III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ «ПРОПАВШАЯ ПРИНЦЕССА»
Леликова А.Д.
Автор работы награжден дипломом победителя второй степени
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Обоснование выбора

Ещё с детства я полюбила сказки, особенно русские народные и русских писателей, которые мне читали родители. Такие народные сказки как: «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» или русских писателей «Сказка о рыбаке и рыбке», « Муха - Цокотуха» и др. нас радуют, учат, интересуют. В них есть поучительный смысл и волшебство.

Сказка – один из наиболее популярных и любимых жанров в фолк-лоре и литературе всех народов мира. Сказка существует повсюду: в языке, в мышлении, в праздниках. Они помогают нам во всём: и в радости, и в горе, и в учёбе, и на празднике души.

Объект исследования: изучение русских народных сказок и сказок русских писателей.

Цель работы: проанализировать, как и когда появились сказки;

сочинить волшебную сказку.

Для достижения цели я поставила задачи:

- выяснить, какими бывают сказки, их классификация;

- узнать какие бывают персонажи в сказках;

- выяснить, различия и общее во всех сказках;

4

Гипотеза исследования

Предположим, что не было бы русских народных сказок.

Допустим, что русские народные сказки оказали влияние на творчество известных русских писателей.

Актуальность темы

Я считаю, что моя тема очень актуальна. Чтение русских народных сказок прививает любовь и уважение к русскому фольклору. Они развивают фантазию, воспитывают интерес к художественной литературе.

В сказках высмеиваются жадность и глупость богатых людей, показываются ум, доброта, смекалка простых людей. Главные герои сказок люди, животные, волшебные персонажи.

В своей работе я использовала следующие методыисследования

чтение книг: русские народные сказки; сказки русских писателей; информация в Интернете;

5

II.Основная часть

Как и когда появились сказки

В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали.

В литературе существует большое разнообразие народных произведений, позже ученые объединили их в группы и дали этим группам названия: мифы, легенды, предания, сказки.

Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. В первую очередь мечтает человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умным, слабый хочет быть героем. А в сказках все это сбывается! [6]

Классификация сказок

Сказки бывают: народные и авторские. Народные – это те, у которых нет конкретного автора, сказка передавалась в народе из уст в уста. Авторская – это сказка, у которой есть конкретный автор. Например, «Сказка

о царе Солтане» является авторской, потому что ее автор известен. ЭтоА.С.Пушкин.[7]

6

Следующая классификация касается не авторства, а содержания сказок. По этой характеристике сказки подразделяются на:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные;

3. Бытовые.

Сказки о животных

Это те самые сказки, в которых задействованы постоянные персонажи (медведь, волк, лиса, заяц, еж и др.). В основном указываются постоянные признаки животных (лиса – хитрая, медведь – сильный, кот – умный, заяц –трусливый и т.д.).[7]

Волшебные сказки

В них задействованы романтические герои, в которых воплощены самые лучшие качества человека. Обязательны для этих сказкок: образ положительного героя + помощники + волшебные предметы (ковёр- самолёт, мечь-кладенец), а также отрицательные персонажи – фантастические (Баба-Яга, Леший, Кикимора, Змей-Горыныч). Главное в таких сказках: борьба за любовь, за правду, за добро. [7]

Бытовые сказки

В них идет показ реальной жизни, высмеивание отрицательных человеческих качеств. Высокие моральные качества принадлежат не богачам и людям высокого ранга, а представителям из народа (солдат, старик). Побеждают не деньги и сила, а ум и умения. Даются острые отрицательные характеристики барину, попу, царю и другим (о попе и о работнике Балде). [7]

7

[6]

Роль сказки в жизни человека

Устное народное творчество считается неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Для многих русских писателей и поэтов сказка явилась источником творчества, любви к своему народу, к окружающей красоте природы. Все знают, какое влияние оказала на маленткого Сашу Пушкина его няня Арина Родионовна, которая открыла перед ему мир народной песни, сказок.

Сказки оказывают большое влияние на формирование личности человека. Герои сказок проходят через испытания. На их примере у читателя развиваются такие качества личности, как смелость, сила воли, умение понимать другого человека и др. Сказка всегда имеет хороший конец, потому что нужно верить в хорошее, в волшебство. « Сказка – ложь, да в ней намек,

8

добрым молодцам – урок». Писатель Виктор Кротов дает такое определение сказки: « Сказка – это честная выдумка, честный вымысел». Герои сказок летают на коврах – самолетах, за одну ночь строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла. Все сказки учат добру.

