III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
Едиханов А.К.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 Введение

История городов, сёл современной России всегда привлекала внимание историков – краеведов. У каждого гражданина нашей страны есть своя «малая Родина». Это город, посёлок, село, деревня, в которой он родился и вырос. Из истории таких небольших населённых пунктов складывается история нашей Великой страны, России. Мы должны знать историю своего родного края, своего села, своей «малой Родины».

Я часто думаю и радуюсь в душе тому, что я родился именно здесь, на Пензенской земле, в краю берёз, бескрайних полей и лугов, в местности, где шумят леса, радует душу птичий гомон, ласкает слух журчание ручейка… Могу подолгу любоваться красотой природы моей родной земли. Какой – то невероятно притягательной силой она обладает. Мне нравится ходить по лесу, просто ходить и вдыхать свежий запах смолы, удивительный аромат лесных и полевых цветов и трав, смотреть на могучие сосны и на дубы – великаны, на скромные берёзки, выстроившиеся в ряд, следить за полётом разноцветных бабочек и легкокрылых птиц… Да, в природе своя жизнь, незримая, беспокойная, но своя. Важно, не нарушить эту идиллию, эту гармонию, этот мир тишины и покоя. Именно любовь к своей родной земле, к её красоте, такой светлой и неповторимой, чувство патриотизма, по моему глубокому убеждению, помогло людям в годы Великой Отечественной войны одержать победу над врагом.

В последнее время в рамках школьной учебной программы уделяется большое внимание изучению истории Пензенского края. Цель моей работы – собрать материал об истории сёл Бестянка, Марьевка, с. 1-ое Тарлаково Кузнецкого района Пензенской области в годы Великой Отечественной войны.

Задачи работы:

1. изучить историю сёл Бестянка, Марьевка, с. 1-ое Тарлаково в годы Великой Отечественной войны;

2. собрать материал о истории моей семьи в годы Великой Отечественной войны;

3. проанализировать полученный исследовательский материал;

4. представить презентацию собранного материала широким кругам общественности.

Актуальность темы моей работы обусловлена тем, что в человеке с детства нужно воспитывать такие духовные ценности, как патриотизм, любовь к Родине, готовность пожертвовать собой во имя Отчизны. Изучение и сохранение прошлого нашей страны – важнейшая патриотическая, нравственная и культурная задача. В наши дни создана впечатляющая летопись Великой Отечественной в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках. С каждым днём мы отдаляемся от даты Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне1941-1945 годов, но это не даёт нам право забыть о тех, кто подарил всем нам сегодняшнюю светлую жизнь.

Выполняя поставленные задачи, мы проводим поисковую работу, находя фамилии, имена наших односельчан, погибших в бою, в плену, пропавших без вести. А теперь я предлагаю Вам познакомиться с проделанной мною работой.

Глава 1. Мои предки – ветераны Великой Отечественной войны

Я считаю, что тема Великой Отечественной войны актуальна и сегодня своими уроками истории. На мой взгляд, чувство патриотизма всегда было присуще нашему народу в трудные периоды истории.

Что двигало людьми в тылу, когда без сна и отдыха они работали на предприятиях, заменяя ушедших на фронт? Они ковали победу в тылу. И это мне известно из рассказов бабушек и дедушек, ведь оба моих прадеда прошли через всю войну, были ранены и представлены к многочисленным наградам.

В этом году мы провели опрос - рассуждение на тему «Почему мы пишем о войне?» Надо отметить, что, несмотря на свой возраст (12-14лет), дети высказывали очень мудрые мысли. Приведу в пример некоторые высказывания: «Люди пишут о войне, чтобы мы понимали, как там было тяжело», «Люди пишут о войне, чтобы не допустить, массовой гибели невинных людей, чтобы не повторилась война, на которой могут все умереть», «Люди пишут о войне, чтобы, чтобы все живущие на Земле поняли, что воевать -это плохо»,«Люди пишут о войне, чтобы все знали о наших героях»,«Мы пишем о войне, чтобы все гордились нашими героями, брали с них пример», «Надо писать о войне для того, чтобы новые поколения могли в любую минуту защитить свою страну».

