III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЭТО РОДИНА МОЯ
Асфандеева Р.Н.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF



Разбежались дома и домишки

Переулки - проулки смешав.

Захотели без улиц - границы

Как в тайге, где попало стоять.

Ф. Абдиянова.

Глава I. ВВЕДЕНИЕ.

Судьба страны зависит от людей, сознательно и творчески созидающих настоящее и будущее. История страны, села, города, поселка, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. Картина жизни страны будет не полной, и не совсем достоверной, если для её изучения использовать лишь официальные материалы, сообщения, хроники. Для объективности следует учесть также рассказы людей, не только о людях, но и о селах, городах.

Цель данной работы изучение история развития с. Узянбаш Белорецкого района; освоение духовных и культурных ценностей моей малой Родины.

Актуальностьработы заключается в том, что каждый житель села должен не только знать название села и улиц, но и знать историю его создания.

Объектом является село Узянбаш Белорецкого района РБ.

Предмет исследования: историческое прошлое и современное состояние родного села.

Гипотеза: знать историю своей малой Родины, помнить о своих истоках - проявление любви к ним.

Задачи:

  • Способствовать осознанию особенностей исторического анализа событий;

  • Воспитание патриотизма;

  • Развитие интереса к родному краю, его истории;

  • Изучить литературу, дополнительные источники;

  • Овладение навыками работы с архивными документами, материалами из фондов музеев.

В данной работе я в основном использовала архивные документы, воспоминания сторожилов, а также книга Хасанова З.С.

Глава II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Географическое расположение.

Если мы посмотрим на географическую карту Башкортостана, то не заметить территорию Белорецкого района не возможно. Горы и долины, скалы и ущелья, водные потоки, и леса… Благодатный край! (приложение №1)

Республика Башкортостан Белорецкий район поселок Узянбаш, Географические координаты: Северная широта: 53*41' Восточная долгота: 58*15'

Высота над уровнем моря: 735 м. (приложение № 2)

С 1 января 2006 года Узянбаш утратил статус поселка, стал селом. Численность населения по переписи 1989 г. –860 ч., на 01.01.2016 г. – 763 ч.

Узянбаш расположен на юго-восточной части Белорецкого района. Официальное название получил в 1946году. Раньше называли эту местность Рязьским мастерским лесозаготовительным участком Магнитогорского леспромхоза. А название Узянбаш возникло от названия реки Северный Узян, так как исток, находится в недалеко от села (приложение №3 ). Это небольшой ручей, силу набирает по пути следования, когда с окрестных гор впадает множество других горных ручьев.

Также есть другая версия происхождения названия Узянбаш, оно возникло от того, что «узяк» в переводе с башкирского на русский означает «долина». Если хорошо присмотреться, то с 3-х сторон начинается долина, которая тянется на многие километры, поэтому Узяк башы со временем с искажением стали называть Узянбаш. И в переводе с башкирского означает "Исток Узяна". Это одно из самых высоких сел Южного Урала. Выше живут только в посёлке Верхнеаршинский и нескольких других. Деревня растянулась вдоль на 5 км, и нижний конец деревни находится на высоте 600 м, а верхний на высоте 735 м.

2.2. Корни.

Современное село состоит из 2-х частей - «Старый Узянбаш», «Новый Узянбаш» или как его называют жители старого Узянбаша - «Участок».

( приложение 4)

Я решила заняться изучением истории своего села, не с проста. Мой прадед, очень много рассказывал мне о Узянбаше, о его прошлом. Он уроженец этих мест. От него я узнал также и о старожилах села. И уже начав работать, мне передали бумагу из архива Узянбашского лесопункта Магнитогорского леспромхоза – «Выписка из протокола заседания по установлению годового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет на 1 января 1959 года». Так у меня появился список людей с кем можно побеседовать И их яркие воспоминания очень помогли мне, в ходе моего исследования. (приложение № 5,6).

