III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА ЮЖНОГО УРАЛА
Михалев И.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Тема моего проекта познакомиться с историей казачества на Южном Урале. Интерес к этой теме возник после того, как в нашей школе № 3 города Кыштыма в сентябре 2016 года был открыт казачий класс. У меня появилось желание узнать о том, кто такие казаки, всегда ли они были в нашем городе, если да, то есть ли сведения об этом, в исторических источниках.

…..Цель моей работы – собрать материал по истории возникновения казачества в Челябинской области и понять, как и почему появились казаки в Кыштыме. Эта тема большая и за один год мне ее не раскрыть. В этом году я соберу материал об истории казачества на Урале и узнаю об оружии, которым владели казаки в разные периоды истории. Проектным продуктом будет рассказ об истории южноуральского казачества, презентация об оружии и рассказ, о том, кто из кыштымских казаков может владеть этим оружием.

Гипотеза: в Кыштыме казачество появилось вместе с основанием города в 1757 году.

План моей работы включает следующие вопросы:

1. Изучение и сбор материалов по истории казачества Южного Урала.

2. Как появились казаки в Кыштыме

3. История и современность кыштымского казачества.

4. Оружие казаков. Кто из кыштымских казаков владеет этим оружием.

1. История казачества Южного Урала.

В истории нашего Отечества нет темы более интересной, чем история казачества. В словарях и различных книгах дается определение этого понятия. Казак – значит умелый и храбрый воин, готовый жизнь отдать за свою Родину. Казак значит свободолюбивый и непокорный, не потерпит насилия над собой. Основной смысл, который вкладывается в это понятие это свобода и воля.

В русских летописях слово «казак» или «козак» начинает использоваться в Х1У – ХУ1 веках. С одной стороны, летописи называют «казаками» служилых людей, размещавшихся в пограничных с Золотой ордой княжествах, использовавшихся для предупреждения набегов кочевников. Они посылались в сторожевые разъезды и караулы, ими заселялись пограничные укрепленные городки. И назывались эти казаки «городовыми. Число городовых казаков в Московском государстве начало быстро расти во времена Дмитрия Донского. Главный критерий записи в казаки был один – смелость, умение владеть оружием, готовность не щадя жизни нести сторожевую службу. В походах княжеских дружин городовые казаки составляли особые отряды разведчиков, следивших за передвижением противника, захватывавших «языков» и принимавших участие в сражениях. Городовые казаки получали земельные наделы и содержание от государства. Они были освобождены от повинностей, кроме военных. Оружие, коней часто добывали в бою.

В летописях отмечается существование артелей казаков другого типа. Они не состояли постоянно на государственной службе, пополнялись беглыми, их главное занятием были набеги на окружавшие их племена и народы, нападение на купеческие караваны. Особенно много таких казаков было там, где проходили караванные пути (Волга, Дон и др.)

Казачество составляет одно из интереснейших явлений исторической жизни двух главных племен русского народа: великороссов и малороссов. Возникшие в ХУ1 веке на всем юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины долго имели серьёзное значение в общем ходе истории народа, являясь защитниками и колонизаторами границ и оказывая давление на внутренний строй и судьбу государств. Слово казак или козак – тюркского происхождения и означает – свободный человек, бродяга. В начале ХХ века в нашем государстве существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Сибирское и Уральское. Каждое отдельное войско формировалось на занимаемых казаками землях, под началом своего атамана. А всё казачье население России к 1916 году насчитывало свыше 4,4 миллиона человек и владело почти 53 миллионами десятин земли. Именно за это, опять же по легенде, сам царь Иван Грозный, простил им «воровские» грехи их бурной молодости, а Ермаку Тимофеевичу подарил две брони (кольчуги), серебряный кубок и шубу с царского плеча. Другая часть разгромленных «воровских» казаков отправилась на реку Яик (Урал) и во главе с атаманом Нечаем разорила столицу татарских ханов Сарайчик и основала в 40 верстах от нынешнего Уральска укрепленный яицкий городок, который и стал центром казачества.

