III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЕСТЬ ЛИ ЗАВТРА У МОЕГО СЕЛА?
Яровая А.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Отзвенели, ушли в никуда

Смех и плач в деревенских хоромах,

Но какая теперь лебеда

И какие сугробы черёмух!

Эта хлябь. Эта глушь. Пустыри.

Птичий звон. Комариные песни.

И такая тоска – хоть умри.

И такая любовь – хоть воскресни.

Николай Рачков

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы заключается в том, что Унер - моя родина, в которой я родилась. Здесь я пошла в детский сад, учусь в школе. Здесь я впервые заметила красоту родной природы, научилась понимать и любить её. А в последнее время мы видим, что люди при любой возможности стараются уехать в город, много домов выставляется на продажу, но их редко кто покупает. Что же ждет наше село в будущем?

Постановка и формулировка проблемы

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 году, президент В.В.Путин писал: «Россия – это, прежде всего люди, которые считают её своим домом. Их благополучная жизнь – главная задача власти. Любой. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта.

На селе очень мало условий для комфортного проживания: услуги ЖКХ, связь, медицинская помощь, рабочие места и т. д.

В ходе работы я столкнулась с проблемой «Где брать информацию?». Поэтому, я с папой посетила районный архив в селе Агинское. Обратилась за информацией к директору школы, заведующей детским садом.

Я начала свою работу с того, что познакомились с историей заселения своего края, изучила период становления совхоза «Восход», а затем обратились за помощью в администрацию Унерского сельского совета для получения данных о численности населения за различные периоды существования села. Мы подсчитали количество семей, родивших второго и последующих детей за период с 2007 по 2015 год. Директор школы предоставила данные о количестве детей в школе, начиная со времен образования Унерской школы.

Гипотеза: мой родной Унер будет жить, у него есть будущее.

Цель работы: выяснение перспектив развития нашего села.

Задачи:

  • изучить архивные данные по данной проблеме;

  • оценить сложившуюся демографическую ситуацию;

  • проанализировать возможности предоставления рабочих мест;

  • выявить условия для жизни молодежи;

  • проанализировать возможность строительства жилья.

Методы и приемы

  • анализ литературы;

  • интервью;

  • наблюдение;

  • практический;

  • исследовательский;

Объект исследования: село Унер

Предмет исследования: архивные документы

Характеристика личного вклада автора работы в решение избранной проблемы

Я изучила архивные документы по теме. Узнала, как происходило заселение района и села, как жили люди до войны и в послевоенное время. Выяснила, как был организован совхоз «Восход» и как был разрушен в 90-е годы. Затем, я узнала о количестве жителей, рождаемости, смертности начиная с 80–х годов. Узнала, как развивается наше село, сделала сравнительный анализ, выводы.

2.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1 ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ ПРИСАЯНЬЯ И СЕЛА УНЕР

История Присаянья, в том числе и нашего села Унер полна загадок. Ученые еще не подвергли научному анализу наскальные рисунки в пещерах, надгробные плиты и название сел и рек. На территории района не велись археологические раскопки. Поэтому сведения о первых жителях весьма противоречивы.

Современное состояние исторических знаний позволяют предположить, что самые первые жители появились на территории Присаянья (4-3-тыс. до н.э.), когда произошло расселение многочисленных первобытных племен на всей территории края.

Отечественные письменные источники о первых жителях Присаянья, относившиеся к XIII веку, утверждают, что первыми жителями, жившими в живописной долине реки Ильбин, были камасинцы. Они были невысокого роста, круглолицые, узкоглазые, черноволосые, носившие татарские платья, камасинцы подразделялись на степную и лесную группы. Степные камасинцы жили оседло разводили овец и коз, крупно рогатый скот, лошадей и занимались земледелием.

Лесные камасинцы вели кочевой образ жизни. Лето и осень они проводили у истоков рек, где было достаточно корма для оленей, здесь они и охотились. Жили в юртах-шалашах, покрытых полосами проваренной и сшитой бересты. Камасинцы не были склонны ни к воровству, ни к убийству, ни к мщению. После прихода русских в Присаянье камасинцы растворились в гуще их поселений.

В середине XIX века началось переселенческое движение. Людям приходилось один на один вступать в жестокую борьбу с дикой природой. Лес-батюшка, хотя и с трудом, но отдавал свои богатства на жилищное строительство, а земля-хозяйка – целину под пашню. В 1859 году в районе уже было 5 деревень, в том числе и село Унер.

Падение крепостного права в 1861 году усилило поток переселенцев из Вятской и Псковской губерний, с Украины и Белоруссии, из Орловской, Брянской, Тульской, Полтавской, Воронежской губерний.

Основным занятием населения было земледелие. В структуре посевов преобладала озимая рожь.

