III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СКОЛЬКО ВЕСИТ ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Емельянова Л.Н.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Так хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября, на переменах, мы любим рассматривать портфели одноклассников. Какие они все разные: по цвету, форме, оформлению. Сколько килограммов «знаний» ежедневно «таскает» в своём портфеле школьник, родители знают вряд ли. Но любая мама, собирающая утром сына или дочку в школу, подтвердит, что даже привычные к «магазинским» сумкам руки иногда с трудом поднимают портфель, набитый школьными принадлежностями. Сколько всё-таки весит заполненный учебниками, тетрадками, ручками и прочими необходимыми для учебного процесса вещами портфель школьника? Как это влияет на его здоровье? Меня заинтересовали эти вопросы, и, я решила провести исследование.

Цель исследования: проанализировать состояние школьных портфелей учащихся Совпольской школы с точки зрения гигиенических требований.

Объектом исследования явились учащиеся школы и их портфели.

Задачи:

1. проследить историю возникновения портфеля;

2. проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;

4. узнать средний вес портфеля учеников школы и установить соответствие санитарным нормам;

5. предложить свои способы решения проблемы.

Методы исследования: анкетирование; сравнение; измерения; анализ документов.

Место проведения: Совпольская школа

  1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОРТФЕЛЯ.

Портфель - слово французского происхождения. Состоит из двух частей «порт» - несу, «фель» - листы. На русский язык дословно переводится «ношу листы».

Когда появился портфель? История появления школьного портфеля весьма интересна, можно сказать, что ее начало лежит с тех самых пор, когда еще пещерные люди делали себе нечто похожее на сумки из кож диких животных. И это именно так! Прогресс не стоит на месте, и спустя время подобные портфели-сумки начали изготавливать из ткани, но при этом она должна была быть достаточно прочной и, для того чтобы выдержать груз, который находился в сумке, немаркой и водонепроницаемой. Через какое- то время начали изготавливать подобные сумки из натуральной кожи животных, это делало их более практичными для ежедневного использования. И только в XIX веке во Франции человечеству был представлен портфель таким, каким мы видим его сегодня.

Первыми пользователями портфеля были мужчины таких профессий как юристы, адвокаты, чиновники, доктора. И это вполне разумно, так как именно люди этих профессий имели дело с документами и бумагами. И именно им был необходим портфель, так как был довольно вместительным и позволял носить с собой все самые необходимые вещи. Позже такой портфель приобрел популярность среди студентов и вообще людей, которые ежедневно носили с собой, будь то бумаги и книги или же какие- то личные вещи.

А вот брат-близнец портфеля – ранец – пришел к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. В XIXвеке ранцами стали называть ученические сумки, которые русские школяры носили на лямках за спиной. До революции ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом. Набитый тетрадками и книжками, рюкзак становился почти неподъемным.

После первой мировой войны все чаще ученики собирали книжки и тетрадки именно в портфели. Хотя многие школьники ходили на уроки с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Такие сумки удобно было перекидывать через плечо и использовать в случае драк.

Долгое время портфели и ранцы были очень похожи и по цвету и по размеру. Сегодня школы пестрят ранцами всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками.

Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он немногим более одного килограмма! Ведь такой ранец выглядит, как планшетный персональный компьютер.

  1. ВСЁ О ШКОЛЬНОМ ПОРТФЕЛЕ.

    1. Гигиенические требования к школьному портфелю.

Каждый школьник идет в школу с портфелем, ранцем или же рюкзаком. Нужно взять учебники, тетради, дневник и различную мелочевку (ручки, фломастеры, пластилин, контурные карты), включая вкусное яблоко. Портфель должен вмещать в себя все принадлежности, которые необходимы школьнику для учебы. Зачастую туда школьники кладут не только книги и тетради, а и сменную обувь, и спортивную форму. Как же детские хрупкие плечи все это выдержат? И сколько можно положить в этот портфель?