К 1591 году относится первая известная государственная служба яицких казаков на Кавказе. Этот год и считается официальным началом Яицкого (Уральского) войска. А в начале ХУ11 века яицкие казаки уже признавали себя служилыми людьми государства, сохраняя при этом значительную автономию. В ХУ1–ХУ11 вв. вольное казачество пользовалось независимостью в области управления, суда, внешних связей, а важнейшие вопросы обсуждал казачий сход, или круг, то есть казачья община. Круг, как законодательная власть общины, всем казакам давал равное право голоса. В общих делах казак принимал участи с 16 лет, а право голоса приобретал с 21 года.

На Каменный пояс, как назывался Урал в старинных русских летописях, первые казаки пришли свыше пятисот лет назад. Сохранились предания и легенды, что на Яике обосновалась ватага удальцов во главе с атаманом Василием Гугней. О его происхождении точно не известно. Либо был он донским казаком, либо новгородским ушкуйником, бежавшим на Дон к казакам. Вначале промышлял на Волге и Каспийском море, нападая на купеческие суда и караваны, потом сделал базой берега Яика, где зимовал, а весной вновь занимался своим обычным промыслом. Эта группа и положила начало заселения Яика казаками. В источниках отмечается, что казачьи ватаги были небольшие, из нескольких десятков человек. На общем собрании казаки выбирали атамана. Первые казачьи поселения строились на островах для безопасности. Это были временные жилища типа землянок, для того чтобы просто перезимовать. Сохранились предания о военном столкновении казаков с татарами. Ханы Золотой орды стремились привлечь их на свою сторону, за это дать им улусы и сделать мурзами. Казаки отказались. Татары обложили казацкий городок со всех сторон, надеясь уморить их голодом, но казаки не сдавались. Они сделали себе деревянные пушки, заряжали их за неимением пороха костями и камнями и били по противнику. В конце концов татары были вынуждены уступить, оставив казачий городок в покое. Казаки не всегда враждовали с местными татарами. Некоторые из них вступали в казачьи артели и участвовали в походах.

Южный Урал – край казачий, места обитания казаков растянулись по всей карте области. Это Красноармейский район где повсеместно обитали казаки, за исключением Бродокалмака и Русской Течи. Миасское, Пашнино, Канашево, станица Долгодеревенское. Весь Сосновский район полностью казачий. На юге Кизильское, Магнитное, Челябинск был крупнейшей станицей Оренбургского казачьего войска. Близлежащие посёлки вокруг Челябинска казачьи. Это Першино, Смолино, Фатеевка. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова 1799 годов. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Кстати, в России есть свой Париж. Находится он на Урале – в Нагайбахском районе Челябинской области. Ближайший город Магнитогорск расположен в 90 километрах. Со всех сторон наш Париж окружен березовыми рощами. Зато «Булонский лес», так сказать, под рукой. Париж, конечно же, не столица, но крепкий посёлок в 840 дворов и восемь улиц. Постройки у них одноэтажные – деревянные, кирпичные, глинобитные. Двухэтажных всего шесть. Но имеется «Эйфелева башня» - водонапорная. Основано село казаками, принимавшими участие в войне с Наполеоном и 30 марта 1814 года бравшими в числе других Париж. Три года назад некоторые из парижан надели казачью форму, стали заводить коней, учиться джигитовке. Так понемногу возрождаются дедовские обычаи.

Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война ХYIII – XIX веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях дедовских тактических приемов: лава (охват противника в россыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и другое. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - говорилось в старинной казачьей поговорке. Его служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста. Три года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

После событий 90-х ХХ века годов в нашей стране произошли серьезные перемены. Изменилась наша страна. Это уже не Союз Советских Социалистических Республик, а Россия, Российская Федерация как записано в Конституции. Эти изменения коснулись всех сторон жизни нашего общества. В том числе и казачества.

Все эти сведения о казаках даются в литературных источниках История казачества Урала, в исторической энциклопедии, История Урала и других источниках. В нашем архиве сведений о казаках и казачестве нет. В библиотеке Швейкина есть материал о том, что казаки из Кыштыма принимали участие в Первой мировой войне. На выставке фотографий в библиотеке есть фотография об этом событии.

