III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

САМОБЫТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА
Родина Д.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Однажды, я пришла к своей бабушке, Спиридоновой Раисе Яковлевне и услышала её пение. Она вязала и пела песню на языке, который я раннее слышала, но особого интереса к нему не проявляла. Больше её пение было похоже на рассказ, неспешный, степенный и очень эмоциональный. Песня была очень грустная. Я узнала, что песня называется «Эзить машто, авкай, максомон» («Не смогла ты, матушка, выдать меня замуж») и рассказывает о девушке, выданной замуж за нелюбимого. Это ее жалоба матери, ее плач. И вот тогда я задалась вопросом: кто ты, моя бабушка? И кто я ? Где мои национальные корни?

Я узнала, что моя бабушка мордовка, и я, оказывается, тоже, и по материнской и по отцовской линии. Мне стало интересно, знают–ли что-нибудь о своих национальных корнях ученики нашей школы. Нами было проведено небольшое социокультурное исследование «Мои национальные корни». Ученикам 5-11классов (153 человека) было задано два вопроса:

1. Все ли члены вашей семьи имеют одну национальность?

2.Хотели ли вы узнать о своих национальных корнях?

Результаты исследования: на первый вопрос из 153 респондентов – 78 (50,9% ответили, что не знают, а 75 (49%) назвали национальности своих родителей.

На второй вопрос, 65(42,4%) опрашиваемых ответили, что никогда этот вопрос у них не возникал, но теперь они обязательно узнают. Для 13(8,49%)респондентов это неважно.

Человек не должен быть «Иваном, непомнящим своего родства». Он просто обязан владеть информацией о месте, в котором он живёт, знать историю своей семьи, страны, обычаи, традиции народов, населяющих ее и традиции народа, представителем которого он является.

Актуальность изучения традиционной культуры любого народа объясняется необходимостью сохранения самобытности данной культуры в многонациональном социокультурном мире, каким является наша страна и в том числе Самарская область.

Гипотеза: Культура мордовского народа – это кладезь богатейших традиций, обычаев.

Цель исследования: Изучить частично историю и традиционную культуру мордовского народа, используя краеведческий материал: воспоминания и знания жителей п. Чёрновский.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Частично исследовать историю и традиционную культуру мордвы.

2. Провести социокультурное исследование.

3. Расширить представления о духовной жизни нашего посёлка

4. Записать воспоминания респондентов.

5. Обобщить собранный материал.

6. Создать по итогам исследования экспозицию в кабинете истории «Быт и культура мордвы п. Чёрновский»

Объект исследования: традиционная культура мордовского народа

Предмет исследования: история и традиции мордвы

При написании работы нами были использованы различные методы, а именно: 1. Научно-поисковые: - проведение опроса и беседы; - работа семейными архивами;

- работа с литературными источниками2. Аналитические: - анализ и синтез собранного материала; 3. Систематизирующие: - систематизация полученных данных; 4. Практические: - компьютерная презентация.

- написание исследовательской работы.

Практическая значимость работы: работу можно использовать на уроках краеведения, занятиях объединения «Юный краевед».

Характеристика источников и литературы

Свое знакомство с мордовским народом я начала просмотра материалов Интернета. Здесь я обнаружила «Краеведческие записки» В. А. Ендураева, «Вопросы древней истории мордвы».

В процессе поиска необходимой литературы познакомилась с большим количеством книг по родному краю. Среди них Самарская летопись под редакцией профессора П. С. Кабытова, в которой изложена история расселения и освоения земли Самарской с древнейших времен до наших дней. Просмотрела несколько энциклопедий, в том числе «Историко-культурную энциклопедию Самарского края, энциклопедию «Мордовия» под редакцией А. И. Сухарева. Много полезной информации почерпнула из историко-краеведческих сборников «Самарский краевед», составителя А. Н. Завального, авторы очерков и публицистических статей дают интересный и достоверный материал о нашем недавнем и далеком прошлом. Большой интерес представляют работы Н.Ф. Мокшина «Мордовский этнос», «Этническая история мордвы».

В остальном я опиралась на воспоминания и знания Пискайкиной Нины Ивановны, Киселёвой Валентины Петровны, Девяткиной Варвары Ивановны,Балакиной Татьяны Ивановны и моей бабушки Спиридоновой Раисы Яковлевны - уроженок республики Мордовия, ныне жительниц нашего посёлка, мордва (эрзя и мокша) по национальности.

