III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

АССИМИЛЯЦИЯ МОРДВЫ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСТСОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Козлов С.Е.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Актуальность. Известный писатель-краевед П.Н. Мельников-Печёрский еще во 2-й половине XIX в. писал: «Из всех народов так называемого чудского или финского племени, обитающих в России, ни одно так не обрусело в настоящее время, как мордва» [3]. Сегодня эти слова звучат особенно актуально. Индустриализация XX в., являясь несомненным благом, всё же имела и отрицательные последствия: многие народы забывали свои языки и культуру. Не оказались исключением и коренные жители Нижегородчины – эрзя и мокша, объединяемые общим наименованием мордва.

Вопрос сохранения мордовской культуры и самосознания упирается в необходимость исследования причин и последствий ассимиляции коренных народов нашего региона.

Цель исследования: выявить пространственные различия в ассимиляции мордвы в Нижегородской области за постсоветский период.

Гипотеза исследования заключается в том, что изучение темпов ассимиляции национальных меньшинств поможет разработать комплекс мер по сохранению и развитию национальных языка, культуры и самосознания данных народов.

Задачи:

  1. Изучить особенности истории и культуры нижегородской мордвы;

  2. Проанализировать материалы переписей населения 1989 и 2010 гг., порайонно выявив численность мордвы с составлением соответствующего картографического материала;

  3. Выявить динамику изменения численности мордвы в Нижегородской области в 1989 – 2010 гг.;

  4. Осуществить прогноз изменения численности мордвы при сохранении существующих тенденций на аналогичный период времени.

  5. Предложить меры по снижению темпов ассимиляции мордовских народов в Нижегородской области.

Объект исследования: мордва Нижегородской области.

Предмет исследования: ассимиляция мордвы на территории данного субъекта РФ.

Методы исследования: статистический, картографический, анализ литературы по выбранной теме.

Научная новизна: впервые выполнено исследование, порайонно отражающее и прогнозирующее процесс ассимиляции мордвы в Нижегородской области.

Практическая значимость: результаты работы можно использовать для планирования комплексных мер по возрождению культуры и языка коренных народов Нижегородской области, а также для дальнейших их географических и культурно-исторических исследований.

Глава 1. Комплексная этнографическая характеристика нижегородской мордвы

  1.  
    1. Этногенез и исторический ареал расселения

Прежде чем приступить к комплексной характеристике мордовских народов, обратимся наиболее важному этнографическому термину для нашего исследования – ассимиляции. Это «слияние одного народа с другим с утратой одним из народов своего языка, культуры, национального самосознания» [7].

Рассмотрим, что понимается исследователями-этнографами и географами под этнонимом «мордва». В школьной краеведческой хрестоматии «Наш край» даётся следующая характеристика: «это обозначение объединяет два этноса с различными языками – эрзю и мокшу, которые были единым целым около полутора тысяч лет назад» [5].

В начале-середине I тысячелетия н.э. в междуречье Волги и Оки сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе — с балтоязычными.

С запада в течение последних 1000 лет наиболее сильное влияние мокша и эрзя испытали от славянских племён. Славянизации были подвергнуты почти все. После подчинения волжских княжеств и ханств Иваном Грозным, мокша и эрзя окончательно стали составной частью московского княжества. До середины 20-го века многие эрзя и мокша сохраняли двуязычность, которая, вероятно, всё больше уступает место русскому языку, как главному и культурообразующему. Ассимиляция, которую испытали волжско-уральские народы, является двунаправленной. Как славяне, численно превосходящие мокшу и эрзя, влияли на «мордву», так и коренное население влияло на вновь приходящих славян.

Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 до н. э. [8].

Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, мордва испытывала культурное влияние соседствовавших с ними в разное время: сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян.

На карте ниже представлены точные территории этногенеза эрзи и мокши, с той лишь разницей, что для эрзянских земель определены границы земель в которых происходил этногенез народа до вхождения его в состав Московского государства в 16 веке [8].

