III Международный конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«СТАРТ В НАУКЕ»
 
     

ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Ефимова Е.М., Петухова М.А.
Текст научной работы размещён без изображений и формул.
Полная версия научной работы доступна в формате PDF


Порой, фантазией реальность заменяя,

Мы забываем наш прекрасный мир.

Часами по сети гуляем!

Да! Интернет - у многих есть кумир.

Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?

Определись! И ситуацией владей!

Иначе же в сети сотрется личность,

Бесследно ты исчезнешь в ней!

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как проблема компьютерной зависимости детей в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий.

В наше время увеличивается количество детей и подростков, умеющих работать с компьютерными программами. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Поэтому с положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально - психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является компьютерная зависимость.

Цель: привлечение внимания подростков к проблемам, связанным с компьютерной зависимостью.

В связи с этим можно поставить следующие задачи:

  1. выявить наличие компьютерной зависимости среди учащихся 7-х классов;

  2. рассмотреть влияние компьютерной зависимости на личность подростка;

  3. разработать рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости.

Гипотеза исследования: уровень тревожности подростка находится в прямой зависимости от количества времени, затрачиваемого им на компьютерные игры.

Методы исследования:

  1. Изучение литературы по теме исследования.

  2. Проведение анкетирования среди учащихся 7-х классов.

  3. Теоретический анализ исследований, проведенных по данной проблеме.

ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Термин «компьютерная зависимость» определяет пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам факт формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Сейчас в России, по данным исследований, до 80% школьников в возрасте 12-13 лет страдают компьютерной зависимостью1. И выводы ученых относительно дальнейшего развития зависимости человека от компьютера неутешительны: все большее количество подростков и молодых людей в возрасте до 30 лет проводит в интернете, в социальных сетях и чатах или за компьютерными играми больше 5-7 часов в день, к компьютеру в последнее время все чаще тянется и более возрастное население планеты.

ВИДЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:

  1. Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр. Выделяют две группы в зависимости от характера той или иной игры:

  • ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности;

  • не ролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели — пройти игру, азарт от набора очков.

  1. Сетеголизм — зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12–14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах.

  2. Хакерство — вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Если сравнивать компьютерную зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить много общего. Большинство ученых сошлись во мнении, что не компьютер и Интернет делают человека зависимым, а человек находит деятельность, которая и становится объектом зависимости.

Можно выделить несколько основных причин, по которым подросток «уходит» в виртуальный мир:

  • отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его;

  • отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;

  • неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;

  • стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;

  • низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

  • подражание, уход из реальности вслед за родными и друзьями.

ПРИЗНАКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Можно с легкостью определить, что у человека начинается компьютерная зависимость, зная ее основные признаки:

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Подросток - это развивающая личность. В подростковом возрасте формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете.

Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения. Пренебрежению подвергаются не только отдых и сон, но и питание. На фоне компьютерной зависимости часто возникают различные заболевания желудочно-кишечного тракта: гастриты, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. Длительное пребывание за компьютером отрицательно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и глаз. Часто возникают искривления позвоночника, миопия, дальнозоркость, глаукома, синдром «сухого глаза» и дисплейный синдром.

Исследование компьютерной зависимости среди учащихся 6-х классов

Нами был проведен эксперимент на базе 7-х классов МБОУ «СОШ №1 г. Тосно с углубленным изучением отдельных предметов». В эксперименте приняли участие 69 подростков в возрасте 12-14 лет. Им было предложено сначала ответить на вопросы, ответы на которые помогут установить причину появления компьютерной зависимости

По какой причине вы «уходите» в виртуальный мир?

Количество времени, проводимого за компьютером?

Чем вы занимаетесь за компьютером?

Анализ результатов показал, что основными причинами пребывания за компьютером являются отсутствие друзей, неумение организовать свой досуг и личные неприятности. Большой процент учащихся находится в виртуальном мире более 2 часов в сутки. Очень жалко, что большинство из них это время тратят не на самообразование, а на виртуальное общение и развлечение.

Затем учащиеся прошли тест Кимберли Янг на компьютерную зависимость2.

Кимберли Янг — американский психиатр, мировой эксперт по интернет-зависимости на сегодняшний день. В 1994 году впервые создала опросник для диагностики интернет-зависимости, который лежит в основе данного теста.

