III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ
Лебедев Д.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

С каждым годом все дальше и дальше в глубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года.

Меня всегда интересовала история моей большой и дружной семьи. В семейном архиве бережно хранятся письма с фронта моего прадеда и его братьев, ордена и медали, документы и военные фотографии, газетные статьи.

В прошлом году я занимался исследованием боевого пути моего прадеда Алексеенкова Григория Макаровича. Благодаря своей работе я узнал, какой славный путь от младшего лейтенанта до капитана прошел он, какие героические подвиги совершил, какими орденами и медалями был награжден. Я смог составить карту его боевого пути.

Крестьянская семья моего прадеда была большая: мать, отец, четыре брата (Григорий, Павел, Иван, Василий) и две сестры (Анна и Настасья). Летом 2015 года мы с мамой ездили в село Усох Трубчевского района, Брянской области в дом моего прадеда. Из всей семьи осталась только его младшая сестра Настасья, моя двоюродная прабабушка. (Приложение 1, рис.1.) Сейчас ей 86 лет. Во время войны она была 11 – летней девочкой, которой пришлось оказаться в пекле страданий и невзгод, осилить, вынести на своих плечах то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Война отобрала у этих мальчиков и девочек детство - настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом и играми. Что помнят они - дети войны? Что могут рассказать?

Актуальность темы. Все меньше и меньше становится тех людей, что пережили войну. Именно они, дети военной эпохи, живая нить, связующая нас с историей страны и, чем меньше рядом с нами очевидцев той страшной войны, тем тоньше та нить. Страшно осознавать, что эта нить может оборваться. Поэтому так важны и каждое слово, и каждый факт из истории этих людей.

Цель исследования:узнать, какие испытания вынесли дети военных лет, как выжили.

Задачи:

  1. собрать сведения о родственниках, чье детство пришлось на военные годы, познакомиться с семейным архивом;

  2. побывать на родине прабабушки Анастасии Григорьевны Алексеенковой, записать её воспоминания о военном детстве;

  3. познакомиться с Мемориальным комплексом «Партизанская поляна».

Объект исследования: проблема военного детства.

Предмет исследования: воспоминания о военном детстве моей прабабушки Анастасии Григорьевны Алексеенковой.

Методы: изучение литературных источников и семейного архива, интервьюирование, анализ, сравнение, обобщение.

Глава 1.Воспоминания моей прабабушки

Анастасии Григорьевны Алексеенковой о военном детстве

  1.  
    1. Дети и оккупация

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. И никто не подозревал, что и бытовые хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово - война.

Немецко-фашистская оккупация Трубчевского района, места, где жила семья моей прабабушки, продолжалась 2 года: с 9 октября 1941 года по 18 сентября 1943 года. Отказавшись от наступления на хорошо укрепленный Брянск, генерал – полковник немецких сухопутных войск Гейнц Вильгельм Гудериан 26 августа 1941 года повернул свой 47 танковый корпус на Труб-чевск. Город, ближайшие деревни и села не остались в стороне от грозных событий. Наши войска почти два месяца удерживали оборону города, а некоторые деревни переходили из рук в руки по нескольку раз. [4, с. 35]

Как вспоминала прабабушка прямо на их глазах шли ожесточенные бои. Именно в это время им, маленьким детям, впервые пришлось узнать весь ужас войны. Увидеть смерть, увидеть, как уничтожалось всё, что раньше было так дорого и любимо. Прабабушка рассказывала, что «в одном из боёв в их селе, в результате обстрела, сгорела целая улица. Всё вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи». С той поры в их маленьких душах поселился настоящий ужас, а вдруг в следующий раз в их дом попадет снаряд, или шальная пуля настигнет кого-то из близких?

