III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕРМИ «СТРАНА МОЕГО ДЕТСТВА»
Ширинкин А.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю путешествовать: сплавляться по рекам, ходить и ездить по разным городам. В путешествиях человек знакомится с новыми местами, узнает что-то новое о природе, о людях. Изучать родной край интересно и полезно. Не зря народ говорит: «За морем теплее, а у нас светлее».

Цель проекта - разработка литературной экскурсии о пермских детских писателях для учащихся начальной школы.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

- научиться работать с различными источниками информации (научными и художественными книгами, энциклопедиями, газетами, интернет ресурсами);

- познакомиться с книгами пермских детских писателей;

- изучить материалы о писателях;

- отобрать экскурсионные объекты и составить из них экскурсионный маршрут;

- подготовить тексты о каждом экскурсионном объекте;

- подготовить графические материалы: фотографии каждого экскурсионного объекта, иллюстрации к произведениям пермских детских писателей;

- записать звук к аудиогиду;

- создать целостный проект на сайте для разработки и прослушивания аудиогидов izi.travel;

- познакомить одноклассников с результатами работы.

Значение проекта. Думаю, что после экскурсии мои одноклассники:

- познакомятся с некоторыми достопримечательностями родного города или пополнят знания о них;

- познакомятся с книгами пермских детских писателей или пополнят знания о них;

- прочитают книги пермских детских писателей;

- посмотрят фильмы по их произведениям.

ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ ЭКСКУРСИЯ И КАКИЕ ОНИ БЫВАЮТ

§ 1. Что такое экскурсия

Прежде чем разработать литературную экскурсию по городу Перми, нужно понять, что такое экскурсия, из чего она состоит, для чего используется. Обратимся к словарям и энциклопедиям и посмотрим, как в них определяется это слово и связанные с ним слова.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова слово экскурсия толкуется следующим образом: ЭКСКУРСИЯ - «поездка... куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью» (5, с. 740).

В виртуальном словаре по географии ЭКСКУРСИЯ определяется как «кратковременное путешествие с посещением достопримечательных объектов» (11, электронный ресурс).

В «Энциклопедии туриста» мы находим несколько связанных по смыслу терминов:

«ЭКСКУРСИЯ (от лат. excursio - поездка) - коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т. п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода. Экскурсии возникли в конце XVIII века и использовались первоначально для наглядного обучения и воспитания учащихся. С конца XIX - начала XX веков наряду с учебными стали проводиться культурно-просветительские экскурсии, предназначенные для туристов. Обычно экскурсии организуются туристско-экскурсионными учреждениями, музеями» (12, с. 139-140).

«ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ - путь следования автобусной или пешеходной группы экскурсантов, наиболее удобный и одновременно оптимальный для раскрытия темы экскурсии. Планируется с учётом определенной последовательности осмотра экскурсионных объектов, наличия площадок для расположения группы, обеспечения безопасности экскурсантов. Выделяют хронологические, тематические и тематико-хронологические экскурсионные маршруты» (12, с. 139).

«ЭКСКУРСИОННЫЙ ОБЪЕКТ - достопримечательность, вызывающая широкий интерес; является первоосновой экскурсии. К экскурсионным объектам относятся памятники истории и культуры (здания, памятники выдающимся людям, мемориалы и др.), музеи, инженерные сооружения (каналы, мосты и др.), природные объекты (водопады, пещеры и др.). Показ экскурсионного объекта обычно сопровождается рассказом экскурсовода о нём» (12, с. 139).

«ЭКСКУРСОВОД - руководитель обзорной или тематической экскурсии, рассказывающий об экскурсионных объектах, событиях, жизни и деятельности исторических лиц, имевших отношение к этим объектам. Экскурсовод подбирает необходимую литературу, составляет текст...» (12, с. 140).

В учебнике для экскурсоводов известный российский экскурсовед Б. В. Емельянов дает такое определение экскурсии: «Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними» (4, с. 16).  

§ 2. Какие бывают экскурсии

В науке можно найти разные классификации экскурсий. Опишем некоторые из них.

По содержанию (объекту) «экскурсии делятся на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление об истории и современной жизни города, района на основе показа наиболее значительных характерных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия и др.). Тематические экскурсии, посвящённые одной теме, делятся на исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные и др.» (12, с. 139).

Экскурсии различают также по месту проведения: городские, загородные, производственные, музейные.

По способу передвижения выделяют пешеходные, а также с использованием различного транспорта.

По продолжительности экскурсии могут длиться от одного часа до нескольких суток (12, с. 139-140).

По форме проведения бывают экскурсии-массовки, экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты,  экскурсии-лекции и др.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

В наше время с развитием информационных технологий и сети Интернет появились новые формы экскурсий - виртуальные, интерактивные, мультимедийные (1, с. 22) - и желающие получили возможность совершать экскурсии с помощью различных технических средств: компьютера, телефона и др. 

Основными  преимуществами виртуальных экскурсий являются:  доступность  -  возможность  осмотра  объектов экскурсии без  больших  материальных  и  временных  затрат  и  в  любое  время;  возможность  многоразового  просмотра  экскурсии  и  предлагаемой  информации.

Одним из видов виртуальных экскурсий является аудиогид. Опишем его основные особенности.

