III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ – ЖИТЕЛЕЙ ПОСЁЛКА СИНЕГОРСКА, АБИНСКОГО РАЙОНА, КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Доманчук М.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ДОМАНЧУК Максим Викторович

Краснодарский край, Абинской район, посёлок Синегорск

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18», 5 «А» класс НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО. УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ _ ЖИТЕЛЕЙ ПОСЁЛКА СИНЕГОРСКА.

Научный руководитель: Новосёлова Светлана Витальевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18», педагог дополнительного образования г. Абинск

Научная статья (описание работы).

По всей Руси обелиски, как души, рвутся из земли. Р. КазаковаВведение.

Актуальность. Данное исследование представляет интерес для изучения истории моей малой родины. Так как очевидцев тех боёв с каждым годом остаётся всё меньше и меньше. В 3 классе я написал работу о начале освобождения Абинского района, собрав воедино информацию о боевых действиях в окрестностях моего посёлка. п. Лепрозорий. В ней я доказал, что началось освобождение района с посёлка Лепрозорий, который в настоящее время называется Синегорск. В посёлке есть памятник погибшим за его освобождение. Из нашего посёлка на фронт ушло 50 жителей. В настоящее время осталось только 2 человека. Пройдёт время и их не останется. А кто вспомнит о тех, кто воевал за нашу жизнь и свободу? Поэтому считаю, что нужно увековечить память о тех, кто не вернулся с войны и о тех, кого нет с нами. Считаю, что тема сохранения памяти всегда будет актуальной. Чтобы память не стёрлась и не исчезла, у меня и моих одноклассников возникло предложение – установить во дворе школы объект (,памятник, стеллу, обелиск или другое мемориальное сооружение) увековечивающий память о воевавших жителях посёлка, которые не дожили до наших дней.

2

Цель. Увековечить память о жителях посёлка, воевавших во время Великой Отечественной войны и не доживших до наших дней.

Задачи.

- Подвигнуть на размышление о том, кому и почему ставят памятники и почему старым людям нужна наша помощь.

- Собрать информацию о том как можно увековечить память о жителях посёлка, воевавших во время Великой Отечественной войны и не доживших до наших дней.

- Дать всем желающим, возможность составить эскиз памятника жителям посёлка, воевавшим на фронтах Великой Отечественной войны.

- Установить объект, увековечивающий память о жителях посёлка, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Проблема. Создание проекта посвящено проблеме сохранения памяти о людях, воевавших с фашисткой Германией. Проблема возникла потому, что с каждым годом остаётся всё меньше очевидцев событий времён Великой Отечественной войны. В нашем посёлке их осталось только двое. Наступит время, когда их не останется совсем. Чтобы люди не забывали о тех героях, которые отдали жизнь за нас, необходимо увековечить память жителей посёлка, которые воевали и не дожили до наших дней.

Вопрос, который встал передо мной, это- как увековечить память о жителях посёлка, воевавших во время Великой Отечественной войны.

Участники проекта – учащиеся МБОУ СОШ №18. Идея принадлежит учащимся 4 класса. Руководитель проекта классный руководитель 4 класса Новосёлова Светлана Витальевна. Проект составил Доманчук Максим Викторович, ученик 5 класса.

План выполнения проекта.

Методика и содержание деятельности. Во время сбора информации о жителях посёлка, которые ушли на фронт, я делал упор не только на тех жителей, которые не вернулись, но и на тех, кто умер уже в мирное время.

3

Познакомившись с информацией, полученной от классного руководителя Новосёловой Светланы Витальевны, от председателя совета ветеранов Гаркуши Надежды Петровны и её заместителя Антоновой Валентины Фёдоровны, от жителей посёлка, из архива музейной комнаты составил список жителей посёлка, ушедших на войну. Светлана Витальевна подала идею, что нужно как – то увековечить память о них. Обсудив проблему в классе, мы пришли к выводу, что самый оптимальный вариант поставить памятник. Так как на месте боевых действий, а именно на Десятине нет возможности, так как это частная территория, я предложил поставить памятник во дворе нашей школы. Одноклассникам идея понравилась и мы решили объявить среди учащихся школы конкурс на его эскиз.

