III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

АЛЬБОМ ЕСТЬ ПАМЯТНИК ДУШИ…
Апатикова М.Г.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение.

С конца XIX века рукописные альбомы со стихами стали уже не столько данью моде или традиции, сколько духовной потребностью, возникавшей с развитием народного образования во всё более широких кругах. Традиция эта продолжалась и в ХХ веке и даже ещё не совсем ушла в наши дни, хотя, возможно, обречена на угасание в эру усилившегося электронного наступления на книгу.

В наше время вернуться к этой традиции в полной мере, пожалуй, невозможно, но украсить нашу жизнь романтикой, некоторой утонченностью и душевностью очень хочется. Так родилась идея создания творческой работы по литературе «Альбом есть памятник души..»

Цель: продолжить традицию с такой богатой историей и сделать собственный альбом ручной работы.

Задачи:

1. Узнать, что такое «альбомная культура»?

2. Выяснить, когда появились первые альбомы?

3. Выяснить, как оформляли альбомы.

4. Выяснить, были ли альбомы в царской семье?

5.Сделать собственный альбом ручной работы, украсить его на свой лад, наполнить любимыми стихами, зарисовками и просто своим видением мира…

Гипотеза: Каждый альбом уникален по-своему.

План работы:

1. Изучение литературы по теме: «Альбомная культура России»

2. Сбор информации.

3. Оформление работы.

4. Изготовление собственного альбома ручной работы.

5. Подготовка презентации.

2. Из истории альбомной культуры в России.

Фотографии тогда не существовало, и роль рисунка была иной, чем в наше время. Путешественник ХХI века пользуется фотоаппаратом, а полтора-два столетия назад его заменялдорожный альбом. Небольшого размера, в холщовом или кожаном переплете, со специальной петелькой для вставки карандаша, он был обычно вытянут по формату в ширину. Страницы такого альбома заполнялись видами городов, пейзажами, уличными сценками и портретами. Альбом служил подобием памятной книги.

Традиция рукописных альбомов пришла в Россию в середине XVIII века из Западной Европы, в основном из Германии и Франции. В Европе альбомы стали известны ещё в средние века; в XVI — XVII веках они были популярны среди странствующих студентов. В Германии альбом называли «штамбухами» (stammbuch), в Англии «кипсеками» (keepsake). Слово “альбом” (восходит к латин. album — белая записная дощечка → от albus — белый) заимствовано в начале XIX века в русский язык из французского, где оно означает «памятная книга».

Наибольшее влияние на формирование русской альбомной традиции оказали немецкие рукописные альбомы. Тогдашний альбом имел очень солидный и торжественный вид: большого размера, с обтянутых кожей деревянных досок, украшенный тиснениями, с крупными бронзовыми застёжками. Такие альбомы были лицом семьи — на первой странице рядом с именем владельца было принято изображать семейный герб или девиз.

Расцвет моды на эти альбомы в России приходится на XIX век, точнее, на его начало и середину. Тогда эти альбомы появлялись преимущественно, у образованной молодежи, то есть почти исключительно в дворянских и купеческих, позже — разночинных семьях. В моду вошли альбомы в сафьяновых или кожаных переплетах, с золотым обрезом страниц, изящно украшенные. Альбомы были в большой моде и в Москве, и в Петербурге, и в провинции. Их клали на столики в гостиных, брали с собой на балы и, конечно же — в путешествия. Альбомы всячески украшали, вплетали в них листки розовой, голубой, желтой бумаги. Дамы и барышни, молодые люди и литераторы — у всех были альбомы. Светское воспитание требовало от молодого человека умения написать в альбом мадригал, нарисовать цветок, портрет или пейзаж.

Немалую важность имели небольшие акварельные портреты, которые писались водяными красками на бумаге. Вставленные в кожаный или обтянутый бархатом футляр, они хорошо упаковывались в саквояжи. Остановившись в частном доме либо в гостинице, путешественник мог легко достать их и поставить на стол. На чужой стороне они напоминали о близких, оставленных на родине.

Эпоха сентиментализма повлияла на содержание «памятных книг», которые заполнялись поэтическими посланиями известных авторов, афоризмами и цитатами из популярных произведений, собственными сочинениями и красивыми рисунками. Между альбомными страницами часто вкладывали засушенные цветы и листья — они, как пушкинский «цветок, засохший, безуханный», были связаны для владельца с дорогими воспоминаниями.