Ответы даются по пятибалльной шкале: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда. При сумме баллов 0-10 – обычный пользователь, 11 - 29 баллов ситуация вполне контролируема, но могут возникнуть проблемы из-за частого пребывания в сети; при сумме 30 - 59 баллов стоит учитывать серьезное влияние компьютера и Интернета на жизнь; при сумме 60 - 80 баллов имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).

Определение степени компьютерной зависимости

у учащихся 7- классов?

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

  • доминирующий вариант ответов «часто»,

  • хорошее самочувствие, эйфорию при работе на компьютере;

  • так же опрошенные отметили, что если кто-то им мешает во время сеанса on-line – они раздражаются;

  • практически отсутствуют желающие, которые готовы времяпрепровождение со своими друзьями заменить на общение в Интернете;

  • не нашлось и таких ребят, которые считают, что время проведенное вдали от компьютера потрачено впустую.

Таким образом, можно сделать вывод об отсутствие явной компьютерной зависимости у подростков-участников исследования, но о том, что есть группа риска подростков, склонных к компьютерной зависимости можно говорить смело (4%), т.е. учащиеся, у которых есть проблемы из-за частого увеличения времени пребывания в сети. Как правило это подростки, которые не получают должного внимания, любви и заботы от родителей, не имеют возможности в реальной жизни получать что-то интересное – заниматься спортом, общаться, выезжать на природу и пр.

Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если: – в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.

ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Профилактика компьютерной зависимости у подростков в целом не отличается от профилактики других видов зависимого поведения. Наиболее важный фактор – эмоциональная обстановка в семье и духовная связь между ее членами. Вероятность развития зависимости меньше, если ребенок не чувствует одиночества и непонимания со стороны близких.

Рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости:

  • Личный пример родителей, если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.

  • Предложить другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).

  • Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. д.).

  • Контроль. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру. Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.

  • Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющего контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером. А главное, что необходимо для искоренения компьютерной зависимости, – близкие и честные отношения между всеми членами семьи. Станьте ребенку другом и помощником: пусть он знает, что всегда может на вас положиться и доверить вам свои проблемы.

  • Обращение к психологам в случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой.

Временные ограничения пребывания за компьютером3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человечество погружается в компьютерные сети, с каждым днём всё больше детей включает в структуру своих увлечений компьютерные игры.

Подсевшие на компьютер подростки — это страшное явление, чреватое нехорошими последствиями. В первую очередь, для самих детей.

Анализ результатов исследования показал, что серьезных проблем, требующих консультации специалиста, у учащихся 7-х классов не выявлено, но риск возникновения компьютерной зависимости достаточно высок. А это значит, что излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего, углубленного изучения компьютерной зависимости как модели психических расстройств. От того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей.

Все участники исследования были ознакомлены с результатами теста и возможными последствиями компьютерной зависимости, чем привлекли их внимание к данной проблеме.

Совместно с психологом разработали рекомендации для родителей учащихся по профилактике компьютерной зависимости4.

Теоретическая значимость: определяется тем, что рассмотрены виды компьютерной зависимости, ее признаки и последствия, а так же структурированы меры борьбы с компьютерной зависимостью.

Практическая значимость: в результате исследования образовалось 3 информационных продукта: информационный видеоролик, буклет «Рекомендации для родителей по профилактике компьютерной зависимости» и презентация, которые могут быть полезны в работе школьному психологу, социальному педагогу, а также родителям для профилактики компьютерной зависимости в школьном возрасте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., Торос, 2014 г, с. 107;

  2. Бурова В.А. Кибераддикты среди нас// Газета «Известия» №7, М. Речь, 2014., –с. 20;

  3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернет //Психологический журнал. № 1, Тверь, Ламор, 2014., . С. 90-100.;

  4. Войскунский А Е. Исследования Интернета в психологии // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова. М., Смысл, 2012, С 235-250;

  5. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2012, с.82-101.;

  6. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Структура субъектности младших подростков с разным уровнем игровой компьютерной зависимости / Психологический журнал, М, 2015, № 2, с. 20–31;

  7. Егорова А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2014. -190 с.;

  8. Максс В. А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. 2014., Саратов, 272-274;

  9. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. - 432 с.;

  10. Шавамиш В.В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2011;

  11. http://raevsch2.ucoz.ru/test_dlja_opredelenija_stepeni_kompjuternoj_zavisi.pdf

  12. http://www.myshared.ru/slide/262015/

  13. http://festival.1september.ru/articles/620541/

Приложение 1

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ (К. ЯНГ И Р. РОДЖЕРС)

  1. Прибегаете ли вы к общению в Интернете, чтобы завязать новые знакомства?