§ 3. Аудиогид как вид экскурсии

В конце XX века при входе в музей посетителям стали предлагать наушники с плеером или электронный аудиогид, в котором установлена запись стандартной экскурсии по музею. Сегодня эти устройства уходят в прошлое.

Новой формой проведения экскурсий являются мобильные аудиогиды - мобильные приложения для самостоятельного знакомства с экспонатами музея и городскими достопримечательностями, с помощью которых каждый может послушать аудиоэкскурсию в тот момент, который удобен именно для него. Аудиогид - это фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставками или местностью, а также с устройством для её воспроизведения.

Мобильные приложения позволяют путешествовать самостоятельно и получать максимум информации, к которой всегда можно вернуться, поделиться ею в социальных сетях, оставить отзывы (8, с. 179).

Аудиогид включает экскурсионный маршрут, наложенный на карту местности, иллюстративные материалы и аудиозаписи, посвященные каждому экскурсионному объекту.

§ 4. Интернет ресурсы для создания виртуальных экскурсий

Mapwing.com позволяет легко создавать виртуальные туры и делиться ими. С помощью Mapwing можно превратить свои цифровые фотографии в виртуальные туры с использованием интерактивных карт и изображений, дополняя их своими комментариями. 

Arcgis.com - сервис для создания интерактивных карт, которые можно просмотреть с помощью браузера, настольного приложения или мобильного устройства. С помощью интерактивных карт можно организовать виртуальную экскурсию - рассказ о замечательном месте, событии, человеке и т. д. В этом сервисе интерактивные карты скомбинированы с различными видами представления информации - текстами, фотографиями, видео и аудиоматериалами. В основном карты-истории разрабатываются для широкой аудитории, то есть могут быть интересны различным группам пользователей. 

Izi.travel - сервис, который предоставляет возможность создавать аудиогиды, а также совершать экскурсии по уже разработанным и представленным на сайте маршрутам. Разработчики так рассказывают о своем ресурсе и определяют свою цель: «В 2011 году, мы, команда инноваторов из Голландии, совместно с инвестором из Швейцарии, поставили перед собой цель - дать всем путешественникам новый способ почувствовать себя ближе к историческому и культурному наследию человечества, создав глобальную, открытую и бесплатную систему для всех историй мира» (https://izi.travel/ru/o-nas). Как видим, основные преимущества описанного ресурса - бесплатность и простота использования. Даже ребенок с небольшой поддержкой взрослого сможет разработать аудиоэкскурсию и загрузить материалы на сайт.

На сайте izi.travel представлены аудиогиды по разным городам России, Европы, США, стран Азии и Латинской Америки на разных языках, и база туров постоянно пополняется. В 2016 году на сервисе izi.travel появилась информация о Перми. Данный проект стал возможен благодаря усилиям пермских экскурсоводов, краеведов, сотрудников издательства «Маматов» и грантовой поддержке администрации г. Перми (8, с. 179-180).

Упомянем еще Audiogid.ru - удобный и доступный способ познакомиться с новым городом или открыть что-то для себя в родном городе. Разработчики предлагают готовые мультимедийные аудиоэкскурсии по городам России и зарубежья. К сожалению, этот сайт не дает возможности самостоятельно разрабатывать экскурсионные маршруты. 

 

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНОЙ ЭКСКУРСИИ

«СТРАНА МОЕГО ДЕТСТВА»

§ 1. Правила для экскурсовода

Итак, я решил выступить в роли экскурсовода. Это значит, что я должен выбрать экскурсионные объекты, разработать экскурсионный маршрут и провести экскурсию для своих одноклассников.

Авторы «Энциклопедии туриста» отмечают: «Для каждой экскурсии существует методическая разработка, которая является руководством для экскурсовода. В ней подробно описаны тема и цель экскурсии, маршрут, объекты показа, продолжительность экскурсии, методические приемы показа и рассказа. По мере накопления новых фактов и опыта ведения экскурсии в её методическую разработку вносятся дополнения и изменения» (12, с. 140).

Опираясь на описанные выше классификации, мы определили тип своей будущей экскурсии: это тематическая городская экскурсия-прогулка по литературным объектам города Перми. Наша экскурсия будет создана на платформе  izi.travel/ru, поэтому каждый желающий сможет закачать себе на телефон специальную программу и, опираясь на нашу карту, тексты, фотографии и рассказ, самостоятельно совершить путешествие по разработанному маршруту. С другой стороны, все разработанные материалы мы используем сами: мы проведем пешеходную экскурсию для одноклассников и познакомим их с интересными объектами нашего родного города.

Важно помнить два правила:

1) в пешеходной экскурсии главную роль играет показ объектов в сочетании с рассказом и демонстрацией наглядных материалов;

2) при проведении экскурсии учитываются возрастные, социальные, профессиональные особенности участников (12, с. 139-140).

Значит, в нашей экскурсии мы должны уделить особое внимание тексту и дополнительным материалам. Наш рассказ о пермских детских писателях должен быть интересен ученикам начальной школы. Помимо памятников и достопримечательностей, мы должны припасти еще какие-нибудь занимательные материалы для них, например, фрагменты произведений, иллюстрации из детских книжек, небольшие викторины по произведениям пермских писателей.

