III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МОЯ ПЕРВАЯ ПЕСНЯ
Кошелева А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Ночью в избе, под напевы метели Тихо разносится скрип колыбели...Месяца свет в темноте серебрится —В мерзлые стекла по лавкам струится...И. Бунин

ВВЕДЕНИЕ

Колыбельные песни знакомы каждому. Однако, у каждого они свои, родные, милые. В них запах детства. В них запах родного дома.

Объектом нашего исследования стали колыбельные песни, а предметом – северные колыбельные.

Цельработы. Изучение особенностей северной колыбельной песни.

Задачи:

  1. Сделать анализ литературы, рассказывающей о колыбельной песни.

  2. выявить особенности колыбельной песни нашего, северного края.

  3. Проанализировать результаты анкетирования.

  4. Создать красочный буклет с колыбельными Архангельской области.

Методы исследования: изучение ианализ литературных источников, Интернет ресурсов, анкетирование, метод математической статистики.

В исследовании участвовали учащиеся и работники Совпольской основной школы деревни Чижгора.

Гипотеза: Мы предположили, что информирование взрослых об особенностях северной колыбельной песни покажет значимость их исполнения для развития и воспитания ребенка.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды исполнения северной колыбельной песни для развития и воспитания ребенка. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны педагогам и всем тем, кто заботится о своих детях.

Глава 1 История возникновения колыбельных

Колыбельная песня существует ровно столько, сколько существует человечество. Они передавались из поколения в поколения, из уст в уста.

Появление колыбельных песен связывают с периодом окончательного перехода от матриархата к патриархату. Они ведут свое начало еще со времен язычества, от традиционных народных верований и обрядов, когда песни для ребенка имели свойство защитных заклинаний. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания – колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать). (4)

Колыбель – зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. (3)

В культуре некоторых народностей было принято, чтобы мать после рождения сотворила для ребенка его особенную, личную песню, которая будет сопровождать и оберегать его всю жизнь.

Таким образом мы выяснили, что колыбельные песни — один из самых древних жанров фольклора и является первой песней ребенка.

Глава 2 Содержание колыбельных

По своему содержанию колыбельные песни делятся на четыре группы:

К первой группе можно отнести песни, которые содержат обращение к ребенку с пожеланием сна, благополучия в жизни, счастья, достатка, с обещанием подарков, гостинцев, вкусной еды:

  1. Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,Живет барин на краю,Живет барин на краю,Он не беден, не богат

  2. Он не беден, не богат,У него много ребят,У него много ребят,Все по лавочкам сидят.

  3. Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят,Кашу масляну едят,Ой, люлю, люлю, люлю...

  4. Каша масляная,Ложка крашеная,Масло льется, ложка гнетсяДуша радуется.

Во вторую группу входят песни, в которых фигурируют образы животных и птиц: обращения с просьбой укачать ребенка – к коту, голубям, галкам; к животным, мешающим ребенку спать, - к петушку, собачке, птицам; а также рассказы о животных и птицах.

Баеньк баенёк,

Баю баюбаюшок,

В огороде петушок.

или:

Бай качи да бай качи,

Под подушкой калачи.

или:

Ой люлень, ой люлень,

По горам бежал олень.

Третью группу составляют колыбельные с мифологическими образами Сна, Дремы, Угомона (рассказ о них или просьба поскорее угомонить ребенка.) Эти персонажи свидетельствуют о древности происхождения жанра колыбельных. Эти песни с фантастическими героями напоминают сказочки (6):

Сидит Дрема

Сидит Дрема,Сидит Дрема,Сидит Дрема, сама дремлет, Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,Взгляни Дрема,Взгляни Дрема на народ,Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,Бери Дрема, Бери Дрема кого хошь, Бери Дрема кого хошь.

К четвертой группе относятся колыбельные, в которых содержится мотив устрашения, запугивания ребенка. Мать пугает ребенка серым волчком, дедом Бабаем, букой:

Люлюбай, люлюбай,

Хоть сейчас помирай!

Тятя гробик сделает

Из осиновых досок...

Понесём, повезём, Закопаем в чёрнозём.В чёрнозёме-то вода Подбежит под тебя!

Таким образом, мы выяснили, что все колыбельные можно разделить на четыре группы: первая это обращение к ребенку, вторая - песни, в которых фигурируют образы животных и птиц, третья это мифологические образы в колыбельных и четвертая с мотивами устрашения.

Глава 3 Особенности колыбельных северного края.

В северных районах нашей страны колыбельные песни называют «байками», а исполнение их —«байканьём». Поют их охотно, память жаждой женщины хранит традиционные мелодические и поэтические формулы — ведь это жанр, который и сейчас является частью быта. До сих пор на Вологодчине и в деревнях Архангельской области непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель— «люлька», или «зыбка», подвешенная за боковые ручки («лучки») к концу большой, слегка изогнутой жерди («очепу»). Другой конец очепа прикреплен к потолку. Сидя около люльки, женщина легонько подталкивает ее: вверх — вниз, вверх — вниз, и в ритме этого равномерного покачивания негромко, вполголоса звучит байка:Бай бай бай бай,Поскорее засыпай.

