III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПЕРЕПИСЬ УЧАЩИХСЯ НАШЕЙ ШКОЛЫ
Буров А.И.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Наша страна - большая семья,

Важен в ней каждый – и ты, он и я.

Перепись в нашей семье словно свет

Поможет создать семейный портрет.

Тема моего проекта: «Перепись учащихся нашей школы»

Актуальность темы.Выбрал эту тему потому, что школа – своего рода маленькая страна, со своими законами и порядками, обязанностями, общественной жизнью, отражающая характеристики населения всей России в целом.

Это я как раз и хотел доказать, сопоставив данные общероссийской и школьной переписи. К сожалению, большинство вопросов общероссийской переписи населения непригодны для школьников (образование, занятость, состояние в браке, количество детей и т.д.), но мы отобрали наиболее интересные и дополнили их вопросами, которые придумали сами (например, выясняли рейтинг имен и т.д.).

Цель работы:Основной целью проекта является сбор статистической информации о школе, обработка и анализ результатов с точки зрения географических, социологических и биологических процессов, происходящих в России и Семёновке.

Задачи:

- Изучить историю переписи населения.

- Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.

- Опросить учащихся школы с 5-11 классов.

- Собрать информацию, обработать данные.

Глава 1. История переписи населения.

Перепись населения- это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы. Начало учета населения на территории России положили Киевское и Новгородское княжества в IX веке. Учет велся для податного обложения. Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились учеты населения в отдельных русских княжествах для определения размеров дани. Эти же цели преследовали учеты на территории Закавказья в 70-х гг. XIII века. Учет в то время был хозяйственным: учитывались для обложения данью дома или "дымы". В XIV веке объектом обложения стали земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - "соха" (позднее - "четверть", "десятина"). Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета - подворные переписи. В 1718 г. Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии". С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями податного населения" или просто "ревизиями". Такие ревизии проводились на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права. Всего в России прошло десять ревизий, последняя - в 1857-1860 гг. Эти ревизии длились по несколько лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только "приписных" из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Помещики не торопились подать очередную ревизскую "сказку", поэтому многие умершие числились живыми. После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие их них представляли собой казенные полицейские "народосчисления", при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Таких местных переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи. Данные о населении, получаемые таким образом, не удовлетворяли требованиям статистики, касающиеся тех или иных признаков населения, нужных для государственных обоснований и научных исследований.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в феврале 1897 г. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый Петр Семенов–Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века. По данным Центрального статистического комитета, в Российской Империи проживали 124 млн 640 тысяч. Причем подавляющее большинство из них, а именно 85% процентов, составляли сельские жители, 15% - городское население.

Первая советская перепись населения проводилась в 1920 г. в условиях гражданской войны и разрухи. Переписью было охвачено только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В 1923 г. была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий.

Все население страны впервые охватила первая Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 г. При ее подготовке выдающиеся статистики Василий Михайловский и Олимпий Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения.

Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях. Ее итог по общей численности населения - 147 млн человек, сельское население составило 82%, городское - 18%.

Следующая перепись проводилась в январе 1937 г. Подготовка и проведение этой переписи пришлись на время сталинских репрессий. Результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Организаторы переписи и многие руководители государственной статистики по всей стране были объявлены врагами народа и репрессированы. Организация переписи была признана неудовлетворительной, материалы ее дефектными, а данные переписи не были обнародованы (в зарубежных источниках называлась цифра в 170,6 млн человек).

В январе 1939 г. была проведена новая Всесоюзная перепись, признанная "удачной". Впервые по всей стране учитывалось постоянное и наличное население, кроме того, были введены контрольные бланки. Численность населения страны составила 190,7 млн человек, в том числе городского - 32%), сельского - 68%. Начавшаяся война помешала завершить полную обработку материалов.

Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 г. По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения. Общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек. Доля городского населения - 48 %, сельского - 52%.