Глава 1. Из истории мордвы

1.1 История происхождения и территория проживания мордвы

Я узнала, что мордва - угро-финская народность, обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой

Мордва самый многочисленный из финно-угорских народов Российской Федерации. И даже в списке всех финно-угорских народов мира, а их более полутора десятков, мордва занимает третье место по численности, уступая лишь венграм и финнам.

Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи.

Впервые термин "мордва" упоминается у Иордана VI . Позднее Константин Багрянородный (913-959 гг.) упоминает Мордию, удаленную от страны печенегов на 10 дней пути. В древнерусских источниках мордва фигурирует с XI в. Активно проходящий у мордвы процесс разложения первобытности приводит к формированию племенной верхушки и появлению в конце XII -1-й трети XIII вв. протогосударственного образования, именуемого в русских летописях как «Пургасова волость», во главе его стоял князь Пургас. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства.

Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва самими жителями не употребляется. Они пользуются исключительно самоназваниями: эрзя и мокша.[7,67 ]

Мордва повсюду расселилась по территории России. В настоящее время в Республике Мордовия проживает лишь 30 процентов мордвы. Остальная часть этого народа проживает в Самарской, Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Нижегородской, Саратовской, Московской, Челябинской областях, в Татарстане, Башкортостане, Чувашии. Кроме Российской Федерации мордва сосредоточена в Казахстане, на Украине, в Узбекистане, в Таджикистане.

На территории Самарской области первые поселения мордвы появились во второй половине XVII в., после окончания строительства Закамской оборонительной линии. Они располагались в северных районах Самарского края и не распространялись южнее рек Самары, Большого и Малого Кинеля и восточнее реки Ик. Процесс заселения региона значительно усилился в XVIII в. Главные потоки переселенцев шли с северо-запада на юго – восток и захватывали группы эрзи. В результате этого численность эрзянских селений особенно в северной половине Самарского Заволжья, значительно превосходила численность мокшанских. Основная масса мордвы прибыла в Самарский край из Алатырского, Арзамасского, Казанского и Нижегородского районов. В настоящее время на территории Самарской области проживает 120 тыс. мордвы.[ 13,35]

Общая численность населения Волжского района составляет на 01.01.2011- 83,4 тыс. человек. Национальный состав района разнообразен, в основном русские (80,4%), мордва (5,8%), чуваши (2,71%), татары (2,83%), украинцы (2,96%), цыгане (2,25%) и др. Я также узнала, что некоторым селам Волжского района, как, например, Торновое, Шелехметь, Подгоры, более двух тысяч лет. И основателями этих сел был мордовский народ.

Кроме того, и в нашем посёлке из 2863 жителей мордва составляет – 540 человек. Русские - 1839 человек, чуваши-151 ч ,украинцы - 72 человека, татары – 62.

1.3 Мордовский национальный костюм.

«А могу ли я так хранить память о своих предках»

Мордовский национальный костюм сохраняется во многих сёлах и поныне. Как предмет особой национальной гордости он входит в ритуалы семейных и сельских праздников, народных торжеств, фестивалей народного творчества.

Изготовляемая вручную, праздничная женская одежда хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил самобытность в расцветке, покрое, своеобразии украшений, богатстве орнаментации, терминологии отдельных частей.

Традиционная мордовская национальная одежда развивалась по двум направлениям, соответствующим культуре эрзи и мокши.

Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин.

Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе : "Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой — "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность".[6]

Проводя исследование, мы встречались с жительницами нашего посёлка

Пискайкиной Ниной Ивановной и Киселёвой Валентиной Петровной, которые сохранили костюмы, переданные им от матерей и относятся к ним с особым трепетом. Раньше Нина Ивановна всегда его одевала, когда участвовала художественной самодеятельности. Теперь же она каждое лето его сушит и бережно сложив, убирает. Валентина Петровна же продолжает одевать его, когда выступает в Доме культуры п. Чёрновский

Глядя на это, я задалась вопросом: «А могу ли я так хранить память о своих предках?» Я восхищена самобытностью и красотой этого костюма (см. Приложение 1 рисунок 1 )

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха ( панар) туникообразного типа без воротника.

Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами понкст.

Из рассказов Валентины Петровны и Нины Ивановны, и других источников я узнала, что женскую рубаху носили кроме пояса с специальным сложным набедренным украшением, которое по мордовски называется пулай или пулагай. Особенно богато украшался раковинами, цепочками, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай (см. Приложение рисунок 2, с.31)

Из воспоминаний жительницы п. Чёрновский Пискайкиной Н.И. 1934 г.р.