  2. Насколько часто вы пренебрегаете домашними обязанностями, чтобы подольше побыть в сети?

  3. Насколько часто вы предпочитаете общение в Интернете времяпрепровождению со своими друзьями на улице, в гостях?

  4. Как часто вы остаетесь в режиме on-line дольше, чем намеревались?

  5. Насколько часто близкие жалуются, что вы проводите слишком много времени за компьютером?

  6. Снижается ли ваша успеваемость в учёбе от длительного пребывания за компьютером?

  7. Как часто вы проверяете свой электронный почтовый ящик, прежде чем заняться чем-либо?

  8. Считаете ли вы время, проведённое вдали от компьютера, потраченным впустую?

  9. Отмечаете ли вы в своём поведении скрытность или стремление защититься, если окружающие интересуются вашим увлечением Интернетом?

  10. Как часто вы радуетесь тому, что можете укрыться от реальных неприятностей в виртуальном мире?

  11. Как часто вы отмечаете, что результативность вашей повседневной работы снижается от чрезмерной погруженности в Интернет?

  12. Часто ли вы замечаете за собой потребность замещения тревожных мыслей о своих неудачах успокаивающими мыслями о виртуальных возможностях?

  13. Если вам мешают во время сеанса on-line, часто ли вы раздражаетесь, выходите из себя?

  14. Предпочитаете ли вы пребывание в сети живому общению?

  15. Как часто в реальной жизни вас посещают мысли о том, что осталось потерпеть совсем чуть-чуть, и вы окажетесь в родной стихии (в Интернете)?

  16. Как часто на просьбы родных оторваться от монитора вы отвечаете: «Сейчас, еще минуточку...»?

  17. Часто ли вы безуспешно пытались сократить время пребывания в Интернете (за компьютером)?

  18. Скрываете ли вы от окружающих количество времени своего пребывания за компьютером (в режиме on-line)?

  19. Часто ли ради блужданий в сети вы отказываетесебе в необходимом отдыхе (ночном сне)?

  20. Если вы испытываете дискомфорт от неудач в реальной жизни, исчезает ли он в процессе пребывания в Интернете?

Ответьте на вопросы, используя следующую шкалу: 0 баллов – никогда; 1 балл – редко; 2 балла - иногда; 3 балла - часто; 4 балла - всегда.

Чем выше сумма баллов, полученная в результате сложения, тем выше вероятность компьютерной зависимости:

  • 10 - 29 баллов. Вы — обычный пользователь,

  • 11 - 29 баллов.Ситуация вполне контролируема, но могут возникнуть проблемы из-за частого пребывания в сети.

  • 30 - 59 баллов. Есть проблема из-за частогоувеличения времени пребывания в сети. Задумайтесь над тем, что для вашей дальнейшей жизни важнее: приобретение знаний для полного самовыражения в реальной жизни или виртуальная жизнь, где вы реализуетесь лишь частично и односторонне.

  • 60 - 80 баллов. Имеют место серьезные проблемы. В отдельных случаях необходима помощь специалиста (психотерапевта).

Приложение2

ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПО БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ИНТЕРНЕТЕ

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ученик должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

  • никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыхали проведения досуга.

  • используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить.

  • если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

  • всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.

  • используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

  • никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

  • прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.

1 http://mirvsem.info/articles/18/

2 http://raevsch2.ucoz.ru/test_dlja_opredelenija_stepeni_kompjuternoj_zavisi.pdf, см. Приложение 1

3 https://infourok.ru/prezentaciya_po_vospitatelnoy_rabote_po_profilaktike_kompyuternoy_zavisimosti_na_temu-181566.htm

4 Приложение 2