III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПО СТРАНИЦАМ ИСТОРИИ МАЛОЙ РОДИНЫ
Нагаева А.Р.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Я выбрала именно эту тему своей работы, потому что считаю, каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. Поселок появился не очень давно, и мне хотелось узнать, когда именно он появился, почему его так назвали. Для этого я провела своё маленькое исследование.

Любовь к Родине всегда начинается с любви к родному селу, к отчему краю. На карте Ставропольского края много населенных пунктов, история каждого из них - это частица истории страны. Мой поселок – частичка Родины, оно живое и живет людьми, которые хранят память о минувших днях. Мне давно хотелось узнать историю своего поселка. Сегодня в нем все меньше остается жителей, мало молодежи, детей. Мне не хочется смотреть на зарастающие сорняком поля, покосившиеся домики, правда, есть здесь и новые улицы, дома, многие жители стремятся к красоте. Несмотря ни на что, поселок продолжает жить. Кто же, если не мы, будет продолжать его историю, помнить о людях, которые здесь жили, строили поселок, растили хлеб, воспитывали детей.

Цель моего исследования – проследить историю своего поселка от его возникновения до наших дней, как и когда он возник, какие люди в нем жили, чем они занимались.

Задачи:

  • изучить краеведческие материалы об истории посёлка;

  • сделать фотографии;

  • сделать выводы о моей малой родине.

Объект исследования: история посёлка Владимировка.

Гипотеза: Если мы будем знать историю своего посёлка, мы будем бережно относиться к каждому его уголку, приумножать то, что сделано до нас и для нас.

Методы исследования:

1. Изучение литературы об истории посёлка.

2. Изучение материалов сельской библиотеки.

3. Сбор фотографий.

4 Опрос старейших жителей посёлка.

I. Основная часть.

1.1 История возникновения поселка.

Возник посёлок вдоль ручья,

Белеют хаты немудрёны.

В нём родилась в землянке я,

Преодолев судьбы препоны!

Там землепашец, скотовод,

Решил освоить степь без края

И озабоченный народ,

Работал устали не зная!

Растил хлеба, пас лошадей,

Стада овец в полях гуляли,

Доходы в «миллион рублей»

Казну колхоза пополняли…

(К 100- летию посёлка Владимировка. А. Мезенцева)

Моя Родина - восточная окраина Ставропольского края, в прошлом место кочевников-туркменов, отдавших предпочтение оседлому образу жизни. Нашему поселку чуть более ста лет. Образование посёлка связано с процессом перехода ставропольских туркмен к оседлому образу жизни.

В краю, где соловьи, не умолкая,Выводят свои трели под луной,Весною от сирени закипаетВладимировка - поселок мой родной,Чуть боле сотни лет назад ( а это ведь немало)Село моё родное родилось. Сотню лет уж миновало,В историю ушло, с историей сплелось.

Наш поселок был основан в 1913 году и первоначально назывался «Кочевники». Настоящее названия получил после смерти В.И .Ленина, когда на очередной сходки активист и член партийной ячейки Носов предложил Кочевники переименовать во Владимировку, в честь вождя мирового пролетариата В.И. Ленина.

Затонские, Подковыровы, Сурковы, Обуховы, Перебайловы - вот фамилии крестьян, благодаря которыми возник в необъятной степи маленький поселок, который ранее назывался хутором. Носителей таких фамилий давно у нас нет. Кого-то расстреляли, кого-то сослали в Сибирь, кто-то уехал сам. Хуторяне занимались разведением овец, скота, арендовали большие площади земли для растениеводства. Население работало на хуторах у богатых крестьян. Как трудно не жили, а в каждом доме была русская печка из жжёного кирпича или хорошо просушенного сырца. Топливом являлись хозяйственные отходы, объедки от корма скота, солома, курай (перекати поле), нехворощь (похожая на полынь). Самым ценным топливом были «кизяки»- плитки из сухого помёта от скота, овец, смешанные с соломой и высушенные на солнце. Такое топливо давало много тепла и жара, использовалось для выпечки хлеба и приготовления пищи. Русская печь спасала от холода, спали на печи же, это место называли «лежанка». Основные продукты питания - хлеб, клёцки, вареники, пышки, лапша - «затируха». Иногда блины и пирожки. В соседних сёлах меняли зерно на овощи. Революция 1917 года круто изменила жизнь Кочевников. Началось страшное время перераспределения частной собственности. 1920 год был годом образования Туркменского района Благодарненского уезда. В начале 20-х годов в связи с жесточайшей засухой и в наших местах наступил голод. Государство по мере возможности оказывало помощь крестьянам: направлялись централизованные поставки зерна, организовывались столовые для голодающих, детей старались вывезти в детские дома.

