III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ДЕТСКИЙ ГОРНЫЙ ТУРИЗМ
Булатова А.Х.
Автор работы награжден дипломом победителя первой степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность проекта обусловливается следующими факторами:

  1. Образовательным. Современные дети все больше времени проводят за компьютером. Знания о мире и навыки взаимодействия с ним ограничиваются территорией города, в котором мы живем, плюс экскурсионными поездками, поездками к бабушке в деревню и к морю. Вместе с тем детство – пора активности, когда новая информация легко усваивается, раздвигает горизонты, закладывает основы личности, формирует увлечения на всю жизнь. Детский поход дает много новых знаний о мире и важный опыт поведения в нестандартной обстановке.

  2. Воспитательным. Участники похода учатся вести здоровый образ жизни, бережно относиться к природе.

  3. Про экологию городов написано много, общее мнение: она пока далека от идеала. Нахождение ребенка в экологически чистых местах необходимо для правильного формирования всех органов и систем организма.

Очень важно, что походная деятельность может способствовать развитию, укреплению здоровья. Считается, что горный туризм – дело взрослых. Детей в высокогорье действительно мало, но они есть. В основном, это дети родителей - походников. Моя задача – показать, что детский горный туризм – реальный и эффективный способ приобщить ребенка к полезной физической деятельности, к общению с природой, показать ему красоту мира, дать возможность узнать много нового.

Объект исследования: детский горный туризм.

Предмет исследования: особенности (преимущества и сложности) детского горного туризма.

Гипотеза: дети младшего школьного возраста могут принимать участие в высокогорных походах средней категории сложности наравне со взрослыми, приобретая ценный жизненный опыт.

Цель проекта: изучить особенности детского горного туризма.

Задачи проекта:

  1. Определить основные термины, связанные с детским горным туризмом.

  2. Выявить преимущества горного туризма.

  3. Описать сложности горных походов.

  4. Получить мнение экспертов по ряду вопросов, важных для проведения детского горного похода.

  5. Провести эксперимент в реальных походных условиях.

  6. Установить отношение детской аудитории к туризму вообще и к горному туризму – в частности.

  7. Сделать выводы об особенностях детского горного туризма.

  8. Предложить рекомендации детям и родителям, желающим принять участие в горном походе.

Степень изученности вопросов, связанных с горным туризмом, достаточно высока. В трудах О. Р. Добрушиной [6], И. Похвалина [9], О., Суховой М. Г., Куликовой Н. В. [10], О. Янчевского [12] и других исследователей описаны проблемные зоны организации и проведения горных походов, проанализировано влияние горного климата на организм человека. Однако речь в подавляющем большинстве случаев идет о взрослых. Специфика участия детей в таких походах нуждается в изучении.

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, ассоциативный эксперимент, социологический метод опроса (использовались два вида опросов: анкетирование и интервьюирование), экспериментальная проверка гипотезы исследования в реальных походных условиях.

Теоретическая значимость: были обобщены данные о преимуществах и сложностях горных походов, собраны и проанализированы экспертные оценки по ряду важных для организации горных походов вопросов.

Практическая значимость: в ходе работы над проектом мы смогли выработать рекомендации для детей и их родителей, желающих принять участие в горном походе. Проект будет полезен туристическим организациям, ориентированным на организацию активного отдыха.

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей детского горного туризма

1.1. Детский горный туризм: определение понятий, преимущества и факторы риска

Вначале дадим определения основных понятий. Туризм – 1. Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма. Горный туризм. Водный туризм. Лыжный туризм. 2. Вид путешествий, совершаемых для отдыха и самообразования. Международный туризм [7, с. 817]. Детско-юношеский туризм — туризм с детско-юношескими группами. Детско-юношеский туризм в России имеет государственную основу в виде системы центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов, секций спортивного туризма при Детско-юношеских спортивных школах. Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности детей и юношества.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции. Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью туристского освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться краеведческие, медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования по заданию государственной или общественной организации (учреждения) [5].

Объектом нашего изучения является горный туризм. Гора – значительная возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью [7, с. 138]. Самые высокие горы на Земле – Гималаи. Там находится высочайшая вершина мира – Джомолунгма (8848 м.). Воздух на высоте так разрежен, что каждое движение дается ценой большого труда и напряжения воли. Без кислородного прибора подъем на такую вершину смертельно опасен. Лишь в 1953 г. альпинисты непалец Тенсинг и новозеландец Хиллари первыми поднялись на вершину Джомолунгмы. В нашей стране наиболее высокая вершина Кавказа – пятитысячник Эльбрус (5642 м.) [4, с. 237-238].

Преимущества горных походов: 1) Приобретение новых знаний и навыков. 2) Тренировка выносливости, силы воли. 3) Оздоровление организма, укрепление иммунитета. Горный климат имеет ряд особенностей: пониженное атмосферное давление, очень чистый воздух, интенсивная солнечная радиация, низкое содержание кислорода. Этот климат усиливает обменные процессы в организме, повышает его устойчивость к влиянию внешней среды [10, с. 116]. Также о преимуществах походов см. интервью в Приложении 5. Преимущества горных походов реализуются при хорошей подготовке и правильном проведении похода, о чем скажем ниже.

Сложность горных походов состоит не только в том, что необходимо идти по пересеченной местности с набором высоты, но и в том, что необходимо пройти акклиматизацию. Акклиматизироваться - приспособиться к новой среде, к новому климату [7, с. 20]. Отсутствие акклиматизации может привести к возникновению тяжелого, угрожающего жизни состояния, называемого горной болезнью или высотной болезнью. Этот фактор обязаны учитывать все, кто собирается идти в горный поход.

Высо́тная боле́знь (высотная гипоксия) — болезненное состояние, связанное с кислородным голоданием, которое возникает высоко в горах, а также при полётах на летательных аппаратах, не оснащённых герметичной кабиной (например, парапланах, дельтапланах, воздушных шарах), начиная примерно с 2000 метров и выше над уровнем океанов [3].

Классификация высот и характерные

физиологические изменения

Промежуточные высоты

(1500—2500 м)

Заметны физиологические изменения. Насыщение крови кислородом > 90 % (норма). Вероятность горной болезни невелика.

Большие высоты

(2500—3500 м)

Горная болезнь развивается при быстром подъёме.

Очень большие высоты

(3500—5800)

Горная болезнь развивается часто. Насыщение крови кислородом < 90 %. Значительная гипоксемия (снижение концентрации кислорода в крови) при нагрузке.

Экстремальные высоты

(> 5800 м)

Выраженная гипоксемия в покое. Прогрессирующее ухудшение, несмотря на максимальную акклиматизацию. Постоянное нахождение на таких высотах невозможно.

