III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЛДАТСКИЙ МЕДАЛЬОН – СВЯЗЬ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО
Синцов С.М.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В апреле 2015 года мною был выполнен проект «Как пропадали без вести пропавшие». Работа над проектом меня увлекла, и я решил её продолжить.

Когда я провёл анкету среди учеников школы, то выяснилось, что у 30 % из них есть пропавшие без вести (прил.8), поэтому поисковое движение в России до сих пор является очень актуальным, так как в ходе раскопок удаётся поднимать не только останки погибших героев, но и устанавливать их имена. Для того, чтобы установить имя бойца, нужно найти солдатский медальон.

Цель работы: входе поисковых работ найти бойца, его солдатский медальон, установить имя солдата и разыскать его родственников.

Задачи:

1. Узнать, что такое «солдатский медальон», найти сведения о солдатских медальонах в годы Великой Отечественной Войны.

2. Принять участие в поисковой экспедиции - «Вахте Памяти».

3. Собрать данные о работе с запиской медальона и поиске родственников погибшего солдата.

4. Представить итоги работы в виде презентации.

Гипотеза:если во время поисковой операции найти солдатский медальон, то он поможет установить личность погибшего солдата.

Объект исследования: солдатский медальон.

Предмет исследования: установление личности погибшего солдата с помощью медальона.

Методы исследования:изучение литературы, сбор информации по данному вопросу, беседа с командиром поискового отряда «Долг» города Кирова, участие в экспедиции, изучение документов.

1.Что такое солдатский медальон?

Сначала я обратился к толковому словарю русского языка В.И. Даля и узнал, что слово «медальон» – это «медаль, носимая на шее, в виде ладанки» [3]. Солдатский медальон ещё называли смертным. А слово «смертный» означает «временный, могущий лишиться жизни».

В словаре С.И. Ожегова значение слова «медальон» – «носимый на шее на цепочке маленький, обычно овальный футлярчик с чем-нибудь вложенным внутрь» [4]. Слово «смертный» - «живущий не вечно, такой, которого ищет смерть».

Во время Великой Отечественной войны в Красной армии использовались закручивающиеся пластмассовые пенальчики (медальоны), в которые вкладывался листок бумаги с данными бойца (прил. 1). На бланке вкладыша солдат вписывал данные о себе: - фамилия, имя, отчество;- год рождения;- воинское звание;- уроженец - республика, край, область, город, район, с/совет, деревня;- данные о семье: адрес, Ф.И.О. жены, ближайшего родственника;- каким районным военный комиссариатом призван;- группа крови.

Бланк заполнялся в двух экземплярах. В случае гибели бойца один экземпляр отправлялся в канцелярию, второй оставался с телом и передавался родственникам после погребения.

В годы Великой Отечественной войны изготавливались и другие формы капсул. На некоторых заводах крышки капсулы делали с ушком для тесьмы, что позволяло носить капсулу на шее. В блокадном Ленинграде они выпускались круглыми из пористой пластмассы, которая, к сожалению, впитывает влагу, и поэтому бланк в такой капсуле очень плохо сохраняется. В ходе поиска можно встретить также деревянную и металлическую капсулу. Металлические капсулы изготавливались круглыми и прямоугольными.

Если солдатам по какой-то причине не хватало пенала, они использовали гильзы от патрона к винтовке Мосина. Вытащив пулю, солдат высыпал порох, клал в гильзу записку, а затем затыкал отверстие перевернутой пулей.

Но почему же не у всех солдат при себе был медальон? Оказывается, одной из причин было то, что солдаты его выкидывали, тем самым отпугивали смерть и не верили в свою погибель. А еще использовали капсулы медальонов в других целях. В целой капсуле удобно было хранить швейные иголки, нитки и другие мелкие бытовые предметы. Известны случаи обнаружения в капсулах медальонов рыболовных крючков. Но это не главные причины отсутствия медальонов у убитых. Дело в том, что 17 ноября 1942 года медальон был отменен приказом Народного комиссариата обороны№ 376 "О снятии медальонов со снабжения Красной Армии". Поэтому бойцы, которые погибли в конце 1942 года и последующих годах, были без смертных медальонов. Но некоторые военнослужащие в течение 1943 года по личной инициативе продолжали хранить медальоны.

Такой способ хранения личной информации не самый практичный. Вода, проникающая со временем внутрь пенала, часто разрушает бумагу или приводит её в такое состояние, что текст нельзя прочитать. Сохранность записей зависит от условий, в которых находился пенал, насколько хорошо он был закручен. Используя специальные методики, выработанные участниками поисковых отрядов, пенал следует вскрывать особым способом, для того, чтобы не повредить и не потерять хранившиеся в нём сведения.