Каждый из нас дорожит самым важным и ценным, что есть в жизни. Я думаю, что самым значимым и дорогим для человека является семья, его близкие и родные люди. Их поддержка, любовь и забота помогают выстоять в самых трудных ситуациях.

К сожалению, слово «война» коснулось практически каждой семьи. Война… Кажется, нет страшнее и ужаснее слова на земле. Оно такое короткое, но при этом какое огромное зло таит в себе. Моему поколению трудно представить тёмное небо, окутанное взрывами гранат, снарядами, порохом, которым пропитан воздух. Многое о Великой Отечественной войне рассказывал мне мой дедушка, ведь он, как и многие его односельчане, участвовал в ней. Давно уже нет в живых моего деда, но жива светлая память о нём, как, впрочем, и всё, что нам, молодому поколению, он успел рассказать и завещать. Самое главное, что нам завещано, это мирное светлое небо над нашими головами, это тишина, это жизнь, в которой нет места злу, горю, слезам, смерти. А для каждой семьи это важно.

Мой прадедушка, Хайров Ильяс Исмаилович (23.01.1924 – 25.11.1994г.г.), был участником Великой Отечественной войны. Он был заряжающим самоходных артиллерийских установок. Во время ожесточённых боёв с немецкими захватчиками 18 января 1945 года он был тяжело ранен в правую ногу. Пролежав в госпитале два месяца, он снова вернулся на фронт.

Мой прадед участвовал в освобождении Украины и Белоруссии от фашистских захватчиков. За храбрость и мужество, проявленные в боях, он был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».Домой прадедушка вернулся в звании старшего сержанта. Он сразу же стал работать в родном селе1.

Другой мой прадед, Хайров Юсуп Мубинович (1912 – 1988 г.г.), тоже прошёл через всю войну. Прадедушка воевал в Киевском направлении и был дважды ранен. Мой прадед был командиром отряда сапёров. За мужество и героизм, проявленные в боях, он награждён многочисленными медалями и орденом Красной Звезды2.

Моя мама помнит долгие душевные разговоры со своим дедом, участником Великой Отечественной войны. Мой прадед успел многое рассказать своим детям и внукам о том страшном времени. Спасая своего друга из немецкого окружения, прадед лишился нескольких пальцев правой руки. Их просто отрезало пулемётной очередью. Но он на своих плечах вынес раненого своего друга – однополчанина. И спустя многие годы, когда моя мама начинала работать учителем в одной из сельских школ нашего района, она вместе со своими воспитанниками посетила семью ветерана войны. Это был человек, воевавший и прошедший через всю войну. Он многое рассказал детям в тот день, а также вспомнил имя своего друга, спасшего его когда-то и вынесшего на своих плечах из немецкого окружения. По его словам, он уже давно не видел своего однополчанина на ежегодной встрече ветеранов и переживает за него. Когда ветеран назвал имя своего друга, у моей мамы сами собой потекли слёзы, а дети, внимательно и настороженно следившие за происходящим, не понимали, что происходит: почему вдруг заплакала учительница… А всё потому, что этим другом - однополчанином, другом – спасителем оказался никто иной, как мой прадед, дедушка моей мамы - Хайров Юсуп Мубинович. Моей маме пришлось тогда сообщить нерадостную новость о том, что деда давно уже нет в живых, он умер от сердечного приступа. После услышанного у ветерана войны, человека, вынесшего на своих плечах все тяготы и беды военного времени, потекли по щекам слёзы, и он долгое время сидел, не проронив ни слова3. Видимо, вспомнились годы военного братства, годы, оставившие в сердце неизгладимый след. Я думаю, что именно с таких людей, как мои прадеды, надо брать пример молодому поколению. Мне очень жаль, что я не смог их увидеть. Я очень горжусь ими!