Горная болезнь бывает разной степени: легкой, средней и тяжелой - и может развиваться на разной высоте в зависимости от ряда факторов, как индивидуальных, так и климатических. Их необходимо знать (см. приложение 1). Болезнь легче предупредить, чем лечить. Тем более это важно в условиях высокогорья, когда до ближайшего населенного пункта может быть очень далеко.

Профилактика горной болезни - три «золотых правила»: 1) Никогда не подниматься с симптомами горной болезни. 2) Если симптомы горной болезни усиливаются, то обязательно надо спускаться. 3) Если альпинист на высоте чувствует себя плохо, то в отсутствие явных признаков других заболеваний надо считать, что у него острая горная болезнь, и проводить соответствующее лечение. Основа профилактики острой горной болезни — это проведение активной ступенчатой акклиматизации. Немаловажное значение имеют также и физическая и психологическая подготовка участников похода, наличие предыдущего высотного опыта, фармакологическая профилактика.

Основные принципы акклиматизации: 1) Выше 3000 м каждый день увеличивать высоты ночёвки не более чем на 300—600 м. 2) При наборе высоты более 3000 м через каждые 1000 м делать дневку. 3) Учитывать то, что скорость акклиматизации у разных людей значительно отличается. 4) По возможности, не перемещаться транспортом (самолётом или автомобилем) сразу на большую высоту. 5) При доставке транспортом на большую высоту, не подниматься ещё выше в течение первых 24 часов. 6) «Забирайся высоко, спи низко»: после радиального выхода на высоту спускаться в базовый лагерь. 7) Основная акклиматизация происходит в первые три дня путешествия. 8) Если симптомы горной болезни не проходят, восхождение следует приостановить. 9) При нарастании симптомов следует как можно быстрее начать спуск. Использование этих принципов на практике мы опишем в главе 2.

Эти факторы делают горные походы непростыми. Дети – категория туристов, не обладающая силой и жизненным опытом взрослых и требующая повышенного внимания в силу возрастных особенностей. По силам ли детям младшего школьного возраста такие походы – ответ на этот вопрос является задачей данного проекта.

1.2. Посещение занятий туристического клуба УрФУ «Романтик»

Как мы увидели выше, подготовка к походу – дело ответственное. Мы выполняли рекомендации нашего будущего гида – Д. В. Конаш. В частности, я занималась физподготовкой, принимала витамины.

Для теоретической подготовки мы посетили занятия туристического клуба Уральского федерального университета «Романтик», где на лекциях по личному и общественному снаряжению узнали, какие вещи необходимы в походе. Точнее, список вещей для похода у нас был, но неопытному человеку трудно самостоятельно разобраться в многообразии спальников, разных видов одежды и треккинговой обуви, палок, фонарей и прочего. Необходима консультация специалиста. Мой вывод: идеальные вещи для похода должны быть непромокающими (под зонтом в поход не ходят, сушилок в походе нет), легкими по весу (нести придется самой) и теплыми (перепад температур в горах значительный, а палатка – это не изба с печкой).

1.3. Интервью с экспертами

С целью получения информации об особенностях детского горного туризма я провела ряд интервью с экспертами – специалистами в области медицины и туризма. Представлю результаты.

1.3.1. Интервью с руководителем пеших, лыжных и велопоходов, участником метеоритной экспедиции, кандидатом физико-математических наук, доцентом УрФУ М. Ю. Ларионовым

Расшифровка интервью.

«Вопрос: Здравствуйте, Михаил Юрьевич! Спасибо, что смогли уделить нам внимание. Скажите, пожалуйста, какая нагрузка на организм ребенка допускается во время горного похода? Сколько ребенок 9 лет может идти и как часто нужно делать привалы?

Ответ: Нагрузка должна быть умеренная. Если взрослый человек носит большие рюкзаки, у ребенка должен быть маленький, соответственно его весу и его физической подготовке. Привалы от 30 до 40 минут. Через каждые 40 минут пути должен быть привал.

Вопрос: Спасибо. А какого веса рюкзак может переносить ребенок 9-10 лет и есть ли различия между мальчиками и девочками в этом?

Ответ: 9-10 лет – это третий класс школы. Рюкзак порядка 7-8 кг. Это, в основном, его личные вещи: теплые вещи, носки, может быть, еще спальник, т. е. без общественного снаряжения, без палаток, котлов и без продуктов. Для начала пусть только личные вещи несет.

Отличия между мальчиками и девочками, конечно, есть. У нас во взрослых походах, например, есть какой-то средний вес. И вес рюкзака для мужчин на 3 кг. больше от среднего веса, для женщин – на 3 кг. меньше. Соответственно, для мальчиков максимальный вес рюкзака – 8-10 кг., для девочек – 6-8 кг.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли пить воду из горных рек?

Ответ: Если речка или озеро довольно высоко, где уже нет лугов, пастбищ, то можно. Есть места на Кавказе или Алтае, где зона пастбищ, там могут овцы забираться, кони, и вода там может быть загрязненной. Чтобы перестраховаться, можно либо марганец добавлять, либо кипятить воду.

Вопрос: Нужно ли готовиться к походу заранее, и как это сделать?

Ответ: Заранее обязательно нужно готовиться, так как поход – это большая нагрузка. Весь год перед походом заниматься спортом, то есть это общефизическая подготовка. Самое простое, что можно посоветовать, - это бег по пересеченной местности, чтобы были горочки, подъемы, спуски. На подъемах мышцы тренируются, на спусках – суставы сухожилия. Это очень полезно.

Большое спасибо, Михаил Юрьевич! Эта информация будет полезна начинающим туристам». Беседу вела Алина Булатова. Запись интервью осуществлена в туристическом клубе УрФУ «Романтик».

1.3.2. Интервью с терапевтом и ревматологом, кандидатом медицинских наук, членом ассоциации ревматологов России Д. В. Ивановым.

Расшифровка интервью.

«Вопрос: Здравствуйте, Дмитрий Викторович! Спасибо, что смогли уделить нам внимание! Скажите, пожалуйста, какая нагрузка на организм ребёнка допускается во время туристических походов?

Ответ: Переносимая нагрузка определяется физическим состоянием ребёнка. Во время похода допускается увеличение частоты сердечных сокращений в два раза по сравнению исходным уровнем, однако через 3-4 минуты после отдыха показатель должен вернуться к исходному уровню. В среднем во время похода рекомендуется делать два больших перехода. Первый – с 7 до 12 часов и второй – с 15 до 18-19 часов. При этом короткие привалы по 10 минут должны быть через каждые 45-50 минут пути.

