III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ПРИШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ.
Бондакова К.В.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


I. Введение

Характерной особенностью современного мира является ухудшение экологической обстановки. Экологически чистая окружающая среда является необходимым условием сохранения и укрепления здоровья людей. Подавляющее большинство школ располагается в населённых пунктах. Непременным экологическим требованием к расположению образовательных учреждений является достаточная удалённость от предприятий и дорог - основных источников загрязнения воздуха. Однако на практике это требование не всегда выполняется.

Растения, окружающие человека, поглощают пыль и шум, увлажняют атмосферу, убивают болезнетворные микроорганизмы, способствуют улучшению здоровья людей. Поэтому важную роль в оздоровлении окружающей среды пришкольной территории выполняют зелёные насаждения, представленные деревьями, кустарниками и цветочно-декоративной растительностью.

Актуальность темы: выбранная тема актуальна, так как здоровье человека зависит от нашего отношения к окружающей среде.

Цель проекта: соответствуют ли эколого-валеологические условия пришкольной территории санитарным нормам.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования.

  • Определить расположение школы на территории села в сравнении с санитарно-гигиеническими требованиями.

  • Определить на каком расстоянии она находится от автомобильных дорог, предприятий и магазинов.

  • Рассчитать степень достаточности зелёных насаждений для восстановления кислорода в воздухе пришкольной территории.

  • Определить величину автотранспортной нагрузки на пришкольную территорию.

  • Определить видовой состав древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории.

  • Определить степень запыленности территории школы.

  • Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Объект изучения: территория МБОУ «Степновской средней общеобразовательной школы».

Предмет исследования: экологическое состояние и санитарно-гигиеническая роль древесно-кустарниковой растительности.

В начале исследования была выдвинута гипотеза: мы думаем, что пришкольная территория полностью соответствует санитарным нормам.

Сроки проведения исследования: февраль - март 2017 года.

II. Эколого-валеологическая экспертиза условий пришкольной территории

  1.  
    1. Определение расположение школы на территории села

МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа » расположена в центральной части села Степное.

План пришкольной территории

Для определения расположения школы на территории села с помощью рулетки измерили расстояния от здания школы до дороги, жилого дома, магазина и детского сада. Результаты измерений занесли в таблицу №1.

Расстояние от здания школы до объектов

Таблица №1

Дороги

Жилого дома

Магазина

Детского сада

Результат

СН

Результат

СН

Результат

СН

Результат

СН

2-8,5

25-100

6, 25

не менее 10

700

Не менее 50

100

Не менее 10

Вывод. Учитывая санитарные требования к расположению школьного здания в районе относительно дорог, жилых домов и детских садов, можно сказать, что расположение здания МБОУ Степновская СОШ на территории села не по всем показателям соответствует санитарным нормам.

  1.  
    1. Видовой состав и количество древесно-кустарниковой растительности пришкольной территории

Древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории представлена следующими видами.

Таблица №2

п/п

Вид

Количество

особей

1.

Берёза повислая (бородавчатая)

31

2.

Липа сибирская

33

3.

Ель сибирская

21

4.

Ясень обыкновенный

4

5.

Дуб

3

6.

Рябина

3

7.

Мелкоплодные яблони

65

8

Вяз гладкий

4

9.

Клен ясенелистный

3

     

10.

Ирга ламарка

2

11.

Кизильник вечнозелёный

121

12.

Тамарикс

5

13.

Снежноягодник белый

9

14.

Сирень

4

15.

Войлочная вишня

3

ИТОГО:

311

Изучая эколого-валеологическую роль растительности, определили, достаточно ли деревьев на пришкольной территории для удовлетворения потребности в кислороде людей, обучающихся и работающих в школе. Для этого выполнили последовательность действий:

  1. Узнали количество людей, обучающихся и работающих в школе.

  2. Рассчитали количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом людей в школе, зная, что одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трёх человек.

  3. Рассчитали обеспеченность людей в школе кислородом по формуле: Oк = Кд2*100%/Кд1 (если Кд1=Кд2 или Кд2>Кд1, то Oк = 100%), где Ок – обеспеченность людей в школе кислородом; Кд1 – количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом людей в школе; Кд2 – количество деревьев на территории школы.

  4. Расчёт: Ок. = 311*100%/62 = 100%.

  5. Полученные расчёты занесли в таблицу № 3.

Данные об обеспеченности кислородом людей в школе

Таблица № 3

Количество людей

в школе

Количество деревьев, необходимое для обеспечения кислородом людей в школе (Кд1)

Количество взрослых деревьев на пришкольной территории

(Кд2)

Обеспеченность людей в школе кислородом (Oк)

188

62

311

100%

Вывод. Результаты расчётов позволяют сказать, что древесные насаждения территории школы на 100% обеспечивают людей в школе кислородом, необходимым для дыхания, т.е. древесных насаждений для выполнения эколого-валеологической роли по восстановлению кислорода в воздухе достаточно.

