III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА МАЙОРОВКА, ИЛИ КАК УМИРАЕТ ДЕРЕВНЯ.
Кайзер Э.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Научно-исследовательская работа

Тема работы

История поселка

Майоровка , которого уже нет, или как погибает деревня

Выполнила:

учащаяся 10 класса

МБОУ «Биляр-Озерской

СОШ Нурлатского

муниципального района

Республики Татарстан»

Кайзер Эмилия Ивановна

Руководитель:

Микушкина Елена Аркадьевна

учитель истории I категории

МБОУ «Биляр-Озерской

СОШ Нурлатского

муниципального района

Республики Татарстан»

Оглавление

Введение 3

Основная часть 6

1. «Откуда есть пошла земля….» 6

2. «Плотник топором думает…» 6

3. «Жизнь била ключом» 8

4. «Начало конца…» 10

5. «Пляшет потолок, пляшет печка…» 12

Заключение 13

Список используемых источников 15

Приложения…………………………………………………………………..16-34

Введение

ХХ век – век больших перемен и переломов в жизни народов.

Россия – страна, в истории которой много трагических страниц, связанных с жизнью сельской глубинки. Одной из трагедий нашей истории является трагедия исчезновения с лица земли тысяч сел и деревень в мирное время.

По данным последней переписи населения, проведенной в 2010 году, печальный процесс погибания деревни продолжается. Так, только с 2002 по 2010 год в России исчезло с лица земли 8,5 тысяч деревень, т.е. их нет на карте государства. Часть сел де-факто живы, просто они вошли в состав соседних городов и поменяли статус, но таких гораздо меньше, чем тех, которые просто прекратили свое существование. Есть ещё 19,4 тысяч населенных пунктов, которые де-юре существуют, но реально в них никто не живет. По сравнению с 2002 годом это на 48 % больше. [7] (см. Приложение№1)

Только на территории нашего Нурлатского района менее чем за полстолетия не стало около 50 населенных пунктов. По данным исполнительных советов сельских поселений и воспоминаниям жителей района нам удалось частично восстановить список селений и поселков, исчезнувших по разным причинам с карты района. [1] (см. Приложение №2)

Как и почему гибнет деревня? К чему приведет урбанизация? Что чувствуют люди, малая родина которых превратилась в безлюдное поле или опушку леса? В чем так провинилась деревня? И нет ли нашей с вами вины в том, что уходят люди, исчезают деревни?

Целью исследовательской работы является изучение истории исчезнувших деревень на примере родины моих предков – поселке Майоровка на берегу реки Большой Черемшан вблизи села Биляр-Озеро.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Собрать документальный исторический материал о поселке Майоровка.

2) Собрать воспоминания бывших жителей о жизни и быте, основных занятиях в поселке.

3) Понять и обобщить причины исчезновения поселка Майоровка и населенных пунктов сельской глубинки России.

Объектом исследования станет исчезнувший поселок Майоровка в окрестностях села Биляр-Озеро Нурлатского района Республики Татарстан.

Предмет исследования: история возникновения, жизни и исчезновения поселка Майоровка.

Майоровка – деревня, которой нет на современной географической карте. В начале 70 –х г. XX века она вошла в разряд «неперспективных» в связи с укрупнением колхозов. В 70-80 г покидали по принуждению родные места жители поселка, увозили домашнюю утварь, скот. Последней покинула Майоровку в 1980 году семья Кириллова И.Н. Постепенно ветшали и разрушались брошенные дома, некоторые жители перевезли их на новое место жительства или продали. Сейчас о существовании Майоровки напоминает кладбище, на котором похоронен мой прадед и другие жители поселка, яблоньки, давно уже одичавшие и скворечник на старом дубе на месте усадьбы моего прадеда. [2]

Мне эта тема интересна потому, что мои корни именно из этого поселка. Здесь родилась моя бабушка Кайзер (Удальцова) Любовь Андреевна. С раннего детства я слушала её рассказы о быте и жизни людей этого поселка. И поэтому я решила написать небольшую работу, посвящённую поселку, которого уже нет. Жителей этого населенного пункта осталось совсем немного. Все они пожилого возраста, многие разъехались по стране. Пройдет несколько лет, уйдут из жизни эти люди, историю поселка будет восстановить почти невозможно. А это значит, что мы можем стать «Иванами, не помнящими родства».