Здесь властвовал забытый ныне язык цветов.

Мирт означал твердость духа; барвинок - верность своему чувству;

шиповник - неспособность противиться покоряющему чувству любви;

бессмертник - верность своему чувству навечно, или "наша любовь так же бессмертна как наши души"; настурция - умение хранить тайны влюбленных.

В альбомах любили рисовать не только цветы, но и игральные карты. Их располагали в определенной последовательности и делали приличествующую случаю надпись: "исполнение желаний" или " чем сердце успокоится". Имя автора либо зашифровывалось цифрами, обозначающими номер буквы в алфавите, либо облекалось в форму витиеватой монограммы.

2.1. Законы заполнения альбома.

В этот период оформились строгие законы заполнения альбома.

Первую страницу оставляли незаполненной, так как существовало мнение, что с открывшим ее может случиться несчастье.

В начале альбома писали родители и старшие, дальше — подруги и знакомые;

последний лист отводился для самых нежных записей — считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома.

Внизу последнего листка можно было прочесть такие строки:

Кто любит тебя больше меня,

То пусть напишет ниже меня

На последнем я листочке

Напишу четыре строчки

В знак дружества моего,

Ах, не вырвите его!

2.2. Классификация альбомов по содержанию.

Возвращаясь к веку XIX, необходимо отметить, что в этот период альбом из низовой семейной культуры «вырастает» и становится достоянием великосветской моды, увлечение им становится всеобщим.

В зависимости от содержания альбома и интересов владельца они разделялись на: 1. альбомы тщеславия;

2. альбомы артистов;

3. альбомы литераторов;

4. альбомы женщин;

5. альбомы девиц;

6. альбомы мужей;

7. альбомы ученические и т.д.;

8. альбомы с рисунками («картинные книги»);

9. с автографами;

10. с различными художественными текстами; по функциональной направленности:

11. дружеский, интимный альбом;

12. светский (парадный) альбом;

13 салонные, кружковые альбомы.

Об этих «рукописных книгах» писали много, так Е. А. Баратынский в одном из своих стихотворений пишет о том, что альбом необходимо вести всем девушкам, чтобы не забыть имена всех своих поклонников. В другом стихотворении он называет альбом кладезем воспоминаний, так как в старости или на чужбине очень приятно полистать его страницы и вспомнить былые времена, друзей, возлюбленных. В последнем своем стихотворении Баратынский сравнивает альбом с кладбищем, ведь пестрые его листы являются некими памятниками прошлой жизни.

Нужно сказать, что многие мечтали о том, чтобы оставить о себе память на страницах этих рукописных книг. Записи, оставляемые в альбомах, представляли собой: — восхищение красотой и умом владелицы альбома;

— пожелания счастья, любви;

— клятвы верности и преданности;

— наставления не забывать друзей, клятва в вечной дружбе;

— напоминание о детстве — лучшей поре в жизни — «не торопись казаться взрослой»; — куплеты о любви и коварстве мужчин;

— а также типичные шутки, эпиграммы.

В. А. Жуковский в своем стихотворении посвященном альбому восхваляет его и благодарит создателя: «Тот истинный мудрец, кто выдумал альбом!».

А. С. Пушкин в своем стихотворении «И. В. Сленину» наоборот пишет не очень приятные слова:

«Я не люблю альбомов модных,

Их ослепительная смесь

Аспазий наших благородных

Провозглашает только спесь».

Пушкин предпочитает оставлять записи только в дружеских альбомах, он сравнивает их с «приятным домом» для пишущих. А альбомы светских дам или сельских барышень высмеивает, так как считает одни слишком пышными, а другие безвкусными. Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что альбом, кроме того, что отражал ситуацию конкретного времени, в первую очередь был личным дневником, в котором хранились воспоминания о прошлых днях и многие записи несли тайный смысл, который был понятен лишь их владельцу.

3.Альбомная культура царской семьи.

Была ли альбомная культура частью жизни царской семьи? На этот вопрос мы легко получим положительный ответ, так как осталось немало воспоминаний людей, окружавших семью Николая II.

Сохранилось 12 записных книжек с дневниковыми записями Великой Княжны.

С 1905 г. по 1912 г. - это выполненные на заказ памятные книжки (9х13), на каждый год разного цвета, в шелковых переплетах с муаровой подкладкой, золотыми обрезом и датой на обложке.

