III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ НАРОДА ВЕПСЫ
Ларкина А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни.

Д. С. Лихачев

Актуальность темы

Россия, занимающая одну восьмую часть света, является исторической родиной более чем для 100 народов со своим языком, особенностями этнического развития, культурными традициями.

Являясь патриотами своей страны и ее будущим, мы не равнодушны к потере культурных ценностей России. Будучи коренными жителями Ленинградской области, необходимо обратиться к проблеме своих земляков, а именно – исчезновению народа вепсы. Узнать исторические, социальные, биологические и экономические причины ухода в небытие народов нашего края, исчезновение культурных связей с другими народами, сохранение наследия малых народов, их традиций и обычаев – мотивпроведения данной работы.

Отмечая особо уязвимое положение малочисленных народов в современной России, Д. С. Лихачев, выдающийся ученый, исследователь древнерусской литературы и истории, говорил о недопустимости «быть безучастным к судьбам культур малых народов, живущих в окружении народов многочисленных и обладающих государственной властью»1

Цель исследовательской работы:

Изучение истории моей семьи, в контексте истории вепсского народа, а также способствовать закреплению интереса к своему народу, воспитывать любовь и уважительное отношение к традициям, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьей.

Задачи:

  • узнать историю формирования вепсских народов,

  • изучить литературу о расселении народа на территории России,

  • узнать, какие традиции народа живы по сей день;

  • показать необходимость знания истории своего народа

При работе над исследованием была изучена литература по теме и архивные источники, а также сайты «Вепсский центр фольклора», «Народы крайнего севера» и «Вепсы». В работе были использованы следующие методы исследования: сбора, анализа и сопоставления информации, поисковый и оценочный методы. Анализируя места жительства и происхождение, социальное положение и статус родственников были сделаны выводы о источниках поиска, выбрана стратегия поиска информации.

  1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕПССКИХ НАРОДОВ

На рубеже I-II тысячелетий н.э. юго-восточное Приладожье (Ленинградская область) и южная часть Карелии были заселены прибалтийско-финским народом, названным в письменных источниках весью. Русские в прошлом называли вепсов «чудью», «чухарями», «кайванами».

Предки вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (X век), в Повести временных лет (XI век, весь), у западно-европейских авторов – Адама Бременского (конец XI века), Саксона Грамматика (начало XIII века). Археологические памятники древних Вепсов – многочисленные курганные могильники и отдельные поселения X – начала XII веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье.

В 1930-х годах осуществлялась попытка внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь.

Традиционное занятие было пашенное земледелие, животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со второй половины XVIII века развились лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных Вепсов получило развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в лесозаготовительной промышленности.

Корни вепсского народа уходят в глубокую древность.

  1. РАССЕЛЕНИЕ ВЕПСОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Территория традиционного проживания вепсов разделена границами между тремя регионами – Карелией, Ленинградской и Вологодской областями. Географическим центром современной вепсской территории, что весьма символично, является Вепсовская возвышенность, протянувшаяся к югу от Онежского озера вдоль границ Ленинградской и Вологодской областей. Своим названием она как бы закрепляет давнюю связь вепсов с землей своих предков2.

Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского.

Небольшие группы вепсов, переселенцев начала XX века, сохранилось в Кемеровской области, Иркутской области, Пермском крае.

Мои прабабушки и прадедушка жили в д. Озера Подпорожского района Ленинградской области. Деревня расположена на Вепсовской возвышенности, в южной части района, на перешейке, образуемом левым берегом реки Оять и озером Озерское. Так же находится на особо охраняемой природной территории регионального значения в Ленинградской области, на так называемой территории Природного парка «Вепсский лес».

Сейчас там живут мои бабушка с дедушкой. Я к ним езжу на каникулы.

  1. ЧИСЛЕННОСТЬ

Общая численность в России — в 1959 — около 16374, в 1989 — 12501 человека, 8240 человек по переписи 2002 года. После последней переписи только в Винницах обнаружены десятки человек, записавшие себя русскими по различным причинам. В связи с этим падение численности вепсов уменьшилось на треть.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. насчитывалось 5936 вепсов: в Карелии – 3423 (57,6%), в Ленинградской области – 1380 (23,2%), г. Санкт – Петербурге – (271) 4,6%, в Вологодской – 412 (6,9%)3.