Историческими источниками в основном являются записи воспоминаний и рассказов жителей поселка Майоровка: Митюхиной Татьяны Семеновны (1919 г.р.), Ереповой Елены Михайловны (1942 г.р.), Муковоз Ольги Ильиничны (1948 г.р.) ныне проживающих в с. Биляр-Озеро, Кайзер Любовь Андреевны (1947 г.р.), проживающей в г. Ульяновске, архивные данные Совета Биляр-Озерского сельского поселения.

Основная часть
  1. «Откуда есть пошла земля….»

Из курса истории мы знаем, что в начале 1920-х годов в Поволжье из-за засухи свирепствовал страшный голодомор. Тяжелее всего было тем, у кого не было рядом реки и леса.

После перенесенного голода люди стали подыскивать наиболее благоприятные районы для жизни. Советская власть не запрещала выходить на выселки и обрабатывать землю желающим.

Так поступили и несколько жителей деревни Илюткино в Чистопольском уезде Казанской губернии. На берегу реки Большой Черемшан в нескольких километрах от села Биляр-Озеро нашли подходящее место для проживания. Здесь земля изобиловала лесными, речными дарами, да и с дровами не было проблем. Нельзя не упомянуть, что когда-то деревня Илюткино тоже была основана выходцами из Биляр-Озеро, и церковный приход был общий.

В 1925-1926 году переехали на берег реки Большой Черемшан первые переселенцы Майоров Тимофей Ерофеевич 1884 г.р. и Герасимов Семен Алексеевич 1897 г.р. Жили в выкопанных землянках, корчевали лес. Постепенно построили дома, перевезли семьи. Сюда же в 1929 году переехал мой прадед Удальцов Андрей Петрович со старшим братом, матерью и сестрой. Их отца (моего прапрадеда) в живых не было: погиб в Первую мировую войну, когда прадеду было два года. Потихоньку переезжали и другие земляки. Жизнь налаживалась, построили дома, завели скот, распахали земли на ближайших полянах. Со времене поселение разрослось, увеличилось до 16 дворов. (см. Приложение №5,6,7)

Свое название поселок Майоровка получил по фамилии первого переселенца Майорова Тимофея Ерофеевича. [3]

  1. «Плотник топором думает…»

Поселок получился совсем небольшим. По воспоминаниям местных жителей, дома стояли в два ряда, образуя одну улицу. Каждый дом вместе с огородом был обнесён изгородью, в землю вкапывали колья-столбы, их обматывали ивовыми вицами, а поперёк прямиком клали жерди. Загоны для выпаса скота обносились изгородью, колья в которой ставили косяком. Дома строили небольшие, добротные. (См. Приложения №№8,9,10 )

Семьи были в основном многодетные, по 6-8 детей. Так, у родителей моей бабушки, Андрея Петровича и Марии Афанасьевны Удальцовых было 8 детей. Дома четырёхстенки, но в некоторых домах делали перегородку из досок, получалась пятая стена, но не рубленная.

Строили на века, поэтому заготовка древесины велась поздней осенью или зимой. Часто при строительстве дома собирались не только родственники, но и жители всей округи.

Излюбленным строительным материалом была липа. Из нее строили дома, лавки, зыбки, шкафы, кровати, прялки, лодки - долбленки, маслобойки. А из липового лыка плели лапти. Для своих детей мой прадед сам плел лапти. Как вспоминает моя бабушка, она в школу ходила в лаптях. Еще из лыка делали мочалки, вили веревки для хозяйственных нужд, вязали сети и т.д. Дуб служил прекрасным материалом для изготовления жерновов. В нашем школьном музее находятся жернова Митюхиной Татьяны Семеновны. Из молодых дубков мой прадед делал полозья для санок. Сначала эти черенки зимой запаривали в бане, затем на специальной колоде в форме круга гнули, связывали и оставляли сушить. Затем делали полозья. Примерно также делались и дуги для лошадей, только материалом служил вяз.

На улице рядом с домами ставили амбары, в которых в засечках хранили ячмень, муку, в кадушках – горох. Колодцы ставили не у каждой избы. В Майоровке было 2 колодца.