Вопрос: Спасибо. А какая скорость передвижения во время пешего похода рекомендуется для детей в возрасте 9-10 лет и сколько километров они могут проходить за один переход?

Ответ: Рекомендуемая скорость 2-2,5 км/ч. При этом расстояние должно быть 8-10 км.

Вопрос: А какой массы рюкзак допускается переносить ребёнку в 9-10 лет? И есть ли различия между мальчиками и девочками?

Ответ: В 9-10 лет между мальчиками и девочками нет больших различий по физической силе и выносливости. В этом возрасте ребёнок может переносить груз 2-2,5 кг. Различия между мальчиками и девочками начинают проявляться несколько позже. К 12-14 годам физические возможности девочек приблизительно составляют 86% от таковых у мальчиков. В это время сила мальчиков превосходит силу девочек на 3,5 мг.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, можно ли пить воду из горных рек?

Ответ: Пить воду из источников без предварительной обработки не безопасно, так как даже самая чистая на вид вода, не имеющая примесей и постороннего запаха, может быть загрязнена болезнетворными микроорганизмами или токсическими веществами. Если по туристическому маршруту ходят люди, то загрязнение бактериями кишечной группы можно выделить почти в 100% случаев.

Большое спасибо, Дмитрий Викторович! Эта информация будет полезна тем, кто планирует участие в горном походе». Беседу вела Алина Булатова. Запись интервью осуществлена в клинике«Альфа – Центр Здоровья».

1.4. Выводы по главе 1

Я сделала вывод, что горные походы обладают рядом преимуществ и сложностей, о которых необходимо знать и которые необходимо учитывать при планировании мероприятия. Начинающим туристам также нужна консультация специалистов по подбору личного снаряжения.

Что касается экспертных оценок, то мнения специалистов о необходимости привалов через каждые 40-45 минут пути совпадают. При этом М. Ю. Ларионов советует делать более длительные привалы. По ряду вопросов - максимальный вес рюкзака для детей младшего школьного возраста, различия между мальчиками и девочками по силе, возможности пить воду из горных рек – мнения экспертов разделились. Оценить и принять ту или иную точку зрения можно на основании личного опыта. Обратимся к его описанию.

Глава 2. Практическое изучение особенностей детского горного туризма

2.1. Многодневный горный поход «Голубое ожерелье Архыза», июль-август 2016 г.

2.1.1. Описание маршрута

Архыз – это горный район, расположенный на Западном Кавказе между отрогами Главного хребта. Растительность Архызского района очень разнообразна. Здесь насчитывается более 140 видов древесных и кустарниковых пород. В Архызе сохранились реликтовые растения третичного периода: кавказская сосна, ель, тис, кавказская чинара (бук), вахта трехлистная. Верхнюю границу леса замыкает низкорослая береза, которая сменяется зарослями рододендрона и субальпийскими лугами. Еще выше расположен пояс альпийских лугов, доходящий до границы вечных снегов и ледников. Во время подъема мы видели все эти зоны: в нижней части - лесную, далее – субальпийскую и альпийскую, вверху – скалы и ледники. Из диких животных в этой горной местности обитают: кавказский олень, зубр, медведь, тур, серна, кабан, волк, рысь, лисица, дикий кот, куница и др. Птиц насчитывается не менее 150 видов. Наибольший интерес представляют кавказский тетерев, кеклик, улар и самые крупные из мира пернатых: бурый гриф, белоголовый сип, стервятник и бородач-ягнятник [1]. Во время похода мы видели туров, орлов, ящериц, а также следы медведя недалеко от нашего лагеря.

Высшая точка Архыза – гора Пшиш (3790 м.). По классификации высот, представленной в главе 1, поход проходил на промежуточной и большой высотах: от 1500 м. до 3000 м. Соблюдались 3, 4,6 и 7 правила акклиматизации, актуальные для таких высот и программы похода. Проводилась ступенчатая акклиматизация: мы поднимались вверх и спускались вниз, потом поднимались еще выше и снова спускались и т.д. Поход не являлся «детским», т. е. не был рассчитан на детскую группу, это был «взрослый» поход средней категории сложности, в который взяли ребенка младшего школьного возраста. Поход проходил под руководством гидов туристической компании GanaManaAdventure Дмитрия Конаш и Генриетты Конаш. Предоставленные GanaManaAdventure программа похода и список необходимого снаряжения представлены в Приложении 2.

2.1.2. Анализ личного опыта участия в горном походе «Голубое ожерелье Архыза». Мой опыт горного похода

Что нужно знать о «жизни в палатке»: 1) при минусовых температурах ночью в палатке очень холодно, 2) спать на земле, даже и на коврике, достаточно жестко, к этому нужно привыкнуть, 3) спальник в первое время вызывает клаустрофобию (боязнь замкнутого пространства), 4) в теплые ночи в спальнике жарко, но вылезать из него нельзя из-за перепадов температур. Вопреки всеобщим детским представлениям, что жить в палатке – это здорово, оказалось, что это не так интересно, но это то, что нужно принимать как данность, если хочешь идти в горы.

Что нужно знать о радиальных и других маршрутах: 1) нужно нести рюкзак. На радиальных выходах в рюкзаке находятся: бутылочка воды, солнцезащитный крем, аптечка, очки от солнца, ветровка или другая теплая одежда на случай похолодания, влажные салфетки, обеденный сухой паек, рабочие перчатки, налобный фонарь (его лучше надевать на себя, но я носила в рюкзаке), фотоаппарат. Вес «радиального рюкзака» небольшой. Он почти не ощущается. На восхождении пешая группа несет все общественное (газовые баллоны, горелки, ветрозащитные шторки, кастрюли, питание на группу) и личное снаряжение на себе. Вес детского рюкзака небольшой, но он больше, чем на радиальных выходах. Мой рюкзак был, согласно рекомендациям врачей, до 2,5 килограммов. В нем был спальник весом 1, 3 кг., коврик весом 400 гр., а также то, что обычно лежит в «радиальном рюкзаке». 2) Идти нужно в общем темпе группы. 3) Необходимо безоговорочно слушаться гида. 4) В горах нужно постоянно использовать солнцезащитный крем, очки и головной убор. 5) Ходить нужно в специальных треккинговых ботинках, хотя они и более тяжелые, чем кроссовки. Дело в том, что по пути может понадобиться преодолеть водные преграды, ледники, снег. Кроссовки хуже «держат тропу» - скользят и могут намокнуть, а сушить в горном походе вещи сложно – костер развести не из чего, лесов и, соответственно, дров в высокогорье нет. 6) Нужно научиться правильно «работать» треккинговыми палками, чтобы не задеть других туристов. 7) Период акклиматизации нужно просто пережить, выполняя все рекомендации гида.

