III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЗАБЫТЫЕ СЛОВА НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Лелькина Н.В.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Я занимаюсь в вокальном ансамбле «Радуга» микрорайона Пролетарский. Пою русские народные песни с 4 лет. С удовольствием принимаю активное участие в многочисленных конкурсах и концертах на территории района, города Перми и всего родного Пермского края. Каждый раз радуюсь и удивляюсь, что старинным напевам и народным песням слушатели рады и сегодня, в 21 веке! При разучивании песен мне встречается много устаревших и непонятных слов. Чтобы понять смысл этих слов, мы с мамой обратились к различным словарям.

Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до смерти. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народных песнях. Отсюда – богатство и многообразие жанров русской народной песни.

Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.

Народная песня наиболее доступна для восприятия людей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка людям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у людей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет людей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.

Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества люди более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.

Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни.

Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на её основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.

Как же складывались русские народные песни? Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена, когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.

Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, лирические.

Цель работы: Найти объяснение исторических слов в текстах русских народных песен,

Объект исследования: русские народные песни.

Предмет исследования: устаревшие и непонятные слова в песенных текстах.

Задачи:

Узнать, где берёт начало русская народная песня.

Составить словарь устаревших песенных слов.

Проследить развитие, основные вехи истории и значимые события народа можно, прослушав музыкальные композиции, принадлежащие к разному времени. Это позволит уловить самые важные мотивы в народном творчестве, которое передает всю глубину переживаний, страданий, радостей и побед в разные столетия.

Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен.

В этом, прежде всего, отличие русской музыкальной культуры с давних времен.

Изучить уровень понимания старинных слов и текстов народных песен у современников(одноклассников, родителей, бабушек и дедушек).

Сделать выводы о необходимости сохранения в памяти людей исторических текстов знакомых народных песен, их самобытности и, по возможности, объяснения слушателям.

Что такое русская народная песня.

С песней трудились в поле и в кузне. Наши предки были земледельцами, поэтому многие обряды и сопутствующие им песни связаны с сельскими работами

Зимой, долгими вечерами женщины собирались там, где дом был просторнее, занимались какой-либо неторопливой, монотонной работой (прядением, шитьем, вышиванием) и обязательно пели песни.

С песней отдыхали

Собирался молодец жениться, его сватанье, девичник, свадьба — все это непременно оглашалось песнями.

Песнями убаюкивали детей.

А когда человек умирал, его провожали прощальными, грустными похоронными песнями.

С песней отъезжали на заработки.

Шли на войну.

С песней шли на каторгу, с песней тянули бечеву бурлаки

И все важные события – церковные праздники, календарные даты, связанные с работами и с семейными делами, тоже проживали с песнями.

Множество типов русских народных песен:

  • Песенный эпос - былины, баллады, небылицы и скоморошины;

  • Обрядовые – календарные (святочные, масляничные, по времени года) и семейные (на рождение, смерть, свадьбу, колыбельные песни);

  • Лирические и трудовыепесни;

  • «Отходнические» – бурлацкие, ямщицкие, солдатские, рабочие;

  • «Удалые» - разбойничьи, песни каторги и ссылки,тюремные;

  • Шуточные– хороводные, частушки, «страдания»;

  • Казачьи воинские песни;

  • Жанровыепесни – хороводные, игровые.

Исследование:

Устаревшие слова малоизвестны, потому что в современном языке эти слова не используются, и их значения многие могут не знать.

Устаревшие слова - это особая группа слов, которые по разным причинам причин не употребляются в современной речи.

При обращении к энциклопедиям я выяснила, что многие значения устаревших и непонятных слов из русских народных песен почти невозможно отыскать ни в энциклопедии, ни в интернете. Очень часто в русских народных песнях использовались слова из разговорной речи, а некоторые слова даже изменяли, чтобы слово рифмовалось, и чтобы глубже передавался смысл песни.

Примеры:

«Что стоишь, качаясь, тонкая рябина

Головой, склоняясь до самого тына…»

Значение слова Тын: Тын – 1. Сплошной забор из вбитых в землю жердей, бревен. 2. Частокол из вертикально врытых в землю заостренных бревен, служивший оборонительной оградой старинных русских укреплений.