Жилая часть дома начиналась с печки. Печь обычно стояла справа или слева от входа. Русская печь массивна и своеобразна. В каждом доме она отличалась какими-то своими деталями, количеством печурок, размерами. Печи кирпичные, беленые. Низ печи, подпечье, чаще был рубленным, в целях экономии кирпича. В кухоньке был подвешен над тазом рукомойник. [2]

В избе было все предельно скромно. Всю мебель и часть кухонной утвари изготавливали сами. Вдоль двух стен тянулись лавки. Над лавками под потолком устроены полати. На них хранили разные инструменты, зимой – сапоги, а летом – валенки. Справа от низких дверей находились тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи было отделено невысокой дощатой заборкой. Стены – из гладко обтесанных бревен, не обмазанные, некрашеные и небелёные. Пол застилали домоткаными половиками. В избе каждое место имело определенное назначение. Для младенцев на крючок в потолке вешали зыбку под домотканым пологом. Обычно, качая зыбку за петлю ногой, можно было выполнять какую-либо работу: прясть, шить, вышивать. В красном углу под божницей – место для обеденного стола. Удлиненная, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола – столешница – была на массивных точеных ножках, которые соединены досками – поперечинами. Украшениями дома служили домотканые половики, вышитые салфетки, скатерти, полотенца. Занавески на окна шили из домотканой ткани или вязанные крючком кружевные. В рамках на стене висели фотографии родных. Днем изба освещалась с помощью окон. В темное время суток жгли лучину, позднее появились керосиновые лампы «Молнии», которые подвешивали к потолку. Электричество в Майоровку так и не провели. (См. Приложение №11)

  1. «Жизнь била ключом»

Главным занятием жителей Майоровки было земледелие. В основном выращивали: рожь, ячмень, пшеницу, сахарную свеклу, горох, картофель, овощи. Зерно на муку для себя до 1975 года возили молоть в соседнее село Чулпаново, где на реке Большой Черемшан стояла водяная мельница.

На своих огородах в довоенное время возделывали коноплю, из которой после определенной обработки получали нитки и ткали одежду. Сложен был процесс выращивания и обработки конопли. Технология была такой. Вспахивали землю, затем ее выравнивали – боронили, сеяли семена, снова боронили. Когда конопля давала всходы, в стадии цветения пололи сорняки. Когда созревали семена, коноплю теребили и завязывали в снопы небольшого размера. Снопы ставили в бабки вершками вверх, чтобы прошло полное созревание семян. После сушки снопы околачивали, а головки растирали, чтобы извлечь семя. Затем стебли конопли клали в воду по берегу Черемшана, чтобы их не унесло течением, сверху выкладывали доски, а на них - камни. Так, в воде, они отмокали месяц. Потом стебли доставали, сушили, высушенную тресту мяли на мялках, бросновали на броснутках, затем трепалом трепали. Отходы от трепки использовали для изготовления веревок, а коноплю отчесывали чесалами (еще их называли гребешками) и вязали в челнок, а затем раскладывали ровным слоем на столе, свертывали в рулончики (куклы) и пряли на прялке в нитки. Из ниток на самодельном ткацком станке ткали ткань. Как только полотно выткано, его снимали, разрезали на определенную длину, мочили и расстилали на снег для отбеливания, после чего его окрашивали (для покраски обычно использовали кору ольхи). Затем шили нужные вещи: рубахи, штаны, верхнюю одежду и т.д. Моя прабабушка для своих детей все шила своими руками. Новый наряд, по воспоминанию бабушки, она всегда шила к празднику Пасхи.

Ткань из конопли была очень прочной, одежду из нее носили по нескольку лет. Она передавалась от старших детей к младшим. Еще из этих ниток вили веревки, вязали сети для ловли рыбы.

Много и хорошо ткали раньше в поселке и из шерсти. Шерсть была от своих овец. Из шерсти ткали «покрывалья» на кровати и сундуки, толстые одеяла, портянки, юбки и др. Вязали теплые носки и рукавицы. У Ерепова Сергея Ивановича была собственная швейная машинка «SINGER». Из выделанной овечьей шкуры (которую сам же и выделывал), он шил для всего поселка теплую одежду – тулупы. Из овечьей шерсти катали валенки. Валенки для детей и взрослых валял Матынкин Александр Николаевич, который проживал в п. Хирла на другом берегу Черемшана. Многие женщины умели вышивать и вязать крючком. Своими изделиями преображали интерьер избы. Мои бабушка, сестра моей бабушки и прабабушка очень красиво вышивали, их работы до сих пор украшают стены нашего дома.

В каждом домашнем хозяйстве была корова, у некоторых и две, телята, овцы, куры.

