III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗАБЫТЫХ ЗЛАКОВ
Муравьева П.Б.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Вот и я зачиталась сказками, а особенно сказками Пушкина. А однажды решила попутешествовать по сказкам. Мой космический корабль отправляется в полет. Три, два, один, пуск…

А пока летит корабль подумаем, чем должен питаться ребёнок с детства, чтобы быть здоровым? Конечно же, кашами, супами, молочными продуктами.

Актуальность темы проекта

Очень важно с детства правильно питаться. Формировать культуру здорового питания нужно начинать с самых первых этапов обучения ребенка в школе посредством просветительской работы с детьми.

Проблемный вопрос

Чем полезны злаки для здоровья и успешной учебы?

Цель: Формирование культуры здорового питания

Задачи

  1. Получить новые знания о злаках Республики МЭ.

  2. Расширить представления о здоровом питании.

  3. Провести исследовательскую работу по изучению свойств зерен злаковых культур.

  4. Собрать гербарий злаковых культур РМЭ

  5. Найти старые рецепты блюд из злаков и приготовить эти блюда

  6. Составить блокнот с рецептами приготовления блюд из злаков.

В работе использовались следующие методы исследования:

  1. Анкетирования с целью изучения состояния проблемы в своем 4б классе

  2. Метод обработки результатов

  3. Теоретический - анализ изученной литературы с целью получения информации о состоянии проблемы в целом

  4. Интервьюирование

  5. Метод лабораторного исследования

  6. Творческая работа

2. Основная часть

Наш корабль приземлился в сказку о попе и работнике Балде (гиперссылка на видео). Побывав у Балды в гостях у меня возник вопрос: «Что такое полба?» Я заглянула в Интернет. В русской народной пословице говорится: «Полба - пшенице меньшая сестрица, ячмень усатый – полбин брат». Значит это зерновые. Мне захотелось узнать, какие зерновые культуры выращивают в нашей республике? Так родилась идея моей работы.

2. 1. На полях республики Марий Эл

Теперь наш корабль отправляется на поля республики.

Колосится рожь – Краше не найдёшь.

В золотистой ржи Да по всей межи

Чудо из ковров синих васильков!

Право, чудеса – В поле небеса!

Знаете ли вы, какую роль в жизни людей играют колоски? Я вам хочу об этом рассказать.

Рисунок 1На полях республики Рисунок 2 На поле с колосками

Мы побывали на разных полях и собрали колоски [6, c 11]. Но у меня возник вопрос. Колоски, каких злаковых культур мы привезли? Нужна консультация специалиста. Иду в лабораторию к Светлане Александровне. Она мне помогла определить колоски.

Рисунок 3 Рассмотрение колосков Рисунок 4 Определение колосков

Вывод: На полях РМЭ растут: рожь, овес, пшеница, ячмень

В настоящее время полба не растет на наших полях. Во - первых, она не терпит различных удобрений, вносимых на поля. Во - вторых, у полбы низкая урожайность и трудность в обмолоте зерна.

Я научилась определять колоски по внешнему виду.

2.2 Проведение анкетирования

Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники про зерновые культуры, могут ли определить злак по колоску? Какие полезные свойства злаков? Я показала колоски ребятам и выяснила, что по колоскам злак они определяют плохо, не знают, какие полезные вещества содержат зернышки. Я провела анкетирование среди своих одноклассников. Результаты поместила в диаграмму.

Рисунок 5 Определение злака по колоску Рисунок 6 Знаете ли Вы о полезных

свойствах колосков?

Тогда я решила сделать гербарий злаковых культур и рассказать о полезных свойствах злаков. Так началась моя работа.

2.3 Творческая мастерская 1

Приглашаю в творческую мастерскую. Делаем гербарий [2, c. 308]. Чтобы сделать гербарий необходимо:

  1. Прийти на поле и собрать колоски

  1. Связать колоски в пучки

  1. Повесить в темное место и высушить

  1. Красиво оформить гербарий

    ВЫВОД: Теперь, используя описание колоска и зернышка, ребята без труда определят злак

     

3. Что мы узнали из книг и электронных ресурсов о злаках

В рукописях средневековых монахов, в древнеримских трактатах говорится о том, что злаковую культуру полбу употребляли в пищу на протяжении многих веков. Полба - это очень древняя культура пшеницы. Возраст полбы 8000 лет. Она была основным «хлебом». Из неё варили питательную кашу, варили суп, пекли блины и пироги.

В Европе полбу называют «спельтой» и считают великолепным диетическим продуктом. Сейчас блюда из полбы считаются эксклюзивными, из неё готовят блюда в дорогих диетических ресторанах, а само зерно называют «черной икрой злаков» [3, c.2]

К сожалению, эта зерновая культура сегодня незаслуженно забыта.

Наши далекие предки знали о полезных свойствах проращенных зерен. Они готовили из ростков похлебки, каши и кисели.

3.1 Проведение лабораторных исследований

А чем же так полезны проростки? Иду в лабораторию. В лаборатории мы с лаборантом проводим опыты, какие полезные вещества содержатся в злаках и проростках. Для этого необходимо:

  1. пробирка с раствором из пророщенных зерен;

  2. йод;

  3. щелочь NaOH

Зерну нужно много силы, чтобы из него вырос целый колосок. Пророщенное зерно содержит углеводы, крахмал, витамины. Чтобы убедиться, что пророщенное зерно содержит углеводы, в пробирку с пророщенными зернами капнем капельку йода. Наш раствор стал зеленоватым, значит, в проростках есть крахмал, который является самым распространенным углеводом. Чтобы узнать, есть ли в нашем растворе железо, капнем в пробирку щелочи. Раствор посинел, значит, в проростках есть железо.