Следующая перепись состоялась в 1970 г. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов. Общая численность населения по переписи - 241,7 млн, городское - 56%, сельское - 44%. Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 1979 г. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в электронно-вычислительную машину (ЭВМ) с помощью специальных считывающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Итог переписи - 262,4 млн человек, доля городского населения - 62%, сельского - 38%.

Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. путем опроса по месту фактического проживания граждан. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Программа переписи содержала 25 вопросов, часть которых учитывалась выборочно. По сравнению с предыдущей переписью населения были включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов. Разработка материалов переписи по полной программе была завершена к концу 1990 г. Население страны в 1989 г. составило 286,7 млн человек, в том числе городское население - 66%, сельское - 34%.

Всероссийская перепись 2002 г. была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом "Впиши себя в историю России". Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. Перепись населения впервые была проведена на основе законодательного акта - Федерального закона "О Всероссийской переписи населения" от 25 января 2002 года №8-ФЗ. Проводимые ранее переписи финансировались исключительно из федерального бюджета, затраты же на перепись 2002 г. были разделены на бюджеты всех уровней. По-новому пришлось решать вопрос о формировании переписных кадров. В советский период переписные работники выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. В 2002 г. было подготовлено около 670 тысяч внештатных работников из неработающего населения. В крупных городах упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, работников коммунального хозяйства. В небольших населенных пунктах - на сельскую интеллигенцию. В переписи участвовали все граждане Российской Федерации, а также граждане зарубежных государств, которые находились на территории России. При изучении брачного состояния впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов (так называемый гражданский брак). При переписи 2002 г. население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников.

При переписи 2002 г. численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн человек, из них 106,4 млн человек (или 73%) - городские жители, а 38,8 млн человек (или 27%) проживали в сельской местности. По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн человек, в сельской местности - на 0,2 млн человек. Так как данные последней переписи 2002 г. уже успели устареть, а чиновникам для составления социальных программ необходимы обновленные сведения, правительством Российской Федерации было принято решение о проведении в октябре 2010 г. очередной Всероссийской переписи населения. Целью новой переписи является получение сведений, необходимых для формирования государственного бюджета, выделения финансовых средств на пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, строительство дорог и жилья и решение многих других социальных и экономических проблем.

В рамках подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 г. в октябре - ноябре 2008 г. в трех регионах России была проведена пробная перепись населения для отработки технологии переписи. Она затронула только три района - Петроградский в Санкт-Петербурге, Центральный в Хабаровске и Балашиху в Московской области ‑ это порядка 300 тыс. человек. В ходе проведения пробной переписи самой большой проблемой была негативная реакция населения. Также в ходе переписи была выявлена неэффективность нетрадиционного метода опроса - самосчисление, при котором население само заполняло переписные листы и возвращало их в территориальные органы Росстата. Очередная Всероссийская перепись населения состоится с 14 по 25 октября 2010 года. Девиз переписи населения 2010 года – "России важен каждый". Основные темы программы переписи: возраст, брачное состояние, образование, количество детей, национальная принадлежность, владение языками, место жительства, жилищные условия, благоустройство помещений, занятость, миграция. В современных экономических условиях очень важен вопрос об источниках дохода, т.е. об источниках средств к существовании - трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство, стипендия, пенсия, пособие, получение дохода от сдачи внаем или в аренду имущества, доход от патентов, авторских прав, иждивение, помощь от других лиц. При переписи населения 2010 года было учтено 142,9 человек постоянного населения России, 90 тысяч граждан РФ, находящихся за рубежом и 489 тысяч человек, являющихся гражданами других государств и находящихся в нашей стране временно. По сравнению с переписью 2002 г. года численность населения России уменьшилась на 2, 3 млн человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1, 1 млн человек, в сельской местности- на 1, 2 млн человек. Сокращение численности населения происходило более высокими темпами, чем в предыдущий межпереписной период. Этому способствовала продолжающаяся естественная убыль населения и сокращение миграционного прироста. Численность городского населения - 105, 3 млн человек, сельского - 37, 6 млн человек. Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г.74% и 26% соответственно.

Следующая перепись населения в России пройдет в 2020 году.

Глава 2. Результаты исследования.

