III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В РОССИИ И В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТРАНАХ
Гинятуллин А.Д.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


ВВЕДЕНИЕ

Однажды на уроке английского языка я задумался, а как учатся мои ровесники в других странах? И чем отличаются друг от друга начальные школы разных стран?

Этим заинтересовалась и моя учительница английского языка. Она предложила мне сделать работу на тему «Начальная школа в России и в англоязычных странах».

Для исследования я взял школы четырех стран: России, Англии, США,

Канады.

Цель работы:

сравнение начального образования в России и в англоязычных странах.

Чтобы достичь цели, я должен решить следующие задачи:

  • изучить литературу о зарубежных школах;

  • провести анкетирование учащихся нашей школы;

  • провести анализ анкет;

  • сравнить начальное образование России и англоязычных стран.

  • разработать буклет - таблицу по школам англоязычных стран и России.

Объект исследования начальная школа англоязычных стран и России.

Предмет исследования изучение начальной школы в англоязычных странах и в России.

Гипотеза: я предположил, что если сравнить начальную школу России со школами англоязычных стран, то они будут отличаться по следующим параметрам:

  • возраст учащихся в начале обучения

  • продолжительность обучения

  • набор учебных предметов

  • наличие домашних заданий

  • система оценок

  • преподаватели

  • наличие внеурочной деятельности

В ходе работы я применял следующие методы:

  • беседа

  • поисковый

  • анализ и обобщение

Актуальность темы, на мой взгляд, не вызывает сомнения, так как очень многие дети интересуются жизнью и учёбой своих сверстников за рубежом. В своей работе я проверю все предпосылки и сделаю соответствующие выводы.

В начале своего исследования я провел анкетирование среди учеников моего класса на основе выдвинутой гипотезы. Я получил следующие результаты: почти все мои одноклассники не владели информацией о начальных школах англоязычных стран, а сопоставляли их с российской школой (Приложение 1).

  1. RUSSIA - РОССИЯ

В школу дети идут с 6 – 7 лет. Начальная школа длится 4 года. Один учитель по основным предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, риторике [2, c.103].

Со второго класса в учебную программу вводят такие предметы как иностранный язык (английский или немецкий языки), основы православной культуры. Физкультура ведётся 3 раза в неделю, музыка и изобразительное искусство 1 раз. Урок длится 45 минут, одна большая перемена 20 минут, остальные – 5 – 10.

В школе бесплатные завтраки, за обед надо платить. Осенние каникулы длятся неделю, зимние – две недели, весенние – неделя, летние – три месяца. В школе есть группа продлённого дня, где дети учат уроки, играют, гуляют и посещают всевозможные кружки. Приблизительно раз в месяц бывают поездки в Москву, Калугу, Тулу по достопримечательностям этих городов и музеям.

2. ENGLAND - АНГЛИЯ

Когда ребёнку исполняется 4 года, то по закону его родители должны вести в школу, в reception class, следующий год – первый класс, но год reception обязательный.

Начальная школа здесь не такая, как в России, а больше похожа на садик – ни уроков, ни домашних заданий, в основном игры, общение. Первые три “infants School” учителя больше озабочены тем, счастлив ли ребёнок, нежели умеет ли он читать, считать и писать. Бесплатный детский сад есть при каждой начальной школе. Ходить туда не обязательно, но желательно. Дети быстро и мягко адаптируются к общественной жизни, получают базовые знания, знакомятся с буквами, начинают читать, считать и писать, поют песенки, танцуют.

В государственный садик можно ходить с трёх лет и только на половину дня. Начальная школа длится 7 лет, с 4 – до 11 лет. В начальной школе сначала один учитель по всем предметам. Со второй ступени начальной школы “Junior School“ появляются” учитель математики, учитель science (природоведение), физкультуры [4,c.13].

В “infants“ (4 – 7 лет) отличие от России большое, так как уроков нет, в “Junior” (7 – 11лет) тоже немного по-другому, всё как – то стихийно – ни расписания, ни уроков, занимаются чем – то и ладно[1,c154] .

