III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ САМОЙ РУССКОЙ ЗИМНЕЙ ОБУВИ
Новикова Л.В.
Автор работы награжден дипломом участника конкурса
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Валенки в России были незаменимым атрибутом гардероба - как царского, так и крестьянского. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в русской культуре валенки – это явление почти национального масштаба. Популярны ли валенки в наши дни? Это вопрос мы задали жителям нашего поселения.

Респонденты младшего и старшего возраста ответили в защиту валенок. Школьники же отдают предпочтение угам и кроссовкам, потому что они показывают индивидуальность обладателя данной обуви. Но валенки они отмечают как обувь удобную и теплую. Как же сделать эту обувь еще и красивой, эксклюзивной?

Цель: создание авторского проекта валенка«Уральский оберег»

Задачи:

  1. Узнать историю происхождения валенка.

  2. Изучить технологический процесс производства валенок.

  3. Изготовить дизайнерские валенки.

Гипотеза: могут ли валенки вернуть к себе любовь среди всех возрастов населения в XXI веке

Предмет исследования - русские валенки

Методы исследования:

- поисковый (изучение экспонатов историко-архитектурного и художественного музея в г. Кунгуре );

- аналитический (изучение специальной литературы и условий осуществления исследования).

Глава 1. Из истории русской обуви

Какая обувь лучше — животного или растительного происхождения? Растительная обувь долгое время была доминирующей у нас: лапти из липового лыка, полотняные опорки, льняная либо конопляная бечева. В этой обуви сплелись две культуры хозяйствования: славянская и угро-финская.

Издавна известна нам и кожаная обувь — сапоги. И мужские и женские, и праздничные и обыденные, и для мирной работы и для ратного труда. (Приложение 1)

Наши контакты с: печенегами, половцами, хазарами, народами войлочной цивилизации (их так и называли — «люди войлока»), привели к довольно широкому распространению войлока, в том числе в качестве обуви (чуни, коты, валенки). (Приложение 2)

«Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти», такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Валенки — это традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу [4]. Непосредственной предысторией валенка следует считать пытливые пробы соединить идею войлочных башмаков (котов, чуней) с формой сапога. Сначала войлочные сапоги просто сшивались: к войлочному башмаку приторачивалось войлочное голенище. Комбинация уже напоминала валенок, но была очень непрочной, а потому и непрактичной. Валенкам в том виде, как мы привыкли видеть их, всего-то около двухсот лет. Умельцам и чудодеям валяльного дела в Семеновском уезде Нижегородской губернии удалось то, что казалось невероятным — цельноваленый сапог с высоким голенищем.

Петр I хоть и смотрелся в окно в Европу, как в зеркало, однако ж обувь предпочитал исконную, русскую. Наутро государь первым делом приказывал принести сапоги из войлока - теплая обувь улучшала циркуляцию крови. Именно во время его правления пимокатное производство в России приобрело широкое распространение. Екатерина Великая имела первые пимы, которая она носила под кринолиновым платьем на своих больных ногах. Для нее специально изобрели мягкие чесанки из тонкой шерсти. А российская императрица Анна Иоановна разрешала надевать валенки придворным дамам к парадному платью. [9]

Размеры нашей страны придавали валенкам большое разнообразие, но был еще и местный колорит. Сибирские пимы - зимняя обувь местных народов. Высокие сапоги из камусов (шкур с ног оленя) мехом наружу. (Приложение 3) Татарские валенки необычайно тонкие, прочные, красивые, расписные, нарядные. Существует особая техника мушки расписывать валенки - красным по белому. В таких валенках не топать - летать над сугробами. (Приложение 4)

Таким образом, размеры нашей страны, предали валенкам большое разнообразие и местный колорит.