« Пулай девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. С этого момента она могла быть засватана. Весит "этот атрибут" одежды эрзянки внушительно: 3-4 кг ! Женщине без пулая нельзя было показываться на людях: она считалась неодетой. Даже во время жатвы, в жару она не снимала пулая.

Зато зимой в нём было тепло. Он охранял от женских простудных заболеваний.»

Пулай нёс и защитные функции. Считалось, дурной глаз запутается в чёрных нитях и не сможет сделать женщину бесплодной.

Благодаря этому элементу одежды, мордовки были стройнее и грациознее. Иностранные путешественники подчёркивали, что среди эрзянок совсем не было сутулых и горбящихся.

На вороте находится специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Грудь рубахи украшается бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части украшения.

На уши надевали серьги с подвеской — серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха. Поэтому мордовку сначала слышишь, а потом видишь.[ 9,67]

Рубаху дополняет высокий головной убор с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста – панго .

У Нины Ивановны Валентины Петровны нет такого головного убора. Но я выяснила, как он выглядел. У эрзи — панго— были высокими и имели варианты в виде цилиндра, полуцилиндра или конуса. Мокшанские головные уборы — панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи и женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами.

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста — руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.)

И у мокши и у эрзи традиционный костюм включал подобие платья, надеваемого поверх рубахи — кафтонькрда, сарафан, изготовляемое первоначально из крашеного холста, а позже и из фабричных тканей.[13,45]

Нина Ивановна хранит лапти, которые ей оставила тоже её мама. Мордовские лапти особого плетения с трапециевидной головкой. Они отличались не только от русских, но и марийских, удмуртских, чувашских тем, что имеют специальные витые петли с боков и сзади для обор

Из воспоминаний жительницы п. Чёрновский Пискайкиной Н.И. 1934 г.р.

«Мордовский народ изобрел двупяточные лапти, которые ценились дороже однопяточных. Ноги обёртывали портянками, их было две пары: нижние (алдонь пракста - у мокши, пильгалга - у эрзи), которыми обёртывали ступни. Верхними портянками (ланга пракста - у мокши, верьга пракста - эрзи) оборачивали икры» (см. Приложение1 рисунок 3)

Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот - у мокши, кемть - у эрзи). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник. Зимой носили серые и чёрные, иногда белые валенки.

Как память о своей малой родине, Валентина Петровна хранит ещё несколько вещей, вышитых её мамой: полотенце, наволочка, скатерть.(см.Приложение1 рисунок 4)

Раньше вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с шести-семи лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки.

Из воспоминаний Пискайкиной Н.И.

«На свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания».

Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого — названия мордовского орнамента : "змеиная головка", "куриные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнечные узелки", "звёздочки".[ 9, 80 ]

Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности (см. Приложение 1 рисунок 5, 6,7,8 )

Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды. Учитывая всё более стандартизирующуюся культуру в условиях глобализации, приобщение молодёжи к этой части национальной культуры очень актуально.

Глава 2. Быт и традиции мордовского народа

2.1 Национальная кухня

Национальная кухня, можно сказать и в наше время сохраняет свои традиции. Многие из блюд и в наши дни остаются главными в мордовских семьях.

Особенности мордовской кухни определяются окружающей средой и хозяйственными занятиями народа, в первую очередь земледелием и животноводством. Подспорьем в питании всегда служили продукты собирательства, рыболовства, охоты и пчеловодства. В лесах и оврагах, на лугах наши предки собирали грибы, орехи, малину, землянику, щавель, хмель и другие дары природы.[8, 45 ]

Традиционный мордовский хлеб – преимущественно черный, ржаной –Его пекли из кислого теста, сажая в горячую печь на капустных листьях.

Из воспоминаний Балакиной Т.И. 1964 г. р.

«Моя бабушка и мама пекли его в печке прямо на поду (подонь кши). Какой это вкусный хлеб! Сейчас удаётся поесть только раз в год, когда навещаем родителей. Такой хлеб не купишь нигде»

Одно из наиболее старинных мордовских блюд – ям. Это нечто среднее между супом и кашей. Ям варили из проса, чечевицы, гороха и заправляли конопляным маслом.

Любимое блюдо мордвы – пшенные блины, которые выпекают очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, сливочным маслом.

Из воспоминаний Балакиной Т.И. 1964 г. р.