2.2 БЫТ СЕЛА

Из некоторых источников мы узнали, как жители деревни обустраивали свои жилища: бревенчатые избы вытянулись в два ряда вдоль широкой улицы. Две-три из них крыты тесом, другие сложены кое-как, прикрыты, чем попало. Вот, ни дать, ни взять, сказочная избушка на курьих ножках, маленькая, покосившаяся точно подшибленная; сквозь тонкую, косматую соломенную крышу торчат стропила, прорехи заложены берестой, завалены тонкими жердями. Через несколько дворов другая картина: из кривых березовых бревен срублена миниатюрная избушка, крыши нет, на открытом потолке строптиво торчит дымовая труба. Вся избушка состоит из одной комнаты. И у самой двери к стене пристроен из березовых прутьев и покрыт берестой, соломой, навозом, шалаш. Он заменяет сени. Из 50 дворов таких лачуг найдется не менее десятка.

В 1911 году в Унере было 184 двора, проживало 730 мужчин и 674 женщины. Имелась одноклассная церковно-приходская школа, казенная винная лавка и хлебозаготовительный магазин.

2.3 ВОЙНА В ЖИЗНИ СЕЛА

В 1934 году в области народного хозяйства развертывается работа по укреплению колхозов и на нашей территории образовывается колхоз «Красный Октябрь».

22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, без объявления войны начала военные действия против СССР. Это была яростная попытка вооруженным путем уничтожить наше государство, поработить народы. Резкая грань отделила мирные дни от грозных.

О начале войны унерцы узнали из сообщения Совинфорбюро в полдень 22 июня. И сразу мирные заботы, которыми жили еще вчера - поездка детей на учебу в город, свадьба, покупка коровы, постройка дома, - отодвинулись в какую-то другу, казалось чужую, до нереальности далекую жизнь.

Утром 23 июня унерцы собрались на митинг. В простых словах выражали они возмущение и ненависть к фашистам.

Уже в первый день войны на прополку хлебов в Унере вышли все от мала до велика. В колхоз записывались те, кто до этого времени не был занят в общественном производстве. Они встали на места ушедших на фронт.

24 июня 1941 года в райвоенкомат начали поступать заявления о добровольном зачислении в Красную Армию.

Те, кто уходил на фронт, завещали своим матерям и отцам, братьям и сестрам, женам и детям честным трудом приблизить час победы.

В годы Великой Отечественной войны из села на фронт ушло 300 человек, половина из них не вернулось.

До сегодняшних дней не дожил ни один участник, призванный Саянским райвоенкоматом. Последним ушел из жизни Лазарев Павел Николаевич.

2.4 ЖИЗНЬ СЕЛА ПОСЛЕ ВОЙНЫ

В начале 1960 годов началось укрупнение хозяйств и колхоз «Красный Октябрь» был реорганизован в Межовский совхоз, а затем в совхоз «Восход». Здесь совхозники трудились в животноводстве, растениеводстве и полеводстве. Существование животноводческой фермы давала возможность удовлетворить внутренние нужды хозяйства, улучшить общественное питание, обеспечить продуктами школу, детский сад.

В 1970-е годы укрепилась материально-техническая база совхоза «Восход», изменились условия труда, возрос уровень механизации сельхозработ. На тот момент в Унерском отделении было 5 коровников, оборудованный молокоприемный пункт, куда с баз поступало молоко, там оно очищалось и охлаждалось. В молочных танках-охладителях могло храниться до 3-х суток.

Зерновыми культурами засеивали площади около 6,5 тыс. га. Урожай собирали примерно 20 ц/га. Картофелем засаживалось 100 га земли. Еще сеяли турнепс на корм скоту.

Также в совхозе была своя пилорама. Самостоятельно заготавливали около 5,5 тыс куб. леса, строили дома. В каждом отделении имелись зерносклады и сушилки. Урожай зерновых не успевали просушивать своими силами. Заключали договора с Агинским и Унерским ХПП, возили на просушку прямо с полей.

2.5 ЖИЗНЬ СЕЛА В 90-Е ГОДЫ

В 90-е годы по стране началось разрушение совхозов и колхозов. В 2011 году в совхозе полностью ликвидировали животноводство. Сократились посевы зерновых. Поля стали зарастать травой. Люди остались без работы, а значит, без средств к существованию. Резкое сокращение числа рабочих мест в 1990 - 2000 годы привело к безработице в селе и люди в поисках заработка стали уезжать в город. И так продолжалось не одно десятилетие.Снизился и уровень квалифицированных кадров, работающих на территории села.Многие работающие высококвалифицированные кадры со среднеспециальным и высшим образованием уехали в город. В 2011 году в ООО Восход было полностью ликвидировано животноводство.