С 2002 по 2010 г. численность вепсов снизилась на 28%, причем примерно в равной доле среди городских и сельских вепсов.

С 2000 г. вепсы имеют статус коренного малочисленного народа Российской Федерации4

  1. ЯЗЫК МОИХ ПРЕДКОВ

В настоящий момент снижается показатель владения населением вепсским языком. Самая главная проблема состоит в том, что для подавляющего большинства детей вепсский язык перестал быть родным, а значит, его необходимо преподавать по методике иностранного языка, а значит и знание вепсского языка будет невысоким, как и знание иностранного языка в сельских школах.

Вывод однозначен – вепсский язык уходит из живого обихода, сокращается число владеющих языком, показатели в младших возрастных группах снизались до нуля, попытки сохранить язык через школьное обучение не увенчались успехом. Язык уходит по мере естественной смены поколений.

Уход вепсского языка в первую очередь связан на тех областях духовной культуры, которые с ним связаны, например: все реже можно услышать исполнение народных песен на вепсском языке. Немного осталось и вепсов, которые бы помнили песни на родном языке. Это в основном пенсионеры, а так же люди занятые в традиционных промыслах.

Вепсский язык включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения».

Когда я начала интересоваться историей вепсов, я очень много расспрашивала бабушку и дедушку. Они мне и рассказали, что даже моя мама в школе изучала вепсский язык. Мне даже удалось найти учебники по которым она занималась5.

Сейчас на вепсском языке говорит дедушка по маминой линии и бабушка по папиной линии. Мне очень интересно слушать их. А теперь я решила и сама попробовать выучить язык моих предков. В этом мне помогает бабушка.

  1. КУЛЬТУРА ВЕПСОВ

Среди эпических жанров фольклора представляют интерес предания о первых насельниках местного края, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения.

По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А. Голланда.

Вепсский праздник «Древо Жизни» проходит каждый год в селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области6.

Национальный костюм вепсов.

Особенность женской традиционной одежды – бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом.

Национальная кухня вепсов схожа с национальной кухней карел. Основная отличительная особенность карельской кухни – редкое присутствие в ней мяса, обилие рыбы и использование в большинстве случаев ржаной и ячменной муки. Традиционная пища – кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки – пиво (олуд), хлебный квас. Калитка – традиционное блюдо.

  1. ИСТОРИЯ МОЕЙ СЕМЬИ В ИСТОРИИ МОЕГО НАРОДА

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. А листья – это люди, добрые дела которых, прибавляют ему силы. Каждое дерево имеет корни. Корни – это наша история, это наши деды и прадеды.

История не стоит на месте. Она находится в непрерывном движении. В ней постоянно происходят различные процессы и значимые события. Вместе с ней движутся целые народы и поколения. Моя семья не является исключением

Я езжу к бабушке в деревню и многое из того, что изучают ученые, вижу на примере своей семьи. Те процессы, которые происходят с моим народом, отражаются на жизни моей семьи. Моя мама совсем немного понимает язык моих предков. Я общаться на нем тоже не могу. Многих знаний о культуре вепсского народа я не смогла получить потому, что бываю в вепсской глубинке не так часто, как хотелось бы.

Знания традиций, родной язык, ребенку передаются в семье. Моя мама в школе вепсский язык изучала совсем немного. Поэтому язык ее папы тоже не стал языком общения.

Деревушки вепсов и сегодня стоят в глухих и отдаленных местах, сохранивших первозданную красоту. Правда из-за удаленности от городов многие селения канули в лету или оживают только на время дачного сезона. Опустело большинство деревень, находившихся на Вепсской возвышенности.

Вот в одной их таких деревень, а точнее в деревне Озёра Подпорожского района Ленинградской области, в типичном вепсском доме, который построил своими руками и живет мой дедушка.

Разговаривает мой дедушка на вепсском языке – древнейшем из прибалтийско-финских. Хотя, разговаривает – это, наверно, сильно сказано; скорее – знает вепсский язык. В деревне мало осталось людей, которые знают язык, поэтому разговаривать моему дедушке на своем родном языке почти не с кем. Вот только, когда мы приезжаем в гости, я его всегда прошу рассказать что-нибудь на языке, который включён в «Красную книгу языков народов России».