«Очень вкусный ям варил мой отец. Но всегда варил из пшена»

(см. Приложение 1 рисунок 9)

На зиму в кадках солили огурцы, помидоры, грибы. В бочках квасили капусту, закладывая её целыми кочанами или разрезая их пополам, мочили яблоки. Солили свиное сало, коптили ветчину в дыму костра или над банной печкой. Наиболее старинные, но сохранившие свою значимость напитки – квас, кислое молоко, березовый сок. В качестве хмельных напитков и сегодня популярны пуре из меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы.

Татьяна Ивановна рассказывала, что эрзяне и мокшане выплачивали Российскому государству огромные налоги, в том числе медом, а национальный медовый напиток «пуре» поставляли к царскому столу Ивана Грозного под названием эрзянские меды. Изготовляется этот хмельной напиток по старинным рецептам, которые сейчас утеряны. Говорят, в лесу выкапывали большую яму, дно и стены заделывали парь – кадушку. Туда слоями закладывали всякую ягоду ( по мере поспевания) вперемежку с медом, закрывали, оставив отдышку, и все это бродило определённое время. Полученный напиток, надо полагать, был не только изыскан, исключительно вкусен, но и полезен для здоровья. Он шел на царский стол.

Моя бабушка рассказала, что в их селе у многих были пасеки, в том числе и у моего прадеда. Каждый год, после первого сбора мёда устраивали праздник и, естественно, в честь пчёл проводились моления, пчелиная матка – мекшава- воспевалась в песнях.

Но в 30-е годы, когда проводилась коллективизация, под страхом попасть в разряд кулаков и быть раскулаченным, все, кто имел пасеки их уничтожили. Сохранилась только песня (см. Приложение 3 )

У мордвы было немало праздников и обрядов, для которых готовили специальные кушанья. Например, на крестины варили молочную пшенную кашу, считавшуюся символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорожденному прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке.[13,65]

Из воспоминаний жительницы п. Чёрновский Киселёвой В.П. 1949 г.р.

«Любимое блюдо мордвы – пшенные блины, которые выпекают очень толстыми. Их едят с молоком, сметаной, сливочным маслом. Их у нас выпекают с добавлением большого количества яиц (10-15 штук), из размолотого пшена или замоченной манки. Называют их «ал пачат».

Из воспоминаний Балакиной Т.И.1964 г.р.

« На Троицу обязательно у нас пекли блины только из яиц – ал пачелксеть. Их брали на кладбище»

Сегодня праздничная пища мордовского населения претерпела определенные изменения и отличается широким ассортиментом. Но, неизменным атрибутом праздничного и воскресного стола остаются разнообразные пироги, ватрушки, которые выпекают на поду русской печи, в духовках газовых плит, электропечей, а также жарят на сковородах в большом количестве масла. Для начинки используют овощи, мясо, грибы, рыбу, творог и др. В настоящее время повсеместно распространено приготовление тортов к праздникам. Во время праздничных мероприятий стол сначала заставляют несколькими салатами, холодными закусками, а затем по очереди подают горячие блюда. Обильное угощение, как правило, готовят заранее. Широко распространено приготовление к празднику пельменей, голубцов, котлет, поскольку климатические условия позволяют сохранять их дольше в замороженном виде. В качестве начинки для пельменей используют мясной фарш, ливер (внутренности домашних животных), картофель, творог или рыбу.

2.2 Жилище в прошлом и настоящем

Традиционное жилище мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трехраздельное. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Каменные дома в прошлом имелись лишь в крупных торговых селах у зажиточных хозяев, местных торговцев.

Раньше говорили: срубить дом, а не построить, так как основой дома служил сруб. Об этом говорит и Нина Ивановна в своих воспоминаниях

«Раньше говорили: срубить дом, а не построить, так как основой дома служил сруб. Наш дом был срублен отцом. Он был сделан из сосны и покрыт тёсом. В доме было две комнаты: передняя (икельце кудо) и задняя изба (удалце кудо), и сени . (см. Приложение 1рисунок 10,11 )

В задней избе находилась печь, которая располагалась у двери , устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол.(см. Приложение рисунок 12,13 с.35) Там стоял стол, вдоль стен находились лавки. Лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы (чтобы счастье и достаток был в доме. Рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из дерева, и к стене прибита лавка (вешкеэзем)

Был у них сарай, хлев , баня с печью-каменкой, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной надстройкой

Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный.[6, 25 ]

В настоящее время мордовская изба очень сильно изменилась. В большинстве случаев она состоит из нескольких комнат, к ним пристраивается веранда с крыльцом. Деревянные дома чередуются с кирпичными, кровельным материалом стал шифер, железо. Увеличиваются размеры окон и их число. Но также мы встречаем и полуземлянки и виход

2.3. Сезонные праздники и обряды мордвы

Наши далекие предки делили год на три праздничных периода «по трудовой деятельности»: посев, уборку урожая и подготовку к новому посеву. Мордовские озксы (озкс – моление; от мокшанского озондомс, эрзянского озномс «молиться») не имели точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных земледельческих работ.

