III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СУДЬБЕ МОЕГО ПРАДЕДУШКИ
Харрасов И.Р.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Война еще исчезнуть, не готова.Те годы - миллионы личных драм.А потому, давайте вспомним сноваВсех тех, кто подарил Победу нам. Петр Давыдов.

Я родился и живу в XXI веке. Я, все мои друзья, мы хорошо разбираемся в марках современных автомобилей, играем в компьютерные игры, общаемся в Интернете. А вот рассказать о том, кем были наши бабушки и дедушки, тем более прабабушки и прадедушки может далеко не каждый из нас.

Великая Отечественная война… Миллионы людей полегли на полях сражений, в каждый дом пришла беда, уходили на фронт отцы, братья, сыновья и многие из них не вернулись домой. Сколько лет прошло, но до сих пор Великая Отечественная война волнует людей, заставляет вспомнить ужасные моменты войны, разбудить в сердцах боль о потере своих близких и друзей, отдавших свои жизни на благо Родины.

Я услышал фразу: «Война вошла в каждый дом, в каждую семью, прошла через сердце каждого человека» и подумал, может кто-то из моих родственников тоже защищал Родину во время Великой Отечественной войны, обратился к бабушке – Имашевой Тангслу Ривкатовне. Она рассказала, что мой прадедушка Имашев Ривкат Абызгильдинович1 был участником Великой Отечественной войны. В семейном альбоме, я увидел фотографию солдата времён Великой Отечественной войны.

Тема войны меня очень волнует, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны.

Я вместе с родителями побывал в городах - героях Москва и Волгоград, посетил Мамаев Курган, на Поклонной горе был в центральном музеи Великой Отечественной войны, а также в музеи Боевой техники2. Мне интереснысобытия войны 20 века: то ужасное и жестокое время, когда вся страна переживала и боролась за свободу своей Родины. Ведь мою семью тоже не обошла стороной Великая Отечественная война. Так возникла тема моей исследовательской работы

В семейном архиве я нашёл немногочисленные документы: фотографии военных и послевоенных лет, удостоверения о награждении, копию справки из архива военно-медицинского музея министерства обороны СССР. Я слишком мало знаю об этом трудном и героическом периоде в жизни нашей страны.

Цель моей работы: подробнее познакомиться с биографией моего прадеда Имашева Ривката Абызгильдиновича и узнать историю его боевого пути.

Задачи:

- систематизировать, имеющуюся информацию о жизни и военном пути прадедушки;

- изучить жизнь семьи Имашева Ривката после войны;

- собрать фото и документальный материал по изучаемой теме;

- познакомиться с архивными источниками по данному исследованию;

- провести социологический опрос среди учащихся МАОУ СОШ №1

- обобщить полученные данные;

- рассказать о своей работе одноклассникам.

Методы исследования:

Эмпирический:

1) Устный опрос членов семьи предыдущих поколений.

2) Поиск информации в архивах и иных документальных источниках. Теоретический:

1) Анализ, синтез, моделирование, сопоставление фактов.

Объект исследования:архивные материалы семьи, вещественные источники, фотоматериалы.

Предмет исследования: влияние событий Великой Отечественной войны на жизнь и судьбу моего прадеда.

Практическая значимость результатов исследования.Данная работа может пополнить материалы семейного архива. Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и уроков Мужества. Мне они помогают в проведении экскурсий, в школьном музее, посвященных событиям Великой Отечественной войны.

  1. Глава

1.1 Жизнь до войны.

Мой прадедушка, Имашев Ривкат Абызгильдинович, родился 8 декабря 1925 года3.В деревне Азнаево Бижбулякского района БАССР, в простой крестьянской, многодетной семье4. Родители: отец –Абызгильды Султангильдиевич, мать-Хадича Минибаевна. Они были крестьянами. В 1947 году он окончил школу, получил образование. Кроме него в семье ещё были сестренки:Ляйля, Марьям, Хандаса и братья Хасан, Абрик, Зуфар, Фанавий.

