III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИКОРАСТУЩИХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ АВТОНОМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Толстенев С.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Знание основ выживания в условиях вынужденного автономного существования обязательно для каждого человека. Некоторые могут оказаться в дикой природе в связи со своей профессиональной деятельностью (геологи, нефтяники, военные разведчики, десантники и др.), другие вследствие аварийных ситуаций (авария самолета, кораблекрушение, пожар, наводнение и т. п.), неправильно организованного туризма или «дикого» отдыха. Легкомыслие, неумение и незнание способов выживания в дикой природе грозит гибелью.

Целью исследования стало определение возможностей использования дикорастущих растений для сохранения жизни и здоровья человека в условиях автономного существования. Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

1) Уточнить понятие «автономное существование», изучить факторы выживания человека в дикой природе.

2) Определить возможности использования дикорастущих растений для выживания и сохранения здоровья в условиях автономного существования.

3) Изучить видовой состав растений на территории училища и возможности их использования в условиях автономного существования.

Гипотеза– знание свойств дикорастущих растений поможет сохранить жизнь и здоровье человека, оказавшегося в условиях автономного существования в дикой природе.

Объект исследования – автономное существование человека в дикой природе.

Предмет исследования – возможности использования дикорастущих растений в условиях автономного существования.

Методы, использованные в работе: анализ научной и научно-популярной литературы; социологический опрос; наблюдение и описание.

Глава 1. Понятие «автономное существование». Факторы выживания человека в дикой природе.

Автономный - самостоятельный, осуществляющийся независимо от кого-либо, чего-либо[9].

Автономное существование - это продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром [10].

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первыхже минут возникает ряд неотложных задач:

а) преодоление стрессового состояния,вызванного аварийной ситуацией;

б) оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

в) защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды (низких или высоких температур, прямой солнечной радиации, ветра и т. д.);

г) обеспечение водой и пищей;

д) определение своего местонахождения;

е) установление связи и подготовкасредств сигнализации[2].

Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от убежденностичеловека в том, что он может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых условиях, что он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая среда.Но для этого необходимы определенные теоретические и практические знания основ выживания в дикой природе.

Под выживанием следует понимать активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования[7].

Факторы выживания – это причины объективного и субъективного характера, обусловливающие исход автономного существования (приложение 2).

Все факторы, влияющие на способность к выживанию, можно разделить на 4 группы: антропологические; природно-средовые; материально-технические; экологические [2]. Рассмотрим возможности преодоления неблагоприятных воздействий факторов выживания с использованием дикорастущих растений.

Глава 2. Возможности использования дикорастущих растений для выживания и сохранения здоровья в условиях автономного существования.

2.1. Ориентирование на местности

Понятие «ориентирование на местности» означает определение направления всех сторон горизонта и своего местонахождения относительно окружающих местных признаков и элементов рельефа. Это несложно сделать, имея под руками карту, компас, часы и умея всем этим пользоваться. Но как сориентироваться во времени и пространстве, если нет никаких навигационных инструментов? Здесь на помощь придут растения.

Стороны горизонта определяются на основании 4-5 признаков, среди которых могут быть следующие:

- из-за разницы в нагревании и освещении кора деревьев на южной стороне ствола, как правило, тверже, светлее и суше, чем на северной (приложение 3);

- на южной стороне ствола хвойного дерева видны естественные натеки и сгустки смолы, которые твердеют и долго сохраняют светло-янтарный цвет (приложение 4);

- стволы сосен после дождя чернеют с севера;

- грибы, мхи и лишайники предпочитают расти с северной стороны деревьев, кустарников, пней;

- трава весной гуще на северной окраине поляны, а летом — на южной;

- ягоды на южной стороне поляны в период созревания раньше приобретают окраску;

- ветви деревьев, обычно, длиннее и гуще с южной стороны (приложение 5);

- годичные кольца на пне спиленного дерева шире с южной стороны[3].