В праздниках мордвы четко прослеживается их связь с хозяйственной деятельностью и, прежде всею, с земледелием. Цикл обрядов и праздников начинался зимой, когда дни становились длиннее и солнце поворачивало на лето.

Задолго до крещения мордвы, до появления понятия рождества Христова появился веселый молодежный праздник - роштовань кудо (рождественский дом), который потом стал связываться с ним по времени и названию.» Для проведения этого праздника молодежь собирала деньги и нанимала дом.[ 13,13]

Из воспоминаний Девяткиной В.И. 1922 г.р.

« Мы- девушки, приносили продукты. Когда все было готово, вечером шли по улице и кричали: «Адядо роштовань кудос!» (Идемте в рождественский дом!)».

Рождественский сочельник по-мордовски называется калядань-чи (день коляды). В этот день мордва начинала колядовать: петь песни-колядки о семенном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота.

Из воспоминаний Девяткиной В.И. 1922 г.р.

«На моей памяти, первыми колядовали пастухи, которые нанимались пасти скот каждый год. Они заходили в каждый дом и совершали обряд посевания, т.е. рассыпали зерно по дому, при этом напевая –

Каляда, каляда!

Ламоне валяда.

Траксне вазыяльхть кафтасть,

Учатне верозальхть ярканят,

Аватне шачфтольхть цёранят!

Особое место на рождество занимали игры ряженых. Наиболее распространенными у мордвы были маски зверей в частности медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Мужчины надевали на себя вывороченные шубы, маски, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома и просили угощение у хозяев.

Святки (с 8 января по 17 января) – это самое веселое праздничное время у мордвы, когда запасы урожая еще не истощились и было много свободного времени. Святки у мордвы, как и у русских, сопровождались обрядами: проводились различные игры, гадания, пляски, пение песен. А 13 января в день отдания праздника Рождества Христова люди посещали Божий храм, где проводилась утренняя праздничная служба.

Из воспоминаний Киселёвой В.П. 1949 г.р.

«У нас в храм уже не ходили. Да и Храм был отдан под колхозный склад, но в этот день в каждом доме пекли орешки из теста, свиные головы и ножки, и совершали обряды, которые сопровождались песнями – тауськами.

Утром дети собирались группами и ходили из дома в дом таусить.

Та-ла-лай, та-ла-лай!

Щакай, шачфт Николай,

Аф Николай – Проса.

Пяштенятне коса?

Сяканяса лапаняса

Тейнек лифть кружканяса

Аф кружканяса, коморняса.

А кда аф максат пяштенят,

Конязт шаван эсконят.

Та-ла-лай, та-ла-лай!

Тувонь пильге подавай!

После этого хозяин каждого дома выносил гостям угощения.

Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.п. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилые и хозяйственные помещения, изгоняя нечистую силу. Затем все жители с криком и шумом шли за околицу, откуда поспешно расходились по домам, уверенные в действенности своего средства.

Следующий праздник у мордовского народа – День памяти 40 Севастийских мучеников. Они были мужественными воинами и все исповедовали христианскую веру, и за это они пострадали

Из воспоминаний Балакиной Т.И.:

«В этот день, в каждом доме по обычаю выпекали 40 маленьких булочек – жаворонков. Мы, дети, поднимали их на крыши сараев, при этом приговаривая:

Жаворонушки, услышьте нас,

Скорее заметьте нас!

Скорее прилетите,

Весеннее тепло принесите.

Нам зима уж надоела,

Все запасы хлеба съела,

О вас мы соскучились.

Жаворонушки, сюда прилетите,

Здесь гнёзда свои свейте.

Много яиц насидите,

Много птенцов вырастите.»

Масленичная гора, масла панда (м.), мастя пандо (э.). Так называется последний зимний праздник. Праздновали масленицу всю неделю. Пекли блины, мастянь оришкат, варили позу. Позу варили в каждом доме.

Алкоголя в нем нет, но именно он считается источником силы древних богатырей. Может, потому, что настоящий рецепт – это большая тайна. Варят и сейчас, но настоящих «специалистов» осталось совсем мало. На вкус поза - это нечто среднее между пивом, квасом и компотом из сухофруктов. Вкус чернослива напитку придает ржаная солома, а томить позу нужно только в каменной печке.

