III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

МОЯ ПЕРВАЯ ЭКСКУРСИЯ
Тургунбекова А.С.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

В прошлом году я работала над темой «Литературные места города Улан-Удэ», изучала улицы, архитектурные памятники и здания, носящие имена известных писателей и поэтов, узнала , что в городе установлены мемориальные доски писателям, жившим и творившим в нашем городе. Оказалось, что в Улан-Удэ немало мест, которые связаны с литературной жизнью, поэтому я захотела продолжить исследование данной темы. А именно: решила сама посетить литературные места города, разработать маршрут экскурсии «Литературные места города Улан-Удэ» для учащихся нашей школы и попробовать себя в роли гида.

Таким образом, цель моего исследования: разработать обзорную экскурсию по памятникам г. Улан-Удэ, связанным с литературой для моих одноклассников.

Задачи исследования:

1. Изучить литературные и информационные источники по теме.

2. Познакомиться с правилами составления и проведения экскурсий.

3. Провести экскурсию для моих одноклассников

4. Сделать выводы.

Работу считаю актуальной, так какмногие ученики нашей школы не являются городскими жителями, а приехали в Улан-Удэ из других деревень. Поэтому для них экскурсия будет не только интересна, но и познавательна, ребята смогут узнать новую для себя информацию, поближе познакомятся со столицей нашей республики.

Объект исследования: памятники г. Улан-Удэ, связанные с литературой.

Предмет исследования: экскурсионный маршрут .

В своей работе использовала следующие методы:

- Изучение литературных и информационных источников по теме.

- Проведение пробной экскурсии.

- Сбор отзывов об экскурсии, анализ информации, коррекция маршрута.

Глава I

«Говорить путано умеет всякий,

говорить ясно умеют немногие».

Галилео Галилей

1.1. Что такое экскурсия? Кто такой экскурсовод?

Прежде чем перейти к этапам разработки экскурсии следует разобраться, что такое экскурсия. В толковом словаре Ушакова дано такое объяснение этого понятия: экскурсия – это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью.

В Большой Советской Энциклопедии дана такая трактовка этого понятия: экскурсия - это (от лат. excursio - поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

Борис Емельянов определили экскурсию – как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира (история, культура, традиции). Это процесс, который построен на заранее подобранных объектах и мастерстве экскурсовода. В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В приведенных определениях слова «экскурсия» существуют разногласия. Например, у Емельянова, в Малой Советской Энциклопедии и в Большой Советской Энциклопедии экскурсия имеет научную и образовательную цель, а в толковом словаре Ушакова экскурсия, кроме образовательной цели, имеет увеселительную цель. Различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий возникают из-за различного времени их создания. В разные периоды времени экскурсии давали различные цели и задачи.

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". В разные времена в термин "экскурсия" вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Сегодня экскурсия - это продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. Классификация экскурсий представляет собой разделение их на типовые группы, подгруппы и виды. Классификация экскурсий по признакам помогает подготовить наиболее эффективную и интересную программу, в зависимости от ее целей и аудитории, дает возможность экскурсоводу правильно подобрать план экскурсии, тон подачи информации.

В своей общей массе экскурсии можно разделить по нескольким признакам.

По содержанию экскурсии делятся на:

1)обзорные; 2)тематические, которые, в свою очередь, могут подразделяться на исторические, литературные, природоведческие, военно-исторические и др.

По составу участников экскурсии делятся на экскурсии для:

1)взрослых; 2)детей; 3)местных жителей; 4)иногородних; 5)иностранцев.

По месту проведения экскурсии бывают: 1)городские; 2)загородные; 3)музейные; 4)производственные; 5)религиозные (экскурсии в монастырях, церквях).

По способу передвижения экскурсии бывают: 1) пешеходные; 2)транспортные; 3)комбинированные.

По продолжительности экскурсии могут быть от45 минут до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

- экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

1.2. Экскурсовод

В словаре С.И. Ожегова читаем: «Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий, руководитель экскурсии». Смежными профессиями являются: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Слово «гид» имеет французские корни и переводится как «вожак». Являясь лидером группы, экскурсовод знакомит туристическую группу с самыми интересными местами и памятниками. Экскурсовод может работать как внутри страны, так и сопровождать туристов во время заграничной поездке.

Чтобы стать экскурсоводом или гидом нужно получить специальное образование на некоторых факультетах ВУЗов по специальности «Экскурсоведение и музееведение». Однако, эта профессия - достаточно молодая, так как появилась в 70-е годы XX века.

