III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЖИЗНЬ КРЕСТЬЯНСКОЙ ДЕВУШКИ КЫЛАСОВСКОЙ ВОЛОСТИ В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX В. В
Боровых Е.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Научно-исследовательская работа

Тема работы

Жизнь крестьянской девушки Кыласовской волости в конце XIX-начале XX в.в

Выполнил(а):

Боровых Елизавета Сергеевна

учащий(ая)ся 9 класса класса

МБОУ «Кыласовской СОШ»

Руководитель:

Горбунова Елена Геннадьевна

учитель истории МБОУ «Кыласовская СОШ»,

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Жизнь крестьянской девушки Кыласовской волости в конце XIX-начале XX в.в 3

Девочка-крестьянка. 3

Получение образования девочками из крестьянских семей 5

Юность девушки-крестьянки 7

Девичье приданое 8

Заключение 16

Список использованных источников и литературы 17

Приложения 19

Введение

Жизнь современной сельской женщины очень насыщена и разнообразна. По устоявшейся веками традиции жительницы села занимаются своими приусадебными участками, держат домашний скот, создают своими руками вещи для украшения жилища или предметы одежды для своих домочадцев. При этом селянки ни в чем не хотят быть хуже жительниц города: следят за модой, активно пользуются интернетом, путешествуют. Традиции постепенно уходят в прошлое, грань между жительницами деревни и города стирается. А какой же была жизнь сельской жительницы сто лет назад? Насколько изменился уклад жизни тех, кого ранее привычно называли крестьянками, как жили наши прапрабабушки в к. 19 начале 20 века – решению этого вопроса посвященная данная работа.

Цель исследования: определить, каков был образ жизни обычной кыласовской девушки-крестьянки в к. 19-начале 20 века.

Задачи:

  • Изучить научно-популярную литературу и интернет -источники по данной теме;

  • Изучить местные краеведческие издания, материалы этнографических экспедиций;

  • Встретиться со старожилами села, провести интервьюирование по заявленной теме;

  • Составить описание образа жизни кыласовской девушки-крестьянки к. 19-начал 20 века:

  • Предоставить собранный и скомпонованный материал в кыласовский музей для использования при проведении экскурсий по теме.

Глава 1. Жизнь крестьянской девушки Кыласовской волости в конце XIX-начале XX в.в

1.1 Девочка-крестьянка.

Крестьянские семьи в конце 19 начале 20 века были преимущественно многодетными, но почти половина рожденных младенцев умирали от отсутствия гигиены, хорошего питания, досмотра, от детских болезней, которые лечили только народными средствами.

Из воспоминаний Новоселовой А.А., уроженки деревни Ожга Кыласовского сельского поселения (85 лет): «У мамы из 12 рожденных детей остались живыми только трое, остальных Господь прибрал, жили небогато, не прокормить было бы столько-то»1

Рождение девочки воспринималось семье не так радостно, как появление мальчика. «Парень родится, так родителям радость, помощником будет, а если девка, так только обуза отцу-матери, не шибко им радовались» - так говорит об этом Стерлягова А.И. – старожил деревни Кочебахтино.

Сын – работник, приведет в дом молодую жену – работницу. А дочь вырастет и уйдет из дому, ей приданое нужно будет дать, жениха хорошего найти. «Дочь – отрезанный ломоть» – так часто говорят в деревне и до сегодняшнего дня.

Тем не менее, без дочки в семье просто невозможно обойтись – дочка мамина помощница, а дочка красивая, скромная, рукодельница и хозяйка – гордость всего дома. Матери, мечтающей родить красивую девочку, народные приметы приписывали во время беременности смотреть на все красивое: на красивые вещи, красивых людей. Чтобы дочка родилась румяной, нужно было есть клюкву и бруснику, а чтобы имела пушистые ресницы и красивые глаза – есть укроп. 2

Главная черта, которую стремились сформировать в девочке – было трудолюбие. Даже пуповину рожденной малышке принято было отрезать на прялке, чтобы она хорошо исполняла женскую работу3.

