III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЗАГАДКИ ПЕРМСКОГО МОРЯ
Артемьевских С.И., Долгов О.М., Иванова А.В., Воробьёв А.Д., Корж С.М., Автухова Д.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


История нашей планеты насчитывает более четырех миллиардов лет! И не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком климате жили? Когда был Ледниковый период и как появился человек? На все эти вопросы отвечает наука "палеонтология". Такого урока нет в школе. А ведь уникальность и универсальность палеонтологии в образовании детей состоит в том, что она интегрирует в себе многие школьные естественнонаучные предметы: природоведение, географию, биологию, химию, ботанику.

Палеонтология - наука, которая реконструирует по найденным останкам внешний вид древних животных и растений. Но все ли об этом знают? Как можно познакомить ребят младшего школьного возраста с этой наукой? Дети в этом возрасте интересуются подобными знаниями, которые действительно очень увлекательны. Поэтому, необходимо погружать их в совершенно иную среду, кардинально отличающуюся от среды их образовательных учреждений, а новизна всегда вызывает познавательный интерес, мотивирует стремление к знаниям, активизирует творческую деятельность.

Участниками проекта стали -учащиеся 4А класса МБОУ СШ 2, которые уже четыре года занимаются по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир вокруг нас». В рамках работы над проектом ставилась основная цель - вовлечение детей в проектную и исследовательскую деятельность. Наука палеонтология, с помощью своих форм и методов изучения объектов дает большой простор для проведения различных исследований. А как известно – все новое вызывает у детей познавательный интерес, мотивирует стремление к знаниям, подвигает к самообразованию, активизирует творческую деятельность. В этом творческом процессе особое значение придавалось педагогике сотрудничества, когда дети, родители и педагоги становились активными участниками и помощниками в работе над проектом.

Итогом работы над проектом стало создание мультфильма «Жизнь Пермского моря», разнообразных пособий и разработок для знакомства с палеонтологическим прошлым Красноуфимска (буклеты, раскраски, пазлы), которые помогут всем, заинтересованным в развитии науки палеонтологии, педагогам школ и учреждений дополнительного образования.

Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………………………5-7

  2. Содержание………………………………………………………………..8-12

  3. Заключение……………………………………………………………….12-13

  4. Список ресурсов……………………………………………………………..14

  5. Приложения………………………………………………………………15-31

  6. Приложение № 1 Экскурсия «Документы прошлого» на станции детского туризма ………………………………………………………………………15

  7. Приложение №2 Экспедиция на Ключиковский карьер (Красноуфимский район) …………………………………………………………………….16-17

  8. Приложение №3 Мастер – класс в городском краеведческом музее «В гостях у Данилы - мастера» ………………………………………………..18

  9. Приложение №4 Мастер – класс в городском краеведческом музее «Окаменелые сокровища Пермского моря» ………………………………19

  10. Приложение №5 Встреча с палеонтологом – любителем Абросимовой О.В……………………………………………………………………………20

  11. Приложение №6 Интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология» …………………………………………………………………….21

  12. Приложение №7 Анкета для детей «Что такое палеонтология?»……….22

  13. Приложение №8 Изучение периодических изданий по палеонтологии и истории Пермского периода…………………………………………….23-24

  14. Приложение №9 Готовим главных героев будущего мультфильма - жителей Пермского моря……………………………………………………25

  15. Приложение №10 Учимся работать в программах, позволяющих создавать мультфильмы……………………………………………………..26

  16. Приложение №11 Коллекция окаменелостей вымерших организмов Пермского моря, найденная нами в Ключиковском карьере, выставленная в экспозиции……………………………………………………………..27-28

  17. Приложение №12 Оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря…………………………………………………………..29-30

Введение

Мир – сплошные тайны и загадки,

Он нам открывается внове,

В эти чудные, резные отпечатки

Я влюбился сразу и навек.

Едва осознав свою принадлежность к живой природе, любой ребёнок задаётся множеством вопросов о своём месте в ней. Один из первых вопросов таков: «А кто ещё жил, когда меня не было?» Что-то рассказывает нам мама, а дедушка вспоминает о том, какие животные и растения были во времена его детства. К сожалению, многих из них сейчас уже не встретишь. О том, что видел дедушкин прадедушка, можно прочитать в книгах, написанных 200 и 1000 лет назад. А где и как получить ответ на вопрос, каким был живой мир в древнейшие доисторические времена, мир, которого не видел человек. Время все меняет, меняются местами моря и суша, изменились или вымерли многочисленные животные. А как изменились организмы за столь длительное время? Мы хотели бы ответить на этот вопрос в своей работе, а поможет нам в этом наука палеонтология.