Люди, одетые в праздничный наряд, собирались на площади. Здесь проходило основное гулянье. Молодые люди катались на санках . Играла гармошка, под неё пели частушки:

Масленицась маладкшни,

Просань щамняц каладкшни.

Оцю панксса паннезе,

Масленцяста каннезе.

По всем улицам разливались мордовские песни.

На Масленицу в с. Селищи Ичалковского района устраивались кулачные бои. Дрались, село на село.

Празднование масленицы не обходилось и без катания на лошадях. Звон колокольчиков разливался по всей округе. На разукрашенных цветными лоскутками и колокольчиками лошадях разъезжали люди с песнями под гармошку. В пятницу или субботу прощали крестников. Крёстные звали к себе в гости крестника. Накрывали стол, и за столом дарили ложку и чашку с гостинцами.

В последний день масленицы, в воскресенье, люди ходили друг к другу просить прощения. Этот день назывался «прощёным» воскресеньем. Это можно наблюдать и сегодня в больших мордовских сёлах.

Весенне-летние обряды большей частью группировались вокруг крупных христианских праздников и продолжались до Петрова дня. Этот цикл самый продолжительный. В нем много обрядов с обращением к божествам и предкам обеспечить хороший урожай и здоровье людям.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Сегодня это тоже можно видеть. Только этот обряд во многом совершается членами семьи внутри семьи.

У любого народного праздника – своя красота, свои обычаи, свои обряды и приметы. Немало их и на Пасху

Из воспоминаний Балакиной Т.И.:

«Пасху (Ине-чи) мы ждали целый год, вспоминает Татьяна Ивановна. К этому дню родители старались всем детям сшить какой-нибудь новый наряд. В ночь перед Пасхой взрослые не ложились: готовили разные кушанья: пекли пироги с различной начинкой, ватрушки, готовили мясные блюда, готовили пасху и многое другое. Дети наоборот ложились рано спать, так как нужно было рано вставать, чтобы идти собирать яйца. Вставали три-четыре часа утра, одевались в обновки и уходили. Все старались быть первыми. В семь – восемь часов сбор яиц заканчивался. Потом вся семья собиралась за столом для праздничной трапезы. Важное место на пасхальном столе занимали крашеные яйца. Его ели первым, когда садились за стол. Яйца красили ещё в четверг.»

У многих в этот день любимой забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи до обеда. Их катали с какого-нибудь бугорочка. Яйцо играющего катится с вершины и ударяется в чьё-либо яйцо, одно из тех, что лежит на земле. Счастливец это яйцо берёт себе.

Но катание яиц было не столько забавой, сколько важным делом. Яйцо –символ зарождения новой жизни. Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу ото сна.

Также существовал такой обычай – в каждом дворе устраивать качели для детей, а на деревенской площади выкапывались ямы, вставлялись столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Качались все.

Из воспоминаний Балакиной Т.И.:

«У нас улица была небольшая, но детей было много. В нашей семье нас было семеро. Отец был отличным мастером, и он всегда устанавливал на нашем дворе качели». Пасха длилась целую неделю, она была наполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. Мы играли на Пасху в лапту и вышибалы. Взрослые играли отдельно, а мы малыши отдельно. А мужчины, как правило, на Пасху играли в орлянку»

Весенние обряды и праздники завершались праздником Троицы.

Из воспоминаний Девяткиной В.И.:

«Зеленью и цветами во время летних праздников украшали дома, улицы. Девушки плели и ходили в венках из листьев и цветов. Потом на каждой улице украшалась берёза ,ее называли «кизень чи» (летний день) и как будто «приводили» в деревню. Перед этим ее несколько раз окунали в реку, прося Ведь аву «вымыть летний день», чтобы он стал белым и красивым. Затем березку проносили по всей улице, или селу и устраивался традиционный массовый карнавал Тундонь ильтямо . В конце праздника берёзку относили к реке и пускали воду» (см. Приложение 1 рисунок 4.15,16,17 ).

Из воспоминаний

«Мы украшали себя зеленью и цветами и в Петров день. Накануне мы топили баню, где мылись мочалками из растений и цветов, а затем раскидывали их на полу бани. В этот праздник мы молодые хлестали друг друга зелеными ветками.» На вопрос зачем, Валентина Петровна не ответила. Я узнала, что все это должно было обеспечить им здоровье, красоту и плодовитость.