Однако Михайлов Л.А. не рекомендует ориентироваться по таким признакам, как густота и пышность кроны с той или иной стороны у отдельно стоящего или находящегося в гуще леса дерева, по годичным кольцам прироста древесины на пнях спиленных деревьев. И густота кроны, и ширина годичных колец зависят от целого ряда факторов, среди которых освещенность солнцем может быть не главным[8].

Изготовить импровизированный компас можно из стальных иголок и булавок. Для этого необходимо намагниченноюиголку (30 минут подержать на магните или потереть о шерстяную ткань) осторожно положить на поверхность спокойной воды на кусочек коры, лист дерева или внутрь соломины (приложение 6). Иголка развернется в линии север - юг.

Для ориентировочной оценки времени в ясные летние дни можно использовать знания о времени открытия и закрытия цветов (приложение 7). Но в пасмурную и дождливую погоды это будет ложным ориентиром.

2.2. Защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды и визуальные средства сигнализации.

Устройство временного убежища, учет особенностей природных и погодных условий значительно облегчит выживание людей в дикой природе.

Правильный выбор места временного обитания позволит в дальнейшем избежать многих ненужных неудобств. В первую очередь, оно должно быть сухим. Расположиться лучше всего на открытом месте, поблизости от ручья или речушки, чтобы всегда иметь под рукой запас воды [8].

Убежище не рекомендуется устраивать в местах, где стволы деревьев обожжены молнией. Необходимо также помнить, что молния чаще всего ударяет в дубы, тополя, вязы; реже — в ели, сосны; очень редко—в березы, клены [3].

Прежде чем приступить к строительству, нужно хорошо расчистить площадку, а затем, прикинув, сколько потребуется строительного материала, заготовить его заранее: вырубить жерди, нарубить лапника, ветвей, собрать мох, нарезать коры.

Чем суровее погода, тем надежнее и теплее должно быть жилище. В теплое время года можно ограничиться постройкой простейшего навеса. Два полутораметровых кола толщиной с руку с развилками на конце вбиваются в землю на расстоянии 2,0 - 2,5 м друг от друга. На развилки укладывается толстая жердь – несущий брус. К ней под углом 45 - 60° прислоняют 4 - 5 жердей и закрепляют веревкой или гибкими веточками. К ним параллельно к земле привязывают 3-4 жерди -стропила. На стропилах, начиная снизу, черепицеобразно, т.е. так, чтобы каждый последующий слой прикрывал нижележащий примерно до половины, укладывается лапник, ветви с густой листвой или кора. Навес окапывают неглубокой канавкой, чтобы в него не затекала вода в случае дождя (рис. 1).

Более удобен для жилья двускатный шалаш. Строится он по тем же правилам, но жерди в этом случае укладываются по обе стороны несущего бруса (рис. 2). Передняя часть шалаша служит входом, а заднюю прикрывают одной-двумя жердями и заплетают лапником [3]. Нельзя спать на земле. Необходимо сделать жесткое покрытие из веток деревьев или коры сухостоя, сверху покрыв его листьями и папоротником.

Построив убежище, необходимо позаботиться о костре. Костер - это тепло, горячая пища, сухая одежда и средство сигнализации. Костер, расположенный на открытой местности или высоком холме, виден издалека. В ночи ярко горящий костер виден с расстояния 20 км при наблюдении с неба, 8 км – при наблюдении с земли [8].

Для разведения костра нужно выбрать место, хорошо укрытое от ветра, подальше от высохших и хвойных деревьев, зарослей кустарника, сухой травы и мха. Это может привести к пожару [4].

Разжигание костра начинается с заготовки растопки, которую делают из мелких еловых веточек, бересты (снятой, конечно, не с живой березы), сухого мха, лишайника, стружек, лучин. В сырую погоду растопку добывают из щепы расколотого топором сухостоя, из сухого хвойного опада, укрытого от дождя кронами деревьев. Подготовленную растопку–запал укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий хворост и поджигают, а сверху аккуратно накладывают более толстые дрова.