  1.  
    1. Определение запыленности территории школы

Для определения пылевого загрязнения разных участков территории школы изготовили и укрепили на высоте 1,5 м от земли липкие «пылеловушки», через 1 час собрали их и подсчитали количество пылевых частиц, осевших на липкие участки. Результаты подсчётов занесли в таблицу №5 и отразили в диаграмме №2.

Таблица №4

п/п

Участок территории школы

Количество пылевых частиц

Абсолютное

%

1.

Проезжая часть перед зданием

27

52

2.

Крыльцо здания

5

10

3.

Площадь за зданием

11

21

4.

Внутри территория школы

9

17

ИТОГО:

52

100

Диаграмма №2

Вывод. По данным таблицы №4 и диаграммы №1 можно сказать, что наиболее загрязнёнными пылью участками территории школы являются проезжая часть перед зданием и площадь за зданием. Это объясняется отсутствием на данных участках зелёных насаждений, листва которых улавливает и задерживает пыль. Соответственно, наименьшее количество пыли наблюдается на территориях с зелёными насаждениями – внутри территории школы и у крыльца здания.

Результаты определения запыленности пришкольной территории подтвердили роль древесно-кустарниковой растительности в оздоровлении воздуха окружающей среды.

  1.  
    1. Определение величины автотранспортной нагрузки на пришкольную территорию

По санитарным требованиям интенсивность в жилой зоне должна составлять не более 200 автомобилей в час.

Таблица№5

Виды автомобилей

Количество

Легковой

2

Грузовой

17

Микроавтобус

3

Внедорожник

1

итого

23

Вывод: В результате проведения эксперимента за час было зафиксировано 23 автомобиля. Учитывая полученные данные, можно сказать, что величина автотранспортной нагрузки на пришкольной территории МБОУ Степновская СОШ соответствует санитарным нормам.

  1. Заключение

В феврале, марте 2017 года проведено исследование эколого-валеологических условий территории МБОУ «Степновская средняя общеобразовательная школа», расположенной в центре села «Степное». В ходе исследования получены следующие результаты:

  • расположение здания МБОУ Степновской СОШ на территории села не по всем показателям соответствует санитарным нормам;

  • древесно-кустарниковая растительность пришкольной территории представлена 15 видами растений, что предоставляет возможность для удовлетворения потребности в кислороде людей, обучающихся и работающих в школе (обеспеченность кислородом составляет 100 %);

  • наиболее загрязнёнными пылью являются участки пришкольной территории, лишённые зелёных насаждений – проезжая часть перед зданием и площадь за зданием школы.

  • величина автотранспортной нагрузки на пришкольной территории соответствует санитарным нормам.

На основании результатов исследования, было, выявлено нарушение санитарных норм расположения пришкольной территории по отношению к проезжей части, а также неблагополучие экологического состояния пришкольной территории с центральной стороны и за зданием школы. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза не по всем показателям подтвердилась.

С целью улучшения экологического состояния и нарушения санитарных норм провели следующие мероприятия:

  • обратились к главе администрации Степновского сельского совета с просьбой установить соответствующие знаки на проезжей части у территории школы.

  • для оздоровления окружающей среды увеличить количество древесных насаждений на территории школы, обладающие защитными свойствами;

  • изготовили информационный плакат и провели акции по распространению информации об экологическом состоянии пришкольной территории.

Таким образом, изучение эколого-валелогических условий пришкольной территории позволяют проводить мероприятия, уменьшающие отрицательные последствия антропогенной нагрузки села на исследуемую территорию.

Список литературы

  1. Голуб, Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова // Школьные технологии. – 2005. – № 1. – С. 181-188; 2005. – № 2. – С. 189-195.

  2. Голубев, И. Р. Окружающая среда и её охрана [Текст]: Кн. для учителя / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

  3. Козлова, Н. А. Изучаем экологию своего микрорайона [Текст] / Н. А. Козлова // Биология в школе. – 2003. - №4. – С. 70-72.

  4. Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 112 с. – (Библиотека учителя). – ISBN 5-9252-0214-7.

  5. Новиков, В. С. Школьный атлас-определитель высших растений [Текст]: Кн. для учащихся / В. С. Новиков. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.

  6. Экологический мониторинг [Текст]: учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: Академический Проект, 2006. – 416 с. – («Gaudeamus»). – ISBN 5-8291-0708-2 (Академический Проект); ISBN 5902844-14-2 (Константа).