§ 2. Как мы разрабатывали аудиогид

Наша работа над составлением экскурсии включала несколько этапов (ср. выделенные нами этапы со стадиями и этапами, указанными Б. В. Емельяновым в учебнике «Экскурсоведение» (4, с. 88-89)).

2. 1. Отбор достопримечательностей для показа. Свою экскурсию мы назвали «Страна моего детства», потому что о такой стране пишет пермский писатель Л. И. Кузьмин в произведении «Капитан Коко и зеленое стеклышко» и еще потому, что это страна, в которой некоторое время обязательно бывает каждый из людей.

Для того чтобы определить важные и интересные объекты для своего аудиогида, мы обратились к литературным и интернет источникам. Сначала мы собрали все книги пермских детских писателей, которые есть у нас дома. Оказалось, что со всеми этими книгами я уже знаком: я читал их сам или мне читала мама.

Затем мы подбирали материалы в сети Интернет: изучили электронную энциклопедию «Пермский край» (http://enc.permculture.ru/start.do), сайты, посвященные культуре и литературе Пермского края, например, сайт городской детской библиотеки им. Л. И. Кузьмина (http://pkdb.ru).

Также мы посмотрели художественные и мультипликационные фильмы по произведениям пермских детских писателей: Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника (реж. К. Березовский, 1966); Чук и Гек (реж. И. Лукинский, 1953); Серебряное копытце (Союзмультфильм, 1977); Огневушка-поскакушка (Союзмультфильм, 1979); Капризка (ПермьТелефильм, 1983).

 

 

Для своего аудиогида мы отобрали 9 объектов, связанных с жизнью и творчеством писателей: 1) клуб детского творчества «Пермячок» (филиал Дворца Детского (Юношеского) творчества). Ул. Советская, 96; 2) памятная плита В. И. Воробьёву, автору «Капризки», на городской эспланаде; 3) Монастырская, 12. Бывшее здание Пермской духовной семинарии; 4) музей писателя Л. И. Давыдычева. Здание школы № 2. Ул. Советская, 33; 5) музей писателя Л. И. Кузьмина. Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина; 6) Сибирская, 8. Дом журналиста имени Аркадия Гайдара; 7) сквер «Сказки Пушкина» на ул. Сибирской; 8) дом, где работали писатели. Ул. Сибирская, 30; 9) скульптура «Иван Семёнов» в скверике Желаний у Театра кукол.  

В науке такие объекты называют литературными местами, среди которых выделяют: 1) адреса проживания и маршруты путешествий писателя; 2) адреса и маршруты литературных героев; 3) ландшафт или объект, нашедший отражение в художественном произведении (10, с. 77).

2.2. Составление карты экскурсионного маршрута. Далее, сгруппировав объекты, изучив их местоположение на карте Перми, мы выстроили их в определенную последовательность. Поставили точки на карте Перми, где находятся избранные объекты, и соединили в единый путь, который стал нашим экскурсионным маршрутом. Маршрут литературной экскурсии «Страна моего детства» см. в Приложении.

2.3. Составление текстов о достопримечательностях. Используя собранные печатные и электронные источники, мы составили тексты о каждом литературном месте - экскурсионном объекте. Это были рассказы о жизни и творчестве писателей, интересные фрагменты из их произведений, занимательные вопросы для слушателей. Тексты представлены в Приложении.

2.4. Фотосъемка достопримечательностей и подготовка иллюстративных материалов. В осенние каникулы мы ездили по выбранным достопримечательностям и делали снимки. Мы фотографировали памятники, мемориальные доски, читали на них надписи.

Дома получившиеся фотографии немного поправляли в графическом редакторе: настраивали четкость и контраст, кадрировали, кое-где добавили спецэффектов.

В аудиогид мы решили вставить иллюстрации из книжек детских писателей, о произведениях которых говорится в экскурсии. Иллюстрации сканировали из старых книг и немного обрабатывали в графическом редакторе на компьютере. Все графические материалы представлены в Приложении.

2.5. Запись аудиофайлов. Записанный на домашнем компьютере звук оказался некачественным, поэтому мама договорилась записать звук к аудиогиду на студии «Радио ПГНИУ». На меня надевали наушники, я говорил в специальный профессиональный микрофон для радиорепортеров. Чтобы наш рассказ было интересно слушать, мы читали выразительно, выделяли некоторые важные слова, делали паузы. Записанный на студии «Радио ПГНИУ» звук оказался качественным.

Директор «Радио ПГНИУ» провел для нас целую экскурсию по студии, показал разную аппаратуру. Особенно мне понравились микрофоны.

2.6. Загрузка материалов на платформу «izi.travel». Заключительным этапом нашей работы стала работа с платформой «izi.travel». Получившиеся текстовые, графические и звуковые файлы мы загрузили на сайт «izi.travel», в результате получилась интересная литературная экскурсия для младших школьников «Страна моего детства».

Прослушать аудиогид и посмотреть материалы к нему вы можете по адресу:
https://izi.travel/ru/d603-strana-moego-detstva/ru

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наша экскурсия «Страна моего детства» составлена, теперь жители и гости города Перми могут самостоятельно пройтись по этому маршруту, используя платформу «izi.travel».

Для достижения цели мы решили все поставленные задачи.

В процессе работы я сделал следующие выводы:

1. Экскурсия - это посещение достопримечательных мест, которое сопровождается занимательным рассказом экскурсовода. Экскурсии очень полезны для школьников, потому что дают им новые знания.