Возглавлял семью отец, управляющий всей жизнью и хозяйством семьи. Начиная с раннего детства, прадедушка, помогал своим родителям по хозяйству, очень любил ухаживать за скотом. Он был энергичным, любознательным, общительным ребенком.

Судьба у него была одна - труд, служение Родине. На молодость выпало невероятно тяжёлое испытание войной, на зрелость – восстановление и укрепление могущества страны.

Шло время… А потом началась война… Страшная, жестокая, кровавая… Народная война против фашизма…

  1.  
    1. . Героическое прошлое Имашева Ривката Абызгильдиновича.

Каждый день войны - это череда героических поступков, совершавшихся ежечасно. Известно много подвигов советского солдата, но и сегодня мы находим всё новые и новые сведения об участниках войны. Собирая по крупицам воспоминания моих предков, я все больше задаю вопрос: «Почему я раньше не знал этого, ведь это знать важно и интересно»? К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своей семьи. В этом мне очень хорошо помогли моя бабушка, Имашева Тангслу Ривкатовна5. Она очень много рассказала мне о прадедушке, который участвовал в Великой Отечественной войне и внес свой вклад в борьбу русского народа с фашистскими захватчиками и, как многие советские солдаты, приблизил долгожданный День Победы. У неё сохранились фотографии и некоторые личные вещи наших предков. Нам, внукам, обязательно нужно помнить своих предков.

Призвался Имашев Ривкат Абызгильдинович в армию добровольцем в 17 лет в январе 1943 года. Был направлен во 2-ое Астраханское военно-пехотное училище, где готовили командиров взводов. Зачислен в училище 2 февраля 1943 г. Не завершив обучения, в числе части курсантов, отозван из училища и зачислен 16 июня 1943 года бойцом 18-ой гвардейской воздушно-десантной бригады, базировавшейся в г. Яхрома Московской области, где до января 1944 года проходил боевую подготовку.

В период с 20 по 25 января1944 года в городе Дмитров Московской области18-я гвардейская воздушно-десантная бригада была преобразована и стала 296-м гвардейским стрелковым ордена Кутузова полком 98-ой гвардейской стрелковой Свирской Краснознамённой дивизии. До июня 1944 дислоцировалась в Московской области, затем переброшена на рубеж реки Свирь для участия в Свирско-Петрозаводской операции, с 11 по 15 июня 1944 года выгрузилась на станциях Паша и Оять Ленинградской области, и сосредоточилась в сорока километрах южнее Лодейного Поля.С 21 июня 1944 года наступала в первом эшелоне корпуса из трёхэшелонного построении, с задачей форсировать Свирь на участке совхозов «Полевой», Канома и обеспечить захват плацдарма, развивая наступление в северо-западном направлении, во взаимодействии с некоторыми частями 100-й гвардейской стрелковой дивизии и танками подвижной группы, овладеть Заручьями и Нижним Подолом. К исходу дня должна была выйти на рубеж отметки 28 и 2Утозеро.

К двум часам дня 21 июня 1944года захватила плацдарм, затем вела бои в районе Назарьевской, 26 июня 1944 года части дивизии освободили Олонец. Дивизия вела кровопролитные бои в районе деревни Большие Горы, 2 июля 1944 года форсировала Видлицу. 15 июля 1944 года вышла к границе с Финляндией, вела тяжёлые бои в районе города Сортавала. 21 июня 1944 года при форсировании реки Свирь младший сержант Имашев Ривкат Абызгильдинович будучи наводчиком ПТР проявил отвагу и бесстрашие. Противник укрепился на правой стороне реки Свирь, после трех с половиной часов артподготовки подразделения 296 ГСП начали форсировать реку Свирь. Неподавленные огневые точки противника вели интенсивный огонь по нашим форсирующим подразделениям.Взвод, в котором младший сержант Имашев Р. А. первым форсировал реку и закрепился на её правом берегу.

Наводчик противотанкового ружья Имашев, несмотря на сильный артиллерийско-минометный и оружейно- пулеметный огонь – вал по огневым точкам противник, уничтожая и подавляя их, которые мешали нашим форсирующим подразделениям. Тем самым Имашев содействовал успеху наших подразделений, форсирующих реку Свирь. В дальнейшем наводчик Имашев, находясь в авангарде, в тылу противника совершил всего 580 километровый боевой поход в трудных условиях Советского Заполярья.

