III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ТИХИЕ СВОДЫ СТАРОГО ХРАМА
Рузаева М.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Неравнодушный к окружающему миру человек всегда задаёт себе вопросы: Кто я? Кто мои предки? Откуда я? Почему так называется мой населённый пункт? Кто его основал? Когда? Вот и мы, проводя исследования о создании нашего хутора, задались такими вопросами. И ещё один факт нас заинтересовал: что стало с нашей Тихоновской церковью?

Во многих хуторах церкви сохранились, а у нас не осталось и фундамента. Мы нашли фотографию нашей церкви, она уцелела в архиве местного жителя П.А. Моторыгина. Сделали запрос в архив г. Ростова-на-Дону, расспрашивали местных жителей, многие уже не дожили до сего дня, т.к. собирать материал мы начали несколько лет назад. Некоторые сведения и фотографии собрали сами, и получился интересный для взрослых и детей материал.

Зачем ворошить прошлое? Мы думаем, что люди должны знать свою историю, какой бы горькой она не была. Сейчас много пишут о краеведение, в школах ввели предмет «Краеведение», наверно, многих стала интересовать данная тема. Возможно, и наш материал заинтересует исследователей, и о нём узнают люди, которые давно уехали из хутора Беспаловского, ведь когда были обнаружены захоронения на территории школы, и у ног ребят лежали скелеты людей, глаза их горели вопросами: Откуда это? Кто это? Вот здесь и помог собираемый нами материал. Мы рассказали ребятам об истории нашего хутора. И это уже не выглядело навязчиво – ты должен знать, они сами захотели узнать.

Итак, целью нашего исследования стала история Тихоновской Церкви в нашем хуторе Беспаловском на фоне истории самого хутора.

Задачи мы определили следующие:

- изучить и обработать все имеющиеся источники информации по теме нашего исследования;

- найти и записать рассказы возможных очевидцев или семейные истории, которые были переданы по наследству;

- провести социологические опросы среди хуторян по теме работы;

- собрать фотоматериалы и самим принять участье в фотографировании.

В работе над темой исследования мы использовали следующие методы:

- наблюдение;

- записывание рассказов по теме работы;

- фотографирование и поиск фотоматериалов;

- социологический опрос;

- фиксирование результатов;

- анализ литературных источников.

  1. История хутора Беспаловского, основанная на рассказах старейших жителей хутора

Русь, Россия изначально была крестьянской страной, где объединились труд и нужда, горе и радость. И наш хутор – часть России.

Есть на свете хуторок счастливый

Давней, детской сказочной поры.

Помнятся заросшие крапивой

В зелени тонувшие дворы…

…Мне теперь не возвратить былого,

Но, поняв, как близок мой причал,

Знаю я, что ты – первооснова

Для меня, начало всех начал.

Эти стихи Андрей Титилин – наш хопёрский поэт – посвятил хутору Дубровскому. Но, читая их, я вижу свой родной Беспаловский хутор, вижу родные улицы, дворы, своих соседей, друзей; слышу лай, встревоженных шорохом собак; мычание коров на выгоне; чувствую запах весны – запах черемухи, запах лета – запах душистого сена, запах осени – грибной запах. Всё, что я вижу, слышу, чувствую – это моя Родина.

Старейшие жители рассказывают по-разному о происхождении нашего хутора. Одни говорят, что началом землепашества у казаков можно считать датой рождения хутора – это начало XVIII века.

Первые поселенцы выбрали балку, поросшую лесом. В небольшой балке был чистый сильный родник. Здесь, рядом с источником воды, и начали селиться люди. В то время фамилий ещё не было, а были у людей прозвища. Наверное, у первого поселенца было прозвище «Беспалый». По нему, видать, и получил хутор название Беспалов. Селились люди по северной стороне балки. В давние времена по этому склону было множество родников. После начала строительства шахтных колодцев в 60-х годах XXвека за ними перестали ухаживать за ненадобностью.