До появления современного поселка Узянбаш (1946 г), существовала деревни Узянбаш, о ней очень мало сведений, и она располагалась примерно на расстоянии 5 – 7 километров, но точно известно, что в 1900 году, деревня с таким названием уже существовала. Я нашла этому доказательство. При академии наук города Иркутска храниться книга, переизданная в 1953 году, первоначально она была напечатана по определению Оренбургского статистического комитета. Это «Списки населенных мест Оренбургской губернии по сведениям собранным от полиции, волостных и станичных правлений в 1900 году». Так вот, в списках Оренбургской губернии Верхнеуральского уезда Тептяро – Учалинской волости есть д. Узянбаш. В Узянбаше было 8 дворов, в них проживало 31 человек, деревня располагалась на реке Узян, она находилась в 120 километрах от уездного города – Верхнеуральска.

(приложение № 7)

А в книге «Память, том 7» (Уфа. Китап.1995г.) есть запись, которая гласит – Хафизов Галимьян Алсынбаевич 1926 года рождения. Уроженец п. Узянбаш Белорецкого района, рядовой стрелок, пропал без вести в июле 1944 года (этот факт, подтвердил его брат Сальман Алсынбаевич, но еще до конца не выяснено, почему уроженец Узянбаш, т.к. они были жителями х. Хафизкин).

«Старый» (Узянбаш) образовался чуть дальше нынешнего места положения и назывался – Хафизов хутор по фамилии большинства жителей. На хуторе насчитывалось приблизительно 15 дворов. Он был распложен в горнолесном районе Южного Урала и именно поэтому, он относиться к смешанному скотоводческо-лесопромысловому хозяйству.

Как отмечают Р.Г.Кузеев и Р.З.Янгузин, с наступлением весны башкиры горнолесной зоны Башкортостана со скотом покидали деревни, чтобы скот после зимы мог набрать силу. Башкиры, имевшие небольшое количество скота, кочевали недалеко от места жительства к ним и относились жители хутора. В табуне были лошади, коровы, овцы. Что касается коз, то их практически не было, они появились во время Великой Отечественной войны. Жилище были изготовлены из срубов (бурама). Они изготовлялись из сосны, однако фундамент и крышу делали из бревен ели, ввиду прочности и долговечности материала. Размер сруба был небольшим (4×5 м. или 5×5 м.).

Зимой на заводы вывозили заготовленные летом лес, а так же вили из мочала веревки, ткали рогожные кули и мочальные попоны, мастерили различные деревянные изделия: санные полозья, колеса, дуги, коромысла и т.д. Например жители д. Узянбаш возили на Узянский и Белорецкий заводы срубленный лес, уголь, деготь. Заготовленные доски возили в степные районы на продажу, либо обменивали на зерно.

В начале 1934 года была создана артель «16 лет Октября» (« На старом Узянбаше»). Люди собирали живицу, кору, делали бочки, плели коробушки из веток черемухи (из воспоминании Гайнетдиновой Хуснямал). Время было тяжелым. Техники не было, ее заменяла лошадь, корова на них и работали, возили лес. Пилили лес ручным способом.

2.3. Гражданская война и наш край.

1918-1920 годы - это годы ожесточенной гражданской войны, вызванной расколом российского общества на два лагеря. Войной была охвачена подавляющая часть территории огромной Российской империи. В военных действиях участвовали миллионные армии красных и белых.

В ходе гражданской войны решалась судьба России и в том числе и Башкирии. Великое множество мест, где скрывались самостоятельные ополчения из народа, называвшие себя Красной армией. Они залегали в леса, в горы, тем самым осуществляли противостояние белой армии. Одним из таких мест, где сами горы стали свидетелями тех событий, стала небольшая гора между Хафизкиным хутором и Старым Узянбашем. Место это называется « Гора Муртазина». Официального названия гора в документах не имеет, потому что это микротопоним. По словам Галиуллина Ишмурзы Авхадиевича, я узнала, что во время гражданской войны в этих краях был Муса Муртазин со своим отрядом. Именно на берегу речки сев. Узян, вблизи этой горы они сделали привал на несколько дней. У них кончились продовольствия и боеприпасы. Там произошла схватка, Муртазин сдался в плен к белым. Люди стали называть его предателем. Но он вернулся к своим и не с пустыми руками, а с продовольствиями и патронами. Алсынбаев Абдулла и Галиулин Ишмурза Авхадиевич, жители Узянбаша, в детстве нашли штык на горе Муртазина. Но они не знали, что это послужило бы доказательством тех событий о том, что вблизи поселка Узянбаш действительно происходил бой. Штык остался у Абдуллы Алсынбаева. Он умер в 1982 году и, неизвестно, где находится штык в настоящее время.