«Из-за синих гор, да высоких гор,

Из больших лесов, да дремучих,

Там бежит река да разливанная,

Бежит Камушка к Волге-матушке.

Кама-речушка, да сбушевалася,

Волна на волну, да сподымалася,

Спотопила она, да круты берега..»

Спотопить– затопить, что либо.

Сбушевалася– шторм на море, речке

Сподымалася – поднималась

Разливанная – о реке, водоеме выйти из берегов.

«Крутись веретёнце, крутись веретёнце,

Ниточка поет разговор со мной ведет…»

Веретёнце – конусообразная палочка с головкой (около 20 см)

на которую наматывалась нить при прядении.

«По той траве пава шла,

По той траве пава шла,

Пава шла, пава шла,

Пава шла, пава шла…»

Пава – Женщина с горделивой величавой осанкой и плавной походкой.

«Нет без тревог ни сна, ни дня,

Где-то жалейка плачет…»

Жалейка – дудочка из ивовой коры.

«Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришла коляда!..»

Коляда – святочное величанье в честь хозяев дома; за коляду отдаривались подарком.

«Меня свахи окружили,

Сто целковых предложили.

Я продался, ох, я продался…»

Целковый – разговорное название металлического рубля.

«Ой, кумушка, да ты, голубушка,

Свари куму судака, чтобы юшка была…»

Юшка – уха или жидкая похлёбка.

«В горнице моей светло —

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…»

Горница– так, по старинке, называли верхнюю комнату с большими окнами.

«Уж вы яхонты, яхонты,

Драгоценные камушки,

Полежите малехонько,

Погорите яснёхонько…»

Яхонт – древне - русское название некоторых драгоценных камней

«Живёт моя отрада

В высоком терему,

А в терем тот высокий

Нет хода никому…»

Терем – высокие, с башенкой наверху, дома.

«Ой, полным полна моя коробушка,

Есть и ситец, и парча,

Пожалей, душа моя зазнобушка,

Молодецкого плеча…»

Короб, коробья– большая лубяная коробка или ящик, в котором хранили разное добро.

«Рылся кочеток

На завалинке,

Вырыл кочеток

Жемчужинку…»

Кочет, кочеток– петух.

Таусень

«Вот ходили мы,

Вот искали мы

По проулочкам,

По заулочкам…»

Таусень – это окончание всех крестьянских сезонных работ уходящего года, праздник урожая и день осеннего равноденствия.

«Ох, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои,

Лапти да лапти, да лапти вы мои,

Лапти лыковые, вы ходите, ходите.

Батька лыка надерёт,

Лапти новые сплетёт…» Лыко – кора молодой липы, ивы, вяза, из нее плетут лапти, лукошки, корзинки.

Разбирая со словарями значения тех или иных исторических слов, я пришла к выводу, что русская народная музыка, прежде всего, является песенной. Инструментальное сопровождение уходит на второй план. Нашим предкам важно было слышать слова, которые перекликались с состоянием их души. Им не столько был важен ритм, сколько слова, в которых отражалось или большое горе или непередаваемая радость от какого-нибудь счастливого события. В прошлом песни людей шли от сердца, они были естественными, «живыми» и натуральными.

Не прочувствовать этого настроения было попросту невозможно.

Сегодня музыкальная культура русского народа, к сожалению, меняется. Часто важнее становится танцевальная сторона музыкальной композиции. Может быть, это связано не с ухудшением или упадком общего культурного развития? Может, напротив, стремительность современной жизни, скорая смена событий приводит к тому, что музыка теперь более динамична,

к текстам внимание не такое трепетное.

Хотелось бы сберечь красоту и волшебное впечатление от исторических песен, попевок, частушек. Я теперь понимаю, что выступая на концертах, как исполнительница русских народных песен, я стараюсь передать современникам глубину переживаний, страданий, радостей, всю самобытность русской народной песни, её завораживающих душу слов.

Работу по раскрытию смысла старинных слов, текстов я буду продолжать, ведь необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение удивительный смысл исторических слов, как сокровище неповторимой души русского народа.