Самым сложным для меня было: 1) спать в спальнике: я боялась «провалиться», с головой уйти в спальник и задохнуться (спальников для детей в наших магазинах нет, а взрослый спальник - длиной 202 см.), не нравилось спать в шапке. 2) Также мне не нравилось почти постоянно ходить в солнцезащитных очках. 3) Сложным было все время смотреть под ноги, так как хотелось смотреть по сторонам: горы просто прекрасны. Но, если не смотреть под ноги, можно оступиться, а падение на тропе чревато неприятностями. 4) Мне не нравилось все время носить на себе сидушку. Это было неудобно, она мешала при ходьбе. Но на камнях без нее сидеть холодно и жестко.

Самым приятным для меня было: 1) возможность узнать много нового: как ставить палатку, готовить на газовой горелке, собирать рюкзак для радиального выхода, ходить по тропе, ориентируясь по турикам (пирамидкам из камней, с помощью которых туристы помечают тропу); 2) возможность общаться с новыми людьми, увидеть диких животных; 3) купаться в горном озере. Вода была очень холодная, но купание все равно было приятным; 4) кататься по снегу с пологого склона горы и играть в снежки летом.

Замечу, что мы пили воду из горных рек: пастбищ в этой части Архыза не было. Горная ледниковая вода очень вкусная, прекрасно утоляет жажду, даже показалось, что сил прибавляет.

Блиц-интервью с гидом похода, руководителем туристической компании GanaManaAdventure Д. В. Конаш о возможности детей ходить в высокогорные походы см. в Приложении 3.

2.2. Выводы по главе 2

Таким образом, можно сделать вывод, что участие детей младшего школьного возраста в горных походах средней категории сложности возможно, но требует теоретической, психологической и физической подготовки как для детей, так и для сопровождающих их взрослых.

Взрослые, которые берут с собой в пеший поход детей младшего школьного возраста, должны быть готовыми нести рюкзаки несколько большего веса, чем обычно, так как ребенка по санитарно-гигиеническим нормам нельзя перегружать вещами и часть детского снаряжения несут взрослые.

Несмотря на трудности горный поход – это возможность найти новых друзей, приобрести уникальный жизненный опыт и укрепить иммунитет.

Глава 3. Экспериментальное изучение отношения к туризму детской аудитории.

Для того чтобы определить отношение школьников к походам, мы провели опрос и ассоциативный эксперимент, в которых приняли участие 24 учащихся 3 класса и 28 учащихся 7 класса. Предлагаемая респондентам анкета включала три вопроса (пункты 1, 2 и 4) и задание ассоциативного эксперимента (пункт 3):

  1. Ходил ли ты в поход?

    Если твой ответ – Да

    Нет

    В какой именно поход ты ходил?

    Подчеркни нужный вариант и укажи, сколько дней продолжался поход

    - пеший поход _________________________ день/дня/дней

    - велопоход ___________________________ день/дня/дней

    - лыжный поход ________________________ день/дня/дней

    - горный поход _________________________ день/дня/дней

    - сплав по реке _________________________ день/дня/дней

    - другое (укажи, что именно)__________________________

    ___________________________________________________

    Сделай отметку в этой колонке, если ты не ходил в походы

  2. Хотел бы ты пойти в поход?

    Если твой ответ – Да

    Нет

    В какой именно поход ты хотел бы пойти?

    Можно выбрать и подчеркнуть один или несколько вариантов и/или дать свой собственный вариант ответа

    - пеший поход

    - велопоход

    - лыжный поход

    - горный поход

    - сплав по реке

    - другое, укажи, что именно______________________________

    ______________________________________________________

    Напиши, почему тебе это интересно.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Сделай отметку в этой колонке, если походы тебя не интересуют

  3. Продолжи предложение « Поход – это_________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________».

  1. Готов ли ты самостоятельно нести рюкзак, и, если да, то какого веса?

Готов

Не готов

Укажи приблизительный вес рюкзака, с которым справишься без посторонней помощи (для сравнения: булка хлеба весит примерно 500 гр.)

_______________________________________кг.

 

Совокупные результаты опроса и ассоциативного эксперимента представлены в приложении 4. Опрос показал значительный интерес к походам у школьников, при этом горный поход в обеих группах респондентов является одним из приоритетных направлений. Однако складывается впечатление, что большая часть опрошенных, особенно в младшей возрастной группе, слабо представляет себе реальность походов, воспринимая их как форму кратковременного развлечения, думая о приятных сторонах путешествий и не учитывая возможные сложности.

Заключение

На основании проведенного исследования я могу сделать вывод, что гипотеза о возможности участия детей младшего школьного возраста в высокогорных походах средней категории сложности подтвердилась. На личном опыте я убедилась, что это возможно. Я пришла к выводу, что многодневный горный поход – это не развлекательная прогулка, как представляется многим детям, а серьезная физическая и психологическая работа. Но все трудности компенсируются возможностью увидеть прекрасную природу: ледники, скалы, звездное небо, диких животных, ковры из цветов, горные реки и водопады, - узнать много нового, научиться полезным вещам. Детям по силам не только легкие походы по предгорью, но и горные походы средней категории сложности в составе взрослых групп.

Можно предложить ряд рекомендаций людям (и детям, и взрослым), проявляющим интерес к походам. Главная рекомендация - к походу нужно обязательно к ним готовиться! А именно:

1) посещать занятия в турклубах.

2) Получать консультации специалистов по подбору снаряжения.

3) Укреплять свое здоровье: А) Заниматься спортом или другой формой тренировки выносливости. Детям желательно попробовать ходить с рюкзаком примерно такого же веса, который придется нести в походе. Ходить в горку, вверх по лестнице без лифта. Взрослым нужно рассчитывать свои силы, потому что им придется нести больший вес (дети не смогут нести все свои вещи и общественное снаряжение, часть вещей ребенка несет взрослый, это дополнительная нагрузка, и не маленькая) и мотивировать детей в походе. Б) Важно! Беречь здоровье перед походом: вылечить зубы, царапины, простуду и пр., чтобы не было очагов воспаления. Поликлиник к горах нет, до ближайшей может быть не один день пути.

4) Желательно попробовать самостоятельно обращаться со спальником, личным налобным фонарем, научиться регулировать длину треккинговых палок и пр.

5) Читать литературу о той местности, в которую они планируют идти. И не бояться сложностей. Походы того стоят.

Учет данных рекомендаций позволит организациям индустрии туризма осуществлять консультирование будущих путешественников.

