III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВЛИЯНИЕ АНТИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ГОРОДА КАМЕНСКА – УРАЛЬСКОГО
Яговкина М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Введение

 

Мой город  красив и ярок. Новые микрорайоны  красуются высотными зданиями, современными торговыми центрами , спортивными комплексами. Но взгляд притягивает самая загадочная, неизученная  часть города  - старый Каменск. Побывав на экскурсии в краеведческом музее, я  обратила внимание на табличку при в ходе в здание: "Памятник архитектуры  ХIХ века" – гласит надпись. Значит, история этого здания должна быть интересной. Рядом  с музеем располагалось еще одно старинное  здание. Как оказалось это здание  бывшего драмтеатра. Я увидела, что они очень отличаются по своему архитектурному исполнению  от остальных  зданий  города.  От них веет какой – то старинной, загадочностью.

И мне, жителю современного мегаполиса, стало интересно  узнать что-нибудь об истории этого здания. Я обратилась к сотрудникам музея и они посоветовали мне познакомится с дипломной работой  И.Г Глазуновой сохранившейся в архивах города : "Формирование архитектурного облика города Каменска - Уральского в 19 веке" написанному 30 лет назад.   

Изучив ее работу,  я поняла, что наш город имеет многовековую историю,  которая нашла свое отражение  в меняющемся архитектурном облике города.  И гуляя по улицам города, я по-другому стала вглядываться в окружающие меня здания, находить в них что – то интересное и необычное, что выделяет их из общей, серой бетонной массы.  

Актуальность:

Город - аккумулятор истории и культуры. Он всегда накапливал и собирал архитектурные ценности столетий, в которых отражалась история, соединял их в единое неповторимое целое. Поэтому нужна архитектурно-историческая заповедная зона. И в нашем городе такая возможность есть. Он многое сохранил, хотя и многое потерял, и с каждым днем потери ощутимей. Восполнить их почти невозможно. Значит, городу необходима программа по реставрированию и сохранению  памятников архитектуры.

Цель проекта:

Изучение  архитектурных сооружений города Каменска – Уральского в историческом аспекте.

Задачи проекта:

1.     Изучить историю формирования архитектурного облика Каменска – Уральского в 19 веке.

2.     Найти объекты, относящиеся к стилю классицизма  и провести сравнительный анализ элементов архитектуры. 

3.     Определить роль и валяние архитектуры античности  на формирование города Каменска - Уральского.

4.     Провести социологический опрос о значимости сохранения архитектурных памятников города.

          Объекты исследования

1.     Здание краеведческого музея

2.     Здание драмтеатра на Соборной  площади

3.     Здание ДК УАЗа

Проблема:  Разрушение и исчезновение исторического облика города.

Гипотеза:  Если архитектура античности  является основой современной архитектуры, то она нашла применение и в формировании архитектурного облика города Каменска – Уральского, поэтому я хочу изучить и сравнить архитектуру старинных зданий города со  зданиями античности, что бы подтвердить свою гипотезу.

  

Глава 1. Формирование архитектурного облика города   Каменска – Уральского

 

Обычно датой рождения поселения, возникшего в связи со строительст­вом завода, считается день пуска завода. Днем рождения Каменска являет­ся 15 октября 1701 года, когда Каменский завод дал первый чугун. Поселение на территории Каменска возникло гораздо раньше, чем начал строиться завод.  В устье Каменки существовало полукустарное про­изводство, принадлежащее Успенскому Далматовскому монастырю, осно­ванному на Исети в 1644 году

Был завод - было и поселение. Об этом мы узнаем из челобитной кре­стьян и казаков.

В XVIII веке Каменский завод был очень важной кузницей отечествен­ного оружия.  Рожденный потребностями, вызванными войной Петра I  он увеличением выпуска продукции отвечал и на все последующие битвы, в каких участвовала тогдашняя Россия. Поэтому Каменскому заводу уделялось большое внимание, и на протяжении XVIII столетия.

Во второй век своей жизни, в XIX-й, Каменский завод вошел, почти не изменившись. В те годы он продолжал еще занимать заметное место среди уральских казенных предприятий и сыграл большую роль в выполнении заказов, вызванных войной с Наполеоном. Но эти же события со всей         оче­видностью дали понять, что Каменский завод, как и большинство      ураль­ских металлургических предприятий, «состарился» и нуждался в коренном техническом совершенствовании.