В воспитании девочек упор делали на формирование качеств хозяйки дома: учили рукоделию, полевым работам, поручали нянчить младших детей. С 5-6 лет девочки уже нянчили младших детей, пололи в огороде, встречали и угоняли коров на пастбище.

Вместе с матерью и старшими сестрами маленькая крестьянка занималась белением холстов, училась прясть. В 10-11 лет девочку сажали за прялку самостоятельно, на 13 году учили вышивать, в 14 лет - вымачивать холсты4. Подрастающая девочка училась доить коров, грести сено, печь хлеб.

На игры много времени не оставалось, но все, же какое детство, без игры. Многие игры девочек были похожи на реальную жизнь их матерей: девочки строили клети (клетки) – свои миниатюрные дома, делали себе деток – кукол, брали в дома старую ненужную посуду, варили в ней еду. Из воспоминаний старожила села Кыласово Истоминой З.А.: «Играли в «чечки». Обломки от чашек, бутылок, тарелок собирали, раскладывали в клетки, в гости ходили друг к другу, одни в одном углу клетки живут, другие в другом. Сахарный песок делали из кирпича, салаты наладим из травы да моркови, овощей разных, пуговок нарвем, растение такое. Кукол делали из соломы, скрутишь солому, как туловище, руки отдельно сделаешь. Деревянные куклы были, бревнышко в платок закутаешь, вот и кукла или деревяшку как вроде лопаточки найдешь, лицо нарисуешь, опять кукла. Эту деревяшку тряпкой обмотаешь, как ровно тело, и платья нашьешь»5.

Пока девочки были маленькими, куклы для них делали мамы, бабушки и старшие девочки. Несмотря на тяжелый крестьянский труд, они всегда находили для этого время. Из воспоминаний Сохранных. Н. Я: « Кукол делали из соломы. Берет бабушка соломы пучок, сколько-то на голову оставляет, ниткой перевяжет, вот и голова готова. Потом перепоясывает ниткой по талии, а нижние соломинки в сторону отгибает, юбку делает. Потом на руки берет другой пучок и просовывает его поперек туловища, вот и руки. Руки тоже ниткой перевязывает. А ног не делает. Ножницами лишние соломинки подстрижет, вот бабушкина кукла и готова. Одежду уже сами делали, кто как мог, из цветных лоскутков одежду шили, косы куклам заплетали, украшали всяко».

Вот такие куклы и назывались стригушками. Особенностью этих кукол было то, что они умели плясать. Поставят куклу на пол, топнут ногой, и она начинает кружиться по избе, а если сделать несколько таких кукол, так получался целый хоровод.

Итак, детство маленькой крестьянки было наполнено трудом, но все же, оставалось время и на нехитрые игры, были и свои самодельные игрушки. (Приложение 1)

1.2. Получение образования девочками из крестьянских семей

Закона о всеобщем начальном обучении в Российской империи не было, крестьянские дети учились, если того хотели их родители, и если в селе была школа. Девочек отдавали учить реже, чем мальчиков, неграмотных среди женщин в российской деревне было значительно больше, чем мужчин.

Чаще всего крестьянские дети получали образование в церковно-приходской школе. В селе Кыласово церковно-приходская школа была открыта священником Павлом Пономаревым в 1843 году, в 1864 году школа была преобразована в двухклассное министерское училище6.

Детей принимали в училище с 8 лет. В училище обучались 118 мальчиков и 19 девочек. Занятия в школе начинались 12 сентября, заканчивались 2 мая. Преподавали в училище священник, две учительницы и помощница учительниц7.

Так как девочек поначалу в школы не принимали, священник Дамиан Кузнецов в селе Кыласово открыл школу на дому для девочек. Обучение девочек совершенно бесплатно проводила его жена - Агриппина Тимофеевна. В 1859г. у нее насчитывалось 35 учениц8.