2. Аудиогид - вид экскурсии, такую экскурсию можно совершить самостоятельно с помощью мобильного устройства. Аудиогид включает экскурсионный маршрут, наложенный на карту местности, иллюстративные материалы и аудиозаписи, посвященные каждому экскурсионному объекту.  

3. В интернете существуют разные сервисы для создания виртуальных экскурсий. Izi.travel - самый простой и удобный сервис для самостоятельной разработки аудиогида.

4. В процессе разработки аудиогида я узнал много нового о пермских детских писателях, познакомился с памятниками, музеями и другими интересными достопримечательностями города Перми, попробовал себя в качестве экскурсовода.

5. После моей экскурсии одноклассники узнали много нового о памятных местах города Перми, связанных с жизнью и творчеством пермских детских писателей, захотели прочитать их произведения. 

  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы // Литература в школе. 2010. № 10. С. 22-24.

2. Базанова О. «Звездочет с планеты детства» (урок внеклассного чтения в 5 классе по произведениям Льва Ивановича Кузьмина) // Филолог. Вып. 5 [Электронный ресурс] // URL: http://philolog.pspu.ru/module/ magazine/do/mpub_5_98 (дата обращения: 05.10.2016).

3. Детский литературный музей [Электронный ресурс] // URL: http://litmuseumperm.ru (дата обращения: 05.10.2016). Статьи о пермских писателях.

4. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: Учебник. М.: Советский спорт, 2007. 216 с.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1988. 750 с.

6. Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина [Электронный ресурс] // URL: http://pkdb.ru (дата обращения: 15.10.2016). Статьи о писателях.

7. Пермский край: Энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://enc.permculture.ru/start.do (дата обращения: 15.10.2016). Статьи о культуре и литературе Пермского края.

8. Фирсова А. В. «Голос города»: технология создания образа городской среды // Туризм в глубине России: сб. тр. IV Всерос. науч. семинара (24-28 июля 2016 г.). Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. С. 178-183.

9. Фирсова А. В. Литературное картирование г. Перми в путеводителях // Географический вестник. 2012. № 3 (22). С. 104-109.

10. Фирсова А. В. Цикл литературных экскурсионных маршрутов по Пермскому краю // Географический вестник. 2011. № 3. С. 77-90.

11. Экскурсия // Словарь по географии, 2015 [Электронный ресурс] // URL: http://geography_ru.academic.ru/8028/экскурсия (дата обращения: 15.10.2016).

12. Энциклопедия туриста / Главный редактор Е. И. Тамм. М.: «Большая российская энциклопедия», 1993. 607 с.

Список источников, использованных для подготовки текста экскурсии

1. Воробьев Владимир Иванович [Электронный ресурс] // URL: http://pkdb.ru/gk-chitateliam/pisateli/4151-vorobjov-v-i.html (дата обращения: 10.10.2016).

2. Гашева Н. Притяжение добра и тайны (Об Ирине Христолюбовой) // Звезда. 25.10.2003 [Электронный ресурс] // URL: http://zwezda.perm.ru/local/zvezda/page.php/ zvezda/2003-10-25/6 (дата обращения: 10.10.2016).

3. Группа «История Перми» в социальной сети «ВКОНТАКТЕ» [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/oldperm (дата обращения: 21.10.2016). Материалы: Воробьев Владимир Иванович; Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович; Библиотеки города Перми; Музей Л. И. Кузьмина.

4. Губин И. А. Прогулка по Перми литературной // Филолог. Вып. 20 [Электронный ресурс] // URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/ mpub_20_428 (дата обращения: 15.10.2016).

5. Давыдычев Лев Иванович [Электронный ресурс] // URL: http://pkdb.ru/gk-chitateliam/pisateli/4155-davydychev-l-i.html (дата обращения: 10.10.2016).

6. Детская писательница Ирина Христолюбова: «Хотела бы верить в Бога. Но по-настоящему всё-таки у меня нет этого чувства» // Аргументы и Факты. 15.02.2012. № 7 [Электронный ресурс] // URL: http://www.perm.aif.ru/culture/details/121837 (дата обращения: 10.10.2016).

7. Детский литературный музей [Электронный ресурс] // URL: http://litmuseumperm.ru. (дата обращения: 21.10.2016). Статьи: Экскурсия по Перми литературной; Бажов П. П.; Воробьев В. И.; Кузьмин Л. И.

8. Ефремова Е. «Вождь ничевоков» Владимир Воробьев // Частный интерес: Чайковская еженедельная газета. 02.10.2013 [Электронный ресурс] // URL: http://www.chaint.ru/news/85/51371/ (дата обращения: 10.10.2016).

9. Карнаухов И. Аллея славы для писателя:  Владимира Воробьева в День России почтили в Перми памятной именной плитой [Электронный ресурс] // URL: https://godliteratury.ru/events/alleya-slavy-dlya-pisatelya (дата обращения: 15.10.2016).

10. Кузьмин Лев Иванович [Электронный ресурс] // URL: http://pkdb.ru/gk-chitateliam/pisateli/4149-kuzmin-l-i.html (дата обращения: 10.10.2016).

11. Литературные памятники Пермского края [Электронный ресурс] // URL: http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/ehto_interesno/literaturnye_pamjatniki_permskogo_kraja/15-1-0-283 (дата обращения: 12.10.2016).