В 20-30-х годах XIX века и была предпринята полная реконструкция        Ка­менского завода, вместе с которым подвергся реконструкции и город.

Архитектурный облик Каменска, такой, каким он почти с минимальными

утратами дошел до нас, окончательно сложился к концу XIX века. Но     

главная архитектурная доминанта образовалась уже в первой трети XIX-ого столетия, когда закончилась реконструкция Каменского казенного        чугунолитейного завода и одновременно было построено несколько зданий вне его. Тем самым был сформирован градообразующий центр, который носит  ярко выраженный ансамблевый характер с чертами, присущими  творческому методу Михаила Павловича Малахова, бывшего в ту пору архитектора Екатеринбургских  заводов, который занимался реконструкцией завода.

При сопоставлении двух планов Каменского завода, до Малаховского 1810 года и Малаховского 1844 года, становится ясно, что Малахов, удачно сочетая архитектурно-строительные задачи и потребности производства, создал не только тип чугунолитейного завода, но и прекрасный по компактности объемов, выразительности форм и четкости силуэта архитек­турный ансамбль, организовавший собой остальную застройку города.

Плотина же ограничивала завод с запада, северной границей служила достаточно высокая и крутая гора.  Это замкнутое пространство было открыто только с востока, только в эту сторону могла развиваться заво­дская территория. Именно на восток и развил ее Малахов, дополнив сло­жившийся ранее план новыми строениями, а построив новые и перестроив старые здания, сообразно с канонами классицизма, превратил это в пропорциональную систему. Столетие развития Каменска как поселения подытожено в документе, который называется "План Каменского казенного завода" сочиненного 1803 года. Был завод, было и поселение, к моменту пуска завода были построены плотина, домна, молотовая фабрика, амбары и сараи,  склады для  припасов, кантора, кузница и квартиры для жилья мастеровым людям. Потом  при этом же заводе построена церковь с колокольнею и кругом строения, дома  рубленные из бревен "  

Завод и площадь являются центром всего комплекса. Он носит ярко выраженный ансамблевый характер с чертами присущими творческому методу Малахова.

От завода, к сожалению, ничего не сохранилось. И разрушен он был не так давно. При реконструкции плотины и расширении ее прореза в 1953  году.

О внешнем облике завода можно судить теперь только по старым фотографи­ям. Архитектурные детали, применяемые здесь Малаховым, просты и даже скупы: несложные карнизы, скромные фронтоны, четкое чередование пря­моугольных окон, лишь иногда в самых ответственных местах пробиваемое арочными проемами, строгий руст первых этажей.

Но наряду с этой простотой, которая так в деловых зданиях, появляются элементы более смелого для заводских сооружений декора: четырех - ко­лонный портик с фронтоном у въезда с плотины, чугунные красивого, по­истине Малаховского рисунка решетки (мерный ритм пересекающихся ок­ружностей). И это не случайно: идет постепенное нарастание, усиление де­коративности по мере движения от завода к предзаводской площади, кото­рая во многом благодаря этим скромным в хорошей классической манере выполненным деталям заводских корпусов, составляет с заводом органиче­ское целое, но все-таки отличается от него менее сдержанной по характеру, более нарядном, парадной архитектурой своих сооружений. Именно предзаводская площадь, являясь одновременно и заводским и светским центром, соединяет завод с жилой застройкой, зачастую определяя характер поселений.

1.1.        Классицизм

Изучив историю своего города, я увидала, что здания построены в стиле классицизма. И я решила подложить свои исследования в истории архитектуры.  Обратившись к литературе, я нашла следующее определение стиля.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль в европейской культуре XVII–XIX веков, эстетическим идеалом которого является искусство Античности — Древней Греции и Рима. В основе архитектуры классицизма  так же лежит система античных ордеров, означающих определенные пропорциональные соотношения несомых и несущих частей конструкции зданий.

Родиной европейского классицизма была Франция XVII века. К началу XVIII столетия именно во Франции классицизм превращается в строгую и законченную систему.