История нашего посёлка оказалась тесно связанной с событиями Великой Отечественной войны. На его территории началось освобождение Абинского района. С Августа 1942 года по февраль 1943 года на его окраинах на высоте 170, 7 (в настоящее время её называют «Десятина») проходили бои. Немцы пытались пробраться к морю. Бои проходили на открытой местности в суровый осеннее – зимний период. Погибшим на Десятине поставлен памятник в центре посёлка. Этот памятник олицетворяет неутихающую боль и вечную память о тех, кто отдал жизнь ради Победы и мира.50 жителей посёлка Лепрозорий (ныне п. Синегорск) воевали на разных фронтах. Половина из них не вернулись . Вероятнее всего, что где – то и нашим погибшим землякам поставлены памятники и обелиски. Не хочется говорить: «Их нет». Реальнее сказать: «Они были». И поэтому особенной заботой и вниманием мы должны окружить тех, кто жив, кто с нами рядом. А в память о тех, кто «БЫЛ» разработан данный проект.

Гипотеза. Чтобы сохранить память о жителях посёлка Синегорска, участниках Великой Отечественной войны, которые не дожили до наших дней, необходимо поставить памятник или обелиск с их фамилиями.

4

План работы над темой .

Познакомился с информацией, полученной от классного руководителя Новосёловой Светланы Витальевны, от председателя совета ветеранов Гаркуши Надежды Петровны и её заместителя Антоновой Валентины Фёдоровны, от жителей посёлка, из архива музейной комнаты.

Составили список жителей посёлка, ушедших на войну.

Собрал материал об уроженце посёлка Старый лепрозорий, который воевал в наших местах и которому присвоили звание Героя Советского Союза Сорока А. П. (Приложение 1).

Обсудил на классном часе проблему.

Познакомил с информацией учеников школы.

Планирую:

Путём голосования выбрать 5 лучших эскизов.

Выйти с предложением создания и установки памятника в администрацию Холмского сельского поселения и в военкомат г. Абинска.

п/ п

Мероприятия по проекту

Сроки исполнения

исполнители

Классный час «Никто не забыт – ничто не забыто» и другие мероприятия, посвящённые 70 – летию Победы с приглашением председателя совета ветеранов Гаркуши Надежды Петровны, её заместителя Антоновой Валентины Фёдоровны, детей войны Соловьёвой Ю. Ф., Морозовой Н.И., Головко В. В.

по плану школы и класса

5 класс

Акция «Они нуждаются в нашей помощи».

В течение года

5 класс

Экскурсия в музейную комнату.

В течение года

Все желающие. Экскурсовод Доманчук М. 5 класс.

Изучение архива музейной комнаты и научных работ по теме «Освобождение Абинского района. П. Синегорск.»

Лето 2014 год

Доманчук М.

Обобщение и написание научно – исследовательской работы на тему «Начало освобождения Абинского района».

2014 – 2015 учебный год.

Доманчук М.

Создание картотеки участников ВОВ, жителей п. Синегорска.

2014 – 2015 учебный год.

4 класс

Сбор информации о Герое Советского Союза Сороке А.П.

2014 – 2015 учебный год.

Доманчук М.

Конкурс эскизов объекта (,памятник, стеллу, обелиск или другое мемориальное сооружение) увековечивающего память о воевавших жителях посёлка, которые не дожили до наших дней.

До 10.12.16

Учащиеся

МБОУ СОШ №18

Обсуждение эскизов и выбор лучшего.

14.12. 16.

Совет школы

Учителя и работники школы.

Выход с предложением создания и установки памятника в администрацию Холмского сельского поселения и в военкомат

г. Абинска.

15 – 30. 12.16.

Новосёлова С. В. Доманчук М.

Установка объекта (,памятника, стеллы, обелиска или другого мемориального сооружения) увековечивающего память о воевавших жителях посёлка, которые не дожили до наших дней.

До 1.09.2017.

Администрация Холмского сельского поселения.

Торжественное открытие объекта (,памятника, стеллы, обелиска или другого мемориального сооружения) увековечивающего память о воевавших жителях посёлка, которые не дожили до наших дней.

1.09.2017.

Администрация МБОУ СОШ №18

7

Предложение учащихся 4 класса.