12. Литературные путешествия по Перми [Электронный ресурс] // URL: https://sites.google.com/site/litputesestviaperm (дата обращения: 21.10.2016). Статьи: Бажов П. П., Гайдар А. П., Давыдычев Л. И., Кузьмин Л. И., Мамин-Сибиряк Д. Н., Пушкин А. С.; Дом журналиста, Комплекс зданий бывшей Пермской семинарии, Мемориальная доска А. П. Гайдара, Мемориальная доска П. П. Бажова и Д. Н. Мамина-Сибиряка, Музей Льва Давыдычева, Памятник А. С. Пушкину на ул. Мира, Памятник А. С. Пушкину на ул. Сибирской, Памятник Д. Н. Мамину-Сибиряку, Памятник Ивану Семенову, Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина.

13. Проект "WikiТворцы", посвященный 100-летию со дня рождения В. И. Воробьева [Электронный ресурс] // URL: http://wiki.pkdb.ru/v.i.vorobev (дата обращения: 25.11.2016).

14. Третьякова Е. От Бабы Яги до Капризки: семь знаменитых персонажей, родившихся в Перми [Электронный ресурс] // URL: http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/ehto_interesno/ot_baby_jagi_do_kaprizki_sem_znamenitykh_personazhej_rodivshikhsja_v_permi/15-1-0-428 (дата обращения: 10.10.2016).

15. Христолюбова Ирина Петровна [Электронный ресурс] // URL: http://pkdb.ru/gk-chitateliam/pisateli/4152-khristolyubova-i-p.html (дата обращения: 10.10.2016).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта экскурсионного маршрута «Страна моего детства»

Экскурсионные объекты

1. Клуб детского творчества «Пермячок» (филиал Дворца Детского (Юношеского) творчества).

2. Памятная плита В. И. Воробьёву, автору «Капризки».

3. Монастырская, 12. Бывшее здание Пермской духовной семинарии.

4. Музей писателя Л. И. Давыдычева. Здание школы № 2. Ул. Советская, 33.

5. Музей писателя Л. И. Кузьмина. Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина

6. Сибирская, 8. Дом журналиста имени Аркадия Гайдара.

7. Сквер «Сказки Пушкина».

8. Дом, где работали писатели (ул. Сибирская, 30).

9. Скульптура «Иван Семёнов».  

 

Описание экскурсии

«Страна моего детства» - это литературная экскурсия, которая будет интересна как младшим школьникам, так и их мамам, папам, бабушкам и дедушкам, и даже другим тётям и дядям.

Вы совершите удивительное путешествие в Страну своего детства, в которой живут Капитан Коко и Серая шейка, деревенский домовой Топало и странное существо Капризка, дружные, только иногда ссорящиеся друг с другом  братья Чук и Гек, а также второклассник и второгодник Иван Семёнов, мечтающий уйти на пенсию.

Маршрут проходит по тем местам города Перми, где жили или бывали известные детские писатели, и включает посещение зданий и музеев, связанных с их творчеством, а также памятников пермским писателям и литературным героям.

 

Автор текста: Мария Ширинкина. Текст читают: ученик 1"д" класса школы № 102 города Перми Александр Ширинкин и его мама Мария Ширинкина. 

1. Детский клуб «Пермячок»

(филиал Дворца Детского (Юношеского) творчества)

 

Приглашаю вас совершить путешествие по Стране, в которой однажды побывал каждый человек на земле, - по Стране своего детства. Здесь мы встретим своих старых знакомых или познакомимся с новыми людьми, обязательно узнаем что-нибудь интересное, может, даже что-то придумаем, как, например, детский писатель Лев Иванович Давыдычев. Однажды он придумал симпатичное слово «пермячок».  Как вы думаете, кто такой пермячок? Правильно, маленький пермяк!

Так вот, этим очаровательным словом называется Дом детского творчества - «Пермячок». В этом доме маленькие пермяки рисуют, поют, изучают родной край, весело и с пользой проводят своё время. От этого дома мы и начнём путешествие в Страну своего детства.

 

 

                            

Детский клуб «Пермячок»

 

 

«Пермячок» на ул. Советской, 96 (панорамное фото)

 

2. Памятная плита В. И. Воробьёву, автору «Капризки»

 

На городской эспланаде между Театром-Театром и памятником Героям фронта и тыла располагается Аллея славы. Среди множества других памятных плит (Александру Степановичу Попову, Льву Ивановичу Давыдычеву), здесь есть плита памяти писателя Владимира Ивановича Воробьёва, автора повести-сказки «Капризка».

Капризка  - это странное, неопрятно одетое существо, волосы у него торчат во все стороны, лицо и руки грязные-прегрязные. Он появляется в городе Простореченске и начинает творить гадости: учит детей капризничать, ссориться, обижать друг друга, не слушаться родителей. А потом в этом же городе появляется... кто бы вы думали? Кот в сапогах! И всё изменяется. Вот такая замечательная история, рассказанная писателем Владимиром Ивановичем Воробьёвым.

Владимир Иванович Воробьев родился 7 марта 1916 года в городе Самаре. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году добровольцем ушёл на фронт, был рядовым солдатом - артиллеристом. За мужество, проявленное в боях с фашистами, он был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, шестью медалями. 