До этого времени работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях - сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организаций "Спутника", "Интуриста", Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание "экскурсовод" присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсоводу определялись "Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации", утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Сегодня экскурсовод –это сотрудник или свободный работник, который сопровождает гостей региона, представляет им национальные памятники и достопримечательности в городе и стране. Словом, экскурсовод – это профессиональный проводник, который оказывает информационную поддержку туристам.

Экскурсоводы должны отвечать некоторым обязательным критериям. Профессиональный экскурсовод должен хорошо выглядеть и быть эрудированным. Актерские способности такому человеку тоже совершенно не помешают, ведь он должен будет удерживать внимание публики. Люди, занимающиеся этой профессиией, должны иметь хорошие знания по истории, культуре и географии, а также иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.

1.3. Советы для начинающих по составлению экскурсии.

Проведение экскурсии – очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не только глубинных знаний в областях истории и культурологи, но и навыков владения риторикой и психологией.

Самый важный этап при подготовке экскурсии – составление ее плана, который включает в себя выбор объектов экскурсии, описание выбранных объектов, разработка маршрута.

Для начала определяемся с объектами. Определяем достопримечательности, которые на ваш взгляд могут стать объектами экскурсий. Это могут быть как памятники архитектуры, исторические памятники, так и просто интересные и необычные места нашего города.

Правильный отбор объектов, их количество и последовательность их расположения влияет на качество экскурсии.

Выбирая объект экскурсии, мы выделяем:

- месторасположение

- познавательную ценность

- выразительность

- необычность, неповторимость

- популярность.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов, поскольку это увеличивает её длительность, а, следовательно, повышает утомляемость слушателей экскурсии. Отбор объектов заканчивается составлением карточки, в которую вносят необходимые сведения, характеризующие объект.

Теперь нужно подготовить описание выбранных объектов (дать историческую справку). И конечно помнить, что “ краткость – сестра таланта”. Текст экскурсии должен быть не только информативным, но и не скучным, чтобы удерживать внимание слушателей. При подготовке текста экскурсии соблюдайте логичную последовательность изложения материала. Начинайте рассказ с самых старых объектов. При переходе от объекта к объекту делайте логические связки. Вставляйте в текст экскурсии увлекательные эпизоды, которые разрядят обстановку при наличии большого объема трудно воспринимаемого материала (сложные термины, даты). Это могут быть фольклорные вставки, исторические анекдоты, интересные мифы.

Если проведение экскурсии планируется не в одном месте (музее, дворце), то нужно продумать схему движения, т.е. разработать маршрут. Выберите наиболее удобный путь, продумайте способы передвижения от объекта к объекту (пешком, заказным автобусом). Выберите места для остановок, откуда объекты осматривать выгоднее всего. Убедитесь, что памятники архитектуры и скульптуры, о которых вы хотите рассказать, не находятся на реконструкции. Теперь обозначим наши объекты на карте и проработаем трассу маршрута. Распишем, с какого места начнется экскурсия, сколько времени слушатели будут проводить возле каждого объекта, и сколько всего по времени будет идти экскурсия. После этого, “проходим” экскурсионный маршрут сами, с целью уточнения времени.

Каждая экскурсия должна иметь цель и тему. Выбрав тему, нужно подумать о её формулировке. Название экскурсии – это её визитная карточка, поэтому оно должно быть ярким, запоминающим, а по возможности – кратким.

Глава II

Практическая часть

2.1. Моя первая экскурсия.

Изучив теорию, переходим к практике.

1 этап. Следуя плану подготовки к экскурсии, определяемся с объектами.

Данная работа является продолжением моего исследования литературных мест г.Улан-Удэ. В прошлом году я убедилась, что наш город хранит литературные традиции, и помнит о замечательных талантливых писателях республики и страны. Многие имена деятелей литературы увековечены в названиях улиц, скверов, архитектурных сооружениях, памятниках города Улан-Удэ, а также на мемориальных досках. Из этого множества объектов, я решила остановиться на архитектурных памятниках и включила в список следующие объекты:

  •  
    • Памятник А.С.Пушкину.

    • Памятник А. П. Чехову

    • Памятник И.К.Калашникову.

    • Памятник Гэсэру

    • Скульптурная композиция «Девочка с книгой».