С 1913 по 1916 год - в больших тетрадях с темными кожаными переплетами, в которых умещались записи за год и несколько месяцев следующего. Дневник за 1910 г. отсутствует.

После марта 1917 г. сохранились записи только духовного содержания. В записной книжке на титульном листе надпись: "Ольга Романова от Мамы - 21 марта 1917 года Царское Село". Записи начинаются завещанием святого Серафима Саровского, которого Царская Семья особо чтила: "Надобно всегда терпеть, и все чтобы ни случилось, Бога ради с благодарностью...".

В cемье последнего Императора Николая II любили искусство. Царские дети рисовали акварелью и масляными красками. Учил их живописи архитектор Н. П. Краснов. Николай Александрович, как и его отец, увлекавшийся собирательством, обогатил Русский музей замечательной коллекцией икон. Он был не чужд и современному искусству, выделяя ежегодно из личных средств 12 тысяч рублей на издание лучшего художественного журнала России - «Мир искусства».

Дети Николая II, включая цесаревича Алексея, получили такое же академическое образование, как и предыдущее поколение. Все девочки писали изящные акварели с цветочками и милые пейзажи. В Государственном архиве также сохранилось большое число «поздравительных открыток» — рисунков, которые дети создавали в подарок родителям. Особенно трогательны на таких рисунках подписи.

Впрочем, все было ненавязчиво и просто, никаких излишеств. Много чтения. Да и времени много на шалости не было, вскоре у Ольги появились младшие сестры - Мария (род. 26 июня 1899 г. Петергоф) и Анастасия (род. 18 июня 1901 г. Петергоф). Они играли все вместе и учились, играя. Старшие присматривали за младшими. Спали все четверо в одной комнате на складных, походных кроватях. Даже одеваться юные принцессы старались одинаково.

А вот содержание письменных столов у всех было разным... любимые книги, акварели, гербарии, альбомы с фотографиями, иконы. Каждая из них старательно вела дневник. Сначала это были дорогие альбомы с золотым тиснением и застежками, на муаровой подкладке, потом - после февральской бури и ареста - простые тетрадки с карандашными записями. Многое было уничтожено во время обысков в Тобольске и Екатеринбурге, многое неизвестно, или - бесследно пропало...

По воспоминаниям современников и немногим фрагментам попробуем восстановить страницы альбомов сестер Романовых.

Ольга и Татьяна во время летнего отдыха в финских шхерах любили разыскивать маленькие кусочки янтаря или красивые камешки, а на полянах Беловежья и Спалы (Польша) - грибы и ягоды.. Они ценили каждую минуту отдыха, которую могли провести вместе с родителями или в уединении – за чтением и дневниками… У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку. (Э. Радзинский. «Николай II: Жизнь и смерть». Гл.5. Царская Семья.)

3.1 Страницы альбома Ольги.

3 ноября 1895 года в семье императора Николая II родилась первая дочь — Ольга.

Царевна Ольга писала стихи. Увы, они не дошли до наших дней. Задолго до революции 1917 года Ольга вела альбом по всем правилам альбомной культуры. Это был дорогой альбом с золотым тиснением и застежками, на муаровой подкладке.

Макет альбома: (по страницам)

- 1-

Первую страницу не заполнила, так как существовало мнение, что с открывшим ее может случиться несчастье.

-2-

В начале альбома письмо от мамы :

«Моя милая маленькая Ольга. Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда видишь кого-нибудь в печали, старайся подарить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой и вежливой со мной, будь такой же и с сестрами. Покажи свое любящее сердце. Прежде всего научись любить Бога всеми силами души, и он всегда будет с тобой. Молись ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и все слышит. Он нежно любит Своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю. Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица.»1 января 1909 г. Твоя старая Мама.

- 3 -

От отца небольшой «Мирный пейзаж» (1844год).

- 4 -

Дальше — подруги и знакомые:

Великая Княжна Ольга Александровна Романова родилась 1(13) июня 1882 года в Петергофе, в семье русского Императора Александра III. Старший её брат Николай II, последний русский Царь. Из воспоминаний современников, Ольга была проста и демократична. (Э. Радзинский. «Николай II: Жизнь и смерть». Гл.5. Царская Семья.)

Она могла бы в альбоме своей племянницы оставить несколько рисунков, поскольку занималась живописью профессионально.

- 5-

Великий князь Константин Константинович (1858-1915) псевдоним К.Р. (двоюродный дядя последнего российского императора Николая II). С юношеских лет он увлекался поэзией, театром, музыкой. В историю он вошел прежде всего как замечательный поэт.