Нами была создана анкета, которая полностью подходила нам, для того, чтобы опросить всех учащихся школы.

«Перепись учащихся в нашей школе»Анкета с 5-11 класс

1. Ваше имя_______________________________________

2. Сколько вам лет?_________________________________

3. Ваша национальность? ____________________________

4. Сколько человек в вашей семье? _________________

5. Любимый школьный предмет? _____________________

6. Какой предмет вы бы хотели исключить из школьного образования? _____________________________________________

7. Ваш любимый учитель?_____________________________

8. Твоё хобби (любимое занятие после школы) ___________

9. Нравится ли тебе учиться в школе? ___________________

10. Кем бы вы хотели стать в будущем? _______________

2.1. Участники

В нашей школе за 37 лет ее существование ни разу не проводилась перепись учащихся. Мы оказались первыми. Для начала мне хотелось бы показать численность учащихся за 2005-2017 год.

Количество учащихся 2005-2017 гг

Данные:

2005-2006 гг – 117 учащихся 2006-2007 гг – 104 учащихся

2007-2008 гг – 124 учащихся 2008-2009 гг – 86 учащихся

2009-2010 гг – 90 учащихся 2010-2011 гг – 100 учащихся

2011-2012 гг – 101 учащихся 2012-2013 гг – 103 учащихся

2013-2014 гг – 106 учащихся 2014-2015 гг – 110 учащихся

2015-2016 гг – 114 учащихся 2016-2017 гг – 128 учащихся.

По данным диаграммы видно, что с 2010 года в нашей школе идет прирост учащихся. Одной из причин увеличения является то, что на территории села Семёновка находится реабилитационный центр. Дети из центра учатся в Семёновской школе. В 2016-2017 учебном году зафиксировано самое большое количество детей в Семёновской школе.

В переписи приняли участие 55 из 72 учеников 5 – 11 классов нашей школы 2016-2017 учебного года. С 1 - 4 классы дети не подходят для анкетирования, учитываем их только для общего подсчета. 17 учеников не смогли принять участие, потому что отсутствовали в школе по болезни. Приятно, что ни один из присутствующих не отказался от участия в проекте, хотя мы столкнулись с недобросовестными ответами на вопросы при обработке анкет.

2.2. Половой состав

Соотношение полов в нашей школе в целом соответствует общероссийским показателям. В стране, по данным переписи населения 2010 года сохраняется перевес женщин над численностью мужчин на 10, 7 миллионов человек.

 

Россия

Наша школа

женщин

78,5млн

66 чел

мужчин

67,7млн

62 чел

2.3Национальный состав.

По данным переписи населения России, в стране численно преобладают русские (80,9%), на втором месте по численности находятся татары (3,9%), на третьем – украинцы (2,0%). Похожая ситуация наблюдается и в нашем учебном заведении:

Российская Федерация

Наша школа

1. Русские

80,9%

1. Русские

91 %

2. Татары

3,9%

2. Татары

3,6%

3. Украинцы

2,0%

3. Немцы

3,6%

4. Нет ответа

---

4.Азербайджанцы

1,8 %

Русские 50 учащихся Татары 2 учащихся Немцы 2 учащихся

Азербайджанцы 1 учащийся

2.4Количество детей в семье.

Для естественной смены поколений, то есть простого замещения родителей без увеличения численности населения, необходимо, чтобы половина семей в стране воспитывала двух детей, другая половина – трех (компенсация бездетных и одиноких). В России средний размер семьи составляет 3,2 человека, т.е. подавляющая часть семей имеют не более 2 детей. Результаты школьной переписи:

1 или 2 ребёнка

27 семей

многодетные

28 семей

В нашей школе по данным больше многодетных семей, то есть демографическая политика в районе положительная, что и отразилось на нашей школе.

2.5 Рейтинг имен.

