III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ОТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ К ЗДОРОВЬЕТВОРЕНИЮ ЧЕРЕЗ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Зверева М.А.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Здоровый образ жизни — это работа индивидуума над улучшением своего здоровья в целях профилактики заболеваний и повышения качества жизни. Человек увеличивает продолжительность своей жизнис помощью укрепления и охраны здоровья.

В последнее время вопросы здоровьесбережения приобретают актуальность, поскольку в период технического прогресса на человеческий организм все больше действуют разного рода нагрузки, которые провоцируют неблагоприятные сдвиги в здоровье людей.

Одним из самых важных критериев культуры здорового и безопасного образа жизниявляетсярациональное питание.

В мировом сообществе большое внимание уделяетя вопросам комплексного воздействия питания на организм человека. «Питание играет одну из главных ролей в жизни человека»,- пишет американская ученая Алиса Чейз. Изучая особенности питания, она выдвинула идею о рациональном питании и исследовала влияние раздельного питания на организ человека.

Если питаться нерационально, то это приведёт к развитию патологических процессов в человеческом организме. Пищевой рацион должен быть сбалансирован по количеству белков, жиров и углеводов. Продукты, употребляемые в пищу, разнообразными: животного и растительного происхождения.

«Правильное питание – залог здоровья, силы и красоты человека», - утверждает русский академик А.А.Покровский. Российские ученые придают огромное значение здоровьеформирующей деятельности при организации питания людей разного возраста и состояния здоровья.

Однако, многие из нас не придают этому большого значения, легкомысленно относятся к питанию, не задумываются о его значении для нормального человеческого существования, а ведь питание стоит на первом месте в здоровье человека.

Для нашего здоровья и благополучия крайне важно привыкнуть к правильному режиму питания. Если в молодости формируется привычка: есть, как попало, позже это может привести к проблемам со здоровьем.

Изучая данную тему, я узнала о том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительного тракта. Поэтому я посчиталанеобходимым провести исследование и рассказать сверстникам о правильном питании, о вреде и пользе некоторых продуктов.

Актуальность: Наше здоровье в большой степени определяется и нашим питанием. С пищей мы получаем энергию и строительный материал для организма. Неправильное питание напрямую влияет не только на физическое развитие, но и на развитие умственных способностей. Вопрос правильного питания актуален для людей любого возраста. При этом важную роль в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе, а организация рационального питания обучающихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.Созданиездоровьесберегающей среды является основой сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Проблема: По статистическим данным:нормам рационального питания придерживается не более 10% населения России.Многие подростки недооценивают влияние неправильного питания на их здоровье.Большинство обуучающихся нашей школы не только питаются неправильно, но даже и не знают, как надо питаться.

Гипотеза: если обучающиеся будут знать и следовать правилам рационального питания, то это позволит им сохранить и укрепить свое здоровье.

В основу исследования положены следующие знания:

«Нормальная деятельность организма возможна при условии обеспечения его не только необходимой энергией и «строительным материалом», но и соблюдения сложных отношений между многочисленными компонентами пищи, каждому из которых отведена определенная роль в обмене веществ», - писал академик А.А.Покровский, разработавший концепцию сбалансированного питания.

Рациональное питание - это питание «умное», так как название произошло от латинского слова «Rationalis», что означает «Умный». Трудно переоценить такое питание. Оно способствует продвижениюздоровьесозидающего потенциала личности. В основе концепции рационального питания лежит идея о том, что питание призвано давать человеку все необходимыекомпоненты и вещества для полноценной активной жизнедеятельности и укрепления и обеспечения безопасности здоровья.

Цель работы:доказать обучающимся, что правильно питаться можно не только дома, но и в школе.

Объект исследования: продукты питания

Предмет исследования: влияние продуктов питания на организм человека.