15июля 1944 г. младший сержант Имашев, рискуя жизнью, вынес с поля боя тяжелораненого командира взвода. Был тяжело ранен, действуя в штурмовой группе при взятии огневой точки противника6. Получил слепое осколочное ранение лица с повреждением правого глаза и попал в госпиталь7.

После этого ранения признан негодным к строевой службе и был направлен в состав 326-го полка конвойных войск НКВД. Сопровождал пленных фрицев, писал плакаты, лозунги, был писарем при штабе. Там же встретил Победу. Награжден медалями «За боевые заслуги»,«За победу над фашистской Германией» и орденом Славы 3 степени8.

  1.  
    1. Послевоенные годы.

Имашев Ривкат Абызгильдинович демобилизовался в 1945 году из рядов Советской Армии в звании младшего сержанта. Вернулся с победой в родное село Азнаево Бижбулякского района9. Вернувшись, домой, он вновь встал на передовой край, только теперь не фронта, а мирного труда. Работал в сельском совете счетоводом, помогал всегда советом и делом. Прадедушка был храбрым, мужественным человеком. Он не щадил своей жизни, шагая на защиту своей любимой Родины. На войне превыше всего ставил свободу и счастье своего народа. Никогда не оставлял товарищей в беде, всегда помогал им, поддерживал их. Таким он был на работе. У него было много последователей, которые к нему всегда относились с уважением. До сих пор все, кто с ним работал, вспоминают его добрым словом. Он был человеком творческим, любил танцевать. В сельском клубе познакомился с красивой, обаятельной, интересной, умной и образованной девушкой. Эта девушка - моя прабабушка, Марьям Хайбрахмановна. Она была невысокого роста, глаза карие, всегда горели из-под красиво согнутых бровей, густые длинные черные волосы всегда были заплетены в косы. Взгляд у прабабушки был добрый и глубокий. Такой взгляд никогда не стареет, а остается вечно юным. Прадедушка влюбился в неё с первого взгляда. Она работала учителем начальных классов. Вечерами он провожал её домой. А зимними вечерами по пути домой забегали на озеро Уязы, там прадедушка обучал прабабушку танцам, учил танцевать фокстрот. А прабабушка очень красиво пела, выступала в художественной самодеятельности. Зимой 1947 года они поженились10. В послевоенные годы вся страна поднималась из разрухи. Но разве мог мой прадедушка остаться в стороне от постройки новой жизни? Мой прадедушка со своей семьёй уехал, его, как опытного бухгалтера, направили «наподкрепление» в среднюю Азию, республику Узбекистан, Самаркандскую область подымать сельское хозяйство11. Здесь, в Узбекистане, Марья Хайбрахмановна окончила курсы повышения квалификации для учителей, а Ривкат Абызгильдинович - экономический факультет Ташкентского финансово-экономического института. Был награжден за доблестный труд медалью12. Время шло, у них родилось шестеро детей. Прадедушка любил читать, выписывал книги, поэтому он с раннего детства прививал своим детям любовь к чтению. Он хотел, чтобы дети были всесторонне развиты, пятеро детей играли на музыкальных инструментах: на баяне, аккордеоне, пианино, скрипке, в свободное от работы время играл с детьми в шахматы. В семье Имашевых к родителям относились всегда с уважением, почтением. Ривкат Абызгильдинович хотел, чтобы дети получили должное образование.

Каждую весну с особым трепетом и волнением встречал годовщины Великой Победы. К сожалению, в 1970 году моего прадедушки не стало. В последние годы он тяжело болел, давали о себе знать старые раны, и моя прабабушка осталась одна с шестью детьми (на тот момент старшей дочери было 22 года, а младшему сыну 4 годика). Но это не сломило её. Она всех детей поставила на ноги и вывела их в люди. В 1980 году прабабушка решила вернуться в родные места и переехала в поселок Приютово. И вместе с ней переехали четверо детей: Тангслу со своей семьёй, Ландыш, Тимур и Фархат. Младший из детей, Фархат, окончил школу №4 поселка Приютово, он известен всей республике как чемпион мира по кикбоксингу, дважды чемпион Европы по французскому боксу13. Имашев Тимур Ривкатович несколько лет являлся руководителем предприятия Башавтотранс города Белебея, сейчас работает директором государственного казенного учреждения Республики Башкортостан транспортного управления14.