Анкетирование.

Я провела опрос среди одноклассников, для этого составила анкету.

Анкета

  1. Знаете ли вы русские народные песни?

  2. Знаете ли вы устаревшие слова?

  3. Встречались ли вам устаревшие, непонятные слова в русских народных песнях?

  4. Где будете искать помощь в толковании этих слов?

Я опросила 19 одноклассников.

Результаты опроса представлены в виде диаграммы .

На первый вопрос анкеты мои одноклассники отвечали «да»или «нет».

14 человек не знают русских народных песен, и только 5 человек знают русские народные песни.

На второй вопрос анкеты «знаете ли вы устаревшие слова?» мои одноклассники дали 3 варианта ответа.4 человека знают некоторые слова, 3 знают устаревшие слова, 12 человек не знают устаревших слов.

На третий вопрос «встречали ли устаревшие, непонятные слова в русских народных песнях?», мои одноклассники дали два варианта ответа.

12 человек встречали устаревшие непонятные слова в русских народных песнях, 7 человек не встречали устаревшие непонятные слова в русских народных песнях.

И на последний вопрос «где будут искать помощь в толковании этих слов» я получила 6 разных вариантов ответов.

2 человека будут искать толкование устаревших слов в книге, 5 человек не знают, где искать толкование устаревших слов, 3 человека не будут искать толкование устаревших слов, 1 человек будет искать толкование устаревших слов в телефоне, 7 человек спросят у мамы, а 2 человека спросят у папы.

Также я провела анкетирование 10 четвероклассников.

На первый вопрос анкеты четвероклассники дали только один ответ, что они знают русские народные песни и привели примеры русских народных песен.

На второй вопрос анкеты четвероклассники дали 2 варианта ответа:

6 человек знают устаревшие слова, 4 человека не знают устаревших слов.

На третий вопрос четвероклассники дали также два варианта ответа.

9 человек встречали устаревшие непонятные слова в русских народных песнях, 1 человек не встречал устаревшие непонятные слова в русских народных песнях.

И на последний вопрос я получила также 2 варианта ответа:

6 человека будут искать толкование устаревших слов в словарях, 4 человека будут искать толкование устаревших слов в интернете.

На основании исследования можно сделать вывод, что большинство моих одноклассников не знают русских народных песен, не знают устаревших и непонятных слов и не встречали эти слова в русских народных песнях.

А с вопросом о толковании непонятных и устаревших слов они обратятся к маме или папе.

При опросе четвероклассников я установила, что они все знают русские народные песни, приводят примеры этих песен, чуть больше половины опрошенных четвероклассников встречали устаревшие слова и приводят примеры этих слов. А с вопросом о толковании непонятных и устаревших слов они обратятся к словарям или будут поищут в интернете.

Я заметила, что простые вопросы заставили ребят серьёзно задуматься, что необходимо учить, любить и понимать народную музыку, это пробуждает интерес к прошлому своего народа.

Вывод:

Музыкальное творчество русского народа многогранно и прекрасно.

Русская народная музыка, прежде всего, является песенной. Особенное значение имеет не столько музыка, сколько слова песен.

Инструментальное сопровождение уходит на второй план.

В этом, прежде всего, отличие русской музыкальной культуры .

Понимание исторических текстов облегчает мою подготовку к исполнению песен и понимание песен слушателями.

А изучая русское народное песенное творчество на уроках музыки и во внеурочной деятельности, мы постепенно приобщаемся к пониманию текста народной песни, знаем всё больше песен и можем самостоятельно искать информацию по этому вопросу в различных источниках.

Использованная литература:

  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М., 1978.

  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: - М., 2006.

  • Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка – изд. «Дрофа», 2009.

  • М.Н. Ивакин Русская хоровая литература: - М., 1965.

  • Христиансен Л. Уральские народные песни: - М., 1961

  • Камаев А.Ф., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество: - М., 2005.

  • http://www.photomagic.best-host.ru/cd_oform.html

  • http://www.audiopoisk.com

  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/21/russkaya-narodnaya-pesnya

16