III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ЧТО ЗА СТРАНА ТАКАЯ НОРВЕГИЯ?!
Шайдуллина Э.Р.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

Страна, где срываются с круч водопады, И к низу стремятся отвесной стеной, Где берег морской весь изрезали фьорды, Там волны нашли свой приют и покой. Здесь пела Сольвейг свои дивные песни, И музыка Грига звучала порой, Напевы её и легки и прекрасны, И радуют слух неземной красотой. Здесь прячутся гномы за ветками леса, И феи порхают в тумане морском, Здесь скалы круты и обрывы отвесны, И снежные шапки белеют кругом.

В моей комнате на письменном столе стоит глобус, подаренный мне на день рождения в 6 лет. Есть у меня такое развлечение или может игра, иногда с мамой, иногда с самой собой, особенно интересно вечером, когда лампочка внутри глобуса загорается, и он становится похож на какой-то магический шар. Вертишь глобус, закрываешь глаза и пальцем указываешь куда-нибудь, в какую-то точку на нем. Самое интересное открыть глаза и увидеть в какой точке земного шара оказался мой пальчик. Он останавливался и в Африке, и в Японии, и в Индии, и на Камчатке, и просто на каком-либо безымянном островке в океане. Затем мы с мамой ищем и читаем в книгах или в интернете о тех местах, на которые указал пальчик. Много интересного я для себя узнаю о нашей удивительной Земле. Как-то, проводя вечер, выбор пал на страну Норвегию. Думаю: «Здорово! И в книгах ничего искать не нужно, и в интернет заходить, расспрошу лучше обо всем у своей тети Киры. Странно даже, почему раньше я у нее подробно ничего не спрашивала и не узнавала? А ведь очень много она мне может рассказать об этой сказочной стране, потому что она там живет». И вот наступило для меня время ожидания очередного приезда Киры к нам в гости. К счастью, приезжает она довольно часто. Я уже представляла себе, как отправлюсь в этот северный край!

Для начала я поставила себе цель: изучить и собрать информацию об этой загадочной стране.

В ходе моего исследования были поставлены следующие задачи:

  • - изучить историю возникновения этой страны;

  • - рассказать сверстникам об этой удивительной стране;

  • - убедить сверстников, что знание иностранного языка (а именно английского) дает возможность общаться с жителями других стран;

  • - провести опрос среди сверстников, знают ли они об этой стране.

Объектом моего исследования стала одна из северных стран мира – Норвегия. Удивительная красота этой страны зачарует всех, кто там побывает.

Практическая ценность моей работы состоит в том, что этим исследованием я хочу привлечь как можно больше моих сверстников к исследованиям других стран мира.

Думаю, что мое исследование расширит кругозор моих сверстников. Также материалы моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира, на классных часах на тему «Я – часть мира».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

§1. Путешествие по Норвегии

И вот приехала Кира. Я не стала с порога засыпать ее вопросами, а дождалась пока вечером мы не устроились уютно у меня в комнате.

- Расскажи мне про Норвегию. Какая она? Говорят, что она сказочная, необычная и красивая. Ты знаешь почему? - спросила я.

И вот, что я услышала. Когда моя тетя Кира попала в Норвегию, то влюбилась мгновенно! На самом деле, невозможно ее не полюбить, потому что она действительно какая-то сказочная, самая необыкновенная, самая красивая и самая, как оказывается комфортная страна на планете! А я этого и не знала. Представляете, холодная Норвегия, половина которой находится вообще за полярным кругом, регулярно занимает первое место в рейтинге лучших для проживания стран, и продолжительность жизни оказывается здесь одна из самых долгих на планете! И все же почему все-таки сказочная?