1.4 . Что я унаследовал от своего прадеда.

Сейчас я учусь в 8 классе, и мне трудно предсказать, как сложится моя судьба, какой я внесу вклад в продолжение своего семейного рода. Но уже сейчас, я считаю, себя частью своей большой семьи и многие черты унаследовал от своих предков. Склонность к интересам и увлечениям мне передались и от моего прадеда. Я человек творческий, люблю танцевать, рисовать. Уже восемьлет посещаю танцевальный кружок, занимаюсь танцами у Тамары Павловны Козюченко, мне нравится создавать сценические образы и передавать их в танце.

Также в свободное время занимаюсь спортом. Участвую в конкурсах и турнирах занимаю призовые места15.

Глядя на себя в зеркало, я заметил, что внешне я очень похож на своего прадеда: черные волосы, карие глаза, по характеру всегда стремлюсь делать всё по-своему, доводить начатое дело до конца. В спорах с одноклассниками решительно настаиваю на своём мнении и меня трудно переубедить.

Беря пример со своих родителей, я стремлюсь к знаниям, стараюсь учиться на «хорошо» и «отлично», и у меня пока это получается. В будущем обязательно буду стремиться получить высшее образование, чтобы получить хорошую профессию и приносить пользу своей семье и своей Родине.

2.Глава

2.1 Анализ социологического опроса.

Мне стало интересно, а как в других семьях. Коснулась ли их война? Есть ли герои ВОв в семьях моих одноклассников? Я решил провести опрос в классе.

В анкетировании приняли участие 25 одноклассников моего класса. Участникам были заданы вопросы:

  1. Беседуете ли вы дома о ВОв?

  2. Знаете ли вы, как жила семья во время войны?

  3. У вас дома есть медали, ордена, письма, фотографии, которые напоминают о войне?

  4. Вспомните, от кого вы впервые узнали о ВОв?

  5. Зачем нужно помнить о ВОв 1941-1945?

Оказалось, что о войне дома беседуют меньше половины опрошенных - 8 человек. 15 человек изопрошенных знают, как жила их семья во время войны. У 9 человек есть дома медали, ордена, фотографии военных лет, 3 человека не знают, есть ли у них такие памятные вещи.

Впервые о войне большинство ребят узнало от родителей -11 человек, от бабушек и дедушек - 2 человека, а остальные - от воспитателей, из книг, от учителей.

На последний вопрос «Зачем нужно помнить о войне» большинство ребят ответило «не знаю»- 13 человек. А остальные ответы были такие: «это наша история», «чтобы помнили, кто защитил страну», «чтобы гордиться своими прадедушками», «потому что погибло много русских людей».

Анкетирование показало, чтоне все мои одноклассники помнят и знают о героях своей семьи16.

Заключение.

Изучив и проанализировав сохранившиеся в семейном архиве документы, награды, я узнал о тяжелых испытаниях, выпавших на долю моего прадеда и других людей, кто защищал свою Родину во время войны. Таким образом, мне удалось проследить боевой путь моего прадедушки, многое узнать об оружии и наградах Великой Отечественной войны. Я обнаружил интересные факты из истории жизни моего прадеда, ведь нужная мне информация была рассекречена только в 2007 году.

Обо всем этом я узнал, сделав запрос в Центральный Архив Министерства Обороны, где мне рекомендовали сделать запрос на сайт «Подвиг народа» и сайт «Память народа». Так же исследовал послевоенную жизнь моего прадедушки.

Я считаю, что моя работа сможет пробудить у моих сверстников интерес к изучению родословной своих семей и истории Родины. То, чего я коснулся в своей работе, позволило мне испытать чувство гордости за своих предков. Я преклоняюсь перед мужеством солдат, отдавших жизни за наше счастливое будущее.