2.6 МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Я взяла интервью у старейшей жительницы нашего села Кашириной Любови Ефремовны. (Вопросы для интервью - приложение 1) Она ответила на интересующие меня вопросы.

Как выяснилось, 35 – 40 лет назад численность населения села Унер была очень большая. Людям не хватало жилья, поэтому очень много строили домов. В семьях было по 5 – 7 детей. Школа занималась в две смены. Люди работали от зари до зари. Трудились на полях, на фермах. Раскорчевывали поля, и каждый клочок земли засевали. Сеяли лен, потом все выходили на уборку. Много выращивали овощей. Но люди не только много работали, но умели и отдыхать. В праздники устраивали гуляния: пели, плясали, играли. На мой вопрос: «Почему молодежь покидает село?», Любовь Ефремовна предположила, что совхоз развалился, и в селе нет работы. Я поинтересовалась: «Как же можно его возродить?» Любовь Ефремовна ответила, возродить село можно, создавая рабочие места.

2. Далее,я узнала о количестве жителей, рождаемости, смертности, начиная с 1980 года.

(архивные документы администрации Саянского района)

Года

Кол-во жителей

Рождаемость

Смертность

1980

1507

Данных не нашла

Данных не нашла

1990

1507

Данных не нашла

Данных не нашла

2000

1503

Данных не нашла

Данных не нашла

2010

1503

20

17

2016

1503

12 человек

14 человек

Результаты таблицы представила на диаграмме.

Вывод: Количество жителей незначительно уменьшилось и на протяжении ряда лет оставалось на одном уровне, потому что рождаемость была на высоком уровне.

Я нашла данные о рождаемости и смертности за последние годы. Они представлены в таблице.

Год

Рождаемость

Смертность

2011

22

23

2012

25

20

2013

17

16

2014

28

24

2015

20

17

2016

12

14

Вывод: начиная с 2012 по 2015 год, рождаемость превышала смертность.

3. 2008г был объявлен годом семьи, 2009г - годом молодежи. Были разработаны конкретные комплексные программы, призванные повысить рождаемость в нашей стране. С 1.01.2007 года стали выплачивать материнский капитал семьям, родившим второго ребенка. Я узнала, а как работают эти программы у нас?

Количество семей, родивших второго и последующих детей в селе.

Года

Кол-во семей

Года

Кол-во семей

2007

11

2011

8

2008

9

2012

8

2009

12

2013

6

2010

10

2014

5

   

2015

5

Вывод: В нашем селе демографическая ситуация повторяет общероссийскую. Растет рождаемость. Связано это с тем, что улучшаются условия жизни, продолжает действовать закон о предоставлении материнского капитала семьям, родившим второго ребенка.

4. Далее, я изучила условия для жизни молодежи в селе.

Безусловно, любая семья, имеющая ребенка, со временем начинает водить его в детский сад, затем в школу. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок развивался, был занят интересным делом после занятий (спорт, игра, творчество, танцы и т.д.). А что есть у нас для обучения и развития детей?

В 80-е гг. совхоз построил детский сад. Сейчас в нашем детском саду 4 группы. Итак, детский сад есть, чего катастрофически не хватает в городе. Совхоз в 1980 году открыл среднюю школу.

Года

Кол-во учащихся школы

Кол-во детей в детском саду

1980

203

Данных не нашла

1990

170

70

2000

285

60

2010

192

44

2016

177

69

Результаты таблицы представила на диаграмме.

Вывод: количество учеников в школе и детском саду остается на достаточно высоком уровне. Это показывает, что село продолжает жизнь. Ведь без школы нет будущего у села.

В настоящее время в школе работают кружки: «Мастерица», «Волшебная нить», «Юный библиотекарь» и спортивные секции: «Волейбол», «Лыжи», «Баскетбол».

Далее, я решила выяснить, где у нас в селе можно отдохнуть и найти место для реализации своих талантов. Есть дом культуры, который был построен в 1961 году. В 2016 году был проведен капитальный ремонт. За время существования Дома культуры, в нем ни разу не было закрытых дверей. Работники регулярно организовывают праздничные мероприятия и концерты. Являются участниками многих районных и краевых фестивалей, лауреатами и дипломатами 1-й и 2-й степеней. В СДК ведутся кружки: «Танцевальный», «Фольклорный», «Народные инструменты», «Эстрадное пение».

В селе есть сельская библиотека. Работники библиотеки регулярно организуют и проводят выставки, конкурсы, праздничные мероприятия для детей и взрослых. В населенном пункте построен парк отдыха. Здесь есть детская площадка, сцена, волейбольная площадка.

В селе есть ФАП, в котором можно получить квалифицированную медицинскую помощь. Имеется ветеринарный участок.