В перспективе мне бы хотелось посетить другие районы Кавказа, Алтай. Мне бы хотелось, чтобы горные походы стали частью моей жизни и я смогла заинтересовать этим видом активности других людей.

Библиографический список

  1. Архыз. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D1%8B%D0%B7 (дата обращения: 15.02.17).

  2. Ахтамянова Ю. Путешествия со школьной скамьи // Коммерсантъ. 29.06.2016.

  3. Высотная болезнь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8C (дата обращения: 18.01.17.).

  4. Горы // Что такое. Кто такой. Том 1. От А до З. – Москва: Издательство «Педагогика», 1975. – С. 237-238.

  5. Детско-юношеский туризм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Детско-юношеский_туризм (дата обращения: 15.02.17).

  6. Добрушина О. Р. Пребывание на высоте - медицинские аспекты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.geolink-group.com/tourclub/library/altitude.html (дата обращения: 15.02.17).

  7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – Москва: Азбуковник, 1997. – 944 с.

  8. Планета Земля. Энциклопедия. – Москва: «Росмэн», 2000. – 158 с.

  9. Похвалин И. Адаптация к гипоксии в условиях высокогорья. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.7vershin.ru/articles/all_1/section_1_1/item_26/ (дата обращения: 19.02.17).

  10. Сухова М. Г., Куликова Н. В. Влияние экстремальных условий горного климата на адаптацию человека // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. Выпуск № 1 / 2009. - С. 116.

  11. Константинов Ю. Туристский поход как урок жизни для детей // РИА Новости. 15.07.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/opinion/20110715/223572861.html (дата обращения: 16.01.17).

  12. Янчевский О. Проблемы акклиматизации в горах[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tkg.org.ua/node/11577 (дата обращения: 15.02.17).

Приложение 1

Горная болезнь и факторы, влияющие на акклиматизацию

На акклиматизацию влияют: 1) индивидуальная устойчивость людей к недостатку кислорода (например, у жителей гор); 2) пол (женщины лучше переносят гипоксию); 3) возраст (молодые люди плохо переносят гипоксию); 4) физическое, психическое и моральное состояние; 5) уровень тренированности; 6) быстрота набора высоты; 7) степень и продолжительность кислородного голодания; 8) интенсивность мышечных усилий; 9) прошлый «высотный» опыт (если человек уже ходил в горы, ему легче пройти акклиматизацию).

Следующие индивидуальные факторы способствуют развитию горной болезни: 1) наличие алкоголя или кофеина в крови; 2) бессонница, переутомление; 3) психоэмоциональное напряжение; 4) переохлаждение; 5) некачественное и нерациональное питание; 6) нарушение водно-солевого режима, обезвоживание; 7) избыточная масса тела; 8) заболевания (например, ангины, бронхиты, стоматиты и др.).

Следующие климатические факторы способствуют развитию горной болезни: 1) Низкие температуры. Резкий перепад температур также оказывает неблагоприятное влияние. 2) Низкая влажность. На больших горных высотах воздух становится практически сухим. Это приводит к усиленной потере жидкости организмом через кожу и лёгкие и, следовательно, к обезвоживанию организма. 3) Ветер. Высоко в горах ветер может достигать ураганной силы (свыше 200 км/ч), что переохлаждает организм, изматывает физически и морально и затрудняет дыхание.

Таким образом, одним из важных факторов, которые необходимо учитывать при подготовке к походу, является горный климат. В горах температура снижается, что приводит к появлению разных климатов и видов растительности на разных высотах. Деревья не могут расти на крутых горных склонах, где не только слишком мало почвы, но и зачастую они занесены снегом и открыты всем ветрам [8, с. 21]. Помимо понижения температуры необходимо отметить ее существенные перепады в течение дня. Днем в высокогорье на солнце может быть + 20ᵒ и выше, ночью – ниже 0ᵒ.

Высота развития горной болезни

Высота развития горной болезни для разных людей и в разных условиях бывает очень разной. Некоторые начинают страдать от кислородной недостаточности уже на высоте 2000 м, другие хорошо себя чувствуют даже на 4000 м. Большинство здоровых неакклиматизированных жителей равнин начинают ощущать действие высоты в районе 2500—3000 м, а при напряжённой физической работе и на меньших высотах. На высоте около 4000 м даже у абсолютно здоровых людей появляется лёгкое недомогание, а острая горная болезнь регистрируется у 15—20% участников восхождения. На высотах 6500—7000 м полная акклиматизация, по всей видимости, невозможна, в связи с чем участники экспедиций на горы-восьмитысячники мира отмечают ухудшение состояния и прогрессирующие признаки горной болезни. В высотном альпинизме существует термин «летальная зона» или, иначе, «зона смерти». Ввел его руководитель швейцарской экспедиции 1952 г. на Эверест Э. Висс-Дюнан, высказавший мнение, что существуют границы, пребывание выше которых для альпинистов гибельно. На высотах более 8000 м. человек может находиться за счёт внутренних резервов не более 2—3 дней, постепенно теряя сопротивляемость к действию высоты [3].

Степени развития горной болезни

Лёгкая степень:

Ухудшение самочувствия, слабость, вялость. Учащённое сердцебиение, лёгкое головокружение, небольшая одышка при физических нагрузках, сонливость и вместе с тем плохой сон. Через 3—4 дня эти явления, если не подниматься выше, как правило, исчезают.

Средняя степень:

На высотах 2500—3500 м у некоторых людей могут наблюдаться признаки эйфории: приподнятое настроение, излишняя жестикуляция и говорливость, ускоренный темп речи, беспричинное веселье и смех, беззаботное отношение к окружающей среде. В дальнейшем эйфорическое состояние сменяется упадком настроения, апатией, меланхоличностью, притупляется интерес к окружающему.

На высотах 4000—5000 м. ухудшается самочувствие. Развивается умеренная и даже сильная головная боль. Сон делается беспокойным, тревожным, с неприятными сновидениями, некоторые засыпают с трудом и часто просыпаются от чувства удушья (периодическое дыхание). При физических усилиях сразу учащаются дыхание и сердцебиение, появляется головокружение. Аппетит понижается, возникает тошнота, которая бывает интенсивной и может перейти в рвоту.Сухость в горле вызывает жажду. Возможны кровотечения из носа.