Глава 2. Музеи валенок в России

Музеи валенок в России существуют в городе Москва и городе Мышкин. Первый музей валенок, зарегистрированный в министерстве культуры, — в Москве «Русские валенки», на Павелецкой. Здесь рассказывают историю зарождения и процветания этого промысла в нашей стране, демонстрируют «хай-технологии валенководства»: показывают вручную, что такое сухая валка, а по видео - мокрую валку, два вида этого несложного, но тонкого производства позволяют проследить путь рождения валенка от груды овечьей шерсти до готового изделия. История, традиция и современность исконно русской обуви представлена в музее ярко, увлекательно и познавательно. Экскурсия в музее интересна всем - "от мала до велика". Дети в восторге от лозунга «Трогать руками - обязательно!». Подростки рады примерить и запечатлеть себя на фото в расписных валенках и войлочной шапке. Пенсионеры "отдыхают душой", вспоминая юность, слушая забытые звуки патефона и подпевая Лидии Руслановой всем знакомые слова: "валенки, валенки…". И чего только не увидишь в этом музее: тут и самолет из валенка, и паровоз, и валенный домик, теремок. Здесь можно увидеть огромные валенки, расшитые татарским орнаментом для какого-то батыра. Изделиям более сотни лет. Для городских модниц и кокеток - валенки с каблучком, шик середины прошлого века, когда, после войны, всем так хотелось красоты. Стоит и действует тут также оборудование и инструменты: чесальная машина и хитрые приспособления конца XIX в., используемые и по сей день. [9] (Приложение 5)

В 2000 году в небольшом приволжском городке Мышкин (Ярославская область) открылся Музей валенок. Валенки в городе Мышкин делают на протяжении столетий и бережно хранят традиции производства этой обуви, не стремясь сделать ее максимально дешевой в ущерб качеству. Настоящий, исконно «мышкинский» валенок должен быть серого цвета, так как производится из шерсти овцы определенной породы. Серых романовских овец разводят здесь уже очень долго, их шерсть – теплая, густая – идеально подходящее сырье для валенок. Среди экспонатов музея есть не только серые мышкинские валенки. Здесь найдутся валенки всех цветов, созданные в разнообразных стилях. Имеются «модные модели» со шнуровкой или на платформе, а также валенки-коньки и валенки для футболистов в виде бутсов. Есть валенки-игрушки с носами и глазками. При этом практически каждая пара валенок, представленных в музее, вполне пригодна для носки снежной морозной зимой. [5] (Приложение 6)

Миссия музеев в том, чтобы напомнить людям, что наши предки умели взять от природы необходимое по праву, не нарушая гармонии окружающей жизни. Музеи ставят перед собой задачу не только сохранить, изучить и пополнить коллекцию, но и осуществить просветительскую и образовательную деятельность.

Глава 3. Валяльное производство. Промыслы и фабрики.

Валенки— теплые войлочные сапоги сваляные из овечьей шерсти. Они делятся на самовалки и валенки фабричного производства. В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками». Самовалки (чёсанки, катанки) - валенки изготовленные вручную. [1] Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Они мягче, теплее и дороже валенок машинной валки. Их катают из овечьей шерсти естественных цветов - черной, серой, белой. Мягкие и теплые, они не жмут и никогда не садятся. Лучшие самовалки из овечьей шерсти производят в Чувашских деревнях. У каждого умельца свой секрет, и каждая пара получается особенной. [11] Подошва – это самое уязвимое место самовалок, поэтому снизу их подшивают кожей или иным прочным материалом, либо носят с галошами. (Приложение 7)

В начале производство валенок было кустарным производством, в каждой избе своя валяная «фабрика». Валяльщик днями просиживал в тесной каморке, составляя «полуфабрикат», смешивая с шерстью мыло, соду, добавляя слабый раствор серной кислоты. Этот труд был тяжелым ручным, но выгодным.

Достоинство русских валенок и то, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их формы, отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост как валенки». Но это выражение никак нельзя отнести к самому процессу изготовления валенок, требующему невероятно сложных усилий и умений. Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей — травинок, колючек — и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их «платили» — добавляли тонкие шерстяные заплатки. Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви — катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием — для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском. Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь «на вольный дух». [8] (Приложение 8)

Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Так, хорошо, если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром — немалые по тем временам деньги. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Деревня возликовала. До того она и зимой, и летом ходила в лаптях, которых хватало на четыре-пять дней носки, а потом они протирались до дыр. Валенки пришлись деревенским и по ноге, и по нраву, недаром их наделили почти сакральным смыслом: девушки, гадая в крещенский вечерок на суженого, бросали за ворота вовсе не башмачок, а именно валенок, в валенке же перевозили на новое место жительства домового.