В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора плодов Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

Большое значение в календарных праздниках и обрядовой жизни мордвы занимала баня. Кроме того, баню обязательно для всей семьи топили перед каждым праздником. Таким образом, баня с незапамятных времен была неразрывной частью быта мордвы и служила не только целям гигиены, борьбы с различными заболеваниями, но и прочно вошла в обрядовую жизнь мордвы.

К праздникам в мордовских семьях готовились заранее, рассказывает. Сейчас тоже самое: проводят уборку помещения. Стараются полностью освободить себя от основных работ по хозяйству. Во время некоторых праздников, например, на Троицу, Пасху запрещается проводить какие-либо работы. Мужчины в период праздников не выполняли тяжелую работу. В праздничные дни старшие члены семей ходили и ходят на беседы к соседям, ездят к родственникам и знакомым в гости, принимают у себя.[9, 120-122]

Следует отметить довольно устойчивую тенденцию функционирования праздников среди мордовского этноса на современном этапе. Так, согласно проведенным нами этносоциологическим исследованиям среди мордвы п. Чёрновский в возрасте от 40 до 65 лет, выяснилось, что 46,4 % мокшан, 44,9 % эрзян отмечают все или большинство праздников, 43,4 % мокшан и 39,7 % эрзян празднуют некоторые из них. Социологические исследования, проведенные среди учащихся в ГБОУ СОШ в. п. Чёрновский в 2016 г., показали, что 50 % школьников мордовской национальности знают национальные праздники мордвы. Отрадно отметить, что 40 % респондентов русской национальности знают некоторые из национальных праздников мордвы (см. Приложение 3)

Таким образом, праздничная традиция мордвы по-прежнему продолжает оставаться актуальной и востребованной, способствуя сохранению культурного наследия и воспитывая последующие поколения.

Заключение

В ходе исследования нами были сделаны следующие выводы:

- мордва самый многочисленный народ в семье финно–угров и имеет многовековую историю;

- территория расселения мордвы обширна, мордовский народ проживает не только на территории России, но и за рубежом.

Гипотеза подтвердилась: традиционная культура мордовского народа – это кладезь богатейших традиций, обычаев, как впрочем, культура любого народа, поэтому необходимо сохранение самобытности.

Социокультурное исследование среди учащихся показало не очень высокую сформированность знаний о культуре своего народа.

По мнению Д. С. Лихачева, отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера, он является частью общества и частью его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности, а отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание. Это ещё раз подтверждает актуальность нашей темы.

Был собран и систематизирован материал о традиционной культуре мордовского народа, на основе которого нами была создана экспозиция в кабинете истории «Быт и культура мордвы п. Чёрновский», а теоретический материал используется на уроках краеведения и во внеурочной деятельности.

Попытавшись исследовать культурное наследие мордовского народа, его традиции, обычаи, мы пришли к выводу, что данная работа станет лишь первым шагом в изучении культурной жизни родного края.

Список литературы и источников

Воспоминания

1. Балакина Татьяна Ивановна 1964 г.р – уроженка Мордовской АССР, Ичалковского района, с. Селищи. (ныне жительница п. Чёрновский Волжского района)

2. Девяткина Варвара Ильинична 1922 г.р – уроженка Мордовской АССР, Ичалковского района, с. Селищи. (ныне жительница п. Чёрновский Волжского района)

4. Киселёва Валентина Петровна 1949 г.р. – уроженка Мордовской АССР, Атюрьевского района, с. Козловки.

5. Пискайкина Нина Ивановна 1934 г.р – уроженка Мордовской АССР, Ичалковского района, с. Селищи. (ныне жительница п. Чёрновский Волжского района)

Литература

1. Ананичева, Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре / Т.М. Ананичева // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. – М., 1980.

2. Бояркина, Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально – стилевые особенности). –– Саранск, 2003.

3. Булычева, Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). / Н.Е. Булычева. – Саранск, 2003

4. Волостнова, Т.И. Русский фольклор в поликультурном пространстве Мордовии. – Саранск, 2006.

5. Всё о Мордовии. – Саранск, 1997.

6. Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. – Саранск. 1988.

7. Мокшин Н.Ф. История мордвы. – Саранск. 1987.

8. Маркова С.С. Мордовская кухня. - Саранск, 2008.9. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа / гл.ред. Н.П.Макаркин, А.С.Лузгин, Н.Ф.Мокшин и др. Сост. С.С.Маркова. – Саранск, 2004.

10. Матвеева Г. И. Край Самарский. – Куйбышев, 1984.