Другая легенда гласит, что когда-то на бугре, который находился выше уровня Хопра на 68 метров, росли непроходимые леса, называемые Тюрьмами, это название сохранилось и сейчас. В местах, где сейчас расположены хутора Григорьевской, Нижне-Антошинский, Ольховский проходила торговая дорога из Астрахани в Воронеж. Торговые люди, возившие свои товары этим путём, часто подвергались нападениям разбойников. Нападение и разбой были единственным источником жизни банды, в которую входили в основном люди вынужденные скрываться от преследователей: каторжники, беглые крестьяне. Эти люди объединились в группу под руководством человека, которого знали только по кличке «Беспалый», так как у него не было пальцев на руках. Со временем к разбойникам примыкало всё больше людей, и они образовали поселение на бугре – хутор, который назвали Беспалов. Так как хутор был окружен лесом, дома строили, в основном, из леса. Дома были рубленные или в заборку и, обязательно, обмазывались глиной. Для постройки использовали деревья: липу, ольху, вербу, дуб, а мазали только белой глиной. Завалинки у дома делали из глины и камня, который залегал здесь в некоторых местах очень близко к поверхности и, кое-где, даже, был оголён. Сохранились названия мест, в которых добывали камень: Каменная балка, Каменская балка. Крыши домов покрывали соломой и камышом, трубы украшались «вертушками» или «петушками», украшениями, вырезанными из дерева. Такие же украшения были и на окнах. Самым выразительным элементом двора были ворота, очень высокие и с крышей.

Люди, в давние времена примкнувшие к банде Беспалого, были самых разных национальностей. Вероятно, это отразилось и на том, что и сейчас в нашем хуторе проживают молдаване, русские, украинцы, белорусы, гуцулы, мордва, марийцы, татары. Все они, несмотря на различие в нации, были объединены одними радостями и горестями.

Люди, живущие в хуторе, занимались натуральным хозяйством. На излишки продукции казаки собирали сыновей в армию. Строевой конь стоил в то время 100-120 рублей. Всё обмундирование и шашку покупали в специальном войсковом магазине. Этот домик и сейчас стоит недалеко от больницы. Только одна винтовка выдавалась в полку. Остальное необходимо было снарядить из дома.

Казаки нашего хутора, в основном, служили в Первом полку, который был расположен в Москве. Присягу молодые казаки принимали в церкви, у себя в хуторе перед отправлением в полк. Церковь стояла в том месте, где сейчас находится старая школьная котельная. Церковь была построена из дерева, и имела колокольню. После революции 17 года, служба в церкви не велась, здесь организовали клуб. В начале тридцатых годов XX века её разобрали и построили из неё здание правления МТС, в котором долгое время находилось правление АО «Беспаловское» и столовая, сейчас это здание пришло в упадок. До сих пор цел дом, в котором жил поп. Сейчас этот дом с современной отделкой принадлежит Первушиным. Рядом с церковью, в метрах ста на запад, находилось здание церковно-приходской школы.

В начале XX века было построено здание школы, в котором после революции 17 года, было организовано восьмилетние образование. Это здание простояло до 1978 года, затем было разобрано и пошло на строительство жилых домов. Так как было возведено новое двухэтажное здание для средней школы.

Все важнейшие события, происходившие в нашей стране, не обошли стороной и наш хутор. И до такого отдалённого уголка докатились залпы Гражданской войны. Эти события оставили свой след в памяти народа. Были расстреляны двадцать шесть красноармейцев. Они были захоронены после в братской могиле на кладбище хутора. Ещё долгое время люди будут помнить о них, на месте расстрела стоит памятник, который всегда будет безмолвным напоминанием о страшных событиях тех лет.

Пережил наш хутор и коллективизацию, основным результатом которой стало образование колхоза. «Колхоз имени 1 Мая» возник в 1929 году, его возглавлял тогда Г.И.Ефремов.

Коллективизация – слово это, бывшее когда-то для многих символом чего-то грандиозно-радостного, переходом к новой, лучшей жизни, для некоторых наших современников звучит зловеще. От бывших богатых поместий в нашем хуторе остались лишь названия. Есть у нас пруд Раевский, он носит название по имени барыни Раевской, которой раньше принадлежал. Ещё есть пруд Аршинов, Попов, Гаврилов – они напоминают нам о своих хозяевах.