Вот что я узнал из справочников: Муса Лутович Муртазин, с 20 февраля 1891 года рождения, уроженец деревни Кучуково Кулебяк -Телевской волости Верхнеуральской губернии, ныне Учалинского района РБ. 1912-1917 годах служил в армии. Участник 1-го Всероссийского мусульманского съезда в Москве (май 1917г.). Член Временного Революционного совета Башкортостана, организатор милиции Тамъяно- Катайского кантона (значит на самом деле он мог побывать в наших краях). Командир эскадрона полка башкирских войск (1918г.), сторонник башкирского национального движения за автономию. В апреле- августе 1919года командир Башкирской кавалерийской бригады в армии А.В.Колчака. При переходе башкирских войск на сторону Красной Армии (февраль 1919г.) Муртазин со своим полком в силу обстоятельств вернулся к белым, вторично перешел на сторону Красной Армии 25 августа 1919 года. Бригада Муртазина участвовала в борьбе против крестьянских мятежей, в советско-польской войне (1920). Награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени, золотыми часами, серебряной шашкой с дарственной надписью. 31 мая 1937 года арестован, 27 сентября 1937 года расстрелян. Реабилитирован в 1959 году посмертно.

Горой Муртазина – Маленький камень стали называть узянбашцы только в семидесятые годы. (приложение № 8) Видимо, это связано с тем, что имя Муртазина запрещено было до сих пор. Но старожилы сохранили его доброе имя. По обе стороны этой горы расположены два кладбища, созданные примерно в эти годы: одно мусульманское, другое православное.

Итак, гражданская война затронула и мои родные места. Она оставила след в названиях географических объектов и памятников природы. Свидетелями всех событий гражданской войны остались немые предметы, природные памятники и, конечно, рассказы старожил.

2.5. Великая Отечественная война.

Тяжелым испытанием для нашего народа была Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Весь народ поднялся на защиту Отечества – воины не жалели жизни на полях сражений, партизаны громили врага на оккупированной территории, в тылу люди день и ночь работали , выполняя призыв : «Все для фронта, все для победы!» Дети и подростки не отставали от взрослых – проявляя героизм, работали на полях и заводах, сражались в партизанских отрядах.

С Хафизкина хутора проводили на войну летом 1941 года Хафизова Галимьяна Алсынбаевича 1926 года рождения, на фронте он был рядовым стрелком, в июле 1944 года пропал без вести, вместе с ним ушли еще два парня, они уроженцы деревни Шигаево. Один – это Узянбаев Газзам Узянбаевич, 1913 года рождения, он пропал без вести в августе 1941 годов, а о судьбе второго мы ничего не знаем.

Почему же шигаевских парней отправили из наших мест? Ответ на этот вопрос очень прост. Дело в том, что в то время земли в окружности п. Узянбаш принадлежали башкирам Шигаевской общины Тамьян – Катайского кантона и поэтому они выезжали на летневки в район горы Кага – Таш. Весть о начале войны они встретили там. И трое молодых парней перед отправкой на сборный пункт в город Белорецк, поднялись на вершину горы, попрощались с родными кроями, оставили метку (надпись на скале).