Большим подспорьем была река Черемшан. Жители, от мала до велика, занимались ловлей рыбы. Круглый год ставили сети, морды (делали из ивовых прутьев), вятлы, ярыги. Ярыга - большая рыболовная снасть, ее использовали во время большой воды (весной). Летом у детишек, начиная с 6-7 лет, излюбленным занятием был лов раков на нитку. В реке ловили язей, щук, окуней, налимов, карпов, вьюнов, лещей, и другую рыбу. Выловленную рыбу солили, вялили, сушили, закладывали на хранение в погреба со льдом и снегом. В тех же погребах хранили солонину.

Природа щедро одарила леса грибами, ягодами: земляникой, смородиной, малиной, ежевикой, калиной, черемухой.

Добрым словом жители вспоминают школу, которая располагалась по началу в доме тетки Натальи Удальцовой. Дом был большой и половину дома она отдала под школу. Грамоте детей обучали с 1 по 4 класс. Учителем работал Шамбин Михаил Максимович. Сейчас этот дом стоит в нашем селе, в нем проживает Ерепова Таисия Лаврентьевна. Затем, когда образовались колхозы, в поселке Прогресс построили небольшую школу четырехлетку. В 50-е годы дети до седьмого класса стали обучаться в селе Биляр-Озеро. Ученики пешком ходили в школу, только в весеннее половодье оставались на квартирах. [3]

  1. «Начало конца…»

В 30-м году жители поселка Майоровка вместе с жителями соседнего поселка организовали сельхозартель «Прогресс», позже стала одноименным колхозом.

До войны в колхозе разводили енотовидных собак. Выделанные шкурки сдавали государству. Моя прабабушка Мария Афанасьевна работала на этой ферме. А во время войны зимой моя прабабушка и Леонтьева Дуня на двух подводах возили зерно на элеватор за 30 километров. Осенью это было невозможно сделать из-за плохих дорог. Была колхозная пасека, так что без меда жители Майоровки не оставались. (см. Приложение №14)

Не покладая рук колхозники трудились с утра и до позднего вечера. Женщины рассказывали о буднях, которые шли один за другим: «Вставали рано, в 3 утра, затем шли на гумно в п. Прогресс там были колхозные амбары, затем приходили домой, растапливали печь, обряжали скотину, готовили, пекли хлеб, пироги. А потом в поле, где вручную серпом, жали до потемок. Лишь ненадолго прерывались на обед. Вечером, после ужина, работа не прекращалась. Обрядив скотину, мололи зерно на жерновах. Потом женщины садились за прялку, а мужчины готовили инструмент, вязали сети, готовили снасти. Спали примерно по 4 часа». Нелёгкая доля выпала на жителей деревень не только Майровки, но и всей России. Но люди не падали духом, не унывали, были всем довольны . В колхозах преобладал ручной труд. В основном все косили косами. В качестве тягловой силы использовали лошадей и быков. Из воспоминаний Ереповой Елены Михайловны, « во время войны, когда лошадей в поселке практически не осталось, на масленицу дети катались на быках». [3]

В 1958 году начали укрупнять колхозы. Несколько маленьких колхозов объединяли в один. Колхоз «Прогресс» оказался в составе колхоза «Путь к коммунизму». Именно с этого начинается распад Майоровки.

Постепенно семья за семьей уезжают посельчане из обжитых мест, покидая свои дома. Кто уехал жить в соседнее село Биляр-Озеро, кто в Нурлат, кто в поселок Заречный, кто в деревню Гайтанкино, кто куда. Молодежь разъехалась по всему советскому Союзу: от Мурманска до Сахалина. В 1980 году был перевезен последний дом Кириллова Ильи Николаевича в село Биляр-Озеро. Жизнь в п. Майоровка замерла.

  1. «Пляшет потолок, пляшет печка…»

В поселке Майоровка уделялось внимание и праздникам. В основном это были церковные праздники Пасха, Троица и т.д. В прежние времена всю святую неделю (пасху) люди не работали, ходили по деревням в гости к родным, наедались и напивались «вусмерть». Молодёжь в гости уходила накануне праздника, чтобы помочь хозяевам. Особенно отличались девушки, они стряпали пироги и готовили другие угощения. Вечером, как правило, шло общее гулянье. На Пасху во всех домах поселка пекли куличи, красили яйца.