Он мог бы в альбоме своей маленькой родственницы оставить стихи:

Растворил я окно - стало грустно невмочь - Опустился пред ним на колени, И в лицо мне пахнула весенняя ночь Благовонным дыханьем сирени. А вдали где-то чудно так пел соловей; Я внимал ему с грустью глубокой И с тоскою о родине вспомнил своей, Об отчизне я вспомнил далекой, Где родной соловей песнь родную поет И, не зная земных огорчений, Заливается целую ночь напролет Над душистою веткой сирени.

- 6 -

Последний лист отводился для самых нежных записей — считалось, что там пишут те, кто больше всех любит владелицу альбома.

– Я думаю, что любовь должна быть искренним и хорошим чувством, но без взаимного уважения настоящая любовь немыслима, - говорила Ольга.

( французский преподаватель Пьер Жильяр )

Из переписки государя и государыни ясно, что Ольга жаждала большого женского счастья, которое обошло ее стороной. Родители сочувствовали ей, но наверняка задавались вопросом: есть ли пара, достойная их дочери? Увы...

3.2. Из альбомов младших княжон.

Татьяна (29 мая 1897 года), из тихих домашних развлечений предпочитала рисование, книжки с картинками, путанное детское вышивание — вязание и «кукольный дом».

Мария (14 июня 1899 года). Генерал М. Дитерихс вспоминал: «Великая княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично русская, добродушная, весёлая, с ровным характером, приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, в особенности с простым человеком.. За свою простоту она получила в семье кличку «Машка»; так звали её сёстры и цесаревич Алексей Николаевич».

Анастасия (5 июня 1901 года). Анна Вырубова вспоминала: «Легко лазила по деревьям и часто из чистого озорства отказывалась спуститься на землю. Она была неистощима на выдумки. С её лёгкой руки в моду вошло вплетать в волосы цветы и ленты, чем маленькая Анастасия очень гордилась. Была неразлучна со старшей сестрой Марией, обожала брата и могла часами развлекать его, когда Алексея укладывала в постель очередная болезнь. …Анастасия была словно сделана из ртути, а не из плоти и крови»

Что могло быть на страницах их альбома?

Безусловно, много добрых слов от мамы. Татьяна из Великих княжон была самой близкой к императрице Александре Фёдоровне, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать и понять её.

Рисунки, переписанные любимые стихи, пасхальные открытки.

3.3. Последние семейные страницы.

Софи Бухсгевден: «Ольга Николаевна была предана своему Отцу. Ужас революции повлиял на нее гораздо больше, чем на других. Она полностью изменилась, исчезла ее жизнерадостность».Переписанное Ольгой в заточении в Екатеринбурге стихотворение поэта Сергея Бехтеева "Молитва":

Стихотворение "Молитва" великая княжна Ольга Николаевна переписала в свой альбом. Зная, что этот альбом в любой момент может оказаться в чужих руках и опасаясь за жизнь Бехтеева, она не поставила в альбоме имени автора. Сама же она, несомненно, помнила Сергея еще лицеистом.

Пошли нам, Господи, терпеньеВ годину бурных мрачных днейСносить народное гоненьеИ пытки наших палачей.Дай крепость нам, о Боже правый,Злодейство ближнего прощатьИ крест тяжёлый и кровавыйС Твоею кротостью встречать.И в дни мятежного волненья,Когда ограбят нас враги,Терпеть позор и оскорбление,Христос Спаситель помоги,Владыка Мира, Бог вселенной,Благослови молитвой нас…И дай покой душе смиреннойВ невыносимый страшный час.И у преддверия могилыВдохни в уста Твоих рабовНечеловеческие силы .

А вот текст и стихотворение самой Великой Княжны Ольги:Завещание Николая Второго. Записано рукой Великой Княжны Ольги Николаевны в 1918 году:"Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильней, но что не зло победит зло, а только любовь..."

Отец всем просит передать,Не надо плакать и роптать,Дни скорби посланы для всехЗа наш великий общий грех.Он все обиды позабыл,Он всех врагов своих простилИ за Него велит не мстить,А всех жалеть и всех любить.Он говорит: мир тонет в зле,Иссякла правда на земле,И скорбный крест грядущих днейЕщё ужасней и страшней.Но час пробьёт, придёт пора,Зло одолеет власть добра,И всё утраченное вновьВернёт взаимная любовь.( 1918 г)

***

Последней записью в дневнике Татьяны, сделанной в Екатеринбурге, были слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Скорбь твоя неописуема, скорбь Спасителя в Гефсиманском саду о грехах мира безмерна, соедини свою скорбь с Его, в этом ты найдешь утешение».