Первые начинания по возрождению государственной службы казаков были предприняты в 1991 году. Возрождение казачьих дружин произошло в Ростовской области. А 15 марта 1993 г. вышел Указ Президента РФ № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества». Считалось, что граждане РФ, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, культуры и быта, а также граждане, добровольно вступившие в установленном порядке в казачьи общества, проходят военную службу, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск Министерства безопасности Российской Федерации, специальных казачьих моторизованных воинских частях и оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 355 была утверждена концепция государственной политики по отношению к казачеству. Концепция провозгласила возрождение государственной службы казачества, определила её виды и формы:

Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации; Служба по охране государственной границы; Таможенная служба; Служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России; Служба по охране общественного порядка; Охранная служба по сопровождению грузов и объектов государственного и важного народно-хозяйственного значения; Егерская и иная природоохранная служба.

После событий 90-х годов в традиционных местах казачьих поселений начинают формироваться казачьи подразделения. Возрождение казачьего войска происходит в Челябинске. А затем и в других городах и селениях Челябинской области.

Начинает возрождаться работа по привлечению детей и подростков к этому движению. В нашем подразделении 15 ребят. Девочек -4, остальные мальчики. Работаем мы каждый день. Ежедневно с нами проводят строевую подготовку. Обучение владению холодным оружием – ножами.

2. Казаки в Кыштыме.

В нашем старинном городке Кыштым возрождается казачество. Я узнал о тех людях, которые руководят казачеством в нашем округе. Это люди, которые хотят, чтобы в нашем городе был порядок и дисциплина. Чтобы младшие чтили и уважали старших, чтобы все заботились о возрождении традиций и обычаев Южного Урала и самое главное, чтобы любили свою Родину, могли за неё отдать свою жизнь. Эти люди работают с молодежью как школьной, так и рабочей. Казаки школы № 3 уважают этих людей и с удовольствием занимаются под их руководством. Это: исполняющий обязанности атамана Челябинского отдела Репин Алексей Ротмирович, войсковой старшина, походный атаман Челябинского отдела Валекжанин Евгений Геннадьевич, войсковой старшина, начальник штаба Челябинского отдела Привалов Пётр Николаевич, подхорунжий, заместитель атамана Челябинского отдела по работе с муниципальными и административными службами Трифонов Вячеслав Владимирович, сотник, заместитель атамана Челябинского отдела по финансово-экономической деятельности Шаронов Андрей Николаевич, хорунжий, товарищ атамана Горнозаводского отдела (Кыштым) Рубан Олег Сергеевич, есаул, начальник штаба Горнозаводского отдела (Кыштым) Бендлин Владимир Эдуардович, есаул, командир атаманского взвода Горнозаводского отдела (Кыштым) Белых Евгений Михайлович, сотник, заместитель командира атаманского взвода Горнозаводского отдела Костин Александр Александрович, сотник, заместитель атамана Горнозаводского отдела по делам молодёжи руководитель Кыштымского казачьего военно-патриотического клуба «Атаман» Ахматвалеев Ильдар Самильянович, капитан ВДВ в отставке, заместитель атамана Горнозаводского отдела по боевой подготовке и взаимодействию с государственными силовыми структурами Терещенко Юрий Вячеславович, сотник, заместитель атамана Горнозаводского отдела по административно-хозяйственной деятельности Пономарёв Евгений Юрьевич, подхорунжий, атаман станицы Тихозимовской командир Кыштымской казачьей дружины Баннов Вячеслав Владимирович, есаул.

Эти люди не просто занимают важные казачьи должности, но и реально решают вопросы: взаимодействия с другими казачьими объединениями, оказывают гуманитарную помощь жителям Донбасса, работают с молодёжью по военно-патриотическому воспитанию. На всех городских мероприятиях покой и порядок поддерживают казаки, они следят и за тем, чтобы в нашем городе не было террористических актов. В нашей школе не проходит ни одного дня, чтобы кто-либо из этих людей не занимался с нами. Мы всегда рады им и с большим удовольствием откликаемся на все их начинания.

3. Оружие казаков.

