III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ: ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?
Иванова В.Ю.
Автор работы награжден дипломом участника конкурса
Диплом школьника      Диплом руководителя
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Введение

Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.

Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр.

Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером? И вообще компьютерные игры это хорошо или плохо? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы

Почти каждый ребенок в возрасте от 10 до 16 лет хотя бы один раз пробовал играть в компьютерную игру. Мальчики занимаются компьютерными играми гораздо более интенсивно, чем девочки.

В качестве наиболее распространенных: игры на ловкость и компьютерные варианты спортивных игр; логические игры, являются наименее распространенными. Тревожным сигналом, является все большее распространение игр агрессивного содержания, а также проповедующих насилие, расизм.

Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия.

С начала 80-х гг. компьютерные игры становятся частью индустрии развлечений, которая захватывает большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Высказывается мнение, что занятия с компьютером — это своего рода зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает игрок, управляя "жизнью" компьютерных персонажей. Отмечается и такая опасность, как «оболванивание» подростка, оскудение его эмоциональной сферы, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия. Есть данные, согласно которым у испытуемых, игравших в виртуальную игру, наблюдалось значительно более сильное физиологическое возбуждение, а также большее количество агрессивных мыслей по сравнению с контрольной группой.

Изучая литературу по данной теме я наметила ответить на следующие вопросы:

  • Какое влияние оказывают компьютерные игры на школьника?

  • В какие игры можно играть,

а в какие нельзя и почему?

  • Какие опасности таит в себе виртуальный мир?

Цель исследования: Исследовать положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на организм школьника

Задачи исследования:

  1. Узнать какие игры наиболее популярны среди моих сверстников;

  2. Провести анкетирование по выявлению компьютерной зависимости;

  3. Выяснить почему дети так быстро становятся зависимыми от компьютера и какой вред наносят компьютерные игры психическому состоянию ребенка;

  4. Провести эксперимент и доказать: вредны ли компьютерные игры для несформировавшейся психики школьника

У меня возникла гипотеза:

- действительно ли компьютерные игры вредят здоровью ребенка?

Методы исследования:

  • Изучение литературы;

  • Поиск, сбор и анализ информации по данному вопросу;

  • Анкетирование одноклассников;

  • Практический эксперимент;

  • Встреча со специалистами.

Объектом исследования является процесс использования компьютера. Предметом данного исследования являются компьютерные игры, и влияние их на школьников.

Продукт исследования: информационный буклет с рекомендациями.

Результат работы:

Оповещение одноклассников и родителей о результатах исследований.

Создание буклета с информацией о пользе и вреде компьютерных игр.

ГЛАВА I. Результаты освоения теоретического материала

1.1. Классификация компьютерных игр

Компьютерная игра - это компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре или сама выступающая в качестве партнёра. Тот, кто играет в компьютерные игры, называется - геймером.

Все дети любят играть. Но обычные игры не интересны или бывает, что в них не с кем поиграть. А вот в компьютерные игры можно играть одному или с друзьями. Используя сеть Интернета можно заводить новых партнеров по

играм. С каждым разом компьютерные игры становятся все интересней. Они создаются так, чтобы увлекать игроков. В них хорошие графические и звуковые оформления. Из литературы и сети Интернет я узнала, что мир компьютерных игр широк и разнообразен.

Компьютерные игры могут быть классифицированы по нескольким признакам:

  • Жанр: игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам;

  • Количество игроков и способ их взаимодействия: игра может быть однопользовательской — рассчитанной на игру одного человека, или многопользовательской — рассчитанной на одновременную игру нескольких человек; а также вестись на одном компьютере, через интернет, электронную почту, или массово.

Компьютерные игры классифицируют по жанрам:

Аркады - игры, в которых всё зависит от ловкости и быстроты реакции игрока. Различают детские аркады, где главная задача игрока обычно состоит в том, чтобы избегать врагов, и аркады для более взрослых, где врагов необходимо ещё и убивать.