4. Заключение.

Информационно-исследовательский проект "Альбом есть памятник души…" завершён.

Название моего проекта – первая строчка альбомного стихотворения Василия Львовича Пушкина, дяди нашего великого поэта. Примерно сто лет альбом объединял русское дворянское общество. Это те самые домашние альбомы, о которых писал Пушкин в "Евгении Онегине". Помните? "Бывало, писывала кровью она в альбомы нежных дев, звала Полиною Прасковью и говорила нараспев ..." Или ... "Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом, что все подружки измарали с конца, с начала и кругом". Альбомы были у всех барышень, молодых людей, у мужчин, альбомы часто меняли своих хозяев...

Это было такое собрание впечатлений, чаще всего, не скажу поэтических, но рифмованных устремлений души каждого человека.. Они - глупые, как правило, наивные, можно сказать даже, что это такая своеобразная пьеса, где каждая реплика написана разными авторами. Кто-то с предыдущим соглашается, кто-то нет, кто-то что-то с юмором, кто-то абсолютно серьёзно ... Но, что интересно - люди-то не изменились. Прошло двести лет, а мечты, романтические грёзы, желания, всё - то же самое. Как говорят пушкинисты, от того времени осталось всего около ста пятидесяти альбомов. Они же исчезают, а дух того времени как раз в них-то и сохранился.

В своей работе мне захотелось взглянуть еще на одну сторону жизни. Мне пришла в голову такая идея - "воссоздать" страницы альбомов членов царской семьи.

В альбомах помимо стихов очень много рисунков, там зафиксированы все художественные проявления человека того времени. И очень много музыки - отдельные строчки какие-то музыкальные, и целые произведения, переписанные или вклеенные туда в контексте какого-то диалога или, как аргументация каких-то своих чувств. Так вот и дошло до нас несколько музыкальных произведений.

Все прелесть альбома в том, что там отмечалось много непрофессиональных авторов! Любой альбом - как лоскутное одеяло, состоит из разных кусочков. Альбомы царской семьи отличаются от остальных тем, что большинство из них оформлены как фотолетопись того времени. Княжны увлекались фотографией и много фотографировали.

Личные дневники и альбомы наполнены добротой, любовью к родителям.

И, конечно, очень грустно и больно читать последние сохранившиеся записи княжон Ольги и Татьяны.

Достоинством своей работы считаю обобщение материала по теме «Альбомная культура царской семьи» и создание своего собственного альбома.

Работу выполнили мы,

Альбом души создали

Стихи мои и мадригалы

Мы в нем опубликовали.

Мы также разместили в нем стихи,

Запавшие мне в душу.

Ведь, делая работу,

Я пролистала много книг и личных дневников.

Нельзя сказать, что прочитала, книг было очень много.

Милее всех моей душе

Были стихи К.Р., переписка Алекс с Ники, альбомы-дневники О.Т.М.А.

Любовью, нежностью, заботой

Наполнены они.

Тревогой о судьбе России,

О жизни всей страны.

Тепло таится в каждой строчке и видно, что они, не в праздности и лени,

А молитве, в труде и милосердии проводили дни свои.

По дневникам, альбомам сказать о многом можно.

Кто вел альбом,

Какой был век,

Каким был человек.

Чем занят и в кого влюблен,

Какие мысли у него

И добрые дела совершал какие он?

Так, дневники О.Т.М.А. наполнены картинами, любили акварель они,

Стихами, словами мудрыми Отца и старой любящей Мама.

У Алекс в дневниках слова любви и нежности, заботы, сострадания, добра, переживания, поздней смирения и мужества слова. Нет грубости, тщеславия, злобы, корысти и отчаяния.

Одни слова ЛЮБВИ, огромной всепрощающей.

Любить учиться буду я.....

Полюбишь ты- полюбят и тебя.

Альбом есть памятник души- я в этом убедилась.

А тему буду продолжать,

В неё я ведь влюбилась...

В результате проделанной работы полностью подтвердилась гипотеза проекта: каждый альбом уникален по-своему.

