать это прекрасное. Но это еще не все. Учащиеся должны чувствовать и осмыслить, что природа прекрасна не только своей первобытной красотой, но и преобразованная трудом человека.

Список использованных источников

1.Арсланов Л.Ш., Ахатова З.Ф. Топонимические параллели как источник по истории заселения края (на материале бывшей Вятской губернии) // Вятская земля в прошлом и настоящем (к 500-летию вхождения в состав Российского государства). Тезисы докладов и сообщений к научной конференции. Киров. 1989;

2. Составитель Н.В.Максимов “Мы из одного корня”. – Казань,

Магариф, 2002. – 223 с.

3.Керәшен халык киемнәре.

4. Татарская электронная библиотека: Татьяна Дунаева

5.ссылки

missiakryashen.ru›about/Est-takoiy-narod/Ot-

kryashen.ru›rus.php

Приложение 1

Приложение 2