Тридцатые и сороковые годы. Только-только начала налаживаться колхозная жизнь, люди увидели первые плоды своего тяжелого, порой даже непосильного, труда. И снова испытание- Великая Отечественная война. Двести наших земляков – беспаловцев ушли на фронт по первому зову Родины. Многие из них так и не вернулись домой. Но они всегда будут жить в памяти своих детей, внуков и правнуков. Со старых фотографий, которые хранятся в «Книге памяти», на нас глядят, для которых всегда свобода нашей Родины была превыше всего, те, кто, не думая о себе, отдали за это свои жизни.

Казаки ушли на фронт. А в тылу остались женщины, дети, старики. Они-то и взвалили себе на плечи непосильный труд. Каждый работал в то суровое военное время за троих: сеяли, пахали, косили. А урожаи в войну, как говорят старые люди, были высокими, убирать их приходилось вручную. И, не смотря ни на что, доблесть и мужество тех, кто сражался на фронте и тех, кто работал тылу, одержали Победу над фашизмом.

После четырёх лет борьбы за свою Родину, голода, разрухи, хозяйство снова пришлось восстанавливать, налаживать производство, строительство. Всё это было сделано. В 1959 году, после проведения правительством политики укрупнения хозяйств, вокруг центральной усадьбы хутора Беспаловского объединились, расположенные недалеко хозяйства и образовался «Колхоз имени Калинина», который возглавил А.Ф. Берестнев, он и сейчас живёт в хуторе. Через десять лет в новом колхозе были построены школа, магазин и Дом Культуры.

Новое время принесло и новые веяния. В нашей стране снова всё изменилось. Вместо привычного колхоза появились два хозяйства: АО «Беспаловское» и КДХ «Вихлянцевский». Жизнь от этого не стала лучше, и наш маленький хуторок, затерянный в лесах Прихопёрья, переживает далеко немаленькие трудности.

За последние несколько лет, стал возрождаться казачий дух в нашем хуторе. Появилась фольклорная группа «Атаман», которая успешно выступает с казачьим певческим репертуаром на всех праздничных мероприятиях нашего хутора. Возродили церковь, но поставили её не на прежнем месте, там сейчас школа и школьный двор, а рядом по-соседству. Скоро и колокола обещали на церкви зазвучать. Приезжает к нам и батюшка по церковным праздникам, причащает и службу ведёт.

Несмотря на различные трудности, хочется верить, что жители нашего хутора когда-нибудь будут вознаграждены за свой нелёгкий труд, за все невзгоды и лишения. И жизнь в моём хуторе Беспаловском, как и во многих других, наладиться.

Мы родились с тобой в казачьем крае,

Где ширь полей, где даль лугов,

Где над Хопром звенят, не умолкая,

Заливистые песни казаков.

Здесь наши деды хлеб в полях растили,

Оберегая каждый колосок,

Здесь слово гордое «Россия»

Сольётся в песне сотней голосов.

(Наталья Кожевникова, поэтесса х. Беспаловский)

  1. История Тихоновской Церкви в хуторе Беспаловском

    1. Тихон Задонский

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов, при рождении Кириллов, 1724 года рождения, Короцко, Валдайский уезд, Новгородская губерния — 24 августа 1783, Задонский монастырь) — епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.

Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец. [7] Родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. (Новая фамилия — Соколов — была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии).

В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище. 11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причетником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

10 апреля 1758 года, в возрасте 34 лет, архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии.

13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырем.

Новгородским викарием святитель Тихон был недолго. В 1762 году он временно председательствовал в Санкт-Петербургской Синодальной конторе, а 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение — на Воронежскую кафедру.

Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей.

Современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа.

Когда удалился на покой, святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество - Богородицком монастыре, где и ныне почивают его мощи.

Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году. Его память совершается 19 июля (1 августа) и 13 (26) августа.

Особо принято молиться святителю Тихону о врачевании душевных недугов: депрессии, алкоголизма, помешательства, беснования.

В 1919 году по приказу Чрезвычайной комиссии монахи вскрыли мощи, которые, как сообщалось в отчёте, представляли собой выветрившийся череп и истлевшие от времени, рассыпавшиеся при прикосновении части костей. Облик человеческой фигуры этим останкам был придан при помощи картона, ваты и бинтов[2][3]. Процесс вскрытия мощей снимался на киноплёнку, эти кадры, наряду с аналогичным вскрытием мощей Сергия Радонежского, вошли в один из хроникальных атеистических фильмов, распространённых в то время[4]. В 1932 году мощи передали в музей, вначале в Елец, а затем в Орёл. В 1942 году при немецких властях в Орле возобновили работу церкви, и мощи были положены в Богоявленском соборе. С возвращением большевистской власти положение вновь изменилось. В 1960 году был закрыт Богоявленский собор, после чего мощи во второй раз оказались в музее [5].