В октябре 1941 года наши войска были вынуждены оставить город и близлежащие территории. Трубчевск, оказался в глубоком тылу немцев. Для жителей наступили тяжелые дни. Начались грабежи, расстрелы, людей угоняли в рабство в Германию, отправляли на тяжелые работы. [ 6 ]

Село Усох, где жила прабабушка, тоже было захвачено немецкими войсками. Часть жителей ушли в леса в партизаны, в селе остались только женщины и дети. Из воспоминаний прабабушки, я узнал, как они впервые увидели немцев. «Дети висели на заборах, исподлобья поглядывая на чужих солдат, которые дерзко ворвались в их жизнь. Со всех сторон неслась бравурная музыка, лающая, громкая речь немцев. Одни пиликали на губных гармошках, другие - играли в карты, жарили шашлык, распивали шнапс».

Дом моего прапрадеда (Приложение 1, рис.3.) заняли немцы, а всю семью выгнали на улицу. Мама и младшие дети: Василий (мой двоюродный пра-дед), которому было всего шестнадцать лет и его сестры: одиннадцатилетняя Настя и десятилетняя Аня (мои прабабушки) жили в подвале. (Приложение 1, рис.2.) Василий сплёл корзины, чтобы все не замерзли и могли в них спать на стылой земле.

Было очень голодно. Детям всё время хотелось есть. «Помню, как ранней весной,- вспоминает прабабушка, - ползая в грязи, перекапывали огороды, добывали перезимовавшую мёрзлую картошку. Чёрную и холод-ную, пока она не растаяла, тёрли на тёрке, а потом пекли что-то вроде серых лепёшек, которые называли “тошнотики”. Сковородку мазали солидолом. «Тошнотики» на солидоле! Это как тряпка, пропитанная керосином».

«Сахара, хлеба не было, а так хотелось чего-нибудь вкусненького. У одного из фашистов, жившего в доме, была немецкая овчарка, и он часто устраивал так называемые «развлечения»: бросал горсть леденцов детям, а потом спускал собаку. Дети очертя голову бросались за конфетами, их кусала собака, по рукам текла кровь, но зато во рту была заветная сладость».

Большое впечатление на меня оказал документальный фильм «Оборона Трубчевска. 1941 год - Великая Отечественная война» [5], в котором наглядно представлена хроника военных событий тех лет. Невольно задаешься вопросом: “Как можно было все это выдержать?” Мы знаем, какие подвиги на фронте совершали взрослые, но на свои подвиги были способны и дети. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горе военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

1.2. Маленькие герои большой войны

Занимаясь исследованием по данной теме, я узнал, что края, где жили мои родные, являлись центром партизанского движения Трубчевского района Брянской области. Все взрослые мужчины, а также многие женщины и даже дети, которые в период оккупации решили своими силами сражаться с ненавистным врагом, ушли в партизаны. А всё местное население оказывало им посильную помощь: пекли хлеб, отдавали кое-какие продукты с маленьких огородов. [1, с.34]

Из воспоминаний моей прабабушки я узнал, что ее брат Василий, которому в то время было 16 лет, тоже очень рвался в партизаны, но мать, боясь расстрела всей семьи, не отпустила его. Тогда Василий с соседскими мальчишками организовали в селе подполье. Они помогали партизанам: собирали оружие на местах боев и передавали его в партизанские отряды, по просьбе взрослых оставляли в укромных местах сведения о месторасположении противника, участвовали в нападении и поджоге комендатуры, убили одного немца.

Фашисты и мысли не допускали о том, что дети могли быть разведчиками и выполнять задания партизанских отрядов. Но кто-то из перебежчиков выдал ребят. Немцы арестовали всех мальчишек в возрасте пятнадцати лет и старше. Арестовали и Василия. Местным жителям объявили, что все подпольщики будут казнены.

Мама собрала для мальчишек немного хлеба и попросила Настю отнести его. Полицаи пропустили девочку к арестантам. Василий успел шепнуть сестре на ухо, что завтра утром их проведут по центральной улице села Усох на окраину на расстрел. Тогда Настя побежала по всем домам и попросила всех жителей утром отворить свои калитки и выйти на улицу.