5. Библиография

1.Алешина Т. «Уездной барышни альбом» // Статья в газете «Комок», 2003, No41.

2.Вацуро Б.Э. Из истории литературного быта пушкинской поры /Б. Э. Вацуро // М. –«Книга», 1989. –380 с.

3.Лотман Ю.М.. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского

дворянства (XVIII –начало XIX века) / Ю. М. Лотман // Санкт-Петербург

–«Искусство –СПБ», 1994. –526 с.

4.Лотман Ю. М.. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» комментарий: Пособие для учителя / Ю. М. Лотман // Ленинград: «Просвещение», Ленинградское отделение, 1980. –415 с.

5.Чеканова.А.Н.. Альбомы милые, преданья старины...

Журнал «Родина». –Москва, No4, 2003, с.23

6. www.abitu.ru

7. www.istrodina.com/rodina

8. works.tarefer.ru

9. www.history.ru

10.www.ruthenia.ru/folktee/CYB

Приложение 1.

Фотоотчёт, сбор материала.

Как возникла идея создания работы? В начале года наша учительница предложила всем желающим поработать над проектами, мне захотелось попробовать. Когда мы стали обсуждать тему, речь зашла о моих увлечениях и интересах, и я сказала, что люблю собирать различные мелочи, делать небольшие гербарии- так возникла идея создать «Девичий альбом».

Начали мы с поисков источников информации. Оказалось, что тема эта в нашей стране разрабатывается довольно широко. Существует целый ряд научных статей, курсовых работ по теме « Альбомная культура». Поэтому было трудно не повторяться и найти свой путь. Так было решено постараться разработать тему «Альбомная культура царской семьи».

Для проекта необходимо было собрать информацию по теме. Сбор материала начался с посещения Третьяковской галереи. С большим интересом познакомились с выставкой «Парадный портрет династии Романовых». Узнали интересные подробности по теме: альбомы заполнялись вручную, каллиграфическим подчерком .

Побывали в Кремле, увидели среди личных вещей «Девичий альбом», принадлежащий Вере Константиновне Романовой

В составе экскурсионной группы совершили небольшое путешествие в Санкт-Петербург и погрузились в атмосферу традиций царской семьи. Эрмитаж:

Петропавловская крепость: крепостной храм стал последним домом практически для всех государей России включая Александра III.

Царское село:

Царское село. Екатерининский дворец.

На территории Екатерининского дворца мы представили себе ту атмосферу, в который жили и вели свои дневники императорские дети и жены....

Елизавета Петровна писала очень аккуратно, заполняла альбомы стихами и нотами, рисовала элементы танцев, бабочек, мотыльков.

Мама Николая II вела альбом-дневник, в котором переписывала письма, адресованные детям и внукам, чувствуется боль за будущее сына и России.

С 9 марта по 01 августа 1917 года царская семья в полном составе содержалась в Александровском дворце Царского села под домашним арестом, наложенным по решению Временного правительства России. Внутри царской семьи под домашним арестом жизнь текла своим чередом. Дочки императора длительное время тяжело болели корью, в результате чего летом 1917 года они были наголо обриты, что запечатлели на фотографии. Среди вещей мы увидели «Альбом великих княжон», который наполнен любовью и легкостью. В нем много красок, цветов, нежных стихотворений, очень много стихов их дяди КР.

Альбом- переписка Николая 2 и Александры Федоровны наполнен нежными чувствами к друг другу, заботой о детях, переживаниях о судьбе России, о здоровье цесаревича Алексея.

Чувствуется огромная любовь к России, к народу, семье, детям....и друг другу.

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком -казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.

Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубков. Во время оккупации Царского Села в годы Великой отечественной войны три из них спилили, и до сегодняшнего дня сохранились четыре дуба. Здесь же установлен памятник императору Николаю II.

Театр полон. Ложи блещут… СПБ Мариинка. Императорская ложа.

Павловск.

Павловский дворец – это удивительное по красоте и гармоничности строение, расположенное в окружении роскошного Павловского парка. Бело-золотистое здание возведено на высоком холме рядом с рекой Славянкой, так что Павловский дворец можно увидеть из самых дальних мест парка.

Выяснили, что Мария Федоровна (жена Павла 1) свои альбомы оформляла акварелью, цветами и листвой, делала наброски чертежей, элементы резьбы по дереву даже были отражены, цитаты из книг. Она очень много читала. Книги окружали ее во всех комнатах.

Приложение №2

Стихи, написанные мною……

Моя семья…….