11. Самарская летопись: Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века / Под ред. П. С. Кабытова, Л. В. Храмкова. – Самара, 1993.

12. Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Ч. 1. / Сост. А. Н. Завальный – Самара, 1991.

13. Этнография и праздничная культура народов Самарского края./Сост. Т.И. Ведерникова. – Самара,1991.

Приложение 1

Рисунок 1

На фотографии Киселёва В.П. в мокшанском национальном костюме. Участница художественной самодеятельности при Доме культуры п. Чёрновский. 2013 г.

Рисунок 2.

На фотографии Пискайкина Н.И. с элементом национального костюма пулай, пулагай. 2010 г.

Рисунок 3

На фотографии лапти, которые достались Пискайкиной Н.И. от материи Ведяшкиной К.М. Фото сделано в 2013 г.

Рисунок 4

Память о малой родине. Эти вышивки достались Пискайкиной Н.И. от её мамы. Фото сделано 2013 г

Рисунок 5

На фотографии детский фольклорный ансамбль «Келу» Дома культуры п. Чёрновский на фестивале детских фольклорных коллективов 2012 г. п.г.т Керамика Волжского р-на

Рисунок 6

На фотографии представители мордвы – мокшы: Самохвалова Р.И и её родственники. п. Чёрновский 2008 г.

Рисунок 7,8

Фотографии из семейного архива Самохваловой Р. И. п. Чёрновский 1970 г.

Рисунок 9

На фотографии отец Балакиной Т.И. Девяткин И.И. и её брат. Обед и тот самый ям у мордвы – эрзи. 2011 г.

Рисунок 10,11

На фотографиях дом, срубленный отцом Пискайкиной Н.И. Ведяшкиным С.М. 1964 г. Дом двураздельной (изба и сени). Ведяшкин С.М. на фото снизу второй справа. Дом, к сожалению не сохранился. А вот виход (погреб) стоит и сегодня (фото сделано 2010 г.)

Рисунок 12,13

На фотографии родительский дом Балакиной Т.И. Печка, которая занимала значительную часть избы, «красный угол». Фото сделано 2011 году

Рисунок 14,15,16,17

На фотографиях праздник «Троица» устроенный жителями ул. Лёвина п. Чёрновский (мордовский посёлок) 2012 г. Первая попытка восстановления традиции.

Приложение 2

Анкета «Традиционные праздники мордвы»

Анкета

1. Какие традиционные праздники мордвы вы знаете»

2. Когда они бывают ?

3. Какие есть обычаи и традиции в праздновании этих праздников?

4. Что является символами этих праздников.

Анализ анкеты

В анкетировании принимали участие учащиеся 5-11 классов (140 человек мордва и русские)

40 человек детей из мордвы (100% и 40 русских детей (40 %) назвали такие праздники как Рождество, Масленица и Пасха.

Знают , когда они бывают. Знают, что символами праздника Масленица являлись и являются блины и мордовская поза . Мордовскую позу назвали конечно, только дети мордовской национальности. А вот что символами праздника Рождества раньше были орешки, которые пекли из теста , дети не знают. 15 из 40 учеников ( 25 % представители мордвы) знают, что мордовская поза всегда являлась символом почти всех христианских праздников во все времена. Сейчас на Рождество уже вместо орешек пекут блины, пшенные и манные.

18 детей из мордвы назвали ещё такие праздники как Троица, Святки и Петров день.

А вот как празднуются они , какие обычаи и традиции сохранились, знают только 18 учащиеся (45 %).

Как и раньше , так и сейчас, дети ходили и ходят колядовать в в ночь на 7 января и 14 января.

Вывод: обычаи и традиции многие уходят с нашей жизни

Приложение 3

Песня «Мекшава»(Пчелиная матка)

Павань толга – мекшава,

Сырнень толга –мекшава!

Авась аволь ультдеря,

Мекшетнеяк авольть уль

Павлиньи перья – пчелиная матка,

Золотые перья – пчела-матка!

Не было бы матки,

И пчел бы не было.

Матка задумалась улететь –

И пчелы за ней.

Где, где остановилась?

На кряжистом дереве остановилась,

На кряжистое дерево опустилась.

Там место не подошло,

Там место не понравилось.

Подняла крылышки,

Взмахнула ими.

В темном лесу остановилась,

На берёзку опустилась.

Там место не подошло,

Там место не понравилось.

Над лугом пролетела,

На ивовый куст опустилась.

Тут ей понравилось,

Сердце её согрелось.

Её сняли в ройницу,

Её выпустили в улей.

Стала она играть,

Хорошие соты делать