• Стратегии - игры, где игрок выступает в роли человека, наделённого властью. В экономических стратегиях задача игрока состоит в том, чтобы построить мощную финансовую корпорацию, победив в экономической войне своих конкурентов. В военных стратегиях игрок выступает в роли генерала, управляющего постройкой военных баз и тренировкой войск и должен победить врагов на поле боя.

  • Квесты (англ. Quest - поиск) - игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки.

  • Экшен - игры, состоящие в основном из боевых сцен, драк и перестрелок.

  • Приключения - игры, обладающие полноценным литературным сюжетом, и игрок в процессе игры сам раскрывает все перипетии этого сюжета.

  • Стрелялки - как видно из названия, игры привлекают тех, кто любит пострелять. Выбор оружия широк - от обычного пистолета до бластера. Игрок либо сам выступает в роли героя и видит виртуальный мир его глазами, либо смотрит на него со стороны.

  • Головоломки - электронные варианты различных головоломок, одним словом, игры, в которых необходимо как следует напрячь мозги.

  • 3D игры - в них как такового сюжета нет, только иллюзия вида "из глаз” персонажа, основана на трехмерном движении.

  • Забавы - игры, в основном рассчитанные на детей, где психологическое впечатление от происходящей на экране картинки гораздо важнее самого процесса игры - например, лопание пузырьков.

  • Образовательные - игры, включающие в себя элементы обучающих программ, которые подаются через сам игровой процесс.

  • Ролевая игра - жанр игр, где игрок обладает свободой действий - он сам выбирает куда идти, что делать и так далее. Отличительной особенностью которых, является наличие у персонажей определённых навыков и характеристик, которые впоследствии можно улучшать или даже приобретать новые, предварительно выполнив какие либо действия.

  • Тренажеры - всевозможные гонки, в том числе и в космосе, военные. Перед глазами игрока, находящегося в кабине автомобиля или самолета, находятся различные индикаторы, кнопки, рычаги, руль, штурвал. Ощущения от таких тренажеров близки к тем, что имеют место в реальной жизни. Например, геймер чувствует, как заносит машину, если он отвлечется от управления.

  • Логические. Прекрасный способ провести несколько свободных минут, не покидая рабочего места (головоломки, шахматы, карточные игры).

Таким образом, я сделала вывод, что с каждым годом качество компьютерных игр улучшается и появляется их огромный выбор. Из всего разнообразия не трудно выбрать подходящие, главное не забывать, что в реальной жизни куда больше интересней.

  1. Положительное влияние компьютерных игр на детей

Интересно, а какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред? Чтобы ответить на этот вопрос я решил воспользоваться Интернетом и поискать там необходимую мне информацию.

Читая литературу по данному вопросу, я узнала, что компьютерные игры имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Компьютерные игры помогают ребенку привыкнуть к управлению компьютером, что благоприятно сказывается в дальнейшем, когда дело доходит до более серьезной работы. Самая простая компьютерная игра, соответствующая возрасту, формирует внимание, организацию деятельности, усидчивость, настойчивость.

Игра за компьютером - это сложнейшая координация движений рук, зрительного восприятия и зрительной памяти, это анализ ситуации и процесс принятия решения. Хорошая игра может помочь ребенку преодолеть робость, сформировать коммуникативные навыки.

Зарубежные специалисты считают, что разумная игровая практика способствует развитию познавательных способностей детей. Позитивный эффект компьютерных игр французский детский психиатр Серж Тиссерон видит в формировании способности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, требованиям общества, правилам.

Многие стратегические игры позволяют получить навыки управления ресурсами в стрессовых ситуациях. Современные онлайновые игры, а это в основном "стрелялки”, очень часто воспитывают командный дух, позволяя "притереться” друг к другу в условиях, "приближенных" к боевым. Участники одной такой команды, как правило, хорошо знают друг друга, общаясь не только в виртуальном пространстве. Выяснение отношений между командами происходит лишь внутри компьютерных сетей, а совсем не на темных улицах.