Тяжёлая степень:

На высотах 5000—7000 м. и выше самочувствие редко бывает хорошим, чаще оно неудовлетворительное. Ощущается общая слабость, усталость, тяжесть во всем теле. Не прекращается умеренная, а подчас и сильная головная боль. При резких движениях и наклонах или после работы возникает головокружение. Человек засыпает с большим трудом, часто пробуждается, некоторые мучаются от бессонницы. Заболевший горной болезнью не способен длительно выполнять физическую нагрузку из-за одышки («дыхание загнанной собаки»), и сердцебиения, работоспособность падает, например, на высоте 8000 м остаётся 15—16 % работоспособности от произведённой на высоте уровня моря.

Сухость в горле нарастает, все время хочется пить. Многих беспокоит сухой кашель. Аппетит, как правило, понижен или отсутствует. Число случаев тошноты и рвоты при приёме пищи увеличивается. Часто отмечаются боли в области живота и желудочно-кишечные расстройства, вздутие живота. Ритм дыхания во время ночного сна нарушается (дыхание Чейна-Стокса). Кожные покровы лица, особенно губ, приобретают бледный, чаще синюшный, оттенок в результате недостаточного насыщения кислородом артериальной крови, которая теряет свой алый цвет. Температура повышается на 1—2 °C, возникает озноб. Учащаются случаи кровотечений.

При определённых условиях начиная с 4000 м. могут возникнуть опасные формы горной болезни, обусловленные срывом адаптационных механизмов и развития более серьёзных патологий [3].

Приложение 2

Программа похода (предоставлена GanaManaAdventure1):

🌄 1 день. Выезжаем из г. Пятигорска в поселок Архыз. Джиппинг до "Ледниковой фермы", ставим наш первый акклиматизационный лагерь.

🌄 2 день. Радиальный выход на перевал Софийское седло, величественные Софийские водопады и хребет Чегет-Чат. Путь к ним лежит через сосновые и березовые рощицы, а вокруг расстилаются роскошные альпийские луга! Наслаждаемся великолепным видом на заснеженные вершины гор и на долины рек Кизгыч и София!

🌄 3 день. Собираем лагерь и выходим в направлении Софийских озер. Сегодня будем подниматься все выше, выше и выше! Мы пройдем пихтовые леса, выйдем к зоне альпийских лугов и огромным полянам рододендрона и можжевельника. Весь день рядом с нами будет журчать чистейшая горная река и небольшие, живописные водопады! Перед перевалом Иркиз 2880 м., отдохнем и продолжим восхождение. С седловины нам откроется изумительный вид на голубые озера. "В пустынном цирке, точно огромные самоцветы, покоятся три озера. Самое большое из них лазурно-голубое. Второе озеро значительно меньше — цвета чистой небесной голубизны, а третье, как полированный черный мрамор".

На берегу одного из озер разобьем наш лагерь, и этой ночью будем наслаждаться отражением звезд в зеркальной глади воды!

🌄 4 день. Отдых! Такие моменты особенно любимы участниками! Будем отдыхать, загорать, купаться и делать потрясающие снимки Софийских озер! Также желающие смогут присоединиться к радиальному выходу на перевал Баш-Джол 3050 м. С одной стороны будет виден кусочек белоснежного Эльбруса, самой высокой горы Европы (5642 м). А с другой – величественный Пшиш – самая высокая гора Архыза, 3790 м, и небольшое озерцо.

🌄 5 день. Радиальный выход к кристальному озеру Айтматлы-Джагалы-Кёль. На озере есть небольшой островок, отделенный протокой. Будем купаться, медитировать и наслаждаться природой.

🌄 6 день. Радиальный выход к двум другим озерам Софийского хребта. Перед перевалом Кара-Джаш 2960 м., нам откроется необычайный вид на темно-изумрудное озеро "Верхняя запятая". Преодолев перевал, увидим долину рек Псыш и Аманауз. Далее спустимся к светло-изумрудному Кратерному озеру, в чьих водах мы смоем усталость от долгого перехода. По желанию поднимемся на вершину Кель-Баши, откуда открывается вид на все озера сразу.

🌄 7 день. Покидаем нашу стоянку возле Софийских озер и спускаемся вниз, в зону леса. Подъемов на нашем пути больше не будет! Тропа идет вниз по каменистому ущелью, петляя среди зарослей рододендрона и можжевельника. Мы пройдем возле озера Рыбий глаз и вдоль реки Гаммеш-Чат, спустимся к озеру Нижняя Запятая. Издалека это озеро выглядит как большая изумрудная капля! На этой высоте растут солнечные крокусы, фиолетовый Иван-чай, белые колокольчики и много крупной, дикой малины. Возле озера Запятая, на высоте 2200 м. расположимся на ночлег.

🌄 8 день. После завтрака спускаемся в долину реки София и направляемся в сторону поляны Таулу. В этот день мы с грустью прощаемся с горами и возвращаемся домой. Заснеженные вершины, чарующее многоцветье альпийских лугов, шум водопадов, необыкновенная голубизна ледников и озёр навсегда останутся в наших воспоминаниях.

Особенности маршрута:

• уровень сложности маршрута: средний (подходит для любого активного человека, не имеющего медицинских противопоказаний для занятий спортом и нахождения в условиях высокогорья);

• маршрут без сопровождения: все снаряжение, общественное и личное, участники несут сами.

• маршрут проходит на высоте: 1550-3250 метров;

• длительность маршрута: 8 дней;

• проживание: палатки;

• питание трехразовое: на завтрак и ужин - горячее (подходит для людей ведущих здоровый образ жизни), обед – сухой паек. Готовят туристы самостоятельно на газовых горелках.

Список снаряжения (предоставлен GanaManaAdventure):

5-ть пунктов, с которых стоит начать:

• РЮКЗАК 80-100 л. | Учтите, что помимо ваших личных вещей там должно уместиться питание весом около 3000 гр. и немного общественного снаряжения.

• СПАЛЬНИК | Температура комфорта не менее -1 градуса, лучше -4, не путать с температурой экстрима.

• ПАЛАТКА | .

• КОВРИК КАРЕМАТ | Желательно иметь толстый и теплый, не обязательно фирменный, можно самый простой.

• ПАЛКИ ТРЕККИНГОВЫЕ |.

Обувь и одежда:

• КУРТКА ПОХОДНАЯ | Желательно с мембранной и ветрозащитой.

• БРЮКИ ПОХОДНЫЕ | Обычные туристические брюки с карманами без утеплителя с ветрозащитой.

• КОФТА ТЕПЛАЯ | Из флиса, полартека или на крайний случай теплый удобный дышащий свитер.

• ТЕРМОБЕЛЬЕ |.

• РУБАШКА | С длинным рукавом и воротником от обгорания, для защиты от солнца.

• МАЙКА | 2-3 шт.

• ГОЛОВНОЙ УБОР | Шапка + бандана, кепка, шляпа на выбор.