Семейный дубок

Дедушка принес дубок,

Бабушка водицу.

Тетя с дядей возле дома

Выбрали местечко.

Катя леечку взяла,

А Никита грабли.

Я взяла лопату,

Папа лунку выкопал,

Чернозем с песочком

Мама положила.

Посадили в лунку

мы и водой полили.

Будет наш дубок расти,

Выше солнца и

луны.

Маме

Мама, единственная ты на свете,

Спасибо за душу и руки твои,

За нежность и ласку, за строгость и мягкость,

За справедливость, любовь и тепло.

Бабушке

Бабушка родная,

Я тебя люблю

Ты моя отрада

Солнце ты мое

Ты мое дыханье

Воздуха глоток,

В жизни мой наставник,

Самый верный друг

Ты бываешь разной,

Но всегда со мной.

Строгая, красивая,

Умная, крутая,

Самая родная,

Бабушка моя.

Дедушке

Дедуля, мой роднюля,

Ты-глава семьи.

Мы твои внучата,

Копии твои.

Глазки голубые

И серьезный взгляд.

Ты добру нас учишь,

Милосердию,

Ближним помогать,

Жить по совести.

Книжки нам читаешь,

Очень умные.

В шахматы играешь,

Готовить учишь нас.

Пирожки твои лучше маминых.

Мама не обидится,

Это правда, ведь.

Ты дедуля-лучший,

Живи до триста лет…..

Катеньке

Катенька, Катюша,

Милая моя,

Лучшая подруга,

Добрая душа.

Любишь ты животных,

Ежик у тебя.

Муську забрала ты

С улицы домой.

Птичек и собачек

Кормишь ты едой.

Баськиных котят в мусорке нашла,

Дома отогрела, молока дала.

Милая, любимая

Старшая сестра.

Никитке

Самый лучший брат на свете,

Мой Никита дорогой.

В школе он весьма прилежен,

Цель поставил пред собой.

Знания и усердие, терпение и труд

К поставленной им цели, конечно, приведут.

Пусть ему открытыми будут все пути,

И удача звездочкой светит впереди!

Мир увлечений……

«Эрмитаж»

Есть в Петербурге Эрмитаж

Там собраны сокровища.

Шедевры разных мастеров

Из разных стран ввезенные.

В нем Леонардо, Рафаэль,

Рембрандт, Пикассо и Моне,

Эль Греко и Матисс.

Шагал и Рубенс, и Ван Гог,

Гоген, Дега, Доре…

Там люстры все из хрусталя,

Посуда там из серебра,

А статуи из золота,

Оружие и шлемы там,

Сосуды, украшения,

Часы и чаши, вазы там

И мебель очень древняя…

Словами все не передать,

О, дивный Эрмитаж,

Летать и петь,

Творить, писать и рисовать…

А мне вернуться хочется…

Школьная страничка……

Школа моя

Школу я свою люблю

Утром с радостью встаю

Одеваюсь, умываюсь,

быстро в школу собираюсь.

В школе у меня друзья,

Умные учителя.

Ирине Валерьевне.

Ваш труд, Учитель мой, бесценен!

Хочу спасибо Вам сказать.

Вы заразили меня темой,

Которую я буду продолжать.

Хочу заверить Вас, что впредь

Альбомы создавать вручную

И душу вкладывать свою

С рисунком, мадригалом иль стихом

В страницу каждую я буду.

Ведь неспроста – Альбом есть памятник души……

Софизмы и парадоксы…..

Узнала я от бабушки, что 7=8,

А 2+2=5,

Три тоже, что и Два.

И числа все равны…

Что вор – не вор,

И спичка великан.

Часы идут, когда лежат,

Стоят, когда висят.

Софизм и парадокс – красивые слова….

Где правда, а где ложь,

Ведь сразу не поймешь.

Но если знания имеешь ты

И с логикой знаком,

То распознать обман

Легко сумеешь ты,

И доказать, что 7=7,

А 2+2=4.

Что вор – есть вор,

И что лекарства не всегда

добро.

Все в меру и с умом.

Желание и труд,

Усилие и терпение.

Твой мозг в работу приведут,

Ведь главное – учение!

Мои права

Права, права, права, права.

Задумалась, однако, я.

Какие у меня права?!

От прав кружится голова

Итак, имею право жить,

И Родину свою любить.

Я-Гражданин большой страны,

В России я живу.