Рис. 1. Карта исторического ареала расселения эрзи и мокши [8]

Как видно на карте, эрзя жила в междуречье рек Волга, Ока, Сура, Мокша; а мокша расселилась по бассейнам рек Цна, Мокша и в верховьях р. Суры.

В результате взаимодействия эрзи и мокши с соседними народами и друг с другом сформировались следующие этнографические группы мордвы.

 

Мордва

 

 

Терюхане

Шокша

Мокша

Эрзя

 

 

Каратаи

 

Рис. 2. Структура мордовской этнической общности.

Эрзя заселяет преимущественно юг Нижегородской области и восток Мордовии. Мокша – жители западной Мордовии, Пензенской и Тамбовской областей. Шокшей называют часть эрзи, испытавшую сильное мокшанское языковое влияние. Терюхане – ныне полностью обрусевшая этническая группа, проживавшая в Терюшевской волости Нижегородского уезда (ныне – Дальнеконстантиновский район). Каратаи – мордва, испытавшая тюркоязычное влияние, проживающая в Камскоустьинском районе Татарстана [3].

Рис. 3 Современный ареал расселения эрзи [4].

На сегодняшний момент все этнографические группы мордвы, за исключением уже исчезнувших терюхан, подвержены интенсивному процессу ассимиляции, который будет подробно изучен во 2 главе.

1.2. Особенности национальной культуры

Племена Городецкой культуры испытывали сильное влияние пьяноборских племен, которые в начале нашей эры продвинулись в Западном Поволжье. К этому времени позднегородецкие племена приобрели устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В присурской зоне формируется устойчивый обряд погребения головой на юг и наличие среди погребального инвентаря височной спиралевидной подвески с грузиком. (В целом общая черта для приуральских финнов.) В приокской зоне погребенных стали ориентировать головой на север и очень редко встречается спиралевидная височная подвеска. На их основе учёные установили, что присурская группа племен явилась основой для формирования мокшан, а окская — эрзян [8].

Язык. Современные мордовские языки, эрзянский и мокшанский, принадлежат к подгруппе волжских финнов финно-угорской группы уральской языковой семьи. Вопреки распространённому мнению, оба языка самостоятельны, хотя и родственны друг другу [9].

Одежда. Есть разница и в женском костюме: мокшанка носит рубашку и штаны, причём рубашка у неё спускается не до пят, как у эрзянки, а поддерживается у пояса; сверх рубашки эрзянка носит выбитый кафтан, так называемый шушпан, похожий на соответственный наряд черемиски. На голове эрзянки носят круглые кокошники и снабженные спереди рогообразным выступом сороки, а у мокшанок головной убор ближе к черемисскому и заменяется иногда полотенцем или шалью, навёртываемыми в виде чалмы (впрочем, головной убор мордовок значительно варьирует в каждой группе ещё и по местностям). Мокшанки не носят также «пулая» — назадника, украшенного бисером и длинной бахромой и распространённого у эрзянок [8].

Религия. Переживанием родового быта является также культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок. Интересным является сохранившийся вплоть до XX века обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках. После чего его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»). У мордвы сохранилось ещё много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов (мокш. павас) — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т. д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т. д. Можно различить следы дуализма — антагонизма между Шкаем (небом) и Шайтаном, которыми созданы, между прочим, Алганжеи (носители болезней). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним [Наш край, 2006].

В настоящее время возрождается интерес к традиционной мордовской культуре. Печатается газета «Эрзянь Мастор» («Земля эрзян»), функционирует народный ансамбль «Торама», издаётся литература на эрзянском и мокшанском языках.

Выводы по 1 главе

Мордва – это группа родственных финно-угорских народов, являющихся одними из коренных жителей Нижегородской области, а также ряда других регионов Поволжья. Крупнейшими из них являются эрзя и мокша.

Традиционный ареал проживания данных народов существенно сократился со времён русской колонизации Поволжья, стал не сплошным, компактным, а спорадическим, «островным».