На следующий день всех арестованных ребят гурьбой вывели на улицу, немцы шли спереди и сзади с автоматами. Вдоль заборов стояли местные жители. Калитки были приоткрыты и мальчишки по команде бросились в рассыпную. Они «ныряли» в огороды и скатывались кубарем с холма к реке и бежали к лесу. Немцы поначалу растерялись, но потом открыли автоматный огонь по убегающим ребятам. Однако благодаря Насте, многие из ребят спаслись. Спасся и ее брат Василий. Он скатился с холма и затаился в землянке под берегом реки, которую вырыл для игры в войну. Немцы расстреливали всех, кто не успевал убежать и спрятаться. После этого Василию было небезопасно оставаться в селе, и он укрылся у партизан.

Много лет спустя, прадедушка вспоминал, что ему часто снится сон, как он бежит в то утро, а сзади раздаются выстрелы. И все его ощущения переместились в спину, которая ждёт, что в неё вот-вот вопьётся немецкая пуля.

Борьба с оккупантами продолжалась вплоть до освобождения Усоха. «Чувствуя скорое отступление, в сентябре 1943года немцы согнали всех жителей села в открытое поле для расстрела. Односельчане попрощались друг с другом, но немцы вдруг куда-то исчезли. Жители Усоха затихли в ожидании. Прошло какое-то время, и в конце поля показались три фигуры. Когда они подошли ближе и распахнули плащ-палатки, то все увидели, что это советские солдаты. Они брали на руки детей и подбрасывали их вверх, а люди плакали и обнимались». [1, с.54]

Наступление Советских войск было стремительным и немцы не смогли уничтожить Усох, хотя так повезло не всем деревням и селам, многие из них были сожжены дотла. [ 6 ]

  1.  
    1. Жизнь после оккупации

Можно считать, что война тогда отступила от их дома, ее гул доносился откуда-то с запада. Жизнь помаленьку налаживалась. Колхоз получил скотину. Отремонтировали скотный двор и школу.

«В школе спешно заделали окна, отремонтировали печи, столяры собрали длинные, сразу на пять человек парты. Где-то нашли черную краску для классных досок. И дети начали учиться в середине ноября. В классах было холодно, ученики сидели одетые. Учебники старые, одна книга на три-четыре человека. Писать не на чем, использовали, старые газеты и книги, писали между строк. Чернила делали из сажи (черные) и из ракет (зеленые и красно-бурые)».

А война еще аукалась. Прабабушка вспоминает что однажды «мальчишки раскопали на лугу неразорвавшуюся бомбу, вытащили, положили в костер, а сами сели вокруг и стали ждать, когда взорвется. Потом надоело ждать, отошли в сторону. И тут как ахнет! Ребята попадали». Много мальчишек тогда стали невольными жертвами этой страшной войны, до конца которой оставалось еще полтора изнурительных года. [2, с.14]

С фронта приходили победные сводки, а вместе с ними и похоронки.

Не обошла эта страшная участь и нашу семью. Пришла похоронка на отца моей прабабушки, он погиб под Киевом, а один из ее старших братьев, Павел, пропал без вести подо Ржевом. В это время забрали в армию и младшего из братьев, Василия. Дома остались лишь мать и сестры Анна и Настасья.

Во многих семьях дети были основной рабочей силой. Помогали родителя по хозяйству, ходили за скотиной, а еще и работали в колхозе. Как вспоминала прабабушка, им приходилось и сено косить, и коров доить, и в поле работать. Все это легло тяжелым бременем на хрупкие детские плечи. [3, с.21]

Из воспоминаний прабабушки я узнал, что много еще было в ее жизни всякого и хорошего, и плохого. Конечно хорошего больше. Многое прошло, не оставив в памяти заметного следа. Но детство и война - эти две темы запомнились навсегда.

Глава 2. По следам войны

Годы сменяют друг друга, люди живут своей жизнью и не задумываются, что война - это не то, что было когда-то и больше не повториться. Война реальна и страшна, именно об этом думаешь, когда попадаешь в то место, где все происходило на самом деле, где земля, деревья, небо, помнят о тех далеких, трагических, военных годах.

Для меня таким местом стала – «Партизанская поляна», которую мы посетили, когда ездили на родину моего прадеда и прабабушки. Мне было очень интересно увидеть всё своими глазами.