    • Скульптурная композиция «Сова и черепаха»

    • Скульптурная композиция «Студенческая весна»

Памятник М. Горькому мне, к сожалению, найти не удалось, видимо, его снесли. (Фотографии всех памятников можно посмотреть в Приложении №1)

Из перечисленных объектов четыре – напрямую связаны с литературой (это памятники писателям и персонажу тибетской мифологии и мифологии монгольских народов, включая бурят, – Гэсэру), а три – косвенно. Скульптурные композиции «Девочка с книгой» и «Сова и черепаха» связаны с книгами, чтением, знаниями, а композицию «Студенческая весна» я решила включить потому, что трехметровый постамент символизирует гранит науки, парящие над ним юноша и девушка – студенчество, а их крылья – полученные знания. Все мы – бедующие студенты, и я подумала, что ребятам будет интересно узнать об этой скульптуре.

2 этап. Итак, с объектами определились, теперь нужно подготовить их описание. В этом мне помог материал моей научной работы прошлого года, опираясь на который я составила информационные карточки по каждому объекту. По ним я и буду рассказывать ребятам о том или ином памятнике. (См. Приложение №2)

3 этап. Итак, объекты выбраны, описания составлены, теперь определяемся с маршрутом, по которому будет проходить наша экскурсия. В связи с тем, что выбранные нами объекты расположены в разных частях города , было решено обговорить маршрут экскурсии с водителем школьного автобуса – Сергеем Александровичем, который хорошо знает город и с радостью помог нам построить маршрут передвижения.

Итак, маршрут экскурсии будет выглядеть так. Мы начинаем нашу экскурсию с памятника А. С. Пушкину. Далее мы отправимся к скульптурной композиции «Девочка с книгой». Прикоснувшись к бабочке, чтобы получать побольше пятёрок, мы простимся с девочкой , и автобус повезет нас к следующему месту – памятнику, вернее бюсту И. К. Калашникова, гордости всего бурятского народа. Далее наш путь будет лежать к памятнику книжной мудрости «Сове и черепахе». Остановку в сквере «Студенческий » было решено не делать. Проезжая мимо него, мы из окна автобуса увидим скульптурную композицию «Студенческая весна». Далее наш путь будет лежать к центру города, где расположен памятник герою тибетской мифологии и мифологии монгольских народов, включая бурят, -Гэсэру.

И закончится наша экскурсия у памятника А.П. Чехову, расположенному на пешеходной улице нашего города – Арбате.

4 этап. Экскурсия.

Для того, чтобы о чем-то рассказывать, нужно сначала своими глазами увидеть это. Подготовка к экскурсии началась у меня еще летом, когда мы с мамой посетили почти все памятники, о которых я собиралась рассказывать. Я смогла своими глазами увидеть то, что раньше видела только на фотографиях. (См. Приложение №3)

И вот, наконец, настал день моей настоящей первой экскурсии. Состоялась она 13 апреля. В 15.00 мы с группой моих одноклассников собрались в фойе школы. Все с нетерпением ждали, когда же мы поедем. Подъехал автобус, мы сели, я объявила название экскурсии, кратко рассказала о том, что нас ждет, и мы отправились в путь. К сожалению, из-за пробок и большой раскиданности объектов, нам удалось посетить не все запланированные места. Так, мы не смогли увидеть памятник, точнее бюст, И. К. Калашникову, но я рассказала ребятам о нем, его произведениях, почему он является гордостью нашей республики. Также из-за нехватки времени и опять же из-за пробок, мы не посетили памятник А.П. Чехову. Однако все ребята сказали, что видели этот памятник, знают , где он находится. Мне оставалось только рассказать более подробно о том, как и когда этот памятник появился в нашем городе. После чего наша экскурсия закончилась, и мы отправились в школу.

Наша пробная прогулка- экскурсия продлилась 1 час 20 минут. Все ребята были довольны, поблагодарили меня за увлекательный рассказ и попросили, чтобы я разработала еще одну экскурсию. (Фотоотчет смотреть в приложении №4)

Заключение

В ходе своего исследования и составления экскурсии я получила много новых знаний. Изучила правила составления и проведения экскурсий и использовала их при составлении своей экскурсии. Выбрала объекты, маршрут и смогла вместе с одноклассниками своими глазами, увидеть памятники, которые раньше видела только на фотографиях.

При составлении этого проекта, я узнала много нового о своём городе, убедилась, что в любом месте можно найти достопримечательности. Нужно только быть внимательным и любознательным человеком, любить и беречь свой край, город.

Список литературы:

  1. 1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Издательство «Советский спорт», 2007г.