Задачи:

  • рассмотреть проблему питания;

  • узнать о предпочтениях в продуктах питания среди подростков;

  • проанализировать ассортимент продуков в школьной столовой

  • проверить опытным путем кислотность, часто употребляемых напитков;

  • доказать необходимостьздоровьетворения при организации рационального питания для обучающихся

  • оценить, насколько правильно питаются обучающиеся

  • разработать рекомендации по правильному питанию для подростков.

Методы исследования:анкетирование, социологический опрос, опыт с помощьюрH – метра из цифровой лаборатории по экологии,наблюдение, сравнение ,статистическая обработка, анализ данных, выводы.

Практическая значимость работы: возможность использования материалов работы для проведения просветительской деятельности с обучающимися лицея и их родителями для сохранения здоровья

Глава 1. Экология питания

1.1 Рациональное питание

В современных экологических условиях правильное питание имеет важное значение Задачи рационального питания в условиях химического загрязнения состоят в том, чтобы препятствовать скоплению в организме человека вредных веществ.

Особенно важны вопросы питания людей, живущих в городе, подвергающихся воздействию тяжелых металлов, электромагнитных излучений, испытывающих интенсивные физические нагрузки, длительное время находящихся в стрессовых ситуациях.

Население, проживающее в местах экологического риска, а также то население, которое испытывает влияние негативных факторов в условиях производства, должно получать специальное питание или лечебно-профилактическое питание. Такое питание должно отвечать определенным критериям:

«1. Оно должно содержать дополнительное количество витаминов. При этом речь идет не о большом количестве витаминов, а о 2—3 витаминах, и прежде всего это аскорбиновая кислота, т. е. витамин С, витамин А и тиамин.

2. Питание должно содержать комплекс аминокислот, таких как цистеин и метионин, тирозин и фенилаланин, триптофан.

3. Питание должно обеспечивать образование в организме таких соединений, которые обладают большой биологической активностью. Прежде всего это витамин В12, холин, пиридоксин.

4. Питание в зонах риска и лечебно-профилактическое питание должно быть обогащено пектиновыми веществами, которые содержат метоксильные группировки, обусловливающие желеобразующий эффект и обладающие большими сорбционными свойствами, и, способствующие выведению из организма тяжелых металлов, радиоактивных веществ, аутотоксинов и других токсических соединений.

5. В современных условиях широко используются ощелачивающие рационы, диеты за счет включения в них овощей, фруктов, молочных продуктов. Большую роль в таком питании играют повышенные концентрации магния, который способствует повышению сопротивляемости организма к воздействию веществ, обладающих канцерогенными свойствами. Нужно отметить, что антиканцерогенными свойствами обладает магний не всех продуктов, а только те его формы и соединения, которые содержатся в фасоли.» 1

Поэтому население должно быть знакомо с основными критериями и положениями рационального питания в домашних условиях.

1.2 Применение и использование пищевых добавок

Нынешнее питание связано с использованием пищевых добавок. Пищевые добавки – это вещества, которые преднамеренно вносят в пищевые продукты, для улучшения их внешнего вида, вкуса, аромата, консистенции или для придания им большей стойкости при хранении. Это антиокислители жиров, консерванты, антибиотики и т. д., Например:E100—E182 — красители, которые усиливают или восстанавливают цвет продукта, E200—E299 — консерванты, они увеличивают срок хранения продуктов,E600—E699 — усилители вкуса и аромата.«Существуют вещества, которые могут образоваться в продуктах в результате особых способов их обработки и получения с помощью копчения, ионизирующего излучения, ультразвука, использования эндокринных препаратов при откорме животных и птиц.» 2

Проблема связанная с пищевыми добавками крайне сложна и связана с потреблением малого количества веществ в течение длительного времени.При этом могут отмечаться задержка веществ в организме, их накопление, что имеет значение в отношении микроэлементов.