Казаки владеют разными видами оружия, но есть такое оружие, которое относят именно к казакам – исторически это сабля и шашка. С некоторыми видами холодного оружия мы познакомимся. Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие с искривленным однолезвийным клинком с долами или без них. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением от центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражаемого пространства. Эта особенность сабли была наиболее эффективна при клинках из твердых из твердых сталей, обладающих большой упругостью и вязкостью. Шашка (с кабардино-черкесского – длинный нож) – рубящее-колющее оружие. Первоначально на вооружении казаков была шашка кавказского типа, имевшая клинок небольшой кривизны с двулезвийным боевым концом и эфес, состоящий из одной рукояти с раздваивающейся головкой, без каких- либо защитных приспособлений. Характерным отличием шашки от сабли всегда было наличие деревянных ножен, обтянутых кожей, с кольцом для ремней портупеи. Кинжал – колюще-режущее холодное оружие с коротким клинком, предназначенное для рукопашного боя. Кинжал – один из древнейших видов холодного оружия, появившегося в эпоху неолита. На протяжении многих столетий он играл роль вспомогательного боевого оружия.

Это небольшая часть того оружия, которым владеют казаки. В начале этого года были оценены первый результаты работы казачьего класса. Был выполнен первый зачет по физической подготовке, разборке и сборке автомата АКМ-74, метанию ножей, стрельбе из пневматического оружия и отработке приёмов рукопашного боя против вооруженного соперника. По словам инструктора подхорунжего Константина Пономарёва все казаки справились с этим зачётом

Заключение.

История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой и трагичной. Бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбойники, рыцари православия и безбожники – все это о казаках. Ими восхищался Наполеон и боялись немцы, о них складывались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась добрая казачья нагайка. Казачество возродилось в 90-е годы ХХ века. Больше «белых пятен» в истории казачества, чем того, что стало известным, но те вопросы, которые были поставлены вначале моей работы выполнены частично, работа должна быть продолжена. То предположение, гипотеза, поставленная в начале работы подтверждается. Казаки в Кыштыме были. Они охраняли Кыштымские заводы, участвовали в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва. У нас в классе учится правнучка его соратника – кыштымского казака Клима Косолапова, но это уже другая история.

Литература

  1. Большая историческая энциклопедия школьников. Т.3. – М., «РОСМЭН», 2004 – 456с.

  2. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. – Магнитогорск, 2004 – 497с.

  3. Глущенко В.В. Казачество в структуре государственности и политической истории России. //Журнал «Родина» – с. 38-44.

  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Учебник. – М., Просвещение, 2013 –239с.

  5. Жукова Л.В. История России –. М., Просвещение, 2013. –580с.

  6. Историческая энциклопедия. Т.6, с.345.

  7. История казачества Урала. – Оренбург-Челябинск, 1992. –240с.

  8. Интернет – ресурсы ВИКИПЕДИЯ – Казаки и казачество.

  9. Чугунов В.А., Иванов С.М. История Казачества на Урале. – Стерлитамак, 2001 – с.46-49.

  10. Шилов В.А. Уральские казаки. //Уральский следопыт, №9, 2004.

Словарь

  1. Атама́н (предводитель, начальник) – старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

  2. Джигитовка – это русское конное боевое искусство, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи.

  3. Есау́л (тюрк. ясаул – начальник). В казачьих войсках русской армии: офицерское звание, соответствующее чину ротмистра в кавалерии; лицо, носившее это звание.

  4. Казак или козак ( с тюркс.) – свободный человек, бродяга. Казаки отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали.

  5. Казачий круг – общий войсковой совет казаков, высший орган самоуправления. Компетенция круга в решении вопросов местного характера (касающихся всех собравшихся) была неограниченной.

  6. Мурза (от перс. ами́р-задэ́ – принц) – аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское –, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда. После захвата Казани русским войском в 1552 году некоторые мурзы перешли на русскую службу, а другие были казнены.

  7. Хорунжий (с XVI века у казаков: сначала вказачьих общинах, потом вказачьихвойсках) – военный чин, закреплённый в Табели о рангах в 1722 году; c 1884 года соответствует XII рангу, в пехоте подпоручику.

  8. Улус (монгольского – государство, народ, люди) – группы семейств, подчинённых нойонам и кочевавших на их землях.

  9. Ушкуйники – русские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя волжан, в частности отряду, под начальством Прокопия и Смольнянина, захватившему и ограбившему в 1376 г. город Кострому и Нижний Новгород.