В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Взрослые были на работе, школьники готовились к выпускному вечеру, девчонки играли в «дочки- матери», мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово- Война...Вторая мировая война была страшнейшей в истории человечества. В памяти тех, кому пришлось через неё пройти, навсегда осталось военное тяжёлое время. Война стала судьбоносным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Грозное дыхание этой войны коснулось практически каждой семьи.

Поколение, к которому принадлежу я, знает о войне, к сожалению, уже не из уст участников и очевидцев, а по рассказам их детей, фильмам, книгам. Но всё-таки знать о ней надо! В нашей стране нет, наверное, семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война. В каждой семье есть участники тех великих сражений. В нашем селе одним из таких героев является Киримов Махмуд Мусеевич. О его судьбе я узнал из рассказов его семьи, которая бережно хранит память о нём. Киримов Махмуд Мусеевич родился в селе Бестянка в 1908 году. Работал в колхозе «Имени Ворошилова» бригадиром на полях. Был партийным. Его бригады были всегда передовыми.

Великая Отечественная война началась для Махмуда Мусеевича 22 января 1942 года, когда его, отца троих детей, призвали на фронт. Так его жена Киримова Сайран Техфатулловна осталась с тремя маленькими дочерьми. В такое трудное время эта женщина, как и многие оставшиеся без мужской поддержки героические люди, вырастила и воспитала достойно своих детей.

Последнее письмо от мужа и отца пришло в семью Киримовых в 1943 году из города Ленинград. Он лежал в госпитале. Руки и ноги у него были обморожены. Через несколько месяцев пришло извещение о его гибели. Его семья и все родственники не раз перечитывали его письма, в котором он просил беречь детей, заботиться о них4.

Именно нам, молодому поколению, продолжать традиции отцов и дедов. Молодёжи сложно говорить о чувствах и мыслях тех, кто воевал, кто не раз заглядывал смерти в лицо. Но по прочитанным о войне строкам, по просмотренным кинолентам мы всё - таки можем осознать, почувствовать то, как в душе каждого из солдат рождался и укреплялся небывалый эмоциональный накал. Чувство любви к Родине вдохновляло на борьбу всех. Каждый шёл на смертельный бой через преодоление себя, не думая о бессмертии, не рассчитывая даже на то, что о его подвиге когда- нибудь узнают или напишут книгу. Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и даже тех, кто не принимал участия в этой войне, но невидимой эмоциональной связью слит с памятью павших.

Нам, молодому поколению, сложно говорить о чувствах и мыслях тех, кто воевал, кто не раз заглядывал смерти в лицо. Но по прочитанным о войне строкам, по просмотренным кинолентам мы всё - таки можем в какой- то мере осознать, почувствовать то, как в душе каждого из солдат рождался и укреплялся небывалый эмоциональный накал. Чувство любви к Родине вдохновляло на борьбу всех. Каждый шёл на смертельный бой через преодоление себя, не думая о бессмертии, не рассчитывая даже на то, что о его подвиге когда- нибудь узнают или напишут книгу.

Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и даже тех, кто не принимал участия в этой войне, но невидимой эмоциональной связью слит с памятью павших. Да, мы не видели войны, но должны знать о ней. Должны постоянно помнить о том, что наше счастье, наша спокойная и мирная жизнь без взрывов снарядов, грохотов и залпов орудий, без потерь близких и родных на фронте были завоёваны очень высокой ценой… Да, они, солдаты Великой Отечественной войны, совершили подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и нестерпимую боль, и неотступные мысли о смерти.

Я думаю, только тот, кто любит свою Родину, свой народ, своих родителей и свой дом, сможет сделать свою страну богатой, а себя счастливым. Мои прадеды- Герои войны -достойный этому пример мужества и отваги!

Глава 2. Женщина и война.