«Пищевые добавки могут обладать коканцерогенным действием, т. е. обладать свойствами, которые в соответствующих условиях способны усиливать действие активных канцерогенов. Такими свойствами обладают некоторые эмульгаторы – сапонины, эфиры жирных кислот, детергенты. Связь коканцерогенного, канцерогенного и мутагенного действия до конца не установлена. Не всегда канцерогенное и мутагенное действие совпадают.»3

1.2.1 Усилитель вкуса – Глутамат натрия

Структурная формула:

НаООССН2 —СН2 —СН—СОСN

Это вещество представляет собой натриевую соль глютаминовой кислоты. Сама кислота содержится в животных и растительных белках.

Узнать, есть ли в продукте глутамат натрия, несложно - он указывается в составе. Иногда его обозначают как Е621, а иногда глутамат скрывается за такими безобидными словами как: «усилитель вкуса» - редкая из таких добавок не содержит глутамата натрия. Это вещество есть во всех мясных, рыбных, куриных, грибных, соевых полуфабрикатах или готовых продуктах: чипсах, снеках, сухариках, соусах, в приправах и бульонных кубиках.Глутамат оживляет продукты, вкус которых «умирает» при хранении, или придает им вкус, которого у них и вовсе нет.

В Японии и странах Восточной Азии глутамат натрия потребляют больше, чем где-либо. Там он составляет основу кухни. Популярный вкус японской, китайской и тайской кухни - вкус глутамата. Там этот желтоватый порошок сыплют в блюда не зная меры. Вкус соевого соуса - это тоже вкус глутамата.

Потребление чрезмерного количества глутамата натрия, используемого в качестве усилителя вкуса в азитской и китайской кухнях и в пищевых продуктах, может довести до слепоты.

1.2.2 Красный пищевой краситель 4R (Е-124)

Краситель E-124 называют Понсо (пунцовый). Он придает клубнично-красный цвет, но можно изменять оттенок. Если его смешать с синим, то получим фиолетовый, или при добавлении желтого получим коричневый. «Солнечный цвет, перемена температуры и окислители не влияют на этот свойства понсо 4R, он выдержит и запекание, и глубокую заморозку.

Существуют объективные доводы в пользу строгого ограничения этого ингредиента в рационе. Например, исследование британских ученых из Университета Саутгемптона, в котором приняли участие около 300 детей в возрасте от 3 до 8 лет, показало, что пищевые красители, в том числе E-124, при регулярном употреблении вызывают состояние, похожее на СДВГ (синдром гиперактивности). Дети, которые принимали напитки с красителями, демонстрировали повышенную импульсивность и невнимательность.

По некоторым данным пищевая добавка может приводить к избыточному накоплению алюминия. А у людей с предрасположенностью к аллергии и больных аспириновой бронхиальной астмой продукты с красителем Е-124 вызывают обострение болезни.

«В пищевой промышленности Е-124 широко используется для окрашивания и восстановления цвета продуктов. Его пищевая «специализация» – консервированные ягоды и фрукты, десерты, кондитерские изделия, напитки, молочные продукты, мороженое. Но осторожность стоит проявлять и при выборе колбасных изделий, морепродуктов и рыбных полуфабрикатов, которым с помощью этого красителя придают «мясной цвет».4

1.2.3 Вредны ли пищевые добавки?

Специалисты считают, что буква «Е» не так страшна, как о ней гворят: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков есть другое мнение.

Например, консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов, представляют они собой ФЕНОЛ! Тот который, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших - просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы не дать испортиться продукту. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Есть и полезные пищевые добавки. Так, лецитин (Е-322) способствует выведению из организма холестерина, а фосфаты (Е388-Е341, Е450) необходимы для костей. Что же касается консервантов, которыми обрабатываются фрукты, то для их удаления достаточно вымыть продукты перед упортреблением.

Например, натуральный краситель Е-120 (кармин) вырабатывается из щитовок, насекомых, живущих на комнатных растениях. Вам захочется употреблять в пищу продукты с такой добавкой? Применяется они для придания яркого и насыщенного цвета в джемах.

1.3 Каким должно быть правильное питание

для подростка?