Я понял, какое громадное зло приносит война людям. И самое главное я внес свой вклад в сохранение памяти о моем прадедушке - герое тех лет. Мой прадедушка прожил нелёгкую жизнь, был достойным гражданином своей страны, стал частью её истории. Я горжусь своим прадедушкой и буду всегда его помнить. Мне хотелось бы быть похожим на него в своих поступках и стать таким же смелым и мужественным, как он…

Я прадедушкой очень горжусь.

Мне пример в его жизни подмога.

Но из сердца не выкинуть грусть –

Трудной стала его дорога.

У меня все еще впереди

И свой путь выбрать мне еще надо.

Но хочу я его достойно пройти

Как по жизни прошел мой прадед!

Список использованных источников и литературы.

I.Архивные источники

  1. Фонд музея имени Тимербулата Имашева Бижбулякский район деревня Азнаево.

Стенд «Родословная рода Имашевых», стенд «Они вернулись с Победой»

  1. Личный архив. Фотографии. Харрасова Ильдара.

  2. Личный архив. Фотографии Имашевой Тангслу Ривкатовны.

  3. Фонд Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР.Копия справки о ранении. Архив 2 отдел от 17 мая 1965 года № 286-54.

  4. Фонд Центрального архива Министерства обороны 33, опись 744808, ед. хранения 51, номер 80317929. Указом Президиума Верховного Совета от 06.11.1947г. №223.( информация размещенная на сайтах «Подвиг народа» и « Память народа»).

II.Мемуарные источники

  1. Воспоминания Имашевой Тангслу Ривкатовны, Белебеевский район, поселок Приютово, улица Садовая, дом 22.

III. Литература

1.Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69.

2. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.

3. Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.

4. Шубин А.В. и др. «История России 20 век» школьная энциклопедия, М. 2003 год.

5.Они вернулись с Победой. Списки военнослужащих вернувшихся живыми с Вов 1941-1945год. Том 8. – Уфа: Китап,2002.-Стр 574.

6. Капица Ф. С. и др. «История Отечества» новейший справочник школьника, М. 2007 год.

IV. Периодические издания

  1. Газета «Республика Башкортостан» №34 октябрь,2010.

V. Интернет ресурсы

1.http://podvignaroda.ru/?#id=80323720&tab=navDetailManAward

2.https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie80323720/

Список приложений

Приложение№1Великая Отечественная война. Экспозиции центрального музея Боевой Славы г. Москвы.

Приложение№2Центральный музей Боевой Славы г. Москвы на Поклонной горе.

Приложение №3Музей Боевой техники г. Москвы на Поклонной горе.

Приложение №4Город - герой Волгоград историко-мемориальный комплекс «Мамаев Курган».

Приложение №5Мой прадед Имашев Ривкат Абызгильдинович.

Приложение №6 Урок Мужества в школьном музее ко Дню памяти Героя Советского Союза В. П. Ферапонтова.

Приложение №7Деревня Азнаево.

Приложение № 8Воспоминания Имашевой Тангслу Ривкатовны.

Приложение №9Копия справки с военно-медицинского музея министерства обороны СССР.

Приложение № 10Сайт « Подвиг народа», сайт « Память народа» материалы Центрального Архива Министерства Обороны.

Приложение № 11Наградной лист Имашева Р.А.

Приложение №12Боевой путь Имашева Р. А.

Приложение № 13Семья Имашевых.

Приложение № 14Имашев Фархат Ривкатович.

Приложение №15Имашев Тимур Ривкатович.

Приложение №16Прадедушка за работой.

Приложение №17Послевоенные награды. Медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Приложение № 18. Ташкентский финансово- экономический институт.

Приложение № 19Увлечения Харрасова Ильдара.

Приложение № 20Книга «Они вернулись с Победой»

Приложение №21Достижения Харрасова Ильдара.

Приложение №22Результаты социологического опроса.

Приложение №23Горжусь и помню. Москва 9 мая 2016 год«Бессмертный полк».