Учащиеся 4 класса предлагают во дворе школы, совместно с живыми ветеранами или их родственниками, посадить 2 берёзы ( именно они росли на пожарищах сожженных деревень) с табличками с фамилиями их посадивших и краткими данными об участии их в боевых действиях. Монумент установить на территории школы, так как в настоящее время «Десятина» - частная территория. На её территории находится песчаный карьер. Во время исследования обнаружили информацию о герое Советского Союза, уроженце посёлка Старый Лепрозорий Сороке А. П.. который родился 29.02. 1916 года. Годы службы 1941 -1947. Участник битвы за Кавказ. Род войск – пехота. Звание – капитан. Часть – 1133 – й стрелковый полк 33 9 - й стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии. Дивизия освобождала Абинский район. Командовал взводом, ротой, был заместителем командира батальона. (подробная информация в приложении 1).Как элемент памятника предлагаем изобразить его бюст, а фамилии жителей посёлка в раскрытой книге. Кроме этого в Чечне погиб ученик нашей школы Малахов А. Хотим, чтобы и эта информация с его фотографией была на постаменте. В постаменте памятника предлагаем замуровать капсулу с обращением к потомкам и с историей боевых действий в посёлке Синегорске. Это коллективный эскиз учащихся нашего класса.

В нашей стране принят Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, подписанный президентом. (приложение 2, глава 4). Я планирую выйти с предложением создания и установки объекта (,памятник, стелла, обелиск или другое мемориальное сооружение) увековечивающего память о воевавших жителях посёлка, которые не дожили до наших дней в администрацию Холмского сельского поселения и

8

в военкомат г. Абинска. Надеюсь на то, что в соответствии с вышеуказанным законом, нам помогут установить мемориал во дворе школы.

Ожидаемые результаты проекта.

- Создание эскизаобъекта (,памятника, стеллы, обелиска или другого мемориального сооружения) увековечивающего память о воевавших жителях посёлка, которые не дожили до наших дней.

- Положительное рассмотрение предложения на уровне Холмского сельского поселения.

- Установка объекта (,памятника, стеллы, обелиска или другого мемориального сооружения) увековечивающего память о воевавших жителях посёлка, которые не дожили до наших дней.

Долговременный эффект проекта. Увековечение памяти о жителях посёлка, воевавших во время Великой Отечественной войны и не доживших до наших дней.

Бюджет проекта будет зависеть от выбранного эскиза.

Статья 11. Полномочия Правительства Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Правительство Российской Федерации руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества, для чего принимает федеральные (государственные) программы, определяет порядок их финансирования и материально-технического обеспечения, разрабатывает и принимает нормативные правовые акты на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества. (Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в соответствии с Конституцией Российской Федерации, подписанный президентом). (Приложение 2)

Статья 14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в пределах своих полномочий:

92) осуществляют мероприятия по созданию мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества,

которые находятся на их территориях; Заключение. Старшее поколение выросло в тяжелых условиях войны и послевоенного восстановления, получило хорошую трудовую закалку. На их примере мы должны учиться быть дисциплинированными, порядочными, честными, справедливыми и трудолюбивыми. Эти качества нам нужны для того, чтобы в будущем самим служить родной Отчизне, быть такими же патриотами, как и старшее поколение. Работа дала мне многое: она научила меня работать с информацией находящейся в сетях Интернета, проводить опрос и де­лать анализ полученных результатов, обобщать ранее известные и новые сведения. Это и помогло создать мне данный проект. Нынешнее поколение должно помнить какой ценой далась нам Победа в этой страшной войне, чтить память погибших, проявлять неустанную заботу о ветеранах. Ведь благодаря ветеранам мы сегодня можем жить под мирным небом. Память о войне священна и вечна, потому что мужество и героизм людей не имеют срока давности. Воспоминания, как далёкое эхо горя и подвига ради жизни на земле, волнами бьются о людские сердца, напоминая и предупреждая: война была, но не дайте ей повториться! Вечная память воинам, жизнь свою положившим за наше Отечество и не дожившим до наших дней!

Источники и литература:

  1. А. Н. Василина «Память о боях на Кубани». - Краснодар.: Советская Кубань, 2000.

  2. Информация сайта «Википедия».

  3. Источники фондов музейной комнаты МБОУ СОШ №18.

  4. Сайт http://www.podvignaroda.ru/

  5. Сайт http://docs.cntd.ru/

Приложения.