Сам характер игр - постоянное преодоление препятствий делает геймера более целеустремленным и жизнестойким. Он решает проблемы реальной жизни с не меньшим упорством, с каким преодолевает очередной этап игры. Большинство геймеров способны к быстрому восприятию новых идей и перемен.

То, что компьютерные игры учат логическому мышлению, реакции, глазомеру и координации движений, — достаточно очевидно. Практически любая компьютерная игра развивает тот или иной полезный навык, но все-таки не во всякую игру стоит играть. Все дети разные. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим — активные, динамические. Родителям надо знать своего ребенка или ученика и рекомендовать ему такие игры, которые не будут его перегружать.

  1. Отрицательное влияние компьютерных игр на детей

В чём же вред компьютерных игр? Вред наносится не только в процессе игры, но и в многочасовом занятии перед монитором.

Изучив литературу по данной теме, можно выделить несколько вредных факторов:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • воздействие электромагнитного излучения монитора;

  • нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей рук;

  • психическая нагрузка и стресс при потере информации;

  • компьютерная зависимость.

Сидячее положение

Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.

Воздействие электромагнитного излучения монитора Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения. Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром”.

Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.

Психическая нагрузка и стресс при потере информации Компьютер требует сосредоточенности. Однако психическую нагрузку можно уменьшить (в работе следует делать перерывы, необходимо следить за содержательной стороной работы за компьютером). Если компьютер "зависает”, в результате действия вирусов или поломки носителей, при сбоях программ теряется важная и полезная информация, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна... Нельзя столь болезненно относиться к таким проявлениям (компьютер - всего лишь «железка»), нужно создавать резервные копии файлов, содержащих важную информацию.

Компьютерная зависимость

Иногда компьютер не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему окружающих людей. Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени, может развиться зависимость. Со временем ребенок, увлеченный играми, становится раздраженным, отрешается от своих сверстников и всего общества в целом, у него нарушается режим сна, ухудшается состояние здоровья, снижается зрение. Также ребенок теряет как бы контакт с реальностью, для него "виртуальный” мир становится альтернативой "реального", тем самым теряется какая-либо взаимосвязь с обществом, в котором он находится, игра для него становится наркотиком. Иногда в медицинской практике встречаются случаи убийства или самоубийства под влиянием компьютерных игр. Игрок воображает себя героем своей любимой игры, и начинает входить в эту роль, путая миры, в которых находится. В результате, это приводит к непоправимым последствиям, как в жизни самого ребенка, так и людей, его окружающих.

Некоторые компьютерные игры провоцируют у юных пользователей агрессивное поведение, создают культ насилия и войны. В качестве негативных последствий выделяются также сужение круга интересов ребенка, уход от реальности к созданию собственного «виртуального» мира.

Результаты изучения положительного и отрицательного влияния компьютерных игр на детей я обобщила в следующей таблице:

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Можно весело провести свободное время

Вызывают привыкание

Логические игры развивают мозг и память

Азартная зависимость

Развивают быстроту реакции внимания

Ухудшение зрения

Можно научиться работать в разных программах

Снижение желания учиться

 

Вызывает болезни суставов и позвоночника

 

Снижение успеваемости в школе

Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер - это всего-навсего машина. Им вполне можно управлять. Но если делать это неграмотно - вот тогда он может оказаться вредным для здоровья.

ГЛАВА II. Результаты собственного практического исследования

2.1. Результаты анкетирования

Чтобы выяснить отношение взрослых и моих одноклассников к компьютерным играм, мы с классным руководителем разработали анкету и провели опрос среди учеников моего класса.

Всего в анкетировании приняли участие 19 человек.

Анкета для учеников состояла из 9 вопросов, из которых нужно было выбрать один ответ (приложение 1). Изучив результаты опроса, мы сделали следующие выводы:

Результаты опроса учащихся

После того как анкеты были обработаны, выяснились следующие результаты:

1

Как часто ты играешь в компьютерные игры?