В 1949 году судьба забросила его в Пермь. Здесь он испробовал немало профессий: был механиком, электриком, рабочим на строительстве Камской ГЭС, преподавал в школе английский язык, работал на Пермском областном радио и в газете «Звезда». Здесь же, в Перми, он начал писать. Сначала рассказы для детей, а потом в 1960 году вышла его весёлая, увлекательная, поучительная повесть-сказка «Капризка».  Всего при жизни автора издано двадцать восемь книг. Самые популярные: «Как непоседа себе дело искал» и  «О том, как кот Васька в третий класс перешел». 

12 июня 2014 года в Перми появилась звезда памяти Владимира Ивановича Воробьёва. На гладкой поверхности черного камня внутри силуэта золотой звезды желтым металлом вылит текст: «Пермский писатель, автор повести-сказки «Капризка» Воробьев Владимир Иванович (1916-1992)». Открыли мемориальную плиту дочери писателя Анна, Надежда и правнучка Алиса.

 

 

Звезда писателя В. И. Воробьёва

 

Аллея доблести и славы

на городской эспланаде

 

Звезда писателя Л. И. Давыдычева

 

Звезда изобретателя радио А. С. Попова

 

Илл. В. Аверкиева в кн.: Воробьёв В. И. "Капризка" и другие сказки. Пермь: Пермское книжное издательство, 1975. С. 15.

 

Илл. В. Аверкиева в кн.: Воробьёв В. И. "Капризка" и другие сказки. Пермь: Пермское книжное издательство, 1975. С . 28.

     

3. Монастырская, 12. Бывшее здание Пермской духовной семинарии

 

Мы находимся на Соборной площади города Перми. Перед нами открывается великолепный вид на красавицу Каму, справа от нас здание бывшего Кафедрального собора, в котором нынче располагается Пермская картинная галерея.

В 1974 году на Соборной площади, напротив Картинной галереи, был установлен памятник Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку. Наверняка, кому-то из вас перед сном мама или папа читали:

«Один глазок у Алёнушки спит, другой - смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое - слушает. Спи, Алёнушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки. Кажется, все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пёс Постойко, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пёстрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи, Алёнушка, сейчас сказка начинается»...

И даже если тебя зовут не Алёнушка, ты с удовольствием слушал сказки про храброго зайца, про комара комаровича, а также славного царя Гороха. А кто же не помнит Серую шейку? Каждому было жалко её, когда она осталась одна-одинёшенька зимовать, а не улетела со всеми утками на юг, потому что у неё было переломано крылышко. И как радовались мы, когда её спас Старик-охотник.

Писатель, который придумал эти сказки, - Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Он учился в Пермской духовной семинарии, здание которой находится рядом, за памятником писателю. Семинария располагалась в этом здании (по адресу Монастырская, 12) с 1800 по 1919 годы. В ней учились многие известные люди России. Среди них человек, который впоследствии изобрёл радио, - Александр Степанович Попов, а также известный уральский сказочник Павел Петрович Бажов.

В память об этих знаменитых людях на углу здания установлена мемориальная доска.

Имя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка носит Библиотека № 10 по улице Связистов 26 в Дзержинском районе города Перми, а имя Павла Петровича Бажова - Детская библиотека № 8, которая расположена на улице Бородинской 26 в Свердловском районе города Перми.

 

 

 

Мемориальная доска на здании

по улице Монастырской, 12

 

 

 

Бюст писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка

 

 

 

 

Соборная площадь города Перми

 

 

 

 

 

4. Музей писателя Л. И. Давыдычева.

Здание школы № 2. Ул. Советская, 33

 

В здании школы № 2 города Перми по улице Советской, 33 располагается Музей пермского детского писателя Льва Ивановича Давыдычева. Настоящее название этого любопытного объекта - «Музей детской книги Прикамья». Экспонаты для Музея в школе начали собирать давно, а открытие состоялось 12 мая 2006 года. Тогда внучка писателя передала пермской школе № 2 личные вещи своей семьи: личный стол писателя Льва Давыдычева, стул, сделанный его собственными руками и украшенный рисунками внучки. Большая ценность - пишущая машинка, на которой были набраны все рукописи Льва Ивановича.

Но больше всего в этом музее ребятам нравится комната-класс Ивана Семёнова. Здесь можно сесть за парту, которая стояла в школах ещё тогда, когда учились наши бабушки и дедушки, достать из портфеля тетрадку и написать в ней настоящими чернилами.  

Иван Семёнов - всем известный двоечник, второклассник и второгодник - для ребят из школы № 2 - любимый герой. Но учителя говорят, что на успеваемость это не влияет.

В Музее с радостью принимают посетителей из других школ, а экскурсии проводят сами ребята.

 

 

 

Здание школы № 2. Ул. Советская, 33

 

 

Иван Семёнов - любимый герой

 

 

Экспонат уличной выставки «Пермский алфавит» - буква «Ф»

(октябрь - ноябрь 2016 г.)

 

 

 

5. Музей писателя Л. И. Кузьмина.

Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина

 

На улице Сибирской в доме № 11 с ноября 1966 года работает Пермская краевая детская библиотека. В библиотеке часто бывал детский писатель Лев Иванович Кузьмин, который называл это место «Дивный дом». Он встречался с юными читателями, читал им свои удивительные истории:

В своём домишке древнем,

С трубою набочок,

Жил в сказочное время

Весёлый звездочёт.