Оказывается, существуют Санитарные правила и нормы в отношении веса учебников и портфелей. Они называются СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека»3. Именно эти правила регламентируют размеры и вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий.

Так вес пустого портфеля для обучающихся начальных и средних классов должен быть не более 400 - 700 граммов, для обучающихся старших классов - не более 1000 граммов.

Вес портфеля с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями должен составлять для учащихся:

первых – вторых классов – 1,5 кг

третьих - четвёртых классов – 2,5 кг

пятых - шестых классов – 3 кг

седьмых - восьмых классов – 3,5 кг

девятых - одиннадцатых классов – 4 кг

Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать десяти процентов от веса ученика.

Чтобы у детей не было проблем со здоровьем, нужно не перегружать их физическими нагрузками.

3. Практическая часть.

Соответствие веса портфелей учащихся Совпольской основной школы Санитарно – гигиеническим нормам.

3.1. Определение веса портфеля учащихся.

Из года в год под «тяжестью знаний» вес ученического портфеля увеличивался, и, правительство нашей страны стало принимать меры по его облегчению. Например, начался выпуск "тонких" учебников, где предмет делится на четверти или полугодия; разработаны требования к весу учебников по каждой возрастной группе. Так появились санитарные правила и нормы в отношении школьного портфеля. Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать десяти процентов от веса ученика.

Насколько же вес портфелей наших учащихся соответствует гигиеническим нормам?

Я взвешивала портфели учащихся всех классов нашей школы в разные учебные дни и вычислила средний вес портфеля наших учащихся

Класс

Средний вес портфеля

Норма

1класс

1725грамм

1,5 кг

2класс

3225 грамм

1,5 кг

3класс

3750 грамм

2,5 кг

5класс

2900грамм

3 кг

6класс

3600грамм

3 кг

7класс

3500грамм

3,5 кг

8класс

3000грамм

3,5 кг

9класс

4919грамм

4 кг

В номинации «Самый тяжелый портфель» победили :

Митькина Саша 9 класс

Бойчук Кристина 3 класс

Выяснить, как влияет на здоровье школьника ежедневный перенос таких тяжестей, мне помогла информация в интернете. «Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье девочек - будущих мам».

3.2 Анкетирование

Чтобы выяснить какие портфели предпочитают учащиеся нашей школы мы провели анкетирование.

По результатам анкетирования мы получили следующие результаты:

  1. Какой формы портфель вы предпочитаете(ранец,сумка,рюкзак)?

Рюкзак- 9

Ранец - 2

Сумка- 3

  1. Кто выбирает для вас портфель( родители или сам) ?

Родители – 4

Сам - 10

  1. Выбираете портфель , изготовленный у нас в России или другой стране(импортный)?

Российский – 9

Импортный - 5

  1. По каким признакам выбираете портфель(цвет, цена, качество, удобства)

Цвет -4

Цена – 1

Удобство – 11

Качество - 8

  1. Знаете ли вы как правильно выбирать портфель?

Да- 8

Нет -6

  1.  
    1. Выбираем портфель грамотно.

Изучив литературу по теме я предлагая и детям и родителям грамотно выбирать портфель.

Школьный портфель это первая вещь, с которой сталкивается ребенок по дороге за знаниями, поэтому очень важно не омрачить первые впечатления о школе некрасивым и некачественным школьным ранцем.

Прежде чем купить ребенку школьную сумку, ознакомьтесь с прописанными в законе гигиеническими «Требованиями к школьным портфелям»9:

  • Вес пустого портфеля не должен превышать 700 г.

  • Конструкция портфеля должна обеспечивать устойчивую его форму.

  • Спинка портфеля должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

  • Предпочтение следует отдавать ранцам, спинки которых имеют специальные массажные профили.

  • Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены

плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.

  • Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.

  • Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм., то есть ширина портфеля не должна быть больше, чем ширина плеч ребёнка.

