III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

САМОЕ МАССОВОЕ ИЗ ИСКУССТВ
Кузнецова А.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I.                  Введение

Цель:

Изучить историю российского кино.

Задачи:

- узнать, как появилось кино в России;

- изучить кинопроизводство  в Республике Башкортостан;

- выяснить, как развивалась система кинопроката в Караидельском районе;

- собрать сведения о ветеранах Караидельской киносети;

- подготовить слайд-шоу по теме.

Объект исследования:

история российского кино.

Предмет исследования:

система кинопроката района.

Методы исследования:

сбор и обработка информации, опрос, описание, интервью.

Актуальность:

данная работа особенно актуальна в связи с объявлением 2016 года Годом российского кино в Российской Федерации и Республике Башкортостан, а также потому, что кино остается самым массовым искусством в стране и кинопроизводство в последние годы переживает подъем.

Практическая значимость:

данная работа поможет получить интересную информацию по истории российского кино, узнать, как развивался кинопрокат в Караидельском районе и кто из земляков работал в этой системе.  

 

 


 

II. Основная часть

1. История кино в России

Днем рождения кино считается 28 декабря 1895 года, когда в Париже на бульваре Капуцинок прошел первый коммерческий показ фильмов создателей синематографа - братьев Люмьер. Первые демонстрации фильмов в России состоялись весной 1896 года в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве - в театре «Эрмитаж» (приложение 1). В Москве в конце 1897 года появилось сообщение об открытии на Красной площади в Верхних торговых рядах «Электрического театра». Он и был первым в России синематографом, который предназначался для демонстрации кинематографических лент.

Производство фильмов появляется в стране в 1907-1908 гг. С именем журналиста и фотокорреспондента Александра Дранкова связано начало систематических съемок и выпуска на массовый экран кинохроники. Первые хроники фиксировали парадную сторону жизни Российской империи: прибытие глав иностранных государств, их встречи с царем, религиозные праздники и т. д.

Первый игровой российский фильм датирован 1908 годом. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова, премьера которой состоялась 15 октября. Сюжет создан по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длится картина всего семь минут (приложение 2).

В 1911 году предпринимателем и продюсером Александром Ханжонковым (его считают одним из пионеров русского кинематографа) был выпущен первый отечественный полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (режиссер - Василий Гончаров), воссоздавший реальные исторические события (приложение 3).

Зачинателем мультипликации в русском кино был Владислав Старевич, открывший технические принципы объемной мультипликации. В 1912 году он снял на студии А. Ханжонкова первый кукольный мультипликационный фильм «Прекрасная Люканида, или Борьба усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов (приложение 4). Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей.

С 1909 по 1914 гг. фирма А. Ханжонкова выпустила свыше 70 игровых картин. В 1912 г. на Житной улице в Москве он построил крупнейшее для своего времени киноателье, в котором снимали фильмы (приложение 5). Они пользовались большим успехом у публики. Кино все больше распространялось по территории Российской империи, и к 1913 г. в стране насчитывалось уже 1400 кинотеатров.

Кинематограф был признан в России «важнейшим из искусств» 27 августа 1919 года, когда Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинематографа. С тех пор в стране в этот день праздновали «День советского кино», «День кино России», а ныне отмечают «День российского кино».

5 октября 1929 г. в Ленинграде на Невском проспекте был открыт первый в СССР кинотеатр, где демонстрировались звуковые фильмы. Первыми, кто использовал звук в фильмах, были режиссеры документального кино.

Первый российский цветной фильм вышел на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна (приложение 6). Он лично кисточкой на кинопленке раскрасил в красный цвет флаг, который подняли над кораблем восставшие матросы. Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме.

В 1931 году был снят первый полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» (режиссер - Николай Экк), рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью и воспитании человека в труде в новых социалистических условиях (приложение 8).

Первый цветной фильм в СССР был снят в 1936 году на «Союздетфильме» (теперь «Студия им. Горького») также Н. Экком. «Груня Корнакова», так назывался этот фильм, рассказывает о бунте работниц большого фарфорового завода в дореволюционной России (приложение 7). Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную кинопленку AGFA, стал фильм о Параде Победы 1945 года.