Ведущие диетологи мира, советуют подросткам выбирать для употребления продукты сбалансированного питания. Каждый день, в их меню должно быть мясо, яйца и рыба, для того, чтобы снабдить организм белком. Наличие белка в организме является главным для строительства и восстанавления тканей в растущем организме. Советуют обязательно принимать молочные продукты, так как вних много витамина D и кальция. Подросток должен есть каждый день только свежие фрукты и овощи, а также хлеб.

Повышение потребности впищевых веществах в детском возрасте обусловлено в первую очередь высокой потребностью в энергии. В связи с этим повышается потребность внутриентах, участвующих в обмене энергии, - витаминов В1, В2, ниацина,пантотеновой кислоты.

Другим определяющим потребность фактором является рост размеров тела, особенно рост мышечной массы. К пищевымвеществам, необходимым для роста мышечной массы, относятся белок,пиридоксин (витамин В6), калий, фолацин, витамин В12.

В детском возрастевысока потребность в пищевых факторах, участвующих в кроветворении:белок, железо, пиридоксин, фолацин, витамин В12.

Наконец, в детском возрасте велика потребность в пищевых факторах, необходимых для ростакостей: кальций, фосфор, витамины А, В, С, белок. Скрытые явления витаминной недостаточности наблюдаются у детей и подростков. В этомотношении возможен скрытый дефицит железа в подростковом возрасте удевочек, приводящий к железодефицитной анемии. Недостаточное потребление кальция, отражается на плотности кости, что приводит к частымпереломам конечностей.

«В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела детей вызывают необходимость правильногоподбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других особенностей организации питания, обеспечивающегоорганизм пищевыми веществами и энергией.

Очень важен в жизни подростка завтрак, так как он обеспечивает подрастающий организм энергией для дневной активности ребёнка. Не стоитдавать подростку питаться по утрам продуктами повышенного риска, к нимотносятся сладкие и жирные продукты, конфеты чипсы, а также печенье.Эти продукты не имеют высокой питательной ценности, но за счёт высокогосодержания жиров и сахара вызывают зависимость организма. Частые приёмы таких продуктов вызывают заболевания сердца и повышенное ожирение.»5

1.4 Список самых вредных для здоровья человека

продуктов быстрого приготовления.

Вот эти продукты: картофель фри, сладкие глазированные пончики, чипсы, сладкие безалкогольные газированные напитки, шоколадные батончики, содержащие химические добавки, печенье с пониженным содержанием жира, крекеры, полуфабрикаты, в состав которых входят заменители мяса имолокопродуктов;сосиски и колбасы, состоящие на 80% из трансгеннойсои.

«Данный список можно продолжать до бесконечности. И уверены, что многие продукты из данного списка мы не раз употребляли, не задумываясьо последствиях. Данные продукты могут привести к различным заболеваниям, например, гастриту или к язве желудка. Надо стараться хотябы 2-3 раза в неделю готовить пищу только из натуральных продуктов, сминимальной степенью химической обработки.»6

В современном мире генная инженерия, несомненно, играет огромную положительную роль, но и имеет обратнуюсторону медали. Негатив в том, что все больше и больше производителей продуктов переходят на генно-модифицированное сырье, применение которого негативно влияет на организм человека.

Глава 2 Исследование по изучению питания подростков.

В исследовательской части:

  • я рассмотрела вопрос, о том какое питание рекомендуют диетологи подросткам.

  • Провела анкетирование на тему: «Какую еду и напитки предпочитают подростки?»

  • Изучила ассортимент продуктов в школьной столовой на наличие здоровой пищи.

  • Провела опыт по исследованию кислотности часто употребляемых напитков.

  • Составила рекомендации по питанию для подростков.