  • Длина ранца не должна превышать 300-360 мм., то есть верх его не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер.

  • Выбирайте портфель, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

  • Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна.

  • Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность. Требования к цвету связаны не только и не столько с эстетикой, сколько с рекомендациями сотрудников ГИБДД. Яркий ранец сигналит окружающим, что к его владельцу нужно быть внимательным, особенно — если он переходит дорогу. По этой же причине стражи дорожного движения рекомендуют родителям одевать детей в яркую одежду.

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Если портфель куплен правильно, то в учебное время необходимо каждый день контролировать его вес. Для этого:

  •  
    1.  
      1.  
        • не носить лишнего в портфеле;

  • проверять портфель ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники;

  • организовать для учащихся первых – шестых классов хранение спортивной обуви, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;

  • найти возможность (хотя бы в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома).

  • выполнять физические упражнения по укреплению мышц туловища и формированию правильной осанки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенные мною исследования показали, что портфель школьника - это самая важная и необходимая вещь, так как именно в школьном портфеле находятся самые необходимые школьнику вещи и принадлежности. В современном мире портфель это не только удобная и практичная вещь ежедневного использования, но и своеобразная дань моде, своеобразное дополнение к школьной форме. Портфель школьника должен быть удобен и практичен в носке, достаточно плотным, чтобы не терять свою форму, и главное не тяжёлым, потому, что именно от веса портфеля зависит здоровье ученика.

Согласно санитарным правилам, вес портфеля не должен превышать установленные нормы, в противном случае это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение …

Вывод: в результате проведённого исследования установлено, что среди учащихся нашей школы есть ученики с нарушением осанки, одна из причин этого - ежедневное ношение тяжёлого портфеля. А так же установлено, что вес портфеля, превышающий нормы, даёт нагрузку на неокрепший позвоночник школьника и это чревато неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Необходимо помнить, что существуют санитарные правила и нормы к весу портфеля, которых нужно придерживаться при его выборе и ношении. Необходимо помнить, что здоровье нужно беречь смолоду!

Список литературы :

  •  
    1. СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека»// www.mnogozakonov.ru(08.12.2010 г.)

    2. Школьные ранцы и здоровье детей. Степанова М.И. //Вестник образования № 17, 2004г.

    3. Словарь русского языка. Ожегов С.И. 1983

    4. http://www.filipoc.ru/interesting/istoriya-portfelya

Памятка родителям.

Выбираем портфель правильно.

Прежде чем купить ребенку школьную сумку, ознакомьтесь с прописанными в законе гигиеническими «Требованиями к школьным портфелям»9:

  • Вес пустого портфеля не должен превышать 700 г.

  • Конструкция портфеля должна обеспечивать устойчивую его форму.

  • Спинка портфеля должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

  • Предпочтение следует отдавать ранцам, спинки которых имеют специальные массажные профили.

  • Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены

плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.

  • Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.

  • Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм., то есть ширина портфеля не должна быть больше, чем ширина плеч ребёнка.

  • Длина ранца не должна превышать 300-360 мм., то есть верх его не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер.

  • Выбирайте портфель, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

  • Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна.

  • Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность.

  • Требования к цвету связаны не только и не столько с эстетикой, сколько с рекомендациями сотрудников ГИБДД. Яркий ранец сигналит окружающим, что к его владельцу нужно быть внимательным, особенно — если он переходит дорогу. По этой же причине стражи дорожного движения рекомендуют родителям одевать детей в яркую одежду.

Приложение 2

Памятка учащимся.

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ.

Если портфель куплен правильно, то в учебное время необходимо каждый день контролировать его вес. Для этого:

  •  
    1.  
      1.  
        • не носить лишнего в портфеле;

  • проверять портфель ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники;

  • организовать для учащихся первых – шестых классов хранение спортивной обуви, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;

  • найти возможность (хотя бы в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома).

  • выполнять физические упражнения по укреплению мышц туловища и формированию правильной осанки.