После земской реформы 1864 года одноклассные земские школы стали создаваться даже в небольших деревнях. Такие школы открывались и в деревнях кыласовского сельского поселения, в эти школы принимали и девочек. Вспоминает Горина Лариса Михайловна, 1905г.р. (д. Шавкуново): « В школу ходили в д. Ергач. Перед уроками и после читали молитву. Святого отца звали Александром. Учительница была приезжая, звали Анна Васильевна, относилась к детям очень хорошо. В начальной школе было 4 класса. Директором была Анфиса Андреевна, жили они в самой школе. За учебу не платили. Девочки и мальчики учились вместе, ряд девочек, ряд мальчиков»9 (Приложение 1)

1.3. Юность девушки-крестьянки

Главный период девичества начинался в 15-16, крестьянская девушка «входила в пору». То есть была готова к сватовству и дальнейшему замужеству. Девушке в этом возрасте уже не пристали детские развлечения, она должны была вести себя достаточно степенно, уметь красиво одеваться, причесываться, не вести себя развязно или как-то порочить себя, так как к ней уже приглядывались как к будущей невесте. Особо привлекательными внешними качествами в крестьянской среде считались: крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое гладкое лицо с белой кожей и длинная русая коса.10

Чтобы выглядеть привлекательно в глазах женихов и особенно их родни девушка должна была быть не только хороша собой, но и обладать такими качествами характера как: доброжелательность, учтивость, скромность. Излишняя бойкость и чрезмерная робость одинаково не приветствовались.

Девушка, обладающая всеми вышеперечисленными качествами, уважительно именовалась в деревне «славница». Славница была завидной невестой, она занимала почетное место во главе девичьих хороводов.

Выйти замуж вовремя для крестьянской девушки было очень важно. Так как затянувшееся девичество было предметом насмешек в деревне. «Засидкой и «вековухой» девушку начинали считать с 23 – 27 лет11.

Причины, по которым девушка могла остаться «вековухой», были самые разные: внешняя некрасивость (худосочность, болезненность), излишняя застенчивость, худая слава невесты или ее семьи (женской части семьи).

Вековуху старались выдать замуж всей деревней, женщины-подруги семьи, выполняли роль свах, желая сбыть засидку «хоть вдовцу, хоть проезжему молодцу»12 .

Выбирая невесту, родственники жениха ориентировались и на то, какая девушка работница и мастерица. Качества работницы были хорошо видны при выполнении крестьянских сельскохозяйственных работ, так как и поля и сенокосы, и огороды – все было на виду в деревне. Качества мастерицы были видны в одежде девушки, которую она зачастую и делала сама и украшала сама, во время выполнения совместно женских работ – прядения, вышивки т т.п. Но в первую очередь показателем мастерства девицы было ее приданое.

1.4. Девичье приданое

Обычай готовить приданое распространялся на семьи любого. При этом, обязательным условием было участие самой невесты в приготовлении вещей. Прозвища «неткаха» и «непряха» были одними из самых обидных для девочек-подростков.13 Вот как рассказывала жительница села Кыласова Истомина Зоя Александровна о подготовке приданого: «Невеста с малолетнего возраста перышки на подушки собирает, где перышко увидит на улице, так подберет. У которой девки только один сундук, а у которой и четыре. Если отец с матерью зажиточные, то отдают что либо из живности (телку, овцу). С самого детства девку приучали к труду, годов с 12, а то замуж никто не возьмет. Бывало, девка сама себе телочку растит, не выйдет замуж в тот год, так другую растит. Учили и прясть и ткань, чтобы все умела»14

Состав приданого мог быть очень обширным и зависел от достатка семьи, помимо постельных принадлежностей, домашней утвари, украшений могли включаться и деньги, скот, земли, прочие ценности. Подробнее остановимся на той части приданого, которое изготовляла сама невеста, и которая была показателем ее мастерства и умения. Такое приданое разделялось на следующие части15:

  • «Невестины дары»

