III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

УЧИТЕЛЬ АРТЕМОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
Ощепкова А.А., Казанцева А.М.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I Введение

Ты открываешь толстые тома,

словно идешь в знакомые дома

и строки тебе бережно несут

не хлеб и соль, а жизненную суть.

В.В. Артемов

Мы учимся в 8 классе школы №1 п. Михайловка. Нашей школе 42 года, а это достаточно зрелый возраст. Учительский коллектив сильный, профессиональный. Многие учителя школы имеют награды от Министерства Образования и науки Российской Федерации и Иркутской области. Краеведы нашей школы никогда еще не занимались исследованием, связанным с именем учителя.

Самой высокой наградой для учителя является благодарная память учеников. Выпускники второй половины 80-х годов всегда помнят учителя литературы и русского языка В.В. Артёмова (смотрите приложение 1). Его уроки были похожи на путешествие по книжной выставке, посвящённой тому или иному поэту, писателю. Он всегда заходил в школу с огромным, набитым книгами портфелем. Ребятам казалось, что его невозможно поднять. Владимир Васильевич гордился тем, что он может познакомить своих учеников с мировыми шедеврами литературы и совсем недавно изданными небольшими поэтическими сборниками.

В.В.Артемов умер скоропостижно в 1989 году, находясь в командировке. Рядом с ним был всё тот же портфель с книгами и литературными журналами. Кто же он, В.В. Артёмов? Почему его жена Л.С Артёмова называет его «учителем» и пишет это слово заглавными буквами «УЧИТЕЛЬ»1.

Актуальность данной темы определяется нашим желанием восполнить пробел и рассказать о В.В. Артёмове. Здесь мы слово «учитель» рассматриваем в нескольких вариантах. Первое - учитель русского языка и литературы, второе - учитель шахмат, третье - учитель, преподаватель Иркутского Педагогического института.

Цель нашей работы: доказать, что Владимир Васильевич Артемов это учитель с большой буквы

Задачи:

  1. собрать информационно – архивный и литературный материал, связанный с именем В.В. Артёмова.

  2. обработать данный материал, в соответствии с темой: «Учитель В.В. Артёмов».

  3. сделать выводы о значимости профессии учитель в жизни Владимира Васильевича.

Для достижения поставленной цели, мы общались с сотрудниками районной библиотеки. В настоящее время там хранятся книги из личной библиотеки Владимира Васильевича. Мы встречались с его женой Артёмовой Л. С.. Её воспоминания о Владимире Васильевиче стали основой для проведения нашего исследования. Встречи с его учениками и коллегами были очень интересными.

Поиск материала по теме исследования мы проводили, начиная с сентября 2016 года. География поиска связана с п. Михайловка, с. Зерновое и с. Нижняя Иреть.

II Основная часть 1.Детство и школьные годы

Написание этой главы было сложным. Одноклассников Владимира Васильевича мы не нашли, поэтому воспользовались воспоминаниями родителей2 и Артемовой Л.С3.. Методы использовали следующие: сбора информации – беседы, анкетирования и работы с краеведческой литературой. Далее мы обработали собранную информацию, пользуясь методом анализа.

Артемова Людмила Степановна рассказывала о том, что уже в детстве он любил читать, рос озорным, но очень внимательным и вежливым мальчиком.

В.В.Артёмов родился в 1944 году, он не знал своих биологических родителей, наверное, это случалось с детьми, рожденными в годы войны. В нашей беседе Людмила Степановна говорила, что он не желал искать своих родителей, был в обиде на них. Родными для него были Василий Никифорович и Валентина Геннадьевна, которые его усыновили, взяв из Дома ребёнка г. Иркутска. «Мне дали свидетельство о рождении, найденное в вагоне вместе с малюткой, воткнутое в одеяльце. Мамаша оставила там двухмесячного мальчика и исчезла навсегда из его жизни. Там было написано имя Владимир, фамилия Винокуров, дата рождения. Мы его конечно, на свою фамилию записали, усыновили. А кто такой Винокуров, не знаем»4 - вспоминала мама Валентина Геннадьевна Артемова.