Оказывается, все норвежцы до сих тор верят в существование троллей!!! Хотя весь мир считает троллей прожорливыми, вредными, агрессивными, неряшливыми, а жители Норвегии уверены, что тролли — это потомки древних титанов, которые населяли эти земли еще до появления богов. Они верят, что именно тролли берегут норвежские скалы, леса, ледники и моря. И значит, опасны они только для тех, кто ко всему этому относится неуважительно и не бережет природу. Но говорят, встретить троллей всегда было непросто, потому что они каменеют с первыми лучами солнца, и к тому же они всегда стараются держаться от людей подальше, выбирая для жизни самые глухие леса и недоступные скалы и пещеры. Могут тролли появляться среди людей в человечьем облике. Самое интересное, что именно люди сами стремились к общению с троллями. Зная, что, если установить с ними добрые отношения, тролль всегда ответит добром на добро. Оказывается, именно тролли научили древних норвежцев строить корабли, ходить по морю, ткать и осваивать новые ремесла. Изображение тролля норвежцы используют как талисман, способный повысить мастерство в любом деле. В их честь названо множество скал и ущелий. Считается, что горы это ни что иное, как спины троллей! А еще в музее города Берген хранится необычный экспонат: древнее полотно, сотканное из нитей неизвестного происхождения. Норвежцы уверены: это скатерть троллей! (см. Приложение на с.16)

1.1. Загадочная Норвегия

Насколько для нас это загадочно, но у норвежцев особенное отношение к Рождеству. Для них это один из главных праздников. Важнее, чем Новый год. Норвежское Рождество отличается, скажем, от европейского. Уже с 30 ноября у них начинается Адвент – священное для норвежцев время. Это считается преддверием Рождества. На стол принято ставить тарелки, свечи, салфетки, фигурки какие-то, именно фиолетового цвета. Норвежского Деда Мороза называют - Ниссе! Он отличается, например, от Санта Клауса тем, что он – гном! Ниссе очень маленький, бородатый. Носит одежду из шерсти и красную трикотажную шапочку. Он часто проделывает всякие трюки с людьми и шутит. И чтобы его задобрить, нельзя забывать давать Ниссе большую тарелку с кашей в канун Рождества. Хохохо!!! - с таким возгласом Рождественский Ниссе стучится в двери, а потом всем хорошим детям раздает подарки и поздравляет со сказочным праздником. Вот так! Хотелось бы мне посмотреть хоть краешком глаза на этого самого Ниссе! Он, наверное, тоже такой же добрый, как и наш Дед Мороз! Вот поеду к тете в гости и будем вместе у елки сидеть и ждать его. Обязательно с подарками!

Мне ведь нужно было еще рассказать о том, как Кира попала в Норвегию. Она моя единственная родная тетя, сестренка моей мамы. Ей 27 лет. Она мой настоящий друг! Она уехала в Норвегию потому, что вышла замуж. Ее муж работает инженером на высоких морских нефтяных бурильных вышках в компании, которая добывает нефть. Он часто уезжает в командировки в море. А Кира поступила в Академию искусств и дизайна в городе Берген и закончила его в прошлом году. Она

дизайнер по профессии. Хоть она часто приезжает к нам, но своим домом уже считает Норвегию.

1.2. Королевство Норвегия

Норвегия - самая крайняя, самая западная из стран на Скандинавском полуострове. Ее соседи - Швеция, Финляндия и Россия. Она окружена тремя морями - Баренцевым, Норвежским и Северным. Норвегии принадлежит большое количество маленьких и больших островов, некоторые из которых находятся очень далеко от самой страны. А еще вы знаете, что Норвегия-это королевство! Самое настоящее! И там правит король Харальд, у которого есть красивый дворец в городе Осло. А Осло –это столица Норвегии. Его считают одним из красивейших городов мира. Королевство!!! Настоящее!!! Да, действительно волшебная какая-то страна! Я думала короли уже только в сказках остались. (см. Приложение на с. 17)

1.3. Таинственная природа Норвегии

Тут тетя Кира вспомнила несколько услышанных где-то строк:

Норвегия, Норвегия –Небесная элегияС волшебною энергиейДревнейших фьордов, гор…Какое наслаждениеУслышать с упоениемПрироды вдохновеннойМногоголосый хор!

Красивые строки, правда?! На самом деле, природа Норвегии удивительная, уникальная, многообразная, необыкновенная, просто потрясающая, яркая!!! Дух захватывает! Кажется, что там время остановилось. Будто природа не тронута человеком! Но на самом деле, конечно, люди приложили свои руки ко всему, только сделали этот очень бережно, с душой и с огромным уважением. Где бы ты не находился, природа окружает тебя везде. Здесь каким-то удивительным образом сочетаются дикие густые леса, красивейшие горы и скалы, равнинные места, гигантские водопады, немыслимой красоты морские пейзажи и на юге страны даже есть песчаные пляжи. Воздух, вдыхая который, чувствуешь себя бесконечно счастливым человеком. А фьорды. А что такое фьорд? – задумалась я.