Приложение 1. Информация сайта «Википедия».

Дата рождения 29.02. 1916 года. Место рождения село Старый Лепрозорий, Куб анской области, Российской империи. Годы службы 1941 -1947. Род войск – пехота. Звание – капитан. Часть – 1133 – й стрелковый полк 33 9 - й стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии. Командовал взводом,ротой, был заместителем командира батальона. Сражения. Битва за Кавказ. Награды и премии. Знак МО СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне» (24 апреля 1970[1])

В отставке директор нефтебазы, инженер по подготовке кадров. Умер в Майкопе в возрасте 76 лет 1.02.1993 года.

Биография

  1. Ранние годы

Алексей Прокофьевич Сорока родился 29 февраля 1916 года в селе Старый Лепрозорий (ныне посёлок Синегорск)Абинского районаКраснодарского края в семье украинского крестьянина. Вскоре семья переехала в станицу Камышеватскую (ныне Ейского района Краснодарского края). Окончил 7 классов, а в 1935 году — два курса Ейского педагогического техникума, после чего работал в райкоммунхозе продавцом магазина.

  1. Участие в Великой Отечественной войне

3 июля 1941 года Сорока вступил в ряды РККА. После полугода учёбы по ускоренной программе в Орджоникидзевском военном пехотном училище, в январе 1942 года младший лейтенант Сорока прибыл в 339-ю стрелковую дивизию. Воевал командиром взвода, роты, заместителем командира и командиром стрелкового батальона на Южном, Северо-Кавказском,Закавказском фронтах и в Отдельной Приморской армии. Участвовал в боях на реке Миус, обороне Краснодара и Новороссийска. Прошёл с боями путь от станицы Северской, через Михайловский перевал, Архипо-Осиповку, Пшаду, гору Тхаб в районе станицы Дербентской. Принимал участие в прорыве «Голубой линии», освобождении города Абинска иТамани.

Заместитель командира батальона 1133-го стрелкового полка 339-й стрелковой дивизии капитан Сорока со своим подразделением первым высадился на Керченском полуостроведесантом в ночь на 3 ноября 1943 года. Смелыми и решительными действиями по расширению плацдарма дал возможность полку быстро и без потерь переправиться через Керченский пролив и занять выгодный рубеж. Отбил 3 контратаки превосходящих сил пехоты и танков противника, выбил его с выгодных рубежей и овладел заводом имени Войкова, разгромив при этом батальон пехоты противника. Подбил 1 танк, 1 САУ «фердинанд», захватил в плен 8 гитлеровцев и взял трофеи — 126 вагонов, 2 автомашины, 4 пушки, тем самым дал возможность полку овладеть населённым пунктом Колонка на окраинеКерчи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года за образцовое выполнение заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и героизм Сороке Алексею Прокофьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2200).

  1. После войны

С 1947 года капитан Сорока — в запасе. Вернулся в Ейск, где работал директором нефтебазы. С 1956 года жил и работал в городе МайкопРеспублика Адыгея. Проработав 8 лет директором нефтебазы в Майкопе, стал старшим инженером по подготовке кадров на мебельно-деревообрабатывающем объединении «Дружба». Помогал юношам и девушкам, пришедшим в объединение, приобрести квалифицированную рабочую профессию. И делал он это с душевной заботой о людях, высоко профессионально. Алексей Прокофьевич принимал активное участие в общественной жизни. Являлся членом областного комитета защиты мира. Долгие годы возглавлял на своем предприятии штаб походов по местам революционной, боевой и трудовой славы, воспитывая молодежь в духе любви и преданности своей Родине, которую он защищал в годы войны, не жалея жизни.

1 февраля 1993 года Алексей Прокофьевич Сорока скончался от фронтовых ран. Похоронен в Майкопе.

  1. Награды

  • Медаль «Золотая Звезда»[2][3]

  • орден Ленина

  • Орден Красного Знамени[4][5]

  • Орден Отечественной войны I степени

  • Орден Красной Звезды[6]

  • Медаль «За отвагу»[7]

  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (9 мая 1945[8])

  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (7 мая 1965[9])

  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»

  • Знак МО СССР «25 лет Победы в Великой Отечественной войне» (24 апреля 1970[1])

  1. Память

Сорока А. П. Надгробный памятник. Майкоп аллея Славы

  • Имя Героя высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы города Москва.