• ПЕРЧАТКИ ТОНКИЕ | Подойдут любые, даже строительные либо флисовые.

• НОСКИ | 3-4 пары тонких + 3-4 пары средних, одеваются тонкий со средним вместе для меньшего натирания стоп.

• НОСКИ ДЛЯ НОЧЕВКИ | 1 пара шерстяных для согревания.

• ОБУВЬ СМЕННАЯ | Крепкие сандалии или шлепки для лагеря и купания.

• КУРТКА ПУХОВАЯ | По желанию, подходит тонкий пуховик "NOVA TOUR ANGARA" и подобные.

Дополнительно:

• НАКИДКА ОТ ДОЖДЯ | Если походная одежда промокает.

• НАКИДКА НА РЮКЗАК | Должна идти в комплекте с рюкзаком.

• КРУЖКА, ЛОЖКА, МИСКА, НОЖ | Все это по возможности должно быть легким, не стоит брать керамические кружки и эмалированную посуду.

• ФОНАРИК НАЛОБНЫЙ | + Комплект запасных батареек.

• ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ | Зубной щетки и маленького тюбика пасты, кусочка мыла и немного шампуня будет достаточно; не стоит брать с собой полные флаконы геля для душа и шампуня, кучи кремов и лосьонов.

• ДОКУМЕНТЫ | Упакованные в герметичный пакет.

• ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АПТЕЧКА | Пластыри 20 шт., средство от простуды, расстройства кишечники и т.д. Также надо учесть специфические и хронические заболевания, если они есть. Помимо индивидуальной аптечки у гида есть общественная, но вы так же должны к этому ответственно подходить.

• Туристические очки, лучше АЛЬПИНИСТСКИЕ.

• ПОМАДА | Гигиеническая, желательно с UV фильтром.

• КРЕМ ОТ ЗАГАРА | +30, лучше +50.

• ЕМКОСТЬ ДЛЯ ВОДЫ | 1 л.

• ТЕРМОС | 0.5 - 1.0 литра *

• ФОТОАППАРАТ | + Запасные аккумуляторы *

• СИДУШКА |.

• ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА | Герметично упакованная.

• Набор влажных гигиенических салфеток.

• ПАКЕТЫ | Для упаковки вашей вещей, дополнительная защита от сырости.

* отмечены снаряжение и вещи, которые не обязательны.

Приложение 3

Блиц-интервью с гидом похода Д. В. Конаш, руководителем туристической компании GanaManaAdventure.

Вопрос: Дмитрий Владимирович, добрый день! Каково Ваше мнение как гида горного похода «Голубое ожерелье Архыза», с какого возраста дети могут принимать участие в горном походе?

Ответ: В горные походы сложностью как «Голубое ожерелье» можно ходить с 4 лет смело, главное, чтобы к этому времени у ребенка уже была базовая физическая подготовка и родители понимали, как помочь и как мотивировать, снимать моральное напряжение. Я на перевалах видел 4-8 летних детей.

Вопрос: Не тяжело ли гиду вести смешанную группу, в которой, помимо взрослых, есть дети младшего школьного возраста?

Ответ: В наших походах, когда участвуют дети, никогда с ними проблем не бывает. Обычно все сложности со взрослыми! Мне приятно, когда в наших походах присутствуют дети, очень приятно, от них исходит много добра и позитива!

Большое спасибо, Дмитрий Владимирович!»

Приложение 4

Совокупные результаты опроса и ассоциативного эксперимента

по группам испытуемых

7 класс

3 класс

  1. 1. Ходили в поход – 20 человек.

Не ходили – 8 человек.

Большинство ходило в однодневные походы. В многодневные походы (2 дня и более) – 9 человек.

  1. 2. Хотели бы пойти в поход – 27 человек. Один человек указал, что походы его не интересуют.

В разные походы (от 2 до 5 вариантов выбора) хотели бы пойти 17 человек, в какой-то один определенный поход – 9 человек.

Самым популярным видом походов оказался пеший поход (18 чел.), на втором месте – горный поход и сплав (по 17 чел.), на третьем месте – велопоход (13 чел.). Наименее интересным для этой группы респондентов оказался лыжный поход (5 чел.).

Наиболее часто называемые причины интереса к походам: это «интересно», «познавательно», «весело».

Также называли такие причины: «нравится проводить время с семьей», «быть на природе», «хочу пойти с классом», «нравится готовить на костре», «жить в палатке – это круто», «необычно», «в горах красиво, там свежий воздух», «не ходила в горы, хочу именно туда», «хочу улучшить результат прошлого похода», «хочу пойти один в лес».

  1. 3. 9 человек дали определение похода: «путешествие нескольких лиц на какое-то время в какое-то место», «временное проживание людей в дикой местности» и пр.

15 человек положительно оценивали походы: «весело», «интересно», «приключение, от которого захватывает дух», «круто», «место, где мы можем оторваться от телефона и наслаждаться пейзажем».

Несколько человек дали ироничные ответы: «день или два без булочек», «когда ты голодный, ешь лесные ягоды и кору», «загляни в словарь» и пр.

  1. 4. Готовы нести рюкзак – 27 человек, один человек воздержался от ответа.

Максимальный вес рюкзака мальчики указывали от 5 до 30 кг. Девочки – от 2 до 15 кг.

Большинство мальчиков готово нести рюкзак весом до 10 кг., большинство девочек – до 5 кг.

  1. 1. Ходили в поход – 17 человек.

Не ходили – 7 человек.

Большинство также ходило в однодневные походы. В многодневные походы (2 дня и более) – 4 человек.

  1. 2. Хотели бы пойти в поход – 22 человека. Два человека указали, что походы их не интересуют.

В разные походы (от 2 до 5 вариантов выбора) хотели бы пойти 7 человек, в какой-то один определенный поход – 15 человек.

Самым популярным походом оказался велопоход (10 чел.), на втором месте – горный поход (9 чел.), лыжный походы выбрали 7 человек, пеший поход – 6 человек. Наименее интересным оказался сплав - его выбрали 5 человек.

Наиболее часто называемые причины интереса к походам: это «интересно» и «весело».

Также назывались такие причины: «нравятся горы / лыжи / велосипед», «можно увидеть природу / красивый вид», «люблю смотреть на все вокруг», «люблю дышать свежим воздухом», «хочу обследовать весь мир», «люблю экстрим», «можно полазить», «люблю путешествия и приключения», «будем ставить палатки, разжигать костер и есть зефир», «узнаю новое».

  1. 3. Большая часть опрошенных ответила, что поход – это «путешествие, приключение». Также поход определяли как «расслабление, отдых», «изучение природы / познание мира». Отмечали опасности походов: «немного опасно», «капелька экстрима», а также их преимущества: «укрепление иммунитета».