К 1926 году насчитывалось во Владимировке 60 дворов и 426 жителей. Только в 1929 году на базе хутора начали создавать колхоз, которому в 1936 году присвоили имя Ленина. Первым председателем стал Крюков Филипп Федорович. Бывший красный партизан из «конной армии Михаила Буденного». Трудно давались первые годы, крестьяне не в полной мере воспользовались общим добром. Например, на конфискованном тракторе «Фордзон» так никто и не научился работать, Основная тягловая сила - привычные волы и лошади. В 1938 году на полях Владимировки появились трактора Челябинского тракторного завода - «ЧТЗ- 65». Созданные 2 тракторные бригады. Постепенно колхоз становился « на ноги» и в с1939- 1940 годах стал «миллионером». Покупались грузовые машины, племенной скот.

В центре Владимировки в 1939 - 1940 годах был парк, ещё один повод для гордости. Там стоял памятник Сталину. Регурецкий Иван Маркович ухаживал за парком. Он же руководил посадочными работами. Женщины и дети высаживали розы, сирень, другие цветы. Была красивейшая аллея из тополей, напоминающая букву «Г». Буквально перед войной планировали построить вышку для прыжков на пруду. В эти же годы центр посёлка засиял «лампочками Ильича». В 1932 году была построена школа, заведующей стала Звягинцева А.М. Первый детский сад организовали после войны, где крестьянки оставляли своих детей на попечение нянечек, пока сами работали допоздна на поле. В 70-х годах началось строительство новых улиц Комсомольская и Лесная, где мой дедушка Гладнев Иван Иванович занимался планировкой улиц и разбивкой домов.

1.2. Культурная жизнь селян.

Колхозники, сдав государству, избыток заработанного зерна, приобретали велосипеды, патефоны, радиоприёмники, музыкальные инструменты. В начале 60-х годов был построен клуб, в котором находилась сцена и зрительный зал. Была приобретена небольшая библиотека для жителей с изданиями классиков: Пушкина, Лермонтова, Салтыкова - Щедрина, Толстого. Демонстрировались немые фильмы кинопередвижкой из Летней Ставки, ставились спектакли драмкружком. Юный Иван Иванович Коротких, наш первый библиотекарь, был одним из заводил в посёлке. Талантливая молодёжь играла на балалайках, гармошках, гитарах. Кто имел возможность, покупал музыкальные инструменты и самостоятельно учился играть. Даже на кульстанах и в выездных вагончиках можно было воспользоваться в обеденный перерыв музыкальными инструментами, почитать газеты и журналы, поиграть в шашки. Там, где имелись патефоны, можно было послушать пластинки. Предпочтение отдавали Лидии Руслановой и песням из кинофильмов. Жители собирались в выходные, периодически давали концерты, ставили спектакли. Как говориться, яблоку негде было упасть, столько народу было на представлениях. А потом, как водится, по-деревенски, по-доброму обсуждали увиденное, спорили, кто же лучший артист. Подрастающее поколение старалось подражать молодым, и тоже создавали свою, пионерскую, самодеятельность - выступали с речевками, строили сценические пирамиды, создавали пьесы собственного сочинения. Жителям знакомо было и цирковое искусство: перед войной временно обосновалась семья циркачей, которые показывали фокусы на сцене и обучали детей. Так же все любили скачки. На праздниках устраивали соревнования с колхозами имени Сталина, Ворошилова и другими. Гордостью владимировцев были чистокровные скакуны.

1.3 В годы войны.