Приложение№1

Великая Отечественная война.

Экспозиции центрального музея Боевой Славы г. Москвы.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2015)

Диорама « Сражение под Сталинградом.

Диорама « Оборона Москвы».

Диорама «Форсирование Днепра»

Диорама «Курская битва».

Диорама « Блокада Ленинграда».

Диорама « Штурм Берлина».

Приложение№2

Центральный музей Боевой Славы г. Москвы на Поклонной горе.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2015)

Приложение №3

Музей Боевой техники г. Москвы на Поклонной горе.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2015)

Приложение №4

Город-герой Волгоград историко-мемориальный комплекс

« Мамаев Курган».

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2010)

Приложение №5

Мой прадед Имашев Ривкат Абызгильдинович.

(Фотографии из личного архива ИмашевойТангслуРивкатовны)

Приложение №6

Урок Мужества в школьном музее ко Дню памяти

Героя Советского Союза В.П. Ферапонтова.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2016)

Приложение №7

Деревня Азнаево.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2014 )

Приложение № 8

Воспоминания Имашевой Тангслу Ривкатовны.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2015)

Приложение №9

Копия справки с военно- медицинского музея министерства обороны СССР

Приложение № 10

Сайт « Подвиг народа», сайт « Память народа» материалы

Центрального Архива Министерства Обороны.

Приложение № 11

Наградной лист Имашева Р.А.

Приложение №12

Боевой путь Имашева Р. А.

Приложение № 13

Семья Имашевых.

(Фотографии из личного архива ИмашевойТангслуРивкатовны)

Приложение № 14

Имашев Фархат Ривкатович.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2015)

 

Приложение №15

Имашев Тимур Ривкатович.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2015)

Приложение №16

Прадедушка за работой.

(Фотографии из личного архива ИмашевойТангслуРивкатовны.)

Приложение №17

Послевоенные награды.

Медаль « За доблестный труд в ознаменование 100-летия

со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

Приложение № 18.

Ташкентский финансово- экономический институт.

Приложение № 19

Увлечения Харрасова Ильдара.

Мир танцев.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2014)

Люблю хоккей.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2014)

Приложение№ 20

Книга « Они вернулись с Победой».

(Фотографии из личного архива И. Харрасова, год 2016)

Приложение №21

Достижения Харрасова Ильдара.

(Фотографии из личного архива И. Харрасова )

Приложение №22

Результаты социологического опроса.

Приложение №23

Горжусь и помню!

Москва 9 мая 2016 год

« Бессмертный полк».

(Фотографии из личного архива И.Харрасова, 2016 год)

1 Настоящая фамилия, имя, отчество. По документам имеются расхождения в написании имени и отчества.

2 Приложение№1Великая Отечественная война. Экспозиции центрального музея Боевой Славы г. Москвы. Приложение №2 Центральный музей Боевой Славы г. Москвы на Поклонной горе.

Приложение №3 Музей Боевой техники г. Москвы на Поклонной горе.

3Приложение №5 Мой прадед Имашев Ривкат Абызгильдинович.

4Приложение №7 Деревня Азнаево.

5Приложение № 8 Воспоминания Имашевой Тангслу Ривкатовны.

6Приложение № 11 Наградной лист Имашева Р.А..

7Приложение №9 Копия справки с военно-медицинского музея министерства обороны СССР.

8 Приложение № 10 Сайт « Подвиг народа», сайт «Память народа» материалы Центрального Архива Министерства Обороны. Приложение № 11 Наградной лист Имашева Р. А.

Приложение №12 Боевой путь Имашева Р. А.

9Приложение № 20 Книга «Они вернулись с Победой».

10Приложение № 13 Семья Имашевых.

11Приложение №16 Прадедушка за работой.

12Приложение №17 Послевоенные награды.

13Приложение № 14 Имашев Фархат Ривкатович.

14Приложение №15 Имашев Тимур Ривкатович.

15Приложение № 19 Увлечения Харрасова Ильдара. Приложение №21 Достижения Харрасова Ильдара.

16Приложение №22 Результаты социологического опроса.