Много-много тысяч лет назад Норвегию покрывал огромный слой льда, то есть это был большущий ледник. Постепенно со временем он начал таять и стал оседать в озерах, на дне рек и, таким образом, углублял гористые долины, которые тянулись к морю. Когда же ледник окончательно отступил, то на память о себе оставил глубокие долины с обрывистыми берегами, которые заполнило море, и великолепные фьорды. То есть получается, что фьорд - это узкий, глубокий и длинный морской залив с крутыми берегами. На земле существует много фьордов, но те, которые украшают побережье Норвегии самые красивейшие. Фьорды - это не просто точки на карте Норвегии, это общее достояние и гордость жителей. Можно сказать, что это памятники природы. Норвежцы стараются сохранять их в первозданном виде. Согнефьорд и Гейрангерфьорд - самые знаменитые фьорды. (см. Приложение на с. 18)

Единственное к чему трудно привыкнуть с трудом в Норвегии, так это к холодному климату и к переменчивой, капризной погоде. Просыпаешься утром, порадуешься яркому солнцу, оденешься полегче, выходишь из дома и начинается дождь. Да не просто дождь, а ливень. Приходиться идти обратно и одевать сверху водонепроницаемый комплект одежды и резиновые сапоги. Увы, дождливая и пасмурная погода - это обычная история! А так хочется солнца почаще! Затянутое туманное небо тоже само собой разумеющийся факт. И если бы дождик только крапал, как правило он льет, как из ведра. Еще там по большей части бывает холодно и свежо. И даже летом могут нагрянуть временные похолодания. Воздух из-за близости к морю тоже очень влажный. Но конечно без солнечных дней не обходится. Летом сразу стараемся позагорать хоть немного, зимой выходим на прогулку. Но сами норвежцы привыкли к такой погоде и климату. А в северной части Норвегии зимой часто бывает Северное сияние.

1.4. Столица царства фьордов – Берген

По норвежским меркам Берген считается крупным городом, хотя здесь очень уютно, как в небольшом городке. Жители очень гордятся красотой города, морскими, торговыми и культурными традициями. Они всегда дружелюбные, с радостью подскажут дорогу или расскажут что-то интересное. Насколько я знаю, то Бергену около 900 лет, то есть можно сказать, что он немного моложе Казани. В давние времена он был процветающим центром торговли между Норвегией и остальными европейскими странами. Через Берген проходят все основные пути и маршруты, географические и экономические. Город находится на берегу Северного моря. Он окружен семью горами, представляешь. Самый лучший вид на город, как мне кажется, открывается с горы Флёйен. Там просто потрясающей красоты вид. Берген будто на ладони получается. Подняться на гору можно на фуникулере. Вот поэтому норвежцы называют Берген «город под зонтиком». Но есть еще одно название - «столица царства фьордов», потому что отсюда начинаются все пути к фьордам.

Главной визитной карточкой города называют Ганзейскую набережную Брюгген. Это улица, которая протянулась вдоль залива. Но она необычная. И очень колоритная. На набережной расположились только деревянные, ярко разукрашенные дома и домики в типичном норвежском стиле. Их 61. Они как в сказке выглядят. Правда в этих домиках давно уже никто не живет. В них располагаются сувенирные лавки, кафе и ресторанчики. (см. Приложение на с. 18) Кстати, эта набережная занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как и Казанский Кремль.

Еще Берген славится своим знаменитым Рыбным рынком. Сюда каждое утро привозят свежую рыбу, креветок, и разных других съедобных морских обитателей, которых поймали в Северном море не более двух часов назад. Есть одна еще особенность Бергена. Как и многие города мира, он может похвастать своими «самыми длинными и самыми короткими улицами. На самой короткой улице находится всего один дом - это «Аквариум». В «Аквариуме» Бергена собрана одна из самых богатых коллекций морских животных в Европе. Там очень интересно. Дух захватывает. У входа встречают морские котики и пингвины; внутри миллион литров чистой морской воды, где может размножаться сельдь. Кроме того, там плавает огромное количество уникальных рыб со всех частей света. Невозможно описать ощущения, когда туда попадаешь. Будто по дну морскому ходишь, и страх какой-то и восторг необыкновенный!