Мирная жизнь налаживалась, жить стало веселее и вера в будущее была светлой. Неожиданно, как гром среди ясного неба, в воскресный, солнечный день, для наших селян прозвучало слово «Война!». Уже 23 июня мужчины и юноши получили повестки. Собрали митинг в центре поселка на площади между садиком и ДК. Все были подавлены, женщины плакали, дети не понимали, что происходит. После митинга солдаты садились на подводы и ехали в Благодарный. Владимировцы собрали большую сумму и отправили на фронт в сентябре 1941 года 62 тысячи рублей личных сбережений. Посёлок опустел. Некому было даже пасти скот и поочерёдно это дело поручали подросткам 13- 14 лет. Мальчишки, только закончившие школу, уходили на фронт. Совсем юным не суждено было вернуться в семьи, к любимым девчонкам. 141 фамилия погибших высечена на памятнике павшим героям. Женщины, старики и дети отгружали хлеб, отправляли скот, вязали носки, перчатки и готовили посылки. В ноябре 1941 г. была объявлена повсеместная мобилизация на строительство оборонных сооружений. Наши земляки жили в землянках, в степи, под хутором Козлов, в тесноте и совсем не сытно. Спали на нарах в два яруса. Постель - у кого что. Питались пшённым супом «кондёр», порой без хлеба. Противотанковые рвы шириной 6 метров, глубиной 7 метров рыли. Особенно тяжело было, когда начались морозы и грунт промерзал на 15-20 см. К 20 декабря 1941 года работы закончили. Возвращались домой своим ходом.

В августе 1942 года Владимировка была оккупирована немцами и так называемыми «полицаями», парнями, подвергнутыми агитации немецких пропагандистов. Был введён комендантский час, назначены старосты, полицаи. Однажды, при отступлении немцев, посёлок бомбили.

В 20-х числах января 1943 Ставрополье было освобождено от немцев, снова началась работа. Вести с фронта обнадёживали, чувствовался перелом в пользу советской армии. В 1944 году колхоз получил хороший урожай. И тем более ценна победа, ведь работали в полях и на других работах, в основном, женщины и старики, дети и инвалиды.

1.4. Какой мой родной поселок сегодня?

Сегодня мой родной посёлок стремится быть современным. В нём есть школа, детский сад, Дом культуры, сельская библиотека, игротека, стадион, фельдшерский пункт, почта, магазины, современные пекарня, мельница, благоустроенные дома. Жители гордятся Мемориалом Памяти поколений, где стоит памятник воинам - землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. А самое главное, в нём живут люди, которые в своём сердце хранят память о наших жителях, работниках СПК «Владимировский», руководителях, благодаря которым посёлок многие годы продолжает быть благоустроенным и комфортным. На территории посёлка есть два искусственных водоёма, которые освежают в летний зной, а зимой любители здорового образа жизни любят кататься на коньках и санках. Наш поселок соблюдает традиции, такие как: День посёлка, День Победы, проводы Зимы, Масленица, встреча Нового года, народные обряды ( колядки, кутья), чествования передовиков производства, участников ВОВ, «воинов -афганцев», юбиляров.

II. Практическая часть.

2.1 Беседа с заведующей Владимировской сельской библиотекой Малько Е.В.

Работа началась с изучения литературы и сайта Владимировской библиотеки-lenamalko61.wix.com/vladibiblioteka, на котором размещены материалы по истории посёлка Владимировка. За дополнительной информацией я обратилась к заведующей Владимировской сельской библиотекой.

Побеседовав с библиотекарем Малько Е.В., изучив много увесистых папок с ценными документами по истории посёлка Владимировка, о жителях я убедилась в том, как богато и увлекательно прошлое. (см. Приложение 1-2) Елена Васильевна с 2012 года переписывается с Мезенцевой Антониной Ильиничной, которая внесла неоценимый вклад в копилку документов по краеведению. (см. Приложение 3.) А. И. Мезенцева, наша землячка, живущая в данный период в г. Железноводске и отметившая 90 - летний юбилей, оставила библиотеке свои воспоминания. Для библиотекаря этот факт является гордостью и стимулом для дальнейших исследований.

Из воспоминаний мне очевидно одно: как бы не было трудно жить, люди стремились к лучшей жизни, образованию, культуре. Зимними вечерами женщины занимались рукоделием: вышивали, вязали, ткали холсты. Мужчины валяли валенки, плели кошёлки, шили обувь. В деревнях сельчанам всегда жилось трудно, что при царе, что при колхозах, что сейчас.