В качестве топлива могут использоваться мелкий валежник, сухое криволесье, старые пни, хвойный опад. При заготовке топлива следует, однако, иметь в виду, что сырые и гнилые дрова дают много дыма, но мало тепла; мелкий хворост прогорает в первые две–три минуты; осиновые и пихтовые дрова плохи тем, что слишком сильно «стреляют» искрами. Для приготовления пищи лучше использовать валежник березы и ольхи, который горит ровно и почти без дыма. Если надо развести большой жаркий костер, например, зимой при вынужденном ночлеге, то наилучшими будут дрова из соснового, кедрового и елового сухостоя [8].

Дымом костра издавна пользовались как призывом о помощи. Чтобы сигнал подать своевременно, т. е. сразу же при появлении в пределах видимости самолета или вертолета, топливо для костров должно быть заготовлено заранее. Его складывают обязательно на открытых местах - просеке, поляне, вершине холма, иначе густые ветви деревьев будут задерживать дым, и сигнал останется незамеченным. Чтобы дым был чернее и гуще, в костер, после того как он разгорелся, добавляют свежую траву, зеленую листву деревьев, сырой мох и т.д. [2].

Если нет спичек, нужно приготовить немного очень сухого трута— гнилушки, мелко раздолбленная сухая кора, сухая порошкообразная древесина, а также древесная пыль, образуемая насекомыми (ее можно найти под корой засохших деревьев), сделать лук и опору. Лук изготавливают из ветки березы длиной около 1 м и толщиной 2-3 см, который стягивают шнурком от ботинок, веревкой или ремнем. Палочку делают из сосновой ветки толщиной в карандаш и длиной 25-30 см, заострив ее с одного конца. Опорой служит сухое полено дерева твердой породы, например березы (рис. 3)

Обернув однократно палочку тетивой лука, вставляют ее острым концом в лунку опоры. Затем прижимают палочку рукой сверху, предварительно положив между ладонью и палочкой прокладку — кусок ткани, маленький плоский камешек, древесную кору и пр. Другой рукой начинают быстро водить лук взад-вперед перпендикулярно сверлу (палочке). В лунке образуется черная порошкообразная пыль, в которой постепенно появится дым, а затем и пламя. Нужно поднять устройство, добавить трута и уложить его вокруг лунки [7].

Непосредственно на погодные условия человек не может воздействовать, но, умея распознавать те или иные признаки, он способен предвидеть изменения погоды и тем самым обезопасить себя в случае необходимости. По местным признакам можно дать прогноз погоды на несколько часов вперед, а иногда и на сутки. При составлении прогноза следует руководствоваться несколькими признаками. Если признаки противоречат друг другу, то необходимо выбрать из них наиболее выраженные.

Признаки ухудшения погоды: иней и роса не оседают; цветы одуванчика не раскрылись с утра; цветочные венчики чистотела поникли; цветочки красного лугового клевера свертываются.

Признаки улучшения погоды: широко раскрываются венчики вьюна;

- ель распрямляет свои длинные ветки; папоротник загибает листья вниз; кувшинка всплывает и раскрывает цветки [5]

2.3. Обеспечение водой.

Недостаточное, равно как и избыточное, поступление воды в организм сказывается на общем физическом состоянии человека. Недостаток воды ведет к снижению массы тела, значительному упадку сил, загустеванию крови и, как результат, перенапряжению сердечной деятельности. Одновременно в крови повышается концентрация солей, что служит грозным сигналом начавшегося обезвоживания. Переизбыток воды при одновременном повышении физических нагрузок приводит к последующему усиленному потоотделению. Одновременно с обильным выведением излишков жидкости нарушается способность клеток тела удерживать воду. Потребность человеческого организма в воде в благоприятных климатических условиях не превышает 2,5–3 л в сутки [8].