Что может быть более противоестественным? Женщина, дарующая жизнь, оберегающая её, и война, уносящая эту жизнь... Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно: война веками была уделом только мужчин. Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами – выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станками, растить детей, воевать.Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина… В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.Поэтесса Юлия Друнина была свидетелем войны с первых дней её, она так и писала: «Я родом не из детства – из войны»

В чем истоки подвига женщины на войне, ее духовной победы? Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Но разве не присутствует в их содержании милосердие как суть, как назначение, как конечный смысл? Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы. Но на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала…

Известный писатель Б. Васильев писал: «Женщина для меня - это воплощённая гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне- это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений» и сыновья уходят на смерть, женщина не может остаться в стороне, не может быть равнодушной. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Женщины всегда были самоотверженными. Они наравне с мужчинами воевали на фронте и все тяготы жизни взвалили на свои плечи в тылу. «Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова — сестра, жена, друг и самое высокое - мать... Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь - синонимы» - так пишет Светлана Алексиевич в своей книге . Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.

Для того, чтобы понять, как учащиеся относятся к подвигу женщин, воюющих наравне с мужчинами, я провёл небольшое анкетирование. Участникам опроса были заданы вопросы: «Являются ли для вас совместимыми понятия «женщина» и «война»?», «Что двигало женщинами, которые уходили на войну?», «Знаете ли вы женщин- героев войны?», «Вспомните книги именно про женщин/девушек/девочек во время Великой Отечественной войны: художественные или биографические?»

Я хочу написать о такой отважной и мужественной девушке, о нашей землячке, о Елене Михайловне Платоновой. Родилась Елена Михайловна в 1923 году в селе Марьевка. Она росла сиротой: 9- летней девочкой осталась без матери. Её воспитала мачеха, но и она при всей своей любви и заботе о ней не смогла заменить родную мать. В 1942 году, когда началась Великая Отечественная война, Елене Михайловне исполнилось 19 лет. Молодая девушка вдруг серьёзно заявила своей матери: «Я хочу защищать свою Родину». Её отец в то время уже воевал. На фронт девушку провожали всем селом.

Служба Елены Михайловны протекала на Украине. Всю войну она была радисткой. Её жизнь, как и жизни многих её ровесниц, оборвалась, не успев даже и начаться. В один из военных дней Елена Михайловна со своей напарницей (тоже радисткой) передавали важные сообщения по рации. И в эти самые минуты ворвались бандеровцы, избили их, жестоко и беспощадно издевались над беззащитными девушками, а затем хладнокровно их расстреляли…5

Елена Михайловна погибла перед самой Победой, в 1945 году. Похоронили её там же, на Украине во дворе школы. За её могилой бережно и заботливо ухаживали школьники, стараясь сохранять тем самым вечную и светлую память о мужественной и храброй девушке, имя которой и носила школа. Но в настоящее время на Украине происходят большие изменения. Мы видим то, что происходит на Украине, мы видим усиление влияние профашистов. На первое место выходят ветераны, украинцы, воевавшие на стороне фашистской Германии. Что произошло с школой, носящей имя Е. М. Платоновой мы не знаем. Но смотря на происходящие события, понимаем, что отношение к героизму наших солдат, нашей односельчанке поменялось в отрицательном направлении.

К распространённой фразе «Сыны Отечества» можно приписать слово «дочери», ведь молодые девушки и женщины совершали точно такой же подвиг, как и настоящие мужчины, смелый и благородный подвиг, заслуживающий нашего искреннего признания и душевного преклонения!

В нашем селе живёт замечательная семья Аббасовых. Их семья также по праву может гордиться тем, что в их роду есть женщина- герой, женщина- патриот. Я имею в виду Аббасову Наймю Абдулатиевну (1921-2013гг). В 1942 г. она добровольцем ушла на войну, была на передовой на первом Украинском фронте железно- дорожного эксплуатационного штаба (связистом).Служила до конца войны, до 1945 г. После возвращения продолжила преподавать в школе6.