а) каждый день – 5 человек (26%) , б) не каждый день – 8 человек (42%)

в) не играю – 6 человек (31%)

2

Сколько часов непрерывно ты играешь на компьютере?

а) меньше часа - 8 человек (42%) , б) 1-2 часа – 7 человек (37%)

в) более 2 часов - 4 человека (21%)

3

В какие игры тебе больше всего нравится играть?

а) стрелялки – 5 человек (26%) , б) стратегии - 4 человека (21%)

в) Симс - 1 человек (5%) , г) Контр Страйк - 3 человека (16%)

д) гонки - 1 человек (5%), е) логические - 4 человека (21%)

4

Как ты думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?

а) полезно – 3 человека (16%), б) вредно – 10 человек (53%)

в) не знаю - 6 человек (31%)

5

Какую пользу или вред наносят компьютерные игры?

вред: а) не знаю – 5 человек (26%), б) получаешь облучение – 2 человека (11%), в) ухудшается память - 3 человека (16%) , г) болит голова – 9 человек (47%)

польза: (напиши свой ответ) - развлечение, отдых

6

Если есть свободное время, что ты предпочтешь?

а) погулять - 13 человек (68%), б) поиграть в компьютер – 6 человек (31%)

7

Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?

а) да - 4 человека (21%), б) нет - 10 человек (53%)

в) не всегда – 5 человек (26%)

8

Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

а) да – 2 человека (11%) , б) нет – 17 человек (89%)

9

Как ты думаешь, почему родители запрещают играть в компьютерные игры?

а) мера наказания – 0 человек (0%) , б) плохие оценки в школе – 5 человек (26%), в) беспокойство за мое здоровье – 9 человек (47%)

г) долго сижу за компьютером – 5 человек (26%)

Для более наглядного представления результатов анкетирования предлагаю ознакомиться с диаграммами (приложение 2).

Проведенный опрос показал, что большинство детей играют в основном без разрешения родителей, которые заботятся о их здоровье.

Основными играми для них являются стрелялки и стратегии. Кроме этого некоторые из них понимают, что они вредят себе как физически, так и психически.

Чрезмерному увлечению компьютерными играми также способствует слабый контроль со стороны родителей. Именно родители должны помочь детям сделать правильный выбор игры, определить время, проведенное за игрой и проявить понимание.

2.2. Эксперимент по пульсометрии

Следующим этапом моей работы стал эксперимент. Я попросила своего брата помочь мне в этом. Он каждый день играл в одну из распространённых игр. А мы с мамой замеряли его пульс до и после игры.

Вот, что получилось:

Пульс у брата учащался тогда, когда он играл в такие игры как стрелялка и логические игры и стратегии.

А теперь проанализируем то, что по этому поводу думают специалисты нашей школы.

  1. Результаты беседы со специалистами

На был задан один и тот же вопрос: ««Какое влияние на детей оказывают компьютерные игры? Приносят ли они пользу или вред?»

Рицкая Наталья Валентиновна медсестра:

«Одна из главных опасностей компьютерных игр - формирование зависимости от них.

Эмоционально привлекательные сюжеты не дают возможность ребенку мало играть. Тогда как, по санитарным требованиям занятия в дошкольном и школьном возрасте за компьютером не должно быть более 10 - 15 минут. Более длительное пребывание за компьютером оказывает негативное влияние на ребенка. Нарушается развитие зрительной, костно-мышечной и нервной систем. Ребенок получает недопустимую нагрузку на организм. В младшем школьном возрасте компьютерный мир формирует уход от реальности, заторможенность социального развития, снижает адаптацию к реальным взаимоотношениям, умение планировать, предвидеть результаты своей деятельности. Конечно, не одна игра не должна провоцировать агрессию к окружающим, жестокость.