Первоначально семья жила в городе Черемхово, а потом переехала в Свирск. Мама Владимира Васильевича вспоминала, что он рос любознательным и читающим мальчиком. «… Вот Володя прибежит домой и меня теребит: «Мама, дай мне денег! Я оставил две книги, такие интересные». Если книга понравится, он ко мне: «Мама, давай-ка я тебе почитаю. Ой, какая книжка интересная!» Конечно, бабушка на него положительно повлияла, она ведь в старое время гимназию кончала».5

Учился Владимир Васильевич в Свирске в школе №1. «В Свирской школе его опекала очень хорошая учительница, позднее получившая звание Заслуженного учителя России, Лидия Александровна Говорова. Она видела в нём большие способности, талант к творчеству, стихи свои он ей читал. Сильный педагог помог развитию мальчика»6 В школе учился хорошо, но больше всего любил литературу и русский язык. Эта любовь к литературе стала смыслом его жизни и работы.

Хочется привести строки из статьи Виталия Комина, радиожурналиста «Но и меня не заменить», напечатанные в Восточно - Сибирской правде от 10.12.1992 года где он пишет о хождениях по миру Владимира Васильевича, о поиске профессии, основой которой была литература «Здесь рядом я и мой кумир, и чем-то близок я кумиру, ведь он почти объездил мир, а я … почти пошел по миру»7

2. «Здесь рядом я и мой кумир, и чем-то близок я кумиру: ведь он почти объездил мир, а я … почти пошел по миру»8

Это эпиграмма Владимира Васильевича наглядно рассказывает о поисках и трудностях определения своего места в литературе и профессии.

Материалы архивного отдела администрации Черемховского районного муниципального образования «Личный фонд Артемова Владимира Васильевича» и воспоминаниями друзей, опубликованных в сборнике: «Не окликайте уходящих. Памяти Владимира Артемова» стали объектами наших исследований.

По окончанию школы в 1962 году он поступил в Иркутский педагогический институт, но, не проучившись и одного семестра, бросил его и поэтому с 1963 по 1966 год служил в армии. Помощник начальника штаба части капитан Удовенко9 в характеристике В.В. Артемова отмечал честность, добросовестность и что «…он много читает художественной литературы». С 1966 года Артемов студент филологического факультета Иркутского государственного университета имени А.А. Жданова, где он увлекся изучением творчества Е.А. Евтушенко. Профессор Наталия Станиславовна Тендитник, выражала негативные взгляды на Е.А. Евтушенко и его поэзию. Владимир Артёмов открыто высказывал свои убеждения, что Евтушенко - крупнейший советский поэт современности. Многолетний спор существенно повлиял на оценку его дипломной работы. И поэтому по окончанию университета он работает пять лет учителем русского языка и литературы у нас в Черемховском районе в школах с. Малиновка и д. Верхняя Иреть. Здесь Владимир Васильевич познакомился с молодыми учителями, которые станут его друзьями на всю жизнь. Мы говорим об А.К. Чернышеве и его жене.

С 1973 по 1976 годы Владимир Васильевич преподаватель кафедры литературы Педагогического института. Заведующая кафедрой литературы Г Клеймёнова в характеристике на Артемова Владимира Васильевича написала: « … Он зарекомендовал себя квалифицированным педагогом. Им читаются курсы «Русская литература 18 века», «Устное народное творчество» … Он успешно разработал тему кандидатской диссертации: «Особенности развития жанра поэмы(1950 – 60-е годы)»…»10. Затем четыре года его жизненного пути связаны с учебой в очной аспирантуре Московского Государственного педагогического института им. Крупской на кафедре советской литературы и сотрудничеством с Е.А. Евтушенко. Работая, у него литературным секретарем Владимир Васильевич, пишет диссертацию, посвященную творчеству поэта. Он окончил аспирантуру без защиты диссертации, так как тема не была утверждена кафедрой «ввиду одиозности личности исследуемого поэта»11 Евгений Александрович посвятил Владимиру Васильевичу стихотворение «Родной сибирский говорок»¸написанное 27 августа 1973 года в Иркутске (смотрите приложение2). Мы решили написать, эти строки, думаем, они прямо относятся к Артемову В.В., его деятельности и судьбе «…, как над тобой, моя изба, как над тобой, моя судьба…»

«…Родной сибирский говорок,

меня ты, паря, уберег от всех

прилизанных речей из гладких

ровных кирпичей, где нет

наличников резных и голубятен

озорных, как над тобой, моя

изба, как над тобой, моя судьба…»

Так судьба опять его возвращает в Черемховский район.