Воду лучше всего пить горячей, а для придания приятного привкуса и запаха добавлять в нее листья малины, смородины, мяты.

Дезинфицировать воду можно с помощью коры ивы, дуба, положив 100 - 150 г бересты в ведро воды, прокипятить 30 - 40 мин, а затем дать отстояться в течение 6 - 7 ч. Для очистки воды используют также травы - ковыль, тысячелистник, полевую фиалку (примерно 300 г на ведро)[11].

Для утоления жажды можно воспользоваться соком березы или клена. Для этого в коре молодого деревца делают ножом продольные, поперечные или в виде буквы Л насечки глубиной 3-4 см. Под надрезом укрепляют желобок из бересты или кусок бинта. Стекающий сок (за ночь его можно получить до 1 л) собирают в сосуд.

В пустынях на близость воды указывает тополь разнолистный - стройное дерево, растущее по берегам высохших или временных русл. На ветках этого растения встречаются одновременно листья, напоминающие ивовые (продолговатые с заостренными концами) и обычные тополиные (в форме сердечка)[4].

В пустыне для добывания воды используют «мешочные» солнечные конденсаторы. На живое растение надо надеть полиэтиленовый мешок, плотно обвязать горловину, мешок перегнуть и уложить его конец в небольшую ямку, вырытую в песке. Испаряющаяся из веток вода будет собираться в полученное углубление, через каждые 1,5–2 ч мешок желательно развязывать, чтобы растение не задохнулось. Этим способом можно, в зависимости от температуры, объема мешка и вида растения, собрать за 6–8 дневных часов от 0,5 до 1,5 л воды. Если же не снимать пакет более 5 ч, то вода будет горькая, так как дерево умирает[8].

Иногда, чтобы не расходовать попусту воду, достаточно пососать фруктовую косточку, это усилит слюноотделение и уменьшит жажду.

2.4. Обеспечение пищей

Голодание - это "состояние организма при полном отсутствии или недостаточности поступления пищевых веществ"[4].

Голод страшен тем, что усиливает действие других поражающих человека факторов. Голодный человек замерзает в несколько раз быстрее, чем сытый. Он чаще заболевает и тяжелее переносит болезни. При длительном голодании замедляются реакции, ослабевает интеллектуальная деятельность. Резко падает работоспособность. При голодании необходимо пить достаточное количество воды, тогда ткани распадаются менее интенсивно, меньше образуется продуктов распада (мочевины, сульфатов и др.), и для выведения их через почки требуется меньшее количество жидкости. Первые 2-3 суток от употребления пищи можно вообще воздержаться, употребляя только воду. Этого времени бывает, как правило, достаточно для обеспечения себя хотя бы минимальными запасами пищи за счет даров природы, охоты, рыбной ловли[8].

Специалисты насчитали на планете примерно 300 тыс. растений. У нас на Урале таких растений более 100. Они оказывают благоприятное влияние на организм: усиливают окислительно-восстановительные процессы, улучшают кроветворение, способствуют выведению вредных веществ из организма, нормализуют деятельность желудочно-кишечного тракта, улучшают зрение, обмен веществ, предупреждают образование камней в почках. В связи с этим возрастает сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям среды, улучшается самочувствие и работоспособность человека [12]. Одни из них можно употреблять в пищу в сыром виде, другие следует предварительно подвергать термической обработке, а также сушке или вымачиванию.

В пищу используются плоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы, орехи. Одни из них, например ягоды, плоды, можно есть в сыром виде, другие – корневища, луковицы, клубни – требуют кулинарной обработки.

Листья, стебли, побеги лучше собирать с растений до их цветения или с не цветущих экземпляров. Они нежнее, сочнее, легче перевариваются и усваиваются. После цветения наземные части растений грубеют, теряют свою пищевую ценность. Наиболее питательны молодые листья, побеги и их растущие верхушки. Заготовленную зелень промывают в проточной воде и едят в том или ином виде.