В настоящее время в России действуют 24 фабрики, изготавливающие около 5 млн. пар в год, 20% производства сосредоточено на Кукморской фабрике. [9]. Это — не считая единоличного или артельного кустарного производства, учесть и оценить которое просто невозможно. (Таблица 1). Процесс производства валенок:

  1. Стрижка овец. «Весенняя» шерсть (та, которую овцы отрастили за зиму), в отличие от «осенней» - более длинная, в ней много пуховых волокон. Но для производства нужны обе.

  2. Шерсть тщательно промывают и очищают от мусора.

  3. На чесальных станках шерсть прочесывается и превращается в пушистое причесанное шерстяное облако.

  4. Горячие плиты хлопают друг по другу от этого «облако» - свойлачивается.

  5. Далее вручную формируют подошвенную, носочную и пяточную части валенка.

  6. Затем будущие валенки попадают в воду. Постепенно заготовки становятся меньше размером (он уменьшается более чем в 10 раз) и все более плотными.

  7. Для того чтобы валенок приобрел надлежащую форму, столь удобную в носке, его насаживают на механическую колодку и сушат. (Приложение 9).

Для превращения клока шерсти в пару исконно русской обуви, нужно 5 дней упорной работы, 45 технологических переходов. Рабочие 20 специальностей трудятся над ее созданием, чтобы мы могли согреться в зимнюю стужу натуральными экологически чистыми шерстяными валенками. [8]

Глава 4. Уникальный Пермский колорит

В последние несколько лет валенки приобретают статус модной обуви. Валяльные фабрики не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают в валенках: на молнии и на шнуровке, с вышивкой и аппликацией, отделанные бисером и стразами. Валенки появляются и в коллекциях знаменитых кутюрье: В. Зайцева и В. Юдашкина. [10]

Однако не менее ценным остается труд своими руками. Обычная и невзрачная зимняя обувь мгновенно преображается после того как на ней появляется красивый необычный узор или орнамент. А любовь к родной земле дала нам вдохновение связать свой неповторимый рисунок с истоками и колоритом Пермского края.

В 1960-е гг. московский искусствовед В. А. Барадулин, изучая уральские росписи, выделил на Обве центр бытования особой крестьянской росписи, которую он назвал «Обвинская роза».[6]

Авторский проект валенка «Уральский оберег» делает валенок неповторимым. Роспись валенка, которую мы использовали, наделена конкретным содержанием и функциональной значимостью. Для декорирования использовались два вида орнамента: вышивка крестом и вышивка гладью. Основным элементом оформления является Прикамская «Обвинская роза», вышитая гладью. Это не просто цветок с 8 лепестками, это восьмиконечный знак – оберег. Центр цветка желтого цвета символизирует солнце. И является полностью сбалансированным, поскольку с одной стороны закручен «посолонь» – по солнцу, а с другой – «противосолонь». Знак может использоваться как элемент благоприятного гармонизирующего и оздоровительного воздействия на здоровье человека. А в лепестках чередуются зелёный и синий цвета, с белыми вкрапления.[3] Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. В данной работе был выбран орнамент - «крест». Это типичная четырехчастная схема распространения блага в четыре стороны. По цветовой гамме красный по белому фону. [2]

Уникальный колорит нашего изделия весь пронизан радостью, счастьем, светом, жизнью – словно все цветы благоухают в райском саду души пермской (Приложение 10, 11).

Обвинская роспись является ярким и самобытным явлением в народном искусстве Пермского края. Для детального изучения данной росписи мною был посещен Кунгурский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в городе Кунгуре.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Валенки в XXI веке могут стать не только теплыми и удобными, но и красивыми.