Изучив информацию, я сделал вывод, что солдатский медальон является очень важным звеном в процессе установления личности солдат Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Отмена медальона привела к увеличению числа пропавших без вести военнослужащих из-за невозможности установления личности погибшего.

Мне захотелось самому принять участие в поиске солдатского медальона, присутствовать на всех этапах сбора информации о нём.

2.Где и как можно найти солдатский медальон? Участие в военно-археологической экспедиции.

  1.  
    1. Постановка лагеря.

Весной мы с мамой поехали в поисковую общероссийскую экспедицию «Вахта Памяти-2015» в составе отряда «Долг» школы-интерната г. Кирова. Командир отряда - Ожегова Юлия Валерьевна. Экспедиция проходила с 22 апреля по 8 мая близ д. Старое Рамушево, Старорусского р-на, Новгородской области. Чтобы существовать в природных условиях полмесяца, отряду необходимо оборудовать лагерь. Наш отряд не первый год строит землянку. В ней есть место для отдыха и сна, печка и место для сушки обуви, электричество и свет. В лагере разбит костёр, есть обеденный стол, продуктовая и ремонтная палатки и место для умывания (прил. 2).

2.2.Техника и тактика поисковой работы.

Подъем в лагере в 7-30, час выделяется на то, чтобы привести себя в порядок, позавтракать и в 8-30 выйти на работу в лес. У каждого человека в руках щуп и саперная лопатка, а у некоторых - металлоискатель. Мы ходили за 5 км от лагеря в урочище Александровка. В том месте когда-то были очень ожесточенные бои. Придя на место работы, члены отряда разбредаются по лесу. Работают щупом, втыкая его в землю, и на стук определяют, на что наткнулись: корень дерева, камень, осколок снаряда или кость. Каждый раз, наткнувшись на что-то подозрительное, нужно лопаткой или ножом попробовать очистить это место от дёрна и достать этот предмет. Так, раз за разом нарабатывается опыт определения предметов по звуку. Другие члены отряда работают металлоискателем. Прибор определяет металл в земле, его состав и форму (прил. 3).

Мне очень хотелось самому найти бойца. Каждый раз, выходя на работу, я думал, что сегодня мне улыбнётся удача. В поисковой работе важные качества - терпение и выносливость. Один раз меня позвали в помощники на эксгумацию солдата. Его нашёл мой старший товарищ. Вместе с ним и небольшой группой ребят мы начали поднимать останки бойца.

2.3. Личные вещи погибшего бойца.

Осторожно снимаем дёрн, складываем его отдельно в стороне. Расчистить от дёрна нужно большую площадь, чтобы удобнее было поднимать останки. И дальше начинаем очищать от земли косточку за косточкой, работая где-то метелочкой, где-то щеточкой. И вот вырисовываются очертания бойца: в какой он позе лежит, в какой одежде был, какие личные вещи рядом с ним находятся. Часто с солдатом бывает вещмешок: ткань его сгнивает, а часть содержимого остается. В нем может лежать ложка, кружка, зубная щетка, ножик, бритва, помазок. На вещмешке обычно был прикреплен котелок. Часто сохраняется портупея, ремни, пряжки, подсумок для запасных патронов (прил. 4).

И, конечно, мечта каждого поисковика – это найти заветный черный пенальчик - солдатский медальон. Он хранился у солдата в подсумке, или нагрудном кармане гимнастерки. Мог храниться в пилотке или отвороте зимней шапки, а еще - в обуви. Эти места поисковики очень тщательно просматривают на наличие медальона, разрыхляя каждый комочек земли своими пальцами.

Наш боец лежал не очень глубоко, под толстым слоем дерна. По расположению его останков можно сказать, что он лежал на животе, обхватив руками свой вещмешок. С ним нашли личные вещи: пуговицы, нательный крестик, ботинки, ремни, пряжку, кружку, ложку и, конечно, медальон! Поисковики испытывают необъяснимую радость, когда его находят. Потому что солдатский медальон - это связь между прошлым и настоящим. Это реальный шанс установить имя солдата и найти его родственников (прил. 5).

2.4. Смертный медальон - последняя весточка солдата.

Медальон представляет собой пенальчик, в который вкладывалась записка о личных данных бойца. Записка представляла собой специальный бланк, или солдат сам писал записку на обрывке бумаги. Иногда это обращение было непосредственно адресовано тем людям, которые найдут его. Например: «Дорогой товарищ, прошу послать это по таким адресам. Смоленск, ст. Починок…Старовойтовой М.В. Маруся, прощай, любил тебя до последней капли жизни. Твой Леня».