Выкопанные корни, луковицы, клубни следует сразу же отряхнуть от земли и тщательно вымыть, а затем разобрать, удалив участки, пораженные гнилью, имеющие ненормальный цвет, наросты или вовсе несвойственную корневищу бугристость[8].

Однако, используя в пищу растения, следует строгопридерживаться определенных правил, ибо, ошибочно приняв то или иное растение за съедобное, можно получить серьезное отравление.

Не рекомендуется употреблять в пищу косточки и семена плодов, луковицы без характерного луковичного или чесночного запаха и растения, выделяющие на изломе млечный сок. Съедобен ли тот или иной плод, иногда можно узнать по косвенным признакам: птичьему помету, обрывкам кожуры и многочисленным косточкам, валяющимся у подножия дерева, поклеванным плодам и т. п.

«Зеленые береты» армии США рекомендуют следующую тактику употребления в пищу незнакомых растений. Небольшое количество незнакомого растения необходимо растереть между пальцами руки. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, положите его на внутреннюю часть локтевого сгиба. Если через 15–20 мин вы не почувствуете жжения (покраснения) кожи, поместите его между губами. При отсутствии раздражения, жжения через 15–20 мин возьмите крохотную часть незнакомого растения в рот и разжуйте его, но не глотайте. При отсутствии раздражения, жжения, горького вкуса через 15–20 мин проглотите его. Если через 15–20 мин вы не почувствуете тошноты, головокружения и других признаков ухудшения здоровья – используйте в пищу небольшое количество этого растения. Если на следующий день вы не почувствовали ухудшения здоровья, смело употребляйте это растение в пищу.

Чтобы избежать отравления растительными ядами, не ешьте незнакомые растения; не употребляйте в пищу широко известные культурные растения (картофель, зерновые, гречиха, горох и т. д.), которые неправильно хранились или зимовали в поле [8].

В целях профилактики незнакомые плоды и клубни следует тщательно проварить, поскольку большинство растительных ядов разрушается при термической обработке.

2.5. Сохранение здоровья.

Сохранение собственного здоровья для выживающего в условиях дикой природы становится первостепенной задачей, когда средства и оборудование для первой квалифицированной медицинской помощи отсутствуют.

Поэтому главная защита от болезней и ранений – это их ежедневная профилактика, соблюдение которой потребует овладения многими простыми приемами – персональной гигиеной.

Ежедневный уход за кожей и пальцами ног является строго обязательным. Одно из средств профилактики грибковых заболеваний - пересыпание складок кожи растертым в пыль сухим грибом–трутовиком, пухом кипрея (иван–чая), мхом сфагнумом.

Ежедневная чистка полости рта. В случае несоблюдения может развиться кариес, пародонтоз, другие заболевания полости рта. Заменить зубную щетку может ветка молодого кустарника, дерева диаметром 0,5 см, расщепленная с одной стороны при помощи крестообразного распила ножом, зубную пасту заменят растения с бактерицидным свойством (ель, сосна, мята)[8].

Большую пользу приносят в экстремальных условиях лечебные свойства дикорастущих съедобных растений. Их можно использовать для остановки кровотечений, перевязке ран, при острых желудочно-кишечных заболеваниях, для лечения воспалений. Например, при наружных и внутренних кровотечениях усиливают свертываемость крови: крапива, калина, горцы, пастушья сумка, девясил, кровохлебка, тысячелистник, медуница и др. Обладают ранозаживляющим действием, стимулируют регенерацию тканей — береза, лопух, одуванчик, тысячелистник, ромашка и др. При расстройствах желудка, кишечника помогут - полынь, кровохлебка, зверобой, щавель конский, ольха. Сильным противовоспалительным действием обладают: череда, мать-и-мачеха, подорожник, смородина, шиповник, береза. Если произошло отравление — антитоксические средства: одуванчик, полынь, пустырник, лопух, подорожник, клевер, клюква. При аллергиях — череда, ромашка, береза, полынь, щавель, клюква[12].