Актуальность: Давно человечество мечтает, хотя бы на мгновение, заглянуть в прошлое Земли, воочию увидеть обитателей планеты, живших миллионы лет назад. Наука палеонтология изучает мир вымерших животных и растений далеких геологических эпох. Палеонтология дает огромный материал для понимания современного растительного и животного мира нашей планеты. Палеонтология предоставляет детям уникальную возможность освоения неисчерпаемых информационных ресурсов, научных знаний, приобретения умений и навыков; развивает интеллект, пытливость, любознательность, целеустремленность, желание и умение познавать каменную летопись Земли. Палеонтологический материал важен для убеждения учащихся в познаваемости процесса эволюции природы. Пройдет время и новые достижения палеонтологии внесут поправки в наше представление о далеком прошлом Земли, но познавательная и научная ценность этих знаний очень важна для сегодняшних учеников.

Мир, в котором мы живем сегодня - результат длительной эволюции и, пользуясь богатствами, созданными природой за десятки и сотни миллионов лет, в том числе и давно исчезнувшими организмами, и должны пользоваться ими разумно, ведь они невосполнимы.

Участники проекта: обучающиеся по программе «Мир вокруг нас» родители, педагоги.

Цели проекта:

1.Исследование и изучение ископаемых останков различных животных и растений, сохранившихся в осадочных отложениях Пермского моря на территории Красноуфимска.

2.Создание школьной палеонтологической экспозиции и мультфильма о жизни Пермского моря.

Задачи:

  • Овладеть навыкам ведения исследовательской работы на заданную тему.

  • Изучить документальные источники и литературу о геологическом и палеонтологическом прошлом нашего города и района.

  • Собрать различные окаменелости для палеонтологической экспозиции.

  • Овладеть навыками создания мультфильмов и работы в соответствующих компьютерных программах.

  • Подготовить выставочную экспозицию «Документы прошлого».

  • Создать разнообразные пособия для изучения флоры и фауны Пермского моря

  • Представить итоги своей деятельности общественности.

Проблема: На сегодняшний день перед общественностью нашего города очень остро стоит тема сохранения объектов, связанных с геологическим и палеонтологическим прошлым нашего района, поэтому наш проект может помочь заявить об этой проблеме и решить некоторые задачи, связанные с ней.

Предмет исследования: Пермский период

Объект исследования: Карьеры Красноуфимска, документальные источники о геологическом и палеонтологическом прошлом нашего города и района

Методы исследования:

  • Изучение и анализ документальных и архивных источников, Интернет-ресурсов, научной литературы, периодических изданий по палеонтологии и истории Пермского периода;

  • Наблюдение;

  • Встречи с геологами и палеонтологами – любителями;

  • Анкетирование;

  • Экскурсии и обследование объектов изучения;

  • Моделирование.

Практические пути реализации проекта:

  • Создание палеонтологической экспозиции в классе

  • Показ презентации и мультфильма общественности.

  • Представление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря.

Содержание.

Для создания данного проекта необходимо было понять, зачем нам он нужен. Во все времена в экспедициях, на карьерах, на раскопках, люди собирали окаменевшие останки животного и растительного мира. Сравнивая современных животных ученые отыскивают аналогичные признаки на окаменевших остатках и по крупицам собирают, воссоздают внешний вид вымершего животного. Как архитектор по остаткам фундамента и кладки стен восстанавливает здание, так и палеонтолог воссоздает живой мир далеких геологических эпох. Наша первая встреча с доисторическим миром случилась в первом классе. Мы побывали на экскурсии «Документы прошлого» на станции детского туризма и задумались, что история нашей планеты насчитывает более четырех миллиардов лет! (см. Приложение № 1). И не всегда Земля была такой, какой мы привыкли ее видеть. Как зарождалась жизнь на планете? Какие животные ее населяли, как они выглядели и в каком климате жили? Что было на месте нашего города много миллионов лет назад? Почему именно Пермский период имеет отношение к нашему городу? У нас оказалось очень много вопросов, на которые хотелось бы получить ответ. Поэтому в четвёртом классе у нас возникла идея создания проекта «Загадки Пермского моря», чтобы наши сверстники могли тоже многое узнать о Пермском периоде и науке палеонтологии.