В Бергене живет много студентов. И поэтому город очень живой, яркий, кипучий, энергичный. Здесь всегда найдешь, куда сходить в свободное время. Походы в музеи и художественные галереи, посещение культурных мероприятий, выставок, концертов, просто прогулки по улочкам, все, что душе угодно! А знаете ведь здесь родился и творил великий композитор Эдвард Григ. Вот послушайте:

Здесь, в Бергене,Маэстро Эдвард Григ явился миру,Чтобы воспетьСо всей присущей ему силойКрасу Норвегии любимой,Которую не позабыть!

В Бергене есть памятники Григу, и жители очень гордятся этим великим человеком. Известно, что, когда Григу исполнилось шесть лет, мать решила обучать его музыке. Но он не мечтал сделаться профессиональным музыкантом. Это казалось ему недостижимым. Потом он поехал учиться в Германию. Занятий было очень много, его организм не выдержал нагрузок, и он заболел, позже вернулся в Берген. Всю жизнь он болел туберкулезом. Потом он все-таки окончил консерваторию и получил диплом пианиста и композитора. Слушателям нравились искренность, свежесть, непосредственность музыки молодого композитора. Эдвард Григ очень много работал и сотрудничал со многими музыкантами и писателями. Однажды Григ получил письмо от Генрика Ибсена, еще одного знаменитого норвежца. Известный писатель и драматург предлагал композитору написать музыку к его драме «Пер Гюнт». Григ рассчитывал быстро написать музыку: ведь все его прежние сочинения рождались быстро, иногда в течение нескольких дней. Но его надежды не оправдались. Он долго работал. Успех новой постановки «Пер Гюнта» был огромным. Спектакль шел тридцать шесть раз подряд. Всем очень понравилась музыка. Вспомните, знаменитые «В пещере горного короля» и «Песня Сольвейг». Еще в родном Бергене Григ руководил концертным обществом „Гармония”. Он жил в усадьбе высоко в горах, в местечке со сказочным названием Тролльхауген, который стал домом-музеем. После себя он оставил большое количество прекрасных произведений, которые являются сокровищами мировой классической музыки. (см. Приложение на с. 19)

1.5. Норвегия – спортивная страна

Норвежцы очень любят спорт и среди них много чемпионов, особенно в биатлоне. Действительно, Норвегия - самая спортивная страна в мире. Это правда! Здесь популярны альпинизм, плавание на байдарках, лыжи, горный велосипед, рыбалка, подводное плавание. Знаете, у них спортом занимаются все-все, и взрослые, и дети. Занимаются и профессионально, и просто для себя. Причем и летними и зимними видами спорта одинаково активно. Обычное дело здесь зимним воскресным утром увидеть лыжников всех возрастов, которые отправляются целыми семьями на природу. Норвежцы с давних времен занимались различными физическими упражнениями. Архео­логи обнаружили на территории Норвегии лыжи, которым более 3000 лет. Лыжи и коньки служили норвежцам в первую очередь не для развлечения, а для путешествий по глубокому снегу, передвижения по льду через фьорды. Катание на коньках, лыжные гонки, бег, прыжки, метание камней считались народными развлечениями. Но спорт в современном его понимании, стал развиваться где-то 150 лет тому назад. Самыми популярными стали лыжный и конькобежный спорт, стрельба, плавание, бокс, борьба. А еще в Норвегии распространены спортивные значки, которыми награждают тех, кто выполняет определенные нормативы по различным видам спорта. Чтобы получить значок, требуется постоянно заниматься спортом на протяжении многих лет. Есть даже специальный спортивный значок и для детей, и для молодежи, а также для людей среднего и пожилого возраста. В Норвегии большое количество спортивных сооружений, открытых площадок и загородных стадионов. Именно здесь возник такой вид спорта, как прыжки на лыжах с трамплина. К лыжам у норвежцев особенная любовь! Лыжный, конькобежный спорт, биатлон, сноубординг занимают центральное место в их жизни. И даже любимый во всем мире футбол вынужден им уступить. Есть такая поговорка, что “норвежцы рождены с лыжами на ногах” и что крест на флаге Норвегии напоминает скрещенную пару лыж. Спортсмены Норвегии участвуют во всех олимпийских играх, выступая в соревнованиях почти по всем видам спорта, входящих в олимпийскую программу. Так что одним словом, Норвегия – страна спорта и здорового образа жизни. И это здорово на самом деле! (см. Приложение на с. 20)

1.6. Национальные блюда норвежцев.