Невеста приносила в дом будущего мужа целую гору домотканых подарков, даров всей его родне. Помимо одежды, невесте полагалось дарить "платовья" (узорные полотенца) собственного рукоделия, а также пояса. Готовила девушка и подарок своему суженому. В приданом обязательно присутствовали подарки для мужа. Прежде всего - рубашка-косовороточка. Под венец раньше жених обязательно шел в рубашке, сшитой руками невесты. Причем, она обладала магическими свойствами – когда в семье рождался первый ребенок, его заворачивали именно в эту рубаху. Чтоб он не плакал, не болел, и стирать эту рубашку никогда было нельзя. К рубашке прилагался и красивый расшитый поясок. Без пояса ходить было нельзя. Пояс, который невеста сплетала своими руками, оберегал мужа не только от нечистой силы, но и от чужих жен.

  • «Свадебный убор»

Каждая девушка должна была подготовить себе свадебную скруту (одежду). Она традиционно состояла из рубах, сарафана, головного убора, плата, пояса, украшений.

  • «Украшение жилища»

В приданом невесты насчитывалось 30-40, а иногда и до ста со вкусом расшитых полотенец, столешников, подзоров, насундучников, занавесок. Во время больших церковных праздников полотенцами украшали дом, в который заходило много гостей, в том числе и будущие женихи. Они внимательно приглядывались к рукоделию невесты, судили об ее аккуратности и других достоинствах. Нередко на полотенцах вышивались слова «Кого люблю, того дарю»16. На полотенцах вышивались и монограммы – первые буквы имени жениха и невесты. Сначала вышивалась одна буква, а затем, когда появлялся официальный жених (после обручения) в монограмму добавляли и вторую букву. Полотенца раньше участвовали во многих обрядах. Ими обвивали плечи свидетелям (дружкам). Их дарили всем родственникам жениха. К свадьбе ими украшали стены избы. Длина их достигала сорока шагов (старинная мера длины). Полотенец в приданом должно было быть не менее ста штук. Чтоб про невесту нельзя было сказать: «Голь перекатная замуж идет – у нее полотенец в обрез».17 (Приложение 2)

Кроме того в приданое вкладывались и хосты, вытканные невестой. Из этих хостов она впоследствии шила одежду для своих домочадцев. В эту часть приданого входила и свадебная постель: перины, подушки, одеяла, вышитое белье.

Свое приданое Кыласовские невесты складывали в сундуки. Сундуков было несколько. В каждый сундук складывали определенные вещи. Один из сундуков назывался «белый сундук»18, в который складывались самые красивые вещи тонкой ручной работы: полотенца, занавески и т.д.». О белом сундуке рассказывает Истомина З.А. «Чем больше богатства, тем больше сундук набивают. Один сундук набивают холстинами, мешками. Другой – белый сундук. Там собирают вышитые полотенца, поднавесы на кровать, скатерти, одеяла, наволочки, все ручной работы»19 (Приложение 2)

Приданое жених и его родственники могли видеть еще до свадьбы. Жених мог посещать невесту во время шитья приданого, что называлось в старину побывашки, проведки20. Перед свадьбой родственники жениха приходили оценить приданое, сделанное самой невестой.

1.5. Девичьи гулянья

Пора девичества была самой свободной и интересной и свободной порой в жизни крестьянской женщины. Девушке разрешалось вставать несколько позднее остальных членов семьи, и возвращаться с посиделок домой можно было затемно – это было в порядке вещей и не осуждалось. Крестьяне считали, что относительно вольная жизнь, которой пользовалась девушка до свадьбы, необходима для её развития, накопления жизненного опыта, приобретения самостоятельности, ведь все эти качества будут необходимы ей в роли жены, хозяйки и матери, когда она станет замужней женщиной.