Ожесточенные бои шли на земле и воздухе, а в тылу женщины, подростки, старики трудились, не покладая рук. Много трудовых подвигов в тяжелую годину совершали они не замечая того. Основная тяжесть работы легла на плечи женщин. Они заменили своих мужей, отцов и братьев за станком, за рулем трактора и комбайна, за плугом производительности труда, выполняя в день по 2 – 3 нормы. В настоящее время, им присвоен статус «Труженики тыла». Всего в поселке их проживало 37 человек. Живых осталось 16 человек. А из ветеранов Великой Отечественной войны, в живых один человек, мой прадед Абуталипов Хасан Абубакирович.

2.5. Строительство нового поселка.

Копаясь в школьном архиве, стараясь найти подтверждение фактов, запуталась еще больше, т.к. появились новые незнакомые названия – «Черный барак», «Шпалорезка» и другие. Решили встретиться со старожилами.

( приложение № 10) Маврин Николай Александрович, переехал из деревни Майгашты Абзелиловского района Баш. АССР на Шпалорезку в 1946 году. Прежде всего, нужно выяснить, что это такое, ведь ближайшая железная дорога в 45-и километрах. Вот о чем я узнала: «Закончилась Великая Отечественная война. Страна переходила на мирные рельсы, нужно было восстанавливать промышленность, повсюду стройки. Челябинская область, трест «Магнитстрой» заключают договор с Баш. АССР на аренду земель, для обеспечения лесом, строительным материалом город Магнитогорск. Вот тогда-то и начинается строительство временного рабочего поселка, это сейчас современный Узянбаш.

Теперь нужны рабочие руки, люди со всех мест потянулись к месту будущего поселка, там уже проживало несколько семей, в основной массе это были рабочие, прибывшие по вербовке из разных регионов нашей большой страны. Вспоминает Гайнетдинова Х: «Бросила школу, чтобы заработать на одежду, на еду, в то время многие уходили из школы. Работа была, можно было заработать денег. Продуктами Узянбаш снабжали хорошо, как в то время говорили «Магнит – Челяба». Жить стало легче. Намного лучше, чем в колхозах, особенно в д. Хусаиново, соседней деревни, они приходили к нам, старались обменять ведро зерна на деньги. Ведь им нужны были деньги для уплаты налогов. Налог в то время был большой 1000 рублей за год, а еще 30 кг. мяса, 10-15 кг. масла сливочного, 100 штук яйц, шерсть. Налог платили в Шигаевский с/совет. Лошадь держать не могли (очень большой налог). Работали на коровах (возили дрова, сено)». Подтверждение этих слов я нашла в книге Я.Хамматова «Карьера».

Тогда директором магнитогорского леспромхоза был Г.И. Гаврилин, главным инженером А.Г. Петров, начальником лесозаготовительного участка Ю.Э. Богач. Построили контору, столовую – это центр «Участок». Где была артель – «Старый». От Участка, приблизительно 2-3 километра, было отделение Шпалорезка. Там было построено два барака, где было несколько комнат, в каждой комнате проживало 2-3 семьи. Главное достояние Шпалорезки – пилорама, но пилила она не доски, а шпалы для железной дороги ( в то время строилась железная дорога Магнитогорск – Белорецк). В настоящее время там уже ничего нет, небольшая поляна, да полусгнившие столбы для электричества». ( приложение №11)

Заготовка леса велась малыми звеньями с раскряжевкой в делянках и трелевкой бревен до дороги на лошадях. Там вручную грузили лес на автомобили и отправляли в город Магнитогорск. Дорога была очень сложной, т.к. нужно было преодолеть горный хребет Крых – Тау , со стороны поселка был очень крутой спуск. С одной стороны отвесная скала, с другой пропасть. Водители боялись ездить, каждый рейс преодолевали с трудностями. Многие вылезали из кабины, держали руль, стоя на подножке. Чтобы в случае опасности выпрыгнуть из машины. Начальство приезжало на Участок на легковых автомобилях. Впоследствии у железной ветки на Кусимовском руднике построили нижний склад и лес начали отгружать вагонами.