Из-за быстрого роста, подростки теряют больше энергии, чемвзрослые. Из этого следует, что хорошее питание способствует ихдальнейшему развитию. Кроме этого, на более поздних этапах жизни будетважно, что ребенок ел в подростковом периоде. Если правильно питаться в подростковом возрасте, можно защитить себя от такихболезней, как диабет, сердечно-сосудистые заболевания, некоторые видыраковых болезней, инсульт и остеопороз.

2.1 Анкетирование по вопросу о правильности питания.

Чтобы узнать какую еду и напитки предпочитают мои сверстники, я провела анкетирование.

Анкета включала в себя 15 вопросов с вариантами ответов. Нужно было выбрать один из трёх (двух) ответов (см. Приложение №6)

В анкетировании принимали учащиеся 7-8 классов (всего 120 человек).

Результаты анкетирования показали:

35 % учащихся набрали от 15 до 21 баллов, это означает, что они сознательно относятся к собственному здоровью, правильно питаются.

42% учащихся набрали от 22 до 28 баллов,это означает, что их питание нельзя назвать рациональным, необходимо скорректировать свое питание.

27% учащихся набрали 29 – 44 балла, этим подросткам срочно нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе.

Диаграмма по вопросу «Едим ли мы то, что следует есть?»

Вывод: 2/3 подростков питаются нерационально.

2.2 Социологический опрос «Предпочтения в продуктах питания»

Также, я решила узнать по какому принципу мои сверстники выбирают продукты питания. Для этого я, той же группе обучающихся предложила картинки с изображением двух продуктов, выбрать тоткоторый они обычно употребляют в пищу. Первый продукт был натуральным, а второй с пищевыми добавками (Приложение 2)

Оказалось, что 75% подростков предпочли вторые – вредные продукты с пищевыми добавками и только 25% выбрали натуральные.

Диаграмма: предпочтение подростков в продуктах питания.

Вывод:продукты с пишевыми добавками входят в пищевой рацион большенства подростков.

2.3 Анализ ассортимента продуктов школьной столовой

Кроме анкетирования и соцопроса, я решила узнать ассортимент каких продуктов представлен в школьной столовой.

Ассортимент школьной столовой:

Основные блюда

Цена

Мучные и сладкие изделия

Цена

Рис

8 рублей

Булочка

27 рублей

Молочная каша

15 рублей

Батончик «Picnic»

30 рублей

Винегрет

8 рублей

Батончик «Mars»

30 рублей

Гречка

10 рублей

Круассан

20 рублей

Котлета из говядины

32 рубля

Шоколадка «Milka»

75 рублей

Вывод: в школьной столовой присутствуют продукты с консервантами и без них. Основные блюда, представляющие полезную пищу гораздо дешевле продуктов для перекуса.

Напитки, представленные в школьной столовой:

Напитки без искуственных добавок

Цена

Напитки с искуственными добавками

Цена

Компот

4 рубля

Сок яблочный

15 рублей

Чай

4 рубль

Вода «Актив. Лайм» негазированная

40 рублей

Вода негазированная

25 рублей

Морс

35 рублей

Вывод: в школьной столовой представлен большой ассортимент напитков с пищевыми добавками.

2.4 Наблюдение в школьной столовой за выбором ассортимента продуктов обучающимися школы.

Что покупают мои сверстники на переменах?

В течение недели на одной из больших перемен, я наблюдала за своими сверстниками и выяснила, что многие из них отдают предпочтение быстрым перекусам, таким как: мучные изделия и сладости, хотя в столовой всегда есть здоровая и полезная еда.

Диаграмма: продукты для перекуса, выбранные обучающимися

Вывод: Большенствообучающихся предпочитают быстрый перекус основным блюдам.

Диаграмма: выбор напитков обучающимися

Вывод: Обучающиеся предпочитают напитки с пищевыми добавками

  1.  
    1. Исследование кислотности часто употребляемых напитков

Опытным путем, я решила проверить какие из часто употребляемых напитков являются самыми вредными, а какие полезными.