Вот «горячая четверка» наиболее популярных мужских имен:

Данил 6 человек

Максим, Илья, Владислав, Никита, Александр 4 человека

Кирилл, Дмитрий, Вадим, Станислав 3 человека

Константин, Николай, Виталий, Виктор, Михаил, Андрей 2 человека

А также Денис, Павел, Роман, Артем, Сергей, Богдан, Евгений, Владимир, Байрон, Тимофей, Антон, Степан, Алик 1 человек.

Вот «горячая четверка» наиболее популярных женских имен:

Татьяна 6 человек.

Анна 5 человек.

Мария, Александра, Анастасия 3 человека.

Виктория, Ксения, Владлена, Диана, Полина, Валентина, Наталья, Кристина, Надежда, Олеся, Юлия, Ирина, Дарья 2 человека.

А также Нина, Софья, Светлана, Ольга, Милена, Вероника, Маргарита, Ульяна, Алина, Валерия, Неля, Владислава, Екатерина, Анжелика, Лейла, Анара, Арина,Елена 1 человек.

2. 6 Любимый школьный предмет

1 ученик указал все предметы. 3 ученика поставили прочерк в этом вопросе. Проанализировав диаграмму можно сказать, что школьники на первое место ставят физическую культуру, с одной стороны это радует, растет здоровая нация, проявляется любовь к спорту. А также понимаем, что большинство учащихся отдыхают умственно на уроке физической культуры, при этом набирая силы для изучения других предметов.

2. 7 Предмет, который вы хотели бы убрать из школьной программы.

3 ученика поставили прочерк в этом вопросе. При выборе учеников английского языка, как не любимый предмет, мы предполагаем, что этот предмет вызывает трудности при изучении. Мы думает, что со временем школьники поменяют свое мнение, потому что английский язык является неотъемлемой частью при поступлении и обучении в ВУЗе.

2.8 Любимый учитель

В БОУ «Семёновская средняя школа» работают 15 учителей. Анализируя анкеты, можно сделать вывод о том, что ученики выбирают любимого учителя своего классного руководителя. Два класса 10 и 11 выбрали не своего классного руководителя, а учителей предметников. Данные можно посмотреть на диаграмме.

2.9 Хобби (любимое занятие после школы)

Ответы на данный вопрос были разносторонние. На диаграмме видно, что многие дети увлекаются спортом (волейбол, баскетбол, лыжи, футбол), что подтверждает их выбор любимого школьного предмета (физическая культура). Многие учащиеся любят проводить свое свободное время за интернетом, находя для себя какую либо полезную информацию, общение с друзьями, либо играют в игры. Далее на диаграмме видно, что небольшое количество детей увлечены танцами и искусством. Посещение школы искусств, танцевальных кружков или кружков рукоделия. 13 детей выбрали разные увлечения, такие как игры на улице, катание на машине, сон, чтение и т.д.

2.10. Нравится ли учиться в школе.

На диаграмме видно, что большему количеству учащихся нравится посещать учебное заведение, но не обошлось и без других ответов. Мы думает, что это связанно с учебной нагрузкой и освоением школьного курса.

2.11. Кем бы вы хотели стать в будущем.

7 учеников выбрали профессию врача, 6 не определились в выборе. 34 ученика выбрали такие профессии как: продавец, фотограф, пилот, полицейский, юрист, инженер, архитектор, дизайнер, президент, сварщик, адвокат, хореограф, ветеринар, механик, супермен, регистратор, военный, известная личность, охранник, прокурор, таможенник, нефтяник, альпинист, педагог.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что учащиеся БОУ «Семёновская средняя школа» доброжелательные, отзывчивые, честно отвечающие дети. Каждый ученик школы принял участие в нашем проекте. А также мы предложим директору школы идею – проводить перепись учащихся каждые 5 лет. Надеемся, что он примет наше предложение и эта работа не останется в стороне.

Список литературы

  1. https://schools.dnevnik.ru/school.aspx?school=51393

  2. http://dmo.econ.msu.ru/demografia/Rus_census2002/History/MA/M_Avdeeva1.htm

  3. https://ria.ru/spravka/20101014/285141929.html

  4. semenovkaseit@mail.ru

  5. Данные администрации БОУ «Семёновская средняя школа»

20