В основном, конечно, на норвежском столе много рыбных блюд. Уж каких только вкусностей из рыбы здесь не встретишь. Рыбу тут и жарят, и парят, и вялят, и маринуют, и солят. Главная национальная рыба - треска, а за ней уже и палтус, лосось, и форель. Хороша и сельдь. А свежие омары, а креветки? А сушенная рыбка? Норвежцы даже китовое мясо едят. Это традиция у них такая. Другая национальная еда, которую можно в Норвегии попробовать - козий и овечий сыры. Отлично на вкус, и недорого. Без этих сыров невозможно представить себе завтрак. Да и вообще молоко тут считают самым важным продуктом. Норвежцы много едят сметаны, творога, сливок, масла. Можно сказать, что молоко там очень вкусное. Экологически чистое и всегда свежее. За этим очень строго следят. Представляете, потребление молока в Норвегии самое большое в мире. Действительно, Норвегия – удивительная страна!

§2. Знают ли дети о Норвегии?

2.1 Опрос

Многие мои сверстники побывали в разных странах, в основном, в южных. Мне стало интересно, знают ли они о такой стране, как Норвегия. Я решила провести опрос среди моих сверстников. Для этого мы с классным руководителем составили ряд вопросов для анкеты. Вопросы анкеты приводятся на с. 21.

Всего в нашем классе обучается 36 человек. Наш класс считается самым большим в параллели.

2.2 Результаты опроса сверстников

По результатам опроса было выявлено, что многие знают только те страны, где отдыхали вместе с родителями. Многие хотели бы побывать в таких странах, как Япония, Австралия, Египет, Турция, Франция, Италия.

О Норвегии знают только 5 человек, но не знают, где находится. После моего выступления на уроке окружающего мира о Норвегии, многие хотели бы побывать там и узнать о традициях и культуре этой удивительной страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования можно сделать некоторые выводы:

  • в мире очень много интересных и удивительных стран;

  • знание английского языка дает возможность общаться с жителями других стран;

  • все-таки смогла привлечь внимание не только к южным, но к северным странам мира (они также удивительны по-своему)

  • способствовала расширению кругозора своих сверстников.

Говорить, конечно, о Норвегии можно бесконечно много и долго. По мнению тети Киры, что все дело в людях. Да именно в людях! В самих норвежцах. Несмотря на сдержанность, холодность, неразговорчивость и даже где-то суровость в характере, все норвежцы до одного горячо любят свою страну, и делают все возможное для ее блага, обожают своих детей, уважают соседей. Они всегда доброжелательны и готовы помочь. И внешне это очень красивые люди. И природу любят не на словах, а на деле. Это именно народ сделал эту страну такой, какая она есть сегодня. Одной из самых благополучных, развитых, независимых и необычайно красивых стран на нашей планете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Географический энциклопедический словарь (Москва 1984 г.)2. Экономическая география зарубежных стран (Москва 1992 г.)3. Страны Мира. Справочники (1992-1993 гг.)4. Журнал «Международная жизнь» (1991-1994)5. Большая Советская Энциклопедия 1990 г.6. Эвенсбергет С. Норвегия. Иллюстрированный путеводитель. М.: Скандинавская литература, 2008.

7. Авторские фотографии из семейного архива

ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета для детей

  1. Какие страны мира вы знаете?

_____________________________________________________________

  1. В какой стране вы хотели бы побывать?

______________________________________________________________

  1. Знаете ли вы , где находится Норвегия?

______________________________________________________________

  1. Хотели бы узнать о традициях и культуре Норвегии?

__________________________________________________________________

  1. Что еще хотели бы узнать о Норвегии?

____________________________________________________________________