В деревне были и свои гармонисты: Митюхин Михаил и его сыновья Александр, Валентин. Под весёлую мелодию девушки пели, танцевали, да и старики не отставали. [2]

Были праздники, в которые не гуляли, а просто собирались вечером семьёй и ужинали. И в горе и в радости старались во всем поддерживать друг друга.

Заключение

В настоящее время полностью стерт с лица земли поселок Майоровка. От поселения осталось только кладбище. Не осталось ни одного дома, ни одного сарайчика. Только старый скворечник на старом дубе на месте усадьбы все служит верным домом семье скворцов. И мои родные Удальцовы, изредка приезжая из Омска, Красноярска, Ульяновска, Новокузнецка, обязательно приходят поклониться земле, выкормившей их. Слезы льются из глаз, когда видишь, с какой болью смотрят они на свою разрушенную малую родину (см. Приложение №17).

В процессе работы я узнала, как начиналась жизнь в Майоровке, версии происхождения названия деревни, какими интересными людьми были ее жители, их быт, занятия, главными из которых являлись земледелие и скотоводство. Люди жили дружно, помогали друг другу и в горе, и в радости, всей деревней собирались на праздники. В настоящее время, уже пожилые жители Майоровки, проживающие в с. Биляр-Озеро, часто собираются друг к другу на беседы, вспоминая былое за чашкой чая.

Сама Майоровка стала мне ближе и роднее.

В чем причины исчезновения деревень? Их много:

- урбанизация, молодежь уезжала в города и оставалась там жить (выходцы из Майоровки живут по всей территории бывшего Советского Союза);

- стремление людей к улучшению качества жизни, желание быть ближе к «цивилизации» (в ту же Майоровку не провели электричество и газ);

- уменьшение численности населения, так как уровень жизнь большинства населения не позволяет обзаводиться многодетной семьей.

Мы провели сравнительный анализ статистики рождения и смертей в селе Биляр-Озеро по «Книге по учету прихода и расхода бланков рождения, смерти, расторжения брака, установление отцовства Исполкома Биляр-Озерского сельского поселения Нурлатского муниципального района РТ, начатой 1.08.2006 г.». Данные нас просто ужаснули. Только за последние 5 лет в селе умерло 67 человек, а родилось всего 23. (См. Приложение №3)

Исчезновение деревень - это естественный процесс, скажет кто-то. Участь поселка, основанного моими предками, постигла многие деревни России. Стоило ли уделять время этой проблеме?

Да, потому что масштабы процесса исчезновения деревни слишком велики. И это порождает целый ряд проблем.

Во-первых, экономические проблемы в стране. Так заброшенные земли зарастают, отсюда недостаток сельскохозяйственной продукции. И вот уже наша страна закупает продукты за рубежом.

Но ещё глубже нравственная проблема, так как деревни - это маленькие островки нашей национальной культуры. В мёртвых деревнях осталась малая родина миллионов россиян. Многие не знают своих истоков, своих корней, истории своей малой родины. Утрачены культурные ценности, то есть вырастают поколения «Иванов, не помнящих родства».

Пусть данная работа не имеет большого значения для истории страны, но я считаю, что результаты моей работы интересны и важны тем, кто жил в таких населенных пунктах, как поселок Майоровка.

Мое исследование показало, что нам всем нужно задуматься, что же можно сделать для решения ситуации, которая сложилась не сегодня, но до сих пор остается неразрешенной.

Список используемых источников
  1. Административно-территориальное деление Республики Татарстан(справочник по состоянию на 1 апреля 2005г.).Казань, Центр инновационных технологий, 2005,стр.256-259

  2. Запись воспоминаний Кайзер(Удальцовой) Любови Андреевны 1947 г.р.

  3. Запись воспоминаний Ереповой (Митюхиной) Елены Михайловны 1942 г.р.

  4. Запись воспоминаний жительницы села Биляр-Озеро Митюхиной Татьяны Семеновны (1919 г. р.),

  5. Запись воспоминаний Муковоз Ольги Ильиничны (1948 г.р, )

  6. Книга по учету прихода и расхода бланков рождения,смерти, расторжения брака, установление отцовства. Исполком Биляр-Озерского сельского поселения Нурлатского муниципального района РТ. Начата 1.08.2006 г.