Во время празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были возвращены Церкви и находились в кафедральном Ахтырском соборе. 26 августа 1991 года мощи святителя Тихона возвратились в Богородицкий монастырь Задонска, а в Ахтырском соборе Орла осталась десница, которая издавна хранилась отдельно[6]. [7]

  1.  
    1. Тихоновская Церковь хутора Беспаловского станицы Михайловской

Тихоновская Церковь хутора Беспаловского станицы Михайловской построена в 1892 году тщанием горожан взамен прежней, постройки 1866 года, пришедшей в ветхость. Здание деревянное на каменном фундаменте с деревянной колокольней, покрыта железом.

Один престол во Имя Святителя и Чудотворца Тихона Задонского.

По штату: священник, псаломщики просфорня.

В приходе: одна министерская и четыре приходских школы. В х. Беспаловском школа открыта в 1880 году, в х. Хопёрском – в 1908 году, в х. Зорниковском – в 1909 году, в х. Вилковском – в 1906 году, в х. Балтиновском – в 1908 году.

Сохранились данные из ведомости прихода за 1834 год хутора Филиппов-Безпалов. (Приложение 1)

Первые поселенцы были казаками зажиточными. И уже в 1866 году они собственными силами построили первую церковь, освященную во Имя Святителя и Чудотворца Тихона Задонского (епископа Воронежского и Задонского, Престол 13 августа по старому стилю, 26 августа – по новому стилю). О зажиточности хуторян говорит их малочисленность на момент строительства церкви. Так, 13 мая 1870 года, когда впервые на Дону утвердилось понятие «поселковый атаман»(в более позднейинтерпретации «хуторской атаман») в Беспаловском приходе было 44 двора.

Церковь, запечатлённая на фотографии начало тридцатых годов, была построена в 1892 году взамен старой, меньшей по размерам. Как записано в «Клировых ведомостях Праваторовского Благочиния» была она «…на каменном фундаменте, деревянная, в одной связи с такой же колокольней и крыта железом». В ту пору в приходе Тихона Задонского насчитывалось около трёх тысяч прихожан из пяти окрестных хуторов. Перед революцией настоятелем церкви был священник Иван Федорович Богданов, сын священника. Помогал ему псаломщик Константин Николаевич Рагульский, из дворян. А в самом хуторе атаманил урядник Н. Матарыгин. При новой власти атамана с семьёй расстреляли, а церковь закрыли.

В первые десятилетия Советской власти существовала организация с названием «Союз воинствующих безбожников». Этим сказано всё. Церковь, правда, не разрушили, долгое время она простояла заброшенной, пока в ней не открыли клуб.

В 1919 году бандиты ограбили храм, вывезли все ценности, а сторожа Голутвина убили. А в 1936 году в хутор приехал депутат Верховного Совета и своим обращением «вдохновил» хуторян на «атеистический» поступок в духе времени. В этом же году Тихоновскую Церковь хутора Беспаловского разобрали, и из этого леса возвели контору Беспаловской МТС.

После разрушения церкви начались работы по разборке стройматериалов(как рассказывала местная жительница А. Вобленко), в это время была разрушена и могила священника Ивана Богданова. А. Вобленко шла в магазин из соседнего хутора Хопёрского и увидела, как собаки «таскают» остатки рясы и волосы священника. Александра оглянулась, никого на улице не было. Она подобрала остатки и закопала их в саду в Хопёровке.

Старинный храм разобрали на брёвна и из них построили мощную машинно-тракторную станцию. Но затея с треском провалилась.Здание сельской МТС, построенное из церковных брёвен, сгорело буквально через несколько месяцев. С тех пор жители Беспаловского и окрестных хуторов добирались на церковные службы в храмы Урюпинска.

Через 30 лет на месте церкви начали строить школу, а в 1969 году построили здание Беспаловской средней школы.

  1.  
    1. Территория церковного кладбища

Что школьный двор находится на месте бывшего церковного кладбища, знали давно, но как-то не верилось.