Вне всякого сомнения, война - это трагедия всего народа, независи­мо от того, кто ты: солдат или мирный житель. На войне не бывает победителей. Проигрывают все. Война - это погибшие друзья, родные, сожженные дома, разрушенные города. Эхо войны до сих пор не дает покоя и будет еще долго тревожить сердца и умы людей вопросами, на которые так и нет убедительных и однозначных ответов. И точки зрения разные: у историка, политика и солдата, ко­торый участвовал в этой войне. Но не может под­вергаться сомнению память о солдатах, выполняв­ших свой интернациональный долг. Любая война — это большая трагедия для народа, в чью страну она приходит.

Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом. Это ужасно, когда люди убивают друг друга, не ценят жизнь других, когда исчезают целые поколения и люди разбрасываются после войны по всему миру. Бог подарил людям жизнь, которая пролетает мгновенно, даже без войны.

Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений звучит в этом стихотворении чётко и громко невидимой эмоциональной связью слит с памятью павших. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

На уроках литературы, истории мы часто говорим о героизме и патриотизме наших солдат. Неоднократно упоминали о том, что истоки этого героизма - в беззаветной любви к Родине, к своему народу. Подобные беседы - ещё один шаг в понимании патриотизма, заставляющий учащихся задуматься над мыслью о том, наследниками каких высоких гражданских традиций они являются, ведь народ ,не забывающий своих героев, бессмертен. Недавно в нашем классе накануне великого праздника- Дня Победы - было проведено внеклассное мероприятие «Мужество присуще лишь героям…». Оно было проведено с целью воспитания в нас, подростках, патриотизма, любви к Родине; активизации интереса к углублённому изучению истории Отечества; сохранения и развития у учащихся чувства гордости уважения к подвигу своих предков; развития кругозора, ответственности за будущее. Беседа была организована в форме устного журнала, по страничкам которого была совершена виртуальная экскурсия в историческое прошлое России, в эпоху знаменательных событий. Одним из самых продолжительных и страшных событий была названа Великая Отечественная война. Были названы имена земляков- участников боевых событий. Мы прослушали фрагменты военных песен, рождённых в страшном пекле войны, также просмотрели презентацию о героях разных времён. Данное мероприятие стало ещё одним шагом в понимании патриотизма, заставило нас задуматься над мыслью о том, наследниками каких высоких гражданских традиций мы являемся , ведь народ, не забывающий своих героев, бессмертен.

Не менее поражает запас жизнелюбия, творческой мощи мужественных солдат Великой Отечественной войны. И потому, наверное, не случайно то, что военное время мы осмысливаем не только по военным документам, но и по художественным произведениям, ставшим свидетельством человеческого мужества, подвига во всём своём величии. Именно в боевых делах, в труде, в отношении к Родине, в мыслях о мире, о близких и дорогих людях, в чувствах своих к врагу, к товарищам по борьбе раскрываются самые сильные, благородные, героические стороны характера человека.

Из нашего села очень многие, ещё будучи молодыми ребятами, уходили на фронт. Некоторым приходилось прибавлять себе возраст, чтобы не остаться в стороне от той беды и угрозы, которая нависла над родной землёй, любимой Родиной… Мы, учащиеся школы, всеми силами стараемся узнать о войне глазами самих очевидцев и участников тех горячих и страшных событий. К сожалению, очень мало осталось их в живых. И мы, подрастающее поколение с болью в сердце осознаём тот факт, что настанет такой момент, когда их, настоящих и истинных героев военных лет, не останется. Мы ещё имеем возможность пригласить на праздники, на митинги, на классные часы этих скромных и самоотверженных людей, для которых судьба собственная и судьба Отечества были одним целым.

Заключение

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Моя малая Родина…. У каждого она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё! Очень важно привить детям чувства любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущения неразрывности с окружающими, и желание сохранить, приумножить богатства своей страны.

Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

«Патриотизм – творческое начало, которое может вдохновить всю жизнь человека, избрание им своей профессии, круг интересов – всё определить в человеке и всё освещать» - пишет Д. С. Лихачёв. Сейчас, как никогда, подрастающее поколение нуждается в нравственных ориентирах, взращённых на родной почве, являющимися в то же время частью истории большой Родины.

Именно нам, молодому поколению, продолжать традиции отцов, дедов, прадедов. Молодёжи сложно говорить о чувствах и мыслях тех, кто воевал, кто не раз заглядывал смерти в лицо. Но по прочитанным о войне строкам, по просмотренным кинолентам мы всё - таки можем осознать, почувствовать то, как в душе каждого из солдат рождался и укреплялся небывалый эмоциональный накал. Чувство любви к Родине вдохновляло на борьбу всех. Каждый шёл на смертельный бой через преодоление себя, не думая о бессмертии, не рассчитывая даже на то, что о его подвиге когда- нибудь узнают или напишут книгу.

Память об отдавших жизнь за счастье сегодняшних поколений стучит в сердцах тех, кто воевал и вернулся с победой, и даже тех, кто не принимал участия в этой войне, но невидимой эмоциональной связью слит с памятью павших. Моя семья – это ещё один пример, подтверждающий то, что среди близких нам людей есть истинные герои, заслуживающие нашего признания и уважения испытания чувства неподдельной гордости за них. Оба моих и моя тётя – очень дорогие для меня люди. Я могу уверенно сказать, что в моём сердце и в моей памяти всегда они будут жить. Своим будущим детям и внукам я обязательно поведаю историю их удивительных и героических судеб!

Итак, тема моей работы: «Никто не забыт, ничто не забыто». В своей работе я постарался как можно достовернее изложить сведения об истории села 1-ое Тарлаково в годы Великой Отечественной войны.

Также перед мной были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить историю села в 1-ое Тарлаково в годы Великой Отечественной войны;

3. проанализировать полученный исследовательский материал;

4. представить презентацию собранного материала широким кругам общественности.

Анализируя проделанную работу, я считаю, что стоявшие перед мной задачи выполнены. Собранный нами материал расширил знания об истории нашего села, об истории Кузнецкого района Пензенской области.

Им, моим прадедам – героям и всем, кто прошёл через всю войну и подарил людям долгожданную Победу, я хочу посвятить своё стихотворение:

Герои жившие, живущие и ныне!

Во все века рождала вас земля.

И величала ласково «сынами»

И за собою в трудный час звала!

Вставали вы, минуты не колеблясь:

За вами – Родина, Отчизна, отчий дом…

И с этой мыслью шли вы строем к строю

И с яростью врага вы били напролом!

До слёз обидно нам за тех, кто не дожил,

Кто не вернулся с поля боя,

Кто голову свою за нас с тобой сложил,

Чтоб мы не знали взрывов злого воя!

Примечания

1. Материалы интервью с Хайровым С. И. - с. Бестянка, 2002. С. 1.

2. Материалы интервью с Хайровой Р. Ю. - с. Бестянка, 2000. С. 1

3. Материал интервью с Едихановой Н. Р. - с. Бестянка, 2016. С. 1

4. Материал интервью с Киримовой С. Т. - с. Бестянка, 2010. С. 1

5. Материал интервью с Платоновой Н. М. – с. Марьевка, 2015. С. 1

6. Материал интервью с Аббасовой Н. А. – с. Бестянка, 2010. С. 1

Литература и источники

1. Материалы интервью с Хайровым С. И.

2. Материалы интервью с Хайровой Р. Ю.

3. Материал интервью с Едихановой Н. Р.

4.Материал интервью с Киримовой С. Т.

5. Материал интервью с Платоновой Н. М.

6. . Материал интервью с Аббасовой Н. А.

19