На гуляньях можно было показать себя во всей красе. Повсеместно увеселениями молодежи были посиделки или вечерки. Посиделки или вечорки чаще всего затевались после «помочи» - так назывался обычай призывать на помощь для выполнения больших работ своих односельчан21. В старину молодежь звали для помощи в какой-нибудь работ. Например, проводились помочи под названием «копотиха»22. Хозяйка созывала на них женщин и девушек. Во дворе одни мяли лен, другие трепали, третьи чесали. После работы хозяйка устраивала для них угощения, приглашали и парней, и в избе начинались увеселения молодежи до поздней ночи. Песни, пляски, игры, веселье составляли праздничную часть посиделок. На посиделках заводились знакомства, порой завершающимися свадьбами. Из воспоминаний старожилов села Кыласово: «На вечерки собирались у кого-нибудь в избе, чаще у какой-нибудь бабушки или одиночки, или у подружек по очереди. Плясали кадриль, играли в фанты, в «колечко», бутылку крутили (игра с поцелуями), пели песни и частушки под гармонь и балалайку. На посиделки обирались в дома, куда пустят. Плясали «восьмеру», «шестеру» и «у ключика». Бывало, гармонист играет «Сербиянку» или «Комаринского», а мы пляшем, а как он устанет, так хороводы заводим, да сами поем»23. (Боброва К. Н., деревня Калиничи).

Собираясь на посиделки и гуляния, девушки старались одеться как можно наряднее, наводили красоту. «Покупали пудру, пудрились, помадой губы красили, у кого помада есть, так, считай, целое достояние. Кудри у висков завивали гвоздем длинным, накаленным на углях, и закручивали. На бумажки волосы накручивали, или на гвоздик горячий». (Истомина З. А., С. Кыласово). Завивать локоны раскаленным гвоздем было довольно опасно, часто при этом девушки сжигали волосы. «Кудри один раз завила, гвоздь накалила, все сожгла до кожи. Тятя шибко наругал, так больше я и не стала24». (Боброва К.Н., д. Калиничи).

Одежда девушек-крестьянок в конце 19 начале 20 века претерпевает изменения и по составу костюма и по качеству тканей. На смену сарафану приходят юбки и кофты. Такой ансамбль назывался «парочка»25. Юбки шили также из домашнего тканого сукна, прямые и составные полосатые юбки (сукманки). Праздничные юбки украшали оборками и цветными лентами. Кофты шили распашными и в талию, с отделкой лентами, вышивками, кружевами. В начале 20 века чаще стали покупать фабричные ткани – ситец в цветочек, бязь, кружево. Праздничной одеждой стали платья, сшитые из ситца или шелковые. Платья чаще всего шили отрезные по талии, юбка собиралась в сборку (в татьянку), рукава шили «фонариком» или длинные, присборенные у плечиков и суженые к низу, воротник небольшой круглый, отложной или стоечка. Платья обязательно подпоясывались поясом. Особым шиком считалось, если у девушки есть фабричные ботиночки. «Платья носили длинные, юбки из вольны. На ногах чулки, сверху белые носки, без платка не ходили» - Боровых Е. А., деревня Боровая. (Приложение 3)

«Одевалась молодежь, кто как мог, по средствам. Белое платье в полосочку или в горошек, в косе лента, белые носочки на ногах, обязательно коса, волосы распущенные не носили. Бывало, что и в чужих сапогах на гулянья ходили, богатства особого не было» - Истомина З. А. , с.Кыласово.

Девушки до замужества украшали голову повязками, завязывая их концы сзади так, чтобы темя оставалось открытым. Праздничные повязки шили из дорогих нарядных тканей, украшали их бисером или вышивкой. В конце XIX – начале XX вв. по праздникам надевали кружевной платок черного цвета фабричного производства, взятый из французской моды, который крестьяне называли «файшонка». (Приложение 3)

Модной зимней одеждой стали «плюшевки» (покрытые плюшем ватные полушубки и шубы), теплые шерстяные клетчатые шали и цветные полушалки. Зимней обувью служили валенки.

1.6 .Выбор жениха и сватовство

Девическая пора заканчивалась после того, как девушку просватают и обручат. Выбор невесты делала родня жениха, право отдать дочь замуж или отказать было у родителей невесты. Согласие самих молодых, особенно девушек спрашивалось чисто формально, и зачастую вообще не учитывалось.