Няньками (по местному выражению — пестуньями) являются обычно пожилые женщины. Это подтверждают и тексты баек:1. Баюшки, баюшки,Не дай бог, как нет старушки!Баю бай, баю бай!2. Нету бабушки родной,Водитьсе некому с тобой.Л юлю лю, люлю лю!Репертуар пестуний довольно обширен. «Да как сидишь у люльки, тут все переберешь»,— вспоминали женщины.

Непременными помощниками пестуньи являются «гуленьки», реже «галоньки». «Стали гульки гулёвать, стала Шура засыпать»,— внушается ребенку в песне. Нянька стремится устранить все, что мешает сну:Бай бай бай бай,Ты, собачка, не лай!Ты, гудок, не гуди,У нас Ванюшу не буди!

Призываются и традиционные олицетворения в колыбельных песнях: Сон да Дрёма По-под зыбочке брела,К Лиле в люлюшку легла. Этот мотив встречается и в каргопольских байках, но, как и все остальное, он там развернут по сюжету: у детской колыбели Сон и Дрёма спорят, кто лучше справится со своей задачей. Помимо традиционного баюканья, в колыбельных песнях Вологодчины находят отражение некоторые стороны быта крестьянской семьи (конечно, не все байки рассчитаны на понимание ребенка):О, зыбаю, позыбаю,Отец ушёл за рыбою,Мати — та пелёнок мыть,Бабушка — коров доить.Повсеместно распространен рассказ о мужике, у которого «изба полна ребят»:Все по лавочкам сидят, Все по корочке едят.

Ведь колыбельные— первые песни, которые слышит ребенок и которые он нередко старается воспроизвести, подпевая пестуньям или еще в раннем детстве принимая на себя нелегкие обязанности по уходу за младшими детьми. Поэтому и столь велико воспитательное значение баек. В них ребенка приучают к мысли о том, что труд — необходимая обязанность каждого и что ценность человека в обществе во многом зависит от его умения трудиться, от качества его работы:Баюшки, дружок, да Не кошёной твой лужок,Когда вырастёшь, дружок,Тогда ты выкосишь лужок.Когда выкосишь лужок, да В ту пор сметёшь и стожок.

Не только фольклористы-собиратели, но и русские композиторы XIX века обратили внимание на бытование в прошлом колыбельных песен с пожеланием ребенку смерти:

Люлю бай, люлю бай,Хоть сейчас помирай!Тятя гробик сделает Из осиновых досок...Понесём, повезём,Закопаем в чёрнозём.В чёрнозёме-то водаПодбежит под тебя!

Среди фольклористов нет единого мнения о происхождении и значении этих песен. Некоторые объясняют их появление социальными причинами — тяготами дореволюционной крестьянской жизни. Иные считают «смертные» мотивы баек следствием происхождения колыбельных из заговорной поэзии. Говоря, что ребенок умирает или умер, мать тем самым как бы оберегает малыша от окружающих его злых сил (плаксивцев, болезней). Услышав о смерти ребенка, последние должны были оставить его в покое. (1)

Байки (напеваются вполголоса, неторопливо, ровно (в такт движению люльки) — само исполнение должно не развлечь, а убаюкать монотонностью звучания. Отсюда и узкий диапазон напева, и однообразие элементов, его составляющих. Мелодии складываются из повторения небольших ячеек — интонаций, попевок. В каждой местности, у каждой пестуньи — свои излюбленные мелодические обороты.

В текстах частично отражены особенности местных говоров. Многие из этих особенностей (замена звука «е» звуком «и», замена «ч» звуком «ць», смягчение гласных в окончаниях слов, обилие безударного «ё», оканье, возвратная частица «се» или «сё») в настоящее время сохраняются не во всех говорах. (5)

Таким образом, мы видим, что северные байки, это спутники первых лет жизни маленького человека, воздействуют прежде всего своим художественным совершенством, пробуждая и воспитывая понимание и потребность прекрасного. Мы выяснили, что Северные колыбельные имеют свои особенности.

Глава 4 Практическая часть.

Что знают современные родители о колыбельных песнях, поют ли они, укладывая ребенка спать, чтобы получить ответы на наши вопросы, мы разработали анкету и провели анкетирование в Совпольской школе.

В своих анкетах мы интересовались, поют ли взрослые своим детям колыбельные песни, знают ли взрослые и школьники северные колыбельные (приложение №1).

Всего приняло участие 20 человек: 10 человек – работники нашей школы, 10 человек – учащиеся Совпольской школы.

Ответы на вопросы нашей анкеты были следующие:

Вопрос

взрослые

учащиеся

 

Да

Нет

Не знаю

Да

Нет

Не знаю

Пели ли Вам (тебе) в младенчестве колыбельные?

9

0

1

8

0

2

Знаете ли Вы (ты) любую колыбельную от начала до конца?

8

2

0

5

5

0

Как вы (ты) думаете, нужны ли ребенку колыбельные?

10

0

0

8

0

2

Пели ли Вы своим детям колыбельные?