Мемориал «Партизанская поляна» был воздвигнут в честь 25-летия освобождения Брянской области от немцев. У подножия 25-метрового обелиска горит Вечный огонь в память о не пришедших с войны. На обелиске слова: «Здесь в сентябре 1941 года партизанами Брянских отрядов: городского имени Кравцова и районного было поднято знамя священной борьбы за честь и независимость нашей Родины». (Приложение 2, рис.1.)

А за обелиском находится Стена Памяти, на которой увековечено восемь тысяч имен воинов из 27 партизанских отрядов, что в военные годы действовали на Брянщине. Строка за строкой – фамилии тех, кто не дожил до великой Победы. (Приложение 2, рис.2.)

Перед обелиском на площадке, выложенной бетонными плитами, горит вечный партизанский костёр. (Приложение 2, рис.3.)

По дорожкам, что идут от мемориала, можно выйти к выставке военной техники под открытым небом (Приложение 2, рис.4.),музею истории партизанского движения (Приложение 2, рис.5.), к землянкам партизан. (Приложение 2, рис.6.) Здесь размещены портреты партизан, Героев Советского Союза, которые воевали на Брянщине, множество ценных экспонатов, документов, фотографий.

Открыта здесь и диорама "Взрыв голубого моста", а в апреле 1980 года участники Всесоюзной встречи партизан и подпольщиков, проходившей в Брянске, заложили Аллею партизанской славы. (Приложение 2, рис.7)

Заключение

Война и дети… Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Можно много говорить о детях войны, об их детстве, которого не было. Но я думаю, что и этого будет достаточно, чтобы показать, что не только через 70 лет, но и через 100 лет память о Великой Отечественной войне будет жить. Наши потомки тоже будут помнить и подвиг солдат, и трудовой героизм тех, кто оставался в тылу. А также о тех маленьких детях, кто нес на своих плечах непосильную ношу военных лет. В способности помнить, любить, дорожить, ценить заключена огромная нравственная сила, которая помогает человеку глубже понять себя, оценить своё достоинство, разобраться в окружающей жизни.

Изучив литературу по теме исследования и проанализировав воспоминания прабабушки, я пришёл к следующим выводам:

1. Война – это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети.

2. Трудно и страшно было оставаться на оккупированной территории. Дети военных лет воевали наравне с взрослыми. Они вынесли все тяготы войны на своих детских плечах.

3. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг, как и весь народ, заплатив страшную цену, за победу в Великой Отечественной войне.

4. Посетив Партизанскую поляну, я почувствовал всю трагичность тех времён, представил ужасы военного времени и ещё сильнее ощутил, как хорошо жить в мире, где нет войны.

Список литературы и интернет – источников

  1. Беликов В. Н. Война. Впечатления деревенского подростка. – М.: Яуза, Эксмо, 2006.

  2. Максимова Э. Дети военной поры: Сборник публицистических рассказов. – М.: Политиздат, 1988.

  3. Петрова Н.К. Война глазами детей. – М.: Вече, 2011.

  4. Тихонов Н.А. Десять веков Трубчевска. - Тула, 1980.

  5. Оборона Трубчевска. 1941 год - Великая Отечественная война. Документальный фильм. [Электронный ресурс], – Режим доступа: nauchno_populjarnye_filmy/oborona_trubchevska_1941.

  6. Трубчевск в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс], – Режим доступа: www.puteshestvie32.ru/content/trubchevsk.- статья в интернете.

Приложение 1

Семейный архив

 

Рис. 2. Настасья (крайняя слева) с мамой, братом Иваном и сестрой Аней (1946 г.)

 

Рис.1. Прабабушка Настасья (2014 г.)

 

Рис. 3. Дом семьи Алексеенковых в с. Усох

(был занят немцами в период оккупации)

Фото 4. ?

 

Приложение 2

По следам войны

Рис. 1. Обелиск Рис. 2. Стена Памяти

 

Рис. 3. Партизанский костёр

 

Рис. 4. Выставка военной техники

Рис. 5. Экспозиция истории партизанского движения на Брянщине

Рис. 6. Землянки партизан

Рис. 7. Аллея партизанской славы