С первых же дней началось интенсивное строительство жилья: 2-х, 4-х квартирных домов и бараков, где количество квартир превышало десять. Квартиры предназначались семьям рабочих, до этого жили в палатках. Построили лесопильный завод, на котором действовали 5 мощных по тому времени пилорам, автогараж, электростанцию. Из воспоминаний Гайнетдиновой Х.: «Все радовались, удивлялись такому яркому свету, он был сильным, что лампочки быстро перегорали. Это было в 1948 году. В Узянбаше был смешанный, непроходимый лес». Большое внимание уделяется строительству социальных объектов. Вспоминает Асфандеева Галиябану Билаловна: «В Узянбаше я с 1948 года, клуб, почта, контора была, где сейчас проживает Саитгалин Ниязбай. Стульев, скамеек не хватало, поэтому приносили из дома. В клубе всегда был народ, всегда переполнен: собрания, концерты, конечно же, кинофильмы. Жители это очень любили. Жили весело. Сейчас все за грибами, ягодами ходят самое близкое расстояние – 1-2 км. А тогда собирали прямо в поселке. Лес был везде. Также позже сделали плотину возле гаража. Так появился большой пруд, в котором ловили рыбу (а сейчас – это большая лужа), ( приложение № 12) зимой там делали каток, и на Новый год – ставили большую пушистую елку, она еще вращалась вокруг своей оси».

В 60- 70 е годы в поселке было невероятное количество детей, были семьи, где было по 8- 10 детей. Зимой к вечеру большой замерзший пруд был весь усеян детьми разных возрастов. Ребята повзрослее умудрялись еще по первому льду вбить в дно водоема длинный металлический стержень, закрепить его на льду при помощи системы из колес от разных сеялок, к верхнему колесу прикрепить рычаги для вращения и длинную слегу (жердь) с привязанными к ней санками. Получалась очень мощная центрифуга. Удержаться на санках, которые усилиями трех или четырех человек у вращательного колеса начинали бешено летать по кругу, было очень сложно. Если упорствовать, то скорость вращения еще усиливалась, центробежная сила становилась неодолимой, и это оканчивалось отделением от санок и стремительным полетом сквозь невообразимо плотную толпу тех, кто тут же рядом умудрялся кататься на коньках, играть в хоккей, просто бегать и толкаться. Особое удовольствие состояло в том, чтобы спровоцировать на испытание кого-нибудь из взрослых мужчин. Один как-то просто сел на санки лицом к центру круга в надежде, что сильными руками удержится за жердь. Так что лететь ему пришлось кувырками назад, и при этом снести не менее десятка детей (которые все были в восторге от такого приключения).

Летом на большом лугу можно было оглохнуть от криков детей, игравших одновременно несколькими командами в лапту простую, в лапту круговую, в салочки, в садовника, в ручейки, в прятки… А взрослые тем временем играли в волейбол.

В сельском клубе ежедневно показывали по два кино, либо одно и то же кино дважды. Первый сеанс начинался, в 7 часов. Он был для детей. На этом сеансе зрительный зал был всегда наполнен репликами, рыданиями, криками, восклицаниями. Так, при демонстрации сцены о зверствах тевтонов в кинофильме «Александр Невский» девочки начинали громко плакать навзрыд. Потом, например, появлялась наша конница – и зал криками дружно подгонял лошадей, чтобы они скакали быстрее. При появлении на экране тевтонского рыцаря зал взрывался проклятиями, а при сцене гибели такого рыцаря громко звучали злорадные, насмешливые, победоносные выкрики. Билет на детский сеанс стоил пять копеек. (приложение № 13)

Такой же точно фильм для взрослых стоил уже двадцать копеек. На сеансе для взрослых в зале было намного тише. Дети могли тоже попасть на фильм для взрослых, но только если на афише не было сделанной от руки приписки «кр. дет. до 16 лет» - «кроме детей до 16 лет». Правило 16 лет соблюдалось очень строго. После взрослого сеанса в клубе начинались танцы. А после закрытия клуба юноши и девушки шли еще и на «пятачок» - на скамейки под деревьями недалеко от клуба.