  2. 2. Методические рекомендации начинающему экскурсоводу/http://sikachi.ippk.ru/index.php

  3. 3. Как подготовить экскурсию. http://www.kakprosto.ru/kak-58096-kak-napisat-ekskursiyu#ixzz4e8MqRuEZ

  4. 4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Издательство «Русский язык», 1978г.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экскурсовод

Приложение №1

Приложение №2

  1. Информационные карточки.

    Название памятника

    Скульптор

    Год создания

    Описание

    Памятник Александру Сергеевичу Пушкину

    Александр Михайлович Миронов

    В канун 1998 года

    В 1859 году Ап. Григорьев писал о Пушкине: "Пушкин - наше все…» Действительно, Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Когда читаешь его стихи, уже с первых строк поэт увлекает нас за собою, заставляет забыть все мелочи жизни и заботы, вызывает в нашей душе все лучшее, глубокое, настоящее, что есть в ней. И не удивительно, что в любом городе можно найти памятник этому великому поэту. Наш город не исключение.

    Идея установить памятник А.С.Пушкину в г.Улан-Удэ возникла в канун нового 1998 года. Заброшенный участок на улице Пушкина превратился в замечательный сквер, который стал всеми любимым местом отдыха горожан и гостей столицы. Здесь до сих пор каждый год 6 июня, в день рождения поэта, собираются почитатели его таланта и читают его стихи, возлагают цветы к подножию монумента.

    Давайте и мы прочитаем стихотворения великого поэта.

    Памятник Антону Павловичу Чехову

    Коллектив мастерской «Лотос» (директор Бальжир Цыжитов)

    5 сентября 2013

    ной улице Ленина. Рядом находится дощечка с

    Памятник установлен на правой части музея истории города на центральной улице Ленина. Рядом находится дощечка с цитатой из классика, в которой он отзывается о Верхнеудинске, как о «миленьком городке».

    Скульптор изобразил писателя сидящим на скамейке: одной рукой он опирается на зонт, сбоку лежит саквояж. Идея композиции в том, что Чехов после долгого пути присел отдохнуть на скамейку, положив рядом с собой саквояж и шляпу с зонтиком, сказал Цыжитов.

    История

    Как известно, в Верхнеудинске Чехов побывал проездом по пути на Сахалин в 1890-м году. Здесь он посетил Одигитриевский храм, ночевал и отправил с местной почты письмо, где, в частности, написал, что «Верхнеудинск — миленький городок». Эта единственная фраза Чехова и стала знаменитой в Улан-Удэ.

    Поездов в то время у нас еще не было, потому путешественники передвигались с помощью ямщиков. А лошадям и людям требовался отдых и корм. Действительно, 14 июня Чехов был в городе, но покинул его 15 июня. (А.Д. Жалсараев, краевед)

    Бронзовая фигура Антона Павловича высотой 1,75 метра заняла место на скамейке у музея истории города на пешеходной части улицы Ленина. Открытие памятника состоялось в 2013 г. п преддверие дня города. Под звуки струнного оркестра, игравшего Шопена и другие классические произведения памятник представили публике.

    «Мы хотели изобразить мимолетное состояние писателя, и я думаю, нам это удалось. Писатель просто присел ненадолго отдохнуть и собирается ехать дальше, — рассказал один из авторов скульптуры Зандан Дугаров. — По нашим краеведческим данным Чехов был в городе недолго. Осмотрел город и произнес всем уже известные слова: «Верхнеудинск – миленький городок». Писатель был очень впечатлён этим местом и писал ,что именно отсюда начинается поэзия Сибири. Путешествуя по этим места ,Антон Павлович признался, что именно Улан-Удэ понравился ему более всего, а города, этой части России ,которые он посещал до того момента , навевали на него лишь прозу.

    Памятник точнее бюст Исаю Калистратовичу Калашникову

    Народные мастера Бурятии братья Цыденжап и Болот Цыжиповы

    2012 год

    И.К.Калашников был членом Союза писателей СССР (1963 г.), Лауреатом Государственной премии Бурятии (1970 г.). Ему было присвоено почетное звание «Народный писатель Бурятии» (1973 г.). В 1996 году его имя стала носить и Центральная городская библиотека Улан-Удэ.