Медальон нашего бойца открыли на месте и обнаружили, что внутри есть записка в неплохом состоянии. Дальше исследование содержимого было в лагере. Для прочтения медальона нужно подготовить приспособления: тарелку с чистой водой, листы чистой бумаги, иглы, монетки для фиксации записки. Опытные поисковики вскрыли медальон. Записка легко выпала в тарелку с водой, далее ее подцепили на лист бумаги и раскрутили. Зафиксировав монетками края записки, её разложили и дали высохнуть, накрыв еще одним чистым листом. На следующий день обнаружилось, что ничего не видно на бланке записки. Вероятно, след от карандаша со временем исчез. Но мы не стали расстраиваться, так как существует еще лабораторный анализ. Записки сканируются и, если запись уже практически неразличима, обрабатываются с помощью компьютерных программ. Так поступили и с нашей запиской-вкладышем. К концу вахты нам пришло радостное известие о том, что наш медальон прочитан! И у нашего солдата появилось имя: Сысоев Яков Иванович, 1918 г.р., уроженец Удмуртской республики, младший сержант 127 отдельной стрелковой бригады. А чуть позднее появилось известие, что нашлись и родственники бойца (прил. 6).

За «Вахту Памяти-2015» силами нашего отряда было поднято и захоронено 20 бойцов и командиров Красной Армии. Найден 1 медальон. Останки Сысоева Я.И. сложили отдельно для отправления на родину солдата.

3.Поиск родственников погибшего солдата.

По приезду домой, меня не покидала мысль о том, как нашли родственников солдата. Об этом я решил узнать у командира нашего отряда: Ожеговой Юлии Валерьевны. Во время беседы с ней я узнал об основных этапах поиска родственников:

1.Выписать личные данные бойца с бланка записки медальона.

2.Обратиться к местным поисковикам той области или республики, откуда солдат родом.

3.Просмотреть Книгу Памяти на наличие записи об этом бойце.

4.Попробовать сделать запрос в военкомат, откуда был призван.

5.Зайти на сайт обобщенного банка данных «Мемориал» и попробовать

найти военные документы о пропавшем (донесения о потерях личного состава армии, справки о погибших и пропавших без вести, а также описания и списки захоронений советских солдат и офицеров и другие).

Личные данные нашего бойца были отправлены поисковикам Удмуртии. Через неделю они нашли родственников Якова Ивановича. Открылась еще такая информация, что он без вести пропал 5 июня 1942 года близ урочища Александровка Старорусского района Новгородской области. У него остался маленький сын Гена и жена Варвара.

Останки бойца были переданы его родственникам. 15 мая 2014 года Яков Иванович был захоронен с воинскими почестями в селе Сям - Можга республики Удмуртия (прил. 7).

Заключение

Я выяснил, что такое «солдатский медальон», принял участие в экспедиции - «Вахте памяти»: поднятии бойца с медальоном, с помощью взрослых собрал данные о работе с запиской солдатского медальона и поиске родственников погибшего солдата, установил имя бойца.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. Солдатский медальон является важным звеном в процессе установления личности солдата.

Так как медальоны отменили в конце 1942 года, и многие из погибших солдат не имели их, в настоящее время необходимо вести поиск бойцов, погибших на войне, устанавливать их имена и разыскивать родственников. Солдатский медальон - это связь прошедшей войны и настоящей жизни.

Литература

  1. Великая Отечественная война: 1941-1945:Энциклопедия для школьников/Сост. И.А.Дамаскин, П.А.Кошель.-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-447с.:ил.

  2. Мы идем по земле, политой кровью…: Сборник статей , рассказов и дневников./Сост. Яшкова Т.В, Смененко Ю.Т- Киров: КООМПО «Долг», 2005.-296с.

  3. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание/В.И.Даль.-М.:Эксмо, 2012.- 896с.:ил.

  4. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов http://www.ozhegov.org/

  5. ОБД Мемориал http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

  6. Форум антиквариата и военной истории http://forum.ww2.ru/index.php?showtopic=29917

  7. Википедия свободная энциклопедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BD_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE

Приложение 1: Солдатский медальон. Записка.

Приложение 2: Полевой лагерь. Старое Рамушево.

Приложение 3: Тактика поисковой работы.

Приложение 4: Личные вещи бойца.

Приложение 5: Останки бойца.

Приложение 6:Установление личности бойца. Сысоев Яков Иванович.

Приложение 7: Захоронение с воинскими почестями в селе Сям - Можга.

Приложение 8: Анкетирование учащихся начальных классов школы № 74:

1) Сколько лет назад закончилась ВОВ?

2) Есть ли в вашей семье участники ВОВ?

3) Есть ли пропавшие без вести?

Участвовало 80 человек. У всех 80 человек кто - то из родственников воевал на фронте. 28 ребят (30 %) ответили, что в их семье были пропавшие без вести в годы Великой Отечественной войны.

 

30 %

 

 

14