Мы побеседовали с родителями и нашим педагогом и решили данный проект представить в виде коллективного учебно - исследовательского проекта с выходом на создание мультипликационного фильма, который мог бы стать подспорьем и дополнением к темам занятий по изучению нашего родного края. В создании нашего проекта нам согласились помогать родители и педагог дополнительного образования, который с 1 класса работает с нами по программе «Мир вокруг нас».

Составленный совместно с нашим педагогом план работы помог нам организовать совместную деятельность с родителями и одноклассниками.

Этапы работы над проектом:

1.Подготовительный этап

2. Моделирующий

3. Деятельностный

4. Оформление результатов проекта

5.Общественная презентация результата.

На подготовительном этапе мы поставили перед собой проблемные вопросы, выбрали и сформулировали тему своего проекта, создали инициативно-творческую группу из детей, педагогов, родителей, разработали программу действий на период проекта. Отправной точкой создания нашего проекта стало посещение ещё в сентябре, Ключиковского карьера, где мы нашли свои первые экспонаты (см. Приложение №2). Так появилась идея создания палеонтологической экспозиции в школе и создание мультфильма с героями Пермского моря. В нашем проекте мы хотели рассказать другим детям и взрослым о событиях, которые происходили много миллионов лет назад на территории Красноуфимского района.

На втором этапе мы разрабатывали проект, определяли цели и задачи проекта, проанализировали проделанную работу на первом этапе, разработали программу наших дальнейших действий и распределили объём предстоящих работ. На данном этапе работы мы попросили каждого ученика из класса поработать дома со своими родителями и постараться ответить на вопрос: «Что мы знаем о палеонтологическом прошлом нашего края? И знаем ли что – нибудь, не привлекая дополнительные источники?».

После сбора информации у нас прошло занятие «Пермское море – что мы о нем знаем?», где каждый наш одноклассник рассказал о том, что ему известно о Пермском периоде. Мы посетили несколько познавательных занятий и мастер – классов в нашем городском краеведческом музее: «В гостях у Данилы - мастера» (см. Приложение №3), «Окаменелые сокровища Пермского моря» (см. Приложение №4), пообщались с палеонтологом – любителем нашего города Абросимовой О.В. (см. Приложение №5). Знакомились с профессией геолога и палеонтолога в рамках интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология» (см.Приложение №6). Провели анкетирование в-четвертых классах и сами приняли участие в нем (см. Приложение №7). В результате анкетирования мы выявили следующее:

- о существовании науки палеонтологии, знают все учащиеся нашего класса, а вот в других классах только 46 %;

- всего 12 % учащихся других классов бывали на палеонтологическом занятии или экскурсии (в анкетах ребята указали Красноуфимский краеведческий музей и музей природы г. Екатеринбурга), в нашем классе – 100%.

- однако, все учащиеся (100 %), не занимающиеся по программе «Мир вокруг нас», ответили, что они хотели быузнавать опалеонтологическом прошлом нашего края, и заинтересовались этой наукой, если бы были понятные и красочные пособия.

Третий этап – деятельностный. На этом этапе мы занялись сбором серьёзной информации для подготовки сюжета для мультфильма и пособий. Мы, совместно с нашим педагогом изучали и анализировали документальные и архивные источники, Интернет-ресурсы, периодические издания по палеонтологии и истории Пермского периода, собирая материалы о палеонтологическом прошлом нашего города (см. Приложение №8). Вместе с этиммы готовили главных героев будущего мультфильма - лепили из пластилина жителей Пермского моря (см. Приложение №9), готовили декорации будущего моря, учились работать в программах «Киностудия Windows live», «Звукозапись», позволяющих создавать мультипликационные шедевры (см. Приложение №10).

На этом этапе мысоздавали нашупалеонтологическую экспозицию, которая полностью состоит из собранных нами, во время экспедиции на Ключиковском карьере, окаменелостей и отпечатков флоры и фауны, которые жили, когда – то, в Пермском море, шумевшем много миллионов лет назад и на просторах Красноуфимского района. Коллекция фоссилий (так в палеонтологии называют окаменелости вымерших организмов) выставлена в нашей школе. (см. Приложение №11), которая вызвала большой интерес у учащихся, учителей и родителей.