Много сказок об отношениях с окружающими: о любви, дружбе, взаимовыручке, жестокости, эгоизме, коварстве и пр. Например, «Гуси – лебеди», « Царевна – лягушка» т. д. [8]

Строение сказка

В основном каждая сказка содержать несколько основны частей. Присказка – вводит слушателя в сказочную атмосферу. Зачин – начинается сказка, в нём названы герои и события, инода место действия. Основная часть – сказочные события. Концовка – приём, корорый помогает завершить повествование. [6]

9

Сказка «Пропавшая принцесса»

В одном королевстве жил-был некогда доб-

рый и умный король. Много сокровищ было

у него во дворце, но самым драгоценным

была его дочь Анна. Принцесса была

стройна и красива. Отец любил её больше всего на свете.

Король был стар и с нетерпением ждал, когда же наконец, принцесса выберет себе мужа, чтобы передать ему трон свой и спокойно доживать старость. Но принцесса вовсе не хотела выходить замуж. Не нравились ей ни принцы, ни маркизы.

У принцессы был друг Андрей. Он служил во дворце садовником. Садовник был молод и красив. Они часто с принцессой гуляли в королевском саду. Андрей рассказывал принцессе о цветах и деревьях, которые росли в саду, слушали пение птиц. Он читал ей стихи и им было вместе весело и хорошо.

И вот однажды, прогуливаясь по саду одна, принцесса встретила колдуна. Больше никто её не видел, как сквозь землю провалилась.

Долго горевал король по пропавшей принцессе и однажды издал царский указ: « Тот кто найдёт и освободит из рук коварного и злого колдуна принцессу, того он отблагодарит по царски – отдаст пол царства и за того она выйдет замуж».

Никто не хотел умирать от неведомой, страшной силы колдуна. И только один садовник вызвался вызволить из беды принцессу. Вот он и пошел на встречу с неизвестностью. Долго он бродил по лугам и лесам и набрёл в дремучем непроходимом лесу на избушку, в которой жила Баба-яга. Она была злая потому, что очень голодная. Садовник поделился с ней своей

10

едой и накормил Бабу-ягу. За это она его не съела, а показала дорогу, по которой ему нужно было идти дальше. А ещё дала большую походную сумку.

Шёл, шёл садовник и пришёл на берег большой реки. Берега у неё были крутые и заросшие колючим кустарником. А рядом, грохоча и пенясь, проносилась вода. Загоревал было садовник, но вспомнил про сумку, которую дала Баба-яга. Открыл он её, а там ковёр самолёт. Сел он на ковёр и пе-

релетел через реку, а куда идти дальше - не знает. Тогда пошарил он рукой в сумке в надежде что-нибудь найти и нашел. Это был клубочек ниток. Он выскочил у него из рук и покатился по полям и лесам через овраги и ручейки.

Так он пришел к высокой горе. Вершина её была покрыта снегом. А в ней была пещера глубокая и холодная. Садовник вошёл в пещеру и увидел привязанную к большому камню принцессу. Садовник обрадовался, быстро развязал принцессу и вывел её из пещеры. Отдохнув и подкрепившись, они тронулись в обратный путь.

Долго они шли и забрели в тёмный дремучий лес. Увидел их волк. Зарычал волк, хотел их съесть. Страшно стало принцессе, но садовник не

11

растерялся, достал из сумки сапоги скороходы. Так они спаслись от волка. На поляне они пересели на ковёр-самолет. Долго летели над лесами и полями, над и реками горами и наконец прилетели они во дворец, где их ждал взволнованный король.

Когда король увидел принцессу и садовника, радости у короля не было границ. Король сдержал свое слово. Принцесса и садовник поженились и жили долго и счастливо в радости и согласии.

III.Заключение

Выводы исследования

Прочитав большое количество сказок, обобщив и систематизировав информацию, полученную из интернета, я пришла к выводу, что

- сказка это не просто развлечение. Она учит быть добрым и справедливым, защищать слабых, побеждать зло. Сказка учит быть преданным, честным, не бояться трудностей;

12

- сказка уходит своими корнями в глубокую древность и в тоже время обращена в будущее. Она дарит надежду на преодоление всех трудностей и невзгод, на счастливый исход и восстановление справедливости; в ней даны уроки народной мудрости;

Моя гипотеза подтвердилась.

«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

(А.С. Пушкин)

Список литературы

  1. «Энциклопедия детства», М.., Эксмо, 2006г.

  2. К.Чуковский «Стихи и сказки», Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 2007г.

  3. А.С.Пушкин «Золотая коллекция. Сказки», Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 2016г.

  4. Хрестоматия для внеклассного чтения, М.., «РОСМЕН», 2014г.

  5. Сказки со всего мира, Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 2014г.

Интернет портал:

6. http://kidslitera.ru

7. http://lit-dety.ru/kakie-byvayut-skazki-klassifikaciya-skazok.html

8. http://www.hintfox.com/article/rol-skazki-v-zhizni-cheloveka.html