С 60-х годов XVIII века русские архитекторы, следуя европейским образцам, отдают предпочтение благородной простоте построек классицизма. Этому немало способствовали личные вкусы императрицы Екатерины II, ее увлечение французской философией и страсть к решительным государственным реформам.

Эпоха классицизма стала золотым веком и в развитии усадебного строительства. Освобожденное от обязательной государственной службы русское дворянство создавало новые и перестраивало старые поместья в соответствии с художественными и эстетическими принципами классической архитектуры и пейзажного садово-паркового искусства.

В XVIII — начале XIX века произошли существенные изменения и в технике строительства. Росло количество кирпичных заводов, была введена единообразная мера кирпича, для несущих конструкций распространилось применение железа и чугуна. В каменных постройках теперь создавали большие купольные перекрытия, в деревянных — использовали стропила с подвесными сводами (см. Приложение 3).

 

1.2.        История античной архитектуры

Получив информацию о Стиле классицизм, я выясняла, что классицизм берет свое начало в античности.

Термин «античный» означает- древний, и впервые его применили к истории культуры Древней Греции и Древнего Рима в эпоху Возрождения.

Наследие древнегреческой архитектуры лежит в основе всего последующего развития мирового зодчества и связанного с ним монументального искусства. Причины такого устойчивого воздействия греческой архитектуры заключаются в объективных ее качествах: простоте, правдивости, ясности композиций, гармоничности и пропорциональности общих форм и всех частей, в пластичности органичной связи архитектуры и скульптуры.

Древнегреческие архитекторы первыми разработали ордерную систему здания, состоящую из  несущих (колонн) и несомых элементов (балок перекрытий) (Ордерная система греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию.) «Ордер»– с греческого означает «порядок».

Античный архитектурный стиль имел три вида оформления (ордера): дорический , ионический и коринфский.

1.       Дорический ордер более громоздкий, его формы более грубы

архитектурных деталей гораздо меньше и общий вид более увесистый, нежели  у ионического ордера.

2.     Ионический  ордер является одним из самых древних греческих

ордеров.

3.     Коринфский ордер , возник позже других и отличается особенной

легкостью. Коринфская колонна тоньше и стройнее, чем ионическая, хотя очень на нее похожа.

Именно это непревзойденное совершенство и органичность сделали памятники древнегреческой архитектуры образцами для последующих эпох                

Не стоит забывать о достижениях архитекторов Древнего Рима, которые придумали новый строительный материал – бетон, который позволил перекрывать пространство полукругом.  Соединив,  колонну и полукруг римляне получили новый архитектурный элемент – арку.

Проанализировав историю архитектуры, я поняла, что  большая часть современной архитектуры оперяется на достижения древних архитекторов. 

  

Глава 2. Сравнительный анализ архитектурных элементов.

Получив необходимы сведения об истории архитектуры Античности и истории архитектуры Каменска, я хочу проанализировать применение достижений  древнегреческой архитектуры  в архитектуре  моего города, для этого я возьму в качестве примеров несколько зданий города.

2.1  Краеведческий музей – историческая справка.

Контора – это каменное отштукатуренное здание  с наружи и  внутри, покрытое железным корпусом с двумя большими и четырьмя маленькими воротами. Но в документах не чего не сказано о двух зданиях с лева и справа они обрамляют здание конторы. Это не случайное соединение  разных  построек, а продуманный ансамбль классического характера, симметричный трехчастный композиций, четких и ясных пропорций, простых объемов.  Все это свойственно творческому методу Малахова. Здания заложены кирпичными стенами, в которых сделаны окна. Там располагаются отделы краеведческого музея, который занимает и центральное здание - единственный из всего комплекса  атребутированный памятник классицизма первой половины XIX века республиканского значения. Состояние памятника хорошее, хотя не умелыми реставрациями несколько поврежден декор здания, а  двумя пристроями в начале века и в 1878 году изменен объем здания и его боковые фасады. Здание конторы - ведущий тип в комплексе центральной площади. Только в конторе классицистические детали, характерны для всего комплекса, несколько усилены. Менее просты карнизы, богаче руст, который с первого этажа переходит выше на ротоны, и уже не скромный четырех колонный портик и колоннада  со сложным ритмом спаренных колонн украшает здание    ( см. Приложение 8.).