Для этого я, с помощьюрH – метра из цифровой лаборатории по экологии, измерила кислотность следующих напитков:чай с сахаром, питьевая вода, апельсиновый сок, молоко, кока-кола. ( Приложение 3 и 4)

Кислотность часто употребляемых напитков

№ пробирки

Напиток

Средний нормативный показатель рH

Экспериментально полученный показатель рH

1

Питьевая вода

7

6,88

2

Чай с сахаром

6,4

6,39

3

Сок апельсиновый

натуральный

3,0

3,32

4

Молоко

6,7

6,37

5

Кока-кола

3,2

2,39

Вывод: Большинство исследуемых напитков имеют слабокислотную или даже сильнокислотную среду.

При регулярном употреблении сладких газированных напитков мы непременно нарушим кислотно-щелочной баланс внутренней среды организма. Организм, чтобы понизить уровень кислых веществ, будет постепенно разрушать сам себя, принося в жертву скелет. Из костей будут вымываться важные соединения кальция и магния. Поэтому наиболее подходящими для утоления жажды являются минеральная вода (без газа) и чай.

2.6 Рекомендации по питанию для подростков

Чтобы улучшить питание своих сверстников, я составила в виде листовки рекомендации по правильному питанию подростков, которую разместили в школьной столовой.(Приложении5). Данные рекомендации направлены на то, чтобы привлечь подросков к здоровьеориентированной деятельности.

Также, я выступила со своей работой в 8-х классах на классных часах «Здоровый образ жизни» и планирую, как продолжение работы по организации правильного питания, создать школу волонтерского актива «Здоровая иницитива». Цель этого движения здоровьесозидающее воспитание подростков.

Заключение

  1. Изучив вопросы организации питания можно сказать, что пища является не только источником энергии, но и важным строительным материалом для роста и формирования организма.

  2. Из-за незнания, как правильно питаться, многие подростки не дополучают важных жизненных элементов для развития организма. Если есть, как попало, позже это может привести к проблемам со здоровьем.

  3. В результате исследования я выяснила, что большенствообучающихся нашей школы используют в пищу продукты и напитки с пишевыми добавками, хотя в школьной столовой большой ассортимент полезных продуктов, к тому же по более низкой цене. Основные блюда позволяют обучающимся правильно рационально питаться, что является одним из важнейших факторов в профилактике заболеваний, сохранении здоровья и повышения работоспособности.

  4. Опытным путем я определила, что в основном, часто употребляемые, напитки имеют повышенную кислотность, а дляутоления жажды самыми подходящими являются минеральная вода (без газа) и чай, имеющие нормальную кислотность.

  5. Я считаю, что большенство подростков просто не знают основ рационального питания, поэтому составила рекомендации по организации питания для развития здоровьеориентированной личностной позиции.

  6. Предварительно выдвинутая гипотеза:если обучающиеся будут знать и следовать правилам рационального питания, то это позволит им сохранить и укрепить свое здоровье, подтверждена. Изученная литература, проведенное анкетирование и опрос обучающихся, изучение ассортимента школьной столовой, проведение опыта подтверждает, что у обучающихся недостаточно знаний о полезных продуктах, и получив данные знания обучающиеся смогут осуществлять здоровьеформирующую деятельность.

  7. Следуйте правилам здорового питания и будете чувствовать себя прекрасно. Помните, что невыполнение правил режима рационального питания — одна из главных причин развития заболеваний пищеварительных органов. Участвуйте в школе волонтерского актива «Здоровая иницитива».

Необходимо помнить, здоровье зависит от нас самих.

Список используемых источников:

  1. Александрова В.П, Болгова И.В. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования / В.П. Александрова, И.В. Болгова. - М.: Вако, 2015.-144 с.

  2. Боровская Э. Здоровое питание школьника / Э. Боровская. - М.: Эксмо, 2010. - 320 с.: ил.

  3. Васюк В.В, Ломсадзе Л.Н. "Откушайте...", или Малые секреты о пищевых добавках / В.В. Васюк, Л.Н. Ломсадзе. - Минск: Звезды гор, 2009. - 64 с.: ил.