3. Учитель Артемов Владимир Васильевич

Аносова Л.В.12. при нашей встрече сказала: «За почти сорокалетнюю педагогическую деятельность он остается в её памяти очень ярким учителем, безумно любящим свой предмет – литературу». «…его забыть невозможно, он нас детей покорил сразу. Его лицо, умный и добрый взгляд помню до сих пор»13

В этой главе мы расскажем, каким был учителем Владимир Васильевич. Наше повествование основывается на воспоминаниях его учеников и коллег. Всем нашим информаторам мы задавали в основном три вопроса. Первый: «Чем запомнился Вам Артемов В.В., и насколько интересно было с ним общаться». Второй: «Какие уроки проводил Владимир Васильевич, чем он покорял учеников». Третий: «Что, кроме литературы интересовало или увлекало Владимира Васильевича?»

Педагогическая деятельность Артемова В.В. с 1979 по 1983 годах связана с селом Зерновое, где он преподавал русский язык и литературу. Уроки, туризм, литературное краеведение захватили его. Чернышев Александр Константинович14 рассказал о том, насколько увлекающимся человеком был Владимир Васильевич, он брался за любую работу, если понимал, что она поможет творческому развитию ученика. Он был первым, кто в районе начал заниматься литературным краеведением, составил программу и очень увлеченно, с азартом проводил заседание кружка15.

«Про Владимира Васильевича помню, что был очень начитанным, а особенно увлечённым творчеством Е.Евтушенко. Мы, занимаясь в кружке «Евтушенковед», много о нём узнали. Переписывали и заучивали стихи. В.В. Артёмов много рассказывал о своих единомышленниках-евтушенковедах: Прищепа В.П., Кручинин Е.Л.»16

Александр Константинович Чернышев вспомнил, как однажды им пришлось пешком преодолевать путь в тридцать километров «…и я был свидетелем того, насколько у Володи огромный запас знаний по творчеству Е.А. Евтушенко»

В 1983 году он пришел работать в нашу Михайловскую школу и всех покорил своей неординарностью. Директор школы в те годы Переляев М.А. в характеристике Артемова В.В. писал: «…зарекомендовал себя знающим специалистом, хорошо владеющим программным материалом своих дисциплин и умело преподающим его учащимся…»17

В школу Владимир Васильевич заходил, здороваясь с учителями и учениками, всегда улыбаясь. «Урок литературы начинался с поэтической странички, где мы ученики читали стихи, либо он сам читал нам. Читал громко, эмоционально, заражая нас своей энергией. Это была целая инсценировка. …»18 «…На уроках литературы Владимир Васильевич читал вслух произведения с интонацией своим громким, хорошо поставленным голосом, и мы замирали, внимательно слушая Учителя.»19

Все, с кем мы беседовали, отмечали, что он много времени уделял «…формированию словарного запаса учеников»20 Ребусы, шарады, анаграммы «…это было так интересно!!! За отгадки Учитель нам ставил пятерки. Но самое главное, что все одноклассники старались наперед отгадать, никто не оставался в стороне. В работе участвовал весь класс на сто процентов. …»21 «…Владимир Васильевич тренировал нашу эрудицию, знакомил нас с незнакомыми словами. Что не получалось решить на уроке, мы решали дома…»22 «…На уроках литературы он заставлял нас задумываться о прочитанном, задавал каверзные вопросы. Интересным педагогическим приемом его был прием, когда педагог читал начало произведения или самую интересную его часть. На этом он обрывал чтение, а мы спешили в библиотеку искать продолжение. Пока он преподавал у нас, мы вели дневник чтения, куда записывали название прочитанного произведения, автора, год издания и т.д. Лично меня пристрастил к чтению художественной литературы именно Владимир Васильевич. Я ему за это глубоко благодарна. …»23 «…Мы, мальчишки учили и читали стихи для пятиминуток и по программе …»24 Все его ученики с кем мы встречались, говорили о том, что он учил их говорить, спорить, доказывать свою точку зрения. Наталия Петровна Писканова рассказала нам, что когда она взяла классы, в которых ранее преподавал Артемов В.В., поняла, что они были какие-то особенные «…дети отличались тем, что умели и любили читать, рассуждать, имели собственную позицию в отношении литературных героев, тех или иных произведений. Особенно было легко и интересно работать со старшеклассниками, мы на уроках анализировали, размышляли, спорили. …»

Владимир Васильевич учил своих учеников русскому языку. «…считаю, что благодаря Артемову В.В. я могу грамотно писать и излагать свои мысли…»25

Наталия Петровна делясь своими воспоминаниями, отмечала, что она вместе с Артемовым В.В. не работала, но всегда «ощущала его духовное присутствие». Каждый учитель, говорит Писканова Н.П., привязан к программе и необходимости выдать положенный материал, а Владимир Васильевич был не таким. Он позволял себе на уроках говорить о произведениях, не входящих в содержание программы, о современных проблемах, читал детям произведения, содержащие нравственные проблемы, приобщал к прекрасному виду искусств – к литературе.