И был он, между прочим,

Не очень-то богат:

Носил зимой и летом

Единственный халат.

Но дело не в богатстве.

Не тем он дорожил!

В одном прекрасном царстве,

В старинном государстве,

Он звезды сторожил

...

И год за годом славно

Трудился звездочёт,

Но вот однажды ночью

К нему явился чёрт.

 

И попросил продать звёзд, штук сорок.

 

В 2000 году краевой детской библиотеке присвоили имя Льва Ивановича Кузьмина, а в 2001 в её стенах неутомимые люди библиотекари создали Музей писателя. Если у вас есть желание и время, советую посетить этот Музей. Сотрудники библиотеки расскажут о жизни и творчестве этого замечательного человека и покажут его личные вещи, к примеру, его одежду (щегольское пальто, шляпу, кашне и штиблеты); фотографии, дневники и письма; спиннинг, фотоаппарат и пишущую машинку.  

Лев Иванович Кузьмин родился 6 января 1928 года в селе Задорино Костромской области. В Пермь Лев Иванович с женой Марией Григорьевной приехал в 1956 году и до 1967 года работал строителем... И писал книги. В 1968 году увидела свет, наверное, самая известная его книга - «Капитан Коко и Зелёное Стёклышко».  

Здесь, в Пермской краевой детской библиотеке имени Л.И.Кузьмина с 2008 года существует Клуб юных сказочников, в котором ребята учатся искусству писать сказки у современного пермского писателя Андрея Сергеевича Зеленина.

 

Пермская краевая детская

библиотека им. Л. И. Кузьмина

 

 

Окно Музея писателя Л. И. Кузьмина

 

 

«Кузьминка» приглашает...

 

 

Иллюстрация В. Аверкиева

в кн.: Кузьмин Л. Шагал один чудак... Пермь: Пермское книжное издательство, 1973. С. 41.

6. Сибирская, 8. Дом журналиста имени Аркадия Гайдара

 

Сибирская, 8, административное здание, в котором долгие годы располагалась редакция газеты «Звезда». В 1925-1927 годах в редакции газеты «Звезда» работал писатель Аркадий Петрович Гайдар. Именно в Перми Аркадий Петрович Голиков написал первое произведение («Угловой дом», в 1925 году) под псевдонимом Гайдар.

С 18 января 1958 года в доме по улице Сибирской, 8 находится Дом журналистов, которому присвоено имя Аркадия Петровича Гайдара. С 1956 по 1974 годы здесь же помещалось Пермское отделение Союза писателей. В память о прекрасном писателе и журналисте на этом здании установлена мемориальная доска.

Самые известные произведения Гайдара: «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Школа», «Голубая чашка». Как писал Гайдар? Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, слушал их рассказы. А потом сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы и  записывал их в простых школьных тетрадках.

Вот, например, это: «Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск.

Наконец, когда наступила зима, он совсем заскучал, попросил разрешения у начальников и послал своей жене письмо, чтобы она приезжала вместе с ребятишками к нему в гости.

Ребятишек у него было двое...»

- Как звали детей этого человека? (Правильно! Чук и Гек).

- В каком городе жила их семья? (Верно! В Москве).

- Куда делась никем не прочитанная телеграмма от папы? (Молодцы! Гек выбросил телеграмму в коробочке Чука через открытую форточку).

- Где уснул Гек, ожидая маму и Чука в сторожке? (Точно! Гек уснул в большом деревянном сундуке).

- На какой праздник Чук и Гек вместе с мамой приехали к папе в тайгу? (Вы так хорошо знаете рассказ! Действительно, все вместе они встречали Новый год).

Имя писателя Аркадия Петровича Гайдара присвоено Детской библиотеке № 1 по улице 1905-го года, 8 города Перми.

 

 

 

Иллюстрация Д. Дубинского в кн.:

Гайдар А. П. Чук и Гек. Р.В.С. Рассказы.

М.: Детская литература, 1978. С. 9.

 

Мемориальная доска на доме

по улице Сибирской, 8

 

 

 

7. Сквер «Сказки Пушкина»

 

Этот сквер обойти просто невозможно, ведь посвящен он известному русскому писателю Александру Сергеевичу Пушкину. Пушкин никогда не был в Перми, но знал о нашем городе и очень хотел его посетить. Сквер "Сказки Пушкина" расположен недалеко от улицы, названной также в честь этого великого поэта, - улицы Пушкина. Наверно, в каждом городе огромной страны России есть своя улица Пушкина. А в нашем городе именем Пушкина названо несколько учреждений и объектов: Центральная городская библиотека имени Пушкина, дворец Культуры имени Пушкина в Орджоникидзевском районе, улица Пушкина, физико-математическая школа № 9 имени Александра Сергеевича Пушкина. 

В центре сквера памятник Пушкину, выполненный по проекту архитектора Футлика и скульптора Клыкова и установленный в День рождения поэта - 6 июня 1993 года. Посмотрите: что делает Пушкин, как вам кажется?

Он медленно идёт и о чём-то думает, наверно, прямо сейчас он пишет одну из своих удивительных сказок:

"Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах..."

 

Из какой сказки эти строки? (Правильно! Из «Сказки о царе Салтане»).