За время своего существования эрзяне и мокшане создали сложную духовную и материальную культуру, которая включает в себя элементы политеизма (многобожия) и привнесённого русскими христианства, развитые экологические традиции природопользования.

На сегодняшний день в жизни мордовских этносов друг другу противостоят два противоположных по своей направленности историко-культурных процесса: ассимиляция и возрождение национального самосознания. Выживание эрзи и мокши как полноценных этносов зависит от развития и поддержания традиционной культуры и расширения сферы использования родных языков представителей данных народов.

Глава 2. Динамика изменения численности мордвы в постсоветское время

2.1. Географический анализ изменения численности мордвы в Нижегородской области в 1989 – 2010 гг.

Для осуществления анализа динамики численности населения мордвы в регионе в постсоветское время нами были проанализированы результаты последней всесоюзной переписи населения 1989 г. [2] и ближайшей к нашему времени переписи населения 2010 г. [6]. Из предоставленных Нижегородстатом материалов были отобраны материалы, касающиеся национального состава населения районов Нижегородской области.

Рассмотрим численность представителей мордовских народов в регионе по состоянию на 1989 г.

Рис. 4. Карта численности населения мордвы по районам Горьковской области по состоянию на 1989 г. (прим. – Сокольский район присоединён в 1994 г.)

На карте, составленной по результатам переписи в программе CorelDraw, отчётливо видны два ареала наиболее плотного расселения эрзи и мокши. В них включены административно-территориальные образования с численностью представителей данных народов свыше 1000 человек.

  1. Юго-Восточный ареал. Включает в себя Лукояновский, Шатковский, Первомайский, Большеболдинский, Сергачский и Пильнинский районы. Наибольшая численность мордвы наблюдалась в Лукояновском районе (5775 чел.) [2]. Для данной части области характерна сравнительно низкая доля городского населения и аграрная специализация хозяйства [1]. Это даёт основания предположить, что здесь наблюдается высокая доля людей пенсионного возраста, что негативно сказывается на этнодемографическом потенциале местной мордвы. Важнейшие факторы ассимиляции мордвы в данном ареале – миграционный отток и естественная убыль населения.

  2. Центральный ареал. Сформировался в г. Нижнем Новгороде (10225 чел.), и Дзержинске (2583 чел.). Возникновению данного ареала способствовал миграционный приток мордовской молодёжи из южных юго-восточных районов области с целью получения образования и трудоустройства. Эта тенденция характерна для всего региона, но наиболее заметно сказывается именно на районах компактного проживания национальных меньшинств. В условиях многонационального города-миллионера и примыкающей к нему агломерации ассимиляция народов происходит вследствие заключения смешанных браков и отсутствия возможностей использования родного языка в повседневной жизни.

Изучим теперь обстановку, сложившуюся на сегодняшний день. Мы видим, что Юго-Восточный ареал изменил свои границы: так, например заметно сократилась численность населения мордвы в Первомайском районе, а открытие данных по переписи в г. Саров выявило принадлежность его к данному ареалу.

Рис. 5. Карта численности населения мордвы по районам Нижегородской области по состоянию на 2010 г.

Общее «посветление» тона карты свидетельствует о практически повсеместном сокращении численности мордвы в Нижегородской области. Появился район, где мордва исчезла полностью (Шарангский), но он не входит в исторический ареал её расселения. Однако, чтобы точнее выявить динамику численности данной группы народов, выявим порайонно процентные изменения в их количестве.