Глава 3. Видовой состав растений на территории училища и возможности их использования в условиях автономного существования.

На территории Оренбургского президентского кадетского училища произрастают десятки видов травянистой, кустарниковой и древесной растительности.

Нами было проведено изучение возможностей использования съедобных и лекарственных свойств этих растений в условиях автономного существования. Результаты представлены в таблице 1. Растения, части которых являются ядовитыми или несъедобными, имеющие большое количество противопоказаний, в таблице не указаны.

Таблица 1. Возможности использования наиболее распространенных дикорастущих растений территории Оренбургского президентского кадетского училища в условиях автономного существования.

Растение

Пища

Лекарство

Съедобные

части

Способ

приготовления

Органы и части

Лечебные

действия

Береза бородавчатая

сок

молодые листья

напиток,

салат

листья, почки

противовоспалительное, раноза-живляющее

Тополь черный

луб

мука для выпечки хлеба

листовые

почки

бактерицидное, противоцингот-ное, антиаллер-гическое, моче-гонное, болеуто-ляющее, успокаи-вающее, потогон-ное, мочегонное, отхаркивающее, ранозаживляю-щее

Лиственница сибирская

хвоя

напиток, салат

хвоя

бактерицидные, противоцингот-ные, витаминное,

простудных, понижающее давление

гипертонии

Сосна обыкновенная

хвоя, цветочные почки, молодые побеги

напиток

почки

смола

противокашлевое, витаминное, ра-нозаживляющее

Липа мелколистная

цветки, почки

чай, салат

настой цветков

противовоспа-лительное, отхаркивающее

Яблоня Недзвецкого

плоды

в свежем виде, варенье

плоды

поливитаминное, бактерицидное

Рябина обыкновенная

плоды, особенно после заморозков

в свежем виде

плоды

витаминное, об-щеукрепляющее

Люцерна серповидная

побеги и

цветки,

семена

настой или отвар, салат,

мука

стебли и

цветки

успокаивающее,противовоспали-тельное, обще-укрепляющее, жа-ропонижающее, мочегонное

Клевер луговой

листья и соцветия

салаты

соцветия и листья

мочегонное, про-тивовоспалитель-ное, антисеп-тическое, отхаркивающее

Одуванчиклекарствен-ный

листья, цветки, корни молодых растений

салаты, супы,

листья

противоцингот-ное, отхаркиваю-щее, мочегонное

Цикорий обыкновен-ный

высушен-ный и корень

кофе

сок

успокаивающие, заживляющее, противонарывное

Лапчатка ползучая

побеги

чай

корневи-ще, трава

антимикробное, кровеостанавлива-ющее, вяжущее, обезболивающее

Подорожник большой

свежие листья

салат, суп

свежие листья

бактерицидное, противовоспали-тельное, противо-аллергическое, противорвотное

Горец птичий

молодые листья

салат,супы

молодые листья, сок

витаминное, вяжущее, противонарывное, кровеостанавли-вающее

Заключение

Проведенное исследование помогло уточнить понятие «автономное существование», как продолжительное существование одного или групп людей без пополнения запасов и без связи с внешним миром; и изучить факторы выживания человека в дикой природе и первоочередные задачи, решение которых позволит сохранить жизнь и здоровье человека в дикой природе.

Приведенные в исследовании факты из учебных пособий по автономному существованию человека и личный опыт, позволили доказать возможности использования дикорастущих растений для решения всех неотложных задач выживания. Дикорастущие растения можно использовать в пищу, в строительстве временного жилья, ориентировке, добывании воды, сохранении здоровья и др.

Изучение видового состава растений территории Оренбургского президентского кадетского училища позволило выявить дикорастущие виды, обладающие съедобными и лекарственными свойствами.

Изучение дикой природы, взаимодействие с ней, воспитание любви и уважения к живым организмам будет являться основным и самым значимым фактором выживания человека в условиях автономного существования.