В детстве Саша Пушкин любил читать книги и слушать сказки, которые ему рассказывали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Позднее со слов няни поэт записал несколько сказок.

Оглянитесь вокруг себя. Сквер обрамляет рельефная решётка: 6 звеньев решётки - 6 известных пушкинских сказок. Отгадайте, какая сказка Пушкина изображена на каждом звене решётки.

В Перми есть ещё один сквер, посвящённый Пушкину - в Индустриальном районе около дома 86а по улице Мира. Бюст великого русского писателя и поэта стоит на высоком постаменте, около него расположились Русалка, Учёный Кот и раскрытая книга. Скульптуру создал из бетона пермский скульптор Иван Сторожев. С котом очень любят фотографироваться мальчишки и девчонки, которые живут в этом районе или проходят мимо.

 

 

Сквер "Сказки Пушкина"

на улице Сибирской

 

Что за чудо эти сказки!..

 

У Лукоморья...

 

У самого синего моря...

 

Ты, царевич, мой спаситель...

8. Дом, где работали писатели (ул. Сибирская, 30)

 

Сибирская, 30, жилой дом с административными помещениями.  В этом доме в разные годы находились Пермская организация союза писателей и Пермское книжное издательство, которое выпустило много замечательных детских книжек.

В этих организациях работали детские писатели. В память о них на здании располагается мемориальная доска с надписью: «В этом доме в 20-м веке работали писатели: Виктор Астафьев, Владимир Воробьев, Михаил Голубков, Лев Давыдычев, Николай Домовитов, Лев Кузьмин, Лев Правдин, Владимир Радкевич, Алексей Решетов».  

В двух кварталах отсюда в жилом доме по улице Пушкина, 25 проживала ещё одна пермская детская писательница - Ирина Петровна Христолюбова.

В повести-сказке «Топало» она рассказала о деревенском домовом Топало, который отправился в путешествие на теплоходе по рекам Каме и Волге - до самого Каспийского моря, чтобы в приволжском посёлке Ключи навестить своего лучшего друга домового Думало, с которым он не виделся много лет.

Произведения Ирины Петровны Христолюбовой печатались в альманахе для детей «Оляпка», который много лет выпускало Пермское книжное издательство, в журналах «Урал» и «Мурзилка».

 

 

 

Дом по улице Сибирской, 30

 

 

 

 

 

Мемориальная доска на доме по улице Сибирской, 30

 

 

 

 

 

 

Христолюбова И. Топало. Пермь: ИПК "Звезда", 2011. 144 с.

 

9. Скульптура «Иван Семёнов»  

 

Мы находимся в скверике Желаний у Пермского театра кукол и видим фигуру вечного двоечника и лентяя Ивана Семёнова. Эту скульптуру установили в 2003 году. Автор работы Николай Хромов высек Ивана из цельного куска гранита.

Некоторые говорят, что этот мальчишка совсем не похож на Ивана Семёнова из книжки Льва Давыдычева, но, я думаю, каждый представляет его себе по-своему.

Вообще, повесть об Иване Семёнове Лев Давыдычев писал несколько лет и закончил в 1961 году, полвека назад. Наверно, за это время школьники стали другими, но в этой книге очень много смешных моментов, над которыми до сих пор хохочут взрослые и дети.

Например, о том, как Иван Семёнов мечтал: "Хорошо бы сделать так, чтобы голова отвинчивалась. Пришёл бы он в класс, спокойненько бы сел на своё место, отвинтил бы свою собственную голову и спрятал бы её в парту. Идёт урок. Ивана, конечно, не спрашивают: не может же человек без головы говорить! Ведь говорит-то он ртом, рот-то у него в голове, а голова где? В парте! Звонок на перемену. Иван привинчивает голову и носится по школе. Звонок на урок. Иван голову - вжик! вжик! вжик! - и обратно в парту. Сидит. Красота!"  

Знаете ли вы, что стало с Иваном Семёновым, второклассником и второгодником? Перешёл ли он в 3 класс или снова остался во втором? Если не знаете, прочитайте книгу писателя Льва Ивановича Давыдычева "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника".

 В 1966 году на Пермском телевидении режиссёр Константин Березовский по сценарию Льва Давыдычева снял художественный фильм под названием «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова - второклассника и второгодника». На главную роль  выбрали обыкновенного пермского мальчишку - Вову Воробья. Владимир Воробей не сразу понравился режиссёру Березовскому, но Лев Давыдычев сразу утвердил его на главную роль, как только увидел.

Кстати, Владимир, в отличие от своего персонажа, был отличником и занимался спортом, играл в городской команде в турнирах «Кожаный мяч» и «Золотая шайба». Сначала планировали гримировать Ивана точно по книге, в том числе рисовать веснушки. Однако от этого отказались, персонаж и так получился колоритным. Фильм снимали в той самой Пермской школе № 2, где расположен сегодня Музей Льва Давыдычева.

 

Писатели, с которыми мы сегодня встретились, написали свои книги давным-давно, но и сегодня эти книги по-прежнему с удовольствием читают не только маленькие пермяки и пермячки, но и школьники всей России (и даже мира), их мамы и папы, бабушки и дедушки, а также другие тёти и дяди. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скульптура "Иван Семёнов"

 

 

 

 

Кто больше похож?..