  7. «Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года», «Российская газета»- Федеральный выпуск №5660(284) от 16.12.11

  8. Похозяйственная книга №4 Биляр-Озерского сельского совета за 1940-1942 гг

  9. Фотографии из семейных архивов семей Удальцовых, Кайзер, Митюхиных.

  10. www.derevenka.su [Почему умирают деревни.]

Приложение № 1

Данные переписи 2010 года.

С 2002 года по 2010 годы в России исчезло 8,5 тысяч сельских населенных пунктов.

В 19,4 тысячах населенных пунктах больше никто не живет.

Это на 48 % больше чем в 2002 году.

А сколько исчезло деревень за прошедшие 5 лет? Таких статистических данных пока нет…

Приложение №2.

Список населенных пунктов Нурлатского района, прекративших свое существование к 2017 году (дополняемый).

  1. Поселок Восход, п.Новый Путь, д.Васильевка, п.III съезда –на территории Андреевского сельского поселения

  2. Поселки Чистовка, Рассвет, Комминтерн-на территории Богдашкинского сельского поселения

  3. Поселки Татарстан, Алга, Бурейка–на территории Бурметьевского СП.

  4. Поселки Нагорки, Выселки, Воскресенка – на территории Старо-Челнинского СП.

  5. Поселок Маевка – на территории Егоркинского СП

  6. Поселки 2 бригада, 3 бригада, 4 бригада – на территории Тюрнясевского СП

  7. Деревня Малая Бутаиха у села Мамыково

  8. Покровское у деревни Тумба

  9. Поселки Пролетарский, Малая Поляна, Медвежье – вблизи села Селенгуши.

  10. Поселок Железнодорожный разъезд Казарма 1073 –НГЧ –вблизи д.Иглайкино

  11. Поселок Союз Труда на территории Средне-Камышлинского СП

  12. Поселки Акка, Первомайское, д.Михайловка –вблизи Елаура

  13. Поселок Яшь Куч–рядом со Старым Альметьево.

  14. Деревня Ивановка рядом с д.Ерепкино

  15. Поселок Майоровка рядом с Биляр-Озеро

  16. Гайтановское поселение(Прогресс) рядом с деревней Гайтанкино

  17. Деревни Александровка, Любовка, Николаевка, рядом с.Илюткино и Аксумла

  18. Деревня Бикатиновкау деревни Бикулово

  19. Поселок Хирлана территории Чулпановского СП

  20. Поселки Рождественский, Верхний Стекольный,д.Ермаковка-на территории Тимерликовского СП

Список населенных пунктов, чье бывшее местонахождение определить не удалось:д.Крыловка, п.Менчушка, п.Красная Звезда, п.Красная Поляна, п.Подгорное Озеро, п.Красный Октябрь, п.Архиндеево, п.Землеустройства, п.Канино, п.Матросово, п.Утро Мусульманства, п.Маллала, п.Маусай, п. Осиновка,п. Вперед к социализму,п. Пахарь, п.Победа, п.Новь, п.Смычка, п.Петропавловск –всего 59.

Скорее всего, этот список будет пополняться…

Приложение №3

Год

Количество смертей

Количество новорожденных

2007

25

4

2008

12

4

2009

14

8

2010

16

8

2011

9

7

2012

16

6

2013

19

4

2014

18

4

2015

15

2

Статистика по данным исполкома Биляр-Озерского сельского поселения Нурлатского муниципального района РТ

Приложение №4

Прошлое и настоящее Майоровки.

Приложение №5

Страница из похозяйственной книги №4 Биляр-Озерского сельского совета за 1940-1942 гг. Семья Андрея Петровича Удальцова

Приложение №6

Путь жителей-переселенцев из деревни Илюткино на берег Большой Черемшан (Майоровку)

Приложение №7

Карта Причеремшанья, местоположение поселка Майоровка

Приложение №8

Поселок Майоровка на берегу реки Большой Черемшан (1926-1980гг)

Приложение№9

Улица Майоровки(1960-е годы)

Приложение №10

Схема размещения домов (с указанием домохозяев) по улице Майоровки, с указанием мест уличных колодцев

Приложение №11

Фото Сиплатова Афанасия, моего прапрадеда

Приложение №12

Школа в Майоровке

Приложение №13

Река Большой Черемшан

Приложение №14

Пасека в Майоровке

Приложение №15

Доярки колхоза «Прогресс»

Приложение №16

Проводы городских гостей

Приложение №17

На этом месте стоял дом Удальцова А. П.