В подборе книг, электронных материалов, поиску в Интернет-ресурсах по теме нашего проекта нам помогали наши родители и педагог. Руководителем нашего проекта в расписании было определено время для консультаций и занятий для завершения работы над проектом.

Четвертый этап – оформление результатов. Следующим шагом для нас было оформление результатов проектной деятельности: оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря – паззлов «Трилобит», раскраскидля детей «Обитатели Пермского моря», развивающей игры для учащихся младших классов «Узнай кто я?» (см. Приложение №12), создание мультфильма «Загадки Пермского моря» (см. Приложение №13), составление фотоотчета, обсуждение формы представления полученных результатов, координирование всей работы. Совместное обсуждение результатов проекта.

Заключительным этапом нашей работы стала общественная презентация результата работы над проектом.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

  • Экскурсия в городской краеведческий музей «Окаменелые сокровища Пермского моря».

  • Экспедиция в Ключиковский карьер

  • Мастер - класс «В гостях у Данилы - мастера»

  • Мастер – класс «Как организовать полевые исследования»

  • Интеллектуально – творческая игра «Многогранная геология».

Заключение

Около 285 миллионов лет назад, в эпоху Пермского периода на территории нашего города и района плескалось море - его не встретить на современных географических картах. Пермское море простиралось на просторах Русской равнины от Уральских гор вплоть до пределов Кавказа. Неглубокое, теплое, Пермское море было домом и прародителем жизни. Водоросли, кораллы и полипы образовывали коралловые рифы, привлекавшие брахиоподов, наутилоидеев и двустворчатых моллюсков, дно населяли трилобиты, брюхоногие моллюски, морские ежи, в толще воды встречались многочисленные рыбы и головоногие моллюски. Берега Пермского моря были богаты растительностью – хвощи, папоротники, хвойные и распространенные в то время гинкговые деревья.

Но время шло, климат становился суше. Море мелело. Через миллионы лет его не стало. Но оно не ушло бесследно. Пермское море оставило после себя множество богатств: полезные ископаемые, которыми пользуется человек, окаменевшие отпечатки флоры и фауны, которые помогают представить нам тех, кто, когда – то населял это теплое Пермское море, а изучение вымерших организмов даёт возможность ученым узнать и изучить современный мир природы и неразрывную связь мира настоящего миром прошлого.

Наш проект — это маленький вклад в дело изучения Пермского моря, поэтому всю информацию о проекте и его результатах мы разместим на школьном сайте.

Практическая значимость:

  • Материалы нашего исследования могут быть интересны и полезны для других учеников нашего города. Это позволит им расширить кругозор знаний по палеонтологии, повысит мотивацию к обучению, даст возможность привлечь к интересным научным открытиям учащихся.

  • Материалы нашего исследования могут успешно использоваться на уроках биологии при изучении вопросов эволюции органического мира с 6-11 классы. Они позволят лучше и доступнее изучить родство современных форм жизни с вымершими, представят доказательства эволюции; в школьном курсе «Окружающий мир», «География»; для проведение классных часов.

  • Созданная выставочная экспозиция«Документы прошлого» поспособствует дальнейшему проведениюэкскурсионной работы по экспозиции с детьми младшего школьного звена.

  • Организованная научно-исследовательская работа обучающихся, и в дальнейшем будет направленная на изучение геологического прошлого родного края.

  • На сегодняшний день тема сохранения объектов, связанных с геологическим и палеонтологическим прошлым нашего района очень актуальна, поэтому наш проект может помочь реализовать задачи, связанные с этой проблемой.

  • Исследование имеет большое значение для профессиональной ориентации наших школьников, оно способствует выработке у учащихся различных умений, навыков.

Список ресурсов

Верещагин Н.К. Записки палеонтолога. По следам предков. Л.: Наука, 1981.

Короновский Н. В. Историческая геология: учебник для студ. вузов / Н. В. Короновский, В. Е. Хаин, Н. А. Ясаманов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ Академия, 2006.

Маруашвили Л.И. Палеогеографический словарь. -М. Мысль, 1985.

Музафаров В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. -м.: Недра, 1979.

Розанов А.Ю. Что произошло 600 миллионов лет назад. - М.: Наука, 1986.

Уильямс Л. Науки о Земле без тайн: путеводитель / пер. и ред. Ю.В.Миронова, Е.Г.Петровой. - М.: Эксмо, 2009.