Рабочий день начинался рано, вставали часа в 4 и занимались домашним хозяйством. Кормили скудное хозяйство, готовили нехитрую еду для детей и себе в узелок, прихватывали тяпку, вилы или грабли. (см. Приложение 4) В поселке дети с малых лет работали допоздна, пока вся работа не будет выполнена. Десятилетние мальчишки и девчонки трудились на уровне взрослых мужиков и женщин. Они пахали, сеяли, убирали урожай, косили траву. Обстановка в домах была очень скромная. Не у всех были кровати. Спали на полатях, на печи, на соломенных матрацах прямо на полу. Укрывались кто тулупом, кто ещё какой-то одеждой, одеяла были не у всех. Не хватало одежды, обуви. Бывало, на большую семью имелись одни валенки и шуба. Одевали их зимой, по очереди. Носили холщовые брюки, рубахи.

Сельские жители не только хорошо работали, но умели и хорошо отдыхать. Летом с гармошками, балалайками собирались за околицей. Зимой устраивали посиделки у какой-нибудь одинокой женщины. Позже собирались в сельском клубе. В большие праздники в клуб приходили семьями. Пели, плясали, веселились. (см. Приложение 5-8)

2.2. Диагностика учащихся на выявление знаний учащихся о своей малой родине.

Я составила анкету и провела опрос среди учащихся 2 - 4 классов, в котором приняли участие 43 человека. ( см. Приложение 9) Целью опроса было выяснить, знают ли учащиеся историю своего поселка. Мною были заданы следующие вопросы и даны варианты ответов. (см. Приложение 10) После первого опроса придя к выводу, что ученики знают очень мало об истории своего поселка. ( см. Приложение 11)Был проведен классный час на тему «Моя Малая Родина». (см. Приложение 12) Повторный опрос учащихся показал, что у детей появился интерес к изучению истории своего села, дети сделали выводы, что надо внимательно относиться к памяти прошлого, к историческим корням. (см. Приложение 13)В итоге изучения и анализа обработки информации пришла к выводу, что необходимо изучать историю своей малой родины, заинтересовать своих друзей этим интересным делом и хранить информацию для следующих поколений. Данные, полученные в результате анкетирования, представлены в таблице.

(см. Приложение 14)

.3 Воспоминание сторожил поселка Владимировка.

В ходе беседы со старожилами поселка, изучая старые фото, исследуя источники, узнала, что наш поселок, когда-то был хутором и первоначально назывался «Кочевники».

За основу я взяла воспоминания моего дедушки Гладнева И.И., старожилов поселка - Асламовой М.В., (см. Приложение 15) Гладских Р.Е., Цесарь Н.Н., (см. Приложение 16) Фоменко М.В., Дубровиной Е.Н. и просто свидетелей недалекого прошлого. Использовала материалы архива, фотографии, которые предложили местные жители. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое отечество. Чем больше я узнавала о прошлом нашего поселка, тем интереснее мне было. Сколько замечательных людей здесь жило и трудилось. Люди здесь изначально занимались земледелием, разведением овец, скота, арендовали большие площади земли для растениеводства. У нас была ферма крупнорогатого скота, конеферма с настоящими рысаками, крольчатник, мельница, хлебопекарня, столовая. (см. Приложение17-18) Какие урожаи зерновых здесь собирали, сколько хлеба, молока, мяса получало государство из нашего хозяйства! Поселок обживался. Это было уже не маленькое селение, а колхоз. Хозяйство крепло год от года, приобрело грузовые автомобили, тракторы, комбайны.

(см. Приложение 19) Был в колхозе хороший, большой огород и сад.

Кроме сельхозрабочих, в посёлке жил люд с определёнными талантами. Первыми людьми на селе тогда считались кузнецы - Радченко, Селегененко. Сапожничал Рожко Павел, а шил костюмы, пальто Мерисов Фёдор. Швея Блохина обшивала местных модниц, а её муж был валяльщиком валенок. Столяром - плотником работал Бирюков Михаил. Никита Пузов – дубитель кож, позже агротехник, его жена Марфа – повитуха и костоправ, необыкновенной доброты, всех выручала «бабушка Пузиха». Гармонист, «первый парень на деревне», Краснокутский Павел, позже тракторист.

(см. Приложение 20)

В нашей работе мы в большей степени обращаемся к воспоминаниям и рассказам местных жителей и старожилов поселка.

Когда смотришь на эти старые фотографии, понимаешь, как прекрасны были эти люди, жившие в те далёкие времена и делавшие своими незаметными судьбами историю страны.