Обряд начинался со сватовства. Не принято было ходить на сватовство в понедельник или вечером. Иногда согласие на брак сваты получали не сразу, и им приходилось делать 2-3 захода. Согласие на вступление в брак скреплялось рукобитьем. После сговора отказаться от брака считалось уже недопустимым. После просватанья девушку называли невестой и парня – женихом. Именно с этого момента в старину девушка начинала причитать. Песни и причитания передавали тревогу невесты на свою будущую жизнь. Причетам и плача девушки учились с детства.

«Сначала было сватовство. Свататься не один раз приезжали, пришел жених со свахой, ему отказали, потому что ко мне уже другой приезжал свататься и вроде как сговорились. Жених начал мать с отцом звать, и по три дня подряд приходили, мы все отказывали. Свататься приходили пешком, а раз мы ему отказали, от нас вина не было, это они с вином приходили, но раз отказывали, то вино не выставляли. На третий раз я согласилась, тогда и вино на стол выставили и мы и сваты. Потом был сговор, рассекали руки. Отцы брались за руки, о матери рассекали и на столе зажигали свечу. Обратного хода после этого не было26» - Шестакова Л. С., с. Кыласово.

За сватовством следовало обрученье. Обрученье происходило накануне свадьбы в доме невесты. «До обрученья отнимали косу. Я держу косу, а девки ее отнимают»27 - Шестакова Л. С., с. Кыласово.

«В обрученье собирались в доме невесты, не так много народу, в основном родня. Днем подружки отбирали у девки косу. Гости приезжают к вечеру. Встречают их свадебными песнями, для каждого своя песня. Сначала молодым поют, потом крестне, потом именитым гостям. Для семейных пар отдельно поют, для вдов, потом уж для молодых да неженатых, а за песни жених деньгами отдаривает. Девки поют, невеста ревет, всем кланяется – отцу, матери. Жених красоту отдает. Лента – красота розовая или красная. Девка падает на плечико маме, папе, родным и подружкам, плачет, песни поет жалостные, а подружки частушки поют, прощаются с подружкой. Такой рев все устроят, что и мать плачет, и родные. А тысяцкий стоит в обрученье под иконами в гостиной и угощает госте»28 - Стерлягова А. И.

За обручением следовала свадьба, после которой девушка становилась замужней женщиной, жизнь ее менялась, из дома родителей она уходила в дом мужа.

Заключение

Жизнь девушки из крестьянской Кыласовского сельского поселения в конце 19-начале 20 в.в. соответствовала традициям и обычаям.

С детства девочку приучали к труду, готовили к роли будущей хозяйки. Даже игры и игрушки были связаны с ведением дома, детьми, бытом.

В школу маленькая крестьянка шла по желанию родителей и при наличии школы. Девочкам села Кыласово повезло, в селе и окрестных деревнях были церковно-приходские и земские школы, многие девочки сумели получить там образование.

С 15-16 лет девочка становилась девушкой, будущей невестой. Ее больше привлекали к работам, она осваивала и полевые работы и основы рукоделия. Каждая девушка должна была самостоятельно приготовить себе приданое, зарекомендовать себя хорошей хозяйкой. Требования к будущим невестам предъявлялись строгие, опозорить себя - значило остаться «вековухой».

Повзрослевшие девушки имели достаточно свободы, могли посещать гулянья, знакомиться с молодыми людьми. Но вопрос о выборе жениха решали родители. После сватовства и обручения период девичества заканчивался. Девушки со слезами расставались с девичьей косой – символом свободной жизни девушки. Жизнь в замужестве была нелегкой.

Список использованных источников и литературы

Неопубликованных

  1. Беседы со старожилами села, записанные на видеокассеты.

  2. Материалы этнографической экспедиции в деревню Кочебахтино 2003 г.

  3. Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г.

Опубликованных

  1. Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г., 147 с.

  2. Семенова М. Мы -славяне!. –Спб.: Азбука.-Терра, 1997 г. 560 с.