Фракей Э.Янтарь/Пер. с англ.-м.: Мир, 1990.

Я познаю мир. Палеонтология: детская энциклопедия. - М.: АСТ, 2004.

Статьи из периодических изданий

Иванцов А. Трилобиты - обитатели палеозоя: [Класс вымерших членистоногих] / А. Иванцов // Наука и жизнь. - 2000. - N2.

Мащенко Е. Новые страницы каменной летописи / Е. Мащенко // Наука и жизнь. - 2006. - N5.

Палеонтологические сайты

http://www.ammonit.ru/

http://paleont.narod.ru/

http://www.paleo.ru/

http://www.sgm.ru/

http://paleoportal.by.ru/1.php

http://geo.web.ru

http://user.cityline.ru/~hronos/istgeo/index.htm

http://okamenelosti.narod.ru/ index.html

http://www.maleus.ru/

Приложение № 1

Экскурсия «Документы прошлого» на станции детского туризма

Фото 1. Знакомство с первыми палеонтологическими экземплярами

Фото 2. Экскурсия по экспозиции

Приложение №2

Экспедиция на Ключиковский карьер (Красноуфимский район)

Фото 1. Начало поисковой работы

Фото 2. Первые находки

Фото 3. Первые находки

Фото 4. Подведение итогов экспедиции

Приложение №3

Мастер – класс в городском краеведческом музее «В гостях у Данилы - мастера»

Фото 1. Мастер – класс проводит палеонтолог – любитель из Сараны

Фото 2. Знакомство с камнерезным мастерством

Приложение №4

Мастер – класс в городском краеведческом музее «Окаменелые сокровища Пермского моря»

Фото 1. Городской краеведческий музей

Фото 2. Знакомство с палеонтологической экспозицией музея

Приложение №5

Встреча с палеонтологом – любителем Абросимовой О.В

Фото 1. Лекция «Что нужно знать о полевых работах»

Фото 2. Знакомство с коллекцией палеонтолога – любителя

Приложение №6

Интеллектуально – творческой игры «Многогранная геология»

Фото 1. Этап «Определение экспоната в экспозиции по фотографии»

Фото 2. Этап «Разгадываем кроссворд»

Приложение №7

Анкета для детей «Что такое палеонтология?»

1. Продолжите фразу «Палеонтология – это наука _____________________

__________________________________________________________________

2. Бывал(а) ли ты хоть раз на экскурсии или занятии по палеонтологии?

  • да

  • нет

3. Если да, то где? _____________________________________________________

4. Интересуют ли вас знания о палеонтологическом прошлом своего края?

  • да;

  • нет.

5. Где вы знакомились с информацией о палеонтологии?

  • в школе;

  • на занятиях в кружке;

  • читаю в книгах;

  • узнаю от родителей;

  • в СМИ;

  • в Интернете.

6. Я бы заинтересовался (лась) палеонтологией, если бы:

  • информация была более понятной;

  • я знал (а), где найти информацию;

  • были понятные и красочные пособия.

Приложение №8

Изучение периодических изданий по палеонтологии и истории Пермского периода

Фото 1, 2. Подобранная вместе с педагогами и родителями литература по палеонтологии

Фото 3,4. Изучение литературных источников

Приложение №9

Готовим главных героев будущего мультфильма - жителей Пермского моря

Фото 1, 2. Пластилиновые герои должны быть максимально похожи на тех, кто обитал в Пермском море. Надо постараться!

Приложение №10

Учимся работать в программах, позволяющих создавать мультфильмы

Фото 1. Работаем в компьютерной программе «Киностудия Windowslive»

Фото 2. Создаем мультипликационный шедевр

Приложение №11

Коллекция окаменелостей вымерших организмов Пермского моря, найденная нами в Ключиковском карьере, выставленная в экспозиции

Фото 1. Хвостовая часть трилобита

Фото 2. Головоногие моллюски - аммонит

Фото 3. Кораллы древнего Пермского моря

Фото 4. Криноидеи или морские лилии

Приложение №12

Оформление пособий для изучения флоры и фауны Пермского моря

Фото 1, 2, 3Раскраска для детей «Обитатели Пермского моря»

Фото 4, 5. Паззлы «Трилобит»

Фото 6,7 Развивающая игра для учащихся младших классов

«Узнай кто я?»