2. Кинематограф в Башкортостане

История кино в нашей республике начинается с черно-белого исторического фильма «Салават Юлаев», снятого в 1940 известным советским режиссером Яковом Протазановым по роману Степана Злобина (приложение 9). 21 февраля 1941 года картина вышла на экраны страны. В фильме блистали такие звезды, как Николай Крючков, Георгий Милляр, Михаил Глузский, ведущие роли исполнили актеры из Башкортостана. В образе Салавата Юлаева предстал народный артист СССР Арслан Мубаряков. В 1986 году фильм был восстановлен на киностудии имени М. Горького.

Живописные пейзажи Башкортостана не раз привлекали кинематографистов. В 1970-х годах в Белорецком районе проходили съемки легендарной телеэпопеи «Вечный зов», а также фильмов «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка».

Развивать собственное кинопроизводство в республике начали в 1990 году с создания киностудии «Башкортостан» (приложение 10). Первым ее директором стал режиссер, лауреат государственной премии имени Салавата Юлаева, действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника» Амир Абдразаков.

Поначалу на киностудии выпускались преимущественно документальные и хроникальные циклы. С 1994 года освоили анимацию. Мультфильм Рима Шарафутдинова «Алдар и серый волк» (2013 г.) получил специальный приз Ассоциации анимационного кино России на IX международном фестивале мусульманского кино в Казани.

А в 1996 году башкирский кинематограф дебютировал в игровом кино. Сначала были короткометражки. В 2001 году состоялась премьера первого полнометражного фильма «Радуга над деревней» режиссера Булата Юсупова.

За 25 лет существования киностудии снято более 180 работ. Многие работы завоевали награды на российских и международных кинофестивалях. Так, полнометражный художественный фильм Айсыуака Юмагулова «Ловец ветра» (2010 г.) получил Специальный приз жюри за воплощение темы нравственной красоты человека на VII Международном фестивале военно-патриотического фильма имени С. Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж» (приложение 11).  Эта же картина удостоилась приза зрительских симпатий на XI Международном фестивале дебютных фильмов «Дух огня» в Ханты-Мансийске и Чебоксарского международного кинофестиваля, посвященного кинематографу малых народов.

Впервые в истории башкирского кино короткометражный игровой фильм «Енмеш» («Настырный», 2010 г.) Айнура Аскарова участвовал во внеконкурсном показе Каннского фестиваля.

3. Кинокартина «Серая Мышь»

В 1987 году в Караидельском районе творческой группой Свердловской киностудии снимался художественный фильм «Серая мышь» по мотивам одноименной повести Виля Липатова (режиссер - Владимир Шамшурин). Съемки проходили на территории населенных пунктов Бердяш, Караяр, Муллакаево, Магинск и Караидель (приложение 12). Местным жителям посчастливилось сняться в массовых сценах. Фильм рассказывает о жизни четырех друзей-алкоголиков, коротающих время за распитием спиртного. Один из них - бывший директор завода Семен Васильевич Баландин, некогда замечательный, но сломленный человек. В ролях снимались: В. Соловьев, В. Голубенко, В. Яковлев, Н. Гусаров, Т. Семина, Н. Усатова и другие. Районная газета «Ленинец» тех лет неоднократно писала о том, как проходили съемки. В ней было опубликовано и интервью с актрисой Тамарой Семиной, которая сыграла в «Серой мыши» учительницу.

В мае 1988 года в с.Караидель состоялась премьера этого фильма. Перед началом сеанса зрители пообщались с директором картины В. Стамиковым, оператором Б. Шапиро, актером В. Соловьевым. В зале яблоку негде было упасть - так много желающих собралось в кинотеатре. На экране проходили знакомые места, кто-то видел себя, соседей, друзей, снявшихся в массовке. После сеанса люди продолжали сидеть на местах под впечатлением от увиденного. В знак благодарности караидельцы преподнесли создателям фильма памятные подарки.