Район

1989

2010

Разница

Изм., %

Н.Новгород

10255

3550

6705,00

65,38

Дзержинск

2583

1025

1558,00

60,32

г. Арзамас

нет данных

318

-

-

Саров

нет данных

1540

-

-

Ардатовский

нет данных

8

-

-

Арзамасский

нет данных

108

-

-

Балахнинский

291

101

190,00

65,29

Богородский

319

213

106,00

33,23

Большеболдинский

1562

1194

368,00

23,56

Большемурашкинский

23

7

16,00

69,57

Борский

565

159

406,00

71,86

Бутурлинский

28

21

7,00

25,00

Вадский

92

49

43,00

46,74

Варнавинский

10

7

3,00

30,00

Вачский

11

5

6,00

54,55

Ветлужский

16

7

9,00

56,25

Вознесенский

110

43

67,00

60,91

Володарский

185

192

-7,00

-3,78

Воротынский

34

18

16,00

47,06

Воскресенский

17

10

7,00

41,18

Выксунский

117

53

64,00

54,70

Гагинский

731

279

452,00

61,83

Городецкий

266

120

146,00

54,89

Дальнеконстантиновский

201

121

80,00

39,80

Дивеевский

80

46

34,00

42,50

Княгининский

24

32

-8,00

-33,33

Ковернинский

16

2

14,00

87,50

Краснобаковский

58

21

37,00

63,79

Краснооктябрьский

303

225

78,00

25,74

Кстовский

600

334

266,00

44,33

Кулебакский

72

9

63,00

87,50

Лукояновский

5775

3052

2723,00

47,15

Лысковский

113

77

36,00

31,86

Навашинский

49

13

36,00

73,47

Павловский

139

58

81,00

58,27

Первомайский

1346

583

763,00

56,69

Перевозский

63

56

7,00

11,11

Пильнинский

2239

1123

1116,00

49,84

Починсковский

174

163

11,00

6,32

Семёновский

70

33

37,00

52,86

Сергачский

2563

1366

1197,00

46,70

Сеченовский

979

585

394,00

40,25

Сокольский

нет данных

6

-

-

Сосновский

10

2

8,00

80,00

Спасский

19

14

5,00

26,32

Тонкинский

4

1

3,00

75,00

Тоншаевский

19

15

4,00

21,05

Уренский

25

14

11,00

44,00

Чкаловскй

50

24

26,00

52,00

Шарангский

6

0

6,00

100,00

Шатковский

3361

2013

1348,00

40,11

Шахунский

37

21

16,00

43,24

Таблица 1. Расчёт динамики численности населения мордвы в районах Нижегородской области. Прим. – 1)жирным шрифтом выделены районы исторического расселения мордвы; 2) отрицательные значения в последней графе свидетельствуют о превышении численности мордвы в 2010 г. над 1989.

По данным таблицы была построена следующая карта.

Рис. 6. Карта изменения численности мордвы в 1989 – 2010 гг. по районам Нижегородской области.

По данной карте мы видим, что наибольшие темпы убыли мордвы (как естественной, так и миграционной) наблюдаются в районах по периферии Нижегородского Волго-Окского – территории её традиционного расселения, а также на севере региона, куда представители эрзи и мокши попадали исключительно за счёт миграционных процессов. На юго-востоке и в центре области численность мордвы сокращается наименьшими темпами за счёт изначально высокой своей численности. Наиболее кризисными в этнодемографическом отношении здесь являются Большемурашкинский (убыль на 69,6%), Гагинский (на 61,8%) и Первомайский (на 56,7%).

Выявлены и районы с положительной динамикой. Так в Княгининском районе численность мордвы за исследуемый период увеличилась а 33,3%, а в Володарском – на 3,78%.

Процесс ассимиляции коренных народов Нижегородской области наиболее ярко отражается на примере мордовских народов – эрзи и мокши. Большинство их представителей даже не знают, к какому из них они относятся, а своим родным языком считают русский. Ассимиляция коренных жителей Нижегородской области началась ещё при колонизации этих земель, продолжалась в советское время, однако, после распада СССР кризис села ударил и по национальным меньшинствам, опирающимся, в основном, на аграрную культуру. После этого темпы ассимиляции значительно ускорились.

2.2. Прогноз ассимиляции мордвы в Нижегородской области.

Прогноз любых процессов и явлений всегда носит вероятностный характер. Динамика изменений может меняться в любую сторону в зависимости от множества факторов. Составим прогноз изменения численности мордвы в районах Нижегородской области с учётом выявленных тенденций. Для этого установим прогнозный период такой же величины – 21 год (2010 – 2031 гг.) и рассчитаем порайонно будущую численность населения мордвы на 2031 г. с учётом сохранения темпов убыли или прироста её численности. Для этого вычтем из численности населения этого народа на 2010 г. величину убыли с 1989 по 2010 гг., в результате чего будем наблюдать следующую картину.

Рис. 7. Карта прогнозируемой численности населения мордвы в районах Нижегородской области на 2031 г.

При сохранении существующих темпов депопуляции мордовское население полностью исчезнет к 2031 г. в 22 районах области, расположенных, в основном, в северной и западной частях региона. Ни в одном районе Нижегородчины численность мордвы не будет составлять более 1000 чел. Максимальная её численность будет наблюдаться в Большеболдинском районе (826 чел.). Полностью исчезнет Центральный ареал расселения мордвы.

Однако, данные процессы обратимы. Для их предотвращения нами предлагаются следующие меры:

  1. поддержка национального самосознания коренных народов Нижегородской области через создание возможностей для изучения родного языка в школах и учреждениях культуры;

  2. создание новых рабочих мест разноплановой специализации в районах компактного проживания мордвы для удержания квалифицированных и молодых кадров на малой родине;

  3. ознакомление широких слоёв населения региона с культурой коренных его жителей.

Сохранение этнодемографического потенциала коренных народов Нижегородчины будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона, разнообразию его этнокультурных особенностей и хозяйственному подъёму в районах компактного проживания коренных народов, в том числе, и мордвы.

Выводы по 2 главе

Процессы ассимиляции мордвы в Нижегородской области отличаются особенной интенсивностью. Лишь в двух районах области зафиксирован рост численности эрзи и мокши. Однако, большинство респондентов на переписи населения затруднялись отнести себя к какой-либо из этих национальностей. В 22 районах Нижегородчины убыль представителей мордовских народов по сравнению с 1989 г. составляет более 50%. В 5 из них убыль составляет свыше 75%, а в одном – мордва полностью исчезла. Прогноз ассимиляции показывает существенное сокращение ареала расселения и численности эрзи и мокши в Нижегородской области.

Заключение

В процессе исследования были изучены особенности истории и культуры нижегородской мордвы. Проанализированы материалы переписей населения 1989 и 2010 гг., порайонно выявив численность мордвы с составлением соответствующего картографического материала.

В результате сравнительного анализа материалов переписей населения выявлена динамика изменения численности мордвы в Нижегородской области в 1989 – 2010 гг.

На основании выявленных темпов ассимиляции осуществлён прогноз изменения численности мордвы при сохранении существующих тенденций на аналогичный период времени.

Изучение текущего состояния процесса ассимиляции мордвы и его прогноз позволили предложить меры по замедлению темпов сокращения численности представителей народов, относящихся к данной этнической общности.

Литература

  1. Географический атлас. Нижегородская область. Земля, где я живу. Верхневолжское АГП Роскартографии, 2005. – 48 с.

  2. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Часть III Национальный состав населения Горьковской области. Горький, 1990.

  3. Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки мордвы / П. И. Мельников (Андрей Печерский). — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. — 134 с.

  4. Морохин Н.В. Традиционная духовная экологическая культура народов Нижегородского Поволжья. Диссертация на соискание учёной степени доктора филологических наук. Москва, 1998.

  5. Наш край: кн. для учащихся гимназий и лицеев / сост. В.Шамшурин. - Н.Новгород: Кн., 2006. - 431 с.

  6. Национальный состав населения муниципальных образований. Нижегородская область. Справочный материал, предоставленный Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. 2010.

  7. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. http://arto-mas.livejournal.com.

  2. Erzan.ru.