В начальной школе есть группа продлённого дня, а называется “ Afterschool club”. Дети там играют, иногда смотрят мультики. Перед школой - “ Breakfast club“ – это посещение бесплатно на час и там дают завтрак (хлопья, тосты).

В младшей школе учащиеся ставят в год три концерта, три дискотеки, 2-3 поездки на экскурсию. Существует школьный лагерь, где занимаются разными экстремальными видами спорта.

В начальной школе родители мало знают об оценках их детей. В конце третьего класса (7 лет) родителям высылают результаты тестирования по шкале “1 – 3” по математике, английскому, природоведению. В шестом, последнем классе (11 лет) тестирование по шкале “1 – 5”.

Каникулы:

октябрь – 1 неделя,

декабрь – 2 недели,

февраль – 1 неделя,

апрель – 2 недели,

май – 1 неделя.

Конец июля – август – летние каникулы 6 недель.

  1. THE USA - США

Система школьного образования в Америке является трёхступенчатой: начальная школа, средняя школа и старшая.

В начальной школе учатся с 6 лет, с 1 по 5 классы. Есть ещё подготовительный класс. Он может быть как в школе, так и в детском саду. Занятия, как правило, ведёт один учитель, но часто есть помощники. Основные предметы: математика, английский, естественные науки, общественные науки, спорт. Количество учеников не должно превышать 24 человек. Время начала и окончания учебного года в разных школах не совпадает. Уроки начинаются в 8 часов утра. Большая часть школ - это государственные. Американские школы прекрасно оборудованы. Спортивные залы с бассейнами и гимнастическими площадками есть, практически, во всех школах [3 ,c.59].

  1. CANADA - КАНАДА

В канадской школе распространено несколько ступеней, по которым двигаются ученики. «Дошкольная школа», называемая Kindergarden. Детей сюда принимают в неполных пять лет и обучают два года, после чего они идут в первый класс. Учеба в это время – на 100 процентов «игровое обучение». Начальная школа, классы с первого по шестой. Занятия в начальной школе начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 15:30. Каждое утро возле входов в школу выстраивается длинная цепочка рюкзаков: в школу учеников запускают только по звонку. Учитывая, что входов обычно 5-6, особой суматохи не возникает. Где теснота и шум – так это в коридорах школы: тут расположены вешалки для одежды и рюкзаков, коробки для сменной обуви. С собой в класс ученик начальной школы берет только дневник (и иногда – любимую игрушку, младшим школьникам разрешают). В классе, куда ни посмотри – плакаты, рисунки, наглядные пособия. Стены используются на все сто процентов. А еще в канадских школах очень много спорта. Спортивные занятия – три-четыре дня в неделю. Это и традиционная физкультура и разнообразные спортивные игры: за один только год ученик может попробовать себя, например, в бадминтоне, футболе, бейсболе, теннисе и танцах. В публичных канадских школах дети приносят еду с собой. Специальные коробочки для ланча выпускаются в тысяче и одной вариации: например, вот эта, с фотографии, «экологически чистая»: всю еду можно раскладывать по отделениям, не используя упаковку [5 ,c.47].

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В данной работе было проведено сравнение систем начального образования России, Англии, США и Канады.

Выявленные черты сходства и различия проведены в таблице:

 

Russia- Россия

England-Англия

Canada-Канада

The USA-США

1.Возраст продолжительность обучения

7 лет

4 года

8:30 – 15.00

4 года

7 лет

8.00 – 15.00

5 лет

6 лет

9.10 – 15. 30

6 лет

5-6 лет

8.00 – 15.00

2.Школьные предметы

Стандарт

Игры

Стандарт

Игры

Творчество

Творчество

3.Наличие домашнего задания

Устное, письменное

Устное

Устное в виде игры

Творческие проекты

4.Система оценок

Пяти бальная

1-3, 1-5, А- F

%

%

5.Учителя

Один классный руководитель

Один классный руководитель +2 помощника

Разные

Каждый год новый классный руководитель

На основе сравнительной таблицы можно сделать вывод, что занятия начинаются примерно в одно и то же время, возраст и продолжительность обучения немного отличаются. Школьные предметы в англоговорящих странах это игры и творческие занятия. В России по сравнению с англоязычными странами, задают домашнее задание как письменное, так и устное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании я постарался подтвердить свою гипотезу, что начальные школы англоязычных стран и России отличаются: возрастом, продолжительностью обучения, школьными предметами, наличием домашнего задания, системой оценок.