4. Районная кинофикация

Система кинофикация в нашем районе тоже имеет свою историю. Известно, что в 1931 году в районе действовали четыре передвижные киноустановки (приложение 13), а в поселке Стеклозавод (ныне д. Сосновый бор) в клубе имелась стационарная киноаппаратура для демонстрации фильмов.

С мая 1938 года уже по всему району показывали звуковое кино. Вот что об этом тогда писала районная газета «Ленинец» (выпускалась на татарском языке латинским шрифтом): «В наш район прибыло передвижное кино треста кинофикации БАССР. В тех колхозах, где для этого есть условия, в ближайшие дни будут показаны кинокартины. Звуковое кино будет демонстрироваться довольно продолжительное время».

В ноябре того же года в район привезли звуковой фильм «Ленин в Октябре» (режиссер - Михаил Ромм). С 16 по 20 ноября в райцентре и в селе Артакул лента была показана шесть раз, общее количество посмотревших ее зрителей составило 860 человек. Далее до 25 ноября прокат картины осуществлялся в других крупных населенных пунктах (общий охват - более 700 человек).

Через месяц - в декабре 1938 года - в районе демонстрировались кинокартины «Аэроград» (1935 г.), «Огни большого города» (1931 г.), «Последний табор» (1935 г.) и другие, о чем заблаговременно читателям объявила районная газета («Ленинец» №71 от 1 декабря 1938 г.).

В 1956 году на территории района действовала 21 киноустановка, из них 13 передвижных и 8 стационарных.

Особенно бурно развивалась система кинопоказа в 70-80-е годы прошлого века, тогда в районе насчитывалось 53 киноустановки, показами были охвачены практически все зоны: Караидельская, Кирзинская, Седяшская, Мрясимовская и другие. Киномеханики пользовались заслуженным уважением среди населения, их работа считалась почетной.

Поход в кино для людей был сродни празднику. Перед показом художественного фильма обязательно крутили документальные киножурналы или хронику. В районном кинотеатре проходили кинолектории на разные темы: о пожарной безопасности, о сельском хозяйстве и так далее.

На площади перед кинотеатром располагалась киноафиша, на которой анонсировались фильмы (приложение 14). Билеты часто раскупались предварительно, порой за ними приходилось выстаивать очередь, особенно на индийские фильмы.

5. Ветераны районной киносети

В Год кино нельзя не вспомнить имена лучших работников Караидельской киносети.

Это, прежде всего, Сергей Ильич Чирков (приложение 15). Начав свой трудовой путь в 1947 году, на передвижной установке он объехал практически все населенные пункты района. А когда в поселке Комсомол появилась стационарная киноаппаратура, он стал вести «оседлый» образ жизни. Его супруга Ольга Георгиевна, с которой он вырастил пятерых сыновей, была кассиром. Кстати, их сын Василий Сергеевич Чирков продолжил дело отца. Окончив кинотехникум в г. Ростове-на-Дону и отслужив в армии, он был направлен на работу заместителем директора Иглинской киносети, а вскоре был переведен директором Караидельской киносети, где проработал с 1986 по 2001 год (до тех пор, пока организация не была ликвидирована).

Двадцать два года (с 1964 по 1986 гг.) районную киносеть возглавлял фронтовик Виктор Петрович Сергеев, внесший большой вклад в развитие системы. Под его умелым руководством Караидельская дирекция киносети неоднократно становилась победителем социалистического соревнования среди подобных организаций Башкирской АССР, а сам Виктор Петрович награждался правительственными наградами.

Караидельцы хорошо помнят своего односельчанина Рифа Ахтямовича Ахтямова (приложение 16). Его карьера началась с должности помощника киномеханика на передвижной установке, а после окончания Белебеевского училища в 1953 году он стал работать в райцентре киномехаником кинотеатра. В 1968 году переведен техноруком, еще через десять лет - заместителем директора киносети (в этой должности проработал двадцать лет до выхода на пенсию). Его общий стаж в системе кинопроката составляет 43 года. Супруга Рифа Ахтямовича - участница Великой Отечественной войны Лидия Алексеевна Стругова - трудилась кассиром кинотеатра. 