И вот в 2007 году при прокладывании траншеи под газопровод экскаватор копнул поглубже. И на поверхность земли высыпались останки истлевшего гроба и два скелета: маленький – ребёнка лет 12, и большой – мужчины, а в траншее остался скелет среднего размера, скорее всего, женский. (Приложение 2) Тут сбежались школьники, пришли хуторяне. Рытьё траншеи приостановили, долго раздумывали и сошлись на одном: в этой могиле похоронена семья. Видимо, это семья атамана Матарыгина, она была расстреляна, и старожилы говорят, что и похоронена была на церковном кладбище. Судя по не совсем истлевшей материи на сгнившем гробе, захоронение не такое же и древнее, и вполне может принадлежать к описываемым событиям. Останки людей собрали и перезахоронили. А место выбрали по настоянию священников Урюпинской церкви там, где уже в 2008 году должно было начаться строительство храма.

  1. Строительство возрождённой церкви

Строительство, разрушенной в годы гонений на православие и казачество, церкви было задумано в 2006 году, церковь была спроэктирована и выполнена за пару лет, привезена и в 2008 году начато непосредственное строительство уже на своём постоянном месте, оно выбрано не случайно6 рядом с тем, где она была ранее.

В инициативной группе по возрождению храма были глава сельского поселения В.М.Сказоватов, члены хуторского казачьего общества, местные предприниматели и знаменитые уроженцы хутора.

В числе тех, чья помощь особенно ощутима, состоятельный земляк А.С.Яровой, подаривший хуторянам церковный сруб, пиломатериалы, купол и крест, атаман ХКО «Беспаловское» В.А.Земцов, казаки С.В.Телешев, С.А.Потапов, П.А.Моторыгин, руководители и предприниматели В.А.Берестнев, В.П.Николаев, С.В.Серков, С.В.Земцов, Н.В.Серков, Сергей и Ольга Фомины и другие. [1]

Решение об оказании помощи в строительстве храма принималось и на хуторском казачьем Круге, каждый имел возможность вложить свой «кирпичик» в строительство церкви.

Вел службу в строящемся храме священник Урюпинской Покровской церкви отец Александр. Хуторяне и казаки уверены, что с обустройством храма и регулярными богослужениями жизнь в Беспаловском наполнится смыслом и поможет избавлению людей от многих нравственных пороков. [1]

  1. Приход в хуторе Беспаловском

Завершены в 2009 году работы по постройке часовни в центре сельского поселения, большую помощь в этом оказали спонсоры: СХА «Рассвет» и ИП Фомин Сергей. Внутренняя отделка закончена в 2010 году. Часовня была освещена летом 2009 года Урюпинским священником в присутствии большого количества будущих прихожан.

Первое богослужение прошло в православном храме Тихона Задонского в Урюпинском районе. Как рассказал глава администрации Беспаловского сельского поселения Василий Сказоватов, возрождение хуторской церкви велось на средства местных прихожан. Деревянный сруб с пристроенным алтарём доставили из Вологодской области. История православного храма в хуторе Беспаловском берёт своё начало в 17 веке. [8]

26 августа – Престольный праздник в приходе свт. Тихона Задонского в хуторе Беспаловском Урюпинского района.

В настоящее время в х. Беспаловском восстановлена деревянная церковь, и приход приписан к Покровскому Кафедральному Собору г. Урюпинска.

В день преставления и второго обретения мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского Чудотворца, здесь была совершена праздничная Божественная Литургия. По благословению Епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея, богослужение возглавил секретарь епархии, благочинный Урюпинского округа иерей Алексий Маслов в сослужении духовенства Покровского Кафедрального собора города Урюпинска, иерея Алексия Старостина и диакона Кирилла Щеголева.

По окончании Божественной Литургии был совершен праздничный крестный ход вокруг храма и освящение памятного камня хуторским казака. [9](Приложение 2)

  1. О необходимости строительства храма

За несколько лет до строительства храма в хуторе Беспаловском стали всё чаще звучать слова хуторян о том, что из-за дальности от райцентра людям трудно приобщиться к духовности, особенно в православные праздники. Одна из пенсионерок-хуторянок, потерявшая скоропостижно сына, стала приглашать священника в свой дом в великие православные праздники для причащения и молитв, её поддержали другие люди, которые стали приходить на встречу со священником. Так в хуторе стали витать мысли о возрождении или строительстве храма. Поначалу в эту идею мало кто верил, но когда появились меценаты и спонсоры, то вера людей окрепла.