9

1

0

     

Знаете ли Вы (ты) северные колыбельные

0

10

0

0

10

0

Согласно итоговой таблице мы видим, что более 80% взрослых пели своим детям колыбельные песни. Учащиеся нашей школы также подтвердили, что их в младенчестве родители убаюкивали песней. О необходимости исполнения колыбельных песен согласились все взрослые и 80% опрашиваемых школьников. Но колыбельные родного края, северные никому не известны, как взрослым, так и детям. (приложение №2, № 3)

Исходя из результатов анкетирования (опроса), можно сделать вывод, что использование колыбельных песен со временем не утеряло свою актуальность.

Заключение

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Есть предположение, что колыбельные песни произошли из охранительных заговоров, входивших в обряд «первого укладывания ребенка в колыбель», которые должны были защитить ребенка от бессонницы, болезней, действий враждебных сил.

В ходе изучения темы мною были сделаны следующие выводы:

1. Колыбельные песни оказывают сильное эмоциональное воздействие на ребёнка и позволяют установить тесную связь между матерью и ребёнком.

2. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребёнок знакомится с некоторыми особенностями мира.

3. Мы выяснили, что все колыбельные можно разделить на четыре группы: первая это обращение к ребенку, вторая - песни, в которых фигурируют образы животных и птиц, третья это мифологические образы в колыбельных и четвертая с мотивами устрашения.

4. Северные байки, это спутники первых лет жизни маленького человека, воздействуют прежде всего своим художественным совершенством, пробуждая и воспитывая понимание и потребность прекрасного. Мы выяснили, что Северные колыбельные имеют свои особенности.

5.В результате исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.

6. Роль колыбельной песни в современном мире неоспорима, и я предприняла следующие шаги по практическому применению работы. Чтобы расширить песенный репертуар мам, я создала буклет, в который собрала колыбельные песни нашей северной местности. Этот буклет передам в дошкольную группу, чтобы традиция исполнения колыбельных песен не исчезла.

Мне очень понравилось проводить исследование. Было познавательно и интересно узнать об истории и о значении колыбельных песен. Для меня стало целым открытием то, что песни делятся на разные группы и что каждая несет в себе определенный смысл.

Список использованной литературы

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.,1957,с.91.

  2. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре – Л.: дет. Лит., 1982 – 191 с..

  3. Головин В.В. Колыбельные песни и приемы убаюкивания на Русском север. «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР. Спб., Композитор, 1991.

  4. Головин В.В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. М., Государственное издательство Художественной литературы, 2000.

  5. Б. Ефименкова «Северные байки». Колыбельные песни Вологодской и Архангельской областей. (Серия: Из коллекции фольклориста)Всесоюзное издательство «СОВЕТСКИЙ КОМПОЗИТОР: Москва 1977 http://sunday-school.ucoz.ru/forum/6-751-1

  1. Тымчук И.С. Колыбельные песни. Их виды и значение. http://www.rastut-goda.ru/newborn/7449-kolybelnye-pesni-ih-vidy-i-znachenie.html

  1. Поговорим о колыбельных песнях Онлайн журнал ЯЛО - режим доступа: https://yalo.su/deti/529-pogovorim-o-kolybelnyh-pesnyah.html

  1. Наталья Фаустова. Роль фольклора и колыбельных песен в создании и развитии детской картины мира – режим доступа: http://dreamsong.ru/lullaby-folklor

  1. Елена Летяг. Роль колыбельной песни в воспитании ребенка - режим доступа: http://beibik.org.ua/education-of-child/upbringing/634-role-in-the-education-of-lullaby.html

приложение № 1

АНКЕТА

(для обучающихся)

Пожалуйста, ответь на предлагаемые вопросы, для моей исследовательской работы. Подписывать анкету не нужно! Надо только подчеркнуть нужное: «да», «нет», «не знаю».

  1. Пели ли тебе в младенчестве колыбельные?

Да Нет Не знаю

  1. Знаешь ли ты какие-либо колыбельные?

Да Нет Не знаю

  1. Как ты думаешь, нужны ли ребенку колыбельные?

Да Нет Не знаю

  1. Знаешь ли ты северные колыбельные?

ДА НЕТ НЕ знаю

Большое СПАСИБО за сотрудничество!

АНКЕТА

(для работников школы)

Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на предлагаемые вопросы, для моей исследовательской работы. Подписывать анкету не нужно! Надо только подчеркнуть нужное: «да», «нет»,

«не знаю».

1 Пели ли Вам в детстве колыбельные?

Да Нет Не знаю2 Пели ли Вы своим детям колыбельные?

Да Нет

3 Как Вы думаете нужны ли ребенку колыбельные?

Да Нет Не знаю

4 Знаете ли Вы любую колыбельную от начала до конца?

Да Нет

  1. Знаете ли Вы северные колыбельные?

ДА НЕТ НЕ знаю

Большое СПАСИБО за сотрудничество!

приложение № 2

Итоги анкетирования:

работники школы.

приложение № 3

Итоги анкетирования:

обучающиеся школы.