III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Иванова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Творческая деятельность М.Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после декабристского движения. В этот период состояние общества нельзя определить однозначно. Поколение этой эпохи составляли люди просвещения, остро осознавшие невозможность осуществления своих идей в условиях реакции. Лермонтов сам принадлежал к этому поколению, и эта общественная обстановка наложила отпечаток и на его творчество. В своих стихотворениях поэт пытается осмыслить место своего поколения в истории, поэтому часто в своих произведениях Лермонтов изображает современное ему общество, пытается давать ему свою оценку. По стихотворениям поэта можно проследить историческую судьбу поколения тридцатых годов 19 века.  

Центральным произведением этой темы является стихотворение «Дума», написанное в 1838 году. Михаил Юрьевич выносит обвинительный приговор поколению тридцатых годов. В этом стихотворении поэт указывает на пороки современного ему общества, он обвиняет его в бездействии, в малодушии перед опасностью и в политическом рабстве, осуждает за отказ от борьбы. В начале стихотворения Лермонтов говорит о будущем своего поколения:

Его грядущее - иль пусто, иль темно.

Автор создает метафорический образ «тощего плода», олицетворяющего жизнь и судьбу современников, в то время как их предшественники предстают в образе «цветов». Лермонтов беспощаден в оценке роли этого поколения для последующих эпох. Он убежден, что духовно опустошенные люди ничего не могут завещать миру. Поколение Михаила Юрьевича не способно ни к любви, ни к ненависти. Случайная любовь, случайная ненависть, для которых человек ничем не жертвует, не имеет цены.

В конце стихотворения возникает образ «угрюмой толпы», и Лермонтов выносит окончательный приговор своему поколению. Тут встает вопрос: причисляет ли себя поэт к этой толпе? На него нельзя ответить однозначно, даже в стихотворении «Дума» мы видели две трактовки этого вопроса. С одной стороны, поэт относится к своему поколению: «Мы жадно бережем в груди остаток чувств…»

Употребляя местоимение «мы», поэт отождествляет себя с современниками, но в то же время лирический герой - поэт, но стоит выше своего поколения и имеет право его судить, обличать его пороки. В других произведениях Лермонтова поэт не отождествляет себя с толпой. Так, например, в стихотворении «Как часто, построю толпою окружен…» вновь появляется образ толпы, но здесь главным мотивом становится мотив одиночества в свете: поэт одинок среди «пестрой толпы», света. Его раздражают «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски», и у него возникает желание «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью».

Таким образом, в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается судьба поколения 30-х годов, как одного из трагически несчастных. В своих стихотворениях поэт размышляет о его роли в истории, противопоставляет его поколение отцов и задумывается над тем, что будет в дальнейшем с ним. Автор в своих произведениях умышленно открывает пороки своего поколения, то отождествляя себя с ним, то выделяя себя из «толпы угрюмой». Лермонтов, обвиняя общество, осознает, что сама эпоха, обстановка реакции породила к жизни такое поколение, поколение тридцатых.