Исходя из настроений хуторян по данной животрепещущей теме, мы проводили свои небольшие социологические опросы, ненавязчиво спрашивая людей о вопросах касающихся строительства церкви и возрождения казачьих традиций.

Вопросы звучали так:

1. Нужно ли нашему хутору возрождать или строить церковь?

2. Необходима ли современному человеку вера?

3. Что даст тебе лично церковь около твоего дома?

4. Будешь ли ты посещать или соблюдать православные праздники, если будет построена в хуторе церковь?

5. Положит ли новый храм возрождению казачьих традиций в нашем хуторе?

Ответы звучали по-разному, но все сводились к одному: строительство церкви нужное богоугодное дело, которое поднимет духовность и нравственность хуторян. (Сводная таблица вопросов и ответов в Приложении 3).

  1. Заключение

Человек всегда тянется к святым местам. Без веры нет человека. И как бы ни пытались её убить, она пережила все тяготы и невзгоды. И души людей опять стремятся в храм. Церковь в хуторе Беспаловском решили построить (так как восстанавливать нам нечего, от старой церкви не осталось даже фундамента).

Храмы всегда привлекали своей красотой, спокойствием, святостью. Так что скоро и беспаловцы смогут повторить слова В. Шефнера:

И брожу, восхищенный, по храму-чертогу,

И душа красотой веселится.

Будь я богом – покинул бы небо, ей-богу,

Чтоб в жилище таком поселиться!

Не знаем, чем мешали церкви новой власти, но их действия не понятны нам сейчас. Как говорится: «Для бога он иль не для бога строен, но человеком был воздвигнут он».

Для церкви всегда выбирали лучшие, святые места. В народе говорят, что нельзя строить на месте разрушенного храма ничего, а тем более из храма что-то. Давайте порассуждаем, что произошло дальше. Как рассказала Александра Вобленко, человек по фамилии Шушлебин сталкивал вниз колокол с купола церкви. При этом громко шутил и смеялся. Совпадение это или, как говорят «кара небес», но через месяц он упал с лошади и повредил позвоночник. До конца своих дней он был прикован к постели. А Беспаловская МТС, пока у неё не было конторы из стройматериалов церкви, процветала и «гремела» на всю округу. После переезда в новую контору как-то быстро угасла, а потом и перестала существовать. Совпадение? Как сказать! Ничего хорошего она не принесла колхозу с разными названиями: «Первое Мая», колхоз им. М.И.Калинина, «АО Беспаловское», «СПК Беспаловское». Так и не «вылезло» коллективное хозяйство из долгов. Новое хозяйство СХА «Рассвет» сменило контору (которая и горела, и крышу у неё ураганом срывало, и обворовывали её). Хутор, наконец, начал подниматься «с колен»: расплатился с долгами и потихоньку с каждым годом начала расти прибыль, теперь мы одни из лучших в районе. Совпадение?

Школа в нашем хуторе, построенная на месте разрушенной церкви, постепенно угасает в том плане, что уменьшается с каждым годом количество учеников. Скажете, что везде так. Кто знает? Что ж, остаётся надежда, что возрожденный храм возродит и полноценную жизнь нашего хутора. Значит остаётся надежда на возрождение наших душ, ибо, как мы читали у В.Проскурина: «Храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности, и не было человека, не подвластного чувству красоты».

Приложение 1

Ведомость прихода

По списку 1834 года хутор Филиппов – Безпалов. За год совершенно треб: браков – 21, крещений- 145, погребений – 88. Хутор Безпалов при балке Филипповой.

Название н/п

(Хутор)

Число дворов

Душ

Расстояние от церкви

Мужских

Женских

Беспаловский

76

291

296

При церкви

Хопёрский

68

254

254

7 вёрст

Вилков

50

215

212

6 вёрст

Зорников

59

266

234

6 вёрст

Балтинский

96

399

357

3 вёрст

Итого

349

1425

1353

-

В том числе

-

-

-

-

духовных

2

6

5

-

дворян

1

1

1

-

мещан

12

45

43

-

крестьян

22

98

98

-

Приложение 2. Фотоматериалы

Рис. 1. Тихоновская Церковь хутора Беспаловского станицы Михайловской

Рис. 2. Герб хутора Беспаловского.