5.Далее, я изучила наличие рабочих мест.

Жизнь людей зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации. В советское время коллектив рабочих и служащих в совхозе составлял 350 человек. Это и трактористы, шофера, работники фермы, поля и сада, инженеры, бухгалтера, агрономы. Где же работать сейчас?

В настоящее время на территории села действует 11 фермерских хозяйств: ООО Меркурий, ООО Кристалл, ООО Рост, ООО Телец, ООО Удача, ИП Степанченок, ИПК Агафонова Л.П., ИПК Солдатова О.В., ИПК Карпенко Л.Т., ИПК Колбасюк, ИПК Солдатов В.Е. Рабочие места предоставляют и другие организации: школа, детский сад, ФАП, СДК, библиотека, отделение почтовой связи, пожарный пост, социальная служба, сельский совет.

6.Затем, я изучила, как обстоит дело с обеспечением жильем.

В нашем селе есть молодые семьи, в них рождаются дети, но если их спросить: «Если у вас будет выбор, где жить в деревне или городе то, что вы выберите?» Многие семьи выберут город. Что держит их здесь сейчас? А это квартирный вопрос. Нет заработка для возможности покупки жилья, снимать семье жилье в городе – очень дорого. Некоторые семьи остаются в деревне. У нас продаются квартиры, частные дома, стоимость их от 300 тыс. рублей до 1 млн. Есть и площади под застройку. В советское время совхоз строил дома и предоставлял квартиры рабочим, учителям, медикам. Долгое время в селе вообще ничего не строилось. В настоящее время мой папа - фермер (в зимнее время), открыл пилораму, начал строительство домов на продажу. При этом он предоставляет рабочие места. Также люди покупают старые дома под материнский капитал и своими силами отстраивают их.

7. Далее, я провела анкетирование среди жителей «Почему я живу в селе?» (Вопросы для анкеты - приложение 2). В анкетировании приняли участие 37 человек. Вот результаты анкеты.

1.Я живу в селе, потому что:

чистый воздух – 35 человек

природа - 1

тишина – 5

натуральные продукты -30

возможность завести подсобное хозяйство -10

подвал - 2

масса способов провести его с пользой для души и тела - 15(сад, огород, прогулки в лес, поле, купание и т. д.)

нет возможности уехать в город – 4, привык - 2

2. Как Вы считаете, что сегодня надо делать в первую очередь, чтобы наше село и дальше развивалось?

инфраструктура: торговые, лечебные, бытовые, социально-культурные, образовательные учреждения – 28 человек

транспорт –4 человека

бытовые проблемы – 2

другое (работа) -3

3. На что надо направить развитие деревни:

развитие сельского хозяйства – 35 человек

развитие туризма – 2 человека

Вывод: большинство анкетируемых живут в селе, потому что здесь чистый воздух, натуральные продукты, возможность провести свободное время на воздухе. Но практически все ответили, что в первую очередь надо уделить внимание развитию инфраструктуры и развитию сельского хозяйства.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы в селе идет развитие фермерских хозяйств, а значит, увеличивается число рабочих мест, заработок людей. На территории села трудятся 11 фермерских хозяйств. Их основное направление – выращивание зерновых культур и животноводство.

Строятся детские площадки, ремонтируются: школа, детский сад, СДК. Жители ремонтируют свои дома, благоустраивают территорию около домов. Во многих домах есть все необходимые коммуникации — свет, вода, газ, причем есть возможность автономного использования отопления и водоснабжения. Почти в каждом доме есть связь с внешним миром: телефон, интернет, спутниковое телевидение. Рядом находится станция Саянская. Многие жители работают на станции Саянской и в Переясловке на угольном разрезе.

В настоящее время, территория нашего села Унер считается одной из крупных в районе. Имеется сельская администрация, детский сад, общеобразовательная школа, ФАП, Дом культуры, сельская библиотека, отделение почтовой связи, комбикормовый завод, пожарный пост, социальная служба. Жизнь села освещает местная газета «Сельский вестник». Словом, село продолжает жить! А живёт село – живёт Россия!

Поэтому, гипотеза «Мой родной Унер будет жить, у него есть будущее», подтвердилась.

Практическая значимость: работа может быть использована на классных часах, как материал для оформления экспозиции в музее, обращение к главе поселения.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. МКУ «Архив Администрации Саянского района»:

I. Фонд №17, дело 1, 5, 10, опись №1.

II. Фонд №17 (похозяйственные книги).

III. Фонд №5 (ЦРБ), дело №35, 45, 89, опись №1.

2. Архив МКОУ Унерская СОШ.

3. Архив Сельского совета.

4. Архив детского сада.

5. Газета «Сельский вестник» (Администрация Унерского сельского совета).

15