В семье есть мама, папа,

Брат, сестра, и тетя с дядей,

Бабушка и дед, и даже кошка Муська.

Свою семью любить должна я,

Ценить и почитать.

Должна я утром рано встать,

умыться и убрать кровать,

позавтракать, зарядку сделать,

Учиться в школе на «4», «5»,

Учителей всех уважать,

Не обижать друзей, подруг,

В кружки и секции ходить.

На море отдыхать.

Коль заболею, подлечиться.

Бездомным людям помогать,

Больных в больнице посещать.

Должна я человекам стать,

Обязанности свои не забывать!

Правила дорожного движения

Правила Дорожного Движения

как таблица умножения

Их ты должен четко знать

На дороге выполнять.

Кристаллы

Красота и блеск кристаллов Всем и каждому известны. Беглый взгляд они чаруют, Формы их уму занятны. Сколько их, - неповторимых,Восхитительных кристаллов, Божьим промыслом рождённых, В недрах спрятанных или явных!

Соль и сахар, снег и льдины,

Кварц, песок и хрусталь горный,

И цирконий разноцветный,

Аметисты и алмазы.

Турмалины и рубины,

Изумруды и топазы,

Хризолит и бирюза,

Удобренья и лекарства.

И компьютеров экраны,

Лазер у хирургов…

Всё кристаллы, их так много,

В мире нашем бесконечном….

Пользу нам они приносят,

жить без них совсем не можем….

Искушенный наблюдатель Разглядит их жизни тайны И по полочкам разложит Всё, что кажется случайным.

Можно-ж их терзать и мучить, Брать анализы и пробыДля развития технологий Изучать кристаллы нужно.

Я, как будущий ученый,

Захотела окунуться в мир таинственный кристаллов

и узнать, возможно ль дома вырастить кристаллы.

Прочитала очень много книг и публикаций,

В магазине я купила: сахар, соль и купорос (медный и железный),

А в аптеке я взяла квасцы алюминиевые и сульфат магния.

Разогрела воду я и приготовила раствор супер уж насыщенный,

Положила в них затравку: гвоздь, камушек иль ниточку,

Стала ждать…

быстрее всех выросли кристаллы

алюминиевых квасцов,

купороса медного, а потом железного.

А затем кристаллы соли, сахара и сульфата магния.

Все они красивые и такие разные,

мутные, прозрачные,

Синие, зеленые,

Белые и желтые,

Все неповторимые.

Теперь я знаю точно,

Что вырастить кристаллы можно дома,

Кристаллы отличаются цветом, размером и формой

Их грани очень разные

У каждого свои.

Одни растут быстро, а другие медленно.

Вывод у меня из работы получился следующий:

Окружают нас кристаллы очень-очень разные,

Все они полезные и бесспорно нужные.

Изучать кристаллы нужно!

Для развития науки, медицины, техники!

Альбом, есть памятник души…

Работу выполнили мы,

Альбом души создали

Стихи мои и мадригалы

Мы в нем опубликовали.

Мы также разместили в нем стихи,

Запавшие мне в душу.

Ведь, делая работу,

Я пролистала много книг и личных дневников.

Нельзя сказать, что прочитала, книг было очень много.

Милее всех моей душе

Были стихи К.Р., переписка Алекс с Ники, альбомы-дневники О.Т.М.А.

Любовью, нежностью, заботой

Наполнены они.

Тревогой о судьбе России,

О жизни всей страны.

Тепло таится в каждой строчке и видно, что они, не в праздности и лени,

А молитве, в труде и милосердии проводили дни свои.

По дневникам, альбомам сказать о многом можно.

Кто вел альбом,

Какой был век,

Каким был человек.

Чем занят и в кого влюблен,

Какие мысли у него

И добрые дела совершал какие он?

Так, дневники О.Т.М.А. наполнены картинами, любили акварель они,

Стихами, словами мудрыми Отца и старой любящей Мама.

У Алекс в дневниках слова любви и нежности, заботы, сострадания, добра, переживания, поздней смирения и мужества слова. Нет грубости, тщеславия, злобы, корысти и отчаяния.

Одни слова ЛЮБВИ, огромной всепрощающей.

Любить учиться буду я.....

Полюбишь ты- полюбят и тебя.

Альбом есть памятник души- я в этом убедилась.

А тему буду продолжать,

В неё я ведь влюбилась...

Приложение 3.

Фото альбомов, сделанных в ходе работы над проектом: