III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Анисимова А.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


 

Введение

Актуальность темы исследования: «Возможности современных информационных технологий в процессе изучения английского языка» обусловлена необходимостью применения новых информационных технологий и недостаточной изученностью языковых программ, а также возрастающим интересом современных школьников к мультимедийным технологиям в целом. Материалы нашей работы могут помочь педагогу и учащимся при изучении английского языка расширить арсенал применяемых методов и форм обучения, познакомят с различными видами информационных технологий в контексте изучения английского языка. Данная работа может быть интересна не только сегодняшним учащимся, но и многим пользователям компьютера и сети Интернет, желающим расширить свои языковые знания.

Цель исследования: описать возможности современных информационных технологий, которые могут быть использованы при изучении английского языка, выявить роль информационных технологий для изучения английского языка.

Задачи:

1. Раскрыть многообразие форм и методов применения информационных технологий в овладении английским языком.

2. Составить перечень компьютерных программ и сайтов сети Интернет.

3. Путём анкетирования выявить мнение учащихся об использовании информационных технологий на уроках и дома.

Предметом исследования являются информационные технологии, а объектом анализ обучающих программ и сайтов в сети Интернет.

Гипотеза: «Если современные информационные технологии вызывают интерес у школьников, следовательно, они повышают продуктивность процесса обучения и их применение в учебе является обоснованным».

В работе были использованы методы:

• поисковый, направленный на подбор программ и сайтов по изучению языка;

• анкетирование, для выяснения эффективных форм самостоятельной работы учащихся с компьютером.

Глава 1. Современные информационные технологии в обучении и повседневной жизни

  1.  
    1. Роль информационных технологий в нашей жизни

Отличительной чертой современной эры является ускоряющийся с каждым годом темп развития новейших информационных технологий. Общество вступило в фазу информатизации.

Цель информационной технологии – создание информации для ее разбора человеком и принятия на его базе решения по исполнению какого-либо деяния.

Информационные технологии в обучении английскому языку несут в себе наиболее узкое значение – это техническое оборудование учебного процесса в виде электронных устройств и ресурсов.

В современном обществе главным техническим средством для реализации информационных технологий и переработки информации служит персональный компьютер, который значительно повлиял как на концепцию построения и применения технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение ПК в информационную сферу и использование телекоммуникационных средств связи определили новейший этап развития информационной технологии.[Ушакова 1997,c. 47]

Сейчас, когда все сферы жизни непрерывно усовершенствуются и развиваются, тяжело найти дом, офис или предприятие, в которых не было бы компьютера. Многие уже не представляют собственной работы, учебы и повседневной жизни без компьютера.

С появлением компьютера тесно связано развитие сети Интернет. Интернет сейчас плотно вошел в нашу жизнь и позволил существенно увеличить человеческие способности во многих областях. Прежде только, это касается общения. Благодаря интернету любой из нас может совершенно спокойно общаться с друзьями или родственниками, находящимися за тысячи километров. Кроме того, интернет раскрывает способности для новых полезных знакомств с интересными людьми, которые навряд ли могли состояться при остальных обстоятельствах.

1.2. Использование информационных технологий на уроках английского языка

Как было отмечено выше, главным техническим средством для реализации информационных технологий и переработки информации служит персональный компьютер. Персональный компьютер - это устройство, которое по своей сути интерактивно. Таким образом, компьютер - это более подходящий помощник в обучении иностранным языкам, целью которого является интерактивное общение. Особенно удачны системы обучения иностранным языкам с поддержкой компьютера стали развиваться в последнее время в связи с популяризацией сети Интернет [Петрова,2007c. 6]. Неоценимую помощь в исследовании разных лингвострановедческих тем оказывают электронные учебники, библиотеки, галереи. Возможности мультимедийных технологий разрешают ученику погрузиться в виртуальный мир и увидеть то, что может быть лишь написано в книге. Электронные галереи позволяют просмотреть творения великих живописцев, не сходя с места, а библиотеки стран позволяют посетить все места на земном шаре и узнать почти все из посещений, что пригодится не только на уроке, но и в дальнейшей жизни. Использование мультимедийных средств помогает воплотить личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение иностнноого языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся.[ Дмитриева 1997,c. 53]

Необходимо отметить достоинство компьютерного метода обучения с психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе большой мотивационный потенциал. Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись итогов для педагогов, лишь сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке формируется психологически комфортная атмосфера.

Компьютер гарантирует огромную степень интерактивности обучения, чем работа в классе или лингафонном кабинете. Это обеспечивается неизменной и прямой реакцией машины на ответы учащегося в ходе выполнения задания. Поскольку ученики сами определяют темп работы, компьютерное обучение как невозможно лучше подходит принципам индивидуального обучения. Все понимают огромный смысл практики при овладении иностранным языком. В учебном процессе мало произнести фразу один раз, ее нужно повторить несколько раз; при этом лучше, поменять ее языковое оформление так, чтобы наиболее верно выявить содержание. Здесь также может помочь компьютер: программы, включающие в себя базы данных, позволяют повторять такие конструкции, изменяя только отдельные составляющие или контекст.

Как уже было сказано выше, компьютер является прекрасным средством интерактивного общения между различными языковыми группами, что в особенности ярко проявляется при применении компьютерной сети. Это может быть как локальная сеть, соединяющая несколько машин в одном учебном заведении, так и Интернет - глобальная сеть, объединяющая миллионы пользователей по всему миру. Сеть позволяет компьютерам обмениваться самой различной информацией: от текста до картинок, звука и видео, а главное, она позволяет обучаться.

Специальные компьютерные обучающие программы предназначены на реализацию узких конкретных целей обучения и используются в большей степени для овладения, малым по объему учебным материалом с целью формирования прочных навыков.

Основными типами специализированных учебных компьютерных программ, аспектом для выделения которых выступает вид учебной деятельности (обучение, тренировка, контроль), являются:

обучающие;

тренировочные;

контролирующие;

комбинированные.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело очень трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание настоящих и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. [Полат 2001,c. 12]

Огромное значение в обучении английскому языку сейчас приобрела сеть Интернет, владеющая колоссальными информационными способностями и не наименее впечатлительными услугами.

Для того, чтобы верно определить место и роль Интернета в обучении прежде всего важно определиться, для каких целей мы собираемся применять его возможности и ресурсы. Например:

- для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над темой урока;

- для самостоятельного изучения, углубления, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;

- для самостоятельной подготовки к ЕГЭ;

С поддержкой Интернет-ресурсов комфортно выполнять упражнения по аудированию. [Владимирова 2002,c. 32].

Ученикам предоставляется уникальная возможность не только слышать аутентичную английскую речь, но и просматривать интересные иллюстрации, клипы, фильмы, что облегчает запоминание услышанных слов, фраз, речевых ситуаций. Такие тренинги позволяют потом без особых затруднений самостоятельно выполнять задания на отработку прослушанной информации.

Кроме того, во внеурочной деятельности учащиеся могут самостоятельно работать над совершенствованием своих собственных знаний в области английского языка. Для этого в сети есть множество разнообразных курсов для разных категорий учащихся, предназначенных для самообразования или обучения под руководством педагога.

Система обучения языку должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка. Таким образом, применяя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, наиболее эффективно решать целый ряд задач на уроке английского языка:

а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;

б) совершенствовать умения аудирования на базе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;

г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно, составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный,

лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

е) знакомиться с страноведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.

Эффективность использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура занятия, как согласованы учебные возможности с задачами обучения. [Лоскутова 2004,c. 19]

Эффективность применения новых информационных технологий заключается в следующем:

общекультурное развитие учащихся;

совершенствование навыков владения компьютером;

совершенствование языкового уровня;

индивидуализация обучения (дифференцированные задания);

самоутверждение учащихся;

повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят «на одном дыхании»);

эстетичность презентации учебных материалов;

1.3. Отрицательное воздействие персонального компьютера и Интернета на здоровье человека

Бурное развитие Интернета несет значительные издержки. Наравне с полезной и нужной информацией пользователи сталкиваются с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент, с которым могут соприкоснуться дети и подростки. Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.

Отказываться от благ информационных технологий зря, но свободный доступ детей к Интернету может привести к ряду проблем:

-киберзависимости;

-заражению вредоносными программами при скачивании файлов;

-нарушению нормального развития.

Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:

- сидячее положение в течение длительного времени;

- воздействие электромагнитного излучения монитора;

- утомление глаз, нагрузка на зрение;

- перегрузка суставов кистей;

- стресс при потере информации.

Сидячее положение.

Электромагнитное излучение.

Воздействие на зрение.

Перегрузка суставов кистей рук.

Стресс при потере информации. [Потапова 2004,c. 30]

Для улучшения состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук в перерывах между работы на компьютере я рекомендую упражнения, заимствованные из йоги. Их нужно повторить 5 раз. (Приложение 1)

1.4. Сайты сети Интернет, обучающие английскому языку

Несомненно, сеть Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний. Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и так далее. Для того, чтобы узнать, где и какие существуют развивающие сайты, какую пользу они могут принести, я выявила в Интернете следующие официальные образовательные сайты:

America’s homepage, Lucent Technologies, «Виртуальная реальность», City Net, Metro Link, BBC World Service, ABC News, CNN World News.

Кроме перечисленных сайтов нами обнаружены множество сайтов, занимающихся образовательными услугами по изучению иностранного языка. Вот наиболее интересные из них: BBC Learning English, British Council, ESL Flashcards, Mes-English, Vocabulary, VocabAhead, Minute, Englishpage, Useful English, Learn English, Feel Good,http://www.fluentu.com , https://www.conversationexchange.com , http://www.mosalingua.com/en , http://learningapps.org

Каналы YouTube для тех, кто учит английский:

• MinooAngloLink — полезные грамматические уроки.

• Dailydictation — американский английский с коротенькими диктантами и разбором произношения.

• Duncaninchina — коротенькие ролики обо всем на свете на английском.

• EnglishLessons4U — огромный архив видеоуроков на самые разные темы.

Глава 2. Исследование мнения учащихся об использовании информационных технологий на уроках и дома

2.1. Методика проведения исследования

Теоретические положения, изложенные в предыдущей главе данной работы, были проведены нами на практике. Опытно-практическая работа включала три этапа: организационный, практический и обобщающий. Задачи и используемые методы представлены в таблице 1. ( Приложение 2)

В опытно-практической работе ведущим стал метод анкетирования (Приложение 3), так как он способствует накоплению массового эмпирического материала, представлению состояния дел в практике отдельно взятой школы в общем виде.

Анкетирование – разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике, позволяющего на основе анализа письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.

Цель проведения анкеты – определить роль компьютерных технологий в изучении иностранного языка.

2.2. Анализ результатов опроса

В контрольную группу входило 27 учеников 9-11 классов МОУ СШ № 101 г. Волгограда. Результаты опроса помещены в таблицу 2. ( Приложение 4)

Как показало анкетирование, использование компьютерных технологий, это не только источник наслаждения, но в первую очередь, это способ получения информации. В 9-х классах (69,4%), в 10-х классах (47,7%) и в 11 классе (66,2%). При выборе компьютерных программ, 9-10 отдают предпочтение все же игровым компьютерным программам (47,7%), (54,3%). 11-классники предпочитают образовательные компьютерные программы (49,8%). Использование компьютерных технологий на уроке повышает интерес к изучению иностранного языка (54,3%), (52,3%), (61,9%), обогащает словарный запас (47,7%), (62%), (48,8%), помогает в изучении грамматики (43%), (62%), (45,5%).

В нашей школе большее количество учителей и, соответственно, учеников, владеют компьютерной грамотностью. Среди учащихся есть пользователи довольно хорошего уровня. Это значит, что ребята могут не только играть в различные компьютерные игры, но и имеют навыки работы в различных компьютерных программах, общаются в сети Интернет, создают компьютерные презентации, проекты к урокам и внеклассным занятиям.

Заключение

На основе проведённого исследования, можно сделать следующие выводы: Исследование показало, что использование компьютерных технологий, это не только источник наслаждения, но в первую очередь, это способ получения информации. При выборе компьютерных программ, 9-11 классы отдают предпочтение не игровым, а предпочитают образовательные компьютерные программы. Это значит, что ребята имеют навыки работы в различных компьютерных программах, общаются в сети Интернет, создают компьютерные презентации. Кроме того, нами составлен анализ образовательных сайтов сети Интернет. Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это, прежде всего, связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, идентификация, сравнение, сопоставление, вербальное и смысловое прогнозирование и упреждение и так далее. Таким образом, навыки и умения, формируемые с помощью Интернет - технологий, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках “языкового” аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Доказательна и уместна гипотеза: «Если современные информационные технологии вызывают интерес у школьников, следовательно, они повышают продуктивность процесса обучения и их применение в учебе является обоснованным», но ни в коем случае не заменит живого общения учителя и ученика.

Литература

  1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, № 6

  2. Богданова Д.А. Телекоммуникации - в школе. // Информатика и образование. - 1997. - № 2

  3. Вильямс Р., Макли К. Компьютеры в школе. - M.: Просвещение, 1988.

  4. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.

  5. Глазов Б.И., Ловцов Д.А. Компьютеризированный учебник - основа новой информационно-педагогической технологии. // Педагогика. - 1995. - № 6.

  6. Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах. // Библиотека. 1998. - № 1,3.

  7. Гостин А.М., Чернышев А.С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. - Рязань, 1998.

  8. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет.// ИЯШ. - 1998. - № 1.

  9. Дмитриева Е.И. Основная методическая проблема дистанционного обучения иностранным языкам через компьютерные телекоммуникационные сети интернет. // ИЯШ - 2003. – № 1.

  10. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.

  11. Клейман Г.Б. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения, - M.: Радиосвязь, 1987.

  12. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в вопросах и ответах). СПБ, 2001.

  13. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. и т.д. Что такое Интернет? Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. - 2006. - № 5-7.

  14. Лоскутова Г.В. О компьютере по-английски: Учебное пособие по чтению на английском языке / Г.В Лоскутова, Ю.В. Масленникова – СПб.: КАРО, 2004. – 192с.

  15. Мильруд Р.П. Сотрудничество на уроке иностранного языка, // ИЯШ.-1991. - № 6

  16. Нелунова Е.Д. К проблеме компьютеризации обучения иностранным языкам. Якутск, 2004.

  17. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.

  18. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени. ИЯШ,№ 5, 2005

  19. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, № 6, 1997., с 2-7.

  20. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология. СПБ., 2004.

  21. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, № 3, 1997

  22. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.

  23. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2000 г.

  24. Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ - 2007. - № 6.

  25. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. - M.:Просвещение, 1991.

  26. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.

  27. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, № 4, 2003. с. 52-56.

  28. Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, № 2. 2002.

  29. Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, № 5, 1997г с. 40-41.

  30. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, № 2, 2002. с. 43-47.

Приложение 1

Упражнения во время перерывов в работе с компьютером:

1. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).

2. Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу после достижения максимальной амплитуды движения («стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).

3. Вместе с глубоким (и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.

4. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.

Приложение 2

Таблица 1. Логика организации опытно - практической работы

Название этапа

Задачи этапа

Основные методы исследования

1

  1. Организационный этап

(октябрь)

1. Изучение литературы по проблеме исследования.

2. Построение исследовательского аппарата (объекта, предмета, целей, задач, гипотезы).

3. Изучение опыта работы.

4. Определение стратегии исследования.

1. Поисковый или теоретический анализ литературы по проблеме исследования

2. Собеседование с учителями и учащимися.

3. Обобщение.

2

  1. Практический этап

(ноябрь)

1. Уточнение аппарата исследования.

2. Проведение ОПР.

1. Систематизация и обобщение теоретического наследия по проблеме исследования.

2.Адаптация методик исследования.

3. Анкетирование.

4. Оценивание.

3

  1. Обобщающий этап

(декабрь)

1. Построение доказательства гипотезы.

2. Оформление результатов ОПР.

1. Анализ.

2. Синтез.

3.Интерпретация.

Приложение 3

Анкета для учащихся 9 – 11 классов

Вопросы и варианты ответов.

Ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов.

1

1. Что для тебя компьютеры в обучении иностранному языку:

а) получение информации;

б) источник удовольствия;

в) учеба?

 

2

2. Какие компьютерные программы ты предпочитаешь:

а) обучающие;

б)контролирующие;

в) игровые?

 

3

3.Делают ли компьютеры иностранный язык интересным:

а) да;

б) зависит от вида компьютерных программ;

в) нет?

 

4

4.Помогают ли компьютеры обогащению словарного запаса иностранного языка:

а) да;

б) зависит от вида компьютерных программ;

в) нет?

 

5

5.Способствуют ли компьютерные программы усвоению грамматики иностранного языка:

а) да;

б) иногда;

в) нет?

 

Приложение 4

Таблица 2. Результаты анкетирования

Вопросы и варианты ответов.

Классы

9

10

11

1

1. Что для тебя компьютеры в обучении английскому языку:

а) получение информации;

б) источник наслаждения;

в) учеба?

69,4%

26,7%

2%

47,7%

45,7%

6,7%

66,2%

22,7%

13,1%

2

2. Какие компьютерные программы ты предпочитаешь:

а) образовательные;

б)контролирующие;

в) игровые?

40%

12,3%

47,7%

38%

7,7%

54,3%

49,8%

20,7%

29,4%

3

3.Делают ли компьютеры иностранный язык интересным: а) да;

б) зависит от вида компьютерных программ;

в) нет?

54,3%

38%

7,7%

52,3%

45,7%

2%

61,9%

31,4%

6,7%

4

4.Помогают ли компьютеры обогащению словарного запаса иностранного языка:

а) да;

б) зависит от вида компьютерных программ;

в) нет?

47,7%

31,3%

21%

62%

33,3%

4,7%

48,8%

38,1%

13,1%

5

5.Способствуют ли компьютерные программы усвоению грамматики иностранного языка:

а) да;

б) иногда;

в) нет?

43%

39%

18%

62%

31,3%

5,7%

45,5%

38,1%

12,1%