    Школе №47 присвоили имя Исая Калашникова. А во дворе учебного заведения установили бюст бурятскому писателю. Инициативу Союза писателей об установке бюста поддержала администрация города. Возле него проводят литературные встречи в преддверии дня рождения писателя – 9 августа. Вместе с литературной общественностью собирается круг поклонников и ценителей творчества писателя, в том числе библиотечных работников, учителей и учащихся этой школы. 37 лет прошло с тех пор, как И. К. Калашникова нет с нами, но книги его живут, они пользуются спросом. Премия им. И. К. Калашникова учреждена Администрацией г. Улан-Удэ и присуждается 1 раз в два года. В 2016 году отмечался юбилей - 85-лет со дня рождения И. Калашникова. Вершиной творчества И.К. Калашникова является роман «Жестокий век». Впервые опубликован в 1974-1975 гг. в журнале «Байкал». Роман выдержал много переизданий. Благодаря этому роману, посвященному Чингисхану, И.К. Калашников получил мировое признание.

    Памятник Гэсэру

    Александр Михайлович Миронов

    2006 год

    Гэсэр — персонаж тибетской мифологии и мифологии монгольских народов, включая бурят, а также ряда тюркских и тибето-бирманских народностей. Гэсэр — ниспосланный небом герой, очищающий землю от чудовищ. Гэсэр для борьбы со злодеями прибегает к хитрости и колдовству, его поединки, как правило, носят не богатырский, а "шаманский" характер, например ловля и уничтожение душ противника. Сказание о великом воине существует в бурятской культуре более тысячи лет. Героический эпос "Гэсэр" по праву считают одним из наиболее значительных произведений мирового героического эпоса, называя "Илиадой Центральной Азии". Высота скульптуры без учета постамента - около 6 метров, a вместе с копьем - почти 9. Это первый в Улан-Удэ конный монумент. Он восседает на коне, который гордо стоит на высоком постаменте всеми четырьмя копытами. Копьё Гэсэра указывает на небо. Интересно, что решение об установке этого памятника было принято ещё в конце 90-х годов. Во время, когда Бурятия отмечала тысячелетие «Гэсэриады». Тогда на выбранном месте установили памятный камень. Автором скульптуры после установки этого объекта, отказался от гонорара и объявил свою работу подарком городу.

    Гэсэр - это очень важная часть культуры бурятского народа. Этот эпос сравнивают с индийской Рамяной, германской песнью о Нибелунгах, или французской песнью о Роланде. Песнь Гэсэр считается гимном любви к Родине, родной земле, которая выражает мечты людей о идеальном царстве и правителе. Гэсэра можно сравнить с русским богатырём, который сражается за правду и свободу не только свою, но и всего народа.

    Скульптурная композиция «Сова и черепаха»

    Молодой бурятский художник Александр Махасаев

    7сентября 2012г

    На улице Ключевской новое место отдыха украшает тематическая скульптурная композиция, посвящённая книжной мудрости – на стопке книжных фолиантов расположилась черепаха, а венчает композицию сова.

    Право открыть скульптуру предоставили представителям учащейся молодёжи и автору, молодому художнику Александру Махасаеву. Это архитектурное творение символизирует мудрость и стремление к учению.

    Скульптурная композиция «Девочка с книгой».

    Юрий Эрдынеев

    1 сентября 2015года

    Памятник этой девочке находится чуть выше Октябрьской улицы и появился благодаря строительной организации, которая профинансировала этот проект ЗАО Байкалжилстрой.

    Перед нами живая сценка. Девочка держит открытую книгу и читает её собачке. Девочка одета в летнее платье, сидит и на коленях держит открытую книгу .А в книге написано стихотворение Саржаны Дугаровой «Мой город». Нельзя не заметить бабочку, которая прилетела и села на листки бумаги. Оказывается бабочка-это главный ритуал в этом памятнике. Все школьники перед экзаменами приходят сюда и просят у неё удачи.

    Скульптурная композиция «Студенческая весна»

    Александр Миронов

    2012 год

    Сквер "Студенческий", расположенный на улице Ключевской (остановка "10-й корпус"). Как гласит информационная табличка, сквер был открыт в 2011 году и с тех пор на его территории устанавливаются скульптурные композиции мастеров кузнечного дела и лучшие дипломные работы студентов кафедры "Металловедение и технологии обработки металлов" ВСГУТУ, Бурятского республиканского индустриального техникума.

    Скульптурная композиция в центре сквера появилась в год празднования 50-летия ВСГУТУ (2012 г). Трехметровый постамент символизирует гранит науки, парящие над ним юноша и девушка – студенчество, а их крылья – полученные знания.

Приложение №3

Приложение №4

28