Заключение

Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любима всеми, независимо от чина и сословия. Валенки из натурального войлока, сохранив все свои чудесные характеристики, и в настоящее время не теряют своей популярности, оберегая ноги своих «хозяев» от холода, оказывают лечебное и массажное воздействие. А людям «уличных профессий» станут надежной формой одежды.

Просторы нашей страны, предали валенкам большое разнообразие, предавая им местный колорит. Покупателю уже не достаточно держать ноги в тепле. Они хотят получать положительные эмоции и от внешнего вида. Каждый из нас может сделать свой товар (валенки) штучным, эксклюзивным.

«Нет ничего более исконно русского, чем валенки. Сохранять их – значит сохранять русскую культуру» – эта фраза, написанная в книге отзывов одним из посетителей музея «Русские валенки» в г. Москва, стала для нас своеобразным девизом.

Библиографический список

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 7-е изд. М.: Русские словари, 1999.

  2. Барадулин В. А.. Народная роспись по дереву. Перм. книжное изд-во, 1987. 184 с.: ил. (Искусство Прикамья)., Из содерж.: Русские росписи Прикамья.

  3. Барадулин В. А. Обвинская роза (крестьянские росписи Прикамья второй половины19-начала 20 в.) // Сб. тр. НИИХП. М., 1973. Вып. 7.

  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том4./В.И. Даль.-М.: Артель.

  5. Гоголева Е. Мышки и валенки города Мышкина. Журнал «Роман-газета» №10, 2005.

  6. Ильинский путеводитель. Издательство МАМАТОВ, 2011 год.

  7. Кутьев О. Л. Архаические мотивы в крестьянских росписях Прикамья (второй половины XIX - начала XX вв.) // Проблемы и тенденции развития. Верхнекамского региона: история, культура, экономика: материалы респ. науч.-практ. конф. Березники, 1992.

  8. Левинов А. Г. Про валенки. Журнал «География», №4, 2004.

  9. www.valenki.inc.ru

  10. www.patlah.ru@mail.ru

  11. www.specserver.com

Приложение 1

 

 

А. Дейнека. Тракторист

 

Н.П. Богданов-Бельский

У дверей школы

П

А. Рябушкин.

Московская девушка XVII века

риложение 2

 

 

 

Чуни

Коты

Валенки

 

 

Коты

 

Приложение 3

 

Сибирские пимы

 

Приложение 4

Татарские валенки

П риложение 5

 

 

Валенок - самолет

 

 

 

Музей «Русские валенки» в г. Москва

 

 

Валенок - паровоз

 

 

 

Экспонаты в музее

«Русские валенки» в г. Москва

 

Приложение 6

 

 

Музей валенок в городе Мышкин

Валенки - мышки

 

 

,

 

Космические валенки – «унтята», используются в условиях невесомости

Валенки - мышата

 

 

 

Символ г. Мышкин – мышонок на самолете

Экспозиция в музее

 

Приложение 7

 

Ичиги

 

Самовалки с подшитыми пятками, с галошами

Приложение 8

Инструменты для ручной валки

Приложение 9

Свойлачивание овечьей шерсти

Насаживание валенка на колодку

Торбоса

Ичиги

 

Приложение 10

 

Этапы реализации авторского проекта

 

Приложение 11

 

Авторский дизайнерский проект валенка «Уральский оберег»

 

Таблица 1

Фабрики по производству валенок

Производительность (тыс. пар в год)

Кукморский валяльно-войлочный комбинат (п. Кукмор, Республика Татарстан)

800—900

Ярославская фабрика валяной обуви (г. Ярославль)

550—600

Омский комбинат валяной обуви (г. Омск, Омская область)

170

Калужская обувная фабрика (г. Калуга, Калужская область)

150

Егорьевска обувная фабрика (г. Егорьевск Московская область)

100

Калязинская фабрика (г.Калязин, Тверская область)

90

Елецкая обувная фабрика (г. Елецк ,Липецкая область)

80