2.1.1. Сравнительный анализ элементов архитектуры Краеведческого музея

 

Проанализировав элементы архитектуры античности и здания краеведческого музея, я пришла к выводу, что некоторые архитектурные элементы использовались современными архитекторами при строительстве здания.

Например:  Ротонда (от лат. rotundus — круглый) — круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны. Ее создание принадлежит древнеримским архитекторам. Такой элемент четко виден на крыше  здания музея.

   Круглая ротонда постепенно вырастает из крестовины основания, поднимаясь на невысоком четверике с гладкими арками, которые обеспечивают переход от прямых углов к плавной линии окружности, легкий скат крыши и небольшие фронтоны тоже помогают этому переходу, венчает сооружение купол.

Храм Геркулеса построен в виде ротонды. Форма здания, созданная архитекторами Древнего Рима и которая стала популярной во времена Возрождения, когда идеальные геометрические фигуры считалось прекрасным. 

Со временем ротонда становится частью садово-парковой архитектуры и используется в качестве беседки для отдыха.  В нашем городе есть такая беседка. Она находится на территории  дома отдыха «Сосновый бор».

Арка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

В краеведческом музее таких арочных проемов 5 штук, 2 с одного бока, 2 с другого и главный вход оформлен аркой.

В Древнем Риме арки имели широкое применение. Воздвигались они в честь победы императора на полях сражений.

2.2          

На заводской площади располагались и провиантский магазин и гостиничный двор. П.М.  Малахов им уделял большое внимание при создании архитектурного единства города. Ирина Глазунова говорила о том, что в здании провиантского магазина  долгое время находится драм театр. В 1954 году его перестроили в стиле "Советского классицизма". К сожалению, на сегодняшний день здание  пустует и  заброшено. В связи с этим стены здания разрушаются, штукатурка осыпается, декоративные элементы, украшающие фасад здания,  отваливаются.  Но несмотря на плачевное состояние, мы можем увидеть и сейчас, каким красивым и оригинальным было здание. Оно также несет в себе отпечаток древности.

 

2.2.1. Сравнительный анализ элементов архитектуры театра драмы

Колонны  здания драмтеатра увенчаны ионическими капителями .

 Капитель -  (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или

пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны,

обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

На крыше здания театра возвышается небольшое строение – мезонин.

Мезонин (от итальянского mezzonino), представляет собой надстройку над

средней частью жилого дома чаще всего с тремя небольшими окнами и

фронтоном, снабжен собственной крышей. Мезонин с торжественным

фронтоном, построенным в стиле классицизма, был типичным украшением

городской усадьбы и усадебных домов поместного дворянства XIX века.

Фронтон - треугольная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей.

Фронтон присутствует во многих древнегреческих храмах.

Еще одним распространенным элементом античной архитектуры является портик.

Портик - крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.

Галерея  - крытый проход, расположенный по наружному периметру здания, опирающийся на несущие стены, колонны, аркады.

Портик так же можно увидеть на здании бывшего клуба железнодорожников. На данный момент оно находится в плачевном состоянии, разрушается, подвергается вандализму, превращается вместо хранения мусора. При работе над проектом я пыталась найти информацию об этом здании, но к сожалению она очень скудная.

2.3.  Историческая справка. Здание ДК УАЗа

Здание киноконцертного зала Уральского алюминиевого завода (так оно изначально называлось) начал проектировать известный свердловский архитектор В. В. Емельянов в 1943 г. Главным инженером УАЗа при строительстве Киноконцертного зала был А. М. Кораблинов.

Некоторые здания в стиле «советский классицизм» перегружены советской символикой и излишне помпезны. Но киноконцертный зал УАЗа можно отнести к лучшим образцам этого стиля: он господствует над окружающей застройкой, но не подавляет монументальностью; пропорции его гармоничны, декор фасадов скромен, но выразителен.

Главный западный фасад имеет симметричную композицию. По бокам фасада располагается колоннада: по 2 колонны (пилястры) в ряду с каждой стороны. Квадратные в плане колонны поддерживают боковые ризалиты 4-го этажа. Капители колонн украшены стилизованными элементами композитного ордера. Широкий профилированный портал в центральной части фасада охватывает 3 этажа.