Список литературы:

1. Баленко С.В. Школа выживания. – М.: 1994.

2. Волович В.Г. Академия выживания. – М., 1996.

3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983- 196 с.

4. Вязьмитинов С.Н., Моргунова Е.П. Выживание человека в условиях автономного существования. Оренбург: Военный университет войсковой части ПВО ВС РФ, 2002 г. – 95 с.

5. И. А. Губанов Дикорастущие полезные растения СССР / И. А. Губанов, И. Л. Крылова, В. Л. Тихонова – М.: Книга по Требованию, 2013. – 440 с.

6. Замятина Н. Кухня Робинзона. Рецепты блюд из дикорастущих растений и цветов. М.: Центрполиграф. - 2013, - 670 с.

7. Ильин А. Книга, которая спасет вам жизнь. Москва: ЭКСМО, 2007, - 480 с.

8. Михайлов Л. А. Способы автономного выживания человека в природе. Учебник. Издательство: Питер, 2008 г.- 272 с.

9. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — М.: ООО Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. — 1376 с.

10. http://www.bezzhd.ru

11. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=220

12. http://survinat.ru/2012/03/pochemu-nuzhno-znat-dikorastushhie-rasteniya

Приложение 1

Анкета

  1. Что такое автономное существование?

  2. Какие факторы усложняют выживание в дикой природе?

  3. Перечислите возможности использования дикорастущих растений для выживания в условиях автономного существования?

  4. Какие съедобные растения на территории Оренбургского ПКУ вы знаете, какие части и органы их съедобны?

  5. Какие лекарственные растения на территории Оренбургского ПКУ вы знаете, какие их части и органы обладают лекарственными свойствами?

Приложение 2

Факторы выживания

Природно-средовые

Рельеф, осадки, ветер, температура и влажность воздуха

Водоисточники

Содержание кислорода в воздухе

Флора и фауна

 

Антропологические

Обученность действиям в условиях автономного существования

Воля к жизни, мотивация

Адаптивность к условиям климата

Морально-волевые качества

Физическое состояние • Физическая выносливость • Резервы организма

Психическое состояние • Активно-преобразовательная деятельность • Психологическая подготовленность

 

Экологические

Тепловые и холодовые поражения

Отравление растительными и животными ядами

Острые психические заболевания

Укусы ядовитых животных

Природно-очаговые заболевания, паразитные болезни

Травмы

Стрессоры выживания • переутомление • Физическая боль • холод, жара, жажда, голод, страх, одиночество, уныние

 

Материально-технические

Подручные средства, одежда, спасательное снаряжение, аварийный запас

Приложение 3

Ориентирование по цвету коры у березы

Приложение 4

Ориентирование по подтекам смолы на хвойном дереве

Приложение 5

Ориентирование по густоте кроны

Ориентирование по густоте кроны

Приложение 6

Ориентирование с помощью иголки намагниченной магнитами

Ориентирование с помощью иголки намагниченной шерстяной тканью

Приложение 7

Время раскрытия и закрытия цветов,

наиболее часто встречающихся в средней полосе России

Растение

Время раскрытия (часы)

Время закрытия (часы)

Козлобородник луговой

3-5

22

Шиповник

4-5

19-20

Мак

4-5

14-15

Цикорий

4-5

14-15

Осот луговой

5

12

Одуванчик

5-6

15-15

Ястребинка зонтичная

6

13

Ястребинка волосистая

6-7

15-16

Картофель

6-7

14-15

Лён

6-7

16-17

Латук огородный

7

10

Фиалка трехцветная

7-8

15-16

Вьюнок

8

20

Кувшинка белая

7-8

18-19

Полевая гвоздика

9

13

Смолевка

9

15-16

Ноготки

9

17-18

Норичник

9-10

15

Мать-и-мачеха

9-10

17

Цикорий

17-18-открывается вторично

Табак душистый

19-20

-

Фиалка ночная

21-22

-