Компьютерная игра должна находиться на одном уровне с прочтением книги, прогулкой, любимым спортом. Если все это соответствует действительности, то не стоит проявлять излишнее беспокойство. Ну а когда в жизни все приоритеты сводятся к игре, то нужно как можно скорее начать борьбу с игроманией».

Суходольская Елена Владимировна , учитель нформатики:

«Компьютерные игры

могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на детей. Отрицательное то, что на игры занимают много времени, отвлекают от других занятий и плохо влияет на состояние здоровья, может возникнуть психологическая зависимость. На здоровье ребёнка влияют электромагнитные и прочие излучения исходящие от монитора, а также наблюдается общее и зрительное утомление при долгой работе за компьютером. Положительное в компьютерной игре то, что они развивают у ребенка память, внимание, логику, быстроту реакции. Но важно знать меру, учащиеся младших классов должны проводить за компьютером не более 40 минут в день. Очень важно, чтобы был постоянный контроль со стороны родителей».

Многие дети так увлекаются играми, что живут, можно так сказать, виртуально. Реальная жизнь их начинает мало интересовать. Они всё реже общаются со сверстниками. Отсюда возникают проблемы в общении. У ребёнка пропадает интерес к учёбе. Со временем может развиться игромания.

Несколько конкретных рекомендаций родителям как уберечь ребенка от компьютерной зависимости:

  • Как можно раньше прививайте отношение к компьютеру как к средству получения знаний, а не эмоций.

  • Подберите логические, развивающие, обучающие игрушки и лимитируйте время игры.

  • Обеспечьте ребенка яркой, интересной, насыщенной жизнью (участвуйте в детском представлении, многочисленные кружки, походы и другое)

  • Предоставьте возможность самовыражаться и удовлетворять потребность в эмоциях.

  • Желательно предоставить ребенку возможность адекватного выплеска негативных эмоций, агрессии (спорт, состязательные игры, борьба)».

В результате опроса все сошлись в одном: само по себе существование компьютерных игр не может пагубно влиять на детей. Умеренное использование игр в повседневной жизни не губит детский организм. Если неукоснительно знать и соблюдать все рекомендации специалистов, компьютер не только не навредит нашему здоровью, а станет нашим другом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующие выводы:

Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днём всё больше и больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры. Компьютерные игры - явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на моих сверстников. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером.

Дети, умеренно играющие в компьютерные игры, имеют более развитое пространственное мышление, быстрее переключают внимание с одного объекта на другой, лучше следят за несколькими событиями одновременно и имеют развитое восприятие визуальной информации, чем их не играющие сверстники.

У каждого человека увлечённого компьютерной игрой постоянно возникает вопрос: что же выбрать: виртуальный или реальный мир?

Человек сам делает выбор: полноценная жизнь – или картинка на экране монитора, которая может погаснуть вместе с ним.

А чтобы легче было сделать выбор, соблюдайте простые правила:

1.Обязательно занимайтесь каким-нибудь активным видом спорта.

2. Играйте по принципу «Поиграл и хватит» – не больше одного часа в день.

3. Всегда помните мудрость: «Всё мне позволено, но не всё полезно».

После теоретических исследований я провела анкетирование среди учеников моего класса. В общей сложности я опросила двадцать человек.

Если проанализировать полученные данные, то можно заметить интересный факт: пульс повысился, кроме игры-бродилки и развивающих игр. Может быть это связано с нервной системой самого испытуемого?

Результаты проведенного исследования показали, что все ребята любят играть в компьютерные игры. Большинство не задумываются о вреде и пользе этих игр, как и о том, сколько времени можно играть.

Мои предположения не подтвердились. Нельзя сказать, что компьютерные игры – это плохо, и надо отказаться от них. Как нельзя сказать, что хорошо, и можно играть сколько хочется и в любые игры. Влияние компьютерных игр на детей неоднозначно. Кто–то развивает логическое мышление, кто-то забывает про окружающий реальный мир. Здесь нужно придерживаться главного принципа – не навреди. Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Я думаю, что моя работа была полезной и для меня и для ребят, которые увлекаются компьютерными играми.

А самое главное для родителей: не допустить, что бы виртуальный мир стал для ребёнка важнее, чем реальный.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новосельцев В.И. Компьютерные игры: детская забава или

педагогическая проблема?//Директор школы. – 2003. - № 9.

2. Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание,

1988. - 96 С. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Вычислительная техника

и ее применение»); №3.

3. А. Клименков Компьютерные дети // Компьютера. Компьютерный

еженедельник. -2007.

4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и

компьютер. - М.:ВАКО, 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. Компьютерные игры: вред или польза,

http://www.protvinoforum.ru/showthread.php?t=3894

  1. Учительский портал

http://www.uchportal.ru

3. Как влияют компьютерные игры на психику ребенка?

http://tvsemya.ru

4. Исследование влияния компьютерных игр.

http://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/computer/02/

5. Чем полезны или опасны компьютерные игр.

http://www.lexxtravel.ru/article/249-dangerous-games.html

6. Вредны ли или полезны компьютерные игры для человека?

http://profmediazone.ru/publ/1-1-0-52

7. Вся правда о компьютерных играх.

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=44668

8. Все о компьютерных играх

http://scirraconstruct.ru/partners/vse-o-kompyuternyx-igrax

9. Я и компьютер: плюсы и минусы

http://oko7.ru/ya-i-kompyuter-plyusy-i-minusy

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Как часто ты играешь в компьютерные игры?

а) каждый день б) не каждый день в) не играю

  1. Сколько часов непрерывно ты играешь на компьютере?

а) меньше часа б) 1-2 часа в) более 2 часов

  1. В какие игры тебе больше всего нравится играть?

а) стрелялки б) стратегии в) Симс г) Контр Страйк д) гонки

е) логические

  1. Как ты думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?

а) полезно б) вредно в) не знаю

  1. Какую пользу или вред наносят компьютерные игры?

вред: а) не знаю б) получаешь облучение в) ухудшается память г) болит голова

польза: (напиши свой ответ)

  1. Если есть свободное время, что ты предпочтешь?

а) погулять б) поиграть в компьютер

  1. Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?

а) да б) нет в) не всегда

  1. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

а) да б) нет

  1. Как ты думаешь, почему родители запрещают играть в компьютерные игры?

а) мера наказания б) плохие оценки в школе

в) беспокойство за мое здоровье г) долго сижу за компьютером

РЕЗУЛЬТАТЫ

АНКЕТИРОВАНИЯ ОДНОКЛАССНИКОВ

Цель: выяснить, в какие игры любят играть ученики и их отношение к компьютерным играм.

Было опрошено 19 человек.

  1. Как часто ты играешь в компьютерные игры?

  1. Сколько часов непрерывно ты играешь на компьютере?

  1. В какие игры тебе больше всего нравится играть?

  1. Как ты думаешь, полезно ли играть в компьютерные игры?

  1. Какую пользу или вред наносят компьютерные игры?

  1. Если есть свободное время, что ты предпочтешь?

  1. Ты играешь в компьютерные игры с разрешения родителей?

  1. Бывают ли у тебя ссоры с родителями из-за компьютера?

  1. Как ты думаешь, почему родители запрещают играть в компьютерные игры?

Приложение 3

Упражнения для глаз

Упражнения для снятия зрительной усталости и улучшения зрения

Устают глаза при работе за компьютером? Выполни упражнения для глаз. Если у вас устали глаза от длительной работы за экраном монитора, то выполните хотя бы несколько из описанных ниже упражнений.

Если вы хотите улучшить свое зрение, то упражнения следует выполнять ежедневно. Описание упражнений взято из комплекса занятий по йоге. Считается, что эти упражнения способствуют сохранению хорошего зрения и здоровья глаз.

Перед выполнением упражнений посоветуйтесь с врачом-офтальмологом.

Упражнения выполняются в положении сидя, голову держите прямо и неподвижно. Не напрягайтесь.

ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ В РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

Каждое из упражнений проделайте не менее 4 раз. После каждого упражнения поморгайте несколько раз, потом закройте глаза, чтобы они расслабились. Останьтесь на несколько секунд в этом положении.

- Вверх-вниз

Поднимите взгляд максимально вверх (посмотрите вверх), опустите взгляд максимально вниз (посмотрите вниз).

  • Вправо-влево

Переводите взгляд вправо-влево. Можно поднять пальцы на некотором расстоянии справа и слева от головы и смотреть поочередно на них (пальцы находятся на уровне глаз). Вы должны видеть пальцы, но не напрягайтесь. Не двигайте головой.

  • По диагонали

Теперь выполните диагональные движения глаз. Посмотрите вверх-вправо, потом вниз- влево. Выберите точки для фокусирования взгляда в указанных направлениях. Повторите диагональные движения из точки вверху-слева к точке внизу-справа и обратно.

ВРАЩЕНИЕ ГЛАЗ

К вращению глаз можно приступать только после 3-4 дней выполнения упражнений на движения глаз по сторонам. Медленно вращайте глазами по часовой стрелке, а потом против: сначала опустите глаза и посмотрите на пол, потом медленно переведите взгляд влево, выше и выше, пока не увидите потолок. Продолжайте круговое движение глаз вправо, опуская взгляд постепенно вниз, пока снова не увидите пол. Вращение выполняйте медленно. Поморгайте, закройте глаза и отдохните. Повторите упражнение в противоположном направлении. Выполните 5 полных циклов вращений. Поморгайте не меньше 5 секунд. При вращении глаза должны описывать максимально большой круг. При выполнении упражнения вы должны чувствовать небольшое напряжение глаз.

УПРАЖНЕНИЕ НА ТРЕНИРОВКУ ФОКУСИРОВАНИЯ

Возьмите в руку карандаш или используйте палец руки. Держите карандаш вертикально на расстоянии около 15-25 см от глаз (на минимальном расстоянии, на котором вы четко его видите), кончик карандаша на уровне глаз. Сфокусируйте на нем взгляд. Потом немного поднимите взгляд и посмотрите прямо вдаль (дальше 3 метров), найдите там точку, на которой можете сфокусироваться. Посмотрите опять на кончик карандаша (или пальца). Опять переведите взгляд на удаленную точку. Повторите движения 10-15 раз. Поморгайте, закройте глаза и плотно сомкните веки. Не забывайте глубоко дышать.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАССЛАБЛЕНИЕ ГЛАЗ

Потрите ладони (15-30 секунд), чтобы они стали теплыми. Положите пальцы правой руки на пальцы левой так, чтобы ладони образовали чашу. Мягко положите ладони на глаза (ладони лежат, не касаясь глаз, но полностью прикрывая их от света). Пальцы на лбу. Проверьте, что можете свободно моргать под ладонями. Постарайтесь расслабить мышцы глаз. Локти на столе или на коленях. Голову держите прямо. Дышите глубоко. Упражнение следует выполнять, начав с 1-2 минуты. Потом каждую неделю постепенно увеличивайте длительность упражнения на минуты, пока не доведете ее до 10 минут.

Тем, кто много времени проводит за монитором, врачи-офтальмологи советуют чаще мигать

Тем, кто много времени проводит за монитором, врачи- офтальмологи советуют чаще мигать. При длительной работе за монитором мы мигаем реже, чем обычно. Из-за этого наши глаза хуже смачиваются слезной жидкостью, и как следствие этого возникает зрительный дискомфорт, глаза чешутся, появляется ощущение песка в глазах.

Чтобы глаза меньше уставали, рекомендуется мигать каждые 3-4 секунды в течение 2 минут.

Выполняйте это упражнение каждый раз, когда почувствовали, что глаза начинают уставать, или примерно через каждый час работы.

Приложение 4

Приложение 5