Рис. 4. Изображение на детском рисунке казачьего старинного дома и около него - ворота с крышей.

Рис. 5 и 6. Едва уцелевший старинный дом, рубленный и крытый соломой

Рис. 12. Неизвестный художник. Портрет Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого

Рис. 13 и 14. Останки, обнаруженные на дне траншеи на месте бывшего церковного кладбища.

Рис. 15. 2007 год. Место захоронение найденных останков напротив школы, которая построена на месте бывшего церковного кладбища. Рядом с этим крестом будет построена церковь

Рис. 16. Освящённый крест, который поднимут на купол церкви

Рис. 17. Церковный купол перед подъёмом

Рис. 18. На строящуюся церковь поднимают купол. 2009 год.

Рис. 19. Божественная Литургия и освещение возрождённой церкви Тихона Задонского в хуторе Беспаловском. 26 августа 2009 года.

Рис. 21. Тихоновская Церковь хутора Беспаловского Урюпинского района Волгоградской области, приход приписан к Покровскому Кафедральному Собору г. Урюпинска. Наши дни.

Приложение 3. Сводная таблица вопросов и ответов о необходимости строительства храма в хуторе Беспаловском

Опрошено в период с 2008 года по 2013 год, в общей сложности, 78 человек, различного возраста.

Вопрос

Ответы (количество человек)

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

Другой ответ

1

Нужно ли нашему хутору возрождать или строить церковь?

64

1

7

6

2

Необходима ли современному человеку вера?

70

0

3

5

3

Что даст тебе лично церковь около твоего дома?

       

4

Будешь ли ты посещать или соблюдать православные праздники, если будет построена в хуторе церковь?

62

6

0

10

5

Положит ли новый храм возрождению казачьих традиций в нашем хуторе?

70

1

0

7

Другие ответы:

На 1-й вопрос «Нужно ли нашему хутору возрождать или строить церковь?» задавали встречный вопрос - «А зачем?»

На 2-й вопрос «Необходима ли современному человеку вера?» отвечали философски, что трудно верить в современном мире.

На 3-й вопрос «Что даст тебе лично церковь около твоего дома?» были самые широкие рассуждения от того, что далеко ездить не надо – всё под рукой, до того, что «Бог ко мне станет ближе».

На 4-й вопрос «Будешь ли ты посещать или соблюдать православные праздники, если будет построена в хуторе церковь?» говорили, что и так я все праздники соблюдаю.

На 5-й вопрос «Положит ли новый храм возрождению казачьих традиций в нашем хуторе?» хуторяне говорили, что зачем нужны эти «погремушки», разве в них дело? Поиграются, мол, в казачков, да и всё затихнет.

Список литературы

1. Возрожденная церковь приняла прихожанhttp://www.umr34.ru/2011090801Официальный сайт администрации Урюпинского муниципального района

2. Лебедев, А., прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. 3е изд. СПб., 1896.

3.Попов, Т. Д., свящ. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916.

4. Gorodetzky, Nadejda. St. Tikhon of Zadonsk: Inspirer of Dostoevsky. London, 1951; 2nd ed. Crestwood (NY), 1976.

5. Михаил, архиепископ. Учение святителя Тихона Задонского о истинном христианстве // Журнал Московской патриархии, 1971, № 10, 60-75.

6. Hans-Dieter Döpmann. Johann Arndt und Tichon von Sadonsk «Über das wahre Christentum». — In: Der Pietismus in seiner europäische und außereuropäische Ausstrahlung. Suomenkieliset tiivistelmät, Helsinki, 1992.

7. Тихон Задонский.Материал из Википедии — свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихон_Задонский

8. Церковь Тихона Задонского (Беспаловский) http://www.volgaprav.ru/hramy_volgogradskoy_oblasti/8_uryupinskij_okrug/tixona-zadonskogo-bespalovskij/Волгоград Православный

9. 26 августа 2013 г.http://www.hoper-pravoslavny.ru/index.php/8-unsorted?start=16