  • На могиле установлен надгробный памятник.

  • В Керчи на заводе имени П. Л. Войкова установлена мемориальная доска.

  1. Примечания[править | править вики-текст]

  1. ↑ Перейти к:12 Приказ МО СССР№ 01 от 24.04.1970

  2. Указ ПВС СССР от 16-го мая 1944

  3. [ http://www.podvignaroda.ru/?n=19986160]

  4. Приказ 56-й армии № 0118/н от 15.10.1943

  5. Приказ 339-й Стрелковой дивизии № 04/н от 17.02.1043

  6. Приказ 56-й армии № 022/н от 29.09.1942

  7. Указ ПВС СССР от 09.05.1945

  8. Указ ПВС СССР от 07.05.1965

  1. Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2.

  • Хазретбий Исхакович Сиджах Твои Герои, Адыгея: очерки о Героях Советского Союза. — Майкоп: Адыгейское республиканское кн. изд-во, 2005. — 413 с. — ISBN 5-7608-0459-6

  • Х. И. Сиджах. Герои России из Адыгеи. -Майкоп: ОАО «Полиграф-Юг», 2011. −116 с. ISBN 978-5-7992-0668-0

  • Герои боев за Крым. Симферополь, 1972. / стр. 234—235;

  • Золотые Звезды Адыгеи. 2-е изд., доп. и дораб. Майкоп, 1980. / стр.64—65;

  • Кубани славные сыны. Краснодар, 1963, кн.1. / стр.365—368.

Приказ о присвоении подразделения от: 16.05.1944 Издан: Президиум ВС СССР

Архив: ЦАМО Фонд: 33 Опись: 686043 Ед.хранения: 42№ записи: 19986112

Приложение 2.

Об увековечении памяти погибших при защите Отечества

Проект N 72278-3в первом чтении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОб увековечении памяти погибших при защите Отечества

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами и принципами международного гуманитарного права определяет правовые, экономические и организационные основы увековечения памяти погибших при защите Отечества. Глава I. Общие положения Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества

Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.1. Увековечению подлежит память:1) погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;2) погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;3) умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при исполнении служебных обязанностей;4) погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине;5) погибших при защите России или ее интересов иностранных граждан.2. Кроме того, увековечивается память объединений, соединений, воинских частей, подразделений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества

1. Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества или его интересов являются:1) создание, сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов;2) сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;3) занесение фамилий погибших и пропавших без вести при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;4) создание мемориальных музеев, комплексов и кладбищ, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;5) присвоение населенным пунктам и объектам местности, где защитники Отечества проявили массовый героизм, мужество и стойкость почетных наименований "Город воинской славы", "Поле воинской славы", "Курган воинской славы" и иных почетных названий;6) публикация в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;7) присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, соединениям, воинским частям, кораблям и судам;8) занесение погибших при защите Отечества навечно в списки трудовых, учебных и воинских коллективов;9) установление памятных дат отечественной военной истории и Всероссийского дня Памяти.2. По решению федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества или его интересов.

Глава 2. Погребение погибших при защите Отечества

  1. Статья 3. Воинские захоронения

1. Места погребения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.2. К воинским захоронениям относятся Федеральное военное мемориальное кладбище, другие военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки, братские и индивидуальные могилы на общественных кладбищах и вне кладбищ, колумбарии с прахом погибших, а также места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.3. Места погребения военнослужащих государств, воевавших против нашего Отечества, именуются захоронениями иностранных военнослужащих.Статья 4. Порядок погребения (перезахоронения) погибших при защите Отечества

1. Погребение (перезахоронение) погибших при защите Отечества, а также захоронение их непогребенных останков, обнаруженных в процессе поисковых работ, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с отданием воинских почестей, предусмотренных общевоинскими (корабельными) уставами. При этом допускается проведение религиозных обрядов. Ответственность за погребение (перезахоронение), оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы военного управления, а при захоронении на Федеральном военном мемориальном кладбище - на федеральные органы исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.2. При обнаружении останков военнослужащих армий других государств их погребение (перезахоронение) производится c соблюдением норм международного гуманитарного права и в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями по согласованию с организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации на их реализацию, с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.3. Погребение (перезахоронение) останков погибших проводится по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших.4. Погребение (перезахоронение) погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями общевоинских (корабельных) уставов, приказов и директив командования.Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений

1. Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а на территориях других государств - дипломатическими представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт (учетная карточка).Учет захоронений иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации обеспечивает организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации на реализацию международных договоров и соглашений.2. Воинские захоронения, в том числе находящиеся на территориях других государств, и захоронения иностранных военнослужащих в России, содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного гуманитарного права, а также заключенными международными договорами и соглашениями.3. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов и других режимных объектов - на начальников (руководителей) этих гарнизонов (объектов).4. Содержание и благоустройство российских воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен международными договорами и соглашениями. В государствах, с которыми такие договоры и соглашения не заключены, содержание и обустройство воинских захоронений осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений

1. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.2. Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.3. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.4. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами военного управления.5. Организации и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование или собственность. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы военного управления. Статья 7. Восстановление воинских захоронений

1. Ответственность за восстановление пришедших в негодность воинских захоронений, памятников, других мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возлагается на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов и других режимных объектов - на органы военного управления этих гарнизонов (объектов).2. Организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить. Глава 3. Поисковая работа

  1. Статья 8. Организация поисковой работы

1. В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления личности погибших или пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется на основе федеральных (государственных) программ, программ субъектов Российской Федерации и проводится специализированными организациями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.2. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещаются. Работы на захоронениях иностранных военнослужащих проводятся в соответствии с заключенными международными договорами и соглашениями по согласованию с уполномоченной Правительством Российской Федерации организацией на их реализацию.3. Передача (продажа) земли в собственность, владение, аренду, иное ее использование физическим или юридическим лицам для проведения строительных, земляных и иных работ в пределах бывших тыловых границ действующих фронтов, на территориях, где велись военных действий, размещались концентрационные лагеря, не допускается без предварительного обследования территорий (включая прибрежные акватории) на предмет наличия неизвестных захоронений и останков погибших (умерших) при защите Отечества. Решение о дальнейшем использовании указанной земли по результатам проведенного обследования принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с учетом законодательства Российской Федерации. Статья 9. Порядок проведения поисковой работы

1. Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления.2. Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших при защите Отечества проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях, а также общественных или иных объединений.3. Найденные вооружение, военная техника, а также награды, документы и другое имущество погибших при защите Отечества передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета, после чего документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, а стрелковое оружие по акту передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи, установления на постаменты в мемориальных комплексах, памятных местах по согласованию с органами военного управления.4. Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие и транспортировка в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения запрещаются. Глава 4. Органы исполнительной власти, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия

  1. Статья 10. Органы исполнительной власти, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества

1. Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляет Правительство Российской Федерации через уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.2. Практическую работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная пограничная служба Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации и другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.Статья 11. Полномочия Правительства Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Правительство Российской Федерации руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества, для чего принимает федеральные (государственные) программы, определяет порядок их финансирования и материально-технического обеспечения, разрабатывает и принимает нормативные правовые акты на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.Статья 12. Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества

1. Министерство обороны Российской Федерации:1) по поручению Правительства Российской Федерации участвует в разработке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;2) осуществляет координацию и контроль за выполнением мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, проводимых федеральными органами исполнительной власти;3) участвует в разработке и реализации международных договоров и соглашений о статусе российских воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;4) обеспечивает содержание и определяет порядок деятельности Федерального военного мемориального кладбища и других военных мемориальных кладбищ, организует захоронение на них военнослужащих и других граждан Российской Федерации, погибших при защите Отечества, а также имеющих особые заслуги перед государством;5) ведет централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений, а также погибших и пропавших без вести военнослужащих Вооруженных Сил и осуществляет контроль за состоянием воинских захоронений на территории Российской Федерации и других государств;6) участвует в осуществлении мероприятий по установлению сведений о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтах и при выполнении воинского долга на территории Российской Федерации и других государств;7) участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;8) осуществляет координацию выполнения мероприятий по поиску и захоронению останков погибших воинов и увековечению их памяти;9) участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества, а также оказывают помощь в подготовке материалов по изданию книг Памяти;10) рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации:1) принимает участие в подготовке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;2) проводит работу по установлению судеб погибших и пропавших без вести из числа своих сотрудников и ведет их учет;3) участвует в подготовке материалов для книг Памяти.3. Министерство внутренних дел Российской Федерации:1) участвует в разработке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;2) ведет учет погибших и пропавших без вести военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;3) принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести, осуществляет проведение экспертиз документов, обнаруженных в ходе поисковых работ;4) обеспечивает общественный порядок при проведении поисковых мероприятий;5) в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы.4. Министерство иностранных дел Российской Федерации:1) принимает участие в подготовке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;2) разрабатывает проекты международных договоров и соглашений об обеспечении и сохранности и благоустройстве российских воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;3) через свои представительства в других государствах участвует в мероприятий по установлению сведений о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств;4) согласовывает с соответствующими организациями государств, на территории которых находятся российские воинские захоронения, вопросы об их благоустройстве, а также установлении на них мемориальных знаков;5) определяет порядок посещения родственниками погибших воинских захоронений на территориях других государств;6) устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственникам погибших (умерших) - гражданами других государств.5. Федеральная пограничная служба Российской Федерации:1) принимает участие в подготовке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;2) ведет учет погибших и пропавших без вести военнослужащих пограничных войск;3) обеспечивает сохранность и уход за воинскими захоронениями, расположенных в приграничной зоне;4) участвует в подготовке материалов для книг Памяти.6. Служба внешней разведки Российской Федерации:1) принимает участие в подготовке и реализации федеральных (государственных) программ по увековечению памяти погибших при защите Отечества;2) ведет учет погибших и пропавших без вести из числа своих сотрудников, проводить работу по установлению их судеб;3) участвует в подготовке материалов для книг Памяти.7. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций:1) организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества в средствах массовой информации;2) обеспечивает регулярные сообщения о розыске погибших, пропавших без вести, выявленных в ходе поисковой работы;3) участвует в разработке федеральных (государственных) программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;4) обеспечивает регулярный выпуск литературных изданий патриотической направленности, а также военных мемуаров;5) обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти.8. Министерство культуры Российской Федерации:1) организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;2) принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок, мартирологов жертв фашизма, в работе по благоустройству воинских захоронений, реконструкции надгробий и памятников погибшим, классификации и паспортизации воинских захоронений.9. Министерство образования Российской Федерации:1) участвует в разработке федеральных (государственных) программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации и увековечению памяти погибших при защите Отечества;2) организует среди учащейся молодежи пропаганду подвигов, совершенных при защите Отечества;3) осуществляет руководство мероприятиями по поиску и захоронению останков погибших воинов и увековечению их памяти.Статья 13. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях увековечения памяти погибших при защите Отечества в пределах своих полномочий:1) организуют планирование и реализацию планов и программ, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;2) осуществляют мероприятия по созданию, содержанию и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях;3) ведут учет и паспортизацию воинских захоронений;4) привлекают специализированные организации и уполномоченные на это общественные объединения для проведения поисковых работ, осуществляют контроль за их деятельностью в части проведения поисковых работ;5) выделяют земельные участки для воинских захоронений и мемориальных сооружений;6) проводят работу по подготовке и изданию книг Памяти;Статья 14. Полномочия органов военного управления по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Органы военного управления:1) принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества;2) оказывают практическую помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, специализированным организациям и уполномоченным на это общественным объединениям в проведении поисковой работы;3) осуществляют документальный прием вооружения, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и дают заключение на предмет дальнейшего использования;4) ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;5) оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.Глава 5. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества

Статья 15. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества 1. Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий осуществляются за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов местного самоуправления, внебюджетных фондов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.2. Расходы на содержание Федерального мемориального военного кладбища, проведение мероприятий по увековечением памяти погибших при защите Отечества, осуществляемых Правительством Российской Федерации, финансируются из федерального бюджета Российской Федерации.3. Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации осуществляются на основе международных договоров и соглашений, а в случае их отсутствия - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.4. Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Федеральным законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона1. Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.2. Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.Глава 6. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

  1. Статья 17.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силуЗакон Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 245).

ПрезидентРоссийской ФедерацииИсточник рассылка http://docs.cntd.ru/