III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

В ПОИСКАХ СНЕГА, КОТОРЫЙ МОЖНО ЕСТЬ
Савватеева Е.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


На уроке окружающего мира мы познакомились со свойствами воды, узнали, что снег – это замёрзшая вода. Когда хочется пить зимой на улице, то можно просто покушать снег, но взрослые не разрешают, говорят, что он грязный.… И мне захотелось узнать, где же есть чистый снег, который можно есть.

Цель работы: найти снег, который можно есть, проанализировать чистоту снега в разных местностях

Объект исследования: снег

Предмет исследования: чистота снега

Задачи:

  1. Изучить литературу о составе снега

  2. Провести сбор снега в разных местностях

  3. Определить чистоту снега опытным путём

  4. Сделать выводы по полученным результатам

Гипотеза исследования: я предполагаю, что чистый снег можно есть

Основная часть

Все знают, что снег — замерзшая вода. Значит, он должен быть чистым. Это правда. Сами снежинки представляют собой чистую кристаллическую воду. Но так как мы живем в очень грязной атмосфере, и пыль — не самое страшное, что может находиться в воздухе и может входить в состав снега. Выхлопные газы машин, испарения токсичных отходов — все это попадает в атмосферу и оседает на землю в виде атмосферных осадков.

Изучая литературу, я нашла сайт «Мир без вреда», где описывается химический состав снега. На первый взгляд снег белый и пушистый, но он включает в себя соединения азота, серы, железо, хром, ртуть. Все это – химические элементы (мы будем изучать их в старших классах) и эти элементы в больших количествах очень вредны для человека и могут вызывать различные заболевания.

А как можно проверить, что содержится в снегу? Если растопим снег, то получим воду. Проверить воду дома в домашних условиях можно только на – цвет, вкус, запах, прозрачность. Остальные важные показатели должны проверяться в специальных лабораториях. Критериями для проверки чистоты снега в нашей работе я выбрала: цвет, прозрачность, наличие мусора.

Я подготовила 3 образца снега из различных мест:

  1. Со двора нашей гимназии г. Иркутск, улица Декабрьских Событий, 3 (рис.1).

  2. Со двора своего дома в частном секторе г. Иркутск, улица Леси Украинки, 31 (рис.2)

  3. И с туристического лыжного маршрута через озеро Байкал от станции Переезд до г. Слюдянка (рис.3)

 

Рисунок 1

Рисунок 2

 

 

Рисунок 3

 

Вот образцы снега (рис.4)

Рисунок 4

 

Чтобы лучше рассмотреть и сравнить снег, я переложила его на лист белой бумаги (рис.5).

Рисунок 5

И здесь мы видим, что снег с озера Байкала белого цвета, со двора моего дома - серого цвета, а снег со двора гимназии – грязный, темно серого цвета.

Далее я сравнила снег под микроскопом (рис.6), чтобы увидеть наличие частиц мусора, которых не видно невооруженным глазом.

 

Рисунок 6

 

Снег с озера Байкал, который на первый взгляд, казался белоснежно чистым, имеет небольшое количество черных точек (рис.7)

 

Рисунок 7

 

В образце снега с моего двора черных частиц больше (рис.8)

Рисунок 8

Снег со двора гимназии (рисунок 9) оказался самым грязным, в нем больше всего черных точек и мусора.

Рисунок 9

Пока я изучала снег под микроскопом, снег, который оставили таять превратился в воду (рис.10) и вот, что я увидела: вода с Байкальского снега чистая, прозрачная; вода с растаявшего снега моего двора оказалась мутной, со следами грязи; снег со двора гимназии дал самую грязную воду, в ней очень много мусора, он осел в виде осадка и по краям кружки мы видим черный налет.

Рисунок 10

На основе проведенных наблюдений мы составили таблицу

Критерии чистоты снега/

Место сбора снега

Цвет

Прозрачность

воды

(после таяния снега)

Наличие мусора

1. о. Байкал (Переезд – Слюдянка)

Белый

Прозрачная

Незначительное количество

2. Двор моего дома (ул. Леси Украинки)

Серый

Мутная

Много черных точек

3. Двор Православной женской гимназии (ул. Декабрьских Событий)

Темно-серый

Грязная

Очень много черных точек, мусор

Давайте сравним полученные результаты: самым чистым оказался снег на Байкале, но даже в нем есть немного соринок. На втором месте – снег с моего двора в г. Иркутске (ул. Леси Украинки, 31), и на последнем месте – снег, со двора Православной гимназии г. Иркутск (ул. Декабрьских Событий, 3), он оказался самым грязным.

Заключение

Можно сделать вывод, что самый чистый снег находится за городом, вдали от дорог. А самый грязный находится рядом с оживленной дорогой, пробовать его ОПАСНО для жизни!

При выполнении данной работы я узнала, что снег - накопитель загрязняющих веществ. Снег, как и любые осадки, содержит слишком много вредных примесей, среди которых: соединения азота и серы, железо, ртуть, хром. Проводя опыты, я брала снег в разных местах, и даже самый свежий чистый талый снег содержал черные точки - грязь, видимую невооружённым глазом. Я рассказала одноклассникам, что нельзя облизывать сосульки, пить талую воду, есть снег. Он белый, но не чистый!

Но даже если есть самый чистый снег, то можно заболеть, ведь снег холодный. Снег есть нельзя!!!

Моя гипотеза,основанная на предположении что чистый снег можно не подтвердилась.

Список используемой литературы

  1. Ликум А., Популярная детская энциклопедия: Всё обо всём. т. 3,4,5 – М., 1995

  2. Детский портал «Солнышко»

  3. Сайт «Мир без Вреда» http://bezvreda.com/sostav-snega/