  1. 4. Готов нести рюкзак – 21 человек. Не готовы – 3 человека (один мальчик и две девочки).

Максимальный вес рюкзака мальчики указывали от 4 до 15 кг. Девочки – от 3 до 12 кг.

Большинство мальчиков готово нести рюкзак весом до 8 кг., большинство девочек – до 5 кг.

Приложение 5

Интервью

Юрий Константинов: туристский поход как урок жизни для детей

16:25 15.07.2011 РИА Новости

О современном состоянии детского спортивного и краеведческого туризма корреспонденту "РИА.Туризма" рассказал вице-президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Константинов.

Всего пару десятков лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так или иначе, занимался спортивным туризмом. Это не означало, что все дети поголовно ездили за границу к теплым морям, туризм в те годы вообще редко ассоциировался с выездом из страны, а дети, говоря о нем, подразумевали палатку, спальник и песни у костра.

Это были времена, когда дети целыми группами в сопровождении своих школьных учителей отправлялись в многодневные турпоходы… И, согласитесь, в те времена мы гораздо реже слышали о наркотиках и гораздо чаще - о спортивных достижениях.

Но то, что было характерно для 70-80-х, сегодня скорее экзотика. Слово ныне "туризм" обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все реже, а дети мегаполисов все чаще уходят не вглубь лесов, в пучину социальных сетей, к виртуальным кострам…

О современном состоянии детского спортивного и краеведческого туризма корреспонденту "РИА.Туризма" Марине Сарданашвили рассказал вице-президент Академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Юрий Константинов.

- Давайте начнем с истории. С чего начиналось развитие детско-юношеского туризма в России?

- Создание государственной системы детско-юношеского туризма началось в декабре 1918 года с открытия Наркомпросом Центрального бюро школьных экскурсий, ныне именуемого Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения. Весь опыт развития внешкольного образования детей показывает, что в системе образования туризм развивается в неразрывной связи с краеведением, поэтому правильным будет определение "туристско-краеведческая деятельность", которое и закреплено в нормативных документах.

- Какую роль играет детский туризм в жизни детей?

- Туристско-краеведческая деятельность учащихся при правильной педагогической постановке позволяет решать одновременно вопросы обучения, воспитания, оздоровления, социальной адаптации и профессиональной ориентации детей, формировать здоровый образ жизни молодежи. Походы, путешествия, экспедиции создают такую воспитательную среду, которая независимо от педагога воздействует на детей, когда сама обстановка стимулирует выработку необходимых качеств, навыков и умений. Туристский поход позволяет каждого участника поставить в уникальные с точки зрения воспитания условия, когда абстрактные идеи общежития приобретают весьма конкретную, жестко обусловленную реальность.

- Как сегодня обстоят дела с детским туризмом?

- За многие десятилетия в России сложилась и действует система туристско-краеведческой работы, которая в образовании осуществляется в настоящее время по двум направлениям: в учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в специализированных центрах и на станциях юных туристов, и в общеобразовательных учреждениях и программах дополнительного образования.

В стране действует календарь массовых туристско-краеведческих мероприятий с учащимися, однако в последнее время бюджетное финансирование их катастрофически снизилось, проводятся они в основном за средства команд-участниц. Тем не менее количество соревнований за последние годы стабилизировалось, всероссийские соревнования учащихся проводятся по лыжному, пешеходному, водному туризму.

От редакции: туристско-краеведческую образовательную деятельность сегодня осуществляют около 400 центров, станций юных туристов, туристских баз, а также многочисленные отделы туризма и краеведения домов творчества детей и юношества. По данным государственной статистики, в 28 тысячах туристско-краеведческих объединениях и учреждениях дополнительного образования регулярно занимаются 425 тысяч детей. В походах, ежегодно организуемых этими учреждениями, участвуют более 1,6 миллиона детей, а в экскурсиях - 3,3 миллиона человек.

- В чем, на ваш взгляд, заключается специфика регулирования детско-юношеского туризма? Какие ведомства оказывают наибольшее воздействие на его становление и развитие?

- Система детских учреждений дополнительного образования, сложившаяся в нашей стране, уникальна, но зачастую это играет отрицательную роль. Например, при подготовке законодательных актов, различных программ по развитию туризма, система детского туризма, как и самодеятельного, полностью выпадает из общей схемы. Понятие "туризма" сводится к международно-коммерческому роду деятельности, а внутренний оздоровительный и спортивный туризм зачастую даже не упоминается, так как его роль в жизни граждан России нельзя перевести в рублевый эквивалент, а о его социальной значимости забывают.

Учреждения дополнительного образования детей по содержанию своей деятельности находятся в поле зрения не только органов образования, но и многих других министерств и ведомств, работающих по своим законам и нормативным актам. Эти законодательные органы готовят свои нормативные акты, которые в той или иной мере затрагивают интересы детей, их оздоровления, воспитания, но при этом часто готовятся на низком профессиональном уровне, не учитывая вопросы педагогики и сложившуюся практику. Необходимо, чтобы при подготовке документов, затрагивающих вопросы туризма, привлекались представители организаций, отвечающих за организацию этого массового движения.

- Какие перспективы у детско-юношеского туризма в России?

- Усилия органов образования направлены на сохранение сети и дальнейшее развитие системы, обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования. Однако нас волнует тот факт, что за общими благополучными цифрами увеличения количества занимающихся в детских объединениях стоят проблемы, связанные с сохранением сети профильных учреждений - центров юных туристов, техников, детских спортивных школ. В ряде регионов механически преобразовывают учреждения путем слияния профильных учреждений в комплексные центры.

- Что нужно сделать, чтобы ситуация стабилизировалась и детско-юношеский туризм получил своё развитие в походно-краеведческой области?

- Мы выделяем несколько конструктивных предложений для решения проблем детско-юношеского туризма в нашей стране. Одним из главных является сохранение и развитие профильных учреждений - центров и станций юных туристов, улучшение их материальной базы.

Немаловажную роль играет и укрепление кадрового потенциала для работы в детско-юношеском туризме. Это подготовка педагогов дополнительного образования по специализации "туристско-краеведческая деятельность" на основе государственного заказа в высших учебных заведениях и повышение туристской квалификации педагогических работников.

Помимо этого нас волнуют необоснованные требования и ограничения, введённые в последние годы. Мы считаем, что многие из них подготовлены без должного профессионализма и направлены на свёртывание работы с детьми под прикрытием лозунгов "заботы об их безопасности".

1Сохранен авторский стиль.