Рафаэль Минигалиевич Минигалиев начинал свой путь водителем киносети - до 1967 года летом на «полуторке», а зимой на лошади возил кинопередвижку и показывал в деревнях фильмы (приложение 17).   Потом долгие годы работал киномехаником в селе Байкибашево - демонстрировал картины на стационарной аппаратуре в клубе «Сельхозтехники», затем в сельском клубе. В своем деле добился высокого мастерства, награжден знаками «Отличник кинематографии СССР», «Почетный кинематографист России». За победу в соцсоревновании в 1977 году был премирован мотоциклом с коляской. Кроме того, Рафаэль Минигалиевич 17 сезонов работал на жатве комбайнером, за что в 1974 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Всю трудовую жизнь провел у киноаппарата «Почетный кинематографист России» Леонид Ильич Белоусов, работавший в Артакуле (приложение 18).  Выбранной профессии обучался сначала в г. Белебее, потом заочно в техникуме в Подмосковье. В его трудовой книжке две записи: в 1959 году принят киномехаником, в 2000-м - уволен в связи с выходом на пенсию. «За один день успевал показывать фильмы в трех деревнях, - вспоминал Леонид Ильич. - Кинобанки возил на лошади, которую брал в местном пожарном депо. А иногда приходилось идти пешком из д. Абуталипово и тащить их на себе». Рядом с ним всегда была его жена Тамара Васильевна, которая трудилась помощником киномеханика, кассиром киноустановки.

Нелегко было и киномеханику из д. Подлубово Миндулле Балягутдиновичу Багаутдинову: фильмы для его установки оставляли в д. Рефанды Мишкинского района, и ему в любую погоду приходилось, где попутным транспортом, где на лошади, доставлять их в свою деревню (приложение 19).  Окончив в 1959 году школу киномехаников в г. Белебее, стал работать по специальности, отдав отрасли в общей сложности 38 лет. В 1973 году был отмечен нагрудным знаком «Победитель соцсоревнования», в 1996-м - «Почетный кинематографист России». В январе 2016 года на открытии Года кино в местном клубе односельчане тепло поздравили Миндуллу Балягутдиновича и поблагодарили за труд.

Также всю жизнь (с 1959 г.) проработал киномехаником Фасхутдин Усманович Усманов. В свою деревню Янсаитово он доставлял банки с кинофильмами сам: летом - на теплоходе «Заря», зимой - на лошадях. Его, обладателя знака «Почетный кинематографист России», высоко ценило руководство, и глубоко уважали односельчане. По словам моего папы, лично знавшего Фасхутдина Усмановича, это был очень порядочный и пунктуальный человек, он любил играть в шахматы и читать прессу.

А разве можно забыть человека, который умер, можно сказать, при исполнении своих профессиональных обязанностей? Это киномеханик из Тегерменево Марс Факаетдинович Ахметдинов. Он, несмотря на то, что чувствовал себя плохо, все же поехал в Караидель за фильмами и скончался в больнице райцентра.

Много супружеских пар работало в свое время в системе кинопроката района. Кроме уже названных, это также Фарвазетдин Мисафутдинович и Роза Туймухаметовна Кашафутдиновы (Тат. Урюш), Хатим Имамович и Мария Андреевна Зиятдиновы (Муллакаево), Владимир Иванович и Валентина Васильевна Кулешовы (Бердяш, Байки).

Конечно, рассказать обо всех, невозможно. Назову имена еще нескольких ветеранов Караидельской киносети. Это киномеханики Ахнаф Мугалимович Мугалимов (Якупово), Фарит Фамиевич Зангиров (Деушево), Владимир Васильевич Дульцев (Бияз), Михаил Петрович Запевалов (Круш, Озерки), Геннадий Петрович Казаков (Раздолье), Самат Муллагалиевич Мустафин, Николай Леонидович Киряков (Муллакаево), Наиль Маскарович Сулейманов (Явгильдино).