Ресурсы сети Интернет

  1. Безгин В.Б. «Крестьянская повседневность (традиции конца 19 –начала 20 века) (Электронный ресурс)/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам – режим доступа http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/820/21820/5033?p_page=11

  2. Дранишников А.А. Некоторые вопросы жизни крестьянских девушек во второй половине 19 начале 20 веков (Электронный ресурс)/ Киберленинка – режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-zhizni-krestyanskih-devushek-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-hh-vekov

  3. О русских девушках-крестьянках. (Электронный ресурс)/ Виртуальная школа. Бакай – режим доступа http://school.bakai.ru/history/o_russkih_devushkahkrestiyankah_1819_vekov

  4. Приданое. (Электронный ресурс) / Народная одежда в обрядах и обычаях восточных славян – режим доступа: http://judis.ru/pridanoe

  5. Приданое в прошлом (Электронный ресурс) / Славянская культура - режим доступа http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/pridanoe-v-proshlom.html

  6. Старинный обычай. Приданное невесты (Электронный ресурс) / У нас свадьба. – режим доступа

http://www.unassvadba.ru/yar/stat_703.html

  1. Фотографии со стеклопозитивов. Крестьяне Кунгурского уезда начало 20 века. Предоставлены коллекционером-антикваром Михаилом Кориненко.

Приложения

Приложение 1

Стеклопозитив. Девочки-крестьянки с матерью.

Стаклопозитив. «Ученики церковно-приходской школы.

Приложение 2

Вышивка на полотенце «Аксинья – Лука» (Кыласовский музей)

«Белый сундук» (Кыласовский музей)

Приложение 3

Стелопозитив. Молодые крестьянки в модных платьях.

Стаклопозитив. Молодая девушка и девочка в «файшонках»

1  Из бесед со старожилами села

2 Дранишников А.А. Некоторые вопросы жизни крестьянских девушек во второй половине 19 начале 20 веков (Электронный ресурс)/ Киберленинка – режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-zhizni-krestyanskih-devushek-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-hh-vekov

3 Дранишников А.А. Некоторые вопросы жизни крестьянских девушек во второй половине 19 начале 20 веков (Электронный ресурс)/ Киберленинка – режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-zhizni-krestyanskih-devushek-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-hh-vekov

4 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г.

5 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г.

6 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г.

7 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г.

8 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г.

9 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г.

10 О русских девушках-крестьянках. (Электронный ресурс)/ Виртуальная школа. Бакай – режим доступа http://school.bakai.ru/history/o_russkih_devushkahkrestiyankah_1819_vekov

11 О русских девушках-крестьянках. (Электронный ресурс)/ Виртуальная школа. Бакай – режим доступа http://school.bakai.ru/history/o_russkih_devushkahkrestiyankah_1819_vekov

12 О русских девушках-крестьянках. (Электронный ресурс)/ Виртуальная школа. Бакай – режим доступа http://school.bakai.ru/history/o_russkih_devushkahkrestiyankah_1819_vekov

13 Приданое в прошлом (Электронный ресурс) / Славянская культура - режим доступа http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/pridanoe-v-proshlom.html

14 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г.

15 Приданое. (Электронный ресурс) / Народная одежда в обрядах и обычаях восточных славян – режим доступа: http://judis.ru/pridanoe

16 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г., с. 136

17 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г., с. 136

18 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г., 137 с.

19 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г.

20 Приданое в прошлом (Электронный ресурс) / Славянская культура - режим доступа http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/pridanoe-v-proshlom.html

21 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г., 140 с.

22 Беседы со старожилами села, записанные на видеокассеты

23 Беседы со старожилами села, записанные на видеокассеты

24 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г., 143 с.

25 Жили-были. Краеведческое издание. / авторы составители: заведующая Кыласовским музеем Шумилова Р.В., руководитель этнографического отряда Горбунова Е.Г.. Пермь. Пермское книжное издательство. 2009 г., 144 с.

26 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г

27 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г

28 Материалы этнографической экспедиции в село Кыласово 2002 г