Мы уже отмечали, что хобби Владимира Васильевича было литературное краеведение. Вот, что вспоминают его ученики. «… Большой толчок нашему эмоциональному и интеллектуальному развитию дал литературно-краеведческий кружок. Мы изучали творчество разных писателей и поэтов, знакомились с их биографией, учили стихотворения. Потом учились выступать на публике, читая стихи разных авторов наизусть. Такие вечера проходили в поселковой библиотеке. Приезжали на вечера писатели, поэты, музыканты. Было очень интересно их послушать и на них посмотреть. Все это было необходимо для нашего развития. …»26 «…литературно-краеведческий кружок, это кружок. где Учитель приучал нас любить литературу, поэзию, изучать творчество сибирских писателей. Проводилось большое множество литературных вечеров, в которых мы тоже принимали участие и читали стихотворения…»27 Ирина Пестерева (Остапчук), сказала, что выступления в литературной гостиной клуба «Дельта» были самыми запоминающимися в школьной жизни и что они очень любили и ждали, когда их вновь Владимир Васильевич пригасит для участия в заседаниях клуба.

Работая в архивном отделе администрации Черемховского районного муниципального образования, с личным фондом Артемова Владимира, видели много грамот, которыми был награжден Владимир Васильевич, за подготовку и хорошие результаты команд Дома пионеров и Михайловской средней школы в соревнованиях, посвященных различным памятным датам, по шахматам. Владимир Васильевич очень любил эту игру и «заразил» ею многих мальчишек, об этом вспоминал его ученик Булдин Ю.Н.

С особым теплом все информаторы вспоминают о классных часах, которые он проводил в своем классе. Создавалось впечатление, что он хотел, научит учеников всему тому, что он знал сам. Лариса Васильевна Рогачева (Полищук) пишет: «Уроки классных часов тоже проходили интересно. На каждом таком уроке мы узнавали много нового о политике, о классической музыке, композиторах, художниках, о поэтах и писателях. Для нас открывался мир искусства, литературы. Еще педагог преподавал нам правила этикета. Мы буквально записывали правила поведения. Помню, однажды Владимир Васильевич знакомил нас с творчеством Херлуфа Бидструпа. Это датский художник-карикатурист. Смеха на уроке было хоть отбавляй. Такое проявление эмоций на уроке для нас было не редкостью». Юргина (Голышева) Ирина Анатольевна вспоминает «В доме пионеров для нашего класса он вел кружок бальных танцев (это как раз мы были в шестом классе) мы — и мальчишки, и девчонки с удовольствием ходили на кружок. Нам всем очень нравилось»

Учителя нашей школы, работавшие с Артемовым В.В., с кем мы беседовали, все отмечали его желание передать всю массу знаний детям. Он не любил заполнять классные журналы, и завуч школы не раз ругала Владимира Васильевича, для него это была скучная работа. В течение двух лет он руководил партийной организацией учителей Михайловской средней школы. Больше всего он любил организовывать литературные встречи, шахматные турниры, выступать перед своими коллегами, Елена Геннадьевна Осипенко (Егорова)28 пишет в своих воспоминаниях о том, как Владимир Васильевич читал и часто читал на ходу «…и это была не рисовка, а стиль жизни, экономия времени».

Кроме того В.В. Артемов составлял списки литературы, которые он называл «Золотым» и «Серебряным», но мы их пока не нашли. Есть желание восстановить. Суть этих списков состояла в том, что эту литературу должен знать любой интеллигентный человек. В приложении №3 мы помещаем «Духовное завещание поколениям», написанное Владимиром Васильевичем. Вот некоторые строки из него «В бессмертных книгах есть ответ на сложности любого века. Без человека книги нет, и нет без книги человека…». Это слова учителя литературы.

III Заключение

Цель нашей работы: доказать, что Владимир Васильевич Артемов учитель с большой буквы. Думаем, что мы достигли поставленной цели. Владимир Васильевич был Учителем:

  1. он прививал любовь к чтению у своих учеников;

  2. рассказывал и читал так, что все замирали;

  3. его ученики умели рассуждать и отстаивать свою точку зрения;

  4. его учеников можно назвать образованными людьми;

  5. он поражал всех своей неординарностью, поэтому заинтересовывал детей в своем предмете;

  6. он был внимателен и заботлив к ученикам.