Были среди киномехаников и женщины: Аниса Набиевна Магзанова (Байки-Юнусово), Ануза Мидхатовна Ганиева (Старый Акбуляк), Масхуда Исмаевна Хасанова (Мрясимово), Зубайда Вадутовна Ахунова (Караидель), Флюра Зиазетдиновна Кашапова (Булмазы).

В кинотеатре и дирекции киносети в свое время трудились мастер по ремонту киноаппаратуры Петр Иванович Дульцев, контролеры Лидия Ефимовна Рогозина (приложение 20) и Нина Матвеевна Вассимирская, бухгалтер Лидия Николаевна Чистякова, методист Фания Гариповна Давлетгареева, кассир Валентина Николаевна Давыдова, шофер и мастер Юрий Сергеевич Куличихин, водитель, обслуживавший Мрясимовскую зону, Мавлявий Файзрахманович Давлетов.

Имена всех этих людей внесены в книгу Почета Караидельской дирекции киносети, которая в настоящее время хранится в районном историко-краеведческом музее в селе Байки.

6. Отличник кинематографии СССР В. Н. Стишакова

Говоря о кинофикации района, не могу не рассказать о своей бабушке - Валентине Николаевне Стишаковой, ведь практически вся ее жизнь была связана с данной отраслью (приложение 21).

Валентина Николаевна родилась в 1942 году в селе Тахта Ставропольского края. После десятилетки поступила в школу киномехаников в г. Лабинске, которую окончила в 1960 году. Трудовую деятельность начала в должности помощника киномеханика в кинотеатре села Дмитриевское (Ставропольский край), потом стала киномехаником (приложение 22).  

Через три года поступила учиться в кинотехникум в г. Ростове-на-Дону. Окончив его, в 1966 году по распределению приехала в Башкирию и была зачислена на должность старшего техинспектора Бирского отделения кинопроката.

В этом учреждении бабушка проработала двадцать два года. Была контролером фильмов на экране, мастером цеха ремонта и реставрации кинокопий, инженером. По роду своей деятельности выезжала в командировки в северные районы республики, в том числе и в Караидельский, где инспектировала киноустановки. Кстати, ее хорошо помнит и отзывается о ней добрым словом последний директор Караидельской киносети Василий Сергеевич Чирков.

Валентина Николаевна Стишакова награждена знаком «Отличник кинематографии СССР» (1979 г.), медалью «Ветеран труда» (1986 г.), за долголетнюю и безупречную работу в системе кинопроката ее имя занесено в книгу Трудовой Славы предприятия.

 

 

 

 

 


 

III. Выводы

Занимаясь данной исследовательской работой, я нашла много интересных фактов из истории возникновения и развития киноиндустрии в России и Башкортостане. Выяснила, как развивалась система кинопроката в нашем районе. Побывав в районном музее и пообщавшись с Василием Сергеевичем Чирковым, узнала имена земляков - работников Караидельской киносети.

Думаю, моя работа заинтересует краеведов, работников культуры и всех тех, кто занимается изучением истории родного края. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Литература

1.Залаева Г. М. Передовой киномеханик. - Газета «Караидель», №10 от 6 февраля 2016 г.

2.Зарипова З. И. Почетный кинематографист России. - Газета «Караидель», №81 от 16 июля 2011 г.

3.Зарипова З. И. Причастны к отечественному кинематографу. - Газета «Караидель», №10 от 6 февраля 2016 г.

4.Нургалиев Ф. Н. Сыновья и дочери земли караидельской // Семейный орден. - Караидель, 2013.

5.Пойдем в кино! - Газета «Караидель», №4 от 16 января 2016 г.

 6.Сафарова З. И. В кинотеатр - как на праздник. - Газета «Караидель», №16 от 27 февраля 2016 г.

7.Фрейлих С. И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского. - М.: Искусство,1992.

8.Чирков В. С. Несли киноискусство в массы. - Газета «Караидель», №118 от 10 октября 2001 г.

9.Юренев Р. Н. Чудесное окно: Краткая история мирового кино. - М.: Просвещение, 1983.