Интерьеры здания поражают стилизованным классическим декором филигранной отделки. Кажется, что каждое последующее помещение красивее предыдущего. Интерьеры украшены коринфскими и ионическими колоннами и пилястрами, акантовым листом и иониками – лепные узоры настенных тяг, перила лестниц оформлены точеными балясинами.

Нужно отметить, что и прилегающая к зданию территория  красиво оформлена – это  сквер размещенный  с южной, восточной и северной сторон здания. В центре сквера – фонтан в виде декоративной чаши (впоследствии был заменен другим фонтаном); от него веером расходились дорожки со скульптурами и ажурными скамейками.

Про историю ДК «УАЗа», о его неповторимой красоте, оригинальности можно говорить часами, но мне хотелось бы обратить внимание на то, что по внешнему виду он напоминает древнегреческий храм в основе которого лежит периптер. 

2.3.1. Сравнительный анализ элементов архитектуры здания ДК «УАЗа»

Периптер  -  прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окружённое колоннадой.

Колоннада — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Эти элементы использовали древнегреческие архитекторы при строительстве храмов.

Вывод по сравнительному анализу:  Сравнив  отдельные элементы зданий, я убедилась, что архитекторы 19 – 20 вв. при сооружении зданий использовали некоторые элементы античности.

  

Заключение

 

Работая над проектом, я еще раз убедилась в неповторимо красоте нашего города. Мною были сделаны фотографии городских зданий, проведен сравнительный анализ элементов архитектуры, изучена история формирования архитектурного облика города. Теперь я  с уверенностью могу сказать

мой город имеет множество интересных и запоминающихся мест, но порой мы даже не догадываются о том, что наш город имеет исторически – значимые здания и сооружения. А это большой минус для наших жителей.

В нашем  городе  есть программа,  которая предусматривает сохранение и реконструкцию старинных зданий в их историческом облике.  Но  на сегодняшний день она малоэффективна,  т. к  часть исследуемых мною зданий находится в плачевном состоянии.

Проведя сравнительный анализ элементов архитектуры,  я убедилась и доказала, что архитектурный облик города сформирован под влиянием канонов античности: используются колонны, фронтоны  и  др. элементы.

В результате социологического опроса  я выяснила, что дети мало знакомы  с историей  родного города, поэтому  в школе необходимо ввести предмет или элективный курс по краеведению.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - мы говорим это привычно, почти механически. А ведь это, как и все рожденное в народе, мудро и точно. Зрительный образ действует сильно, запечатлевается надолго, а значит, эмоционально и информативно он богаче, чем, скажем, звуковой. Поэтому лучше сохранить и показывать, чем разрушить и рассказывать. Сохранить, даже если это старо и даже если нам некогда и не до того.

С исчезновением старинных зданий город может потерять свою оригинальность, неповторимость и значимость как исторически ценного объекта. 

Список литера

1.     Бартц Г., Кёниг Э. Лувр. Искусство и архитектура. – Könemann, 2007.

2.     Баторевич Н.И., Кожицева Н.И. Малая архитектурная энциклопедия. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2005. – 702 с.

3.      Браун П. Стоунхендж. Загадки мегалитов / пер. с англ. Е.Б. Межевитинова. – М.: Центрполиграф, 2010. – 318 с.

4.      Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры: в 2 т. М.: Центрполиграф, 2003.

5.      Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру : Эпоха мастеров / Пер. с англ. А.М. Христиани, Е.С. Гринкруг. – М. : Стройиздат, 1980. – 172 с.

6.     Виньола Дж. Б. Правило пяти ордеров архитектуры / Пер. А.Г. Габричевского. – М.: Архитектура-С, 2005. – 168 с.

7.     Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Ф.А. Петровского. – М.: URSS: КомКнига, 2011. – 317 с

Источники:

1.     ru.wikipedia.org

2.     dic.academic.ru

3.     http://history-kamensk.ru/history

4.     http://top10a.ru/top-10-luchshie-goroda-rossii-dlya-turizma.html

5.     http://basetop.ru/reyting-samyih-quot-turisticheskih-quot-gorodov-rossii/