Работать нам было интересно, мы познакомились с прекрасными людьми, читали стихи Е.А. Евтушенко, работали в районном архиве и библиотеке.

Исследования, связанные с именем Артемова В.В. можно продолжать и посвятить тому, каким он был литературоведом.

IV Список используемых источников информации

I. Опубликованные материалы:

  1. Не окликайте уходящих. Памяти Владимира Артемова. Сб. Библиотека журнала «Камены» - Иркутск, 2000. – 203с.

II.Неопубликованные материалы:

  1. Архивный отдел администрации Черемховского районного муниципального образования, фонд 133, опись1 Личный фонд Артемова Владимира Васильевича (10.12. 1944 – 09.12 1989), учителя русского языка и литературы Михайловской средней школы:

    1. дело 1 Личные документы Артемова Владимира Васильевича (трудовая книжка, диплом, удостоверения характеристики 17 июня 1961 – 10 декабря 1994)

    2. дело 2 Почетные грамоты Владимира Васильевича Артемова за успехи в деле воспитания подрастающего поколения, пропаганду основ марксизма – ленинизма, активисту физкультурного движения, по шахматам, выданы ректором университета марксизма – ленинизма Иркутского обкома КПСС, зав. районо, председателем исполкома районного Совета народных депутатов, секретарем ГК ВЛКСМ, директором школы (18 июля 1985 – 14 декабря 1986);

    3. дело 3 Личная переписка Артемова Владимира Васильевича с родными и друзьями (26 декабря 1967 – 16 октября 1988);

    4. дело 6 Публикации, посвященные памяти Артемова Владимира Васильевича;

    5. дело 9 Дипломная работа Владимира Васильевича Артемова «Основные этапы идейно-художественной эволюции поэзии Евгения Евтушенко» 1971;

    6. дело 11 Духовное завещание поколениям, рукопись 25 февраля 1987;

дело 13 Прижизненные публикации об Артемове Владимире Васильевиче в СМИ (10 октября 1969 – 16 февраля

III.Информаторы:

  1. Аносова Л.В., учитель математики МКОУ СОШ №3п. Михайловка;

  2. Артемова Л.С., жена Артемова В.В., проживает по улице Привокзальной, дом 5, кв. 3 .

  3. Бердникова С.Г., учитель физики МКОУ СОШ №1п. Михайловка;

  4. Блашкевич (Малышевич) О.А., выпускница Михайловской средней школы 1987года;

  5. Булдин Ю.Н., выпускник Михайловской средней школы 1989года;

  6. Веретенина Г.Г., учитель географии МКОУ СОШ №1п. Михайловка;

  7. Мухорина Е.В., учитель литературы МКОУ СОШ с. Нижняя Иреть;

  8. Осипенко (Егорова) Е.Г., выпускница Михайловской средней школы 1989года;

  9. Пестерева (Остапчук) И. Л., выпускница Михайловской средней школы 1988года;

  10. Писканова Н.П., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3п. Михайловка;

  11. Рогачева (Полищук) Л.В., выпускница Михайловской средней школы 1989года;

  12. Тарасова Л.Н., учитель английского языка МКОУ СОШ №1п. Михайловка;

  13. Юргина (Голышева) И.А., выпускница Михайловской средней школы 1989года;

  14. Чернышев А.К., директор Зерновской средней школы в 70-е и первой половины 80-х годов 20 столетия, учитель обществознания МКОУ СОШ с. Зернового.

Приложение 1 Владимир Васильевич Артемов Приложение 2 Владимир Артемов, Евгений Евтушенко, Людмила Артемова, г. Зима Приложение 3 Духовное завещание поколениям

1 [III-1,С.161]

2 [III-1.C. 66-69]

3 [I-2]

4 [III-1.С.67]

5 [III-1.С.67]

6 [III-1.С.67]

7 [II-1d]

8 [III C.28]

9 [II-1a]

10 II -1a]

11 [III-1]

12 [I-1]

13 [I-4]

14 [I-14]

15 [I-6]

16 [I-7]

17 [II-1a]

18 [I- 8]

19 [I-13]

20 [I-4]

21 [I-13]

22 [I-11]

23 [I-11]

24 [I-5]

25 [I-4]

26 [I-11]

27 [I-13]

28 [I-8]

20