III.Вывод:

Можно бесконечно много говорить о патриотизме и любви к Родине, но мы думаем, Родина начинается с памяти о своих корнях, с бережного, трогательного отношения к памяти о своих предках. История маленького поселка неотделима от истории всей страны.

В результате проделанной работы я пришла к выводу, что наш посёлок имеет интересную и богатую историю. У каждого есть своя Малая Родина – тот уголок, где мы родились, где находится наш родной дом, где живут наши родители и друзья. Мало говорить о любви к своему поселку, надо знать его прошлое и настоящее. Из рассказов взрослых мы узнаём об их жизни и интересах. Так, эти рассказы передаются из поколения в поколение. А это и есть история. «История моего поселка» – это живой и интересный труд. Пока посёлок живёт, история продолжается. Изучение данной темы вызвало огромный интерес, но осталось ещё множество вопросов, на которые я бы хотела найти ответы. Мне было интересно узнать о том, как жили люди много лет назад, как они ходили в школу и на работу по той же дороге, по той же улице, по которой я хожу каждый день. Жаль, что очень мало фотографий, чтобы ещё более ясно представить, как выглядел мой поселок и жизнь людей много лет назад. Я бы хотела, чтобы мой любимый посёлок Владимировка всегда был чистым, зеленым, процветающим. Хотелось бы, чтобы молодежь, получив высшее образование, возвращалась на малую родину, чтобы создавать семьи, воспитывать детей, и каждый день делать жизнь красивее!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В результате я хочу подтвердить гипотезу: если человек будет знать свою историю, он будет беречь и сохранять его каждый уголок. Я люблю свой посёлок. Я знаю, кто построил посёлок, в котором живут и трудятся односельчане. Выполняя эту работу к районной конференции «Юниор», я даже не могла предположить, что у моего посёлка такая интересная история.

Для меня работа над проектом оказалась интересной и познавательной. В классе я рассказала ребятам об истории посёлка, о замечательных людях, показала фотографии из прошлого нашего посёлка. Трудность работы заключалась в том, что все сведения имеют историческую давность, эти сведения разбросаны, а старожилов осталось единицы.

Моя работа помещена на выставку в сельской библиотеке, подарена для хранения в краеведческий материал. В будущем её можно использовать на наших классных часах, в библиотечных уроках и мероприятиях. В завершении своей работы я не ставлю точку, а ставлю многоточие.

Литература.

1. А.П. Мезенцева. 90-летие. Жизнь и творчество. Сборник рассказов и стихов. Издательство Минеральные Воды, 2016.

2.«Владимировка: век становления», автор Е. Малько статьи в газете «Рассвет» от 15 февраля, 1 марта 15 марта 22 марта, 29 марта 2014 г.

3.Воспоминания старожилов Дубровиной Е.Н., Цесарь Н.Н., Гладнева И.И., Асламовой М. В., Астахова Г.Г., Полтавской А.К.,

4. Папки – накопители «История п. Владимировка», «Чтобы знали, чтобы помнили….», «Дети войны. Воспоминания», «История всегда с нами», «История в лицах. Фотографии жителей», «Участники Великой Отечественной войны 1941- 1945 г», «СПК «Владимировский», статьи газеты «Рассвет»» (краеведческий материал Владимировской сельской библиотеки.)

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Анкета « Моя Малая Родина»

Знаете ли вы:

  1. Откуда произошло название поселка?

-да-нет- затрудняюсь ответить

Знаете ли вы:

  1. Кто и когда основал поселок ?

-да-нет- затрудняюсь ответить

Знаете ли вы:

  1. Старожил поселка Владимировка?

- да-нет- затрудняюсь ответить

Приложение 11.

Результаты социологического первоначального опроса в начальной школе МКОУ СОШ №7

Приложение 12.

Приложение 13.

Результаты социологического повторного опроса в начальной школе МКОУ СОШ № 7, после проведения классного часа «Моя Малая Родина».

Приложение 14.

Сводная таблица по результатам анкетирования обучающихся, проживающих в поселке.

Вопросы

Ответы из 43 опрошенных в первый раз (знают)

Ответы из 43 опрошенных повторно (знают)

     

1.Откуда произошло название поселка?

23

40

2.Кто и когда основал поселок?

7

34

4. Старожилы поселка Владимировка?

5

39

Приложение 15.

Приложение 16.

Приложение 17.

Приложение 18.

Приложение 19.

Приложение 20.

25