III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВАЛЕНТИН РАСПУТИН: ИДЕАЛЫ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА
Воронин Д.Е.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


С детства и до глубокой старости нас окружают книги. Сначала это смешные стихи о зайчишках и слониках, потом романтические похождения рыцарей из романов Вальтера Скотта и Дюма, а позже – серьезные философские раздумья Достоевского и Толстого, Чехова и Тургенева. Из великого множества книг постепенно мы выбираем такие, которые созвучны нашему душевному настроению, нашему мировоззрению.

У каждого есть свои любимые авторы. Если обратиться к русской классической литературе, то самым близким и дорогим для меня является Лев Николаевич Толстой.

В 2017 году литературный мир будет отмечать десятки юбилеев гениев пера. Благодаря их произведениям каждый человек может окунуться в атмосферу радости и грусти, забыть о насущных проблемах и найти ответы на свои вопросы.

Из современных писателей я очень люблю Валентина Распутина, чей 80- летний юбилей мы будем отмечать в этом году. Попытаюсь объяснить, чем мне дорого творчество Валентина Григорьевича.

Первая повесть В. Распутина «Деньги для Марии» появилась в 1967 году. Потом читатели познакомились с повестью «Живи и помни». Но особенно потрясла меня повесть «Последний срок».

Она начинается совсем простыми словами «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печи и дожидалась смерти…». Правда, смерть пришла к ней только через три дня, так как съехались дети, которых восьмидесятилетняя женщина давно не видела и которые отодвинули наступление «последнего срока» ее жизни.

Прошли многие годы, и теперь, умирая, Анна невольно прислушивается к «шорохам воздуха, вздохам дремлющей земли» и думает о своей судьбе.

Нелегкой была ее жизненная дорога: работала, растила детей, старела. Мать в последние часы перед смертью думает о своих детях, которым посвятила жизнь. Какими же черствыми, по сравнению с матерью, оказались ее дети! Явно не

хватает им той памяти души, отзывчивости, чуткости, которой так красят их простую, необразованную мать. Дети многие годы не приезжали к матери, не встречались друг с другом. Ни в ком из них не увидит читатель продолжение материнских черт: умение жертвовать собой, щедрости, доброты.

Ради Люси мать в голодный год заманивала колхозную корову в свой двор, чтобы нацедить баночку молока, а Люся, едва приехав, вернулась в город, не погостив у умирающей матери. Покинули мать Варвара и Илья, узнав, что ей стало легче, Татьяна вообще не приехала.

Очень остро поставлена автором проблема совести. Эта центральная проблема творчества Распутина. Громко звучит она и в повести «Пожар», которая потрясла меня своей правдивостью, неподдельной тревогой автора за то, что происходит в нашей жизни.

В таежном поселке Сосновка произошел пожар, и оказалось, что люди к нему не подготовлены. Только несколько человек «приступом направились к раскаленной стене», а остальные либо струсили, либо постарались «погреть руки» на чужом горе.

Пожар высветил общее неблагополучие в поселке: разгильдяйство, безответственность, аморальное поведение части жителей.

Иван Петрович, положительный герой, в Сосновке живет недавно и все время вспоминает свою Егоровну, которая помогла ему и многим выжить в голодные годы, «потому что держались всем миром, горе и радость встречали вместе, поровну». В Сосновке недавние хлебороды стали заниматься несвойственным им делом – «беспощадно вытаптывать лес». Появились такие безнравственные явления, как воровство, пренебрежительное отношение к технике, варварское истребление лесных богатств. Люди жили в этом поселке без уюта, без тепла, без единой березки и рябинки, как будто на голом месте.

Хищническое отношение к природе, неустроенность быта, непродуманная организация труда деформировали человеческую психологию, породили легкое и

бездумное отношение к жизни, пьянство, воровство. Много здесь переселенцев из «деревень-горемык», которые постепенно перебежали в другие места, оставляя тех, кто потерял совесть. Самые наглые и сильные остались верховодить, а хорошие, честные люди стояли в стороне, не давая им отпора.

Писатель с болью говорит об исчезновении нравственного начала, без которого не должен, не может существовать человек.

Эта повесть-притча высшей степени злободневно, так как отражает ту нравственную коррозию, которая разъедает практически все слои нашего общества, истребляя в человеке высокую духовность, искони присущую русскому народу.

Своеобразие и прелесть прозы Распутина заключается не только в острой постановке нравственных проблем, но и в самобытном стиле, в великолепном языке. Речь каждого действующего лица настолько слита с его характером, что создается впечатление, будто перед тобой живой человек, а не вымышленный автором персонаж.

Распутин заставляет задуматься над важными вопросами человеческого долга не только перед страной, но и перед всеми теми людьми, с которыми вместе идешь по жизни.

Очень нужны и важны для нас книги, подобные повестям Валентина Распутина.