ВЫВОДЫ: Пророщенное зерно содержит железо, витамины, крахмал, пищевые волокна.

Железо дает клеткам кислород, повышает иммунитет, детскому организму необходимо для формирования растущих тканей.

Витамины - повышают физическую работоспособность, улучшают зрение, укрепляют волосы, кости и зубы

Крахмал- (крахмал) используется организмом в качестве источника энергии, стимулирует мыслительные процессы, улучшая снабжение мозга кислородом.

Пищевые волокна - (клетчатка) способствуют размножению полезных бактерий в кишечнике, улучшают пищеварение [5, c.67]

Злаки содержат много полезных веществ для активной жизни человека. Вот почему в народе про слабого человека говорят: «Мало каши ел». Теперь понятно, откуда Балда сильный, смелый, умный, ловкий.

3.2 Творческая мастерская 2

А знаете ли вы рецепты каши из полбы? Летим в деревню к бабушке и записываем старый рецепт приготовления каши из полбы в русской печке [1. c. 2].

  1. Растопить печку

  2. Выложить в горшок стакан крупы полбы и залить двумя стаканами молока

  1. Поставить горшок в печь

Каша должна париться в печке около 1 часа

  1. Вынимаем горшок из печки

  1. Раскладываем кашу в тарелки и украшаем

ВЫВОД:

Каша помогает детям расти здоровыми и крепкими, и даже взрослых заряжает энергией на целый день.

3.3 Творческая мастерская 3

Приготовим блины из полбы

1. Взять стакан молока

2.Добавить яйца

3. Добавить соль и сахар

4. Все взбить

  1. Размешивая, постепенно добавить муку из полбы

  1. Выпекаем блины на сковороде

Польза муки

Мука полбы содержит белок, который является обязательным компонентом пищи человека. Дело в том, что белок не способен накапливаться в организме и должен поступать регулярно с пищей.

3.4 Творческая мастерская 4

А из проростков злаков можно приготовить реджевелак.

Реджевелак — целебный напиток, который получают в процессе проращивания зерен любой злаковой культуры. Он повышает защитные силы организма и снабжает его всеми необходимыми витаминами

  1.  
    1. Взять половину стакана проращенных зерен

  1. Залить 1,5 л колодезной воды

  1. Оставить на 3 дня в темном месте при комнатной температуре. Напиток готов.

ВЫВОД

Мы получили напиток с приятным кисловатым вкусом.

Каждую осень, чтобы укрепить организм перед зимой и поднять иммунитет перед сезоном простудных заболеваний, пейте реджевелак.

Из проростков готовят очень вкусные и полезные витаминные салаты и блюда для похудения. Я приготовила блокнотик «Хозяйке на заметку», в котором поместила некоторые рецепты.

блокнотик «Хозяйке на заметку»,

Оформление блокнота

Рецепты блюд из полбы

  1. Мнения ребят после выступления с исследованием

Вот что говорят мои одноклассники после моего выступления перед ними со своим исследованием

 

Я узнал, что злаки очень полезны для здоровья. Теперь буду кушать кашу.

Мне было интересно узнать про полбу, понравились рожки из полбы.

 

 

Я не знал, что из проростков можно приготовить напиток и много других вкусных блюд.

Мне понравился реджевелак, он похож на лимонад и очень полезен. Попрошу маму сделать мне такой напиток

 

.

ВЫВОДЫ

1.Получили новые знания о злаках Республики МЭ.

2. Расширили представления о здоровом питании.

3. Провели исследовательскую работу по изучению свойств зерен злаковых культур.

4. Собрали гербарий злаковых культур РМЭ

5. Нашли старые рецепты блюд из злаков и приготовили эти блюда

6. Составили блокнот с рецептами приготовления блюд из злаков.

5. Практическое применение

Проект можно использовать на уроках окружающего мира в начальных классах, на тематических классных часах. Я выступала с работой перед ребятами в своей школе. Затем была в школах города (Гимназия №4, Лицей №11), а так же выезжала в район (поселок Семеновка). Мне кажется, ребята больше узнали о злаковых культурах, подробней изучили забытый злак полбу.

6. Заключение

В своем проекте я рассказала о пользе злаковых культур для здоровья детей и взрослых. Ребята поняли, что есть кашу очень полезно для хорошей учебы и развития организма. Они попробовали полезный напиток из проростков пшеницы. Посмотрели рецепты салатов из пророщенных злаков и захотели сами дома прорастить зернышки и приготовить из них вместе с мамой салатик. С помощью гербария все научились определять злаки по колоскам. Считаю, что моя работа принесла большую пользу для моих одноклассников. Я вместе с ними узнала много нового и интересного.

  1. Список использованных источников
  1. Блюда из полбы [электронный ресурс] режим доступа: https://yandex.ru/images/search

  2. Большая советская энциклопедия, М., Издат. «Советская энциклопедия», т.26. - 408 с.

  3. История зерновых культур [электронный ресурс] режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ist

  4. Полба [электронный ресурс] режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

  5. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.Э. Бутвиловский, В.В. Давыдов /Биология. Вопросы. Ответы/ - Минск: ООО «Юнипресс», 2006. – 86с.

  6. Сиротин А.А. /Крупяные и зернобобовые культуры/ - Белгород: БелГУ, 2006. – 209 с.