III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОПЛОЩЕНИЕ ЧЕХОВСКОЙ ТЕМЫ НА СЦЕНЕ ЛИПЕЦКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ
Стучилина О.Н.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


«…И достоинство его [Чехова] творчества в том,

что оно понятно и сродно не только всякому

русскому человеку, но и всякому человеку вообще.

А это главное…» Л. Толстой

В книге «Моя жизнь в искусстве» великий русский режиссер К. С. Станиславский написал: «…глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца». Но прочитать эту главу, наверное, невозможно, потому что, сколько бы ни прошло времени, многогранное творчество Антона Павловича Чехова не перестает быть интересным.

Чехов вошел в мировую литературу как прозаик, как драматург-новатор, который, реформировав театр, открыл перед ним новые возможности и перспективы. Искусствоведы, биографы писателя отмечают его стремление предельно сблизить театр с жизнью, построить свои пьесы так, чтобы на сцене, действительно, все было так же просто и вместе с тем сложно, как в жизни.

Пьесы Чехова ставятся и с успехом идут на сценах многих театров, в том числе и за рубежом. Не исключение и Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Н. Толстого. История Липецка, в том числе и театра, связана с именем Петра Первого, построившего в городе «железоделательные» заводы. В начале 18-го века по указу российского императора в Липецке было начато использование уникальных источников минеральной воды. Город впоследствии стал первым в России курортом. Для отдыха и развлечений праздной курортной публики еще в Петровские времена в 1707 году архитектором Славинским было построено здание "курзала" (курортного зала) на 400 мест. Здесь игрались оперы и оперетты, давались драматические представления. Курзал явился предтечей более позднего появления в Липецке своего театра с постоянной труппой. С 23 февраля 1977 года по 17 ноября 2007 года театром руководил Пахомов Владимир Михайлович, народный артист России, лауреат Государственных премий РФ, почетный гражданин г. Липецка и Липецкой области. С его именем связаны многие значительные события в жизни театра: присвоение имени Л.Н. Толстого (в 1981 году) и звания «государственного академического» (в 1994 году). В разное время труппой театра были сыграны спектакли практически по всем пьесам Чехова. Но первой и любимой для В.М.Пахомова стала «Чайка».

Именно «Чайку» в мае 1982 года Липецкий театр впервые показал в родовом гнезде – на веранде главного дома, где когда-то сам Антон Павлович читал эту пьесу своим друзьям. Директор и создатель музея А.П. Чехова Юрий Авдеев вспоминал эту постановку: «Накрапывал дождь, гремел гром, шумел ветер в деревьях, и с этой естественной обстановкой, казалось, несовместимы были условности театра. Первые два акта шли в усадьбе, у пруда, а следующие два – на веранде дома. Это была проверка на правду, и театр ее выдержал». Так пришел опыт слияния музея с театром, и в нем заложен глубокий смысл. А эти майские выступления получили название «Мелиховская весна».

«Самая первая «Мелиховская весна» - толчок для театра,- считает заслуженный артист Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого, актер и режиссер Николай Петрович Чебыкин. - Атмосфера дома и сада родового имения завораживает. Мы приехали в Мелихово и увидели дом, два пруда, сад, огород, колокол... Вошли в спальню, заметили, что все в белом: стул, диван, накидка на тумбочке. Через некоторое время поняли, что Чехов был врач, поэтому у него особое отношение к белому. Он опускал на стол руки, значит, здесь осталась его энергия, которая никуда не уходит. Человек уходит, а она остается. А.П. Чехов востребован в современном театре, потому что людям хочется верить, что человек не безнадёжен».

Уже на вторую «Весну» приехали учёные-чеховеды, театральные критики, артисты, режиссеры, драматурги, журналисты и, конечно, обычные зрители.

В 1989 году в Мелихове Центральным телевидением первый раз был снят телевариант липецкой «Чайки». Через год на экране появился другой спектакль М.В. Пахомова, снятый в этой усадьбе, – «Бенефис сегодня и вчера». А в 1999 году фестиваль «Мелиховская весна» получает международное признание.

В Мелихове липецкие артисты после «Чайки» играли «Дядю Ваню», «Пять пудов любви», «Бенефис сегодня и вчера» (по одноактным комедиям Чехова), «Дом с мезонином», «В актёрской компании» (по ранним рассказам писателя) и другие постановки по произведениям Чехова.

Высоким признанием творческого уровня Липецкого театра стала Государственная премия РСФСР 1985 года в области театрального искусства – премия имени К. С. Станиславского за спектакль «Дядя Ваня», в котором блистали артисты театра Светлана Погребняк и Михаил Янко. Постановка «Дяди Вани» Липецким театром драмы производит на зрителя неизгладимое впечатление, она наполнена неподражаемым чеховским лиризмом и мягким юмором. Профессиональная игра актеров заставляет окунуться в атмосферу тоски и надежды, очутиться в усадьбе со смешными и нежными, ранимыми и насмешливыми, слабыми в своих поисках и стойкими в заблуждениях героями. Серебряков, Соня, Иван Петрович становятся твоими знакомыми, которых ты слушаешь и пытаешься понять. Ты переживаешь за Соню, которая безответно влюблена в доктора Астрова; за Дядю Ваню, для которого имение было делом всей жизни, но корыстный Серебряков хочет продать его. За Елену Андреевну, которая вышла замуж за старого Серебрякова, но сильно разочаровалась в нем, и ее сердце жаждет любви. После просмотра пьесы ты еще долго находишься в восторге от увиденного, и не можешь забыть историю каждого героя.

В 1988 году художественный руководитель театра В.М. Пахомов был удостоен премии журнала «Театральная жизнь» за последовательное воплощение чеховской темы на современной сцене.

Липецкий театр вновь и вновь обращается к великой драматургии А.П.Чехова. Режиссёры-постановщики интерпретируют произведения Антона Павловича, стараются, чтобы зритель не только открывал самого себя, но и узнавал больше про актёра, который на сцене. Художественный руководитель труппы Липецкого театра Сергей Александрович Бобровский в постановке «Ангел Ч.» поднял одну из ключевых чеховских тем – тему трагического существования артистов в театре. Причём акцент сделан на традиционно не затрагиваемых аспектах: Чехов и православие.

Ежегодно на сцене Липецкого государственного театра драмы имени Л.Н.Толстого ставят спектакли по произведениям А.П.Чехова, ведь то, о чём он пишет, универсально для людей любой эпохи, эти проблемы никуда не уходят. По мнению самих артистов, творчество Антона Павловича - это редкое сочетание поэзии и быта, вечного и каждодневного, одновременно смешного и трагического. Для одних – это возможность прочесть в образе что-то свое, для других – создать условия для индивидуального видения пьесы.

В произведениях Чехова есть нечто удивительное, захватывающее, завораживающее. На его пьесах учится артист, потому что там нет простого действия. В них же зритель находит самого себя, открывает мир, ранее неизведанный и сложный. Ощущение быстротечности земного пути человека, его тщеты и в то же время любви к миру составляет очарование чеховской прозы.