III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КНЯЗЬ ВЛАДИМИР – ВОИН, ГРАЖДАНИН, ГОСУДАРСТВЕННИК
Новоселова А.В.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


приехал-то во славный стольный Киев-град

А ко славному ко князю на широкий двор.

Ай Владимир-князь он вышел со Божьей церкви,

(былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»)

Историческая личность… Сложная и, наверное, неблагодарная задача характеризовать ее. Ведь личность - не схема. Нет таких линий, которые разграничивают добро и зло, веру и безверие, благородство и малодушие. Историческая личность неоднозначна: она не может устраивать все общество; не может исполнить желания всех. Обязательно есть те, кто пойдет за лидером, и те, кто окажется в стане равнодушных и осуждающих.

Таков и святой равноапостольный великий князь Владимир. Впервые имя князя Владимира упоминается в «Повести временных лет» в рассказе об осаде Киева печенегами в 969г. Князь Святослав находился в это время в военном походе, княгиня Ольга с внуками, среди которых был и будущий князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Сыновья Святослава Ярополк, Олег и Владимир воспитывались при дворе великой княгини Ольги. Отправляясь после смерти княгини Ольги в 969 г. во 2-й балканский поход, князь Святослав выделил сыновьям уделы, причем Владимиру Святославовичу достался Новгород. В то время новгородский стол был вторым по важности после Киева. Таким образом, с самого раннего детства Владимир занял в своей семье особое место. Фигура святого равноапостольного великого князя Владимира заставила меня посмотреть на эту историческую личность через ассоциации.

Во-первых, имя Владимир обозначает «владей миром». Что значит «владей» - понятно. А вот что такое «мир»? Слово «мир» многогранно. Мир – это земли и народ, их населяющий. Чтобы владеть таким «миром», надо быть целеустремленным, сильным духом, уметь рассчитывать свои и чужие шаги. Таким и был князь Владимир. После гибели Святослава (весна 972г.) между его сыновьями разгорелась междоусобная война, в результате которой сначала в борьбе с Ярополком погиб Олег, а Владимир бежал «за море», после чего Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись с наемным варяжским войском, Владимир отвоевывает Новгород, идет на Киев, берет его и убивает Ярополка. С 978 г. начинается киевское княжение Владимира Святославовича. Владимиру пришлось заново восстанавливать владения Рюриковичей. Большинство военных походов князя Владимира связано либо с восстановлением дедовской державы, либо с обеспечением экономических и политических интересов Руси. Он выступал, прежде всего, защитником Руси, а не завоевателем чужих земель.

«Мир» - это соглашение воюющих сторон о прекращении войны. При князе Владимире определяются границы русского государства. На юге Владимир строит крепости и соединяет их между собой земляной насыпью, превращая оборону Руси в общегосударственное дело. В старые племенные центры киевский князь сажает на княжение своих сыновей. Сражается с печенегами и, в конце концов, заключает с ними мир. Далее следуют мероприятия по укреплению и украшению Киева, который Владимир считал центром своей земли. Были возведены новые укрепления – мощные земляные валы, а также глубокий ров перед ними.

«Мир» - это люди. Отношение простых людей к киевскому князю высказано в устном народном творчестве. В мифопоэтических представлениях Владимир — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища).

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посередь двора,

Сам идет он во палаты белокаменны.

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь-то поразмахивал*.

Крест-от клал он по-писаному,

Вел поклоны по-ученому,

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину.

В былинах Киев, двор князя Владимира — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые или глубокие реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.

То Владимир-князь-от стольно-киевский

Он скорёшенько вставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит-то на свой-то на широкий двор

Посмотреть на Соловья Разбойника.

Народная память сохранила образ князя Владимира как защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Именно народ назвал князя Красным Солнышком. Следующая ассоциация с солнцем. Солнце – светило, в лучах которого согреваются люди.

Первый луч – Владимир – внук княгини Ольги. Святая Ольга — необычайно цельная личность, подлинно великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Она оказалась достойной того исторического жребия, который ей выпал. Княгиня Ольга и князь Владимир дополняют друг друга, как будто материнское и отеческое начало христианской Руси.

Второй луч – принятие христианства и крещение Руси как стремление киевского князя превратить Русь в сильное и цельное государство. Выбирая между Римом и Константинополем (католичеством и православием), князь Владимир должен был позаботиться о том, чтобы вместе с новой религией не попасть в политическую зависимость. Крещение Руси - поворотное событие не только во внутренней, но и во внешней политике Киевского государства. Выбор веры - это и выбор союзников и противников на долгие годы.

Третий луч – просвещение Руси. При нем возникают школы, начинается обучение народа, продолжается строительство храмов, появляются первые русские монастыри. При них разного рода благотворительные заведения.

Следующий луч – путь самоусовершенствования князя Владимира. Жизнеописание Владимира приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый — до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только сообщение о трех гаремах Второй портрет — князь крещеный. Владимир сумел преодолеть заблуждения язычества. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии...

На киевском престоле Владимир княжил непрерывно тридцать семь лет. Именно тогда выработался его характер, именно здесь великий князь стал воином, гражданином, государственником, реформатором и защитником родной земли.