Была рабочая столовая, пекарня, больница. Магазин, почта, д./сад (приложение № 14), (обратите внимание на портрет И.В.Сталина. Воспитатель Дорожина А.Ф.). Была налажена телефонная связь.

До 1948 года существовала школа на «Старом» (начальная обучение велось на башкирском языке). Позже Была образована семилетняя школа Магнитогорского леспромхоза.В школе были длинные парты, а еще там давали кушать: хлеб, картофель. И поэтому дети старились не пропускать занятия. Школы находились в приспособленном здании, затем построили здание, школа называлась Магнитогорская семилетняя школа, первый выпуск состоялся в 1952 году (7 человек ), В 1960 году школа становиться восьмилетней, переименована в Узянбашскую.

В 1971 году была построена новая школа в которой открывается 10 класс, школа становится средней. К 40-летию со дня победы в школьном дворе был поставлен обелиск. И с 2013 года в селе функционирует современная школа, которая соответствует всем параметрам. (приложение 15)

В 1959 году Магнитогорский леспромхоза изменил статус, и становиться лесозаготовительного пункта. Тогда Узянбаш был благоустроенным рабочим посёлком лесозаготовителей. Вооруженность лесозаготовительной техникой и организация производства были на передовом уровне (приложение 16)

В лесу работали мало комплексные бригады. Лес валили и резделывали бензопилами «Дружба». Лес к ж/д вывозили на МАЗах, сортиментами позже КРАЗ. Тогда же начали осваивать хлыстами на нижний склад в Белорецк. Фактически в те годы сложилась технология лесозаготовок, которая не претерпела каких-либо значительных изменений до нынешних дней. За прошедшие более 40 лет заменялись лишь бензопилы, трактора, бульдозерные, лесовозные автомобили, погрузочные механизмы на более мощные и производительные. Бензопилы «Урал», трелевочные трактораТТ-4,челюстные погрузчики и авто лесовозы «Урал».

После образования в 1960 году Белорецкого леспромхоза Узянбаш находился под постоянным вниманием райкома партии и исполкома райсовета. Башкирия строилась, республике нужен лес. Лесопромышленные предприятия Белорецкого района быстрыми темпами наращивали объёмы лесозаготовок. Узянбашский лесопункт с 40 тысяч кубометров в 1960 году нарастил объёмы до 120 тыс. кубометров к 1990 году. Были победителями социалистических соревнований, неоднократно вручали переходящие красное знамя

Построенный из древесины Узянбаш стал стареть. Требовалось его обновления, стоящее больших затрат. Средства на это нашлись. Особое развитие перестройки началось в 1975 году, с приходом к руководству Белорецким леспромхозом Н.И.Шуняева, при нём снесли бараки, появились 2-хквартирные дома, магазин СДК - 1975 году, столовая. В 1990-1991 годах сданы в эксплуатацию новые линии электроснабжения, АТС на 100 метров, пекарня. Свинарник: подсобное хозяйство.

2.6. Люди поселка

Узянбашский лесопункт всегда славился руководящими и рабочими кадрами. В 1960 году мастерский участок принял Б.С.Антипов, у мастера С.С.Симакова впоследствии он стал генеральным директором комбината «Башлес»). Будущий директор Уфимского РМЗ Никитин Г.Д., начинал трудовую деятельность в качестве старшего механика, начальник лесопункта Р.Ф.Тугушев, который руководил лесопунктом 27 лет, завоевав любовь и уважение лесорубов. Имеет множество правительственных наград «Орден трудового Красного знамени», «Дружбы народов», заслуженный работник лесной промышленности. Кавалеры ордена Трудового Красного знамени: - Бабушкин Григорий Иванович , Загретдинов Анвар Халимович – операторы погрузки. Единственный в районе Герой Социалистического труда в лесной промышленности Д.С.Янгиреев тоже прославил трудом Узянбаш. Ни мало можно назвать фамилий людей трудившихся на благо родного поселка.