  4. Десять самых популярных напитков в мире [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://batop.ru/10-samyh-populyarnyh-bezalkogolnyh-napitkov-v-mire

  5. Здоровое питание. Здоровый образ жизни /Под ред. А. Кэмпбела. - М.: АСТ, Астрель, 2002. - 138 с.: ил.

  6. Кудрявцева М. Здоровый выбор [Электронный ресурс] /М. Кудрявцева. - Режим доступа: http://z-vybor.ru/krasnyj-pishhevoj-krasitel-ponso-4r-e-124/

  7. Покровский А.А. Беседы о питании /А.А. Покровский. - М: Экономика, 1986. - 143 с.

  8. Польза и вред продуктов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnogoedi.ru/

  9. Польза и Вред.ру: Интернет-журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polzavred.ru/produkty-pitaniya

  10. Федорова М.З., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / М.З. Федорова, Г.А. Воронина. - М: Вентана-Граф, 2010. - 152 с.

Приложения

Приложение 1 . Анкета

Анкета:

1. Сколько раз в день Вы едите?

1) 3-5 раз,

2) 1-2 раза,

3) 7-8 раз, сколько захочу.

2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

1) да, каждый день,

2) иногда не успеваю,

3) не завтракаю.

3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?

1) булочку с компотом,

2) сосиску, запеченную в тесте,

3) сухарики или чипсы.

4. Едите ли Вы на ночь?

1) стакан кефира или молока,

2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),

3) мясо (колбасу) с гарниром.

5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1) всегда, постоянно,

2) редко, во вкусных салатах,

3) не употребляю.

6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1) каждый день,

2) 2 – 3 раза в неделю,

3) редко.

7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,

2) ем иногда, когда заставляют,

3) лук и чеснок не ем никогда.

8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?

1) ежедневно,

2) 1- 2 раза в неделю,

3) не употребляю.

9. Какой хлеб предпочитаете?

1) хлеб ржаной или с отрубями,

2) серый хлеб,

3) хлебобулочные изделия из муки в/с.

10. Рыбные блюда в рацион входят:

1) 2 и более раз в неделю,

2) 1-2 раза в месяц,

3) не употребляю.

11. Какие напитки вы предпочитаете?

1) сок, компот, кисель;

2) чай, кофе;

3) газированные.

12. В вашем рационе гарниры бывают:

1) из разных круп,

2) в основном картофельное пюре,

3) макаронные изделия.

13. Любите ли сладости?

1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно

2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

14. Отдаёте чаще предпочтение:

1) постной, варёной или паровой пище,

2) жареной и жирной пище,

3) маринованной, копчёной.

15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?

1) да,

2) нет.

Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.

Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!

Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Приложение 2. Социологичнский опрос «Предпочтения в продуктах питания»

Карточка 1

1

2

   

Карточка 2

1

2

   

Карточка 3

1

2

   

Карточка 4

1

2

   

Приложение 3. Кислотность разных напитков.

Вода

Кока-кола

Молоко

Сок

Чай

Приложение 4. Эксперимент

Приложение 5. Рекомендации по правилам питания

1http://studopedia.ru/1_90696_ratsionalnoe-pitanie--alimentarniy-faktor-v-sovremennih-ekologicheskih-usloviyah.html

2https://cribs.me/tovarovedenie/pishchevye-dobavki-vidy-i-ispolzovanie_

3ll-gigiena.ru/lit/obshaya-gigiena-konspekt-lekcij/gigienicheskie-problemi-primeneniya-i-ispolzovaniya-pishevix-dobavok

4http://z-vybor.ru/krasnyj-pishhevoj-krasitel-ponso-4r-e-124/

5http://www.eurolab.ua/encyclopedia/690/6340/

6http://www.mixnews.lv/ru/science/news/42916_dietologi-nazvali-samye-vrednye-produkty-spisok/