Традиции национальной кухни тоже сохранились в нашей семье7. Моя бабушка каждый раз, когда я к ней приезжаю, угощает меня вепсскими блюдами, рецепты которых ей достались от своей бабушки. В основном это сущик – суп из сухой рыбы, различная выпечка: колобы, калитки, сканцы, пирги.

В настоящее время календарные праздники и обряды вепсов находятся, к сожалению, в стадии исчезновения. Вепсские святки почти полностью вытеснены современным праздником Нового года. Самой живучей святочной традицией в нашей деревне оказалось ряжение и калядование. В современном ряжении принимает участие обычно молодежь, приезжающая в родные деревни на каникулы. Еще один праздник по сей день отмечают на родине моей мамы – масленицу.Масленица завершает зимний период народного календаря. Основными развлечениями этого праздника являются катания на лошадях. Я очень радуюсь, если удается попасть на этот праздник.

Самым главным годовым праздником у вепсов считается Пасха. Символом этого праздника служат крашеные яйца. Их раздаривают родственникам, соседям, до сих пор используют в обрядах первого выгона скота и сева. В прошлом широко бытовал особый семейный обычай: теща должна была накопить к Пасхе 100 яиц и преподнести их молодому зятю.

Традиции вепсской земли сохраняются прежде всего благодаря ее жителям, в частности моим бабушке и дедушке. По поводу своей принадлежности к редкому народу я чувствую гордость, особенно сейчас, когда он находится под сильной угрозой. К сожалению, многие забывают свои корни. А ведь это так интересно — знать, кто ты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному народу. Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы, вкладывает своё понятие красоты в создаваемые памятники материальной и духовной культуры.

Удалённость вепсов от крупных городов, от цивилизации в современном её понимании, позволила им сохранить свои обычаи, образ жизни предков и древний язык, который финно-угроведы называют "прибалтийско-финским санскритом". В советское время вепсские деревни не минули всеобщей участи, многое ушло безвозвратно... Но с конца 1980-х годов идёт активное возрождение вепсской культуры, языка, традиций

Проживая в Ленинградской области, проводя много времени на Вепсовской возвышенности, я должна знать традиции и обычаи своего народа.

Работа над проектом была сложной, но увлекательной. Изучая историю народа «Вепсы», я узнала много нового, интересного о жизни этих людей, в какой-то мере приобщилась к культуре. И это прекрасная возможность узнать о моём народе много ценного.

Я думаю, чтобы любить свою семью, своих предков, надо знать историю своего народа, ее традиции и обычаи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://pravo.gov.ru/ipsdata/?doc_itself=&backlink=1&nd=102065057&page=1&rdk=7#I0;

  2. https://ru.wikipedia.org

  3. Королькова Л.В. Вепсы. Фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея/-СПб., 2015

  4. Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и её международное значение // Д. С. Лихачев. Университетские встречи. СПб., 2006.

  5. Малиновская 3. П. Из материалов по этнографии вепсов.

  6. Пименов В.В.. Вепсы (статья из справочника)

  7. Строгальщикова З.И. Вепсы: очерки истории и культуры/СПб.: Издательский дом «Инкери», 2014

  8. Лодыгина В.В. Любимый вепсский край/МУП «ИПК «Свирские огни»,2013

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 48

ЧИСЛЕННОСТЬ ВЕПСОВ ПО ДАННЫМ ПЕРЕПИСЕЙ (ЧЕЛ.)

Приложение 5

5 936

8 240

8 094

12 501

 

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ВЕПСОВ ПО РЕГИОНАМ ИХ ПРОЖИВАНИЯ

Приложение 6

Приложение 7

1 Лихачев Д. С. Декларация прав культуры и её международное значение // Д. С. Лихачев. Университетские встречи. СПб., 2006.

2 Строгальщикова З.И. Вепсы. Очерки истории и культуры, СПб, 2014, см. Приложение 1

3 https://ru.wikipedia.org, см. Приложение 4, 5

4 Приложение 6, http://pravo.gov.ru/ipsdata/?doc_itself=&backlink=1&nd=102065057&page=1&rdk=7#I0

5 Приложение 7

6 Приложение 2

7 Приложение 3

8 Строгальщикова З.И. Вепсы. Очерки истории и культуры, СПб, 2014