Но в настоящее веремя, Узянбаш переживает упадочный период в своей истории. Все объекты соцкультбыта СДКа, магазины, переданные в собственность муниципальной власти, оказались в состоянии разрухи из-за экономического кризиса.

Лес вырублен и вывезен. Некогда оживленный и большой поселок Узянбаш тихо угасает. Последним вздохом жизни выглядит на фоне всеобщего разорение воздвигнутая здесь мечеть».

Есть опасение, что и с. Узянбаш может постигнуть участь многих поселков лесозаготовителей, как Катарыж, Средняя Тюльма, от которых остались на память только название. Но все, же хочется верить в будущее родного поселка!

Глава III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная работа направлена на сохранение исторической преемственности поколений, развитие гордости за родное село за деятельность земляков, внесших значительный вклад в развитие лесной промышленности республики.

У каждого человека есть своя малая Родина – город, посёлок, село. Любовь к родному краю позволяет обратить внимание на природу, хозяйство, историю, культуру села, что позволяет задуматься человеку о разумном использовании природных богатств, формировать потребность бережного отношения к культурному наследию своего края.

Мы любим свое Отечество. Любить его - это, значит, любить тот край, то географическое пространство, где человек родился, получил первые жизненные впечатления, испытал первые радости и горести. Кто мы, где наши корни, каков наш путь? Над этим вопросом задумываются многие.

Я пришла к выводу, что история нашего села интересна и удивительна. Если нам не безразлична судьба этого уголка малой Родины, то нам необходимо знать историю его. Для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы мы знали свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык. Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.

И в последнее время не только дети, но и взрослых стремятся узнать историю своего народа. Ведь совершенно очевидно: если люди знают историю родного уголка, они умеют ценить его прошлое, любить настоящее и вносят свой вклад в развитие любимого края.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Административно- территориальное устройство РБ» - Уфа – 1999 год

  2. Архивные документы.

  3. «Башкортостан краткая энциклопедия»: Уфа – 1996 год.

  4. «Белорецкая энциклопедия»: Белорецк – 2007 год.

  5. «Белорецкий рабочий» - газета.

  6. Воспоминания сторожилов села Узянбаш.

  7. Журналы «Бельские просторы» - № 9, 2002 год стр. 168.

  8. Интернет – ресурсы.

  9. «Память, том 7» (Уфа. Китап.1995г.)

  10. «Списки населенных мест Оренбургской губернии по сведениям собранным от полиции, волостных и станичных правлений в 1900 году».

  11. Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения М.Г.Муллагулова. – Уфа: Гилем, 2008. – С.179 – 182.

  12. Хасанова З.С.. Хозяйство башкирского населения горно-лесной зоны Башкортостана (конец XIX – начало XX вв.) // Материальная культура башкир и народов Урало-Поволжья:

  13. Хамматов Я.Х. – «Карьера» - Уфа. 2005 год.

  14. Шуняев Н.И. «Этапы большого пути»: Белорецк – 2002 год.

Приложение №1. Въезд в село.

Приложение №2

Приложение№ 3. Исток реки с. Узян.

Приложение № 4. «Участок» и «Старый Узянбаш».

Приложение №5. Архивный документ. Список работников.

Приложение № 6.

Список старожилов с. Узянбаш.

  1. Абуталипов Х.А.

  2. Абуталипова М.И.

  3. Гайнетдинова Х.А.

  4. Гареева Д.К.

  5. Старостина В.В.

  6. Маврин Н.А.

Приложение № 7. «Списки населенных мест Оренбургской губернии по сведениям собранным от полиции, волостных и станичных правлений в 1900 году».

Приложение № 9. Гора Муртазина.

Приложение № 10. Сторожил Маврин Н.А.

Приложение №11. «Шпалорезка»

Приложение №12. Сельский пруд.

Приложение №13. Сельский клуб. 1963 год.

Приложение № 14. Детский сад. 1952 год.

Приложение № 15. Здание старой и новой школы.

Приложение № 16. Техника.

Приложение № 16. Обрубка сучьев. Лесозаготовительная техника.

Вальщик леса.

20