После того как я познакомил моих одноклассников с теоретической частью своего исследования и презентацией, мы провели повторное анкетирование. Результаты значительно изменились (Приложение 2).

С практической стороны был разработан буклет, в который вошли: сравнительная таблица сходств и различий начальной школы англоязычных стран и России, и словарь английских слов по данной теме для пополнения словарного запаса моих одноклассников и всех заинтересованных лиц.

Настоящее исследование я предполагаю продолжить в следующих направлениях:

  • сравнение школьных систем различных стран на всех уровнях (от дошкольного до высшего образования);

  • выявление основных типов образования в мире и характеристика их отличительных особенностей;

  • анализ становления основных систем образования в историческом плане;

  • подробный анализ системы образования в СССР, характеристика её положительных и отрицательных черт;

  • подробный анализ системы образования в современной России, влияние реформ разных лет на качество образования;

  • критерии выбора лучших вузов мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Англо-русский. Русско-английский словарь для школьников с грамматическим приложением.- М.:АСТ, 2010.

  2. Вульсон Б.Л. Проблема национальных образовательных стандартов: компаративистский контекст. / Педагогика, 2009. № 4. – с. 103.

  3. Пинская М., Новикова Т., Прутченков А. Портфолио в зарубежной школе /Директор школы, 2008. - № 7. – с. 59.

  4. Турчанинова Ю., Гусинский Э. Страны разные, а проблемы схожие / Директор школы, 2008. - № 9. – с. 13.

  5. Шапошникова Т.Д. начальная школа разных стран в наднациональном образовании: сходство и различие / Начальная школа: плюс – минус, 2009. - № 8. – с. 47.

Приложение 1

Анкета

Возраст учащихся в начале обучения:

Россия

Англия

Канада

США

А) в 7 лет

А) в 7 лет

А) в 7 лет

А) в 7 лет

Б) в 4 года

Б) в 4 года

Б) в 4 года

Б) в 4 года

В) не знаю

В) не знаю

В) не знаю

В) не знаю

Продолжительность обучения в начальной школе:

Россия

Англия

Канада

США

А) 7 лет

А) 7 лет

А) 7 лет

А) 7 лет

Б) 4 года

Б) 4 года

Б) 4 года

Б) 4 года

В) не знаю

В) не знаю

В) не знаю

В) не знаю

Набор учебных предметов:

Россия

Англия

Канада

США

А) Игры

А) Игры

А) Игры

А) Игры

Б) Творчество

Б) Творчество

Б) Творчество

Б) Творчество

В) Стандарт

В) Стандарт

В) Стандарт

В) Стандарт

Наличие домашнего задания:

Россия

Англия

Канада

США

А) Есть

А) Есть

А) Есть

А) Есть

Б) Нет

Б) Нет

Б) Нет

Б) Нет

В) Творческое

В) Творческое

В) Творческое

В) Творческое

Система оценок:

Россия

Англия

Канада

США

А) пяти бальная

А) пяти бальная

А) пяти бальная

А) пяти бальная

Б) смайлики

Б) смайлики

Б) смайлики

Б) смайлики

В) %

В) %

В) %

В) %

Преподаватели:

Россия

Англия

Канада

США

А) Один учитель

А) Один учитель

А) Один учитель

А) Один учитель

Б) Разные

Б) Разные

Б) Разные

Б) Разные

В) Не знаю

В) Не знаю

В) Не знаю

В) Не знаю

Результаты анкетирования до знакомства с теоретической частью исследования

Приложение 2

Результаты анкетирования после знакомства с теоретической частью исследования